Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Регистрация права собственности на земельный участок». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 2021 года закон прямо обязывает органы регистрации прав исполнять судебные решения, которые предписывают провести кадастровый учет. Ранее это только подразумевалось и по этой причине не всегда исполнялось на практике.
Новое в составе сведений ЕГРН и кадастра
ЕДИНЫЙ ГОСРЕЕСТР НЕДВИЖИМОСТИ |
КАДАСТР НЕДВИЖИМОСТИ |
В ЕГРН вошли:
Теперь включают сведения о невозможности госрегистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок с/х назначения или его обременения до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с ненадлежащим использованием. |
Уточнено, что в отношении предприятия как имущественного комплекса указывают кадастровые номера объектов недвижимости, которые предприятие использует на праве, отличном от права собственности (например, по договору аренды)
Сведения о решении об изъятии объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд теперь вносят в кадастр недвижимости, а не в ЕГРН. |
Реестровые дела теперь ведут только в электронной форме.
С 2021 года в законе прописаны случаи, когда кадастровый учет и госрегистрацию прав проводят на основании техплана и акта обследования.
Документы для кадастрового учета
Пакет документов при постановке недвижимости будет различным в зависимости от того, какой объект вы регистрируете — земельный участок, дом, машино-место или другое сооружение.
Для постановки дома на кадастровый учет потребуется заключение кадастрового инженера, техническое заключение или технический план и межевой план участка, если он ранее не был размежеван. Составляют их кадастровые инженеры. Цена зависит от местоположения и площади объекта, в среднем цены начинаются от 8 тыс. руб. за участок 6 соток либо маленький домик до сотен тысяч рублей за «дворец» или большой массив земли, говорит адвокат Московской коллегии адвокатов ГРАД Наталья Тарасова. По ее словам, для перепланировки, перестройки или реконструкции дома также потребуется кадастровый инженер. На руках у вас должно быть заключение кадастрового инженера, техническое заключение или технический план.
Для чего может потребоваться кадастровая нумерация
Стоимостная оценка и составление перечня необходимы для удостоверения и гарантирования правомочий владельцев на принадлежащее им имущество. Регистрируются:
- Жилые строения и здания нежилого назначения;
- Помещения, предназначенные для проживания, и многоквартирные дома;
- Отдельные площади и подземные сооружения;
- Земельные территории.
По результатам внесения недвижимости в федеральную базу сведений присваивается идентификационный код и хозяину выдается выписка из ЕГРП. Без удостоверения права собственности её хозяину будет сложно совершить сделку с ней, получить наследство, невозможно произвести перепланировку помещения.
Выписка из ЕГРП может быть затребована в судебных слушаниях по имущественным спорам в роли доказательственной базы, подтверждающей владение конкретным объектом. Инициатором получения кадастрового паспорта могут выступать:
- Собственник имущества.
- Арендатор.
- Субъекты, обладающие правом бессрочного пользования активом.
- Лицами, получающими наследство.
- Иными заинтересованными людьми при наличии действующей доверенности.
Куда обращаться и сколько это стоит
Чтобы зарегистрировать участок, документы необходимо подавать непосредственно в Росреестр или МФЦ. Сделать это можно при личном визите или онлайн. Учтите, что МФЦ – посредник между заявителем и Росреестром, но это никак не влияет ни на количество подаваемых документов, ни на размер госпошлины за регистрацию земельного участка.
Сделать это должен сам собственник участка или его полномочный представитель. В первом случае необходимо будет предоставить документ, подтверждающий личность (чаще всего, паспорт). Во втором случае потребуется нотариально заверенная доверенность, которая дает право на подобные действия; ее, как указано выше, необходимо добавить в пакет документов.
Что касается стоимости, для регистрации права на участок необходимо заплатить государственную пошлину. Ее размер составляет 350 рублей (пп. 22, 24 п. 1 ст. 333.33 НК РФ) для физических лиц. Обратите внимание! Реквизиты для оплаты пошлины в Росреестре и МФЦ разные, если вы вносите деньги по определенным реквизитам, то туда же и нужно предоставлять все остальные документы, в противном случае заявление не примут.
Срок рассмотрения заявления: семь рабочих дней с даты приема документов в Росреестре, девять рабочих дней с даты приема документов в МФЦ. Росрестр предпочтителен в том случае, если вы хотите получить консультацию.
Порядок согласования местоположения границ.
Процедура согласования местоположения границ достаточно четко определена в ст. 39 и 40 Закона № 221-ФЗ и является обязательной при проведении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка.
В целом процедуру согласования можно разделить на три этапа.
I этап. Подготовительный.
В рамках данного этапа необходимо осуществить следующие действия:
-
выявить всех заинтересованных лиц (в ч. 3 ст. 39 Закона № 221-ФЗ указано, что это собственники земельных участков, лица, владеющие земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования и аренды). Следует отметить, что в Законе предусмотрены определенные исключения из данного перечня. Выявить заинтересованных лиц можно путем запроса сведений из государственного кадастра недвижимости (они носят открытый характер), хотя в большинстве случаев все заинтересованные лица известны;
-
определить, каким образом будет осуществляться согласование местоположения границ участка. Закон наделяет заказчика кадастровых работ, коим, как правило, является собственник земельного участка, правом выбора – устанавливать границы земельного участка на местности или нет (ч. 5 ст. 39 Закона № 221-ФЗ). Однако заказчику кадастровых работ нужно помнить, что заинтересованные лица имеют право потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности;
-
определить порядок проведения согласования местоположения границ земельного участка. Данное решение принимается кадастровым инженером. Законодательством предусмотрены только два варианта этой процедуры: проведение собрания заинтересованных лиц или согласование с каждым из них в индивидуальном порядке (ч. 7 ст. 39 Закона № 221-ФЗ);
-
довести до заинтересованных лиц информацию о проведении собрания (если кадастровый инженер решил его проводить). Форма извещения о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка утверждена Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412.
В соответствии с ч. 9 ст. 39 Закона № 221-ФЗ в извещении о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка должны быть указаны:
- сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
- сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
- кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;
- порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где можно ознакомиться с проектом;
- место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;
- сроки и почтовый адрес для вручения или направления требований о проведении согласования местоположения границ с установлением их на местности и (или) обоснованных возражений в письменной форме.
Согласно ч. 8 ст. 39 Закона № 221-ФЗ извещение заинтересованных лиц может осуществляться четырьмя способами:
1. непосредственное вручение извещения под расписку заинтересованным лицам или их представителям;
2. направление извещения с уведомлением о вручении по почтовым адресам;
3.направление извещения по адресам электронной почты заинтересованных лиц в соответствии с кадастровыми сведениями (при их наличии);
4.опубликование сообщения о проведении собрания в порядке, установленном для официальной публикации муниципальных правовых актов и иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Однако опубликование допускается лишь в следующих случаях:
- в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любо-го из заинтересованных лиц;
- получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
- смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Разрешение споров при согласовании местоположения границ участка.
В пункте 86 Приказа Минэкономразвития России № 412 предусмотрена процедура досудебного урегулирования спора, в соответствии с которой обоснованные возражения о местоположении границы могут быть сняты путем проведения повторного согласования. В этом случае оформляется новая редакция чертежа, на обороте которого составляется акт, содержащий сведения о согласовании местоположения отдельных характерных точек или частей границы, в отношении которых ранее имелись возражения. При этом в состав межевого плана включаются все редакции чертежа и акта согласования. Таким образом, заинтересованное лицо соглашается с местоположением границ смежного землепользователя.
В соответствии с п. 5 ст. 40 Закона № 221-ФЗ не урегулированные споры должны разрешаться в судебном порядке. Следует отметить, что осуществление кадастрового учета не является соревнованием, которое проводится по принципу «кто успел, тот и съел», поэтому постановка на кадастровый учет земельного участка смежного собственника и регистрация права собственности на него еще не свидетельствуют об определении смежной границы в окончательной форме.
Прежде всего нужно провести тщательную подготовку к предстоящему судебному разбирательству, в рамках которой необходимо осуществить следующие действия:
- Затребовать сведения о земельном участке заинтересованного лица (смежного собственника) из государственного кадастра недвижимости (благо, они носят открытый характер).
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона № 221-ФЗ сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде:
- копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости (межевой план);
- кадастровой выписки об объекте недвижимости;
- кадастрового паспорта объекта недвижимости;
- кадастрового плана территории;
- в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Наиболее содержательными из перечисленных документов являются межевой план и кадастровая выписка о земельном участке. На наш субъективный взгляд, лучше всего затребовать кадастровую выписку, так как она отражает необходимые сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости. Сведения могут запрашиваться любым заинтересованным лицом, но следует помнить, что за их предоставление взимается плата.
- Потребовать от кадастрового инженера вынесения заключения о возможных причинах принятия решения о приостановлении кадастрового учета. В соответствии с п. 12 Приказа Минэкономразвития России № 412 раздел «Заключение кадастрового инженера» включается в состав межевого плана в следующих случаях:
- в ходе кадастровых работ выявлены несоответствия кадастровых сведений о местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков, границ муниципальных образований или населенных пунктов их фактическому местоположению, наличие которых является препятствием для постановки образуемых земельных участков на государственный кадастровый учет или для кадастрового учета изменений существующих земельных участков;
- имеются неснятые возражения по поводу местоположения границ земельного участка, выделяемого в счет доли (долей) в праве на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения;
- в иных случаях, в том числе если по усмотрению лица, выполняющего кадастровые работы, необходимо дополнительно обосновать результаты кадастровых работ (например, раз-меры образуемых земельных участков).
При вынесении заключения кадастровый инженер должен сравнить координаты поворотных точек границы земельного участка смежного собственника, указанных в кадастровой выписке или межевом плане, с координатами поворотных точек, полученных им при осуществлении кадастровых работ по уточнению границ вашего земельного участка. Кроме того, он должен определить площадь наложения земельных участков.
Самыми существенными обстоятельствами, подтверждающими правоту кадастрового инженера, являются нарушения, допущенные при установлении местоположения границ смежного земельного участка. Поэтому нужно провести контрольный замер поворотных точек вашего и смежного земельного участков. Необходимо обратить внимание на природные или искусственного происхождения объекты, существующие на местности 15 лет и более и позволяющие определить местоположение границ земельного участка. Такими объектами могут быть забор (его остатки), столбы, пни, различные насаждения, деревья. Закон предписывает, что при отсутствии сведений о координатах границ в правоустанавливающих документах нужно определять местоположение границ только по этим объектам, а не произвольно.
Следует изучить правоустанавливающие документы на земельные участки. Ими могут быть выписки из похозяйственной книги, технические паспорта и другие документы, где были определены размеры земельных участков, которые можно сравнить с размерами, полученными при контрольном замере.
В заключении кадастрового инженера должен быть сформулирован вывод на предмет соответствия проведения кадастровых работ по уточнению границ земельного участка требованиям законодательства РФ и возможных вариантов решения земельного спора.
- Подготовить исковое заявление об установлении местоположения границ земельного участка, в основу которого нужно положить заключение кадастрового инженера. Существует определенная сложность в формулировании исковых требований. В связи с тем что сведения о земельном участке включаются в государственный кадастр недвижимости на основании межевого плана (ч. 2 ст. 16 Закона № 221-ФЗ), исковые требования необходимо изложить следующим образом:
- признать местоположение смежной границы по координатам поворотных точек, указанных в межевом плане и кадастровой выписке о земельном участке заинтересованного лица, кадастровой ошибкой в сведениях;
- установить смежную границу между земельными участками в соответствии с координатами поворотных точек, указанных в заключении кадастрового инженера (как правило, они совпадают с поворотными точками, указанными в межевом плане вашего земельного участка);
- обязать орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости (п. 4 ст. 28 Закона № 221-ФЗ).
- Подать исковое заявление в суд. В качестве ответчика следует привлечь смежного землепользователя. Также представляется необходимым привлечение в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, органа, осуществляющего кадастровый учет, а также кадастровых инженеров.
Постановка земельного участка на кадастровый учет
Участок можно поставить на учет только после его образования (формирования) с определением координат границ. Особенности подготовки документов на землю перед обращением в Росреестр заключаются в следующем:
- участок может быть сформирован путем разграничения муниципальных и государственных земель, в ходе раздела, выдела или объединения;
- постановка земли на кадастровый учет осуществляется по информации из межевого плана;
- для изготовления межевого плана инженер проводит обследования и съемки, определяет координаты границ, описывает их в текстовой и графической форме;
- обязательным приложением межевого плана является акт согласования границ с владельцами близлежащих участков (соседями).
Как поставить объект на кадастровый учет
Порядок постановки недвижимости на кадастровый учет регламентирован Законом № 218-ФЗ и для этого нужно:
- Завершить строительные работы и ввести объект в эксплуатацию (для ИЖС подается уведомление в местную администрацию);
- Заказывается и делается Техплан, готовятся документы подтверждающие права на объект;
- Документы с заявлением подаются в МФЦ или непосредственно в отделение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра). Хотя сама постановка на учет будет осуществляться только специалистами Росреестра;
- После завершения обязательных процедур будет выдана выписка из реестра недвижимости с кадастровым номером объекта.
Документы может подать собственник или его представитель по доверенности. Технические и межевые планы выдаются собственнику на диске, либо направляются кадастровым инженером напрямую в Росреестр.
Аналогичные правила применяются при изменении характеристик строения или помещения.
Кто и на каком основании проводит процедуру регистрации?
Поставить ЗУ на кадастровый учёт имеют право следующие категории лиц:
- Собственник участка.
- Арендатор, при сроке аренды более 5 лет.
- Субъект бессрочного пользования ЗУ.
- Носитель права пожизненного наследуемого владения.
- Лицо, действующее от имени всех вышеуказанных лиц, действующее по доверенности, заверенной нотариусом.
Кроме этого, бывают моменты, когда за регистрацией обращается гражданин, случай которого не подходит для простой регистрации:
- К примеру, участок перешёл по наследству, а без государственной регистрации, стать его полноправным собственником невозможно, поэтому на кадастровый учёт недвижимость ставит сам наследник.
- Либо ситуация, когда гражданин хочет купить ЗУ, который принадлежит государству или муниципалитету.
Покупатель делает запрос в муниципалитет, который согласовывает ему постановку участка на учёт, а после производится непосредственно сам выкуп.
Основаниями для постановки на учёт являются следующие документы:
- Акты, устанавливающие переход, возникновение, прекращение или ограничение права объекта. Выдаются органами государственной власти или местного самоуправления, имеющие на это соответствующие компетенции.
- Свидетельства о праве на наследство.
- Договор и другие соглашения, которые были заключены при совершении сделки.
- Судебные акты (только вступившие в законную силу).
- Свидетельства о праве на ЗУ, которые выдали уполномоченные государственные органы.
- Межевой план или акт обследования, составленные согласно законодательству.
- Карта-план ЗУ, подготовленная в результате выполнения кадастровых работ.
- Прочие документы, подтверждающие наличие, возникновение, переход, ограничение прав и т.д. на ЗУ.
Налог за процедуру взимается в объеме установленной госпошлины и является небольшим, однако, подготовка требуемого пакета бумаг влечет за собой существенные затраты.
Расценки работ кадастровых специалистов и организаций зависят от территориального расположения. Например, в Москве, межевание на порядок выше, чем в г. Чебоксары Приволжского федерального округа, и составляет 20 000 – 40 000 руб.
В Тверской же области подобные услуги будут составлять 2 000 – 14 000 руб. Немаловажными критериями, от которых зависит цена, являются размер участка, его категория и размещение на местности, профессионализм специалиста и т. д.
Стоит также обратить внимание на то, что вся работа специалистов должна вестись согласно заявленным требованиям и инструкциям. Именно поэтому крайне важно иметь дело с опытными профессионалами.
Причины отказа в осуществлении учета земельных участков
При подаче документов может быть произведен отказ. Подобные ситуации возникают в следующих случаях:
- гражданин, оставивший заявку, не обладает полномочиями пользоваться данным участком;
- обращение ненадлежащего лица, например несовершеннолетнего и т. д.;
- заявление противоречит требуемым нормам;
- запрашиваемые права заявителя противоречат законодательству РФ или же не могут быть осуществлены в процедуре регистрации;
- не подготовлен полный пакет необходимых бумаг;
- поданные сведения не являются достоверными;
- документы, в том числе заявление, оформлены неверно;
- заключение о проведении процедуры межевания или другие бумаги подписаны лицом, не имеющим полномочий;
- бумаги были поданы другим собственником или на иную сделку с этим же наделом;
- нет согласия всех сторон на запрашиваемое мероприятие;
- владение не представляет собой недвижимость, требующую внесения в базу;
- границы участка заходят за соседние и пересекают их, данный факт свидетельствует о том, что процедура межевания была проведена неграмотно и с нарушением общепринятых требований;
- размеры земельного надела не уточнены, или был проведен их сдвиг;
- площадь отличается от допущенных в Едином государственном реестре норм по размеру площадей;
- владение разбито на 2 и более территории, уже имеющие свои документы;
- часть надела заходит за государственную территорию;
- местоположение строения недостоверно в соответствии с планом;
- указанная площадь и другие сведения не соответствуют действительности.
Приостановка процедуры и отказ в регистрации
Закон определяет 59 оснований, по которым регистрационный орган вправе приостановить процедуру постановки на учет. В соответствии со ст. 26 ФЗ № 218, приостановка кадастрового учета земельного участка допустима в случаях, когда:
- заявление и документы подает лицо, которое не имеет на это права;
- предоставлен неполный пакет документов, они не являются подлинными, или содержат недостоверные сведения;
- основание возникновения прав признано недействительным либо документ издан не уполномоченным органом власти;
- объект не является недвижимостью;
- границы одного участка накладываются на границы другого, в том числе, если это земли лесного фонда, особо охраняемых территорий либо другого населенного пункта;
- при установлении границ нарушен порядок их согласования;
- размер образованного участка меньше или больше предельных параметров, установленных для данной местности, и так далее.
Регистрационные мероприятия будут приостановлены до устранения причин, но не дольше, чем на 3 месяца. Если за это время заявитель не примет меры, ст. 27 ФЗ № 218 разрешает регистратору отказать ему в предоставлении услуги.
Что такое кадастровый учет?
Государственный кадастровый учет – это процедура регистрации данных о конкретном земельном участке в Едином госреестре недвижимости. По внесенной в ЕГРН информации (площадь участка, его границы, категория земли, адрес местонахождения и т.д.) происходит:
- идентификация земельного участка;
- подтверждаются его индивидуальные характеристики;
- формируется право у владельца участка распоряжаться им, как объектом собственности.
Как понять, что такое кадастровый учет, на практике? Участку присваивается уникальный индивидуальный кадастровый номер, который выделяет его среди множества других и однозначно подтверждает его существование.
Чтобы собственник земельного участка мог полноправно им распоряжаться, необходимо оформить кадастровый учет. Кадастровый учет – это обязательное условие для:
- фиксации прав на землю, а также получения соответствующих подтверждающих документов;
- совершения любых сделок с земельным участком (продажа, дарение, обмен и т.п.).
Приостановка или отказ в постановке на учет
При необходимости поставить на учет надел некоторые собственники сталкиваются с проблемой отказа или приостановлении такого процесса. Такие ситуации могут возникать в таких случаях:
- если в поданных бумагах документации имеют место разногласия – то есть сведения в одном документе противоречат сведениям в другом;
- если относительно существующих границ надела имеет место спор между заинтересованными лицами;
- если предоставлена не вся документация, что необходима в конкретном случае;
- если текст заявления, которое было предоставлено, оформлен не в соответствии с правилами;
- если отсутствует право постановки на учет в связи с тем, что заявитель не входит в перечень лиц, что могут подавать документы.
Зачем нужна регистрация участков в кадастре
Постановка объекта недвижимости на кадастровый учет позволяет распоряжаться собственностью в полной мере, а также осуществлять юридические операции. В соответствии с Федеральным Законом о регистрации, оформление прав собственности и государственный учет осуществляется совместно. Результатом данной операции служат несколько возможностей:
- Обоснование права собственности на законном уровне;
- Способность осуществлять юридические сделки, такие как продажа, дарение либо обмен имущества;
- Определение границ земельного участка и предотвращение конфликтных ситуаций с соседями;
- Постройка ОКС, а также инженерных коммуникаций.