Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Крупнейший налогоплательщик: критерии и проверки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Критерии причисления компаний к указанной категории определяются и периодически корректируются ФНС РФ. Действующим законодательством четко определен перечень субъектов, допускаемых к пребыванию в качестве крупнейшего налогоплательщика (КН) с разграничением их контролирования по предмету налогообложения в рамках разных (региональных, федерального) уровней (Приказы ФНС РФ №№ММ-3-06/308, ММВ-7-2/483, ММВ-7-2/582 от 16.05.2007, 19.09.2014, 26.10.2016 соответственно).
Взаимозависимость компаний и наличие лицензии для деятельности
Предприятие может быть введено в число крупнейших налогоплательщиков в ситуации, когда взаимоотношения с ним отражаются на функционировании юридической компании, показатели работы которой отвечают критериям КН. Подобного рода контакты представляют собой взаимозависимость компаний (ст. 105 НК РФ).
Администрирование налоговых сумм взаимозависимого предприятия осуществляется на уровне (региональном, федеральном), на котором ведется контроль субъекта, чье функционирование характеризуется соответствующими критериальными показателями.
Хозяйствующие субъекты, получившие государственное разрешение, т.е. лицензию, на занятие некоторыми видами деятельности, подлежат федеральному уровню контроля. При этом не принимается в расчет соответствие/несоответствие оцениваемым параметрам КН (величине налоговой выплаты или полученной выручки, размерам имеющихся активов или штатного состава, факту взаимозависимости).
К подобного рода вариантам деятельности отнесены (Приказ ФНС РФ №ММВ-7-2/274, 24.04.2012):
- банковские операции;
- пенсионное обеспечение (НПФ);
- страхование пенсионное и некоторые иные его виды, а также перестрахование;
- брокерские услуги посреднического типа;
- деятельность на профессиональном уровне в работе фондового рынка.
Как применяются критерии?
Статус крупнейших налогоплательщиков федерального уровня, которые подлежат налоговому администрированию в межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, присваивается организациям, у которых суммарный объем полученных доходов за год (за любой год из предшествующих трех лет, не считая последнего отчетного года) превысил 35 млрд. рублей (п.п. 1, 8 Критериев, утв. Приказом ФНС от 16.05.2007 № ММ-3-06/308@). Величина доходов определяется по данным Отчета о финансовых результатов путем суммирования показателей следующих строк (Приказ Минфина от 02.07.2010 № 66н):
- 2110 «Выручка»;
- 2310 «Доходы от участия в других организациях»;
- 2320 «Проценты к получению»;
- 2340 «Прочие доходы».
К крупнейшим налогоплательщикам независимо от дохода могут быть отнесены кредитная организация, страховая, перестраховочная организация, общество взаимного страхования, страховой брокер, профессиональный участник рынка ценных бумаг, негосударственный пенсионный фонд, которые имеют соответствующие лицензии (п. 4 Критериев, утв. Приказом ФНС от 16.05.2007 № ММ-3-06/308@).
При соблюдении определенных условий к крупнейшим налогоплательщикам может быть отнесена организация, представившая заявление о проведении налогового мониторинга (п. 5 Критериев, утв. Приказом ФНС от 16.05.2007 № ММ-3-06/308@).
Если объем полученных за год доходов организации находится в пределах от 10 до 35 млрд. рублей, то она относится к крупнейшим налогоплательщикам регионального уровня, т. е. подлежит налоговому администрированию в межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам (п. 6 Критериев, утв. Приказом ФНС от 16.05.2007 № ММ-3-06/308@).
Важно учитывать, что организации, применяющие специальные налоговые режимы, не признаются крупнейшими налогоплательщиками.
Обращаем также внимание, что даже те организации, которые не соответствуют критериям крупнейших налогоплательщиков, могут быть признаны таковыми на основании решения ФНС (п.п. 5.1, 6.1 Критериев, утв. Приказом ФНС от 16.05.2007 № ММ-3-06/308@).
Организации (за исключением кредитных), в отношении которых арбитражным судом принято решение о признании должника банкротом и введена процедура конкурсного производства, перестают относиться к категории крупнейших налогоплательщиков (п. 9 Критериев, утв. Приказом ФНС от 16.05.2007 № ММ-3-06/308@). Важно учитывать также, что взаимозависимое лицо крупнейшего налогоплательщика также может быть отнесено к категории крупнейших и подлежать налоговому администрированию в межрегиональных (межрайонных) инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам. При этом собственные показатели такого взаимозависимого лица значения уже не имеют.
Критерии, по которым организация относится к крупнейшему налогоплательщику, утверждены Приказом ФНС. Это:
- Показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год;
- Признаки взаимозависимости организаций, их влияние на экономические результаты деятельности взаимозависимых лиц;
- Наличие лицензии на право осуществлять определенные виды деятельности.
Новые критерии для крупнейших налогоплательщиков
Приказом ФНС РФ от 19.09.2014 г. №ММВ-7-2/483 скорректированы критерии отнесения налогоплательщиков к категории крупнейших. Проанализируем положительные и отрицательные стороны внесенных изменений.
Фискальное ведомство (Письмо ФНС РФ от 23.08.2012 г. №АС-4-2/13912) отмечало, что установленные «крупнейшие» критерии подлежат регулярному уточнению в зависимости от экономической ситуации. И Приказом ФНС РФ от 19.09.2014 г. №ММВ-7-2/483 (далее по тексту – Приказ ФНС РФ) такие изменения внесены сразу в два документа:
1) в приказ МНС РФ от 16.04.2004 г. №САЭ-3-30/290@ «Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков и утверждении критериев отнесения российских организаций — юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях»;
2) в критерии отнесения организаций — юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях, утвержденные приказом ФНС РФ от 16.05.2007 г. №ММВ-3-06/308@ «О внесении изменений в приказ МНС РФ от 16.04.2004 г. №САЭ-3-30/290@» (далее по тексту — Критерии).
ВЫБОР «УПРОЩЕННОГО» ОБЪЕКТА: 6 ИЛИ 15%?
«Федеральные» изменения
Приказом ФНС РФ сохранена особая категория налогоплательщиков (организации оборонно-промышленного комплекса) с отличными от общеустановленных критериев финансово-экономической деятельности. Однако для признания стратегических предприятий в качестве крупнейших налогоплательщиков предприятие должно соответствовать всем установленным критериям. Как отмечено в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 27.07.2012 г. №Ф03-3038/2012. «…при разрешении вопроса об отнесении организации к крупнейшим налогоплательщикам, налоговый орган должен исходить из оценки совокупности обстоятельств, характеризующих деятельность конкретного налогоплательщика, и влияющих на возможное отнесение организации к категории крупнейших налогоплательщиков». То есть если у налогоплательщика отсутствовали экспортные поставки при соблюдении остальных критериев, то предприятию оборонно-промышленного комплекса нельзя присваивать статус крупнейшего налогоплательщика.
Организации федерального уровня
Как и доходы, они могут быть реализационными и внереализационными. Первые связаны с производством и реализацией продукции, услуг и работ. Вторые не связаны с ними напрямую — это, опять же, могут быть проценты, но в этот раз не по вкладам, а по кредитам. Внереализационные расходы перечислены в ст. 265 НК РФ.
Крупнейшие налогоплательщики — это особенная категория плательщиков, которые подвергаются усиленному контролю со стороны ФНС. В статье раскрыты критерии отнесения к этой категории на основании действующего законодательства.
Согласно плану, ФНС планирует ввести в этом году в эксплуатацию цифровую платформу оценки налогоплательщиков на основании налоговых данных при оказании им финансовых (в том числе и банковских) услуг.
С 2021 года вступают в силу многочисленные поправки в НК РФ, которые заметно изменят порядок работы организаций и ИП. С нового года отменяется ЕНВД, повышается НДФЛ, обновляется налоговая отчетность и меняются правила расчета и уплаты налогов. БУХ.1С рассказывает о важнейших изменениях налогового законодательства с 2021 года.
Постановка на учет и последствия
Организации, которые получили данный статус, обязуются встать на учет, исходя из уровня и масштаба деятельности. Налоговые структуры, в свою очередь, осуществляют контроль исполнения нормативов налогового законодательства без принятия непосредственного участия. В процессе постановки на учет эти государственные инстанции выполняют следующие действия:
- присваивание нового кода причины, по которой произошла постановка на учет (первые 4 цифры – кодовое обозначение налоговой службы, 5 и 6 знаки – признак присвоения статуса);
- внесение данных в ЕГРЮЛ;
- выдача уведомления в соответствии с формой 9-НКУ (идентификационный номер налогоплательщика, код причины, ОКАТО).
Критерии малых предприятий на 2020 год: таблица
Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»);2) отсутствует преимущественное право на приобретение арендуемого государственного и муниципального имущества (ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);3) исключается возможность участия в закупках, проводимых исключительно для субъектов малого и среднего предпринимательства (п. п. 2, 4 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема», утв.
Фнс предложила способ в разы увеличить число фирм на онлайн-контроле :: экономика :: рбк
Что такое налоговый мониторинг
Налоговый мониторинг, как новый формат налогового контроля, действует с 2016 года и позволяет крупным компаниям избавиться от лишней отчетности.
Бизнес добровольно открывает налоговым органам доступ к данным о своей финансово-хозяйственной деятельности, а те взамен не проводят выездные и камеральные проверки.
В числе других преимуществ возможность спрашивать мотивированное мнение ФНС по сделкам и быстро согласовывать подходы к налогообложению. Если инспекторы заметят налоговые риски, а компания их устранит, ее не штрафуют (кроме случаев уголовных нарушений).
В рамках законопроекта ФНС также предлагает:
- отменить критерии для консолидированных групп налогоплательщиков (КГН). Сейчас действует 16 КГН, 413 участников;
- отменить повторные проверки на соответствие критериям при продлении налогового мониторинга.
Сейчас участники налогового мониторинга должны каждые три года подтверждать право на такую форму контроля. Но для ФНС нецелесообразно переключать налогоплательщика на другую форму контроля, если он перестал соответствовать критериям, отметила Крашенинникова.
- Отменить камеральные налоговые проверки для участников налогового мониторинга, которые возмещают НДС и акцизы из бюджета. Сохранение проверок в случае возмещения налогов останавливало часть компаний от вступления в новый режим. В частности, поэтому от налогового мониторинга пока отказалась Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК).
- Предусмотреть порядок возмещения НДС и акцизов для участников налогового мониторинга аналогично заявительному порядку без поручительства и банковских гарантий.
- Установить требования к информационным системам компаний — сейчас ФНС приходится вручную проверять каждое техзадание на разработку систем.
- Перевести все документы в машиночитаемый формат для автоматического анализа и исключить проверки вручную.
- Ускорить составление налоговыми органами мотивированных мнений и отменить возможность продлевать срок. Сейчас по запросу налогоплательщика оно составляется в течение месяца с возможностью продления еще на месяц.
Законопроект уже внесен в Минфин. Предполагается, что в ноябре он будет направлен на согласование в федеральные органы исполнительной власти и будет рассмотрен Госдумой в весеннюю сессию.
Сейчас доступ ФНС к своим системам предоставили около 80 компаний. С 2020 года участниками налогового мониторинга станут 95 компаний, которые приносят 30% доходов федерального бюджета.
В феврале 2019 года в ответ на предложение ФНС премьер-министр Дмитрий Медведев поручил расширить практику применения налогового мониторинга. Глава ФНС Михаил Мишустин отмечал, что ведомство совместно с госкомпаниями готовит план перехода на новый формат до 2024 года.
Классификация плательщиков
В соответствии со ст. 19 НК, в качестве налогоплательщиков выступают физические и юрлица, на которых возлагается обязанность по отчислению обязательных платежей в бюджет. Юридические лица, в свою очередь, разделяются на иностранные и российские, а физлица – на обладающих статусом ИП и не имеющих его.
В относительно обособленную категорию субъектов выделяют предприятия, работающие в специфических сферах. К примеру, речь идет об игорном бизнесе, добыче полезных ископаемых и пр. В этих сферах установлены отдельные виды налогов: на игорный бизнес, НДПИ и т. д.
Некоторые эксперты выделяют в отдельную категорию плательщиков лиц, имеющих право использовать налоговые льготы.
Есть еще одна категория субъектов. В нее входят крупнейшие налогоплательщики. Список этих лиц достаточно внушительный.
Далее в статье разберемся, по каким критериям налогоплательщиков относят к категории крупнейших, каковы особенности отчетности таких лиц.
Предприятие может относиться к числу крупнейших налогоплательщиков по результатам его деятельности, принимаемым к рассмотрению за любые 3 года, предшествовавшие наступлению отчетного периода. При определении статуса организации не учитываются данные за отчетный год.
К сведению! Присвоенный компании статус остается неизменным в срок до 2 лет после того, как ее деятельность прекратила соответствовать необходимым критериям. Присвоенный статус сохраняется предприятием, возникшим после процедуры реорганизации крупнейшего налогоплательщика, в течение 3-летнего периода (с учетом года проведения реорганизации).
Статус признается утраченным субъектом, который признан банкротом в судебном порядке и по отношению к которому предпринято исполнение конкурсного производства (Приказ ФНС РФ № ММВ-7-2/428, 27.06.2012). Указанное положение не распространяется в отношении кредитных компаний, администрируемых на уровне федеральной НС. Таковые сохраняют полученный статус до момента ликвидации принудительного характера.
Некоммерческой компании статус КН присваивается при наличии доходов, уровень которых соответствует установленным критериальным значениям.
Для предприятий, подпадающих под федеральный уровень администрирования, в обязательном порядке предусматривается соблюдение не менее 1 из следующих параметров:
- Уровень налоговых начислений больше показателя в размере 1 млрд руб. или по компаниям, занятым предоставлением услуг в отраслях связи или транспорта, — 300 млн руб.
- Величина полученных доходов составляет от 20 млрд руб. (по кодам 2340, 2320, 2310, 2110 данных отчетной формы №2).
- Совокупный размер активов предприятия начинается с позиции свыше 20 млрд руб.
К сведению! Критерии администрирования налогообложения федеральной НС применимы также к юридическим лицам, занятым деятельностью в некоторых определенных экономических сферах.
К примеру, на некоторые стратегические структуры, включая ВПК (военно-промышленный комплекс), распространены аналогичные показатели:
- часть государственного вклада покрывает больше половины (50%);
- среднесписочное число сотрудников в организации превышает 100 человек;
- общая сумма договоров экспортного характера по изделиям стратегического предназначения превышает значение в 27 млн руб.;
- общая величина поступлений средств по экспортным соглашениям, связанным с товарами стратегического предназначения, – от 20% всей выручки.
Для предприятий, отнесенных к региональным уровням администрирования, предусматривается соответствие некоторым параметрам, но при этом не учитывается сфера занятости юридического лица.
В числе контролируемых критериев, по которым требуется одновременное соответствие всем из них:
- полученный доход, отражаемый в отчетной форме №2 – в пределах значений интервала 2–20 млрд руб.;
- рассчитанная сумма налоговых платежей — в пределах значений интервала 75 млн руб.–1 млрд.руб.;
- активы компании соответствуют показателям в пределах от 100 млн руб. до 20 млрд руб.;
- штатное количество сотрудников представлено более чем 50 единицами.
К сведению! Показатели ФЭД, определяющие вынесение налогоплательщика в категорию КН при администрировании на уровне региона, разрешено устанавливать управлениям НС отдельных субъектов страны при условии обязательного согласования критериев с ФНС (Приказы ФНС №№ММВ-7-2/483, ММВ-7-2/295 от 19.09.2014, 20.07.2015 соответственно). Предприятия, работающие по специальным режимам налогообложения, законодательно не имеют права перемещения в категорию КН.
Показатели берут за любой год из трех, предшествующих текущему отчетному периоду. Если в отчетном году организация перестала удовлетворять критериям крупнейшего налогоплательщика, то свой статус она сохраняет еще два года.
Крупнейшим налогоплательщикам могут быть и некоммерческие организации, на основании суммарного объема доходов от реализации и внереализационных доходов по данным годовой налоговой отчетности по налогу на прибыль.
Наличие разрешения (лицензии)
Хозяйствующие субъекты, получившие от государственных органов специальные документы на ведение отдельных видов деятельности, контролируются Федеральной налоговой службой по крупнейшим налогоплательщикам. В данном случае во внимание не принимается несоответствие (соответствие) прочим критериям отнесения предприятия к КН (величина доходов, размер налогов, взаимозависимость или штатная численность).
Среди видов деятельности, наличие лицензии на которые обеспечивает хозяйствующему субъекту получение статуса КН, следует отнести:
- Банковское обслуживание.
- Пенсионное обеспечение (речь в данном случае о НПФ).
- Пенсионное и другие виды страхования, перестрахование.
- Услуги брокерских компаний.
- Профессиональное участие в деятельности фондового рынка.
УСН для ИП, не являющегося налоговым резидентом
^К началу страницы
Постановка на учет крупнейшего налогоплательщика осуществляется в межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, к компетенции которой отнесен налоговый контроль за соблюдением данным крупнейшим налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, без участия самого налогоплательщиков.
О своем участии в российских организациях (за исключением случаев участия в хозяйственных товариществах и обществах с ограниченной ответственностью) в случае, если доля прямого участия превышает 10 процентов, — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия.
Администрирование организаций — крупнейших налогоплательщиков осуществляется:
- на федеральном уровне — в специализированных по отраслевому принципу межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам
- на региональном уровне — в межрайонных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, создаваемых в структуре управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации.
- при отсутствии в структуре Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам — в налоговом органе по месту нахождения организации с возложением функций контроля за их налоговым администрированием на Управление.
Критерии отнесения организаций — юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях утверждены приказом ФНС России от 16.05.
Критерии для крупнейших налогоплательщиков в 2020 год
В какой именно налоговой инспекции предприятие промышленности может быть поставлено на учет в качестве КН? Зависит ли от его действий такая постановка на учет? Наличие каких критериев является основанием для признания предприятия крупнейшим налогоплательщиком? В какой налоговой инспекции производится постановка на учет в качестве КН? В п. 1 ст. 83 НК РФ сказано, что Минфин вправе определять особенности учета в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков. Данные Особенности утверждены Приказом Минфина России от 11.07.2005 N 85н.
Ранее организация подлежала налоговому администрированию на федеральном уровне, если (достаточно было выполнения одного из перечисленных условий за отчетный год):
- суммарный объем начислений федеральных налогов согласно данным налоговой отчетности превышал 1 млрд руб.
24 Марта 2020
ФНС разработала методичку о переходе с ЕНВД на другие режимы с 2021 года
Возмещение работникам стоимости медосмотров страховыми взносами не облагается
ФНС и Роскомнадзор приостановили проверки до 1 мая
Налоговая служба рассказала об условиях предоставления инвестиционного вычета по НДФЛ
Налоговая служба подготовила проект новой декларации 3-НДФЛ
18 Марта 2020
Переход на онлайн-ККТ не избавил бизнес от контрольных закупок
На вычет НДС при возврате товара дается только год, а не три!
Как МСП, так и крупные компании имеют свои достоинства и недостатки.
Перечень плюсов малого бизнеса таков:
- наличие небольшой потребности в первоначальном капитале;
- сравнительно малые расходы во время осуществления предпринимательской деятельности;
- наличие быстрой возможности реагирования на изменения в рыночной сфере;
- наличие относительно быстрой оборачиваемости собственного капитала;
- тенденция роста свободных вакансий, что благотворно влияет на увеличение населенной занятости.
К главным достоинствам среднего предпринимательства относятся:
- создание новых мест трудоустройства;
- высокая продуктивность капиталовложений;
- относительно высокая доходность;
- высокая способность к конкуренции и мобильность.
Крупный бизнес также наделен положительными качествами, а именно:
- способностью по обеспечению экономической стабильности в стране;
- способностью по изменению внешней среды бизнеса;
- возможностью экономить на производственных издержках;
- внедрением в бизнес современных технологий и т.д.