Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчет оплаты за электроэнергию в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если в доме нет общедомового счетчика либо его межповерочный интервал подошел к концу и показания считаются недействительными, то расход электроэнергии вычисляется, исходя из установленного регионального норматива. Также энергоснабжающая организация по своему усмотрению может добавить к нему повышающий коэффициент 1,5. Это относится к ситуациям, когда в доме технически возможно монтировать общий прибор учета, но жильцы (или управляющая компания) не стремятся это сделать.
Тариф по двум зонам (пик и полупик) на электроэнергию в Москве
с 01.07.2022 по 30.11.2022 | с 01.12.2022 по 31.12.2023 | |
---|---|---|
Показатель (группы потребителей с разбивкой по ставкам и дифференциацией по зонам суток) | Цена (тариф) в руб./кВтч | Цена (тариф) в руб./кВтч |
1. Городское население | ||
Дневная зона (пиковая и полупиковая) 07:00 — 23:00 | 7,10 | 7,85 |
Ночная зона (пиковая и полупиковая) 23:00 — 07:00 | 2,69 | 2,98 |
2. Население, проживающее в домах, оборудованных стационарными электроплитами | ||
Дневная зона (пиковая и полупиковая) 07:00 — 23:00 | 6,17 | 6,43 |
Ночная зона (пиковая и полупиковая) 23:00 — 07:00 | 1,80 | 2,09 |
3. Население, проживающее в сельских населенных пунктах и приравненные к ним | ||
Дневная зона (пиковая и полупиковая) 07:00 — 23:00 | 4,97 | 6,91 |
Ночная зона (пиковая и полупиковая) 23:00 — 07:00 | 2,38 | 2,62 |
4. Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан | ||
Дневная зона (пиковая и полупиковая) 07:00 — 23:00 | 4,97 | 6,91 |
Ночная зона (пиковая и полупиковая) 23:00 — 07:00 | 2,69 | 2,98 |
5. Потребители, приравненные к населению (за исключением садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан) | ||
Дневная зона (пиковая и полупиковая) 07:00 — 23:00 | 7,10 | 7,85 |
Ночная зона (пиковая и полупиковая) 23:00 — 07:00 | 2,69 | 2,98 |
Если электросчётчик не установлен, потребитель оплачивает поставку ресурсов по действующим нормативам. Нормативные показатели и тарифы утверждаются местными органами власти, с учётом затрат на производство и передачу электрической энергии, а также индивидуальных особенностей региона, влияющих на себестоимость ресурсов.
Если отсутствие индивидуального прибора учёта объясняется невозможностью его установки по техническим причинам, расчёт выполняется по следующей формуле:
П = к × Н × Т, в которой
- П – сумма ежемесячного платежа;
- к – количество официально зарегистрированных жильцов на указанной жилплощади;
- Н – нормы потребления, установленные в регионе;
- Т – величина тарифа, определяющего стоимость одного киловатт-часа.
Расчет льготы от расхода электроэнергии – многотарифный прибор учета
Условие:
Льгота 50% от расхода электроэнергии;
Многотарифный прибор учета (трехтарифный);
Расчет:
Расход ЭЭ по Т1× тарифт1= сумма к оплате пот1×0,5(льготный коэффициент) = сумма к оплате (с учетом льготы)
Расход ээ по Т2× тарифт2= сумма к оплате по Т2 ×0,5(льготный коэффициент) = сумма к оплате (с учетом льготы)
Расход ЭЭ по Т3 × тарифт3= сумма к оплате по Т3 ×0,5(льготный коэффициент) = сумма к оплате (с учетом льготы)
Итоговая сумма к оплате = сумма к оплате (с учетом льготы) по Т1+сумма к оплате (с учетом льготы) по Т2+сумма к оплате (с учетом льготы) по Т3
Расчет льготы по нормативу – однотарифный прибор учёта, когда расход меньше установленного норматива
Условие:
Однотарифный прибор учет;
2 ветерана труда (50 % от норматива);
Норматив: 70 + 70 = 140 кВт·ч;
Электрическая плита;
Расход 98 кВт·ч;
Тариф 3,28 руб.;
Расчет:
Так как расход за рассчитываемый месяц меньше, то скидка применяется ко всему объему потребления. Полученная сумма к оплате умножается на 0,5 (льготный коэффициент).
98×3,28=321,44 сумма к оплате×0,5(льготный коэффициент) =160,72 руб. сумма к оплате (с учетом льготы)
«Неиспользованные» киловатты в текущем месяце от установленного норматива потребления не переносятся на следующий месяц, в следующем месяце в расчёте участвует норматив 140 кВт·ч .
Расчет льготы по нормативу – многотарифный прибор учёта, льгота по многодетности
Условие:
Многотарифный прибор учета (трехтарифный);
Норматив: 6×70=420 кВт·ч;
Электрическая плита;
Расход: Т1 – 174 кВт·ч; Т2 – 85 кВт·ч; Т3 – 189 кВт·ч;
Тариф: Т1 – 3,45 руб.; Т2 – 0,88 руб.; Т3 – 2,85 руб.;
Расчет:
Скидка по данной категории льгот составляет 30% от норматива, величина норматива рассчитывается исходя из количества человек пользующихся льготой.
Расход по зоне суток Т1 рассчитываем с учетом льготы
В расчете применяется льготный коэффициент к начисленной сумме (в данном случае 0,7, так как скидка по льготе 30% от норматива)
Т1=174×3,45=600,30 сумма к оплате×0,7 (льготный коэффициент) =420,21 руб. сумма к оплате (с учетом льготы)
Рассчитываем, сколько льготных квт·ч осталось при произведенном расчете по зоне суток Т1
420 (установленный норматив) – 174 (учтенный норматив) =246 кВт·ч (оставшийся не учтенный норматив)
Так как льгота не учтена в полном объеме по тарифной зоне суток Т1, расчет производится по зоне суток Т3
Т3=189×2,85=538,65 сумма к оплате×0,7 (льготный коэффициент) =377,06 руб. сумма к оплате (с учетом льготы)
Рассчитываем, сколько еще осталось льготных кВт·ч при произведенном расчете по зоне суток Т3
246 (оставшийся не учтенный норматив по Т1) -189 (учтенный норматив по Т3) =57 кВт·ч (оставшийся норматив)
Расход по зоне суток Т2 = 85 кВт·ч, больше, чем остаток льготного норматива, поэтому из всего расхода по зоне суток Т2, 57 кВт·ч рассчитывается с учетом льготы (льготного коэффициента), а оставшийся расход 28 кВт·ч по полной стоимости.
Т2=57×0,88=50,16 сумма к оплате×0,7 (льготный коэффициент)=35,11 руб. сумма к оплате (с учетом льготы)
Т2=28×0,88=24,64 руб.
Итого сумма оплаты с учетом льготы 420,21+337,06+59,75=817,02 руб.
Счетчик есть, но расчет ведется по нормативам
По нормативам при наличии электросчетчика платят в следующих случаях.
- Электрический прибор учета неисправен.
- Закончился срок эксплуатации прибора контроля.
- Собственник не подает или не вовремя предоставляет показания электросчетчика.
- Прибор учета поврежден или отсутствуют пломбы.
- Представителям энергосбыта не предоставили доступ для контрольного снятия показаний. Жильцы не допускают инспектора для проверки работоспособности прибора.
- Счетчик преднамеренно испортили или подключили освещение дома, минуя прибор учета. В этом случае собственник, кроме оплаты электроэнергии по нормативу, обязан оплатить штраф за похищенную электроэнергию.
Сейчас трудно найти помещение или дом, где не установлен счетчик электроэнергии.
Многоквартирные дома и новостройки в обязательном порядке оборудованы индивидуальными приборами учета коммунальных услуг. По закону, энергосбытовые организации обязаны за свой счет менять электросчетчики, вышедшие из строя или пришедшие в негодность.
Однако еще имеется некоторое количество квартир, в которых жильцы оплачивают электроэнергию без счетчика по нормативу.
Если дом аварийный, предназначен к сносу или отсутствует техническая возможность монтажа прибора учета, то его установка не обязательна. Во всех остальных случаях он обязателен.
Для стимуляции жильцов устанавливать электросчетчик, применяются экономические рычаги. При расчетах применяются повышающие коэффициенты, которые увеличиваются год от года. Таким образом, собственнику становится невыгодно получать электричество без электросчетчика.
Если электросчётчик не установлен, потребитель оплачивает поставку ресурсов по действующим нормативам. Нормативные показатели и тарифы утверждаются местными органами власти, с учётом затрат на производство и передачу электрической энергии, а также индивидуальных особенностей региона, влияющих на себестоимость ресурсов.
Если отсутствие индивидуального прибора учёта объясняется невозможностью его установки по техническим причинам, расчёт выполняется по следующей формуле:
П = к × Н × Т, в которой
- П – сумма ежемесячного платежа;
- к – количество официально зарегистрированных жильцов на указанной жилплощади;
- Н – нормы потребления, установленные в регионе;
- Т – величина тарифа, определяющего стоимость одного киловатт-часа.
Если отсутствуют технические причины, по которым невозможно установить электросчётчик, к указанным множителям в формулу дополнительно включается повышающий коэффициент. Его применение объясняется тем, что власти пытаются заинтересовать собственников в установке индивидуальных приборов учёта.
Количество проживающих определяется по официальным регистрационным данным. Но если в ходе проверки представители управляющей компании выявят лиц, находящихся на указанной жилплощади дополнительно, сумма оплаты будет начисляться с учётом незарегистрированных жильцов.
Как рассчитать электроэнергию по площади помещения
Если в доме не установлен прибор учёта, то потребитель оплачивает электричество по нормативу, установленному в регионе. Данная ставка умножается на количество жильцов и зависит от того, какой вид плиты установлен в доме и сколько комнат. Расчёты по квадратной площади не производятся.
Действующие нормативы на одного человека в 2020 году в некоторых регионах страны:
Регион | Объект с газовой плитой (кВт) | Объект с электроплитой (кВт) |
Москва | 50 | 80 |
Санкт-Петербург | 78 | 111 |
Пермь | 185 | 263 |
Забайкальский край | 65 | 96 |
Ростовская область | 96 | 156 |
Действия, если сумма за электроэнергию МОП превышает оплату электричества за индивидуальное пользование
Расчеты за блага цивилизации на основании показаний прибора учета считаются самыми достоверными, но с электрической энергией так получается не всегда. Показатель зависит от наличия в доме коммерческих объектов — магазинов, медицинских центров, частных детских садов и пр. Не каждый предприниматель отличается добросовестностью, поэтому оплата световых и рекламных вывесок иногда «растворяется» в эелектроэнергию МОП.
Чтобы быть уверенным в том, что в квитанции ЖКХ оплачивается только фактически потраченная электроэнергия МОП, владельцы жилья в многоквартирном доме (ТСЖ, управляющая компания и т.д.) должны пригласить специалиста, который сможет провести инвентаризацию оборудования и определить схему подключения коммерческих соседей.
Возможные проблемы и оптимальные варианты поведения представлены в таблице.
Проблема | Возможное поведение |
Работа энергооборудования никем не контролируется (лампочки горят в общественных местах в круглосуточном режиме) | Бороться с проблемой можно:
|
Высокая изношенность внутридомовой проводки. | Коллективное заявление в управляющую компанию или другую обслуживающую организацию, отражающее требование о проведении ремонта электрической сети. |
Незаконное поведение предпринимателей — владельцев магазинов, парикмахерских и т.д. | Подать жалобу о «незванных» соседях в филиал энергосетей или в отделение полиции. |
Часто неплательщики, отключенные от энергоснабжения за неуплату, вместо того, чтобы погашать долги, включаются во внутридомовую сеть самостоятельно. | При этом следует придерживаться следующего порядка:
|
Отсутствие персональных счетчиков в квартирах. Если количество киловатт, ежемесячно расходуемых таким жильцом, превышает нормативный показатель, то разница распределяется между соседями. | Требовать установить индивидуальные приборы учета. |
1. Для основной массы потребителей, а именно физических лиц до 15 кВт. и юридических лиц до 150 кВт, подключающихся по уровню напряжения 0.4 кВ, акт о технологическом присоединении заменили на Уведомление об обеспечении сетевой организацией возможности присоединения к электрическим сетям.
Раньше по завершении процедуры технологического присоединения к электрическим сетям всем выдавали Акт о технологическом присоединении. Для вышеобозначенной категории потребителей этот акт со временем стал носить уведомительный характер. Таким образом, замена Акта на Уведомление в отношении этих категорий потребителей видится весьма логичной.
2. Сетевая организация обязана выполнить технологическое присоединение в отношении любого обратившегося к ней лица при условии соблюдения им Правил технологического присоединения.
Ранее энергетики обязаны были выполнить техприсоединение при соблюдении правил технологического присоединения и технической возможности осуществления техприсоединения. Ведь раньше сетевые организации не могли брать с потребителей денежные средства на “расшивку” (модернизацию) существующих сетей, а сегодня могут. Так что даже если возможности подключения нет, можно за счет потребителей модернизировать сети и эта возможность появится. Если, конечно, потребитель готов будет за нее заплатить.
3. Физлицам до 150 кВт больше не требуется разрешение органа федерального государственного энергетического надзора.
Ранее получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии не требовалось для физлиц до 15 кВт и юридических лиц до 150 кВт. Про “физиков” от 15 до 150 кВт, вероятно, не особо задумывались и они формально должны были указанное разрешения получать. При этом, что указанное разрешение актуально только для крупных производственных объектов, но никак не для коттеджей. С той поры многое изменилось и законодательство требовало обновления. Теперь этот досадный пробел, к облегчению многих, устранен, и физические лица, подключающиеся до 150 кВт, тоже попадают в исключения.
4. При подаче заявления на технологическое присоединение от юридических лиц, в обязательном порядке требуется указывать ИНН и ОГРН.
Физических лиц изменения также не обошли стороной, им требуется указывать СНИЛС и номер мобильного телефона.
5. Уточнили от каких объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций нужно считать расстояние до границы участка.
Для заявителей, указывающих в заявке класс напряжения до 1000 В под наименьшим расстоянием понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка до ближайшего объекта электрической сети класса напряжения не более 20 кВ. Раньше было много споров, в том числе судебных, когда сетевая организация измеряла расстоянии только от указанного уровня напряжения. Сейчас же фактически расстояние измеряется от любого низковольтного оборудования сетевой организации.
6. Ввели рассрочку на оплату технологического присоединения
Для физических лиц, подключающихся до 15 кВт и юридических лиц до 150 кВт, теперь может применяться рассрочка на оплату технологического присоединения. С учетом того, что стоимость технологического присоединения с 1 июля выросла многократно, рассрочка выглядит неплохим шагом навстречу потребителю.
Но и здесь не без ложки дегтя. За предоставление рассрочки заявитель должен выплачивать проценты, которые начисляются на остаток задолженности и подлежат оплате одновременно с очередным платежом. Размер процентов (в процентах годовых) за каждый день рассрочки определяется в размере действовавшей на указанный день ключевой ставки ЦБ РФ, увеличенной на 4 процентных пункта. На аналогичных условиях предоставляется рассрочка для одновременного подключения энергопринимающих устройств и объектов микрогенерации как для юридических, так и для физических лиц. Так что, хоть в законодательстве и фигурирует понятие рассрочка, фактически это кредит.
7. Для некоторых категорий заявителей увеличили срок оплаты счета за технологическое присоединение.
Раньше срок оплаты счета составлял для всех заявителей 5 рабочих дней со дня его выставления сетевой организацией, а если счет не оплачивался, то заявка на технологическое присоединение аннулировалась. Теперь для заявителей, которые осуществляют закупки с соблюдением требований ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или ФЗ «О государственном оборонном заказе» этот срок составляет 15 рабочих дней. Это позволит избежать накладок, связанных с бюрократическими проволочками.
В общем, если не обращать внимание на стоимость технологического присоединения (хотя делать это практически невозможно), те изменения, что мы наблюдаем в новой редакции Правил технологического присоединения выглядят более ориентированными на заявителя. Они устраняют ряд лазеек в законодательстве, которыми могла воспользоваться недобросовестная сетевая организация, закрывают пробелы в определениях. Это, конечно, радует, но некоторые моменты, такие как процентная рассрочка и увеличение стоимости техприсоединения, не могут не омрачать общее впечатление.
Тарифы в Москве для квартир и домов без электроплит с электроотопительными установками
01.01.2022 30.06.2022 | 01.07.2022 30.11.2022 | 01.12.2022 31.12.2022 | |
Однотарифный учёт с применением одноставочного тарифа | 5,15 | 5,43 | 5,66 |
Двухтарифный учёт с применением тарифа, дифференцированного по зонам суток | |||
ночная зона Т2 (23.00-7.00) |
1,74 | 1,88 | 2,62 |
дневная зона Т1 (7.00-23.00) |
5,92 | 6,24 | 6,91 |
Многотарифный учёт с применением тарифа, дифференцированного по зонам суток | |||
ночная зона Т2 (23.00-7.00) |
1,74 | 1,88 | 2,62 |
полупиковая зона Т3 (10.00-17.00; 21.00-23.00) |
5,15 | 5,43 | 5,66 |
пиковая зона Т1 (7.00-10.00; 17.00-21.00) |
6,18 | 6,52 | 8,23 |
Тарифы в Москве для квартир и домов в сельских населенных пунктах
01.01.2022 30.06.2022 | 01.07.2022 30.11.2022 | 01.12.2022 31.12.2022 |
|
без электроплит и (или) электроотопительных установок |
|||
Однотарифный учет с применением одноставочного тарифа | 4,14 | 4,32 | 4,50 |
Двухтарифный учет с применением тарифа, дифференцированного по зонам суток | |||
ночная зона Т2 (23.00-7.00) |
2,20 | 2,38 | 2,09 |
дневная зона Т1 (7.00-23.00) |
4,76 | 4,97 | 5,50 |
Многотарифный учет с применением тарифа, дифференцированного по зонам суток | |||
ночная зона Т2 (23.00-7.00) |
2,20 | 2,38 | 2,09 |
полупиковая зона Т3 (10.00-17.00; 21.00-23.00) |
4,14 | 4,32 | 4,50 |
пиковая зона Т1 (7.00-10.00; 17.00-21.00) |
4,97 | 5,18 | 6,55 |
В 2021 году тарифы жкх взлетят: за что придется доплатить — мк
В 2021 году тарифы ЖКХ в среднем по России подорожают на 4%, заявили в Федеральной антимонопольной службе. Антимонопольщики заверили, что рост цен на коммунальные услуги не выйдет за рамки инфляции.
Но, помимо тарифов, есть другие факторы, влияющие на размер общей платы за комфортное проживание, и именно они могут спровоцировать увеличение стоимости «коммуналки» — причем темпами, значительно опережающими инфляцию.
Цена может вырасти из-за обязательной установки «умных» счетчиков электроэнергии, а также в случае принятие законопроекта о включении в стоимость тарифов оплаты общедомовых нужд (ОДН).
Так как собираемость платежей из-за уменьшения доходов населения резко упала, а на модернизацию инфраструктуры коммунальщикам нужны деньги, региональным властям придется задрать предельный порог повышения платы за ЖКХ.
Эксперты рассказали, как сильно вырастет итоговая сумма в платежках, и к каким последствиям приведет дальнейший рост тарифов.
Алексей КРИЧЕВСКИЙ, эксперт Академии управления финансами и инвестициями:
«Государством в лице местных властей устанавливаются определенные рамки для каждого региона, в диапазоне которых они могут повысить цены на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ). В большинстве случаев повышение происходит по верхней границе установленных ограничений.
Так будет и в этот раз, причем у тех людей, кто больше всех пострадал от пандемии, будут проблемы не только с текущими выплатами, но и отложенными платежами, то есть теми месяцами, которые не оплачивались в этом году.
Предельный порог повышения не будет более 5%, поскольку восстанавливать экономику и балансы жилищно-коммунальных предприятий только за счет потребителей невозможно. Это один из тех видов бизнеса, который всегда должен оставаться на плаву и не испытывать каких-то проблем.
Что касается установки новых «умных» счетчиков, то если это мероприятие будет производиться за счет потребителя, то есть вероятность столкнуться с тем, что у трети граждан банально не окажется лишних денег на то, чтобы замену старых приборов на новые оплатить. И растягивание этой замены на год-два с постепенным повышением платежей тоже не выглядит идеальным выходом из положения.
Проблема в том, что стоимость ЖКУ растет постоянно и повсеместно. Трехкратный рост платежей за 6 лет — не самая приятная история как для потребителей, так и для властей».
Тарифу время: цены на электроэнергию планируют выравнять к 2021 году
Единая госполитика формирования тарифов на электроэнергию, с инициативой введения которой выступила спикер Совфеда Валентина Матвиенко, может появиться в России уже в первой половине 2021 года.
Как сообщили «Известиям» в комитете Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, она предполагает выравнивание расценок в регионах как минимум до средних по стране (3,4 рубля за 1 кВт•ч).
Там, где тарифы уже сейчас меньше этого значения, повышения стоимости электроэнергии не будет. Выравнивание тарифов должно привести к снижению цен примерно на 50% в убыточных субъектах, уверены в СФ.
Планируется, что частично инициатива будет реализована за счет госсубсидирования. Если право на подобную поддержку государства появится и у бизнеса, то она в первую очередь понадобится социально ориентированным предприятиям, отмечают эксперты.
Одноставочный тариф на электроэнергию
с 01.01.2022 по 30.06.2022 | с 01.07.2022 по 31.12.2022 | |
Показатель (группы потребителей с разбивкой по ставкам и дифференциацией по зонам суток) | Цена (тариф) в руб./кВтч | Цена (тариф) в руб./кВтч |
1. Городское население | ||
Круглосуточно | 4,46 | 5,31 |
2. Население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами и электроотопительными установками, и приравненные к нему | ||
Круглосуточно | 3,12 | 3,71 |
3. Население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами и не оборудованных электроотопительными установками, и приравненные к нему | ||
Круглосуточно | 3,12 | 3,71 |
4. Население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных электроотопительными установками и не оборудованных стационарными электроплитами, и приравненные к нему | ||
Круглосуточно | 3,12 | 3,71 |
5. Население, проживающее в сельских населенных пунктах, и приравненные к нему | ||
Круглосуточно | 3,12 | 3,71 |
6. Садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества | ||
Круглосуточно | 3,12 | 3,70 |
7. Потребители электроэнергии в хозяйственных постройках (погреба, сараи) | ||
Круглосуточно | 4,46 | 5,31 |