Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 217 ТК РФ. Служба охраны труда в организации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно ч. 1 ст. 217 ТК России (далее — Кодекс), служба охраны труда создается на производственных предприятиях, численность персонала которых превышает 50 человек. До внесения изменений в ст. 217 Кодекса законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ минимальная численность, при которой требовалось обязательно создавать службу ОТ, составляла 100 сотрудников. Эта норма сохранена и сегодня в п. 15 рекомендаций по организации работы службы охраны труда, утвержденных постановлением Минтруда от 08.02.2000 № 14 (далее — Рекомендации). Однако, поскольку закон превалирует над ведомственными актами, руководствоваться необходимо именно требованиями Кодекса.
Комментарий к ст. 217 ТК РФ
1. Основное звено в системе управления охраной труда — служба охраны труда в организации, функции которой непосредственно связаны с производственной или иной трудовой деятельностью. От ее деятельности в первую очередь зависит уровень работы по созданию безопасных и здоровых условий труда.
Управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель, который для организации работы по охране труда в организации создает службу охраны труда.
В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи служба охраны труда создается у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек. Вместо создания службы охраны труда у указанного работодателя допускается введение должности специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности (ч. 2 ст. 217).
Служба охраны труда создается в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы и подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей.
2. Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 N 10 утверждены Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях. Данный акт имеет рекомендательный характер и может быть использован в качестве основы для разработки систем нормирования труда, устанавливаемых в организациях.
Списочную численность работников службы охраны труда определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств, количества самостоятельных производственных структурных подразделений организации и других факторов.
В организациях со среднесписочной численностью работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых связанных с вредными и опасными условиями труда работах) до 700 человек функции службы охраны труда могут выполнять отдельные специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью создается бюро охраны труда при штатной численности работников три-пять единиц (включая начальника) или отдел — при штатной численности работников от шести единиц.
В обособленных производственных структурах численностью от 400 человек и свыше численность работников службы охраны труда рассчитывается отдельно для каждой структуры. Под такой структурой понимаются предприятия, цехи, управления автомобильного транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, входящие в структуру организации, расположенные на разных производственных площадках и имеющие законченный производственный цикл.
3. Служба охраны труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями организации, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иными уполномоченными работниками представительных органов, службой охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в области охраны труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля.
4. В целях оказания помощи работодателям в организации работы службы охраны труда Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 N 14 утверждены Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, предусматривающие порядок формирования, основные задачи и функции службы, а также права работников службы.
Задачи и функции службы охраны труда в организации
Основные задачи службы охраны труда в организации, а также ее основные функции перечислены в п. 13 Рекомендаций. Это:
- обеспечение выполнения требований охраны труда,
- профилактическая работа по предупреждению производственного травматизма, профзаболеваний,
- организация мероприятий по улучшению условий труда,
- контроль за соблюдением требований законодательства об охране труда, а также локальных нормативных актов работодателя по вопросам охраны труда — коллективного договора, отраслевых (межотраслевых) соглашений и т.д.,
- информирование и консультирование по вопросам охраны труда работников и руководителей структурных подразделений организации,
- изучение и распространение передового опыта в области охраны труда,
- проведение информационных мероприятий по вопросам охраны труда.
Комментарий к ст. 217 TК РФ
1. В организации работодатель осуществляет управление охраной труда путем создания службы охраны труда или же введения должности специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
2. Создание и деятельность службы охраны труда в организации осуществляются в соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 22 января 2001 г. N 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях» (Бюлл. Минтруда РФ. 2001. N 4), а также Постановлением Минтруда РФ от 8 февраля 2000 г. N 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации» (Бюлл. Минтруда РФ. 2000. N 2, 3).
3. При отсутствии в организации службы охраны труда или специалиста по охране труда может быть заключен договор на оказание соответствующих услуг со специалистами или организациями, в установленном ТК порядке оказывающими такие услуги.
Комментарий к статье 217 ТК РФ
Комментируемая статья ТК воспроизводит нормы, закрепленные в Рекомендациях по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденных Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 N 14 , в соответствии с которыми на службу охраны предлагается возложить следующие функции:
———————————
Бюллетень Минтруда России. 2000. N 2 — 3.
а) учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний, обусловленных производственными факторами;
б) помощь подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности орудий, приспособлений;
в) организация, методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда, сертификацией работ по охране труда и контроль за их проведением;
г) проведение совместно с представителями соответствующих подразделений и с участием уполномоченных (доверенных) лиц профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда;
д) участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований по охране труда;
е) разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждение производственного травматизма, профессиональных заболеваний, обусловленных производственными факторами, помощь в реализации запланированных мероприятий;
ж) участие в разработке разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда организации;
з) организация и расследование несчастных случаев на производстве, а также участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями;
и) оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда (актов по форме Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, протоколов измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, оценки оборудования по фактору травмобезопасности, материалов аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации работ по охране труда и др.) в соответствии с установленными сроками;
к) составление (при участии руководителей подразделений) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, и другие функции.
Службы охраны труда создаются в отраслевых федеральных органах исполнительной власти, являющихся органами управления охраной труда. Кроме того, службы охраны труда должны быть созданы (или введена должность специалиста по охране труда) у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, с численностью более 50 работников. При этом работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики его деятельности.
На должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование, без предъявления требований к стажу работы, или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее трех лет либо в других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее пяти лет. Все категории указанных лиц должны пройти специальное обучение по охране труда.
При отсутствии возможности введения должности специалиста по охране труда работодатель может возложить обязанности по охране труда на другого специалиста в установленном порядке. При отсутствии у работодателя службы охраны труда либо специалиста по охране труда работодатель вправе заключить договор с организациями, оказывающими услуги в данной области. Все организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Минздравсоцразвития России должно устанавливать перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации.
Структуру службы и численность работников службы охраны труда определяет руководитель организации (работодатель) в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производства и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденных Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 N 10 . В службе предусматривается руководитель, который подчиняется непосредственно руководителю организации. Работники службы охраны труда выполняют свои функции в соответствии с должностными инструкциями. Накопленный опыт организации работы служб охраны труда свидетельствует о том, что каждый работник службы отвечает за порученный ему участок работы и осуществляет в этих пределах надлежащий контроль за выполнением требований охраны труда.
———————————
Бюллетень Минтруда России. 2001. N 2, 4.
Федеральным законом от 18.07.2011 N 238-ФЗ в комментируемую статью внесены изменения, уточняющие полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, в части установления правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
Другой комментарий к статье 217 ТК РФ
1. Статья 217 ТК РФ, закрепляя правила организации работодателями системы управления охраной труда, направлена на предоставление работникам дополнительных гарантий по обеспечению безопасных условий труда путем возложения на работодателя обязанности при названных в данной статье условиях принять меры по созданию специального механизма контроля за выполнением требований охраны труда.
Часть 1 комментируемой статьи устанавливает обязанность каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 50 работников создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
При этом указанные требования обязательны к исполнению всеми работодателями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
В соответствии с ч.9 ст.209 ТК РФ производственная деятельность — совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.
В данное понятие включается оказание различных видов услуг, т.е. деятельность не только в сфере материального производства, но и в нематериальном производстве: образовании, здравоохранении, культуре, науке, государственном управлении и других.
В таком случае правовые основы регулирования отношений в области охраны труда относятся к организациям как материального, так и нематериального производства.
Однако в судебной практике имеет место и противоположное мнение. Так, Оренбургский областной суд установил: поскольку администрация муниципального образования «Акбулакский район» производственную деятельность не осуществляет, закон не предусматривает для этой организации обязательное наличие в штате должности специалиста по охране труда, независимо от численности работающих в организации. При этом право определять численность и штат работников согласно трудовому законодательству принадлежит работодателю (подробнее см. апелляционное определение Оренбургского областного суда от 5 июня 2012 года по делу N 33-2999-2012).
С 1 июля 2009 года для применения в Российской Федерации в качестве национального стандарта введен в действие ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», 1LO-OSH 2001 «Guidelines on occupational safety and health management systems» (1DT) (подробнее см. приказ Ростехрегулирования от 10 июля 2007 года N 169-ст «О введении в действие межгосударственного стандарта»).
Пункт 2.22 указанного стандарта определяет Систему управления охраной труда (occupational safety and health management system) как набор взаимосвязанных или взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели по охране труда и процедуры по достижению этих целей.
Одним из элементов системы управления охраной труда в организации является служба охраны труда. Структура службы охраны труда в организации, задачи, функции, а также численность ее работников определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти по труду. На сегодняшний день данные рекомендации утверждены постановлением Министерства труда и социального развития РФ (подробнее см. постановление Минтруда РФ от 8 февраля 2000 года N 14 «Об Утверждении Рекомендаций по организации работы Службы охраны труда в организации»).
На основе указанных Рекомендаций работодателю необходимо принять соответствующий ЛНА, регулирующий деятельность службы, например положение о службе охраны труда (подробнее см. комментарий к ст.8).
Должность специалиста по охране труда также вводится работодателем. Для этого работодателю необходимо:
— ввести в штат новую должность, издав приказ о внесении изменений в штатное расписание;
— разработать должностную инструкцию;
— заключить трудовой договор с новым специалистом, либо издать приказ о назначении на должность/ возложении обязанностей.
На должность специалиста по охране труда может быть назначен работник организации, получивший квалификацию в области охраны труда. Как правило, назначают лиц, имеющих квалификацию инженера по охране труда, либо специалистов, имеющих высшее профессиональное (техническое) образование (без предъявления требований к стажу работы) или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1-й категории не менее 3 лет (в других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, — не менее 5 лет). Все категории указанных лиц должны пройти специальное обучение по охране труда.
2. Часть вторая комментируемой статьи предоставляет работодателю, численность работников которого 50 человек и меньше, право создать службу охраны труда или ввести должности специалиста по охране труда с учетом специфики деятельности данной организации. Представляется, что под спецификой деятельности организации в данном контексте следует понимать наличие вредных и/или опасных производственных факторов, а также риска несчастных случаев, аварий и профессиональных заболеваний.
Следует отметить, что работодатель вправе самостоятельно определять необходимость создания службы или введения должности специалиста по охране труда. Так, Приморский Краевой суд, оставляя без изменения решение суда первой инстанции, признавшего требование предписания государственной инспекции труда о введении в штатное расписание учреждения службы охраны труда незаконным, установил, что подобные требования находятся за пределами компетенции государственной инспекции труда, нарушают право учреждения, установленное в ст.217 ТК РФ, самостоятельно определять способы соблюдения требований охраны труда (подробнее см. определение Приморского Краевого суда от 9 августа 2012 года по делу N 33-7047).
3. Согласно ч.3 ст.217 ТК РФ функции службы охраны труда могут осуществлять руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.
Таким образом, указанная норма не содержит императивного предписания обязательного наличия штатной должности руководителя службы охраны труда, а предоставляет работодателю возможность выбора мер по созданию специального механизма контроля за выполнением требований охраны труда.
Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации.
Исключением являются организации, проводящие специальную оценку условий труда. В отношении таких организаций постановлением Правительства РФ от 30 июня 2014 года N 599 утвержден порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда.
Согласно ст.19 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:
— указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;
— наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей — врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
— наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных п.п.1-11 и 15-23 ч.3 ст.13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ.
Задачи службы охраны труда
В списке первостепенных задач, поставленных перед службой охраны труда, основной следует считать создание охраны труда на любом рабочем месте. Иными словами, служба охраны труда в организации осуществляет управление охраной труда.
Параллельно с этим, служба обязана осуществлять контроль за соблюдением нормативных актов РФ по охране труда всеми работниками предприятия. Особое положение среди ее задач занимает профилактическая работа, направленная на профилактику профзаболеваний, несчастных случаев, которые могут вызвать производственный травматизм. Необходимо улучшать существующие на производстве условия труда.
Еще одной задачей, возлагаемой на службу охраны труда, считается то, что она осуществляет периодические консультации с работниками и работодателями, систематически информирует их по всем важным вопросам.
В число обязанностей работников данной службы входит изучение и ознакомление работников предприятия с рекомендациями лучших производственных коллективов района или области РФ по проблемам охраны труда. Дополнительно возможно использование типового положения, содержащего задачи и функции службы на аналогичных производствах.
Функции и задачи службы охраны труда в организации
Основными задачами отдела охраны труда (как и инженера по охране труда) являются:
- организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;
- контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;
- организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда;
- информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда;
- изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.
Для выполнения данных и иных поставленных задач отдел охраны труда должен вести учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний, оказывать помощь подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений, организовывать работу кабинета по охране труда или подготавливать информационные стенды, уголки охраны труда в подразделениях .
Основные задачи службы охраны труда в организации
К слову, тем же постановлением были определены и основные задачи службы охраны труда, такие как:
- организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;
- контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;
- организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда;
- информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда;
- изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.
В каждой ли компании должен быть штатный специалист по охране труда? Можно ли соответствующие обязанности поручить другому сотруднику на условиях совместительства? В каком случае возможно поручение обязанностей специалиста по охране труда иным работникам на условиях совмещения? Каким требованиям должны соответствовать сотрудники, которым поручается дополнительная работа?
13.11.2017
Нарушение работодателем государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, грозит организации штрафом в размере до 80 000 руб. А разговор вот о чем: в каждой компании должна быть организована работа по охране труда, то есть должны быть ответственные лица. В небольших компаниях (численностью до 50 человек) выделять отдельного сотрудника для этого не обязательно. Но как тогда выполнить требования Трудового кодекса?
Специалист или служба?
Согласно ст. 209 ТК РФ охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Чтобы система работала, нужно выстроить целый комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Обычно для этого разрабатывается система управления охраной труда.
Согласно ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Статья 217 ТК РФ говорит, что в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, контроля их выполнения у каждого работодателя, который осуществляет производственную деятельность и численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Это общее требование, оно распространяется и на тех, кто производит нематериальные блага, например, оказывает услуги. Минтруд в Письме от 10.06.2016 № 15‑2/ООГ-2136 обращал на это внимание.
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности. То есть компания не обязана принимать на должность специалиста по охране труда сотрудника, для которого эта работа будет основной.
К сведению
При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник. Кроме того, работодатель вправе заключить гражданско-правовой договор с организацией либо специалистом, оказывающими услуги в области охраны труда.
Даже если должность специалиста по охране труда ввести необходимо (численность компании больше 50 человек), Трудовой кодекс не требует выделять отдельного сотрудника – специалистом по охране труда не обязательно будет сотрудник, для которого эта работа станет основной. Значит, обязанности специалиста можно распределить между другими сотрудниками компании или поручить кому‑то одному, если их квалификация соответствует требованиям закона.
Кому поручим обязанности специалиста по охране труда?
Скажем сразу: не важно, какую должность занимает сотрудник согласно штатному расписанию. Если у него есть соответствующие подготовка и опыт, ему вполне можно поручить работу по охране труда в организации.
Приказом Минтруда РФ от 04.08.2014 № 524н утвержден профессиональный стандарт специалиста по охране труда. Согласно его требованиям работник, выполняющий функции охраны труда в компании, должен иметь высшее образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности. Если профильного высшего образования нет, работник должен пройти профессиональную переподготовку в данной области.
При наличии у работодателя опасных производственных объектов работник должен пройти соответствующую подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности.
Функции специалиста по охране труда может выполнять и работник со средним профессиональным образованием, если он прошел переподготовку в области охраны труда и имеет стаж работы в данной области не менее трех лет.
То есть кадровик или любой другой специалист может выполнять функции специалиста по охране труда при условии наличия высшего образования или прохождения переподготовки в этой области. Если же у рассматриваемого кандидата среднее профессиональное образование и нет опыта работы в охране труда, то поручить ему работу по охране труда нельзя.
Обучение по охране труда
Следующая немаловажная обязанность работодателя — обеспечение знания правил охраны труда всеми сотрудниками. Для этого согласно ст. 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в Порядке, установленном Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29.
Обучение работников правилам охраны труда производится путем проведения инструктажей, обучения безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.
Инструктаж по охране труда бывает:
— вводный (проводится руководителем или специалистом по охране труда со всеми принимаемыми на работу лицами, командированными в организацию работниками, проходящими в организации практику, и другими лицами, участвующими в производственной деятельности организации);
— первичный на рабочем месте (проводится до начала самостоятельной работы руководителями структурных подразделений);
— повторный (проходят те же работники, которые проходили первичный инструктаж на рабочем месте, не реже одного раза в шесть месяцев. На производствах с вредными и опасными условиями труда повторный инструктаж должен проводиться не реже одного раза в три месяца);
— внеплановый (проводится в определенных случаях, например при введении в действие новых нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда; изменении процессов производства, технологических процессов, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструмента; перерывах в работе более двух месяцев и пр.);
— целевой (проводится для выполнения разовых работ, которые напрямую не связаны с обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории и т.п.), при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы).
Конкретный порядок, условия, сроки и периодичность проведения всех видов инструктажей по охране труда работников отдельных отраслей и организаций регулируются соответствующими отраслевыми и межотраслевыми нормативными правовыми актами по безопасности и охране труда.
В любом случае проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах с проставлением подписей инструктируемого и инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.
К сведению. Руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда при поступлении на работу в течение первого месяца, далее — по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Такое обучение проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.
Кроме проведения инструктажей, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу в течение месяца после приема на работу. Обучение лиц, принимаемых на работы с вредными условиями труда, должно заканчиваться стажировкой и сдачей экзаменов.
Порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников рабочих профессий устанавливаются работодателем (или уполномоченным им лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ.
Отметим, что теоретические знания требований охраны труда и практические навыки безопасной работы должны проверяться непосредственными руководителями работ. Руководители и специалисты организаций проходят очередную проверку знаний требований охраны труда не реже одного раза в три года.
Для проведения такой проверки приказом создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке.
К сведению. В состав комиссии по проверке знаний о требованиях охраны труда организаций включаются руководители организаций и их структурных подразделений, специалисты служб охраны труда, главные специалисты (технолог, механик, энергетик и т.д.), представители выборного профсоюзного органа.
Результаты проверки знаний о требованиях охраны труда работников организации оформляются протоколом. Работнику, успешно прошедшему проверку, выдается удостоверение. Если же работник не прошел проверку, он обязан пройти повторную проверку знаний в срок не позднее одного месяца.
Помните, что согласно ст. 212 ТК РФ, если работник не прошел обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда, работодатель обязан не допускать его до работы.
Кого назначить ответственным за охрану труда на предприятии
Охрана труда работников может входить в обязанности непосредственного работодателя, специалиста по ОТ или работников службы. В ст. 217 ТК РФ сказано, что вводить штатную единицу или отдел нужно лишь в том случае, если в компании работает более 50 человек.
Сотрудник, назначенный на роль инспектора по ОТ, должен соответствовать квалификационным требованиям профстандарта «Специалист в области охраны труда», утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты от 4 августа 2014 года № 524н. Перед допуском к работе его нужно направить на обучение по охране труда. Подойдут 40-часовые курсы в учебном центре — об этом сказано в п. 2.3.2 Порядка обучения и проверки знаний требований охраны труда работников организации от 13.01.2003 № 1/29.
Если специалист по охране труда не справляется в одиночку, создают службу из нескольких человек. Предварительно вносят изменение в штатное расписание, разрабатывают должностные инструкции, корректируют положение о СУОТ.