Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Создание центров компетенции ФНС в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Оперативный штаб ФНС в Самарской области работает с акцентом на активное использование различных информационных и обучающих ресурсов, каналов обратной связи. Специалисты налоговой службы открыты для взаимодействия с предпринимателями, разрешения возникающих у бизнесов проблемных вопросов касательно пользования ККТ.
Как будут работать другие электронные подписи с 2023 года
Напоминаем, что пока продолжают действовать другие типы цифровых подписей, которые также оформляет наша компания.
Рассмотрим, сможет ли бизнес пользоваться ими в 2023 году:
1. ЭП на полномочного представителя (например, бухгалтера предприятия).
Действие таких подписей после 31.12.2022 пока под вопросом, так как нормативно-правовой акт о продлении их срока сейчас находится на рассмотрении. Если ЭП ФНС в организации нет, подпись представителя поможет с 2023 года продолжить подписывать документы, но только в случае принятия соответствующих поправок в закон.
2. ЭП физического лица.
Понадобится, чтобы подписывать документацию с использованием машиночитаемой доверенности (МЧД), которая также станет обязательной с 2023 года. Руководитель или ИП вправе оформить МЧД на физическое лицо уже сейчас, заверив ее своей действующей ЭП. Представитель будет пользоваться электронной подписью физического лица, а также прикладывать к ней доверенность. В новом году бизнес просто продолжит работать по такой схеме, даже если директор или предприниматель не получит подпись от ФНС.
ФНС объявила о реформе досудебного урегулирования и укрупнении инспекций
ФНС России переходит на двухуровневую систему управления и произведет укрупнение малочисленных инспекций. Об этом говорится в официальном сообщении налоговой службы.
«При переходе на двухуровневую систему управления все функции упраздняемых территориальных инспекций будут выполняться соответствующими управлениями ФНС России по субъектам РФ», — поясняет ФНС. При этом центры компетенции по досудебному урегулированию споров передаются в межрегиональные ИФНС России по соответствующим федеральным округам. «Указанная оптимизация организационно-функциональной структуры ФНС России позволит добиться единообразия применения правовых подходов при вынесении решений по жалобам, а также повысить эффективность контроля за деятельностью подразделений по досудебному урегулированию споров», — считают в налоговой службе.
Пилотный проект по внедрению двухуровневой системы управления был реализован на территории Республики Алтай, где она применяется с 2016 года. С 23 ноября 2020 года еще в трех регионах территориальные органы ФНС перешли на двухуровневую систему управления — в республиках Тыва и Хакасия, а также в Севастополе. Таким образом, жалобы, полученные налоговыми органами указанных регионов с этой даты, будут рассматриваться межрегиональными инспекциями ФНС России по Сибирскому и Южному федеральным округам соответственно.
Указанная модернизация проводится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2020 № 1830.
Источник
ФНС формирует новые структуры для более эффективного взыскания долгов
-
Создание экосистемы цифровой экономики, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности и в которой обеспечено эффективное взаимодействие бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан;
Создание необходимых и достаточных условий институционального и инфраструктурного характера, устранение имеющихся препятствий и ограничений для создания и (или) развития высокотехнологических бизнесов и недопущение появления новых препятствий и ограничений как в традиционных отраслях экономики, так и в новых отраслях и высокотехнологичных рынках;
Повышение конкурентоспособности на глобальном рынке как отдельных отраслей экономики Российской Федерации, так и экономики в целом.
Основная задача сети «1С:Центр компетенции по бюджетному учету» — предоставить государственным органам власти, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям полный и качественный набор необходимых услуг по внедрению программных продуктов. Эти услуги включают методологию управления процессами в бюджетном учёте, базирующуюся на опыте решения партнёрами аналогичных задач при реализации проектов на федеральном и региональном уровнях, а также на уровне муниципальных образований.
Статус «Центр компетенции по бюджетному учету» означает наличие у партнёра:
- опыта успешных внедрений не менее чем в 10 ведомствах, учреждениях или организациях бюджетной сферы;
- опыта в проведении методических семинаров «1С:Консалтинг» по бюджетному учёту;
- опыта в проведении профильных телеконференций и других централизованных акций фирмы «1С» для учреждений бюджетной сферы;
- публикаций о реализованных проектах в «Справочнике внедренных решений».
Партнёр со статусом «Центр компетенции по бюджетному учету» участвует в проекте «1С:Система менеджмента качества» и/или сертифицирован на соответствие стандарту ISO 9001:2008.
Специалисты партнёров, входящих в сеть «1С:Центр компетенции по бюджетному учету», сертифицированы по следующим направлениям:
- «1С:Специалист» по платформе «1С:Предприятие 8»;
- «1С:Профессионал» по программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8»;
- «1С:Профессионал» по программе «1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8»;
- «1С:Специалист-консультант» по программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8»;
- «1С:Специалист» по программе «1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8».
Фирма «1С» обеспечивает партнёрам, входящим в сеть «1С:Центры компетенции по бюджетному учету», содействие, а также методическую и информационную поддержку.
А также предоставляет:
- рекомендации по построению государственных информационных систем с учётом особенностей деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, крупных отраслевых министерств и ведомств;
- рекомендации по созданию паспорта проекта;
- рекомендации по технической архитектуре государственных информационных систем;
- рекомендации по конфигурации программно-аппаратной среды;
- решение вопросов интеграции с другими государственными информационными системами;
- помощь в подготовке рабочих документов проекта;
- помощь в обучении пользователей;
- помощь в проведении нагрузочного и функционального тестирования государственных информационных систем.
- помощь в аттестации государственных информационных систем и сдачи их в эксплуатацию;
- помощь в создании паспорта государственной информационной системы.
Преимущества работы с партнёрами «1С:Центр компетенции по бюджетному учету» — возможность воспользоваться полным и качественным набором услуг опытных партнёров:
- при автоматизации учреждений бюджетной сферы;
- при реализации крупных централизованных проектов по созданию государственных информационных систем.
Фирма «1С» рекомендует органам государственной власти, местного самоуправления, региональным информационным центрам обращаться к партнёрам, входящим в сеть «1С:Центры компетенции по бюджетному учёту» с целью реализации крупномасштабных проектов, связанных с автоматизацией бюджетного учёта.
В том числе для решения следующих перспективных задач:
- унификации используемых программных решений синтетического бухгалтерского учёта с учётом обеспечения их функционирования на базе единой технологической платформы «1С:Предприятие 8», развёрнутой на основе облачных технологий (технологии публикации решений 1С:Fresh);
- развития информационных систем синтетического бухгалтерского учёта до информационных систем уровня управленческого учёта, обеспечивающих возможность мониторинга эффективности использования бюджетных средств;
- создания условий для сопровождения, а также предоставления услуг сопровождения, прикладных решений «1С:Предприятие 8» на основе сервисного подхода, с использованием методологии «1С:ТКС», базирующейся на основе отечественных стандартов и регламентирующих документов конкретной отрасли, а также на основе международных стандартов и рекомендаций ITIL/ITSM.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Об��игации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Как Долговые центры ФНС работают с должниками
Одна из самых распространённых причин возникновения долга: ошибка в реквизитах платежа. Налогоплательщик честно внёс платёж, но средства по назначению не пришли, и возник долг. ДЦ сообщает о долге путём отправки требования об уплате налога. Требование направляется в электронном виде через оператора ЭДО. Обязанность должника — подтвердить приём требования и затем погасить задолженность или отказать в приёме требования и выяснить, в чём проблема.
Отреагировать на требование нужно в установленный срок: 1 рабочий день после даты, указанной в подтверждении оператора ЭДО. Срок исполнения требования по уплате налога, сбора, страховых взносов, пени или штрафа указывается в самом тексте требования.
Если нарушить сроки подтверждения и исполнения требования, Долговой центр ФНС вправе заблокировать расчётный счёт.
Зачем нужен единый налоговый счет
Значительные издержки на операции по уплате налогов, масса дополнительных показателей, которые нужно заполнить в платежном поручении, ошибки при перечислении платежей и как следствие – деньги уходят не туда, по какому-то из бюджетов возникнет недоимка и соответственно появляюся пени, взыскания.
Всё это стало предпосылками для разработки нового института – Единый налоговый счет.
С внедрением единого налогового счета не только упрощается процедура уплаты, объединяя разные суммы в одной платежке, но и исключается такая ситуация как наличие задолженности и переплаты по разным платежам у одного плательщика.
Налогоплательщик будет всегда четко в виде одной суммы понимать свой баланс расчетов с государством: либо имеешь актив в виде суммы на своем счете, либо ты что-то должен. И тогда будет только 1 документ взыскания.
Как ЕНС отразится на сервисах ФНС
Введение института единого налогового счета планируется одновременно с расширением сервисных возможностей ФНС России. А именно:
- сделают для плательщиков доступной онлайн детализацию начислений и уплаты налогов в рамках ЕНС;
- дальнейшая интеграция с IT-платформами плательщиков в этой части.
Таким образом, налогоплательщик будет видеть, сколько именно налогов и взносов он должен заплатить с точки зрения ФНС России.
При необходимости всегда можно будет получить детализацию:
- как сформировался баланс;
- на что и как были распределены платежи.
При этом изменение ЕНС задним числом невозможно: все коррективы будут учитываться текущей датой.
Данные о состоянии ЕНС и детализированная информация о распределении ЕНП будут доступны в онлайн режиме:
- в личном кабинете налогоплательщика;
- через ТКС;
- в учетной системе налогоплательщика (ERP-система).
Это позволит получить информацию для ее отражения в бухгалтерском учете.
Обратная связь с налоговым органом будет обеспечена посредством этих же инструментов.
Особенности уплаты авансов через ЕНС: уведомление
Как было сказано, есть налоги с авансовой системой расчетов. Для распределения единого налогового платежа предусмотрена подача налогоплательщиком Уведомления об их исчисленных суммах.
Данное уведомление содержит всего 5 реквизитов – ИНН, КПП, КБК, ОКТМО и срок уплаты. Это в 2,5 раза меньше реквизитов, чем в платежке, которой в 2022 году перечисляют авансы по налогам.
Форму и электронный формат уведомления об исчисленных суммах налогов утвердит приказ ФНС России.
Представить уведомление можно:
- по ТКС;
- через ЛК;
- учетную систему налогоплательщика (ERP-система);
- на бумажном носителе.
В ЕНС уплата предусмотрена только на единый налоговый платёж – ЕНП. Поэтому переплаты на налогах не будет. Для распределения ЕНП в налоги с авансовой системой расчетов (УСН и др.) предусмотрена подача плательщиком указанного уведомления. Поэтому исключены случаи самовольного зачета ФНС «якобы переплаты» в счет недоимок по пеням, образуя недоимку уже по налогу УСН.
Как известно, недоимка возникает со следующего дня после срока уплаты. Следовательно, подача уведомления об исчисленных суммах налогов до срока уплаты, но ранее чем срок уплаты, не может привести к возникновению недоимки.
ИП и организации смогут продолжить уменьшать УСН страховыми взносами. Уплаченная сумма взносов будет определена в соответствии с установленными правилами распределения ЕНП. И ЕНП будет распределен во взносы на основании уведомления об исчисленных суммах налогов.
Особые подразделения. Налоговая создаёт инспекцию для усиленного контроля
- «Нормативное регулирование цифровой среды»
- «Кадры для цифровой экономики»
- «Информационная инфраструктура»
- «Информационная безопасность»
- «Цифровые технологии»
- «Цифровое государственное управление»
Федеральный Центр Компетенций зарегистрирована 20 декабря 2017 г. регистратором УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г.МОСКВЕ. Руководитель организации: генеральный директор Соломон Николай Иосифович. Юридический адрес Федеральный Центр Компетенций — 123022, город Москва, улица Сергея Макеева, дом 13.
Основным видом деятельности является «Деятельность по оказанию консультационных и информационных услуг», зарегистрировано 27 дополнительных видов деятельности. Организации АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР КОМПЕТЕНЦИЙ В СФЕРЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА» присвоены ИНН 7724426759, ОГРН 1177700023137, ОКПО 22132742.
Телефон, адрес электронной почты, адрес официального сайта и другие контактные данные Федеральный Центр Компетенций отсутствуют в ЕГРЮЛ и могут быть добавлены представителем организации.
Единый социальный налог в 2017 году — ставка
Администрирование страховых взносов в ФНС
Законодательство РФ о налогах и сборах
Как подать апелляционную жалобу на решение ИФНС: образец
Дивиденды в расчете по страховым взносам
В 2019 году в нескольких российских регионах была развернута работа долговых центров ФНС. Рассмотрим специфику их деятельности подробнее.
Долговые центры ФНС России были учреждены в рамках процесса делегирования функций контрольно-ревизионных отделов «обычных» ИФНС на уровень самостоятельных инспекций. Данный процесс, как отмечают сами налоговики, поэтапно проходит с 2016 года.
Первые проекты, в рамках которых были протестированы механизмы оперативного взыскания задолженностей, были реализованы в налоговых учреждениях Томска, Челябинска. Затем был инициирован пилотный проект по учреждению Центров, о которых идет речь.
Можно отметить, что один из главных их ресурсов — информационная сеть, с помощью которой ДЦ осуществляет мониторинг движения денежных средств хозяйствующих субъектов в банках в целях последующего анализа их финансовой деятельности. Данный ресурс — один из ключевых, помогающий налоговикам эффективно работать как раз по дебиторской задолженности: соответствующая информационная сеть будет отражать операции в том числе и по контрагентам предприятий-должников.
Одно из отличий работы ДЦ в сравнении с традиционными методами налоговых инспекций — более активное применение такой меры как арест имущества при взыскании долга. Арест, как говорят сами налоговики, позволяет оперативно пресечь действия хозяйствующего субъекта по выводу крупных активов из-под процедуры взыскания.
Рассматриваемые учреждения в рамках пилотного проекта открыты в 9 субъектах РФ:
-
в Волгоградской, Вологодской, Калининградской, Мурманской, Саратовской, Ульяновской областях;
-
в Республиках Башкортостан, Удмуртия;
-
в Приморском крае.
При этом, в одних регионах ДЦ могут заниматься задолженностями всех типов налогоплательщиков — и физлиц, и хозяйствующих субъектов (ИП и юрлиц), в других — только хозяйствующих субъектов.
Центры могут базироваться на межрайонных инспекциях ФНС различного профиля. Например, в Приморье, в Калининградской и Саратовской областях статус ДЦ получили бывшие инспекции по крупнейшим налогоплательщикам.
Высшее руководство ФНС высоко оценивает эффективность работы ДЦ: отмечалось, что благодаря Центрам, открытым в рамках пилотного проекта, обеспечено более трети от снижения долгов предприятий по налогам.
Как ФНС уничтожит «серые» схемы в 2021 году
Налоги и взносы / 16:55 26 февраля 2016
Налоговики отчитались о поступлениях в бюджет за 2015 год
Налоги и взносы / 12:59 10 апреля 2018
Налоговики отчитались за прошлый год
Налоги и взносы / 13:10 21 декабря 2018
ФНС утвердила форму, по которой регионы будут сообщать о местных налогах
Налоги и взносы / 18:15 27 марта 2020
Прием в налоговых инспекциях приостановлен
Налоги и взносы / 13:01 9 ноября 2015
ФНС предлагает упростить документооборот при проверках
Налоги и взносы / 14:18 8 февраля 2017
Об услугах, предоставляемых ФНС, можно узнать на портале госуслуг
Налоги и взносы / 14:10 6 августа 2020
Налогоплательщики узнают о налоговых штрафах из SMS-уведомлений
Налоги и взносы / 14:08 16 марта 2018
ФНС утвердила регламент раскрытия информации о своей деятельности
- Сейчас
- Вчера
- Неделя
- Сутки
- Неделя
- Месяц
Одновременно с заявлением на налоговый мониторинг необходимо направить следующие документы:
- регламент информационного взаимодействия;
- информацию о взаимозависимых лицах;
- учетную политику для целей налогообложения;
- внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации.
При этом подтверждающие документы должны содержать только данные налогоплательщика и ссылки на его конкретные внутренние документы и положения.
Приказ ФНС России от 20.07.2020 №СД-7-15/459@
Будет резко расширено международное взаимодействие. И наши налоговики будут делиться успешным опытом с другими странами. Будет осуществляться автоматический обмен данных с органами правопорядка, в том числе с ФСБ. И в опытную эксплуатацию это будет запущено в 2021 году. А в 2022 году система обмена данными с правоохранителями будет запущена в промышленную эксплуатацию, в том числе в части, касающейся регулирования валютного рынка.
Речь идет о соглашении об информационном обмене между ФНС России и ФСБ России. И самое главное, что будут побеждены схемы. Вот, по мнению налоговиков, является главным в борьбе за деньги налогоплательщиков. И здесь, в части, касающейся того, как победить схемы, налоговики ссылаются на Приказ ФНС России от 20.07.2020 №СД-7-15/459@. И в 2021 году запускается в опытную эксплуатацию прикладное ПО аналитических инструментов для целей контрольной работы в рамках единой информационно-аналитической подсистемы АИС «Налог-3». И здесь будет введено несколько, а конкретно, 5 технологических процессов.
- «Взаимодействие налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля в отношении потенциальных участников схем».
- «Анализ налоговой отчетности и окружения налогоплательщика в целях выявления кооперации, подконтрольности, согласованности действий».
- «Управление рисками контрольно-надзорной деятельности».
- «Управление типологией схем уклонения от уплаты налогов».
- «Ведение реестра паспортов рисков налогоплательщиков, возникающих в ходе проведения камеральных налоговых проверок».
И весь этот запуск делится на 4 очереди. И, например, в первую очередь входит «Единая информационно-аналитическая подсистема (ЕИАП) в части модуля „Досье проверки“ информационно аналитической системы контрольного блока». То есть автоматическое создание досье на каждого налогоплательщика в части камеральных проверок. Еще выйдет система управления рисками, разработка программного обеспечения с целью создания и тестирования профилей рисков. Визуально-сетевой анализ загрузки основных источников.
Про электронный документооборот
Вернемся к ПриказуФНС России от 05.03.2021 № ЕД-7-1/173@. Все счета-фактуры в электронной форме. Это ПО первой очереди будет введено в промышленную эксплуатацию, и в 2021 году 10 % налогоплательщиков перейдут на электронный документооборот. В 2022 году — 20 %, а к 2023 году — минимум 50 %.
Но, зная, как работает господин Егоров¸ я вас уверяю, все это произойдет гораздо быстрее.
Также будет разработана платформа по открытости перед властями и организовано межведомственное взаимодействие. Министерства и ведомства всей этой информацией смогут пользоваться. Чтобы все это заработало, налоговики будут выпускать разъясняющие письма о том, как все эти системы будут работать. И в 2021 году запланировано выпустить не меньше 230 писем ФНС России, в 2022 году — не меньше 240, а в 2023 году — не меньше 250 писем с разъяснениями для налогоплательщиков.
Отдельно будет организовано межведомственное взаимодействие, и разработано соответствующие соглашения с правоохранительными органами в борьбе по неуплате налогов. Я уже говорил про ФСБ, плюс к ним присоединятся и иные правоохранительные органы.
«Актуализация и совершенствование межведомственного взаимодействия, в том числе разработка предложений по внесению изменений в соглашения Федеральной налоговой службы с органами исполнительной власти, правоохранительным и органами и др. по вопросу противодействия от уклонения уплаты налогов».
Тут несколько блоков написано, что и как будет сделано в 2021-2023 годах с каждым конкретным органом.
Отдельно блок Плана предназначен для полной легализации сельскохозяйственных, транспортных и логистических компаний. Все грузоперевозки будут на 100 % легализованы и взяты под автоматизированный контроль.
Дальше идет раздел про НПД-шников, и что это программа автоматического взыскания налогов будет расширена на дополнительные категории налогоплательщиков, в том числе, всю торговлю и рынки. Петрушку бабушка на рынке продает — с этого тоже собираются брать налоги.
Отдельный бок посвящен легализации криптовалюты на территории России. Точнее, она уже легализована № 259-ФЗ. И в 2022 году вам придется сдавать отчетность и платить налоги с криптовалюты. Но налоговики для себя поставили задачу развития АИС «Налог-3» в части получения сведений от юридических и физических лиц об операциях с цифровой валютой, а также сведений от крпитобирж. И они будут получать сведения от криптобирж, контролировать вход в цифру, выход из цифры, вход в биток, выход из битка, чтобы в автоматическом режиме взыскивать с вас налоги.
II. Откуда что берется?
Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица на основании поданных налогоплательщиком налоговых деклараций; уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, представленных в налоговый орган; сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов; решений налогового органа по результатам мероприятий налогового контроля; судебных решений; решений налогового органа о предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налогов и т. д.
По большинству налогов предусмотрены авансовые платежи, есть налоги, по которым отсутствует декларирование. Чтобы в таких случаях налоговые органы могли обработать ЕНП и верно его распределить, организации и ИП не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты, представляют в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов. В нем производится «раскадровка» ЕНП по суммам отдельных авансовых платежей по налогам (налогов, страховых взносов) с указанием сроков уплаты, КПП, ОКТМО и КБК (п. 9 ст. 58 НК РФ).
Уведомление передается в электронной форме с применением УКЭП либо через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН).
В течение 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности (п. 12, 14, 16 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ).
IV. Распределение ЕНП
Отраженные по единому налоговому счету суммы налоговый орган самостоятельно засчитывает в счет исполнения плательщиком обязанностей по уплате конкретных налогов, страховых взносов в следующей последовательности, установленной п. 8 ст. 45 НК РФ:
- недоимка – начиная с наиболее раннего момента ее выявления;
- налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы – с момента возникновения обязанности по их уплате;
- пени;
- проценты;
- штрафы.
Если на момент распределения суммы ЕНП недостаточно для покрытия всех налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов с совпадающими сроками их уплаты, распределение производится в соответствии с приведенной последовательностью пропорционально суммам налоговых обязательств (п. 10 ст. 45 НК РФ).
Приведенная схема уплаты и распределения применяется к большинству платежей, предусмотренных НК РФ, но есть и исключения (см. п. 1 ст. 58 НК РФ). Вне состава ЕНП уплачиваются и учитываются налоговыми органами:
- госпошлина (за исключением госпошлины, в отношении уплаты которой судом выдан исполнительный документ),
- авансовые платежи по НДФЛ, вносимые иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента.
Данные платежи не входят в совокупную обязанность и не учитываются на едином налоговом счете (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Могут уплачиваться не в составе ЕНП (на усмотрение плательщика):
- налог на профессиональный доход,
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Как ИФНС посчитает совокупную обязанность.
Налоговики будут определять совокупную обязанность организации (ИП) в рублях на основании (п. 5 ст. 11.3 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2023):
- налоговых деклараций и расчетов, в том числе уточненных, представленных самим плательщиком. Напомним, что с 2023 года устанавливаются единые сроки сдачи отчетности — как правило, не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим отчетным / расчетным периодом, и единые сроки уплаты налогов — не позднее 28 числа месяца, следующего за истекшим периодом. То есть сначала — отчетность, потом — уплата налогов, сборов, взносов;
- уведомлений об исчисленных суммах налога, представленных в ИФНС. Их должны будут подавать организации и ИП, если срок уплаты для налога установлен раньше, чем срок представления отчетности по этому налогу, либо если такую отчетность вообще сдавать не нужно (п. 9 ст. 58 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2023). Напомним, что по действующему порядку все, кто добровольно перешел на ЕНП в 2022 году, должны представлять такие уведомления за 5 рабочих дней до крайнего срока уплаты соответствующего налога;
- налоговых уведомлений;
- решений налоговых органов (о предоставлении рассрочки, о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений, об отмене решений о возмещении суммы налога и др.);
- судебных актов, касающихся сумм, учтенных на ЕНС;
- исполнительных документов о взыскании государственной пошлины;
- иных документов, влияющих на обязанность организации (ИП) уплатить налоги, сборы и иные обязательные платежи.