Реализация права: понятие, формы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Реализация права: понятие, формы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Право целенаправленно воздействует на волю и сознание людей, побуждая их вести себя в соответствии с законом, упорядочивает общественные отношения, приводит поведение отдельной личности в соответствие с интересами общества и государства. Таким образом достигается цель права — претворение его норм в реальную жизнь, их реализация в правомерном поведении конкретных субъектов. Это есть тот социальный результат, которого ожидает законодатель, на который он рассчитывает.

Пробелы в праве. Юридические коллизии и способы их устранения

Ни одно законодательство, даже самое совершенное, не может предусмотреть всех возможных жизненных ситуаций. Может случиться так, что общественные отношения, требующие правового урегулирования, возникли, а соответствующей нормы права нет.

В этом случае мы сталкиваемся с пробелами в праве.

Пробел в праве — отсутствие в действующем законодательстве нормативных предписаний в отношении жизненных обстоятельств, которые находятся в сфере правового регулирования и требуют юридического воздействия.

Пробелы в праве нежелательны, но объективно возможны.

Следует, на наш взгляд, согласиться с тем, что пробел не всегда просчет законодателя. Ведь наряду с первоначальной пробельностью, обусловленной тем, что законодатель не смог охватить формулировками нормативного акта все жизненные случаи, допустил просчеты в юридической технике, существует последующая пробельность, вызванная появлением новых отношений, которые хотя и охватываются правом, не могли быть в деталях предусмотрены законодателем.

Пробелы в праве восполняются путем принятия соответствующим органом недостающей нормы. Однако нормотворчество — длительный процесс, и быстрое устранение пробелов таким способом не всегда возможно. В юриспруденции выработаны определенные приемы, позволяющие оперативно преодолеть пробелы в праве. Для этого используется институт аналогии. Аналогия — это сходство между явлениями, предметами, понятиями.

В теории права под аналогией понимается сходство юридических норм, общественных отношений, конкретных ситуаций. Принято различать аналогию закона и аналогию права.

Аналогия закона — решение дела или отдельного юридического вопроса на основании закона, регулирующего сходные общественные отношения.

Актуальность темы. Роль нормы права в юриспруденции очень велика. Норма права является основной составляющей, входящей в систему правовых средств, без которой дальнейшее развитие права не возможно. Правовая норма — это первичная, элементарная частица, «клеточка» внутреннего строения права. Именно из норм права складываются, отрасли права, институты, система в целом.

Норма права является одной из центральных категорий юридической науки. Как правовой феномен она всегда находится в фокусе внимания ученых-юристов и практиков; явление это весьма динамичное, связанное с объективными закономерностями функционирования и развития общества.

Изучение правовых норм, их структуры и видов, способов образования и реализации имеет в первую очередь практическую значимость, так как каждый человек сталкивается с ними в повседневной жизни. И ясное представление о правовых нормах — элементарных составляющих права позволит легче и быстрее разобраться в сложной системе права и эффективно использовать эти знания в реальных жизненных ситуациях.

Разнообразие общественных отношений, а также многообразие жизненных ситуаций вместе со способностью человека реагировать на происходящее обуславливают то, что правовые нормы становятся довольно разнообразны. Основания для проведения классификации могут быть самыми разными.

Вопрос о классификации норм права имеет не только теоретическое (направленное на более глубокое познание норм права), но и практическое значение. На практике нередко требуется отнести норму к тому или иному виду, чтобы принять правильное решение по конкретному делу, разрешить спор.

Степень научной разработанности темы. Нормам права, как «исходному элементу», «клеточке» права, масштабу поведения, регулятору общественных отношений посвящено немало работ (труды М.И. Байтина, В.К. Бабаева, Я.М. Брайнина, А.Г. Братко, А.Б. Венгерова, С.А. Комарова, О.Э. Лейста, А.В. Малько, А.С. Пиголкина и др.).

Объект исследования — нормы права и их осуществление в деятельности, поведении людей.

Предмет исследования — особенности классификации и виды правовых норм.

Цель курсовой работы – исследование классификации правовых норм.

Исходя из цели, в работе решаются следующие задачи:

— изучить понятие и значение категории «норма права»;

— охарактеризовать признаки правовых норм;

— описать способы изложения правовых норм;

— рассмотреть значение классификации правовых норм;

— исследовать основные классификационные признаки правовых норм.

Методологическая основа исследования. В ходе исследования применялись комплексный и системный подходы к изучаемым явлениям и процессам, применялись различные научные методы: формально-логический, сравнительно-правовой, технико-юридический, анализ, синтез и др.

Информационной основой работы стали нормативно-правовые акты, учебная литература, а также материалы периодической печати по рассматриваемой проблематике.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает введение, две главы, заключение, список использованных источников.

Формы реализации налогового права

Осуществление норма налогового права – это процесс, который предусматривает внедрение всех требований этой отрасли нормы в жизнь. Материализация налогово-правовых норм подразумевает под собой применение этих норм непосредственно государством и муниципальными учреждениями, а также гражданами своей страны. Цели, которые предусматривает реализация норм налогового права, заключаются в приобретении, сохранении определенных общественных благ.

Для государства самая главная цель осуществления налоговой нормы – это формальное пополнение бюджета и регулирующее влияние на экономическую отрасль. Если рассмотреть реализацию права со стороны налогоплательщика, то его цель – это выполнение своих обязанностей при условии, что собственное благосостояние будет максимально сохранено.

1. Теория государства и права является юридической наукой, которая входит в состав правосудия и изучает:

а) государство;

б) право;

в) государство и право;

г) государственно-правовые явления общества.

2. Что из указанного не относится к частнонаучным методам ТГиП:

а) логический метод;

б) системный метод;

в) сравнительный метод;

г) статистический метод.

3. С какими общественными науками связана Теория государства и права?

а) с историй и философией;

б) с социологией и политологией;

в) со всеми указанными общественными науками;

г) ТГиП не связана с общественными науками.

4. Как называется теория возникновения государства, согласно которой государство является естественным результатом процесса эволюции?

а) психологическая;

б) договорная;

в) органическая;

г) историко-материалистическая.

5. К основным признакам государства относятся:

а) население;

б) территория;

в) наличие государственной власти;

г) все вышеперечисленное.

6. Какие факторы влияют на развитие государства?

а) национальный состав населения;

б) территория и географическое положение;

в) культура;

г) все вышеперечисленное.

7. По продолжительности действия функции государства делятся на:

а) общие и особенные;

б) основные и неосновные;

в) внешние и внутренние;

г) постоянные и временные.

8. Укажите две основные формы правления:

а) монархия и республика;

б) абсолютная и ограниченная монархия;

в) президентская и парламентская республика;

г) ограниченная монархия и парламентская республика.

9. Простое единое государство, которое не имеет в своем составе иных государственных образований, называется:

а) простое государство;

б) унитарное государство;

в) централизованное государство;

г) монархия.

10. По каким основаниям осуществляется классификация органов государства:

а) по алфавиту;

б) по юридической силе;

в) по принципу разделения властей;

г) классификация органов государства не осуществляется.

11. Чем право отличается от других социальных норм:

а) названием;

б) понятием;

в) признаками;

г) принципами.

12. Что из перечисленного относится к отраслевым принципам права?

а) федерализм;

б) равенство всех форм собственности;

в) равенство граждан перед законом;

г) законность.

13. Нормативно-правовые акты делятся на:

а) законы и подзаконные акты;

б) законы и кодексы;

в) законы и указы;

г) законы и постановления.

14. Распространение действия нормативного акта на общественные отношения, которые возникли до его вступления в силу, называется:

а) прямая сила;

б) обратная сила;

в) внешняя сила;

г) внутренняя сила.

15. По какому критерию производится разделение юридических норм на конституционные, гражданские, уголовные, административные и пр.?

а) в зависимости от правового регулирования;

б) в зависимости от метода правового регулирования;

в) в зависимости от времени действия;

г) в зависимости от сферы действия.

16. В зависимости от предмета и метода правового регулирования отрасли права делятся:

а) на базовые и производные;

б) на производные и специальные;

в) на базовые и процессуальные;

г) на базовые, производные и процессуальные.

17. В зависимости от степени определенности правоотношения могут быть разделены:

а) на регулятивные и охранительные;

б) на простые и сложные;

в) на кратковременные и долговременные;

г) на относительные и абсолютные.

Читайте также:  Губернаторские выплаты на детей в 2023 году: что нового в Перми

18. Мера возможного поведения субъекта правоотношения называется:

а) право;

б) субъективное право;

в) обязанность;

г) юридическая обязанность.

19. Как называется форма реализации норм, содержащих запреты?

а) использование;

б) исполнение;

в) соблюдение;

г) применение.

20. Способность правонарушения причинять вред общественным отношениям называется:

а) общественная опасность;

б) противоправность;

в) виновность;

г) наказуемость.

1. Объективные свойства государства и права, а также закономерности их возникновения, функционирования и развития, как относительно самостоятельных общественных институтов, — это:

а) понятие ТГиП;

б) предмет ТГиП;

в) метод ТГиП;

г) система ТГиП.

2. Что из указанного входит в Теорию государства:

а) понятие и признаки государства;

б) понятие и признаки права;

в) правонарушение;

г) юридическая ответственность.

3. К социальным причинам возникновения государства не относятся:

а) распад родового строя;

б) разделение общественных интересов;

в) разделение общества на классы;

г) разделение труда.

4. К какому виду регулирования относятся правила, адресованные всем членам общества?

а) к индивидуальному;

б) к коллективному;

в) к нормативному;

г) к ненормативному.

5. Социальное назначение государства раскрывается через понятие:

а) сущность государства;

б) задачи государства;

в) признаки государства;

г) функции государства.

6. Основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач называются:

а) функции государства;

б) признаки государства;

в) задачи государства;

г) принципы государства.

7. С помощью каких методов осуществляются функции государства:

а) предупреждение;

б) убеждение;

в) принуждение;

г) убеждение и принуждение.

8. Форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одном лице полномочия главы государства и главы правительства, называется:

а) республика;

б) парламентская республика;

в) президентская республика;

г) смешанная республика.

9. Система методов, способов и средств осуществления политической власти называется:

а) политический режим;

б) форма государства;

в) форма правления;

г) государственное устройство.

10. По характеру компетенции органы государства делятся:

а) на коллегиальные и единоличные;

б) на органы общей и специальной компетенции;

в) на первичные и производные;

г) на постоянные и временные.

11. Принципы права делятся:

а) на общие и отраслевые;

б) на общие и особенные;

в) на отраслевые и межотраслевые;

г) на общие и частные.

12. Решения по конкретному делу, которыми необходимо руководствоваться при разрешении сходных дел, называются:

а) нормы права;

б) законы;

в) правовые обычаи;

г) судебные прецеденты.

13. Порядок действия нормативно-правовых актов – это:

а) общие правила их вступления в силу;

б) правила их распространения по территории;

в) правила действия на лиц, находящихся на определенной территории;

г) общие правила их вступления в силу, распространения по территории и находящихся на ней лиц.

14. В зависимости от метода правового регулирования нормы прав делятся:

а) на материальные и процессуальные;

б) на императивные и диспозитивные;

в) на постоянные и временные;

г) на охранительные и регулятивные.

15. Как называется часть правовой нормы, которая определяет правила поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей?

а) определение;

б) гипотеза;

в) диспозиция;

г) санкция.

16. Общественные отношения, урегулированные нормами права, участники которых имеют соответствующие права и обязанности, называются:

а) правоотношения;

б) нормы права;

в) юридические отношения;

г) право в целом.

17. Как называется способность субъекта правоотношения нести ответственность за совершенные правонарушения?

а) правосубъектность;

б) правоспособность;

в) дееспособность;

г) деликтоспособность.

18. Что из указанного не относится к формам реализация права:

а) использование;

б) исполнение;

в) соблюдение;

г) все относится к формам.

19. Как называется принятие решения по конкретному делу на основе общих принципов и смысла права?

а) аналогия;

б) аналогия права;

в) аналогия закона;

г) прецедент.

20. Обязанность лица, совершившего правонарушение претерпеть неблагоприятные последствия, предусмотренные санкциями юридических норм, называется:

а) юридическая ответственность;

б) административная ответственность;

в) уголовная ответственность;

г) административная ответственность.

Нормы права – основа юридической науки, в связи с чем и по сей день это понятие остаётся объектом пристального внимания и исследования. Такое положение дел вытекает из многомерности и непрерывного развития общественных отношений. Вопросу посвящена монография ряда авторов Российской академии правосудия*, которая и взята за основу настоящего материала.

Само понятие «норма» происходит от латинского norma, что можно перевести как «правило», «образец». В философии под нормой понимаются некие границы, в рамках которых явления сохраняют свои качества и функции, задающие их (явлений) внутреннюю соразмерность**.

Говоря о нормах права, большинство исследователей подразумевает под н.п. правила поведения. Такие правила регулируют отношения в обществе, устанавливают права и обязанности для отдельных элементов такого общества – субъектов правоотношений, условия реализации таких прав и обязанностей, а также ответственность за нарушение н.п. Именно ответственность, санкция отражает основные признаки нормы. Такие нормы, условно, можно назвать общими.

Помимо общих существуют специализированные нормы: н.-дефиниции, н.-констатации, коллизионные н. и проч. В таких н. отсутствуют явно выраженные запреты, дозволения, найти в указанных н. «традиционные» гипотезу, диспозицию и санкцию не всегда удаётся. Кроме того, эти нормы не участвуют в регулировании самостоятельно, но в связке с общими нормами.

Правовое регулирование

Правовое регулирование – осуществляемое при помощи системы правовых средств воздействие на общественные отношения.

Для того чтобы общество было организованным и упорядоченным, необходимо осуществлять определенное согласование разнообразных интересов как отдельного человека так и сообщества людей. Это осуществляется посредством социального регулирования, то есть целенаправленного воздействия на поведение людей. Регулирование может быть внутренним (саморегулирование) и внешним (со стороны кого — либо).

В системе социального регулирования важная роль принадлежит именно правовому регулированию. Регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели.

Воздействие норм, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовыми. Если под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а иногда противоречащие целям законодателя, такое воздействие не может считаться правовым регулированием. Также нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Например, воздействие на сознание людей через средства массовой информации, нравственное и правовое просвещение.

Реализация права: понятие, формы

В случае соблюдения субъекты должны воздержаться от совершения противоправного действия. Другими словами, они соблюдают требования правовых норм. С юридического аспекта поведение человека может являться правомерным, неправомерным или юридически безразличным. Соблюдение правовых норм представляет собой вид правомерного поведения, его первую и наиболее общую форму реализации.

Замечание 2

Если человек ведет себя правомерно, спокойно работает и живет, ничего не нарушает, является законопослушным гражданином, то тем самым происходит достижение тех целей, на которые рассчитывал законодатель.

Среди особенностей этой формы реализации необходимо выделить:

  • пассивность в поведении субъектов, то есть воздержание от совершения неправомерного поступка;
  • реализация права происходит в наиболее общей и универсальной форме, охватывая всех без исключения индивидуальных и коллективных субъектов (это может быть как рядовой гражданин, так и президент, нижестоящие структуры или парламент и правительство);
  • отношение с правовыми запретами;
  • осуществление вне конкретного правоотношения;
  • отсутствие фиксации, происходит естественно.

В процессе исполнения субъекты исполняют возложенные на них позитивные обязанности. С помощью функций и полномочий они реализуют определенные нормы права.

§ 11.1. Понятие реализации норм права и ее основные формы

Императивные нормы права существенно отличаются от диспозитивных, являются их полной противоположностью и не предоставляют свободу действий. Они представляют собой примеры авторитарных законов и установленных правил. Императивность – абсолютная безусловность требований и достаточно точное обозначение прав и обязанностей каждой стороны в споре. Эта форма отношений полностью исключает право выбора и является основой для множества законов, например, прописанных в Уголовном кодексе.

Исполнение – форма реализации, которая выражается в действиях субъектов по осуществлению обязывающего правового предписания.

С субъективной стороны реализация права характеризуется отношением субъекта к реализуемым правовым требованиям, его установками и волей в момент совершения предписываемых действий. Реализация не состоится, если какое-либо одно из обязательных условий будет нарушено.

Соблюдение – это форма реализации права, при которой субъект строго следует установленным запретам, не совершает запрещенных действий. Реализация запрещающих норм – это воздержание субъектов от поступков, на которые нормой права наложен запрет.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения…

Только с заключением и подписанием трудового договора с работодателем гражданин становится членом данной организации и подчиняется ее внутреннему трудовому распорядку, режиму труда.

Реализация права связана прежде всего со структурой нормы права и предполагает непосредственное осуществление права самими субъектами права. Два основных уровня реализации права предполагают: реализацию диспозиции в правомерном поведении (нормальная реализация) и реализацию санкции (правообеспечительная реализация).

Читайте также:  Приданое для новорожденного «Наше сокровище»

Но в зависимости от сочетания запретов и дозволений различают два основных типа правового регулирования – общедозволительный и разрешительный.

Реализация права связана прежде всего со структурой нормы права и предполагает непосредственное осуществление права самими субъектами права. Два основных уровня реализации права предполагают: реализацию диспозиции в правомерном поведении (нормальная реализация) и реализацию санкции (правообеспечительная реализация).

Дозволение – это указание в норме права на правовую возможность. Предписание – есть требование определенного поведения, по своей сути являющееся синтезом запрета и дозволения.

Реализация права — это процесс воплощения правовых предписаний в поведении субъектов реализации права. Государство, возложив конкретную обязанность на различных субъектов общественных отношений вправе требовать соблюдения этих предписаний от субъектов, а в необходимых случаях принуждать их к этому. С правовой точки зрения поведение индивида м.

Сырых В.М. Комплексные институты как компоненты системы российского права // Журнал российского права. 2002. № 10. С. 22-27.

Предписание распространяется только на активные действия и носит не всеобщий, а специальный характер, реализуясь в строго определенных законом случаях.

В соответствии с особенностями способов правого регулирования (дозволение (управомочие), обязывание и запрет) различаются формы реализации соответствующих норм права: соблюдение, исполнение и использование.

По характеру действий субъектов, степени их активности и направленности выделяют формы непосредственной реализации права (соблюдение, исполнение, использование), и особую форму – применение.

Процессуальные нормы права устанавливают правила реализации материальных норм права.

Процессуальные нормы отвечают на вопрос, — «как реализуются нормы права?»

Примеры процессуальных норм права

1) Налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 настоящего Кодекса. (п. 1 ст. 115 Налогового кодекса Российской Федерации)

2) Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей. (ст. 384 Трудового кодекса Российской Федерации)


Пример

«Обзор Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.02.2012) состоит из разделов:

Вопросы применения норм материального права

Вопросы применения норм процессуального права

Нарушение норм процессуального права в процессе правоприменения может быть основанием для отмены принятого решения государственным органом или судом.

Так, статья 270. «Основания для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции» Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (АПК РФ) указывает, что одним из оснований для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является «нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права» (п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ).

«Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения». (ч. 3 ст. 270 АПК РФ).

Близкие нормы установлены Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ст. 310) и иными нормативными актами.

Формы реализации права (соблюдение, исполнение, использование права)

Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характе­ра субъективных прав и обязанностей различают три основ­ных вида регулятивных норм: управомочивающие; обязывающие; зап­рещающие.

Закон.Ру – официально зарегистрированное СМИ. Ссылка на настоящую статью будет выглядеть следующим образом: Рожкова М.А. Нормативное регулирование (правовое, техническое, этическое) – что это такое и каким образом его разграничивать? [Электронный ресурс] // Закон.ру. 2020. 21 апреля.

Идеальная правовая норма выглядит примерно следующим образом: описание ситуации, когда она применяется (например, у налогоплательщика был доход за отчетный год); описание собственно правила поведения в этой ситуации (надо подать налоговую декларацию и уплатить налог); определение ответственности за невыполнение правила (штраф за неподачу декларации или за неуплату налогов).

Следствием широкого обсуждения техническими специалистами этого заключения стала сумятица в правовой среде, повлекшая утверждения, что физические объекты, включенные в Интернет вещей, становятся таким образом квази-субъектами права.

Правовые нормы предназначены для регламентации целого вида отношений в обществе и направлены они на круг людей, которые обладают общими признаками, характерными для своего круга лиц.

Понятие нормы права и ее структура

Это — одна из нормативных систем, регулирующая отношения в обществе, действия и поведение людей, функционирование объединений и государственных органов.

И, наконец, санкцией обозначают обеспечивающий механизм нормы прав – указание на те неблагоприятные последствия, которые могут возникнуть у нарушителя правила поведения (диспозиции).

На возможность проявления структурных элементов нормы уголовного права в различных качествах обращали внимание И.С. Самощенко, О.Э. Лейст и А.С. Пиголкин.

Гипотеза может быть простой, когда устанавливается одно условие, с которым связывается действие правила поведения, сложной, когда таких условий два и более. Наконец, гипотеза может быть альтернативной, когда правило поведения действует в зависимости от одного или другого обстоятельства.

Норма права не предусматривает и не может предусмотреть в деталях каждое в отдельности жизненное обстоятельство. Она ориентируется лишь на типовые, вбирающие в себя сходные признаки и черты жизненные ситуации, при наличии которых возникает необходимость или потребность ее применения.

Формы реализации права (соблюдение, исполнение, использование права)

Написать комментарий

      В науке выделяют четыре формы реализации права:

      • соблюдение,
      • использование,
      • исполнение,
      • применение.

      Соблюдение права предполагает воздержание субъекта от совершения противоправных действий.

      Эта форма реализации права характеризуется следующими особенностями:

      • пассивностью поведения субъектов;
      • универсальностью;
      • касается преимущественно запретов;
      • осуществляется вне конкретных правоотношений;
      • происходит естественно, нигде не фиксируется.

      Исполнение права проявляется в виде активных действий субъектами возложенных на них обязанностей. В этой форме реализуются обязывающие нормы. Прохождение срочной службы в армии, уплата налогов, оплата проезда – все эти действия являются примерами исполнения права.

      Основными признаками правореализации являются:

      • активные действия субъектов права;
      • распространяется в основном на обязывающие нормы права;
      • отличается властностью предписаний, т.к. за нарушение юридической нормы следуют санкции;
      • правоисполнительные действия в большинстве случаев четко оформлены и зафиксированы.

      Использование права – форма правореализации, при которой субъекты права по своему желанию осуществляют предоставленные им нормами права возможности (примерами правоиспользования физическими лицами являются вступление в брак, заключение договора купли-продажи; государственными органами и юридическими лицами: выплата пенсии, заработной платы, вручение паспорта и т.д.).

      Использованию права присущи следующие черты:

      • добровольность – никто не может принудить субъекта права использовать свое право;
      • при данной форме права реализуются в основном управомочивающие нормы;
      • отсутствие ответственности за неиспользование своих прав для физических лиц. Неисполнение полномочий государственными органами и юридическими лицами влечет за собой юридическую ответственность.

      Правоприменение возможно при наступлении следующих обстоятельств:

      • при совершении правонарушения и необходимости применения санкции к правонарушителю, а также привлечении последнего к ответственности;
      • при недобросовестном исполнении обязательств (например, уплата штрафа, несоблюдение условий договора);
      • при препятствовании в реализации своего права субъекту (например, субъект получил ордер на квартиру, но занять ее не может в силу того, что она самоуправно занята другим субъектом);
      • при возникновении споров о праве, когда стороны не могут самостоятельно прийти к консенсусу (имущественные споры, споры о разделе наследства и пр.);
      • при необходимости государственного контроля за юридически значимыми действиями (регулирование сделок купли-продажи недвижимости, нотариальная регистрация завещаний, оформление доверенности и пр.);
      • при регулировании взаимоотношений в государственных органах (назначение на государственную должность, снятие с государственной должности и др.);
      • при реализации поощрительных норм в отношении конкретных лиц (например, представление к награде, назначение пенсии, получение премии и т.д.);
      • при необходимости законного установления наличия/отсутствия какого-либо факта, события состояния (признание лица умершим, нахождение в родстве, в браке, приобретение или утрата гражданства);
      • при наличии пробелов в законодательстве и необходимости их восполнения.

      Данный перечень обстоятельств правоприменения не является исчерпывающим.

      Выделяют два вида правоприменительной деятельности – оперативно-исполнительную и правоохранительную. Оперативно-исполнительная деятельность имеет своей направленностью, как правило, реализацию собственных полномочий (предоставление визы, регистрация брака органами загса, прием на работу администрацией учреждений, предприятий и др.).

      Правоохранительная деятельность направлена на охрану норм права от правонарушений, в том числе на контроль за соответствием деятельности субъектов юридическим предписаниям, на применение государственного принуждения к правонарушителям.

      Реализация права в форме применения имеет пять основных стадий:

      • установление фактических обстоятельств дела,
      • выбор нормы права и юридическая квалификация дела,
      • проверка и толкование нормы,
      • принятие решения по делу,
      • контрольно-исполнительная стадия.

      На стадии установления фактических обстоятельств дела совершаются различные процессуальные мероприятия (осмотр места происшествия, опрос свидетелей, сбор вещественных доказательств и пр.), устанавливаются мотивы правонарушения, выявляются его причины.

      Читайте также:  Льготы ликвидаторам и гражданам, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС

      Вторая стадия правоприменительного процесса характеризуется установлением юридической основы дела, т.е. его квалификации. Начало стадии состоит в выборе нормы, которая подлежит применению. На данной стадии производится юридическая оценка все совокупности фактических обстоятельств дела путем соотнесения их с определенными нормами права. Эта стадия требует высокого профессионализма и подготовленности лица, реализующего данную стадию правоприменительного процесса.

      На стадии проверки и толкования нормы права производится проверка юридической силы выбранной нормы, ее действия во времени, по кругу лиц, производится устранение возможных противоречий, коллизий, пробелов. В некоторых источниках данная стадия правоприменительного процесса входит в состав второй стадий.

      Вопрос 42. Использование, исполнение, соблюдение и применение права

      Важность вопросов, решаемых в ходе юридического процесса, требует всемерного обеспечения прав участвующих в нем лиц, интересов государства и общества, что невозможно без строгого, неуклонного соблюдения, исполнения правовых предписаний всеми участниками процесса.

      На решение этих задач направлена система процессуальных гарантий, т.е. специальных юридических средств, обеспечивающих соответствие закону всех процессуальных действий, а равно законность, обоснованность и справедливость принимаемых решений.

      Надо отметить, что сам юридический процесс является важной гарантией надлежащей реализации норм материального права: законность в сфере реализации норм уголовного, гражданского и других отраслей материального права в немалой степени определяется правоохранительной деятельностью соответствующих государственных органов. Но для этого законной должна быть и сама эта деятельность, что и обеспечивается системой процессуальных гарантий.

      Среди них следует выделить процессуальную форму, под которой понимается последовательный, установленный нормами процессуального права порядок рассмотрения и разрешения юрисдикционных дел (уголовных, гражданских и др.).

      В процессуальную (юридическую) форму облекаются и отдельные процессуальные действия, и процессуальная деятельность по каждому конкретному делу, и все принимаемые решения. При этом степень регламентации того или иного вида деятельности различна, что зависит как от его сложности, так и от степени значимости для дела. В уголовном процессе, например, детально регламентируются основания и порядок допроса свидетеля, но лишь указывается на возможность получения объяснений при решении вопроса о возбуждении уголовного дела.

      Важное значение имеют международно-правовые и конституционные гарантии — закрепление в международном праве и в Конституции РФ важнейших принципов юридического процесса, о которых говорилось выше.

      Процессуальные гарантии в своем единстве должны обеспечить как защиту прав и законных интересов отдельных участников процесса, так и интересы государства и общества в целом. При этом многие гарантии решают и ту и другую задачу (конституционное закрепление принципов равенства всех перед законом и судом, независимости судей и подчинения их только закону, осуществления правосудия только судом и др.). Другие же направлены прежде всего на защиту интересов обвиняемого (подсудимого) — право на защиту, презумпция невиновности и проч. Важно и то, что процессуальные правоотношения носят двусторонний характер и праву одной стороны всегда противостоит обязанность другой. Поэтому, закрепляя в законе процессуальные права граждан, государство берет на себя обязанность обеспечить их реальное осуществление. Особенно важна здесь роль процессуального контроля за деятельностью наделенных властными полномочиями правоохранительных органов.

      Реализация правовых норм – это фактическое осуществление их предписаний в поведении субъектов. Реализация права связана прежде всего со структурой нормы права и предполагает непосредственное осуществление права самими субъектами права. Два основных уровня реализации права предполагают: реализацию диспозиции в правомерном поведении (нормальная реализация) и реализацию санкции (правообеспечительная реализация).

      Реализация права предполагает осуществление юридических норм в фактическом поведении субъектов. «Реализация права всегда связана только с правомерным поведением людей, т.е. таким поведением, которое соответствует правовым предписаниям». К основным способам воздействия права на поведение людей относятся – запреты, дозволения и предписания. Запрет – требование воздерживаться от определенного действия (бездействия). Дозволение – это указание в норме права на правовую возможность. Предписание – есть требование определенного поведения, по своей сути являющееся синтезом запрета и дозволения. Предписание распространяется только на активные действия и носит не всеобщий, а специальный характер, реализуясь в строго определенных законом случаях.

      Пробел в праве – это полное или частичное отсутствие правовой нормы в действующем законодательстве при разрешении конкретных жизненных случаев, которые охватываются правовым регулированием и должны быть разрешены на основе права.

      Необходимо учитывать два основных условия пробельности:

      1. фактические обстоятельства должны находиться в сфере правового регулирования;
      2. должна отсутствовать конкретная правовая норма, призванная урегулировать определенные фактические обстоятельства.

      Пробелы в праве рассматриваются со следующих позиций:

      • пробел в позитивном праве (в законодательстве), когда нет каких-либо форм права, которые могли бы урегулировать данные фактические обстоятельства (ни закона, ни подзаконного акта, ни прецедента, ни правового обычая);
      • пробел в нормативно-правовом регулировании, когда отсутствуют и нормы закона, и нормы подзаконного акта;
      • пробел в законе, когда имеется неполное урегулирование вопроса в конкретном законе.

      Правомерно также говорить о пробелах и в иных источниках права. Отсутствие или неполнота нормы в определенном акте есть и его пробел, и пробел права в целом.

      Установление пробела связано прежде всего с правотворчеством. В процессе правотворческой деятельности проверяется необходимость урегулирования определенных отношений, констатируется наличие пробела, вырабатывается проект нормативного акта, принимается соответствующий акт, означающий положительное и окончательное установление и устранение пробела.

      Для того чтобы устранить наличие пробела, исследуются материальные общественные отношения, подлежащие урегулированию, состояние действующего по этому вопросу законодательства, компетенция правотворческих органов или иных государственных органов, призванных устранить пробел, правоприменительная практика и другие моменты.

      Наличие пробелов всегда является свидетельством несовершенства законодательства, объясняется недостатками системных связей и его систематизации, доказательством отставания законодательного регулирования определенных, особенно новых отношений, изъянами законодательной техники. В тоже время пробелы в праве объективно возможны, иногда неизбежны, потому что даже самое совершенное законодательство не в состоянии охватить все видоизменения юридической практики. Иногда приходится разрешать дела при отсутствии конкретных норм права.

      Основным способом восполнения пробела в праве является издание недостающей нормы права. В случаях, когда правотворческий орган не устранил пробел, необходимо найти нормы права, регулирующие однородное отношение. Другими словами, преодолеть пробел можно с помощью правоприменительного процесса, когда не создается новых норм права, но применяется аналогия закона и аналогия права.

      Аналогия закона – это решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не данный, а на сходные случаи в соответствии с общими принципами законодательства. «Необходимость применения данного приема заключается в том, что решение по юридическому делу обязательно должно иметь правовое основание. Поэтому если нет нормы, прямо предусматривающей спорный случай, то надо отыскать норму, регулирующую сходные со спорным отношения. Правило найденной нормы и используется в качестве правового основания при принятии решения по делу». Если при наличии пробела аналогичной нормы права не найдено, то применяется аналогия права.

      Аналогия права – это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права, если отсутствует норма, регулирующая сходные правоотношения. Особое значение в данном регулировании приобретают принципы права, закрепляемые в конституции и общих положениях (Общей части) отраслевого законодательства. Аналогия права должна применяться лишь в порядке исключения.

      Для применения аналогии закона необходимы следующие условия:

      • имеет место общественное отношение, которое по своим признакам входит в предмет правового регулирования;
      • данное общественное отношение не урегулировано нормами права, соглашением сторон или обычаем делового оборота;
      • имеется норма права, регулирующая сходное общественное отношение;
      • отсутствует противоречие между применяемой нормой и существом отношения, подлежащего урегулированию. Например, жилищное законодательство допускает перевод пригодных для проживания жилых помещений в категорию нежилых только на условиях и в порядке, установленных Жилищным кодексом. Однако эти вопросы решаются только применительно к государственному и муниципальному жилищным фондам. Применительно к частному жилищному фонду эти же вопросы могут решаться с использованием аналогии закона.

      Аналогия права допустима только при наличии пробела в законе, который не может быть восполнен с помощью аналогии закона.

      Роль права состоит в том, чтобы целенаправленно воздействовать на волю и сознание людей, побуждая их вести себя так, как предписывает законодательство, регулировать общественные отношения. Волевое поведение людей — объект правового регулирования. Через поведение участников общественных отношений достигаются те результаты, которых намерен добиться законодатель, издавая нормы права.

      Реализация правовых норм — такое поведение субъектов права, в котором воплощаются предписания правовых норм (правомерное поведение), практическая деятельность людей по осуществлению прав и выполнению юридических обязанностей. Иными словами, это воплощение в поступках людей требований, выраженных в общей форме в нормах права. Реализация норм права есть непосредственный результат правового регулирования, конкретное его проявление.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *