Какие КВР и КОСГУ использовать для госзакупок

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие КВР и КОСГУ использовать для госзакупок». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Следует помнить о двух основополагающих условиях: в соответствии с федеральным законодательством собственником любого имущества бюджетного учреждения является его учредитель (РФ, субъект РФ или муниципальное образование) и любое имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним собственником этого имущества на праве оперативного управления.

Передача основных средств в личное пользование сотрудников

Для учета имущества, имеющего нормативный срок использования, переданного в личное пользование сотрудникам учреждения, в целях обеспечения контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением в соответствии с Единым планом счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, применяется забалансовый счет 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)».

Приказом Минфина России от 14.09.2020 № 198н расширено применение забалансового счета 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)». Счет теперь применяется также для учета основных средств (ОС), выданных работникам учреждения в личное пользование. В актуальных редакциях инструкций по бухгалтерскому (бюджетному) учету приведены бухгалтерские записи по передаче объектов основных средств в личное пользование и их возврату из личного пользования сотрудников.

В отличие от материальных запасов, которые при выдаче в личное пользование работникам списываются со счета 105 00 «Материальные запасы», выданные в личное пользование работникам основные средства продолжают учитываться в составе счета 101 00 «Основные средства».

Изъятие имущества у бюджетного учреждения.

Собственник имущества вправе изъять у бюджетного учреждения излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества (ч. 2 ст. 296 ГК РФ).

На первый взгляд речь здесь идет об имуществе, которое бюджетное учреждение приобрело за счет средств, полученных от оказания платных услуг или выполнения платных работ. Но это не так, поскольку любое имущество учреждения принадлежит данному собственнику (РФ, субъект РФ, муниципальное образование) и закрепляется за учреждением на праве оперативного управления (см. выше) – оно фактически тоже относится к имуществу, которое может быть изъято у учреждения его учредителем (собственником имущества), если он сочтет, что данное имущество является для учреждения излишним, не используется или используется не по назначению (например, не в рамках реализации полномочий учредителя).

Порядок изъятия имущества устанавливается в нормативных правовых актах, регулирующих управление и распоряжение имуществом, находящимся в собственности публично-правового образования (РФ, субъекта РФ, муниципалитета).

Например, в Кировской области принятие решения об изъятии имущества, закрепленного за областными государственными учреждениями на праве оперативного управления, возложено на областной орган по управлению государственной собственностью. Это решение должно приниматься с учетом мнения соответствующего органа исполнительной власти отраслевой компетенции (государственного органа, выполняющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения). Но примечательно, что больше никаких правил здесь не установлено и ссылок ни на какие иные подзаконные нормативные правовые акты не дается. Вообще довольно часто встречаются ситуации, когда правила очень лаконичные – например, в Ленинградской области они ограничиваются только тем, что решение о таком изъятии принимается областным правительством.

Но правила могут быть прописаны и более подробно. Например, в г. Ангарске (Иркутская область), где решение тоже принимает соответствующий орган городской администрации (Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Ангарского городского округа), правила изъятия имущества прописаны сравнительно подробно и заключаются в следующем:

1. Излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество изымается из оперативного управления муниципального учреждения по распоряжению комитета с момента поступления заявления от учреждения или с момента выявления неиспользуемого или используемого не по назначению имущества.

2. Изъятое имущество должно быть передано учреждением и принято комитетом по акту приема-передачи. Это имущество после прекращения на него права оперативного управления поступает в состав муниципальной казны.

3. Прекращение права оперативного управления учреждения на недвижимое имущество подлежит госрегистрации.

4. Оплата расходов на подготовку документов для госрегистрации, оплата госпошлины за проведение регистрации, а также представление документов в соответствующий орган осуществляются учреждением.

5. Учреждение обязано представить в комитет копию документа, выданного регистрирующим органом и подтверждающего прекращение права оперативного управления на недвижимое имущество, не позднее одного месяца со дня подписания акта приема-передачи недвижимого имущества.

В Хабаровске при выявлении излишнего, неиспользуемого или неиспользуемого не по назначению имущества дается определенный срок на устранение проблемы – до принятия решения об изъятии имущества у учреждения Департамент муниципальной собственности не позднее 10 дней со дня обнаружения такого имущества направляет в отраслевое структурное подразделение городской администрации и учреждению требование о принятии мер по устранению нарушений. Требование подлежит рассмотрению в течение 10 дней со дня его получения, решение же об изъятии имущества принимается департаментом и оформляется его распоряжением не позднее одного месяца со дня выявления указанных нарушений в случае неустранения учреждением этих нарушений.

А вот в Темрюкском районе Краснодарского края порядок изъятия у муниципальных учреждений имущества напоминает процедуру строгих следственных действий и состоит из таких этапов:

1. Выявление излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного за учреждением, осуществляется в процессе проведения администрацией муниципального образования соответствующих контрольных мероприятий.

2. В случае выявления названного имущества в акте, составляемом по окончании проверки, указывается следующая информация:

  • соответствие фактического наличия объектов и их характеристик учетным данным реестра муниципальной собственности муниципального образования и данным бухотчетности;
  • вид выявленного имущества, его технические характеристики и индивидуализирующие признаки (площадь, количество этажей, объем, мощность, номера силовых агрегатов и узлов, инвентарный номер и т. д.);
  • период неиспользования или использования не по назначению учреждением имущества (с указанием способа использования);
  • расходы учреждения, связанные с неиспользованием или использованием не по назначению имущества;
  • причины неиспользования или использования не по назначению учреждением имущества;
  • предложения по повышению эффективности использования имущества;
  • срок, предлагаемый для устранения выявленных нарушений.

Что изменили в 2022 году

С 2022 года бухгалтеры проводят операции по-новому. К примеру, на подстатье КОСГУ 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» следует отражать выбытие денежных средств при недостаче, хищении, отзыве лицензии у банка. Провести операцию необходимо в день признания требования о возмещении ущерба или в день поступления денег в счет погашения долга.

С 01.01.2022 по КОСГУ 250 бюджетники разделяют операции текущего и капитального характера. Операции текущего характера учитывают по подстатьям 251, 252, 253. Операции капитального характера поводят по новым кодам:

  • 254 — перечисление средств в другие бюджеты;
  • 255 — перечисление средств наднациональным организациям, правительствам иностранных государств;
  • 256 — перечисление средств международным государствам.

Статья 296. Право оперативного управления

1. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Порядок предоставления в безвозмездное пользование имущества, входящего в состав государственной казны, закрепленное за унитарными, автономными и бюджетными организациями

Для того, чтоб получить государственное (муниципальное) имущество в безвозмездное пользование, заинтересованное лицо должно направить в адрес органа управления данным имуществом соответствующее заявление, составленное в письменной свободной форме. Данное заявление рассматривается главой исполнительной власти в срок до 30 дней, по истечении которых выносится решение о заключении договора безвозмездного пользования с проведением торгов, без проведения таковых либо об отказе в передаче имущества в безвозмездное пользование. Торги проводятся в соответствии с действующим антимонопольным законодательством РФ. Без проведения торгов государственное имущество может быть передано:

  1. государственным органам и внебюджетным фондам, ЦБ РФ;
  2. муниципальным предприятиям и госучреждениям, корпорациям и компаниям;
  3. на основании международных договоров и федерального законодательства РФ;
  4. некоммерческим организациям, деятельность которых направлена на решение социальных проблем и развитие гражданского общества в РФ (профсоюзы, общественные движения и фонды, политическим партиям и другие );
  5. образовательным и медицинским учреждениям;
  6. адвокатским, нотариальным и торгово-промышленным палатам;
  7. объектам почтовой связи;
  8. взамен объекта недвижимости, в отношении которого были прекращены права пользования в связи со сносом или реконструкцией.
Читайте также:  Отмена торгов при банкротстве

Как оформить компенсацию?

В соответствии со ст. 188 ТК РФ при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) такого имущества (в частности, оборудования и других технических средств), а также возмещаются расходы, связанные с его использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.

В отношении дистанционных работников особенности организации и охраны труда регламентируются трудовым договором о дистанционной работе. В частности, в договоре прописываются порядок и сроки выплаты компенсации за использование дистанционными работниками принадлежащих им оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств, порядок возмещения других связанных с выполнением дистанционной работы расходов (ст. 312.3 ТК РФ).

Исходя из того, что в период эпидемии перевод работников на дистанционную работу является временным, такой перевод оформляется дополнительным соглашением к трудовому договору. В нем целесообразно закрепить и условия выплаты компенсации за использование личного имущества работника.

Выплата компенсации назначается в соответствии с приказом руководителя учреждения. Примерный образец такого приказа представлен ниже.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 47»

ПРИКАЗ

О выплате компенсации за использование личного имущества

30.03.2020 г. Москва

Назначить Ивановой Марине Сергеевне ежемесячную компенсацию за использование ее личного компьютера в служебных целях в размере 500 (пятьсот) рублей с 1 апреля 2020 года. Выплату осуществлять одновременно с выплатой заработной платы.

Основание: дополнительное соглашение от 30.03.2020 № 25.

Директор Морозов Морозов И. П.

С приказом

ознакомлена: Иванова Иванова М. С.

Таблица общих проводок по учету имущества, передаваемого безвозмездно

Получение того или иного имущества, даже безвозмездно, необходимо отразить в учете бюджетной организации. В таблице отразим общие проводки, которые оформляются при такой передаче имущества.

Операция Проводка
Получение основного средства Д 0 101 00 310 К 0 401 10 190
Получение нематериальных активов Д 0 102 30 320 К 0 401 10 190
Получение непроизводственных активов Д 0 103 00 000 К 0 401 10 190
Получение материальных запасов Д 0 105 30 340 К 0 401 10 190
Получение денежных документов Д 0 201 35 510 К 0 401 10 150
Получение целевых пожертвований Д 0 401 40 150 К 0 401 10 150

Также следует отметить, что если учреждение получает в пользование землю на неопределенное количество времени (даже если на ней находится недвижимость), то делается проводка Д 0 103 11 330 К 0 401 10 195.

Имущество на праве операционной аренды на установленный период времени отражается по Д 0 111 40 000 и К 0 401 40 180.

Работник пользуется имуществом для личных целей, не связанных с уставной деятельностью учреждения

Если учреждение на личное имущество сотрудника тратит свои деньги, лучше учесть вещи, чтобы избежать разногласий с ревизорами

Этого варианта отношений желательно избегать. Особенно перед инвентаризацией. Попросите сотрудников на время проверки забрать личные вещи домой. Однако, если такая ситуация все же сложилась, с сотрудником заключают договор хранения (гл. 47 ГК). Это связано с тем, что в деятельности учреждения такое имущество не используется и права распоряжаться им у учреждения не возникает, то есть оно используется исключительно для нужд сотрудников. Соответственно, вещи можно учитывать на забалансовом счете 02 «Материальные ценности на хранении» (п. 335 Инструкции № 157н).

На возможность учета личного имущества работников, которое постоянно находится на территории учреждения и используется ими исключительно в личных целях, на забалансовом счете 02 указывает их несоответствие понятию актива.

В некоторых случаях компании договариваются с сотрудниками об использовании ими личного имущества в служебных целях. Таким имуществом может быть личный автомобиль сотрудника, его ноутбук или компьютер, мобильный телефон и т.п.

В ситуации, когда работник использует свое имущество в служебных целях, с согласия или ведома работодателя, то ему выплачивается компенсация в соответствии с положениями ст.188 ТК РФ.

Кроме того, на основании ст.235 ТК РФ, работодатель, причинивший ущерб имуществу работника, возмещает этот ущерб в полном объеме. Размер ущерба исчисляется по рыночным ценам, действующим в данной местности на день возмещения ущерба.

При согласии работника ущерб может быть возмещен в натуральной форме (путем ремонта/замены испорченного имущества).

В таком случае работник пишет заявление о возмещении ущерба. Работодатель обязан рассмотреть поступившее заявление и принять соответствующее решение в десятидневный срок со дня его поступления. При несогласии работника с решением работодателя или неполучении ответа в установленный срок работник имеет право обратиться в суд.

На основании пп.»и» п.2 ч.1 ст.9 Федерального закона от 24.07.2009г.№212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» ипп.2 п.1 ст.20.2 Федерального закона от 24.07.1998г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»:

  • не подлежат обложению страховыми взносамивсе виды установленных законодательством компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанныхс выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

В соответствии с разъяснениями, данными в Письме ПФ РФ от 29.09.2010г.№30-21/10260, не облагаются взносами те суммы компенсационных выплат, которые зафиксированы в соглашении между работодателем и сотрудником:

«При этом при расчете суммы компенсации целесообразно учитывать степень износа используемого личного имущества работника, а также срок его полезного использования, который может быть определен на основании технической документации на это имущество.

Таким образом, сумма компенсации и возмещения расходов, выплачиваемая работнику за использование (износ) личного имущества в служебных целях, не подлежит обложению страховыми взносами в пределах сумм, определяемых соглашением между организацией и ее работником в соответствии со статьей 188 ТК РФ.»

Однако в случае с компенсаций за использование личного транспорта есть некоторые рискованные моменты:

  • Проверяющие почти всегда настаивают на том, что не облагаются страховыми взносами только те компенсации, которые выплачиваются собственнику ТС. Если же сотрудник управляет автомобилем по доверенности, то не начисляя на суммы компенсаций страховые взносы, компания несет налоговые риски, т.к. свою позицию ей, вполне возможно, придется отстаивать в суде.
  • Некоторые проверяющие трактуют упоминание норм в законах №212-ФЗ и №125-ФЗ, как отсылку к нормам, применяемым для ограничения размера компенсаций для целей налога на прибыль. И, соответственно, на суммы компенсаций, превышающие указанные нормы доначисляют страховые взносы*.

Учет личного имущества в служебной деятельности сотрудников

В ходе нее было выяснено что некоторые основные средства являются собственностью работников (например: кто-то принес свой кондиционер, телевизор). Т.е. на балансе организации числится чужое имущество? Понятно, что формально наличие права собственности для постановки не требуется, но всё же… как быть с обособленностью учёта? Если точнее выразиться мне нужно составить что-то типа акта, в котором указывается что данный предмет (допустим кондиционер) является собственностью работника (т.е. при увольнении он сможет его забрать , унести с предприятия), т.е документ который подтверждает что кондиционер его личное имущество, которое он использует временно в своих целях. Во-первых, почему это проучили Вам? Кем Вы там работаете? Во-вторых, неужели все эти предметы стоят не менее 20 тыс.
рублей каждый? В-третьих, бред какой-то…

Комментарий к статье 298 ГК РФ

1. В составе имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления, может быть два вида имущества: 1) имущество, закрепленное за учреждением собственником, а также имущество, приобретенное за счет средств, выделенных ему по смете, и 2) доходы, полученные учреждением от деятельности, приносящей доходы, предусмотренной его учредительными документами, и приобретенное за счет этих доходов имущество, учитываемые на отдельном балансе. Правовой режим указанных видов имущества в части возможности распоряжения им различен.

Читайте также:  Взыскание алиментов 2023: правила, процедура, изменения

2. Согласно норме п. 1 комментируемой статьи, учреждение вообще лишено права распоряжения имуществом первого вида, что находится в противоречии с понятием права оперативного управления, содержащегося в ст. 296 ГК. Более правильным было бы предоставление учреждению права распоряжения данным имуществом с согласия собственника, как это сделано в отношении казенного предприятия.

3. Согласно норме п. 2 комментируемой статьи, учреждение вправе самостоятельно распоряжаться имуществом второго вида, если, разумеется, таковое у него имеется. В этом случае правовой режим данного имущества значительно приближен к режиму, свойственному праву собственности.

Изменения в Инструкции № 157н, вступающие в силу с 2021 г.

Любая хозяйственная операция должна подтверждаться первичкой. На их основании создаются бухгалтерские проводки. Первичные документы нужно для установления обоснованности и разумности экономических действий. Казенные субъекты должны применять в своей деятельности документы, перечень которых утвержден Приказом №173. Дополнительный перечень бумаг может указываться в учетной политике. Рассмотрим правила формирования первичных документов:

  • Применение форм, которые были установлены внутренними актами.
  • Использование обязательных реквизитов.
  • Незаполненные строки зачеркиваются.
  • Недопустимы помарки.

Если документы будут создаваться без учета этих правил, у контролирующих органов могут возникнуть вопросы.

Учреждением было закуплено оборудование на 333 тыс. рублей. Траты на транспортировку равны 7 тыс. рублей. Проводки будут следующими:

  • Дт 1 10631 310 Кт 1 30231 703. Поступление оборудования на 333 тыс. рублей.
  • Дт (используется тот же дебетовый счет, что и в предыдущей проводке) Кт 1 30222 730. Отражение трат размером 7 тыс. рублей на транспортировку оборудования.

Со следующего месяца после поступления оборудования начинается начисление амортизации. Срок полезной эксплуатации определяется на основании Классификатора.

Казенные учреждения могут реализовывать ОС. Однако для этого нужно получить одобрение учредителя. Иногда продажа связана с необходимостью погашения ущерба и обязательств, однако это крайние случаи. Доход от продажи направляется в бюджет.

ВНИМАНИЕ! Списание производится тогда, когда ОС утратили потребительские качества.

В учреждении появился объект ОС, который вышел из строя. Его нужно списать. Остаточная стоимость составляет 36 тыс. рублей, амортизационные начисления – 90 тыс. рублей. После завершения ликвидации производится оприходование на сумму 600 рублей. Используются эти проводки:

  • Дт 1 40110 172 Кт 1 10134 410. Списание стоимости на сумму 36 тысяч рублей.
  • Дт 1 10134 410 Кт (используется тот же счет, что и в предыдущем примере). Списание начислений по амортизации на сумму 90 тыс. рублей.
  • Дт 1 10536 340 Кт 1 40110 172. Оприходование дополнительных изделий на 600 рублей.

Каждая проводка подтверждается первичкой.

Материалы могут поступить в казенную структуру на основании договора купли-продажи, дарения. Рассмотрим порядок установления стоимости материалов:

  • При поставке в стоимость будут включены затраты на саму поставку, страховку, пошлину, услуги посреднических компаний.
  • Стоимостью изготовления является себестоимостью. Она включает в себя траты на производство.
  • Если материалы поступили по соглашению о дарении, в стоимость будет входить рыночная цена, стоимость поставки, траты на доведение изделия до нужного состояния.
  • Если произошло централизованное поступление материалов, стоимость определяется на основании сумм, прописанных в сопроводительной документации.

Рыночную цену можно узнать путем установления рыночной стоимости аналогичных материалов.

Средства, поступившие в учреждение из бюджета, не будут облагаться налогом. Налогообложение также не затрагивает доход, полученный от оказания государственных услуг. Налог на прибыль начисляется в отношении следующих поступлений:

  • Доход от внебюджетных направлений работы, если отсутствует раздельный учет, смета трат.
  • Возмещение ущерба, выплаченное третьими лицами.
  • Стоимость имущества, переданного на бесплатной основе, если объекты не применяются в основной деятельности.
  • Излишки, обнаруженные во время инвентаризации.
  • Целевые поступления, израсходованные по нецелевому направлению.

Казенной структуре нужно подготовить отчетность, которая направляется в ИФНС.

Как проводится бухгалтерский учет в казенных учреждениях

Согласно п. 26 Инструкции № 162н передача вещевого имущества работникам учреждения в личное пользование для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей отражается проводкой:

Дебет счета 1 401 20 272 «Расходование материальных запасов», соответствующих счетов аналитического учета счета 1 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг»

Кредит счета 1 105 35 445 «Уменьшение стоимости мягкого инвентаря – иного движимого имущества» с одновременным отражением на забалансовом счете 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)»

Забалансовый счет 27 предназначен для учета форменного обмундирования, специальной одежды и иного имущества, выданного учреждением в личное пользование работникам для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей, в целях обеспечения контроля за их сохранностью, целевым использованием и движением (п. 385 Инструкции № 157н).

Принятие к учету и выбытие объектов имущества осуществляются по балансовой стоимости на основании первичного учетного документа:

– ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) – поступление на счет;

– акта о списании материальных запасов (ф. 0504230) – списание со счета.

Аналитический учет ведется в карточке количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041) в разрезе пользователей имуществом, мест его нахождения, по видам, количеству и стоимости имущества.

Учет операций по выбытию вещевого имущества ведется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (ф. 0504071) (п. 120 Инструкции № 157н).

Выбытие материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации (в том числе в результате принятия решения об их списании), осуществляется на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов субъекта учета, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом) – актом о списании (п. 40 СГС «Запасы»).

Выбытие (отпуск) запасов производится по стоимости каждой единицы либо по средней стоимости (п. 42 СГС «Запасы»).

Применение одного из указанных способов определения стоимости запасов при выбытии по группе (виду) запасов осуществляется в течение отчетного периода непрерывно и не подлежит изменению.

Списание пришедших в негодность предметов вещевого имущества отражается проводкой (п. 26 Инструкции № 162н):

Дебет счетов 1 401 20 272 «Расходование материальных запасов», 0 106 34 345 «Увеличение вложений в материальные запасы – иное движимое имущество»

Кредит счета 1 105 35 445 «Уменьшение стоимости мягкого инвентаря – иного движимого имущества учреждения»

Учет материалов и ветоши, оставшихся после списания предметов вещевого имущества. После списания вещевого имущества может возникнуть ситуация, когда остаются отдельные предметы от комплектов или ветошь (например, списанные предметы постельного белья).

Предусмотрено несколько проводок для отражения в учете таких материальных запасов:

1) приняты к учету материальные запасы, поступившие в результате разукомплектации объектов материальных запасов:

Дебет счета 1 105 36 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов – иного движимого имущества учреждения»

Кредит счета 1 401 10 172 «Доходы от операций с активами»

2) приняты к учету материальные запасы, оставшиеся в распоряжении учреждения для хозяйственных нужд:

Дебет счета 1 105 36 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов – иного движимого имущества учреждения»

Кредит счета 1 401 10 199 «Прочие неденежные безвозмездные поступления»

Первоначальная стоимость материалов, оставшихся у учреждения в результате разборки, ликвидации (утилизации) основных средств или иного имущества, определяется на дату принятия к бухгалтерскому учету по справедливой стоимости (методом рыночных цен) (п. 23 СГС «Запасы», разд. 4.1.2 Письма Минфина РФ № 02‑07‑07/58075[8]).


[1] Постановление Правительства РФ от 13.10.2011 № 835 «О форменной одежде, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».

[2] Постановление Правительства РФ от 22.06.2006 № 390 «О вещевом обеспечении в федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых Федеральным законом предусмотрена военная служба, в мирное время».

[3] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного само-
управления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[4] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы», утв. Приказом Минфина РФ от 07.12.2018 № 256н

[5] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

[6] Порядок применения КОСГУ, утв. Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н.

[7] Приказ Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

[8] Письмо Минфина РФ от 01.08.2019 № 02-07-07/58075 «О направлении Методических рекомендаций по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы».

Госучреждения начисляют амортизацию ОС линейно в течение срока их службы. Также действует правило ежемесячных начислений в размере 1/12 годовой суммы. Амортизационные начисления начинают отражать в месяце, следующем за месяцем ввода объекта в эксплуатацию.

Читайте также:  Памятка для родителей новорожденного

О практическом применении линейного метода читайте в статье «Линейный метод начисления амортизации основных средств (пример, формула)».

Срок полезного использования определяется исходя из:

  • ожидаемого срока получения экономических выгод;
  • рекомендаций, содержащихся в документах производителя;
  • гарантийного срока использования объекта;
  • др. методов, описанных в п. 35 Стандарта

Амортизация отражается на синтетическом счете 010400000 «Амортизация».

Для записи проводок по амортизационным отчислениям предназначены аналитические счета, оканчивающиеся на 410, которые используются в следующей транзакции: Дт 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960271, 010970271, 010980271, 010990271) Кт 010400000 «Амортизация» (010411410–010413410, 010415410, 010418410, 010431410–010438410).

Для учета основных средств, взятых в лизинг: Дт 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов» Кт 010440000 «Амортизация предметов лизинга» (010441410–010448410).

Право собственности или иное право?

В соответствии с п. 2 ст. 48 ГК РФ учреждения относятся к юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности. Согласно ст. 128, 130 ГК РФ денежные средства являются вещью и признаются движимым имуществом, право собственности на которое также имеет учредитель.

В то же время имеются попытки закрепления за отдельными учреждениями права собственности на некоторые виды доходов и имущества (см., например, п. 7 ст. 39, п. 1 ст. 44 Закона «Об образовании»). Чаще всего при этом ссылаются на п. 3 ст. 120 ГК РФ, согласно которому особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законами и другими правовыми актами. Но заметим, что данные законы и правовые акты, регулируя вопросы собственности, не должны противоречить Гражданскому кодексу РФ (ст. 3 ГК РФ), который, в свою очередь, не содержит положений о праве собственности учреждений, а прямо указывает на обратное (ст. 213, 214 ГК РФ и др.). Следовательно, имущество не может находиться в собственности учреждения.

Поскольку учреждение нередко финансируется собственником лишь частично (п. 1 ст. 120 ГК РФ), оно, с согласия данного собственника, порой вынуждено заниматься несвойственной ему деятельностью, а именно изыскивать дополнительные средства для осуществления непосредственных уставных функций в соответствии с заданиями собственника.

Как неоднократно отмечалось в юридической литературе, справедливо было бы предположить, что на заработанные таким образом денежные средства и приобретенное на них имущество учреждение должно получить дополнительные имущественные права. И закон это в принципе подразумевает. Согласно ст. 298 ГК РФ имущество учреждения, приобретенное за счет дополнительных доходов, как и сами дополнительные доходы, учитываются на отдельном балансе в целях обособления данного имущества от имущества, закрепленного за учреждением собственником или приобретенного за счет средств, выделенных учреждению по смете. А также, вероятно, в целях разделения различных правовых режимов по распоряжению имуществом, приобретенным по разным основаниям.

С денежными средствами, полученными из внебюджетных источников, в части самостоятельного ими распоряжения, учреждению несколько проще. В целях оперативного решения конкретных проблем учреждение, с учетом своих потребностей, самостоятельно планирует распределение указанных средств по предметным статьям кодов экономической классификации в рамках своей сметы доходов и расходов. А затем в порядке, установленном главным распорядителем денежных средств, при необходимости смету корректирует.

Учет личных вещей в бюджетном учреждении

При ведении учета нематериальных активов в 2022 году всем организациям бюджетной сферы необходимо руководствоваться положениями:

  • Федерального стандарта «Нематериальные активы», утв. приказом Минфина России от 15.11.2019 N 181н;
  • Инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

В части бухгалтерских записей организации бюджетной сферы пользуются:

  • Инструкцией, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н для казенных учреждений и органов власти (местного самоуправления);
  • Инструкцией, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н для бюджетных учреждений;
  • Инструкцией, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н для автономных учреждений.

Кроме того, Минфин России периодически доводит системные письма, в которых на данный момент и выражаются ключевые изменения в учете. Это:

  • Методические рекомендации по применению Стандарта «Нематериальные активы», доведенные письмом Минфина России от 30.11.2020 № 02-07-07/104384 (далее — Методические рекомендации);
  • В дополнение к Методическим рекомендациям по применению Стандарта «Нематериальные активы» доведено письмо Минфина России от 02.04.2021 № 02-07-07/25218 (далее — Дополнение к Методическим рекомендациям).

К нематериальным активам относятся*(1) объекты нефинансовых активов, в отношении которых у организации бюджетной сферы возникли:

  • исключительные права;
  • неисключительные права — права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив.

Объекты могут быть как приобретены учреждением, так и созданы им или по его заказу.
Для того, чтобы объект мог учитываться в составе нематериальных активов, он должен удовлетворять следующим критериям:

  • предназначаться для неоднократного и (или) постоянного использования в деятельности учреждения;
  • срок его использования должен быть больше 12 месяцев;
  • не иметь материально-вещественной формы;
  • иметь возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества;
  • приносить учреждению экономические выгоды в будущем;
  • иметь полезный потенциал;
  • первоначальная стоимость объекта нефинансового актива должна поддаваться надежной оценке;
  • не предназначаться для последующей перепродажи;
  • иметь оформленные документы, подтверждающие существование актива;
  • иметь надлежаще оформленные документы, устанавливающие исключительное право на актив;
  • иметь в случаях, установленных законодательством РФ, надлежаще оформленные документы, подтверждающие исключительное право на актив*(2).

Согласно Методическим рекомендациям актив является идентифицируемым, если он соответствует одному из следующих требований:

  • является отделяемым, то есть может быть выделен или обособлен от организации и продан, передан (защищен лицензией), арендован или обменен отдельно или вместе с относящимся к нему договором, активом или обязательством, независимо от намерений организации;
  • возникает из условий договоров (соглашений), независимо от того, является ли он отделяемым или нет.

К нематериальным активам НЕ относятся*(3):

  • финансовые активы, финансовые вложения;
  • не давшие положительного результата научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;
  • не законченные и не оформленные в соответствии с условиями договоров результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;
  • материальные носители, в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации;
  • права пользования официальными символами, наименованиями и отличительными знаками;
  • права пользования активом, возникающие по договорам аренды;
  • расходы на создание нематериальных активов, предназначенных для отчуждения;
  • расходы на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических разработок, производимых при выполнении договоров по оказанию услуг, выполнению работ в рамках приносящей доход деятельности или государственного (муниципального) задания;
  • результаты интеллектуальной деятельности, приобретенные для последующего отчуждения (продажи);
  • созданные силами учреждения товарные знаки и знаки обслуживания, выходные данные и (или) связанные с ними торговые наименования, формулы, рецепты и экспертные знания и иные объекты аналогичного характера, а также внутренне созданная деловая репутация*(4).

Если в отношении объекта нефинансовых активов у организации бюджетной сферы возникли исключительные права, то он учитывается на счете 102 00 «Нематериальные активы». Счет 102 00 детализирован следующими счетами:

  • 0 102 ХN 000 «Научные исследования (научно-исследовательские разработки)»;
  • 0 102 XR 000 «Опытно-конструкторские и технологические разработки»;
  • 0 102 XI 000 «Программное обеспечение и базы данных»;
  • 0 102 XD 000 «Иные объекты интеллектуальной собственности».

Переход на применение ФСБУ 6/2020: ответы на частые вопросы

Пункт 127 Инструкции № 157н дополнен положениями о том, что произведенные в силу концессионного соглашения суммы инвестиций (капитальных вложений) при создании и (или) реконструкции объектов концессионного соглашения учитываются федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления, выступающими от имени концедента, учреждениями в случае передачи по концессионному соглашению имущества государственных (муниципальных) учреждений без прекращения права оперативного управления на счете 0 106 90 000 по соответствующим аналитическим кодам вида синтетического счета объекта учета:

  • 1 «Вложения в недвижимое имущество концедента»;

  • 2 «Вложения в движимое имущество концедента»;

  • I «Вложения в нематериальные активы концедента»;

  • 5 «Вложения в непроизведенные активы концедента».

В Единый план счетов внесены следующие изменения:

Исключен счет

Введены счета

0 106 60 000 «Вложения в имущество концедента»

0 106 90 000 «Вложения в имущество концедента»;

0 106 91 000 «Вложения в недвижимое имущество концедента»;

0 106 92 000 «Вложения в движимое имущество концедента»;

0 106 9I 000 «Вложения в нематериальные активы концедента»;

0 106 95 000 «Вложения в непроизведенные активы концедента»


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *