Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто, если не регоператор? Какие лицензии нужны для вывоза отходов?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обо всех существенных изменениях в деятельности лицензиата, связанных с отходами или местом транспортировки, следует сообщать письменно в течение двух недель в орган, предоставивший лицензию.
Ответственность за отсутствие лицензии
Экологическое проектирование, как относительно новое направление, активно пропагандирует экспертизы документации, в том числе, лицензий, особенно у небольших промышленных предприятий.
За отсутствие документов приходится платить, причем сумма может меняться. Рядовому физическому лицу придется выплатить сумму от 2000-2500 рублей; человеку, занимающему руководящую должность – 4000-5000 рублей; штрафы крупным организациям достигают 50000 рублей. И это дополнительная причина, чтобы вложить силы в разрешение на транспортировку отходов.
Лицензирование – это регламентированный процесс. Но имеет некоторое количество подводных камней, учесть которые сложно. Поэтому заводы и предприятия заключают договор на оказание юридических услуг с фирмами, помогающими оформить лицензию по всем правилам.
Документы для получения лицензии
В лицензирующий орган надо подать заявление о выдаче лицензии и пакет подтверждающих документов, указанных в ст. 13 закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ. Учитывая, что лицензированию подлежат виды деятельности, контролируемые разными службами, формы таких заявлений будут отличаться.
В заявлении должны быть указаны наименование, организационно-правовая форма, место нахождения соискателя; лицензируемый вид деятельности; ИНН; данные выписки из ЕГРИП или ЕГРЮЛ; сведения об оплате госпошлины.
Кроме заявления подаются копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензионным требованиям, а также опись всех документов. О том, какие именно нужны документы, надо узнавать в лицензирующем органе или самостоятельно найти соответствующий нормативно-правовой акт.
Перечень сведений, указываемых в заявлении, и список документов, прилагаемых к нему, является исчерпывающим (ст. 13 (4) закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ), то есть от вас не должны требовать другие документы.
Ответственность за работу без лицензии
За нарушение законов о лицензировании предусмотрена административная ответственность:
- за деятельность без лицензии по статье 14.1 (2) КоАП РФ: штраф для организаций от 40 до 50 тысяч рублей, для ИП – от 4 до 5 тысяч рублей, при этом допускается конфискация продукции, орудий производства и сырья;
- за деятельность с нарушением условий выданной лицензии по статье 14.1 (3) КоАП РФ: штраф для организаций от 30 до 40 тысяч рублей, для ИП – от 3 до 4 тысяч рублей;
- за деятельность с грубым нарушением условий выданной лицензии по статье 14.1 (4) КоАП РФ: штраф для организаций от 100 до 200 тысяч рублей, для ИП – от 4 до 8 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Если при этом деятельность без лицензии причинила крупный ущерб гражданам, организациям, государству или принесла доход в крупном размере (более 1,5 млн. рублей), то возможно привлечение и к уголовной ответственности по статье 171 УК РФ – штраф до 300 тысяч рублей или арест до шести месяцев.
Нужна ли лицензия на обращение с отходами животноводства
Лицензирующий орган утверждает график плановых проверок на год вперёд и, как правило, вывешивает его на свой сайт. Компании, попавшие в график, получают уведомление заказным письмом за 3 рабочих дня до начала проверки.
ИП и ООО столкнутся с плановой проверкой, если:
О внеплановых проверках компанию могут не предупредить, и это законно. Поводами могут стать:
- не устранённые в срок нарушения лицензионных требований;
- заявления в лицензирующий орган о грубых нарушениях;
- поручение провести проверку от Президента или Правительства РФ;
- просьба (в виде заявления) самого ИП или ООО провести внеплановую проверку, чтобы продемонстрировать досрочное устранение нарушений.
С 1-го июля 2016 года компании, чей бизнес включает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов, обязаны иметь «Лицензию на деятельность в области обращения отходов I-IV класса опасности» (ФЗ-89 от 24.06.1998).
В перечень компаний входят: перевозчики отходов, станции сортировки отходов, заводы по переработке и обезвреживанию отходов, строительные компании, которые хотят выигрывать крупные тендеры, полигоны. Процесс получения лицензии сравнительно длительный, требует знания законодательства в области обращения с отходами и опыта.
Необходимо собрать от 24 до 60 обязательных документов – это разного рода договора на вывоз собственных отходов, собственная экологическая документация типа паспортов отходов, специализированное обучение для водителей и рабочих по обращению с отходами, дополнительное обучение по перевозке опасных грузов для водителей, «корочки» по экологии для руководителей и ответственных за экологию на предприятии, договора на мойку, дезинфекцию и техническое обслуживание и ремонт автотранспорта, технические условия на получаемую из отходов продукцию, документация на автомобили и оборудование, применяемое в работе с отходами и еще много чего.
Нужна ли лицензия для сбора вывоза и размещения на очистных сооружениях сточных
бытовых вод с органическими загрязнениями?
Зависит от того, что имеете в виду.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления (далее — отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 19 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации сточные воды — дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.
В связи с этим отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления,
В случае, если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путем отведения в водные объекты после соответствующей очистки, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства.
В случае, если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса Российской Федерации и их следует считать жидкими отходами,
дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления.
Сроки действия, переоформление и стоимость
Обо всех существенных изменениях в деятельности лицензиата, связанных с отходами или местом транспортировки, следует сообщать письменно в течение двух недель в орган, предоставивший лицензию.
Наличие лицензии на транспортировку свидетельствует о том, что перевозчик отвечает всем требованиям по безопасному перемещению отходов.
Примерно раз в год перевозчик проверяется соответствующими государственными надзорными органами. Результаты проверок фиксируются в актах. Устранение обнаруженных нарушений должно проводиться в строго отведённые сроки.
В противном случае лицензирующий надзорный орган может приостановить действие лицензии либо аннулировать её через суд. При неуплате лицензионного сбора на протяжении 3-х месяцев разрешение может быть аннулировано.
Государственная пошлина на получение лицензии на транспортировку отходов составляет 7500 р. Лицензия выдаётся без срока действия и не требует переоформления через какой-либо промежуток времени. Переоформлять документы придётся лишь в случае законодательных изменений или серьёзных нарушений со стороны лицензиата.
Лицензия на деятельность по обращению с отходами
Вопрос с классификацией отходов?
Необходима консультация? Заполните форму и мы поможем Вам!
Многие соискатели задаются вопросом, для каких классов отходов нужна лицензия? Ответим, что для выполнения следующих видов работ необходимо получить специальную лицензию:
- Сбор отходов I — IV класса опасности – деятельность по приему отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения (лицензия на деятельность по сбору отходов 1 – 4 класса опасности);
- Транспортирование отходов I — IV класса опасности — перемещение отходов с помощью транспортных средств (лицензия на транспортировку отходов 1 – 4 класса опасности);
- Обработка отходов I — IV класса опасности — предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку (лицензия на обработку отходов);
- Утилизация отходов I — IV класса опасности — использование отходов для производства товаров, включая повторное применение отходов (в том числе повторное применение отходов по прямому назначению — рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерации), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация) (лицензия на деятельность по утилизации (использованию) отходов 1 – 4 класса опасности);
- Обезвреживание отходов I — IV класса опасности — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание или обеззараживание на специальных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду (лицензия на деятельность по обезвреживанию отходов);
- Размещение отходов I — IV класса опасности (лицензия на размещение отходов):
6.1 хранение — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения 6.2 захоронение – процесс изоляции отходов, не подлежащих утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Таким образом, для обращения с опасными отходами, то есть для сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения нужно получить лицензию.
Условия размещения отходов 1-4 классов опасности
Федеральный закон № 7 «Об охране окружающей среды» установил ряд запретов, которые распространяются на деятельность лицензиатов в сфере обращения с опасными отходами. Так законодатель запретил:
- сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;
- размещение отходов I — IV классов опасности на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;
- захоронение отходов I — IV классов опасности на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;
- ввоз в Россию опасных отходов для захоронения и обезвреживания;
- захоронение без рекуперации отходов, которые содержат озоноразрушающие вещества.
Какие виды разрешений есть и кому могут потребоваться?
Если до 1 июля 2015 года получение лицензии на сбор и транспортировку отходов требовалось только для организаций, занимавшихся обезвреживанием и размещением «мусора», то с вступлением в силу нового закона теперь необходимо получить разрешение на все шесть видов деятельности. (лицензия на сбор и транспортирование отходов, лицензия на переработку отходов, лицензия на использование отходов, лицензии на обезвреживание отходов и др.)
Потребоваться лицензия на тот или иной вид обрабатывающей получаемые продукты жизни и функционирования деятельности с может любой организации, то есть юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, осуществляющим какие-либо действия с ними. Это называется лицензирование деятельности по утилизации отходов.
Получение осуществляется в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, или Росприроднадзоре.
Всего выделяется шесть видов лицензий. При этом на одну организацию, осуществляющую те или иные действия с отходами, выдается одна лицензия с указанием всех видов доступной ей деятельности.
Первым видом считается лицензия на сбор и транспортировку отходов, получаемых в процессе жизнедеятельности и функционирования отходов, так как это первый этап во всем процессе их обращения.
При этом требований к лицензированию накоплений (то есть временного хранения сроком не более 6 месяцев) не предъявляется.
Вторым видом будет являться оформленная специальным образом лицензия на транспортирование отходов.
В соответствии с действующим законодательством, транспортировкой будет признаваться перемещение отходов только за границы владений юридического лица или индивидуального предпринимателя, в то время как если такая деятельность осуществляется внутри участка, то она соответствующих лицензий не требует.
Следующим этапом в обращении отходов и, соответственно,третьим видом деятельности считается обработка отходов, которая включает все подготовительные работы перед утилизацией.
Утилизация «мусора», то есть его использование для оказания услуг или производства какой-либо продукции является четвертым видом действий, требующим обязательного разрешения, получения лицензии на утилизацию отходов в связи с вступлением в силу Федерального закона № 458-ФЗ.
В целях уменьшения вредного влияния на окружающую среду его либо сжигают, либо обеззараживают. Эти обращения с ним – пятый вид деятельности, на которую специализированные организации обязаны получить соответствующее разрешение.
Шестой вид представляет финальную стадию деятельности по подготовке отходов к последующей утилизации, обезвреживанию или захоронению, а именно их хранение. Выдается лицензия на размещение отходов, то есть хранение в специально подготовленных местах сроком от 11 месяцев.
Наиболее часто те или иные организации стремятся получить лицензию на обращение, то есть осуществление всего комплекса действий, отдельно сбор, транспортировку и утилизацию.
Если получение разрешения на обращение подразумевает выдачу одного документа на все виды действия, то при оформлении такого разрешения на какие-то отдельные действия, например, на утилизацию, может потребовать получения дополнительных разрешительных документов (например, на какую-то отдельную категорию в зависимости от уровня опасности для экологической среды таких отходов).
Сбор и транспортировка отходов требует своего лицензирования в том случае, если действия осуществляются с отходами, не относящимися к V классу опасности и твердым бытовым.
При получении лицензии на транспортировку отходов этого вида деятельности с отходами в лицензирующий орган необходимо будет предоставить, кроме основного пакета документов, еще также и договора, подтверждающие заключение соответствующего соглашения со специализированными полигонами, на которые транспортировка будет осуществляться.
Как уже говорилось выше, это не касается, тем не менее, вывоза ТБО. В настоящее время лицензия на вывоз мусора не требуется. Это сделано с целью облегчения транспортировки мусора к местам его уничтожения на собственном транспорте.
Требование наличия у организации соответствующего разрешения было отменено в 2012 году.
Так, например, утилизация медицинских отходов требует отдельного разрешения (лицензия на опасные отходы или лицензия на утилизацию медицинских отходов) ввиду особой токсической опасности их для окружающей среды.
В медицинских отходах выделяют пять классов в соответствии с их опасностью, но особого лицензирования требуют только два:
- Класс «Б», то есть потенциально опасные (сюда относятся зараженные инфекцией медицинские инструменты, загрязненные кровью и биовыделениями материалы, использовавшиеся в инфекционных отделениях, а также отходы из этих отделений, непригодная вакцина и медикаменты).
- Класс «В», то есть чрезвычайно опасные (инструменты и материалы, которыми обрабатывались больные, переносящие опасные инфекции). Их сжигание не является безопасным с точки зрения токсического воздействия, по этой причине они должны утилизироваться специальным образом с изоляцией от окружающей среды.
Кроме стандартных требований, предъявляемых к заявителю на лицензирование опасных отходов, персонал такой организации должен иметь достаточный уровень квалификации, так как одного разрешения на утилизацию будет недостаточно, и необходимо будет получать в Федеральной службе по экологическому, те��нологическому и атомному надзору специальное разрешение на утилизацию именно медицинских отходов.
Нужен ли обязательный сертификат?
Так как в Союзе еще пока не вступил в силу уже принятый ТР ЕАЭС 039/2016, то и обязательных требований по подтверждению соответствия в масштабах ЕАЭС нет.
Тем не менее, минеральные удобрения включены в перечень продукции подлежащей обязательной оценке соответствия в рамках национальной системы ГОСТ Р, который был утвержден Постановлением Правительства РФ №982 от 01.12.2009 г.
В частности, речь идет о таких изделиях, как фосфатные, азотные и комплектные удобрения (мочевина, аммиачная и калийная селитра, аммофос, нитроаммофоска и другие).
Таким образом, требование о проведении обязательного декларирования ГОСТ Р будет действовать на территории России до тех пор, пока не вступит в силу ТР ЕАЭС 039. Ожидается, что это произойдет в 2021 году.
В отношении органических удобрений (навоз, торф, птичий помет, ил, компост и другие аналогичные изделия) не предусматривается обязательная оценка их качества. Продукция данной группы может быть сертифицирована только в добровольном порядке.
Как получить свидетельство от Россельхознадзора на органические удобрения?
Если планируется использование навоза в качестве удобрения, то в обязательном порядке проводится процедура гос.регистрации, по итогам которой выдается свидетельство – СГР.
Этапами процедуры являются – идентификация товаров в качестве объекта оценки, сбор, предоставление и проверка документов от заявителя, отбор образцов, проведение испытаний, оформление экспертного заключения.
В процессе лабораторных исследований определяется качество навоза и его безопасность. Устанавливаются такие показатели, как:
- состав;
- отсутствие вредных хим. веществ;
- микробиологические показатели;
- отсутствие вредных микроорганизмов (личинок, червей и т.д.);
- и другие параметры.
Если данные, указанные в протоколе, подтверждают безопасность навоза, то в Россельхознадзоре регистрируется СГР, которое в дальнейшем вносится в реестр и направляется заявителю.
Виды деятельности: что лицензируется?
Работа по сбору, последующей утилизации, складированию мусорных отбросов регламентируется государственными органами. Издан законопроект ФЗ №458, который регулирует эту предпринимательскую сферу деятельности.
Лицензия на ТБО выдается как юридическому лицу, так и индивидуальному предпринимателю.
Законодательный акт устанавливает правила на получение документа. Лицензия на транспортировку ТБО нужна, если проводится:
- сбор твердых бытовых, коммунальных отходов 1-4 класса (ТБО и ТКО);
- уборка, отсортировка по классности; подготовка к дальнейшей переработке;
- утилизация: последующее использование, повторная переработка для дальнейшего применения, компостирование;
- ликвидация: складирование на специальных полигонах и сжигание.
Лицензия на транспортировку, обработку, размещение ТКО и ТБО выдается на вид работы и четко оговаривает функции. Если организация собирает мусорные отбросы, имеет подтверждение на сбор, она не занимается утилизацией и переработкой без дополнительного разрешения.
Кто может получить лицензию
Лицензия выдается как юридическим, так и физическим лицам, имеющим статус индивидуального предпринимателя. Следует помнить, что срок, в течение которого рассматривается заявление о предоставлении права утилизации твердых бытовых отходов, может составлять несколько недель и даже месяцев. При этом в ходе рассмотрения заявки допускаются процедуры проверки штата организации на соответствие всем заявленным требованиям и нормам.
Кроме того, лицензия на ТБО обязывает предоставить учредительный договор компании, а также свидетельство о внесении любых изменений в учредительные документы, составленные и зарегистрированные в установленном порядке. Также необходимо свидетельство о регистрации, постановке на учет в качестве юридического лица и коды Госкомстата. Кроме того, для лицензирования деятельности с твердыми бытовыми отходами необходимо предоставить справки, подтверждающие уплату в полном размере лицензионного сбора за рассмотрение и изучение заявки.
Вид деятельности | Срок действия ранее выданных лицензий | Дата, с момента которой вам потребуется лицензия | Срок получения новой лицензии | Стоимость получения |
Перевозка отходов (сбор+транспортировка) | до 31 декабря 2015 | c 01 июля 2016 | 3 мес. | от 137 000р |
Обработка отходов (в том числе сортировка) | ранее не выдавалась | c 01 июля 2016 | 3-5 мес. | от 370 000р |
Переработка отходов (без обезвреживания) | до 31 декабря 2015 | c 01 июля 2016 | 3-5 мес. | от 780 000р |
Переработка отходов (с обезвреживанием) | до 31 декабря 2019 | уже должна быть | 4-6 мес. | от 900 000р |
Утилизация отходов | ранее не выдавалась | c 01 января 2016 | 4-6 мес. | от 900 000р |
Полигон (размещение) | до 31 декабря 2019 | уже должна быть | 6-8 мес. | от 900 000р |
Заключение Роспотребнадзора на сбор и транспортировку отходов | 10 дней | 90 000р |
Срок действия новых лицензий: неограничен!
Однако вопрос остается открытым: поможет ли данный закон повышению плодородия земель? Здесь, как и у любой ситуации, есть две стороны.
С одной стороны это позволит легально вывозить уже накопившийся навоз на поля, и тем самым повышать плодородие земли.
Ведь низкий показатель внесения органических удобрений, на который ссылается Комитет Госдумы по аграрным вопросам, формируется только из тех объемов, которые легально вывезены на поля. А сколько было вывезено нелегально? В том числе частными садоводами и огородниками, когда начинается дачный сезон? Поэтому можно надеяться, что данный показатель резко возрастет.
Еще один положительный момент, что у сельхозпроизводителей снизятся расходы, связанные с утилизацией отходов. Ведь раньше на навоз нужно было разработать паспорт отходов, опираясь на класс опасности, провести экологическую экспертизу и получить лицензию. А все это — деньги. Теперь же высвободившиеся средства можно будет пустить на другие нужды.
С другой стороны всегда были и есть сельхозпроизводители, которые попробуют еще больше уменьшить расходы, вывозя на поля непереработанный навоз. Это не исключено, поскольку отследить количество вывезенного навоза бывает не всегда возможно.
Например, в одну и ту же грузовую машину можно загрузить 10 тонн навоза или 8 тонн. По объему навоз будет одинаковым, а вот масса — разная, так как в первом случае навоз будет сырой, а во втором — сухой. А когда навоз уже вывезен на поле, как определить сколько его вывезено? К тому же практиковать это могут хозяйства, находящиеся вдалеке от райцентров, куда проверяющие органы не всегда смогут оперативно добраться.
Поэтому с уверенностью можно сказать, что хозяйства точно будут искать лазейки, которые позволят еще больше снизить свои расходы на утилизацию навоза.