Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возможности социальной работы с вынужденными переселенцами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Российское законодательство наделяет беженцев рядом прав и обязанностей. Но только в том случае, если гражданин уже получил соответствующее свидетельство о заявлении на получение статуса беженца на территории РФ.
Распространенные ошибки
Ошибка №1. Не путайте удостоверение беженца и временное убежище. Убежище может быть предоставлено на год, оформляется без серьезных оснований, получившим убежище не достанется жилье, они имеют меньше прав соцобеспечения. Если первое ближе к временному гражданству с оказанием помощи, то второе — всего лишь гуманитарный статус, который просто получить, но он мало что дает.
Ошибка №2. «Утеря» документов для предоставления заведомо неверных данных. Да, в этом случае вы скорее всего получите промежуточное удостоверение — 5 дней недостаточно для всесторонней проверки. Но если обман выйдет наружу, ваши шансы получить статус беженца упадут до нуля.
Российское государство помогает вынужденным переселенцам и беженцам решать один из самых насущных вопросов – жилищный. С момента прибытия они поселяются в специальных временных лагерях. Здесь организована медицинская помощь, их обеспечивают питанием и предоставляют личные средства первой необходимости.
В Российской Федерации создан специальный Фонд жилья, на балансе которого находятся квартиры, дома, общежития. Из этого фонда выделяются впоследствии площади для расселения иностранцев и членов их семей, которым присвоен статус беженца. Естественно, при этом данные лица не должны иметь недвижимого имущества в России.
Чтобы получить жилищную площадь из данного фонда, необходимо обратиться с соответствующим заявлением в территориальное подразделение ГУВМ МВД РФ: именно эти органы занимаются всеми вопросами, связанными с беженцами. «Социальная» квартира выделяется в порядке очереди, причем она может находиться в другом городе и даже регионе в зависимости от наличия жилья.
Описанные ранее льготы положены по закону всем иностранным гражданам (или лицам без гражданства), которым присвоен статус беженца (или заявление находится в стадии рассмотрения).
Однако государственные органы могут отказать в предоставлении социальной помощи в таких случаях:
- отсутствие оснований для признания беженцем;
- против мигранта возбуждено уголовное дело;
- у иностранца есть гражданство еще одного государства и возможность воспользоваться его защитой;
- прибытие не из той страны, где существовала угроза его жизни и здоровью;
- незаконное пересечение государственной границы России;
- предоставление неполной или неправдивой информации;
- брак с россиянином (в таком случае можно оформить РВП);
- уже есть разрешение на временное проживание;
- лицо уже находится под защитой ООН.
Российское государство помогает вынужденным переселенцам и беженцам решать один из самых насущных вопросов – жилищный. С момента прибытия они поселяются в специальных временных лагерях. Здесь организована медицинская помощь, их обеспечивают питанием и предоставляют личные средства первой необходимости.
В Российской Федерации создан специальный Фонд жилья, на балансе которого находятся квартиры, дома, общежития. Из этого фонда выделяются впоследствии площади для расселения иностранцев и членов их семей, которым присвоен статус беженца. Естественно, при этом данные лица не должны иметь недвижимого имущества в России.
Чтобы получить жилищную площадь из данного фонда, необходимо обратиться с соответствующим заявлением в территориальное подразделение ГУВМ МВД РФ: именно эти органы занимаются всеми вопросами, связанными с беженцами. «Социальная» квартира выделяется в порядке очереди, причем она может находиться в другом городе и даже регионе в зависимости от наличия жилья.
Но все это – прописанные в нормативных документах правила. На самом же деле жилья для всех нуждающихся очень часто не хватает.
Иногда навстречу иностранным гражданам идут и местные жители, предлагая им приют в своих домах.
Миграционные процессы в современном мире во многом определяют экономический и социальный облик большинства государств.
Проблемы, связанные с миграцией населения, стали особенно актуальны в России в конце 80-х — начале 90-хх годов и не потеряли своей значимости и по сей день. Вооруженные конфликты на территории РФ к середине 90-х годов пополнили поток мигрантов из республик ближнего зарубежья и вынужденными переселенцами из зоны военных действий в Чеченской республике.
Термин «миграция населения» (от латинского — переселение) означает процесс переселения (перемещения) людей, пересекающих границы тех или иных территорий со сменой места жительства навсегда или на длительный срок. По определению ООН, миграцией считается перемещение лиц на срок более 6 месяцев.
Выделяют 4 основных типа миграции:
1) Эпизодическую (поездки на отдых, учебу); — возвратный тип.
2) Маятниковую (перемещение по относительно стабильным маршрутам в одну сторону, а затем обратно); — возвратный тип
3) Сезонную (лесозаготовки) — возвратный тип.
4) Безвозвратный тип миграции.
По степени управляемости различают:
1) Организованную миграцию (осуществляемую при участии государственных или общественных органов); в 50-е годы — освоение целины, направленная путевками комсомола на строительство важных объектов и др.
2) Неорганизованную/ стихийная (осуществляется силами и средствами самих мигрантов).
По отношению к перемещению различают:
1) Добровольную (осуществляется человеком по собственной воле в поисках лучшего места работы, жилья, получения образования).
2) Вынужденную (из-за военных действий, природных катаклизмов, промышленных аварий).
3) Принудительную (например: сталинские депортации народов).
Миграцию разделяют на:
1) Внутреннюю (кто перемещается в пределах одного государства).
2) Внешнюю (эмиграция и иммиграция). Выезд и въезд граждан из одной страны в другую на постоянное место жительства или на длительный срок.
Причины миграции:
— Резкое ухудшение межнациональных отношений;
— Спонтанность и непредсказуемость мер по переходу к рыночным отношениям, что привело к резкому спаду производства и появлению миллионов безработных;
— Врожденная потребность людей искать достойное применение своих сил и способностей, стремление к лучшей жизни, профессиональному росту, повышению заработка.
Все эти факторы с ростом безработицы обуславливают проблему миграции беженцев и вынужденных переселенцев.
Возросшие масштабы вынужденной миграции предопределило принятие государством целого ряда мер по регулированию и оказания помощи переселенцам. В 1993 году приняты законы РФ «О беженцах», «О вынужденных переселенцах».
Беженцем являются прибывшие или желающие прибыть на территорию РФ лицо, не имеющее гражданства РФ, которое было вынуждено или имело намерение покинуть место своего постоянного жительства или территорию другого государства, вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться насилию по признакам расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также к определенной соц. группе или политическим убеждениям.
Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против лица, человечества или др.
Вынужденный переселенец — это гражданин, который был вынужден или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства, либо на территории РФ, вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенным соц. группам, лицам, массовыми нарушениями общественного порядка и др. обстоятельствами, существенно ущемляющими права человека.
Вынужденными переселенцами также может быть признано лицо, не имеющее гражданства РФ, покинувшее место своего постоянного жительства на территории РФ по основаниям изложенным выше.
Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против лица.
С начала 90-х годов вместе с зарождением и формированием мощных миграционных потоков в РФ из стран ближнего зарубежья и внутри страны возникла необходимость разработки новой миграционной политики РФ и создания структуры, обеспечивающей реализацию этой политики.
В июле 1992 года были сформулированы положения миграционной политики РФ и была создана Федеральная миграционная служба (ФМС) как основной структурный элемент ее реализации.
Государственная деятельность по регулированию миграционных потоков и оказания помощи перемещенным лицам называется миграционной политикой.
Миграционная политика — это совокупность соц.-политических концепций и взглядов на миграционную ситуацию, складывающуюся в стране, а также конкретных организационных прав и соц.-экономических мероприятий по регулированию миграционных процессов, направленных на создание условий для обустройства и соц. адаптации мигрантов, вынужденных переселенцев и беженцев.
Приор��тетными направлениями миграционной политики являются:
1) Защита прав и интересов граждан РФ на ее территории и за ее пределами.
2) Управление миграционными процессами РФ, регулирование выезда и въезда мигрантов, осуществление миграционного контроля, стабилизация и минимизация миграционных потоков.
3) Содействие соц.-экономической адаптации и интеграции мигрантов путем создания законных и гуманных условий их приема и размещения; оказание помощи беженцам и вынужденным переселенцам.
4) Осуществление сотрудничества с международными организациями в области миграции населения.
Основными задачами ФМС являются:
1) Разработка проектов федеральных и межрегиональных миграционных программ и обеспечение их реализации.
2) Распределение средств из бюджета для решения проблем миграции и контроль за их использованием.
3) Организация приема и временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев на территории РФ, а также оказание им помощи и содействия в обустройстве на новом месте жительства.
4) Разработка и реализация мер в области внешней трудовой миграции.
5) Защита прав мигрантов в соответствии с действующим законодательством и подготовка предложений по совершенствованию этого законодательства.
6) Организация контроля за миграционными процессами и миграционной ситуацией в стране.
7) Определение в соответствии с действующим законодательством правового статуса лиц, прибывших или намеревающихся прибыть на территорию РФ.
Кроме ФМС в судьбе мигрантов в РФ принимает участие службы занятости.
Существует также несколько общественных фондов призванных заниматься вопросами миграции: «Содружество», российский фонд помощи беженцам «Соотечественники» и другие объединенные общей стратегией. С самого начала своего существования эти фонды отказались от идеи оказывать помощь отдельным гражданам, видя в этом не самую рациональную форму использования материальных средств. Помощь адресовалась ассоциациям и общинам беженцев, т.е. уже организованным группам людей, четко знающим, что они могут и хотят делать (строительная бригада, объединения фермеров), основательно разработавших конкретные планы, в т.ч. и идею возрождения угасших русских деревень.
Российское государство помогает вынужденным переселенцам и беженцам решать один из самых насущных вопросов – жилищный. С момента прибытия они поселяются в специальных временных лагерях. Здесь организована медицинская помощь, их обеспечивают питанием и предоставляют личные средства первой необходимости.
В Российской Федерации создан специальный Фонд жилья, на балансе которого находятся квартиры, дома, общежития. Из этого фонда выделяются впоследствии площади для расселения иностранцев и членов их семей, которым присвоен статус беженца. Естественно, при этом данные лица не должны иметь недвижимого имущества в России.
Чтобы получить жилищную площадь из данного фонда, необходимо обратиться с соответствующим заявлением в территориальное подразделение ГУВМ МВД РФ: именно эти органы занимаются всеми вопросами, связанными с беженцами. «Социальная» квартира выделяется в порядке очереди, причем она может находиться в другом городе и даже регионе в зависимости от наличия жилья.
Но все это – прописанные в нормативных документах правила. На самом же деле жилья для всех нуждающихся очень часто не хватает.
Иногда навстречу иностранным гражданам идут и местные жители, предлагая им приют в своих домах.
Российские юристы – в помощь вынужденным переселенцам
Национальные особенности технологии социальной работы с беженцами и мигрантами и вынужденными переселенцами заключаются в поддержке и сопровождении на каждом этапе.
Получение статуса, подтверждение прав на него, оформление легального пребывания на территории РФ – эти и многие другие вопросы подразумевают множество законодательных нюансов. Чтобы решить проблемы, связанные с юридическими аспектами пребывания в России, уже в пунктах временного пребывания беженцам организуется правовая помощь.
Не остаются в стороне и частные организации. Например, оказывала бесплатные юридические консультации, а позже открыла специальную горячую телефонную линию и создала соответствующий раздел на сайте.
Единовременное пособие
Выдача единовременного пособия также регламентируется постановлением № 484. Для его выплаты необходимо подать заявление в местное УВМ, подав заявление по стандартной форме и удостоверение личности. Для малообеспеченных семей придется предоставить дополнительные документы, подтверждающие факт низких доходов.
УВМ решает вопрос в течение одного рабочего дня, выдав подавшему заявление справку на получение пособия или проинформировав об отказе. Справка заверяется подписью и печатью руководителя отдела миграционной службы, действительна в течении двух дней со дня выдачи.
К сожалению, закон 1998 года выпуска безнадежно устарел, а выплаты, не привязанные к МРОТ делают это пособие практически бессмысленным. Обычный беженец получит 100 рублей за себя и еще по 100 за каждого несовершеннолетнего члена семьи. Для малоимущих сумма составит 150 рублей.
- Адлер А. Понять природу человека. М., 1992
- Вебер М. Избранные произведения. М., 1990
- Вынужденные мигранты: интеграция и возвращение / Под ред. В.А. Тишкова. М., 2007
- Глэддинг С. Психологическое консультирование. СПб, 2002
- Красило А.И. Психологическое консультирование: проблемы, технологии: Учебное пособие. М.: МПСИ, 2007
- МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии. 2001
- Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. М.: Эксмо, 2005
- Минигалиева М.Р. Психологическое консультирование: Теория и практика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008
- Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы / Под ред. Г.У. Солдатовой, М.: Смысл, 2001
- Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб: Питер, 2001
Российское государство помогает вынужденным переселенцам и беженцам решать один из самых насущных вопросов – жилищный. С момента прибытия они поселяются в специальных временных лагерях. Здесь организована медицинская помощь, их обеспечивают питанием и предоставляют личные средства первой необходимости.
В Российской Федерации создан специальный Фонд жилья, на балансе которого находятся квартиры, дома, общежития. Из этого фонда выделяются впоследствии площади для расселения иностранцев и членов их семей, которым присвоен статус беженца. Естественно, при этом данные лица не должны иметь недвижимого имущества в России.
Чтобы получить жилищную площадь из данного фонда, необходимо обратиться с соответствующим заявлением в территориальное подразделение ГУВМ МВД РФ: именно эти органы занимаются всеми вопросами, связанными с беженцами. «Социальная» квартира выделяется в порядке очереди, причем она может находиться в другом городе и даже регионе в зависимости от наличия жилья.
Но все это – прописанные в нормативных документах правила. На самом же деле жилья для всех нуждающихся очень часто не хватает.
Иногда навстречу иностранным гражданам идут и местные жители, предлагая им приют в своих домах.
Процедура получения свидетельства
До того как получить статус переселенца в России, первым делом оформляется ходатайство. Есть специально утвержденный бланк, который можно взять в отделении, скачать с официального сайта ГУВМ МВД РФ, найти на портале госуслуг. Прошение, в котором подробно излагаются обстоятельства переезда не по своей воле, подписывается заявителем. До 2021 года при этом выдавалась справка переселенца, теперь эта бумага отменена.
Ходатайство рассматривается до 3 месяцев, и по нему принимается решение: присвоить статус или отказать. При этом изучаются причины переезда, запрашиваются сведения о просителе, проводится собеседование. При положительном исходе дела лицу, подавшему прошение, на 5 лет выдается соответствующее удостоверение. В него включаются и дети. Туда же вписывают сведения о сумме пособия, компенсаций, отметки о медобследованиях.
Теперь вынужденному переселенцу предстоит найти подходящее место пребывания, трудоустроиться. Поэтому информация о том, куда поехать жить и работать в России, для таких лиц будет полезной. Если статус решено не присваивать, просителю сообщается об этом, указывается, по какой причине ему отказано, и как обжаловать вердикт.
Проблемы миграции в современном обществе являются универсальными. На сегодняшний день сформирована и функционирует правовая база социальных проблем беженцев, включающая как государственное, так и международное законодательство.
Законодательную базу Российской Федерации по вопросам беженцев составляют: законы «О вынужденных переселенцах», «О беженцах», «О гражданстве Российской Федерации» и федеральная миграционная программа. Все эти законодательные акты направлены на регулирование вопросов пребывания мигрантов в стране и защиту их прав.
Социальная защита беженцев регулируется и основными актами международного права, к которым относятся: Конвенция ООН о статусе беженцев, Заключительный акт совещания по европейской безопасности и сотрудничеству, подписанный в Хельсинки.
Порядок получение помощи
Чтобы оформить все льготы и пособия и получить компенсации, необходимо обратиться ГУВМ. Региональные отделы занимаются всеми вопросами выплат и предоставления льгот. Здесь же можно подать ходатайство для получения единовременного пособия на выданном бланке.
Кстати. Рассматривать обращение будут сутки. После этого заявителю дается справка-разрешение на получение денежных средств с указанием банка выдачи.
Действительна справка семь дней, поэтому все причитающиеся выплаты необходимо забрать из банка в течение этого срока.
Рассчитывать на разовое пособие может лишь беженец, подавший ходатайство о признании его таковым и получивший свидетельство о рассмотрении статуса.
Если лица особо нуждающиеся и претендуют на материальную помощь в исключительном порядке, они могут подавать заявление о помощи только после вручения им свидетельства.
В случаях, являющихся исключительными, несмотря на отсутствие законных материальных выплат, региональным властям дано право принимать решения о материальной помощи.
Важно! Согласно закону, все выплаты, которые полагаются беженцам, осуществляются в первую очередь. А из них приоритетными группами являются инвалиды, семьи с большим количеством детей, одинокие матери и пенсионеры.
Соответственно с законодательными нормами, беженцы и вынужденные переселенцы значительно отличаются. Установлены следующие критерии разграничения перечисленных групп лиц:
- Гражданская принадлежность. Обладатели беженского статуса – это лица, являющиеся иностранцами либо апатридами. Вынужденными переселенцами признаются только россияне.
- Процесс приобретения. Получить беженский статус намного труднее. Вынужденным переселенцам не требуется оформлять гражданский статус в РФ, что делает проще их жизнь в РФ. Беженцам нужно делать гражданство, чтобы в будущем поменять собственный статус.
- Период действительности. Беженский статус – бессрочный, но его нужно пролонгировать раз в 1.5 года. Статус «вынужденный переселенец» предоставляется на пятилетний срок. Продлить статус можно, если подать заявление.
- Документы. Для оформления беженского статуса обычно требуется только паспорт. Вынужденным переселенцам необходимо собирать множество иных документов.