Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Названы важные изменения при получении водительских прав в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Постановление № 626 на продление на три года водительских удостоверений, завершающих свою активность в 2022 и 2023 году, выдвинуло правительство РФ 9 апреля 2022 года. Оно было опубликовано на официальном портале и уже вступило в силу.
Новые условия для отстранения от экзамена в ГИБДД
1 марта 2023 года вступает в силу актуализированный перечень оснований для приостановления проведения экзаменов. Также указаны причины для проставления выдачи российского и международного водительского удостоверения и проставления обмена иностранного водительского удостоверения. Вот список оснований:
- истечение срока действия паспорта;
- истечение срока действия или иного документа, удостоверяющего личность;
- истечение срока действия медзаключения;
- неявка на экзамен или для получения водительского удостоверения.
Также актуализирован перечень оснований, по которым могут аннулировать действующие права. Это может случиться в случае:
- если водительское удостоверение выдано на основании документов, которые признали подложными (поддельными), либо было доказано, что их выдавали с нарушением правил (пункт «г»);
- если подтверждено наличие у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний либо ранее не выявлявшихся медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортным средством (пункт «ж»);
- при поступлении сведений об аннулировании медицинского заключения – в случае неявки водителя транспортного средства на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование (пункт «и»).
Если в ГИБДД узнают, о том, что у водителя обнаружено заболевание, которые не было выявлено при медосмотре, водителю предложат заново пройти обследование с получить права уже с учётом нового состояния. К такой ситуации, например, можно отнести порчу зрения.
В России уже не первый месяц идет обсуждение перехода с пластиковых водительских удостоверений на электронные. Сейчас в формате эксперимента их уже используют. Для этого достаточно запросить QR-код в приложении «Госуслуги. Авто».
Именно этот QR-код и показывается сотрудникам ГИБДД вместо привычных прав. Представитель Госавтоинспекции считает все данные при помощи служебного мобильного устройства со специальным программным обеспечением.
Однако система пока работает неидеально, поэтому даже при наличии электронных прав, при себе нужно иметь пластиковое водительское удостоверение. Ели его не будет, а программа не считает QR-код, автомобилисту могут выписать штраф в размере 500 рублей.
После того, как эксперимент завершится, его результаты изучат представители МВД и ГИБДД. Только после этого ведомства примут решение о возможности перехода на цифровые права.
Какие возможности дадут новые права
Новые водительские удостоверения с микросхемами, можно будет использовать как внутренний паспорт, т.е. гражданское удостоверение личности, что существенно упростит множество операций для владельцев.
Ведущие технологи проекта поясняют, что микросхема с биометрическими данными на водительском удостоверении позволит использовать его для операций с удаленной идентификацией. Как это работает?
Когда начнут выдавать права с биометрическим чипом?
Если гражданину необходимо получить некую финансовую услугу, он может подтвердить свою личность биометрическими правами, также воспользоваться правами можно будет и при совершении каких-либо юридических операций или любых других, где будет требоваться подтверждение личности.
С 1 октября 2022 года можно предъявлять сотруднику ГИБДД электронные права – это правда?
Да, но есть нюансы…
О возможности с 1 октября 2022 года предъявлять водительское удостоверение в виде QR-кода с электронного устройства сообщил начальник ГИБДД Михаил Черников. Это произошло в ходе международного форума Kazan Digital Week, где обсуждались цифровые технологии в различных сферах жизни России.
Однако речь идёт всего лишь о пилотном проекте. Ни законом, ни даже законопроектом он не является. По факту это всего лишь инициатива Минцифр и МВД, которую как раз и начали обкатывать с 1 октября. Если эксперимент будет признан удачным, то, скорее всего, нас ждёт цифровизация водительских удостоверений.
Также Минтранс России предлагает продлить на двенадцать месяцев действие диагностических карт техосмотра
Недавно правительство утвердило новые правила техосмотра, которые вступят в силу 1 сентября 2022 года. Напомним, что обычные автомобилисты теперь проходят техосмотр только при перерегистрации автомобиля или при внесении изменений в конструкцию. Для владельцев такси, автобусов и грузовиков регулярный осмотр остался обязательным. Теперь и для тех, и для других процедуру заметно упростили.
Ранее перечень обязательных проверок включал 82 пункта, теперь — 55 пунктов.
Больше не будет проверок:
- наличия аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки и работы штатного противоугонного устройства;
- повреждения и коррозии тормозных трубок;
- уровня шума работы выпускной системы и способности стеклоомывателя подавать жидкость на лобовое стекло, но работу стеклоочистителей будут проверять, как и прежде;
- «каплепадения масел и рабочих жидкостей» из двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумулятора, системы охлаждения и кондиционера.
Как ехать за границу?
Ещё один логичный вопрос: если у водителя будут электронные права нового поколения, то каким образом их будут принимать за границей? Ответ здесь чёток и прост: никак!
Дело в том, что если Россия даже в 2020 году внедрит водительское удостоверение в цифровом формате, то она будет первой страной в мире с таким новшеством. Поэтому вполне закономерно, что вас в этом случае ждёт наказание в других странах.
Но здесь также вспомним, что МВД планирует ввести возможность получить электронные права опционально. Но также не исключён вариант, когда водитель сможет иметь оба варианта одновременно, то есть:
- при первом получении или замене в/у вам дадут пластиковые физические права старого образца,
- но также внесут в базу этот документ в электронном виде.
И тогда вы можете либо брать с собой, либо оставлять дома пластик – в последнем случае инспектор просто пробьёт его по базе. А за границу пластиковое в/у нужно будет взять с собой обязательно.
Идея двухлетней давности
Российские власти впервые задумались о переводе россиян на использование виртуальных документов еще осенью 2021 г. Об этом тогда заявил бывший вице-премьер Максим Акимов, сообщив, что инициатива подразумевает реализацию возможности предъявлять не оригиналы документов их цифровые копии, выводимые на экране мобильного устройства.
Медицинский ум: чем может помочь искусственный интеллект здравоохранению
Искусственный интеллект
По словам Максима Акимова, в первую очередь планировалось «оцифровать» паспорт гражданина России и водительское удостоверение, и в таком виде документы, по плану, должны были приниматься в любом месте их требования и использоваться, помимо прочего, для совершения юридически значимых операций.
Акимов подчеркнул тогда, что идея о создании приложения с цифровыми копиями документов. «Мы сейчас обсуждаем, нужно ли вообще стационарное решение для того, чтобы носить это в кармане. Потому что мобильность и подключенность настолько быстро меняют мир, и нам нужно будет, я полагаю, несколько форм-факторов. По крайней мере, точно мобильное приложение, которое содержало бы в себе безопасные, надежные, но, тем не менее, современные формы предъявления документа», – добавил бывший вице-премьер.
Акимов рассказал, что за основу цифрового паспорта планировалось взять государственную систему «Мир», которая уже тогда использовалась при выдаче загранпаспортов со встроенным чипом идентификации. В начале 2021 г. правительство Дмитрия Медведева ушло в отставку, и Максим Акимов оставил пост вице-премьера.
Новые категории водительских прав в 2021 году
В 2021 году водители могут получить следующие категории водительских прав.
Полная таблица категорий водительских прав:
Категория | подкатегория | Тип транспортного средства | Минимальный допустимый возраст водителя, лет |
А | Мотоциклы | 18 | |
А1 | Легкие мотоциклы | 16 | |
В | Легковые автомобили, небольшие грузовики (до 3,5 тонн) | 18 | |
ВE | Легковые автомобили с прицепом | 19 | |
В1 | Трициклы | 18 | |
С | Грузовые автомобили (от 3,5 тонн) | 18 | |
СE | Грузовые автомобили с прицепом | 19 | |
С1 | Средние грузовики (от 3,5 до 7,5 тонн) | 18 | |
С1Е | Средние грузовики с прицепом | 19 | |
D | Автобусы | 21 | |
DE | Автобусы с прицепом | 22 | |
D1 | Небольшие автобусы | 21 | |
D1E | Небольшие автобусы с прицепом | 22 | |
М | Мопеды | 16 | |
Tm | Трамваи | 21 | |
Tb | Троллейбусы | 21 |
Таким образом, в 2021 стало возможным получением прав с 16 летнего возраста, а вот если будущий водитель хочет водить автобус, то его допустят к управлению таким транспортным средством только с 21 года.
Водительское удостоверение нового образца — основные пункты, образец
Сбербанк и Министерство цифрового развития уже согласовали проект с МВД и начали тестовый запуск, при этом, начало выдачи полноценных биометрических прав назначено на 1 декабря 2021 года. Что необходимо для получения таких прав? Водительские права будут отныне получаться в обычном порядке:
Зачем в правах будет чип, расскажет это видео:
Новые водительские удостоверения с микросхемами, можно будет использовать как внутренний паспорт, т.е. гражданское удостоверение личности, что существенно упростит множество операций для владельцев.
Ведущие технологи проекта поясняют, что микросхема с биометрическими данными на водительском удостоверении позволит использовать его для операций с удаленной идентификацией. Как это работает?
«Чипированные» водительские права дают возможность гражданину РФ въезжать на территорию большинства стран на своем автомобиле, а также брать машину в аренду. В ГИБДД добавляют, что при этом желательно изучить особенности ПДД тех стран, на территорию которых гражданин РФ собирается отправиться. Внешний вид российских прав унифицирован с международными стандартами, поэтому расшифровка водительских прав нового образца 2021 года не должна вызвать сложностей.
Все водительские удостоверения международного образца выглядят примерно одинаково. Основное различие заключается в некоторых цветовых решениях и указании региона. Для российского документа это о в левом верхнем углу. Права, выдаваемые в странах Евросоюза, имеют прямоугольник в виде флага ЕС.
Новые водительские права — это очередная попытка заставить водителей раскошелиться, уверен руководитель авто-мотоассоциации Новосибирска Алексей Носов. При этом инициатива изначально исходила не от ГИБДД, а от крупных российских бизнес-структур, которые с 2013 года лоббировали свои интересы и в итоге своего добились.
«Повышенные госпошлины якобы должны пойти на специальное оборудование автомобилей ГИБДД, но реально гаишникам от этих денег достанутся крохи — основной капитал осядет в банках, через которые автомобилисты будут платить эти самые пошлины, и у разработчика чипов. В США и Великобритании водительские права сейчас уже не нужны. Все документы заменяет паспорт или удостоверение личности, — говорит Алексей Носов. — Каждый человек есть в базе и стоит только набрать его ФИО, как сразу становится ясно, есть ли у него водительские права и какой категории. Единственный плюс от «чипированного» документа в том, что с ним можно ездить по странам Евросоюза. Но большинству российских водителей это даром не нужно! Еще уверяют, что новые права якобы облегчат работу сотрудникам ГИБДД при проверке документов. Но давайте говорить честно. Количество личного состава гаишников за последние годы сократилось вдвое. Вас когда последний раз останавливали на трассе, чтобы проверить документы? В среднем это происходит раз-два в год. Поэтому говорить о сложностях работы ГИБДД в этом плане просто не приходится — везде стоят видеокамеры».
Госдумой анонсированы поправки в правила получения водительских прав, а также снижение возраста для получения прав до 17 лет. Такую инициативу выдвигал депутат Госдумы Василий Власов. По его словам, есть региональная проблема с транспортом – трудности в передвижении из субъекта в субъект. Ее острота снизится, если молодые люди смогут быть водителями и беспрепятственно передвигаться из села в город, например. Так как сейчас существует множество прецедентов нарушения правил несовершеннолетними, которые садятся за руль из-за недоступности общественного транспорта.
Сколько будет стоить?
Данный вопрос регулирует статья 333.33 Налогового кодекса РФ. Но и здесь, разумеется, никаких точностей пока не озвучено.
На сегодняшний день стоимость новых прав представлена в виде госпошлин, и действующие из них включают:
- 2 000 рублей за замену или получение пластиковых прав,
- 3 000 рублей за пластиковые права нового поколения – но здесь речь не об электронном удостоверении водителя, а о в/у со специальным чипом, которое, к слову, тоже пока не введено,
- 1 600 рублей за международные водительские права.
При замене иностранных водительских прав на российские в 2022 году следует обратить внимание на некоторые особенности:
- Если дата выдачи национальной лицензии для вождения ранее 28.03.11, то проверять ее нужно по Приложению 6 прошлой редакции Венской конвенции — от 28.09.2004. Данное положение содержится в официальном разъяснении Госавтоинспекции от 13.04.15.
- Граждане РФ могут ездить с иностранными правами, но суды иногда принимают позицию, обратную этой (решение Ленинского районного суда Тульской области по делу № 12-30/2018). Поэтому во избежание проблем и при наличии возможности удостоверение лучше поменять.
- Ограничения заниматься на машине деятельностью для извлечения прибыли не относятся только к гражданам тех государств, в которых русский язык уподобляется государственному. Если он характеризуется лишь отдельными атрибутами правительственного или юридически лимитирован, то условие действительно.
Что такое права с микрочипами и зачем они нужны?
Водительское удостоверение нового образца содержит два пункта (12 и 14), где можно найти особые пометки, ограничивающие автомобилиста в управлении конкретными категориями ТС. В графе под номером 14 такие обозначения спрятаны под аббревиатурой AS иGCL, расшифровка которых говорит следующее:
- Гражданин не имеет права передвигаться на любом виде транспорта (включая автокран, грузовик, автобус и электропогрузчик), масса которого превышает 3500 кг;
- Человеку разрешается перевозить не более 8 пассажиров в салоне;
- Гражданин прошел дополнительный курс в автошколе, что дает возможность управлять машиной с прицепом, весом до 750 кг;
- Водитель не получил должного образования для вождения мототехники.
Пометка под номером 12 на новых водительских правах больше относится к категориям А и М, так как в ней прописываются ограничения для мопедов, скутеров и мотоциклов (в том числе и с электронными двигателями). А именно:
- AS – запрещает передвижение на крытых электротележках и рикшах, имеющих мотоциклетный руль вилочного или маятникового типа;
- MS – ограничивает управление малогабаритным транспортом с автомобильным рулем и аналогичной посадкой (под этот критерий попадают небольшие автопогрузчики и тельферы);
- ML – запрещает езду на двухколесной технике, с малолитражным двигателем (скутера и мопеды).
Получить подобные метки автолюбитель может в виду разных причин. Но безосновательно устанавливать ограничения на водительское удостоверение ГИБДД не имеет права.
Поэтому, в случае обнаружения перечисленных аббревиатур в графе 12 или 14, сразу нужно обращаться к ответственному сотруднику, с заявлением на обмен корочки (совершить подобное действие можно и через сайт Госуслуг, но ждать в таком случае придется немного дольше).
Российские водительские права можно разделить на 2 вида:
- национальные (классическое водительское удостоверение);
- международные (приложение к обычным правам, переведённое на 8 мировых языков).
Редакция прав 2011 года (и все последующие формы прав) выполнены в соответствии с требованиями Венской конвенции и признаются на территории стран, её подписавших. Таких стран больше семидесяти. К ним относятся практически все европейские государства. На их территории можно пользоваться автомобилем по национальным правам. Ездить по национальным правам разрешено в тех странах, которые подписали Венскую конвенцию.
Права, выпущенные до 2011 года, действуют в этих странах с нотариально заверенным переводом.
Международный образец прав требуется в государствах, где действует Женевская конвенция и не ратифицировано Венское соглашение. Женевская конвенция, в частности, применяется в США, на Кипре, в Японии.
2020.11.27 Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 28.09.2020 № 676 «О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России по вопросам допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении» опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. Он вступает в силу с 1 декабря 2020 года.
00 00 000000 Собственник (владелец) Субъект Российской Федерации Код подразделения ГИБДД Дата выдачи |
Водительское удостоверение нового образца — основные пункты, образец
15. В строке «9. Цвет кузова (кабины, прицепа)» указывается один из следующих основных цветов, нанесенных на наружные поверхности кузова (кабины) транспортного средства: белый, желтый, коричневый, красный, оранжевый, фиолетовый, синий, зеленый, черный или наименование иного цвета.
15. В строке «9. Цвет кузова (кабины, прицепа)» указывается один из следующих основных цветов, нанесенных на наружные поверхности кузова (кабины) транспортного средства: белый, желтый, коричневый, красный, оранжевый, фиолетовый, синий, зеленый, черный, серый.
Одно из самых интересных нововведений от 1 декабря 2020 года — это ограничение перечня цветов, которые могут быть указаны в ПТС и свидетельстве о регистрации. В документах могут использоваться только следующие цвета:
белый | желтый | коричневый | красный |
оранжевый | фиолетовый | синий | зеленый |
черный | серый |
Предшествующая редакция позволяла использовать и иные цвета, однако с 1 декабря 2020 года такая возможность исключается.
Например, в ПТС и свидетельстве о регистрации не могут быть указаны голубой и розовый цвета. Как именно будут регистрироваться автомобили указанных цветов остается непонятным.
Федеральный закон о безопасности дорожного движения устанавливает срок действия национальных водительских прав. Права действуют с момента передачи до истечения указанного в них срока. Если срок действия сертификата не указан, он действителен в течение 10 лет с момента выдачи.
Водительское удостоверение нового образца — основные пункты, образец
Сбербанк и Министерство цифрового развития уже согласовали проект с МВД и начали тестовый запуск, при этом, начало выдачи полноценных биометрических прав назначено на 1 декабря 2018 года. Что необходимо для получения таких прав? Водительские права будут отныне получаться в обычном порядке:
Зачем в правах будет чип, расскажет это видео:
Новые водительские удостоверения с микросхемами, можно будет использовать как внутренний паспорт, т.е. гражданское удостоверение личности, что существенно упростит множество операций для владельцев.
Ведущие технологи проекта поясняют, что микросхема с биометрическими данными на водительском удостоверении позволит использовать его для операций с удаленной идентификацией. Как это работает?
«Чипированные» водительские права дают возможность гражданину РФ въезжать на территорию большинства стран на своем автомобиле, а также брать машину в аренду. В ГИБДД добавляют, что при этом желательно изучить особенности ПДД тех стран, на территорию которых гражданин РФ собирается отправиться. Внешний вид российских прав унифицирован с международными стандартами, поэтому расшифровка водительских прав нового образца 2018 года не должна вызвать сложностей.
Все водительские удостоверения международного образца выглядят примерно одинаково. Основное различие заключается в некоторых цветовых решениях и указании региона. Для российского документа это отметка «RUS» в левом верхнем углу. Права, выдаваемые в странах Евросоюза, имеют прямоугольник в виде флага ЕС.
Новые водительские права — это очередная попытка заставить водителей раскошелиться, уверен руководитель авто-мотоассоциации Новосибирска Алексей Носов. При этом инициатива изначально исходила не от ГИБДД, а от крупных российских бизнес-структур, которые с 2013 года лоббировали свои интересы и в итоге своего добились.
«Повышенные госпошлины якобы должны пойти на специальное оборудование автомобилей ГИБДД, но реально гаишникам от этих денег достанутся крохи — основной капитал осядет в банках, через которые автомобилисты будут платить эти самые пошлины, и у разработчика чипов. В США и Великобритании водительские права сейчас уже не нужны. Все документы заменяет паспорт или удостоверение личности, — говорит Алексей Носов. — Каждый человек есть в базе и стоит только набрать его ФИО, как сразу становится ясно, есть ли у него водительские права и какой категории. Единственный плюс от «чипированного» документа в том, что с ним можно ездить по странам Евросоюза. Но большинству российских водителей это даром не нужно! Еще уверяют, что новые права якобы облегчат работу сотрудникам ГИБДД при проверке документов. Но давайте говорить честно. Количество личного состава гаишников за последние годы сократилось вдвое. Вас когда последний раз останавливали на трассе, чтобы проверить документы? В среднем это происходит раз-два в год. Поэтому говорить о сложностях работы ГИБДД в этом плане просто не приходится — везде стоят видеокамеры».
Госдумой анонсированы поправки в правила получения водительских прав, а также снижение возраста для получения прав до 17 лет. Такую инициативу выдвигал депутат Госдумы Василий Власов. По его словам, есть региональная проблема с транспортом – трудности в передвижении из субъекта в субъект. Ее острота снизится, если молодые люди смогут быть водителями и беспрепятственно передвигаться из села в город, например. Так как сейчас существует множество прецедентов нарушения правил несовершеннолетними, которые садятся за руль из-за недоступности общественного транспорта.
В обсуждении инициативы участвовали и представители страховых компаний, которые полагают, что данное предложение приведет к убыткам по ОСАГО, ввиду неопытности и «горячности» водителей.
Тем не менее законопроект был выдвинут на обсуждение. Освещены такие вопросы как сдача экзамена в ГИБДД с письменного согласия одного из родителей (опекуна или попечителя), возможность управлять транспортным средством с 17 лет в присутствии совершеннолетнего инструктора или иного лица, имеющего опыт и действующее водительское удостоверение.
Сейчас сдать экзамен в ГИБДД можно с 16 лет, но получить права и водить автомобиль – только с 18 лет.
Ввиду того, что за 2020 год было зарегистрировано порядка 8 тысяч аварий с участием водителей, имеющих стаж менее двух лет, правительство запланировало следующие меры: публиковать информацию о ДТП с участием водителей – новичков (стаж менее двух лет), а также данные по экзаменующимся с неудовлетворительным результатом. Сведения о результатах экзаменов должны будут располагаться в открытом доступе с целью проверки качества обучения в автошколах.