Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Бухгалтерский учёт и налогообложение некоммерческих организаций в 2022 г». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Существует ряд ошибок, считающихся в бухгалтерской среде типичными. Их совершают почти все бухгалтеры, неважно при этом, работает НКО по упрощённой схеме налогообложения, ведёт предпринимательскую деятельность или же существует исключительно на благотворительных началах. Распространены следующие виды ошибок.
Другие федеральные налоги для НКО
Кроме главных фискальных отчислений (налога на прибыль и НДС), некоммерческие организации платят и другие налоги и сборы:
-
Госпошлина. Если НКО обращаются к государственным структурам для совершения правовых действий, они платят пошлину наравне с другими физическими или юрлицами. Отдельные НКО и виды их деятельности могут быть освобождены от госпошлины, а именно:
- финансируемые федеральным бюджетом – логично, ведь пошлина все равно направляется туда;
- государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей (архивы, музеи, галереи, выставочные залы, библиотеки и др.) – они могут не платить госпошлину за вывоз ценностей;
- НКО инвалидов – для них упраздняются госпошлины в судах и у нотариусов;
- спецзаведения для детей с общественно-опасным поведением – им разрешают не платить пошлину на взыскание родительской задолженности;
- Таможенная пошлина. А вот этот платеж «не смотрит на лица», а исключительно на товары, поэтому от нее не освобождают на основании статуса НКО, а только если товары входят в соответствующий перечень.
Какие ошибки может совершить бухгалтер НКО в 2022 г
- Некоммерческая организация безвозмездно передаёт подакцизный товар, но не платит НДС. Это является нарушением ФЗ РФ № 135-ФЗ от 11.081995. Этот федеральный закон применяется, если НКО передаёт товары или выполняет работы на благотворительной основе. Кажется, всё подходит, но подакцизных товаров закон не касается. Они облагаются налогом по общим правилам.
- Физические лица, не являющиеся сотрудниками НКО, получили пожертвования, с которых не отчислили НДФЛ. В налоговом кодексе (ст. 217) указывается на то, что такие выплаты не облагаются налогами. Но при этом также отмечается, что источником выплат должно быть государство, а никак не НКО. В ряде случаев налогом могут не облагаться деньги, направленные в качестве помощи семье сотрудника, в том числе единовременная помощь (до 2 000 рублей) и подарки (до 2 000 рублей). Налоги рассматриваемой категории не платят организации, включённые в официальные перечни, разработанные Правительством РФ. Но все остальные организации НДФЛ отчислить обязаны.
- НКО не задумывается о правильном бухучёте, у бухгалтера нет отчёта за квартал, полугодие и девять месяцев, при этом организация не работает по упрощёнке. Это также является ошибкой. В упрощённом составе разрешается отчитываться только бюджетным и общественным организациям при условии, что они не занимаются деятельностью, приносящей материальную выгоду, не реализуют товары и услуги.
Эти ошибки считаются самыми распространёнными, помимо элементарной путаницы с проводками и счетами.
Раздельный учет доходов
Бухгалтерский учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности ведется НКО в соответствии с требованиями Положений по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 и «Расходы организации» ПБУ 10/99.
Применять нормы ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» некоммерческим организациям, по нашему мнению, нецелесообразно. Нет смысла усложнять учет, когда в силу п. 2 ПБУ 18/02 для некоммерческих организаций использование этого нормативного акта не обязательно.
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов сумма выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг отражается НКО по счету 90 «Продажи», а средства целевого финансирования учитываются на счете 86 «Целевое финансирование».
Налоги для общественных организаций. Ано бухгалтерский учет и налогообложение
Она же упрощенка, которая является наиболее предпочтительной для начинающих бизнесменов-частников. Функционирует в двух режимах: УСН-доход и УСН-прибыль минус расходы. Эти положения основательно различаются между собой. Так, в первом случае уплачиваемый налог будет равняться 6% от общего размера доходных средств. Неплохая схема, если траты на бизнес сравнительно небольшие. Ведь согласно режимным особенностям, они попросту не учитываются. То есть, никто не станет рассматривать и подсчитывать, сколько конкретно потрачено на ведение бизнес-деятельности.
Второй вариант окажется оптимальным для тех предпринимателей, которые вкладывают в свое детище не менее 65-70% дохода. Налоговое обложение снижается, благодаря тому, что расчет производится по ставке 5-15% на сумму, получаемую путем вычитания расходной доли из прибыли.
Изучая варианты схем возможных систем налогообложения для ИП, следует обратить внимание, что данный тип разительно отличается от остальных. Единый подразумевает перечисление взносов в государственную казну не от реальной величины доходных средств, а в соответствии с рассчитанным по закону тарифом.
Плюсом ко всему, направления регистрируемых бизнес-проектов имеют свои ограничения. Работая по такому режиму, невозможно организовать собственное производство продукта, заниматься торговлей или строительством. Подходит этот вариант только тем, кто планирует оказывать услуги населению или оформляться как грузоперевозчик.
Система-патент — единственная сформированной исключительно для частных предпринимателей. Очень похожа на ЕНВД за счет особенностей обложения, подразумевающих начисление взносов не от реальной прибыли, а по расчетам госорганов. Разрешенные типы деятельности во многом пересекаются с вмененкой. Однако в дополнение у частников имеется возможность открыть собственное небольшое производство. Например, медицинской оптики, визитных карт, ковровых материалов, сельскохозяйственного инвентаря, молочной, хлебной и колбасной продукции, валяной обуви и т.п.
Третьим критерием качественного разграничения субъектов предпринимательского бизнеса является степень их нацеленности на получение прибыли. В соответствие с данным критерием субъекты предпринимательского бизнеса, прежде всего, предпринимательские фирмы подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации.
Коммерческими организациями называются субъекты бизнеса, которые преследует цели извлечения прибыли от своей основной (уставной) деятельности. Полученная прибыль, как правило, подлежит распределению между участниками предпринимательской фирмы. Под некоммерческими организациями понимаются субъекты бизнеса, деятельность которых не имеет в качестве основной (уставной) цели извлечение прибыли. Данный критерий разграничения субъектов предпринимательского бизнеса широко распространен во всех странах с рыночно ориентированной экономикой, применяется он и в России.
Некоммерческими являются, по замыслу, два типа юридических лиц – собственно некоммерческие организации, созданные в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом РФ О некоммерческих организациях и общественные объединения (в том числе религиозные организации и политические партии), созданные в соответствие с другими законодательными актами России.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей людей, защиты прав, законных интересов людей и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях. Такие же цели должны преследовать, в соответствии с Законом, общественные и религиозные объединения . Разница между ними состоит в особенностях создания таких организаций (некоммерческие организации создаются учредителями, а общественные и иные объединениями – гражданами, добровольно объединившимися на основе общности интересов) и в применяемом виде собственности на средства производства (в первом случае это, как правило, групповая собственность, во втором случае – ассоциативная собственность).
Налог на прибыль некоммерческих организаций
Они обусловлены особенностями этих структур, а именно:
- прибыль не составляет их основную цель;
- они не являются предпринимателями, а в качестве разрешения некоторых видов деятельности им необходимы лицензии;
- НКО могут получать доход в качестве добровольных взносов, пожертвований и других безвозмездных поступлений.
Эти специфические свойства НКО являются основой для общих принципов, по которым осуществляется их налогообложение:
- Вся прибыль, получаемая НКО в ходе их деятельности, облагается соответствующим налогом (ст. 246 НК РФ).
- Отдельные типы прибыли НКО не входят в базу по данному налогу (ст. 251 НК РФ), а именно та прибыль, которая поступает на безвозмездной основе для обеспечения уставной деятельности. Перечень необлагаемой налогом прибыли НКО содержится в приказах Министерства финансов РФ.
Особые правила взимания налога на прибыль
Как было отмечено выше, не вся прибыль НКО вправе облагаться налогом. Правомерное уменьшение налоговой базы на прибыль может быть применено только при соблюдении ряда условий:
- Учет целевых и нецелевых поступлений в НКО должен вестись раздельно, только тогда целевая прибыль может быть исключена из налогообложения на основании льготы для некоммерческих организаций. Естественно, эти средства должны применяться исключительно по прямому назначению, что необходимо подтверждать отчетом.
- Нецелевые доходы необходимо учитывать в числе «прочих», это два типа поступлений:
- реализационные – доходы от выполнения работ, предоставления услуг (например, торговля брошюрами общества, продажа учебной литературы, организация семинаров, тренингов и пр.);
- внереализационные – те, источник которых не имеет прямой связи с деятельностью НКО, например, штрафы за неуплату членского взноса, пеня за его просрочку, проценты с банковского счета, деньги за сдаваемую в аренду недвижимость – собственность члена НКО и др.
Нецелевые поступления НКО (обе группы доходов), согласно НК РФ, и составляют базу налога на прибыль.
Особенности регистрации АНО (автономной некоммерческой организации)
При подготовке к регистрации АНО нужно учитывать следующие особенности:
- Ограничения по числу учредителей отсутствуют как в законе № 7-ФЗ, так и в ГК РФ. Соответственно, минимум — 1 учредитель (п. 1 ст. 123.24 ГК РФ). Сведения о нем вносятся в ЕГРЮЛ. Если учредитель единственный, он принимает решение об учреждении АНО, при большей численности проводится собрание и готовится его протокол.
- Данная ОПФ является унитарной и членства не предусматривает, однако учредители сохраняют свой статус на протяжении всего существования АНО и осуществляют управление ею (п. 1 ст. 123.25 ГК РФ). Состав учредителей может быть изменен на любом этапе существования АНО (пп. 1, 6 ст. 123.24 ГК РФ).
- Учредительным документом АНО является устав. В нем должны быть перечислены наименование АНО, направления работы, порядок образования и компетенция органов и др. (п. 2 ст. 123.24 ГК РФ).
- Высшим органом управления АНО является собрание учредителей. Обязательно формирование единоличного исполнительного органа. Кроме того, может быть образован коллегиальный исполнительный орган (ст. 123.25 ГК РФ).
Законодательные ограничения на осуществление предпринимательской деятельности НКО
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 24 закона № 7 законодатель может налагать определенные ограничения на приносящие доход действия отдельных НКО. Примерами таких ограничений могут служить:
- запрет на участие в хозяйственных обществах, в которых состоят третьи лица, для благотворительных организаций (п. 4 ст. 12 закона «О благотворительной…» от 18.08.1995 № 135);
- установление закрытого перечня видов деятельности, которыми могут заниматься политические партии (информационная, полиграфическая и рекламная деятельность, при условии что она направлена на пропаганду партии; изготовление и продажа объектов с собственной символикой; продажа и сдача в аренду/наем принадлежащих партии объектов движимого и недвижимого имущества, пп. 3 и 4 ст. 31 закона «О политических…» от 11.07.2001 № 95);
- полный запрет на предпринимательство для адвокатских палат (п. 10 ст. 29 закона «Об адвокатской…» от 31.05.2002 № 63) и пр.
Политика разных стран в отношении некоммерческих организаций
Обложение налогами некоммерческих организаций основано на двух подходах:
- Первый подход. Базируется на том, что НКО — организационно-правовая форма, и акцентируется на субъектах благотворительности, наделяя их правами и возлагая на них ответственность через особый статус компании-благополучателя.
- Второй подход. Основывается на схеме взаимодействия НКО и донора и ставит акцент на цели пожертвования и тратах денежных ресурсов.
В любом случае, уделяется внимание видам деятельности некоммерческих предприятий и принесенной ими общественной пользе. В развитых странах существует всесторонняя поддержка некоммерческих фирм:
- различные льготы самим НКО и их донорам,
- кредиты при налогообложении,
- финансирование,
- нормы, подкрепленные законодательством, о деятельности НКО.
Условия для предоставления льгот, схожие для всех стран:
- предприятие официально зарегистрировано как некоммерческое;
- НКО занимается работами, направленными на достижение официально заявленных целей;
- организация отчитывается по установленным правилам.
Часто задаваемые вопросы
Вопрос №1. Облагается ли НДФЛ пожертвования физическими лицами в пользу физ.лиц?
Нет. Пожертвование (размер не ограничен законом) приравнивается в данном случае к дарению. Исключения: недвижимость, транспортное средство, доля паев (для члена семьи ограничение не действует).
Вопрос №2. Как закрыть НКО, основанное несколькими учредителями, один из которых бросил заниматься данной деятельностью и не сообщил место своего нахождения?
Ликвидировать предприятие может только высший орган управления НКО — собрание членов. Если выбывший учредитель являлся его членом, он должен быть законно исключен решением оставшихся членов собрания, в данном случае за неучастие в работе компании и неуплату взноса. После этого можно закрывать предприятие решением оставшихся членов собрания НКО.
Вопрос №3. Является ли необходимостью иметь на счету НКО собственности стоимостью от 10 тысяч рублей?
Да. П.5 ст.50 ГК РФ определено, что некоммерческое юр.лицо обязано иметь собственность в размере не меньше 10 тысяч руб. в денежной форме, имущественной форме или в виде ценных бумаг.
Раздельный учет общих административно-хозяйственных расходов
При распределении общих административно-хозяйственных расходов НКО вправе самостоятельно выбрать метод их учета, который, как уже подчеркивалось, следует обязательно отразить в своей учетной политике.
Как правило, в бухгалтерском учете некоммерческие организации, ведущие предпринимательскую деятельность, распределяют общехозяйственные расходы одним из следующих способов:
— в полном объеме списывают за счет целевого финансирования;
— списывают пропорционально удельному весу выручки от реализации товаров (работ, услуг) в общем объеме поступлений, включая средства целевого финансирования;
— списывают пропорционально удельному весу затрат на оплату труда работников, занятых в предпринимательской деятельности, в общем фонде оплаты труда.
В налоговом учете в силу п. 1 ст. 272 НК РФ расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены к затратам по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех его доходов.
Поскольку средства целевого финансирования и целевые поступления в терминологии ст. 251 НК РФ являются «доходами, не учитываемыми при определении налоговой базы», то, по нашему мнению, при распределении расходов, которые не могут быть непосредственно отнесены к затратам по конкретному виду деятельности, под суммарным объемом всех доходов некоммерческой организации следует понимать как доходы от продаж, так и суммы целевых средств.
Следовательно, в целях исчисления налога на прибыль общие расходы распределяются некоммерческой организацией пропорционально доле дохода от предпринимательской деятельности в суммарном объеме всех ее доходов, включая целевые поступления.
Такая позиция не бесспорна хотя бы потому, что согласно ст. 248 НК РФ к доходам в целях гл. 25 НК РФ относятся доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы. Других нет.
Между тем далее в Кодексе появляются «доходы, не учитываемые при определении налоговой базы», поэтому НКО следует отстаивать свое право на уменьшение налога на прибыль за счет общих расходов, поскольку в силу п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Кроме того, в гл. 25 НК РФ до недавнего времени имелась и специальная ст. 321.1, которая в целях налогообложения прибыли позволяла бюджетным учреждениям принимать отдельные виды общих расходов в уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности, пропорционально их объему в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования).
Не это ли еще один аргумент в пользу того, что к доходам в целях гл. 25 НК РФ относятся и средства целевого финансирования, ведь бюджетные учреждения — это разновидность некоммерческих организаций.
Поскольку законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ), то НКО, не являющиеся бюджетными учреждениями, на наш взгляд, могут действовать по аналогии: распределять общие расходы пропорционально доле дохода от предпринимательской деятельности в суммарном объеме всех своих доходов, включая целевые поступления.
Теперь по поводу распределения сумм НДС, уплаченных при приобретении материальных ресурсов, работ и услуг, используемых как в коммерческой деятельности, облагаемой НДС, так и в уставной деятельности НКО.
В случае частичного использования приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав при осуществлении операций, подлежащих обложению НДС, а частично при осуществлении операций, освобожденных от налогообложения, суммы НДС, предъявленные поставщиками и подрядчиками, подлежат налоговому вычету либо учитываются в их стоимости в определенной пропорции (п. 4 ст. 170 НК РФ).
Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период.
Таким образом, в Налоговом кодексе РФ прямо не предусмотрен механизм распределения сумм НДС, уплаченных при приобретении материальных ресурсов, работ и услуг, которые используются как в коммерческой деятельности, облагаемой НДС, так и в уставной деятельности НКО, поскольку целевые средства, полученные НКО, явно не являются отгруженным товаром.
Несмотря на это, в п. 43 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 (в настоящее время этот документ признан утратившим силу, но это не имеет принципиального значения), было сказано следующее.
При осуществлении бюджетной организацией наряду с основной бюджетной деятельностью хозяйственной деятельности, связанной с реализацией облагаемых налогом товаров (работ, услуг), такая организация имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.
Для принятия к вычету сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым по операциям, облагаемым НДС, бюджетная организация должна обеспечить раздельный учет расходов, относящихся к операциям, признаваемым объектом налогообложения, и расходов по операциям, не облагаемым НДС, включая основную бюджетную деятельность (и причитающейся на их долю суммы налога). Порядок ведения раздельного учета таких расходов должен быть оформлен приказом или распоряжением руководителя организации и соответствовать порядку, изложенному в п. 4 ст. 170 НК РФ. То есть для бюджетных организаций существовали разъяснения, что под «общей стоимостью товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период» следует понимать и средства целевого финансирования («включая основную бюджетную деятельность»).
На наш взгляд, руководствуясь теми же соображениями, что и по налогу на прибыль, НКО, не являющимся бюджетными организациями, можно действовать аналогично и распределять рассматриваемые суммы НДС пропорционально доле дохода от предпринимательской деятельности в суммарном объеме всех своих доходов, включая целевые поступления.
Следует иметь в виду, что при определении пропорции, по нашему мнению, нужно учитывать не весь объем полученных целевых средств, а только ту их часть, которая была использована (освоена) в соответствующем налоговом периоде (по налогу на прибыль — за календарный год нарастающим итогом, по НДС — за каждый квартал) (пример 2).
Объединения, осуществляющие общественно-полезную деятельность, регистрируются как некоммерческие организации. Учет и налогообложение таких обществ осуществляются по общим и специальным правилам. В большинстве случаев объединения создаются для ведения социально-значимой, законной деятельности. Однако на практике встречаются и недобросовестные лица, учреждающие НКО для сокрытия доходов и уклонения от исполнения бюджетных обязательств. Деятельность таких объединений регламентируется ФЗ № 7 и иными нормативными актами. В них определяются условия и правила работы, порядок оформления и сдачи отчетной документации, а также влияние благотворительности на налогообложение некоммерческих организаций. Необходимо сказать, что вне зависимости от цели, для достижения которой было учреждено НКО, объединение является полноправным участником бюджетных правоотношений.
Упрощенная система налогообложения для некоммерческих организаций предусматривает освобождение объединений от обязанности осуществлять ряд бюджетных отчислений. В частности, льготы распространяются на платежи с доходов и имущества, а также НДС. При этом обществу придется перечислять единый налог, предусмотренный на УСН. Объединение может выбрать один из двух вариантов, закрепленных в НК. Так, для НКО предусмотрены ставки:
- 6 % при выборе типа обложения «доходы». Отчисления производятся с любых поступлений, признаваемых в качестве экономической выгоды согласно НК.
- 15 % при выборе типа обложения «доходы минус затраты». Соответственно, из поступлений вычитаются расходы, и с разницы производится отчисление. В случае ее отсутствия (или если затраты превышают доход) выплачивается налог по минимальной ставке 1 %.
Сроки сдачи документов
Как и для любых других обществ, для НКО установлена обязанность своевременного предоставления отчетности контрольным органам по всем налогам. При этом для каждого отчисления предусматривается свой срок сдачи декларации. Рассмотрим некоторые периоды:
- Единый налоговый отчет. Он предоставляется плательщиками, которые ведут деятельность, не приводящую к движению денег на банковских счетах либо в кассе, и не имеют объектов обложения по соответствующим отчислениям.
- Отчет по НДС. Он сдается ежеквартально до 25 числа первого месяца, идущего за завершенным кварталом.
- Декларация по отчислению с дохода. Она направляется только теми субъектами, у которых возникает обязательство по уплате такого налога. Предоставление отчетности осуществляется до 28 марта периода, следующего после отчетного года.
- Декларация по единому налогу по УСН. Она сдается до 31 марта периода, идущего вслед за завершенным.
НКО, обладающие правом на осуществление предпринимательской деятельности
Перечень форм НКО установлен положениями главы II закона № 7, в соответствии с которыми самостоятельно заниматься предпринимательством вправе:
- общественные и религиозные организации (ст. 6);
- общины коренных малочисленных народов РФ (ст. 6.1);
- казачьи общества (ст. 6.2);
- фонды (ст. 7);
- госкорпорации (ст. 7.1);
- госкомпании (ст. 7.2);
- некоммерческие организации при условии, что они не имеют статуса саморегулируемой организации (ст. 8);
- частные учреждения (ст. 9);
- ГУПы и МУПы (ст. 9.1);
- бюджетные учреждения (ст. 9.2);
- автономные НКО (ст. 10).