Надзорное производство в прокуратуре по уголовному делу

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Надзорное производство в прокуратуре по уголовному делу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Прокурорский надзор – это одно из направлений правоохранительной деятельности, которое состоит в решении прокуратурой задач по обеспечению исполнения законов и соблюдению прав и свобод человека на всей территории РФ и осуществляется в пределах и порядке, установленных Федеральным законом «О прокуратуре РФ».

Комментарий к ст. 37 УПК РФ

1. Настоящий Кодекс определяет прокурора как должностное лицо, уполномоченное в пределах своей компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ч. 1 ст. 37). Таким образом, прокурор в российском уголовном процессе совмещает сугубо процессуальную функцию уголовного преследования и государственно-правовую по своему происхождению функцию надзора за соблюдением законов. Притом вся глава 6 УПК называется «Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения». Из этого можно заключить, что законодатель видит в прокурорском уголовном преследовании именно проявление состязательной функции обвинения. Следовательно, функция уголовного преследования (обвинения от имени государства) должна быть совершенно отделена в российском процессе от функции правосудия, а полномочия прокурора не могут подменять полномочий, свойственных в состязательном процессе суду. Надзор прокурора, по буквальному смыслу ст. 37, распространяется исключительно на деятельность органов дознания и органов предварительного следствия, относящихся в России к исполнительным органам власти в уголовном процессе, и не затрагивает суд, а равно деятельность защитника.

2. Надзорная функция прокурора на предварительном расследовании проявляется там, где он руководствуется исключительно интересами строгого и точного исполнения закона, жертвуя ради этого, если потребуется, даже эффективностью уголовного преследования. Функция же уголовного преследования реализуется в тех прокурорских полномочиях, которые нацелены на максимально эффективное и целесообразное обеспечение неотвратимости уголовной ответственности лиц, совершивших преступления. Если говорить о критерии разделения этих функций еще проще, то функция надзора следует лишь началу законности, в то время как функция уголовного преследования, кроме того, — и началу целесообразности. Представляется, что совмещение целей уголовного преследования и надзора за законностью ведет к внутреннему противоречию, поскольку законность неизбежно ограничивает достижение цели уголовного преследования лишь определенными средствами, учитывающими, в частности, и интересы другой стороны — защиты. Поэтому, ставя цель добиться наказания виновного, прокурор в случаях, предусмотренных законом, должен ограничивать ее достижение в интересах законности средствами надзорного реагирования на допущенные нарушения. Особенно остро это противоречие проявляет себя при возложении на прокурора руководства предварительным расследованием, когда он отвечает за его эффективность, которая в первую очередь определяется успехом уголовного преследования. При этом на практике надзорная цель неизбежно отходит на второй план, уступая первенство интересам уголовного преследования.

Теоретической основой новаций, внесенных в законодательство ФЗ от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» явилось представление о необходимости освободить прокурора от ответственности за руководство предварительным следствием и тем самым очистить его надзорную функцию от наслоений чуждых ей интересов. Этим Законом прокурор полностью лишился полномочий по руководству предварительным следствием — они остались у него только в отношении производства дознания. Теперь функция уголовного преследования осуществляется прокурором на предварительном следствии большей частью постольку, поскольку он участвует в подготовке и формировании будущего государственного обвинения в суде. Эта функция проявляет себя здесь в основном на завершающем этапе расследования — в полномочиях прокурора при рассмотрении уголовного дела, поступившего к нему от следователя с обвинительным заключением (гл. 31 УПК) . Лишь с этого момента, но не ранее прокурор становится ответственным за качество обвинения, которое прокуратуре придется поддерживать в суде. Таким образом, он становится свободен для осуществления более объективного надзора на более ранних этапах предварительного следствия и в стадии возбуждения уголовного дела.

———————————

РГ. 2007. 8 июня. N 122.

Особняком здесь стоит право прокурора выносить постановление о направлении материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37).

При обсуждении названного Закона часто высказывались мнения, что прокурорский надзор в отсутствие полномочий по руководству следствием (в том числе при невозможности давать следователю обязательные указания) потеряет свою эффективность , что гражданам придется обращаться за защитой своих прав не к прокурорам, а в суды, которые и без того загружены делами и не смогут обеспечить интересы участников процесса . Как представляется, опасность возникновения таких негативных последствий преувеличена. Обладая правом утверждать (или не утверждать) обвинительное заключение, прокурор имеет полную возможность добиться от следственных органов выполнения своих требований и указаний даже без обращения к руководителям вышестоящих следственных органов с требованием об устранении допущенных нарушений. Думается, что на практике такие обращения будут направляться редко и лишь в исключительных случаях. Если только работа прокуроров, ответственных за надзор над следственными органами, будет оцениваться не по-старому, т.е. по количеству дел, направленных в суд с обвинительным заключением, а лишь по количеству и качеству актов прокурорского реагирования на допущенные на досудебном производстве нарушения, прокурорский надзор сможет оказаться наиболее быстрым и действенным средством защиты прав и законных интересов участников процесса на досудебных стадиях. В противном случае он вряд ли сделается по-настоящему эффективным.

Кадры органов и учреждений прокуратуры

Служба в органах и учреждениях прокуратуры является одним из видов федеральной государственной службы. Прокурорские работники являются государственными служащими РФ. В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона «Об основах государственной службы РФ» правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются Федеральным законом «О прокуратуре РФ». Трудовые отношения работников органов и учреждений прокуратуры регулируются законодательством о труде и законодательством о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «О прокуратуре РФ».

Специфика задач, функций и полномочий прокуроров, условий их деятельности предопределяет необходимость законодательной регламентации требований, предъявляемых к этим лицам.

Законом определяется совокупность условий, соблюдение которых необходимо при решении вопроса о зачислении на службу в органы и учреждения прокуратуры. Эти требования таковы:

1) Гражданство РФ. Прокурорами могут быть только граждане РФ. Законом прямо предусмотрено, что лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно имеет гражданство иностранного государства, (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства; (п. 2 ст. 40.1 Федерального закона «О прокуратуре РФ»).

2) Характер и уровень образования. Прокурорами могут быть лица, получившие по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция», или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция», обладающие при этом «необходимыми профессиональными и моральными качествами».

3) Состояние здоровья. С учетом особого характера условий работы в органах и учреждениях прокуратуры, напряженности и интенсивности труда прокурорских работников, других объективных обстоятельств к кандидатам на эти должности предъявляются определенные требования по состоянию их здоровья. Такие лица проходят медицинское обследование и не могут быть приняты на службу, если имеют заболевание, которое, согласно медицинскому заключению, препятствует исполнению ими служебных обязанностей.

Ограничение на доступ к службе в прокуратуре распространяется на лиц, признанных решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными.

Предельный возраст нахождения прокурорских работников (за исключением научных и педагогических работников) на службе в органах и учреждениях прокуратуры – 65 лет (а прокурорских работников, назначаемых Президентом РФ — 70 лет).

Решение надзорной инстанции

Президиум ВС РФ по итогам рассмотрения жалобы вправе:

  • Отказать в ее удовлетворении. Это автоматически оставляет все обжалуемые решения в силе.
  • Отменить все ранее принятые судами решения и прекратить уголовное дело.
  • Отменить все ранее принятые судами решения и передать дело на новое рассмотрение в первую инстанцию.
  • Отменить все ранее принятые судами решения и вернуть уголовное дело в прокуратуру для исправления нарушений, допущенных при составлении обвинительного заключения (акта).
  • Отменить апелляционное решение и передать дело на новое рассмотрение в апелляцию.
  • Отменить кассационное решение и передать дело на новое рассмотрение в кассацию.
  • Внести изменения в судебное решение (приговор, определение или постановление).
  • Оставить жалобу без рассмотрения (при наличии оснований, которые предусмотрены для возврата надзорных жалоб).

Понятие надзорного производства

Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постанов­лений, вступивших в законную силу.

Надзорное производство является самостоятельной стадией гражданского процесса.

Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств. Возможна ситуация, когда вступившее в законную силу судебное решение оказывается незаконным, а рассмотрение дела судами апелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает исправление судебной ошибки.

По какому поводу возбуждается надзорное производство

Надзорное производство в гражданском процессе отличаются от такового в уголовном по большему счету только составом правонарушения. Поэтому процедура одинакова в обоих случаях. Поводом для возбуждения данного процесса может быть только информация, которая свидетельствуют о том, что вердикт суда вынесен незаконно и без надлежащих оснований. Важно и то, что сроки подачи надзорной жалобы не ограничены. К тому же надзорных инстанций существует несколько. То есть, одно и то же дело в ходе надзорного производства в уголовном процессе или в гражданском можно рассматривать неоднократно.

Надзорный порядок дает право пересматривать:

  • любые решения первой судебной инстанции;
  • вердикты судьи, при назначении им заседания суда;
  • решения кассационных жалоб;
  • определения, которые были вынесены в процессе исполнения приговора;
  • постановления инстанций надзора, находящихся рангом ниже.

Возобновление дел по вновь открывшимся обстоятельствам – это одна из исключительных стадий российского уголовного судопроизводства с особым процессуальным порядком выявления и устранения допущенных при рассмотрении уголовного дела судебных ошибок, связанных с тем, что при разрешении дела суду не были известны обстоятельства, которые могли повлиять на его выводы, либо они появились после разрешения дела.

Основаниями возобновления производства по уголовному делу служат:

1) вновь открывшиеся обстоятельства, т. е. такие обстоятельства, которые существовали на момент вступления приговора или иного судебного решения в законную силу, но не были известны суду;

2) новые обстоятельства, т. е. такие обстоятельства, которые не были известны суду на момент вынесения судебного решения, которые устраняют преступность и наказуемость деяния.

Вновь открывшимися обстоятельствами являются:

1) установленная вступившим в законную силу приговором суда заведомая ложность показаний потерпевшего или свидетеля, заключения эксперта, а равно подложность вещественных доказательств, протоколов следственных и судебных действий и иных документов или заведомая неправильность перевода, повлекшие за собой постановление незаконного или необоснованного приговора, определения или постановления;

2) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия дознавателя, следователя или прокурора, повлекшие постановление незаконного и необоснованного приговора, определения или постановления;

3) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия судьи, совершенные им при рассмотрении данного дела.

Новыми обстоятельствами являются:

1) признание Конституционным Судом РФ нормы закона, примененной судом в данном деле, не соответствующей Конституции;

2) установленное Европейским Судом по правам человека нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судом уголовного дела, связанного:

а) с применением федерального закона, не соответствующего положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод;

б) иными нарушениями положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод (от 4 ноября 1950 г.);

3) иные новые обстоятельства.

Лицо может быть привлечено к уголовной ответственности только при условии достижения им определенного возраста, установленного законом, а также при условии его вменяемости. Если же на момент совершения общественно опасного деяния лицо страдало душевной болезнью и вследствие этого не понимало характера совершаемых действий и не могло руководить ими либо если лицо заболело душевной болезнью после совершения преступления и в связи с этим потеряло возможность понимать фактический характер содеянного, то оно не может быть привлечено к ответственности и подвергнуто уголовному наказанию.

Читайте также:  Как заполнить заявление на возврат налога?

Однако если такие лица в силу характера своего заболевания и тяжести совершенных деяний представляют опасность для общества, то к ним должны быть применены принудительные меры медицинского характера. Принудительные меры медицинского характера не являются мерами уголовного наказания. Но в связи с тем, что они существенно ограничивают конституционные права и свободы личности, их применение возможно только по решению суда.

Принудительные меры медицинского характера могут быть применены только при совокупности следующих оснований (ст. 433 УПК):

1) совершение лицом деяния, запрещенного уголовным законом;

2) совершение деяния в состоянии невменяемости либо наличие у лица в момент производства по делу психического расстройства, которое делает невозможным понимание им фактического характера содеянного;

3) опасность, которую представляет лицо для себя и других лиц вследствие характера своего заболевания и тяжести совершенного деяния.

Принудительные меры медицинского характера могут быть также применены к лицам, совершившим преступление и имеющим психические расстройства, не исключающие вменяемости. К данным категориям лиц принудительное лечение применяется при постановлении приговора и исполняется в порядке, установленном уголовно-исполнительным законодательством.

Пересмотр в порядке надзора судебных решений по уголовным делам (производство в надзорной инстанции) Предисловие

Особенность
правовой системы Российской Федерации,
а может быть, ее уникальность, заключается
в том, что она предусматривает возможность
пересмотра судебного решения, вступившего
в законную силу, не только в порядке
возобновления производства по уголовному
делу ввиду новых или вновь открывшихся
обстоятельств, как это принято в других
правовых системах, но и в порядке
судебного надзора вышестоящего суда
за деятельностью нижестоящих судов, по
достаточно широкому кругу оснований.

В
уголовном судопроизводстве институт
надзорного производства функционирует
почти девять десятилетий и за этот
период зарекомендовал себя как достаточно
эффективное внутригосударственное
средство правовой защиты законных прав
и интересов граждан. Видимо, поэтому
законодатель сохранил данный институт
и в новом Уголовно-процессуальном
кодексе РФ.

Как
известно, Конституционный Суд РФ,
проверяя конституционность отдельных
процессуальных норм, регламентирующих
производство в надзорной инстанции,
неоднократно констатировал соответствие
в целом института надзорного производства
Конституции РФ, которая на территории
Российской Федерации имеет высшую
юридическую силу. В связи с этим
представляются совершенно неактуальными
и беспочвенными имеющие порой место
рассуждения о бесперспективности стадии
надзорного производства в уголовном
судопроизводстве.

Глава
48 УПК РФ, регламентирующая порядок
производства по уголовным делам в
надзорной инстанции, вступила в действие
с 1 января 2003 г. В новом законодательстве
надзорное производство претерпело
весьма существенные изменения.

Законодатель,
вероятно, не без влияния на него судебной
практики Европейского суда по правам
человека, в принципе изменил порядок
возбуждения надзорного производства
и впервые со времени учреждения этого
правового института регламентировал
такой порядок в законе. В частности,
закон лишил прокурора права возбуждения
надзорного производства, уравняв, таким
образом, его процессуальные полномочия
с правами иных участников уголовного
судопроизводства.

Наряду
с этим законодатель значительно расширил
круг лиц, наделенных такими полномочиями,
за счет предоставления права возбуждения
надзорного производства (помимо тех
должностных лиц суда, которые этим
правом обладали ранее) каждому судье
суда надзорной инстанции. При этом
нормативно определена и разграничена
компетенция судьи и руководителя суда
надзорной инстанции на этапе рассмотрения
надзорных жалобы или представления.

В
законе обозначены требования, предъявляемые
к надзорному ходатайству. На надзорное
производство распространяется действие
принципов состязательности и равноправия
сторон, презумпции невиновности и права
на защиту.

Ограничено право субъекта
обжалования на повторное обращение с
надзорным ходатайством в суд надзорной
инстанции, ранее принявший решение об
оставлении жалобы или представления
без удовлетворения.

Разумеется, это
далеко не полный перечень нововведений
законодателя в процедуру пересмотра
судебного решения, вступившего в законную
силу.

Актуальность
настоящего научно-практического пособия
обусловлена уже самим фактом изменения
уголовно-процессуального законодательства
в части пересмотра судебных решений,
вступивших в законную силу, что, в свою
очередь, предопределяет и необходимость
теоретического осмысления и практического
освоения принципиально новых положений,
применяемых судами в этой стадии
уголовного процесса. Тем более что
многие положения процедуры пересмотра
вступившего в законную силу судебного
решения урегулированы законодателем
не совсем удачно, что создает известные
трудности в правоприменительной
деятельности.

Комментируя
отдельные процедуры и этапы стадии
надзорного производства, автор имел
целью предложить свое видение путей
разрешения некоторых проблемных
вопросов, возникающих в правоприменительной
практике и в теории уголовного процесса.

Издание
содержит приложения, в которых приведены

примерные образцы
документов и процессуальных решений,
принимаемых в стадии надзорного
производства, а также
литература,
рекомендуемая для более обстоятельного
изучения этой стадии уголовного процесса.

В
книге широко использована новейшая
судебно-надзорная практика Президиума
Верховного Суда РФ.

Хочется надеяться,
что предлагаемое научно-практическое
пособие поможет судьям судов надзорной
инстанции, на которых в первую очередь
и рассчитана эта книга, глубже изучить
надзорное производство, что, в свою
очередь, позволит разрешить им многие
практические вопросы, возникающие при
применении процессуальных норм главы
48 УПК РФ.

Уголовно-процессуальный
кодекс РФ в издании приведен в редакции
по состоянию на 1 октября 2005 г.

Прокурорский надзор: конспект лекций.

Основным нормативным актом, регулирующим положение и правовой статус прокурора, является Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации. Он определяет круг его полномочий. Так, в соответствии с дефиницией, приведенной в пункте 1 ст. 37, прокурор — это должностное лицо, которое выступает от лица государства и осуществляет преследование в рамках уголовного законодательства, а также выполняет контрольно-надзорные задачи по отношению к следственным органам и органам дознания. Кроме того, регулятором полномочий являются отдельные статьи закона «О прокуратуре».

Важно! Прокурор в уголовном процессе является таким должностным лицом, которое выражает не только публичные общественные интересы, но и частные.

Участие прокурора в судебном процессе на стороне обвинения является обязательным, поскольку оно является основой справедливого и всестороннего рассмотрения дела.

В юридической литературе, как и в научной теории уголовного права России в целом нет единого мнения, каких функций у прокурора больше: надзорных или тех, что непосредственно связаны с проведением уголовного преследования. Последнее указанное понятие распространяется на все стадии, которые проходит дело: от возбуждения до признания подсудимого виновным или невиновным.

Важной гарантией правильного и справедливого разбирательства является участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел. Прежде всего, он выступает как обвинитель, представляя государство в процессе. Однако эту функцию не следует понимать исключительно как стремление посадить обвиняемое лицо. Прокурор в данной ситуации должен ратовать за всестороннее и объективное рассмотрение дела, стремясь обеспечить права и законные интересы. По этой причине, прежде чем приступить к участию в разбирательстве, нужно тщательно подготовиться, а именно:

  • изучить все имеющиеся доказательства и материалы, проанализировать их (можно воспользоваться помощью консультантов и экспертов);
  • ознакомиться со специальной литературой, судебной практикой по аналогичным делам;
  • обязательно рассматривать возможное развитие ситуации, обдумать варианты действий;
  • определить тактику обвинения и подготовить достойную судебную речь.

[3]

Порядок участия прокурора в процессе таков, что все начинается с устного изложения предъявляемого подсудимому обвинения. Делается это громко, отчетливо, официальным тоном. После этого судья опрашивает обвиняемого, затем прокурор представляет имеющиеся доказательства. Осуществить это нужно полно и наглядно, акцентируя внимание суда на наиболее важных моментах и сведениях. Кроме того, важно и обоснованно опровергать доказательства другой стороны — адвоката.

Обратите внимание! Далее, по общему правилу, прокурор уполномочен принять участие в допросе всех участников дела. Рекомендуется использовать приемы, способствующие установлению психологического контакта. Так, нужно относиться к свидетелям максимально вежливо, проявляя внимание к их показаниям, интересуясь их личным мнением и комментариями по делу.

На последнем этапе участия прокурора в уголовном судопроизводстве осуществляется выступление с речью. Обычно она содержит такие части, как:

  • вступление;
  • рассказ о фактически установленных обстоятельствах дела;
  • анализ собранных доказательств, причин и условий преступного деяния;
  • краткая объективная характеристика подсудимого как человека;
  • правовое обоснование квалификации преступления;
  • предложение о виде и размере наказания.

В соответствии с требованиями ФЗ «О прокуратуре РФ» (разд. IV, ст. 35, 36, 39) и нормами процессуального законо­дательства прокурор, участвуя в рассмотрении уголовных, гражданских и иных дел, осуществляет две основные функции:

  1. принимает участие в рассмотрении судом конкретных уголовных, гражданских, арбитражных и административ­ных дел (выступает в качестве равноправного участника, сто­роны уголовного, гражданского или арбитражного судопро­изводства);
  2. осуществляет надзор за законностью решений, приговоров, опре­делений или постановлений суда (предполагает право и обязанность прокурора обжаловать в установленном законодательством порядке указанные акты суда в случаях выявления их незаконности).

Изучение данной главы позволит студенту высшего учебного заведения:

знать классификацию видов прокурорского надзора; правовое обоснование для выделения прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, а также предварительное расследование (две разновидности государственной деятельности фактически осуществляют один и те же государственные органы);

уметь отграничивать прокурорский надзор за исполнением законов государственными органами, осуществляющими предварительное расследование, от прокурорского надзора за исполнением законов государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность;

приобрести навык составления документов при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов государственными органами, осуществляющими предварительное расследование.

Это позволит стать компетентным при осуществлении правоприменительной практики в прокуратуре.

Уголовное судопроизводство представляет собой урегулированную нормами уголовно-процессуального права деятельность уполномоченных на то государственных органов и должностных лиц, направленную на выявление и расследование преступлен��й, изобличение виновных лиц и назначение им справедливого наказания.

В соответствии с положениями УПК РФ уголовное судопроизводство состоит из досудебного и судебного производства. Уголовное преследование, осуществляемое на досудебном этапе, реализуется в форме предварительного следствия и дознания.

Уголовное преследование является процессуальной деятельностью, осуществляемой стороной обвинения, в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. Уголовно-процессуальный закон прокурора относит к участникам со стороны обвинения.

В соответствии со ст. 37 УПК РФ прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Уголовное преследование связано с ограничением конституционных прав и свобод личности в уголовном процессе, с применением мер процессуального принуждения, которые существенно затрагивают конституционные права и интересы участников уголовного судопроизводства.

Прокурор в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством наделен полномочиями осуществлять уголовное преследование и обязан обеспечить надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

Под прокурорским надзорам за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия понимается урегулированная законом деятельность прокуроров в ходе досудебного производства по уголовным делам, направленная на обеспечение законности при осуществлении органами предварительного расследования уголовного преследования.

В литературе подчеркивается особая роль прокурора в ходе досудебного производства.

Перед прокурором в ходе возбуждения уголовного дела и предварительного расследования ставятся следующие задачи:

  • обеспечение единого подхода к организации прокурорского надзора за всеми органами предварительного расследования;
  • немедленное реагирование на выявленные нарушения законов в ходе досудебного производства;
  • защита прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений;
  • обеспечение своевременности и законности процессуальных решений следователя и дознавателя;
  • принятие всевозможных мер к обеспечению законности при применении мер процессуального принуждения;
  • осуществление надзора за законностью применения мер процессуального принуждения, своевременностью и правильностью проведения следственных действий;
  • осуществление надзора при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве.

ВВЕДЕНИЕ … 3 Глава 1. Теоретические и правовые основы организации прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие … 8 1.1 Понятие, сущность и цели прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие … 8 1.2 Задачи, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие … 14 1.3 Становление и развитие прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие … 30 Глава 2. Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие … 35 2.1 Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях … 35 2.2 Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие … 50 Глава 3. Проблемы и перспективы осуществления прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие … 57 3.1 Проблемы прокурорского надзора за исполнением законов, органами, осуществляющими предварительное следствие … 57 3.2 Перспективы осуществления прокурорского надзора за исполнением законов, органами, осуществляющими предварительное следствие … 63 ЗАКЛЮЧЕНИЕ … 73 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ … 77

Читайте также:  Основные средства в бухгалтерском учете: что к ним относится

Актуальность темы исследования. Важнейшим компонентом правового государства является идея о верховенстве права, его приоритете перед государством, необходимости осуществления государственного управления в соответствии с правовыми нормами и процедурами.

Именно правовое государство берет на себя обязанность защищать законные права и свободы граждан, включая как защиту от преступных посягательств, так и от необоснованного привлечения к уголовной ответственности, это предполагает высокий авторитет суда, а значит государство должно обеспечить доступ к правосудию и соответствующее законное и в разумный срок проведенное раскрытие и расследование преступлений, а также наказание виновного лица.

В этой связи важно, чтобы права и свободы граждан на стадии предварительного расследования не нарушались.

С начала 90-х годов в России осуществляется судебная реформа. Ее достижениями за прошедшие годы стали меры по укреплению независимости судей, установление судебного контроля за законностью заключения под стражу и применением других процессуальных мер. В то же время законодательные и организационные мероприятия последних лет, нока не обеспечили многих целей реформы, в частности обеспечения гарантий быстрого и эффективного восстановления нарушенных прав жертв преступлений. Судебный механизм, по мнению Уполномоченного по правам человека, по-прежнему работает медленно и неэффективно.

О��уществляя собственное государственно правовое предназначение (надзор за соблюдением положений Конституции Российской Федерации и выполнением законов, которые действуют на территории Российской Федерации), органы предварительного следствия на стадии досудебного производства уголовного процесса России выполняют от государственного имени надзор за выполнением положений законодательства системой органов предварительного расследования. Однако, несмотря на необходимость одинакового обеспечения прокурорским работником исполнения законодательных актов системой органов дознания и органов предварительного следствия, в 2007 году органы прокуратуры были лишены наиболее эффективных полномочий по надзору за законностью производства органов предварительного следствия, а также огромной части полномочий в стадии возбуждения уголовного дела.

Сформировавшаяся теоретическая неопределенность в понимании деятельности прокурорского работника на стадии досудебного производства, разбалансированность прокурорских полномочий надзора в законодательстве и появляющиеся в практической деятельности некоторые проблемы правоприменения нуждаются в комплексном изучении процессуальной деятельности органов прокуратуры в стадиях возбуждения и предварительного расследования уголовного дела, что также обуславливает актуальность настоящего исследования.

Степень научной разработанности темы настоящего исследования. В юридических литературных источниках проблемы судебного контроля и прокурорского надзора на стадии досудебного производства выступали в качестве предмета детального исследования многих ученых.

В царский период истории России время месту судебных органов и органов прокуратуры в уголовном судопроизводстве были посвящены труды Н.А. Буцковского, А.А. Квачевского, Н.В. Муравьева, В.К. Случевского, И.Я. Фойницкого и иных ученых. В советское время разнообразные вопросы, которые связаны с непосредственным участием суда и прокурорского работника на стадии досудебного производства по уголовным делам, нашли свое отражение в работах А.Н. Балашова, В.И. Баскова, Н.В. Жогина, Р.Д. Рахунова, В.М. Савицкого, М.С. Строговича, Х.С. Таджиева, М.А. Чельцова, П.С. Элькинд и иных авторов.

После внесения в нормы УПК РФ изменений 2007 года, которые лишили органов прокуратуры огромного объема полномочий, проблемам детального исследования уголовно- процессуальной деятельности прокурорского работника на стадии досудебного производства были посвящены кандидатские диссертации Э.Р. Исламовой (2009 г.), А.Ю. Чуриковой (2010 г.), Е.Н. Бушковской (2011 г.), Г.Д. Харебава (2012 г.), Д.И. Ережипалиева (2013 г.), М.В. Серебрянниковой (2013 г.), Э.А. Хайруллиной (2013 г.), А.В. Спирина (2014 г.), А.В. Чубыкина (2014 г.), Ш.М. Абдул-Кадырова (2015 г.), внесшие собственный вклад в развитие науки уголовно-процессуального права.

Объектом настоящего исследования выступают общественные отношения, которые носят многоаспектный и целостный характер, возникают по поводу выполнения судами и органами прокуратуры собственных полномочий на стадии досудебного производства.

Предметом настоящего исследования являются теория и практика органов прокуратуры на стадии досудебного производства, а также вопросы прокурорского надзор на этой стадии.

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы, проанализировав национальный и зарубежный опыт прокурорского надзора, определить оптимальное соотношение этого вида деятельности на стадии предварительного расследования для устранения препятствий для доступа граждан к правосудию и законного и справедливого разрешения уголовных дел.

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)//Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 06.07.2016)// Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.
  3. Багмет, А.М. Выступление на Международной научно-практической конференции «150 лет Уставу уголовного судопроизводства и уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации». М. 2014. – 623 с.
  4. Буглаева, Е.А., Виницкий, Л.В. Участие прокурора в ходе предварительного следствия: монография. М.: Юрлитинформ, 2013. – 532 с.
  5. Буланова, Н.В., Ережипалиев Д.И., Яловой О.А. Деятельность прокурора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства: организационный, процессуальный и криминалистические аспекты: пособие. М., 2013. – 579 с.
  6. Воронин, О.В. Теоретические основы современной прокурорской деятельности. – Томск: изд-во НТЛ, 2013. – 742 с.
  7. Гаврилов, Б.Я. Актуальные проблемы защиты конституционных прав и свобод личности в. досудебном производстве. – М.: Академия Управления МВД России, 2012. – 484 с.
  8. Абдул-Кадыров, Ш.М., Халиулин, А.Г. Понятия «прокурор» и «вышестоящий прокурор» в досудебном производстве по уголовным делам // Законность. 2014. № 1. С.43.
  9. Александров, А.С., Власова, С.В. Правовое положение прокурора по уголовному делу // Судебная власть и уголовный процесс. 2012. № 1. С. 66.
  10. Амирбеков, К.И. Внутрисистемная экспертная оценка прокурорской деятельности: концептуальный подход // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. 2014. № 2 (40). С. 42-48.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Источники

1.Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).

– Режим доступа: [Консультант Плюс].

– Загл. с экрана.

2.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ [Электронный ресурс]: официальный текст по состоянию на

0. марта 2013 г. – Режим доступа: [Консультант Плюс].

– Загл. с экрана.

3.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ [Электронный ресурс]: официальный текст по состоянию на

3. декабря 2012 г. – Режим доступа: [Консультант Плюс].

– Загл. с экрана.

4.О прокуратуре Российской Федерации [Электронный ресурс]: [федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (в ред. от 03.12.2012)].

– Режим доступа: [Консультант Плюс].

– Загл. с экрана.

5.Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия [Электронный ресурс]: [приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 02.06.2011 № 162].

– Режим доступа: [Консультант Плюс].

– Загл. с экрана.

6.Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания [Электронный ресурс]: [приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 06.09.2007 № 137 (в ред. 28.12.2007)].

– Режим доступа: [Консультант Плюс].

– Загл. с экрана.

7.Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия [Электронный ресурс]: [приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 05.09.2011 № 277].

– Режим доступа: [Консультант Плюс].

– Загл. с экрана.

8.О порядке проверки законности постановления о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовных дел [Электронный ресурс]: [приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 04.08.2000 № 115].

– Режим доступа: [Консультант Плюс].

– Загл. с экрана.

9.Положение о прокурорском надзоре [Электронный ресурс]: утверждено постановлением ВЦИК от

2. мая 1922 года. – Режим доступа: [Консультант Плюс].

– Загл. с экрана.

Литература

10.Агеев А. Н. Организация прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / А. Н. Агеев. – М., 2009. – 25 с.

11.Амирбеков К. Юридическая деятельность прокуратуры России: исторический, теоретический и конституционный аспекты / К. Амирбеков. – Махачкала: Новый день, 2004. — 168 с.

12.Анисимов Г. Понятие организации прокурорского надзора за исполнением законов при привлечении лица в качестве обвиняемого / Г. Анисимов // Право и жизнь. – 2009. — № 11.

13.Артемьев Р. А. Прокурорский надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях / Р. А. Артемьев // Закон и право. — 2008. — № 8.

14.Беркович Е. Ф. Прокурорский надзор за исполнением законов / Е. Ф. Беркович. — М.: Феникс, 2009. — 403 с.

15.Бойков А. Д. Третья власть в России / А. Д. Бойков. – М., 1997. – 256 с.

16.Божьев В. П. Уголовный процесс: учебное пособие / В. П. Божьев. – М., 2009. – 704 с.

17.Булатов Б. Б., Баранов А. М. Уголовный процесс: учебник для вузов / Б. Б. Булатов, А. М. Баранов. – М., 2008. – 678 с.

18.Васильев К. Г. Средства прокурорского реагирования / К. Г. Васильев // Юрист. — 2008. — № 2.

19.Винокуров А. Ю. Требования прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия / А. Ю. Винокуров // Адвокат. – 2008. — № 4.

20.Глебова В. Г., Зайцева Е. А. Уголовный процесс / В. Г. Глебова, Е. А. Зайцева. – М., 2008. – 384 с.

21.Голубев Л. Д. Прокурорский надзор за предварительным следствием [Текст]

/ Л. Д. Голубев // Закон. — 2008. — № 5.

22.Громов Е. Н. Прокурорский надзор / Е. Н. Громов. — М.: Юрайт, 2011. — 301 с.

23.Ефимичев П. С., Ефимичев С. П. Расследование преступлений: теория, практика, обеспечение прав личности / П. С. Ефимичев, С. П. Ефимичев. – М.: Юстицинформ, 2009. – 205 с.

24.Жаров С. Ю. Надзор за преступлениями укрытыми от учета / С. Ю. Жаров // Закон и право. — 2009. — № 2.

25.Исаенко В. Следственные действия и полномочия прокурора по надзору за ними / В. Исаенко // Законность. – 2009. — № 2.

26.Конев Д. С. Проблемы прокурорского надзора / Д. С. Конев // Закон и право. — 2008. — № 3.

27.Крюков В. Ф. Полномочия прокурора в досудебном производстве по уголовным делам: современность и перспективы / В. Ф. Крюков // Журнал российского права. – 2007. — № 10.

28.Кузьмин В. А., Китрова Е. В. Комментарий к Федеральному закону от

1. января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» [Электронный ресурс].

  • Режим доступа: [Консультант Плюс].

– Загл. с экрана.

29.Леонидов М. А. Прокурорский надзор / М. А. Леонидов. — Самара: Изд-во Самарский университет, 2010. — 269 с.

30.Лисов В. В. Надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях / В. В. Лисов // Закон и право. — 2008. — № 2.

31.Настольная книга прокурора / Коллектив авторов. – М.: Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка, 2012. – 840 с.

32.Настольная книга прокурора / Под ред. С. И. Герасимова. — М.: Издательство НОРМА, 2005. — 273 с.

1. Буланова, Н.В. Методические рекомендации по изучению прокурором уголовного дела, поступившего с обвинительным заключением (актом) / Н.В. Буланова, А.А. Малов. – М.: Генпрокуратура РФ, 2010.

2. Буланова, Н.В. Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях: методич. рекомендации / Н.В. Буланова, А.А. Малов, М.В. Парфенова. – М.: Генпрокуратура РФ, Академия Генпрокуратуры РФ, 2008.

3. Жук, О.Д. Оперативно-розыскное преследование по уголовным делам об организации преступных сообществ: монография / О.Д. Жук. – М.: Альфа-М, 2010.

4. Ис��енко, В.Н. Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия по уголовным делам об убийствах / В.Н. Исаенко. – М.: Академия Генпрокуратуры РФ, 2010.

5. Козусев, А.Ф. Организация прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности: лекция / А.Ф. Козусев. – М.: Академия Генпрокуратуры РФ, 2010.

6. Лавдаренко, Л.И. Задержание и заключение под стражу: методич. пособие / Л.И. Лавдаренко. – Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) АГП РФ, 2007.

7. Малов, А.А. Организация прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, уголовное преследование которых осуществляется в частном порядке: методич. рекомендации / А.А. Малов [и др.]. – М.: Генпрокуратура РФ, 2009.

8. Обеспечение законности при возмещении реабилитированным гражданам вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности: научно-методич. рекомендации. – М.: Академия Генпрокуратуры РФ, 2009.

Читайте также:  Отчетность в экологию в 2023 году

9. Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия: учебник / под общ. ред. А.Ф. Смирнова. – М.: ИПК РК Генпрокуратуры РФ, 2006.

10. Прокурорский надзор за расследованием преступлений коррупционной направленности и поддержание государственного обвинения в судах: методич. рекомендации. – М.: Академия Генпрокуратуры РФ, 2009.

11. Шадрин, В.С. Уголовно-процессуальная деятельность прокурора и органов предварительного расследования. Досудебное производство / В.С. Шадрин. – СПб.: ИПК, 2005.

Определение 1

Понятие прокурорского надзора на стадиях возбуждения уголовного дела, а также, предварительное расследование, заключается в том, что прокурор обязан обнаружить грубые нарушения со стороны граждан на этапах проверки заявлений о преступлении, производстве предварительного расследования, формулирования требований прокурора, которые направлены лично главному руководящему лицу органа следствия.

Данные формулирования гласят о срочной необходимости проработки нарушений федеральных законодательных актов, отмены самим прокурором неправомерных решений органа дознания и полного восстановления прав граждан.

Под предметом прокурорского надзора, обычно, подразумевают следующие пункты:

  • единообразное и абсолютное исполнение норм УПК, всех федеральных законов, ведомственных актов органов, которые отвечают за предварительное расследование по регистрации, детальному рассмотрению и разрешению моментов сообщений о преступлениях;
  • установление и разоблачение всех лиц, которые совершали преступление;
  • обеспечение системы прав и законных гражданских интересов, тех лиц, которые вовлечены в досудебное производство.

Субъекты, которые относятся к надзору прокура вмещают:

  • генерального прокурора Российской Федерации;
  • прокуроров, которые пребывают в прямом подчинении генерального прокурора РФ;
  • абсолютно всех заместителей вышеуказанных лиц;
  • другие должностные лица органов прокуратуры, которые участвуют в уголовном расследовании и имеют полномочия, указанные в законе о прокуратуре (и.31 ст.5 УПК).

Об организации прокурорского надзора за органами предварительного следствия

Одним из важнейших этапов прокурорского надзора за законностью предварительного расследо­вания является надзор за соблюдением установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях.

Такое взаимодействие с правоохранительными и правоприменительными службами, иными компетентными органами зарубежных государств, а также с соответствующими международными организациями, включая Европол и Интерпол, проводится в целях согласованности усилий по противодействию организованной, транснациональной, иной преступности, по оказанию правовой помощи.

С учетом особой роли прокурора в досудебном производстве предметом прокурорского надзора является законность всей процессуальной деятельности дознавателей и следователей при расследовании преступлений.

Это положение конкретизировано в ст. 29 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».5 ) обеспечение прав и законных интересов участников уголовного процесса, в том числе потерпевших от преступления; Предмет надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия и полномочия прокурора

Тщательно и всесторонне проверять соблюдение установленного законодательством, межведомственными и ведомственными нормативными правовыми актами единого порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, а также законность и обоснованность принимаемых по ним решений.

Военным прокурорам окружного звена указанные информационные материалы направлять в Главную военную прокуратуру.

Приказ ГП РФ от 05.09.2011 №277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия » 1.1.

Считать важнейшей обязанностью прокуроров защиту прав и законных интересов потерпевших от преступлений. Внимательно подходить к рассмотрению их жалоб и заявлений, принимать все необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, возмещению морального и материального вреда.

Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам сосредоточить усилия на оказании практической помощи подчиненным прокуратурам.

Безотлагательно отменять постановления о приостановлении и прекращении дел, если не исчерпаны все возможности для сбора доказательств и изобличения преступников.1.5.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Участие прокурора на стадии возбуждения уголовного дела заключается в осуществлении надзора за соблюдением правил приема, регистрации, рассмотрения и проверки поступающих сообщений о преступлениях с целью установления наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела.

При выявлении нарушений порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, проведения доследственных проверок прокурор должен требовать их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности. См.

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 2 июня 2011 г. № 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия»

В связи с этим прокурор обязан ежемесячно проверять исполнение законодательства при приеме, разрешении и учете заявлений и сообщений о преступлениях, сопоставляя для этого данные органов внутренних дел, сообщения средств массовой информации, жалобы граждан, сведения страховых компаний, медицинских учреждений об оказании помощи гражданам по поводу криминальных травм, результаты судебно-медицинского исследования трупов с признаками насильственной смерти, сводки о совершенных преступлениях, материалы иных источников.

По какому поводу возбуждается надзорное производство

Надзорное производство в гражданском процессе отличаются от такового в уголовном по большему счету только составом правонарушения. Поэтому процедура одинакова в обоих случаях. Поводом для возбуждения данного процесса может быть только информация, которая свидетельствуют о том, что вердикт суда вынесен незаконно и без надлежащих оснований. Важно и то, что сроки подачи надзорной жалобы не ограничены. К тому же надзорных инстанций существует несколько. То есть, одно и то же дело в ходе надзорного производства в уголовном процессе или в гражданском можно рассматривать неоднократно.

Надзорный порядок дает право пересматривать:

  • любые решения первой судебной инстанции;
  • вердикты судьи, при назначении им заседания суда;
  • решения кассационных жалоб;
  • определения, которые были вынесены в процессе исполнения приговора;
  • постановления инстанций надзора, находящихся рангом ниже.

Пределы прав надзорной инстанции

Суд правомочен выйти за рамки полученного ходатайства.

Многие авторы научной юридической литературы и студенты в курсовых заданиях отмечают ревизионный характер проверки, что означает полный контроль законности поступающих документов:

  • правовые нормы должны применяться корректно, особенно это касается специального законодательства в области материального права;
  • процедурные нарушения должны отсутствовать.

При этом законодатель подчёркивает важный признак изъянов, выявление которых становится причиной отмены или изменения. Этот признак – существенность.

Какие нарушения можно считать существенными, указано в нескольких примерах:

  1. Имело место изготовление протокола секретарём в заседании по частям, каждая из которых отдельно не была заверена, только в конце стояла подпись председательствующего и секретаря, а между тем ведение протокола осуществлялось двумя лицами.
  2. Отказ в допросе свидетеля, о вызове которого настаивала сторона обвинения, по причине того, что его слова «не относятся к существу предъявленного обвинения», является препятствием к представлению доказательств. Сторона обвинения была лишена возможности подтвердить обвинение.
  3. Описательно – мотивировочная часть не содержит описания умысла, не расписано, почему сделаны такие выводы, если исследованные доказательства не в полной мере подтверждают эту позицию.
  4. Признание виновным за совершение нескольких преступлений, когда состав одного охватывает состав другого и назначение наказания в большем размере.
  5. Непредставление переводчика на любом этапе следствия и судебного заседания.

Несущественным нарушением можно посчитать, к примеру, отказ в допросе свидетеля, характеризующего личность подсудимого.

Какие действия входят в круг полномочий Верховного Суда РФ, это:

  • отказ в удовлетворении протеста;
  • отмена и прекращение производства;
  • возврат без рассмотрения по существу (ст.412.4);
  • изменение документа;
  • отмена и передача для нового разбирательства.

Следует понимать, что отмена может коснуться не всех представленных актов, а только вынесенных в определённой инстанции – кассации или апелляции, соответственно новое рассмотрение продолжится именно с указанного момента.

Куда и как подавать надзорную жалобу

Прежде всего следует понять, куда подается надзорная жалоба по уголовному делу. Согласно действующему законодательству, жалоба должна быть напрямую подана в Верховный суд РФ. Сделать это можно лично, или отправив заказное письмо по почте. С 1 января 2017 года появилась возможность обратиться в надзорную инстанцию, направив жалобу в электронном виде.

Нужно учитывать, что президиум ВС РФ может рассмотреть в порядке надзора судебные решения, перечисленные в третьем пункте статьи 412.1 УПК.

Что такое надзорная жалоба по уголовному делу? По сути – это обращение в Верховный суд с просьбой рассмотреть уголовное дело и принятое по нему решение с целью устранить допущенные судом нижестоящей инстанции ошибки. Главной целью пересмотра оспариваемого приговора является выяснение степени его законности и соответствия его требованиям действующего на территории РФ законодательства.

Ходатайства, заявленные путем составления жалобы, могут быть удовлетворены полностью или частично. В результате этого вступившие в силу постановления, определения и приговоры, могут быть аннулированы или изменены. Подобное возможно, если президиумом ВС будут обнаружены отступления от положений, действующих УК и УПК РФ.

Чаще всего подача надзорной жалобы в Верховный суд РФ по уголовным делам мотивирована тем, что нижестоящие судебные инстанции принимают во внимание при вынесении решения доказательства, полученные незаконным путем, и, таким образом, являющиеся недопустимыми.

Организация делопроизводства в органах прокуратуры

Положения Инструкции распространяются на организационно-распорядительные, информационно-справочные документы; на процессуальные, финансовые и другие документы — только в части, касающейся общих принципов их подготовки и исполнения, формирования и оформления для сдачи в архив.

Приказом Генерального прокурора введена в действие Инструкция по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации (утв. приказом Генеральной прокуратуры РФ от 29 декабря 2011 г. № 450).

Делопроизводство в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации ведется на русском языке, являющемся государственным языком Российской Федерации, а также на государственном языке республики, на территории которой находится прокуратура или ее учреждение. Порядок работы с секретными документами регламентируется Инструкцией по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2004 № 3-1, организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации. Руководитель службы делопроизводства вышестоящей прокуратуры осуществляет методическое руководство и контроль за состоянием делопроизводства в структурных подразделениях и подчиненных прокуратурах.

В случае отсутствия в жалобе (заявлении либо обращении) сведений, достаточных для ее разрешения, они возвращают се заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а также с разъяснением, куда им для этого следует обратиться.

В связи с тем, что внесение повторных жалоб в суд надзорной инстанции, ранее оставивший их без удовлетворения, не допускается, после принятия решения прокурором, правомочным приносить надзорное представление, им необходимо прекращать дальнейшее производство по жалобе, если отсутствуют основания для направления представления вышестоящему прокурору о принесении надзорного представления в вышестоящий суд.

При рассмотрении жалоб, заявлений и других обращений на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов прокуроры обязаны руководствоваться требованиями Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, устанавливающей единый порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений. В случае несогласия с решением прокурора субъекта Российской Федерации, военного прокурора округа (флота) и приравненного к нему военного прокурора, оставившего жалобу без удовлетворения, надзорное представление в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, президиум окружного (флотского) военного суда приносит Генеральный прокурор РФ или его заместитель. Надзорные представления в президиум окружного (флотского) военного суда на приговор, определение и постановление гарнизонного военного суда, кассационное определение окружного (флотского) военного суда обязаны приносить военный прокурор округа (флота) и приравненный к нему военный прокурор или его заместители.

Прокурор – это государственный служащий, включенный в штат прокуратуры. В уголовном процессе он представляет госсистему, следовательно, отстаивает ее интересы. Главная цель – соблюдение законности.

Процедура рассмотрения уголовного преступления состоит из нескольких этапов, описанных в кодексе (УПК). На каждом этапе прокурору законодатель отвел определенную роль. Все основные полномочия и требования к работникам госоргана описаны в УПК. Участие прокурора в уголовном производстве как едином процессе сводится к следующему:

  • координирование мероприятий, проводимых правоохранительными госорганами на досудебном этапе;
  • контролирование процедуры возбуждения преследования;
  • поддержка обвинения во время судебного заседания;
  • обеспечение конституционных прав граждан – участников процесса;
  • контроль действий иных субъектов производства.

Роль прокурора до суда в уголовном процессе предполагает использование большинства законных полномочий, включая научный подход. Таковое должностное лицо обязано:

  1. Стремиться к раскрытию конкретного уголовного нарушения, а в более объемном смысле – к искоренению преступности.
  2. Контролировать каждое действие дознавателей/следователей с тем, чтобы не допустить нарушения прав граждан и норм действующего законодательства.
  3. Одновременно поддерживать обвинение и защищать граждан от противоправных посягательств.
  4. Координировать действия сотрудников органов правопорядка по выявлению преступления и его раскрытию.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *