Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как ФНС проверяет онлайн-кассу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Налоговая требует, чтобы онлайн-кассы были зарегистрированы в ФНС, имели нанесенный на корпус заводской номер, часы и устройство для печати фискальных документов. Это устройство обязательно должно быть встроенным в корпус, если только расчеты не производятся по интернету.
Как должны оформляться результаты проверки?
В конце каждой внеплановой проверки ККТ в 2022 году сотрудники налоговой инспекции должны составить акт. Он составляется в последний день ревизии и фиксирует все выявленные нарушения.
Многие предприниматели отказываются подписывать этот документ и даже ознакомляться с ним. А зря! В акте предприниматели имеют право отображать свои замечания и пояснения, которые в дальнейшем могут сыграть положительную роль при принятии решения о применении штрафных санкций.
Также сотрудники ФНС составляют предписание об устранении предпринимателем выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
После проверки у предпринимателя должны оставаться оригиналы акта и предписания. Не забывайте, что неподписанный документ всегда можно исправить в одностороннем порядке. И не всегда эти корректировки могут быть в пользу бизнеса. Поэтому всегда ставьте свою подпись под итоговыми документами при проверке и забирайте себе один экземпляр.
Что будет при нарушении закона 54-ФЗ?
Самые большие санкции налоговая дает за полное игнорирование закона. Индивидуальные предприниматели, которые все еще не перешли на онлайн-кассы, получат штраф в размере от 25 до 50 % всей прибыли, полученной без ее использования (но не менее 10 000 рублей).
Приведем пример. За время отсутствия онлайн-кассы вы заработали 15 000 рублей. Налоговая должна была бы выписать штраф на сумму 3750 рублей (25 % от прибыли), но выпишет на 10 000, так как это минимальный размер штрафа за эту провинность.
Санкции за нарушение тех же правил ООО выше. Вы получите штраф в размере 75-100 % чистой прибыли, но не менее 30 000 рублей. При повторном нарушении этого закона директор лишается права занимать должность в течение 1-2 лет, а бизнес приостанавливает деятельность на 90 дней.
Если же вы используете онлайн-кассу, но в процессе проверки кассы были выявлены нарушения, ИП получают штраф в размере от 1500 до 3000 рублей. ООО за ту же провинность платят от 5000 до 10 000 рублей.
Обратите внимание! В зависимости от серьезности нарушения инспектор налоговой может выписать вам обычное предупреждение и дать время на решение проблемы.
Ограничение наличных расчетов
Лимит расчетов наличными в сумме 100 тыс. руб. в рамках одного договора распространяется на платежи между субъектами предпринимательской деятельности, то есть индивидуальными предпринимателями и организациями между собой. С физическими лицами, не являющимися предпринимателями, лимит наличных расчетов не действует, так же как и при выдаче работникам из кассы подотчетных сумм, зарплаты и других социальных выплат.
Если вы оплачиваете товары или услуги наличными деньгами, то можете выдать подотчетному лицу любую сумму для оплаты, при условии, что лимит в 100 тыс. рублей в рамках одного договора будет сохраняться. Например, вы направили своего менеджера по разным адресам: купить материалы для производства, оплатить какие-либо услуги, заказать выполнение работ. Если по каждой из этих сделок сумма не превышает 100 тыс. рублей, то вы можете выдать ему до 300 тыс. рублей.
Другое дело – насколько безопасно перевозить и рассчитываться крупной суммой наличных денег? Безналичные расчеты и более выгодны (нет комиссии банка при обналичивании), и более безопасны.
Аудит производит Росфиннадзор
Представители Росфиннадзора при проведении кассового аудита действуют в согласии с п. 5.14.1 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278, Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от 11 июля 2005 г. № 89н.
В ходе ревизии или проверки кассовых операций Росфиннадзор (его территориальные подразделения) проводит комплекс действий, направленных на изучение документальной и фактической стороны кассовой дисциплины организации в конкретный период. Проверка может быть полной или выборочной, плановой или внеплановой. В ее ходе осуществляется:
- анализ информации, полученной из финансовой, бухгалтерской, кассовой и другой отчетности;
- осмотр;
- инвентаризация;
- пересчет и др. методы фактического контроля.
Срок проведения аудиторской проверки Росфиннадзором не может быть больше, чем 45 дней. Каждый раз он устанавливается индивидуально.
План проверки включает в себя различные действия, направленные на установление правильности проведения кассовых операций, а именно:
- проверка отражения в договоре с кассиром его материальной ответственности;
- наличие подписей об ознакомлении уполномоченных лиц с правилами ведения кассовых операций и материальной ответственности;
- особенности хранения денег, чековых книжек, кассовой книги;
- бумаги, касающиеся оформления денежных операций (прихода и выдачи);
- вовремя ли и в полном ли объеме сдаются деньги в ОФК;
- непревышение лимита по наличным расчетам и кассовому остатку;
- отделение собственных средств от не принадлежащих данной организации (если таковые имеются на момент ревизии);
- правильность ведения реестра депонированных сумм и контроль сдачи их в банк вовремя;
- корректность ведения накопительных ведомостей;
- истинность бумаг, содержащих основания для списания кассовых расходов;
- изучение документов, имеющих отношения к кассовым операциям (кассовой книги, балансовой документации, финансовой отчетности, чековых книжек, журналов регистрации приходных и расходных ордеров, инвентаризационных описей, ведомостей и др.).
Результат проверки оформляется актом. Обнаруженная недостача взыскивается с материально ответственного лица, излишки подлежат оприходованию. Также необходимо потребовать у кассира письменное объяснение по поводу обнаруженных нарушений и оценить его убедительность.
Что должно быть на чеке
Проверка реквизитов позволит выявить, все ли необходимые данные указаны на чеке. В законе более указаны 20 позиций, которые должны быть напечатаны. Среди них, например, дата и время продажи, адрес магазина, его ИНН, наименования товаров, регистрационный номер кассового аппарата, заводской номер фискального накопителя, название обслуживающего компанию оператора фискальных данных.
У предприятий, работающих по ЕНВД и ПСН, список печатаемых на тексте пунктов короче. Тем не менее, за отсутствие хотя бы одной позиции налоговая штрафует предпринимателей. Например, может приостановить деятельность торгового предприятия на срок до 90 дней, если на нем нет ККТ.
Проверка факта фискализации кассы позволяет узнать, зарегистрирована ли она в налоговой. Фактически, фискализация – это гарантия того, что предприниматель сообщает ФНС данные обо всех своих продажах.
Надежда Тихонова Последние изменения: август, 2020 Налоги 0 9,207 Время чтения: 4
мин.
Вопрос о том, как налоговая будет проверять онлайн-кассы интересует многих мелких предпринимателей, внедривших эти аппараты в торговле, чтобы избавиться от многочисленных посещений их налоговыми инспекторами.
Законом №290-ФЗ, введена обязательная онлайн передача электронных версий чеков всех касс на сайт налоговой службы. Для ИП и компаний, работающих по ЕНВД (налог на вмененный доход) или по процентной схеме налогообложения (ПСН), обязательно использование онлайн-касс после 01.07. 2020 г.
- печатают на чеках QR коды и ссылки;
- посылают покупателям, а также в отдел фискальных документов копии чеков;
- оснащены фискальными встроенными в корпус накопителями;
- связаны по сети с имеющим аккредитацию ОФД (отдел фискальных документов).
Покупатели на стороне налоговой
Одна из целей Закона № 54-ФЗ прописана прямо в его тексте — это защита интересов граждан, организаций, прав потребителей. У покупателей есть инструмент для охраны своих прав — это бесплатное мобильное приложение «Проверка кассового чека в ФНС России» для iOS и Android, в Play Маркете его скачали уже 100 000 раз.
С помощью приложения потребитель может проверить, отправлен ли чек в ФНС, и сообщить в госорганы о нарушении. Проверить чек можно двумя способами:
- вручную ввести дату и время покупки, тип операции, номер и сумму чека, номер ФН, фискальный признак документа;
- отсканировать QR-код на чеке, и проверка произойдет автоматически.
Глава ФНС Михаил Мишустин отметил, что граждане проверили легальность уже 30 млн чеков, сфера потребления становится все более прозрачной в том числе благодаря гражданскому контролю. «Организация контрольных мероприятий только силами налоговой администрации не обеспечит такой масштаб проверок», — цитирует Мишустина агентство «Интерфакс».
Эксперт сервиса Контур.ОФД Олеся Москалева подтверждает, что часть проверок налоговая проводит именно с подачи самих покупателей: «Со стороны налоговой стало больше проверок исполнения 54-ФЗ. К нам как оператору фискальных данных приходят запросы такого типа: в связи с камеральной проверкой деклараций или контрольными мероприятиями в отношении налогоплательщика, в связи с административным расследованием, в связи с проведением контроля и надзора по сигналу о некорректности данных чека, поступившему через мобильное приложение ФНС России. Можно сделать вывод, что потребители тоже активно защищают свои интересы, и гражданский контроль действительно работает».
Не стоит путать кассу организации и кассовый аппарат — это разные понятия. Кассовый аппарат (ККТ, ККМ) — это устройство, необходимое для получения денег от клиентов. А касса предприятия или компании — это все операции компании с наличными, которые подтверждены документами.
В кассу поступает вся выручка, в том числе полученная по кассовому аппарату. Кассой может быть всё что угодно: от ящика в столе до сейфа и отдельного помещения.
Кассовые документы должны подтверждать все действия с наличными. Таких документов пять. Обязательными являются три: приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер и кассовая книга. Кроме того, используют платёжные ведомости и книги учёта кассиром принятых денежных средств.
Каковы полномочия представителей ФНС при проведении контрольной закупки? Например, может ли она проводиться при отсутствии руководителя организации?
Для проведения проверки этого типа факт присутствия либо отсутствия руководителя роли не играет. Если руководителя нет, инспектору следует:
-
Ознакомить с поручением на проведение проверки кассира или иное лицо, которое проводит операции с наличностью. Указанный специалист должен поставить свою подпись.
-
В документах – поручении на осуществление проверки, протоколе, акте проверки – сделать отметку о том, что руководитель отсутствует.
-
Если руководитель присутствует, но не желает ставить подпись, следует также отметить это в документах.
-
Направить поручение, акт проверки, протокол в адрес организации или предпринимателя по почте.
Проверка полноты учета выручки денежных средств
После окончания рассмотрения необходимых документов начинается непосредственно административная процедура по проверке полноты учета выручки денежных средств. В ходе проверки изучаются финансовые и хозяйственные операции, совершенные проверяемым объектом в проверяемый период. Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы. Они могут проводится как сплошным, так и выборочным способом.
На данном этапе проверяющие получают от проверяемого объекта необходимые письменные объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверки, документы и их заверенные копии, необходимые для проведения контрольных действий. При необходимости в случаях, требующих применения научных, технических или иных специальных знаний, для участия в проверке привлекаются эксперты (экспертные организации).
При этом в обязательном порядке проводится проверка наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике ККТ, путем снятия остатка (пересчета) денежной наличности с учетом средств, выдаваемых кассиру перед началом рабочей смены в качестве разменной монеты, о чем составляется акт о проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике ККТ, в двух экземплярах.
Перед началом этого этапа кассир дает расписку об отсутствии или наличии в денежном ящике ККТ личных денег, представлении всех квитанций, приходных кассовых ордеров о сданной выручке, справок-отчетов кассира-операциониста, сведений о показаниях счетчиков ККТ и выручке, актов о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным (возвращенным) кассовым чекам за день проверки. Расписка оформляется в акте о проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике ККТ.
Перед снятием фискальных отчетов, сменных отчетов ККТ сверяются заводские номера этих машин, а также их регистрационные номера и ИНН с данными, внесенными в карточку регистрации ККТ. На контрольной ленте проверяется наличие всех порядковых номеров кассовых чеков, сверяются номера и суммы кассовых чеков, распечатанных на контрольной ленте, с номерами и суммами имеющихся кассовых чеков (при их наличии).
По фискальному отчету ККТ и журналу кассира-операциониста, актам о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам, расходным кассовым ордерам проверяются количество фактов возврата, а также сумма денежных средств, возвращенная покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам.
В случае расхождений фактических и учетных данных выясняются причины, берутся подробные объяснения и делаются выводы о полноте учета выручки наличных денежных средств проверяемого объекта, а также о применении (неприменении) ККТ, БСО и иных возможных причинах сложившейся недостачи (наличии излишков).
При осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи БСО проводится проверка фактического наличия БСО, по итогам которой составляется соответствующий акт в двух экземплярах. Проверка фактического наличия бланков документов строгой отчетности производится по их видам с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков документов.
Как и какие документы у вас могут потребовать
Инспекторы вправе требовать у вас только те документы и сведения, которые относятся к предмету проверки (Пункт 35 Регламента 132н; п. 30 Регламента 133н). Поэтому если к вам пришли проверять только применение ККТ, то не должны требовать документы по учету наличных (ПКО, РКО, кассовую книгу и т.д.) (Подпункт 2 п. 7 Регламента 132н; пп. 2 п. 7 Регламента 133н).
Если инспекторы хотят ознакомиться с документами прямо у вас на месте, проще дать им оригиналы. А вот если просят принести документы в инспекцию, лучше сделать копии. Не забудьте составить опись передаваемых документов и получить на ней штамп инспекции о приеме. Если же инспекторы изымают у вас оригиналы в качестве доказательств нарушения, то они должны составить протокол (Часть 5 ст. 27.10 КоАП РФ).
В Регламентах не сказано, должны ли инспекторы составить письменный запрос на необходимые им документы. Но по устному требованию лучше документы не давать — всегда просите список требуемых бумаг.
Не определен и срок представления документов. Так что, скорее всего, его проверяющие установят вам по своему усмотрению. И если в этот срок вы не уложитесь, то налоговики, возможно, попытаются вас оштрафовать (Статья 19.7 КоАП РФ). Правда, для этого их требование о представлении документов должно быть письменным, а не устным.
Обратим ваше внимание на некоторые неоднозначные ситуации, которые могут возникнуть.
(?) В ходе проверки полноты учета выручки инспекторы могут запросить у спецрежимников и предпринимателей на ОСНО книги учета доходов и расходов. Далеко не все заполняют такую книгу ежедневно. Что, если на момент проверки в ней нет записей о принятых за последнее время суммах, которые вовремя отражены в кассовой книге? Штрафа за неполное оприходование наличной выручки в этом случае не должно быть. Ведь такую выручку учитывают по приходным ордерам сначала в кассовой книге, а уже из нее суммы попадают в перечисленные книги учета. А нарушения в их ведении являются предметом совсем другой проверки — налоговой.
(?) Регламент 133н предписывает инспекторам при проверке полноты учета выручки посмотреть и ваш приказ (распоряжение) о лимите остатка наличных в кассе. Но тут Минфин сам себе противоречит. Дело в том, что этот приказ не имеет отношения к предмету проверки — полноте учета наличной выручки, поскольку касается уже следующего этапа — расходования наличных из кассы. А, как мы уже сказали, документы, не имеющие отношения к предмету проверки, требовать недопустимо (Пункт 35 Регламента 132н; п. 30 Регламента 133н). Но на деле лучше приказ о лимите все же представить, иначе инспекторы попытаются вас оштрафовать (Статья 19.7 КоАП РФ) и вам придется оспаривать штраф в суде.
Как проводится проверка?
Обратимся к Регламенту по проверке ККТ и Регламенту по проверке кассовой дисциплины , которыми установлены права и обязанности должностных лиц налоговой инспекции и проверяемых организаций (ИП) при осуществлении государственного контроля (надзора), а также состав и последовательность проведения проверок. Отметим, что указанные документы вступили в силу 05.02.2012 и 19.02.2012 соответственно. Ранее аналогичных им попросту не было. Это значит, что у проверяемых лиц появилось больше прав, и в случае невыполнения контролируемыми органами установленной процедуры они могут попытаться оспорить результаты проверки.
Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, утв. Приказом Минфина России от 17.10.2011 N 132н.
Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утв. Приказом Минфина России от 17.10.2011.
Итак, специалисты налоговой инспекции при исполнении государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации и применения имеют право (п. 7 Регламента по проверке ККТ):
- беспрепятственного доступа к ККТ проверяемого объекта, хранимым использованным контрольным лентам, накопителям фискальной памяти и программно-аппаратным средствам, обеспечивающим некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации в ККТ, и (или) автоматизированным системам, формирующим бланки строгой отчетности и документы на этих бланках, приравненные к кассовым чекам;
- получать для проверки документацию от проверяемого объекта, связанную с приобретением, регистрацией, перерегистрацией, проверкой исправности, ремонтом, техническим обслуживанием, заменой программно-аппаратных средств, вводом в эксплуатацию, применением, хранением и выводом из эксплуатации ККТ, ходом регистрации ККТ информации о платежах и ее хранением;
- получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверки;
- проводить проверки выдачи проверяемыми объектами кассовых чеков, бланков строгой отчетности, выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу));
- получать информацию о сформированных автоматизированными системами бланках строгой отчетности, заполнении бланков и выпуске автоматизированной системой документов, приравненных к кассовым чекам (информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах).
На налоговые органы возложена обязанность контролировать правильность применения ККТ, а также порядок ведения кассовых операций организаций (ИП). Отдельные нарушения (например, неполное оприходование наличной выручки в кассу, применение ККТ, которая не обеспечивает надлежащий учет денежных средств) всегда вызывают претензии со стороны проверяющих, и доказать свою правоту в суде весьма проблематично. Существует и другой тип нарушений, за который налоговики также пытаются привлечь организации (ИП) к ответственности, например выдача под отчет денежных средств без заявления подотчетного лица, выдача наличных денег под отчет без полного погашения подотчетным лицом суммы ранее выданного аванса. Если более серьезных проступков проверяющими не выявлено, организация (ИП) имеет неплохие шансы избежать штрафа, подав иск в суд. Отдельно хочется сказать об административной процедуре — проверке выдачи кассовых чеков. При ее осуществлении налоговый инспектор вправе выступать сторонним наблюдателем за процессом приобретения товара (за расчетом с покупателем). При этом участвовать в контрольной закупке он не должен.
Условие соблюдения кассовой дисциплины № 2: Лимит денег в кассе
Данный предел в компании устанавливается самостоятельно. При расчетах учитываются следующие факторы:
- сфера деятельности компании;
- сезонность;
- ежедневная выручка;
- расходы компании.
Лимит остатка — это ограничение размера «Налички», которую разрешено хранить в кассе. Деньги свыше этой суммы кладутся в банк.
Расчет лимита в кассе проводится по двум вариантам:
- по сумме доходов;
- по сумме расходов.
Первый вариант использует формулу:
Л = В / П * Ч,
Где Л – лимит в кассе, т.р.;
В – выручка компании, т.р.;
П – период времени, дни;
Ч – частота сдачи денег в кассу, дн.
Пример № 1. Исходные данные для расчета:
- пик работы магазина по выручке – 1,5 последние недели года. Официально рабочих дней – 7;
- инкассация проводится раз в 3 дня;
- выручка составила 250 т.р.;
Расчеты:
Л = 250 / 7 * 3 = 107,1 т.р.
Лимит в кассе компании должен составлять 107, 1 т.р.
Оставшаяся сумма сверх лимита должна быть передана в банк на инкассацию.
Второй вариант расчета учитывает сумму расходов компании. Формула выглядит так:
Л = Р / П * Ч,
где Р – сумма расходов фирмы, т.р.
Пример № 2. Исходные данные для расчета:
- период – август;
- число дней – 23;
- выплаты за период составили 350 т.р.;
- инкассация один раз в 7 дней.
Расчеты:
350 / 23*7 = 106,5 т.р.
Лимит в кассе установлен 106, 5 т.р.
Формула и методика расчета лимита обязательно указываются в учетной политике компании.
Важно! В 2022 году расчет лимита можно производить в произвольной форме. Надо только обязательно указать применяемый способ расчета. Документооборот остается тем же.
Среди основных документов при установлении лимита выделяют:
- приказ об установлении либо отмене лимита;
- пример расчета.
Скачать образцы и бланки данных документов можно ниже.
Ответственность за нарушения кассовой дисциплины
Виды нарушений, которые могут быть наказаны со стороны контролирующих органов:
- превышение лимита наличных по контракту над суммой в 100 т.р.;
- наличность не была оприходована;
- хранение наличных денег вне сейфа;
- наличность в кассе превышает установленный в компании лимит;
- трата выручки на цели, не предусмотренные дисциплиной.
В таблице ниже представлен перечень основных штрафов за нарушения.
Нарушение | Наказание для ИП | Наказание для юрлица |
Отсутствие ККТ | 25 – 50% от суммы выручки «мимо» кассы, но не менее 10 т.р. | От 75 до 100% |
Невыдача чека или неотправка электронного чека покупателю | 2000 рублей | 10 000 рублей |
Онлайн-касса не соответствует требованиям | От 1500 до 3000 рублей | От 5000 до 10 000 рублей |