Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С 2023 года — единые сроки уплаты налогов и сдачи отчетности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сразу оговоримся: расчет РСВ останется ежеквартальным. Единственное, что изменится — это сроки сдачи. Начиная с 2023 года, сдавать РСВ нужно не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, полугодием, 9-ю месяцами и годом.
Отчетность по страхвзносам с 2023 года
С 2023 года персонифицированные сведения потребуется подавать по единой форме. В нее также будут включаться сведения о страхвзносах «на травматизм», которые на данный момент подаются по форме 4-ФСС. Это указано в новой редакции п. 3 ст. 8 Закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ.
Важно! В отношении периодов до 2023 года будут действовать прежние правила. Персонифицированную отчетность нужно будет направлять в ПФР, а отчет 4-ФСС — в ФСС. Этот момент касается и уточненных отчетов за 2022 год и более ранние периоды.
На данный момент не разработали ни единую форму, ни правила ее заполнения. Однако к 2023 году чиновники должны их утвердить.
Вполне возможно, в единой форме будет несколько разделов, чтобы указывать разные виды информации. При этом, скорее всего, сроки сдачи для каждого вида будут свои (новая ред. ст. 11 Закона № 27-ФЗ и п. 1 ст. 24 Закона № 125-ФЗ). Соответственно, в разное время работодатели будут передавать в единый фонд различные разделы единой формы:
Вид информации |
Сроки подачи |
Сведения о трудовой деятельности (по аналогии с СЗВ-ТД) |
|
Периоды работы, в т.ч. дающие право на досрочную пенсию или повышение выплаты к пенсии |
|
Реквизиты ГПХ договора, на выплаты по которому начисляются страхвзносы |
Не позже рабочего дня, идущего за днем заключения или прекращения ГПХ договора |
Реестры застрахованных лиц, за которых уплачены дополнительные страхвзносы |
Не позже 25-го числа месяца, идущего за отчетным кварталом |
Информация по страхвзносам «на травматизм» (по аналогии с 4-ФСС) |
Не позже 25-го числа месяца, идущего за отчетным кварталом |
VII. Чего ждать в новом году
На начало 2023 г. ФНС сформирует сальдо единого налогового счета каждой организации и каждого физического лица на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах неисполненных налоговых обязательств, излишне перечисленных денежных средств, внесенных авансовых платежей.
В суммы неисполненных обязанностей не будут включены:
- недоимки, по которым по состоянию на 31 декабря 2022 года истек срок их взыскания;
- недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, указанным в оспариваемом в судебном порядке решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, исполнение которого приостановлено по состоянию на 31 декабря 2022 года полностью или в части в результате принятия судом обеспечительных мер.
- налога на профессиональный доход, госпошлины, в отношении уплаты которой не выдан исполнительный документ, сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, авансовых платежей по НДФЛ в отношении иностранных граждан, работающих по найму на основе патента (эти платежи не пропадут, но учитываются они ФНС России отдельно – не на едином налоговом счете);
- налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, если со дня их уплаты прошло более трех лет.
Излишне перечисленными для отражения на едином налоговом счете не будут признаны суммы:
Изменения, касающиеся страховых взносов, прежде всего обусловлены объединением 1 января 2023 года ФСС и ПФ РФ в единый Фонд пенсионного и социального страхования – Социальный фонд России, СФР (Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ). Часть 20 его ст. 18 предусматривает, что нормативные акты Пенсионного фонда и ФСС продолжат свое действие до момента издания нового акта СФР в соответствующей сфере.
-
Вводится процедура беззаявительной регистрации страхователей (в том числе организаций), при которой никакие заявления подавать не нужно. Регистрация будет осуществляться в течение трех рабочих дней на основании данных, которые СФР получит от налогового органа в рамках межведомственного обмена и на основании сданной в фонд отчетности по кадрам (пп. «б» п. 5 Закона № 237-ФЗ[3]).
-
Организации и предприниматели, которые выплачивают вознаграждения физическим лицам, будут исчислять взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, исходя из единой базы по общим тарифам:
-
с выплат, не превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 30%;
-
с выплат, превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 15,1%.
-
Уплата взносов и налогов
Налоговое ведомство уточнило последние дни оплаты некоторых сборов и налогов в начале будущего периода. Например, платежи на ВНиМ перечисляют до 16 января, а НДФЛ, НДС и страховые переводы зачисляют в казну ФНС до 30 января. Причем изменения затронули сбор на доходы работников. Если ориентироваться на новый порядок, то срок уплаты не будет зависеть от типа прибыли, с которой НДФЛ удержали. После января крайней датой зачисления налога станет 28-ое число. В первом месяце день сместился из-за выходных.
Напомним, так как с 1 января начнет действовать система ЕНП, то взносы на обязательное страхование, НДФЛ и некоторые другие сборы надо внести в казну одним переводом. При этом налоги исчисляют за период 01.01 ─ 22.01.2023.
А вот за 2022 год ФНС до 28 февраля ждет земельный, транспортный и имущественный налог. Их также включают в счет единого платежа. А при переводе средств в следующем квартале на ЕНС надо зачислить сбор по УСН до 28 марта.
Как заранее подготовиться к переходу на ЕНП в 2022 году?
Для каждой организации, юридического лица или ИП 1 января 2023 года ФНС сформирует начальное сальдо Единого налогового счета (ЕНС). После этой даты налоговые органы не станут рассматривать поданные ранее заявления на возврат или зачет переплаты и отсрочку (рассрочку).
Если вы направили заявление в 2022 году, но налоговая не успела вынести по нему решение до 31 декабря, рассмотрено оно уже не будет.
Проведите сверку расчетов с бюджетом заранее: это позволит заранее убедиться, что уплаченные налоги действительно поступили в бюджет, проверить наличие недоимок, переплат, пени или штрафов. Сделать это лучше уже сегодня. Функция доступна нашим клиентам, подключенным к тарифам СБИС Электронная отчетность «Базовый», «Корпоративный» или «Уполномоченная бухгалтерия».
Обратите внимание! В СБИС можно формировать запросы вручную или настроить автоматическую сверку. С автосверкой СБИС сверка с бюджетом будет максимально быстрой и простой. А новые возможности сверки с бюджетом позволят увидеть целостную картину по недоимкам и переплатам в наглядных диаграммах и графиках.
Как дефлятор применяют в закупках
Помимо налоговой политики государства, дефлятор применяется и в закупочной деятельности. Государственные и муниципальные закупки реализовываются с учетом положений закона 44-ФЗ. В соответствии со статьей 22 Федерального закона «О закупочной системе РФ», заказчики используют коэффициент инфляции на 2021 год для расчета НМЦК при определении начальной максимальной цены контрактов на закупку товаров, работ, услуг. При расчете НМЦК закупки необходимо учитывать динамику ценовых критериев. Анализ проводится по отраслевым дефляторам. Например, индекс-дефлятор тарифов на электроэнергию определяется отдельно для розничных потребительских цен и оптовых цен. Специалисты в сфере закупок анализируют региональные ценовые позиции и сверяют полученные сведения с конкретными ценовыми предложениями.
Предварительный анализ и использование индекса позволяют определять НМЦК закупки на реальном уровне: без завышения цен на приобретаемые товары либо без необоснованного занижения. Правильные расчеты исключают ошибки и претензии со стороны контролеров и ФАС.
Приказ Минэкономразвития России от 22.06.2016 № Д28и-1688 допускает применять индекс-дефлятор для смет при определении начальной максимальной цены контракта (ч. 9 ст. 22 44-ФЗ).
Что касается закупок по 223-ФЗ, то дефляторы применяются при расчете корректировки на инфляцию, то есть изменении первоначальной цены контракта при условии, что стоимость приобретаемых товаров выросла из-за инфляции или иных причин. Возможность корректировки цены контракта прописывают в положении о закупках организации.
Как использовать дефлятор в гособоронзаказе
Дефлятор применяют и в государственном оборонном заказе. В приказе Минэкономразвития 190 от 01.04.2020 утверждены актуальные индексы по ГОЗ.
Прогнозные коэффициенты Минэкономразвития применяют для определения плановых цен на сервисное обслуживание и ремонт оборудования, производство, разработку и изготовление оборонной продукции. Также расчетные значения используют для определения цен по утилизации ГОЗ и по иным товарам, работам и услугам, включенным в перечни с регулируемым ценообразованием.
Положения ГОЗ не распространяются на закупки продуктов питания.
Заказчик ГОЗ обязан проводить закупки продуктов питания по нормативам 44-ФЗ. При определении НМЦК проводится экономическое обоснование стоимостных показателей с учетом дефляторов. Применение дефляторов Минэкономразвития при определении НМЦК по 44-ФЗ является обязательным.
Особенности утверждения
Один из характерных признаков — применение принципа однократной уплаты обязательного налога. Это означает, что в текущем налоговом периоде обязательства перед государством погашаются только один раз. Подобные правила не распространяются на нерегулярные или разовые сборы. При этом нужно учитывать, что действующий порядок корректировки не универсален, и не может применяться во время работы на ЕНВД. Кроме того, в особых случаях для ряда субъектов допускается отмена отчетных временных рамок, инициированная государственными органами, тогда как в случае с рассматриваемым элементом подобная возможность отсутствует.
Практика показывает, что путаница нередко возникает при рассмотрении понятий налогового периода и срока выплат по налогу. Здесь разница заключается в том, что первое из них характеризует временной промежуток, отведенный на подведение итогов коммерческой деятельности и расчет суммы обязательств, возникших перед бюджетами различного уровня. Второе, в свою очередь, обозначает конкретный диапазон дат, в рамках которого должна быть произведена выплата.
Первый и последний периоды
Рассмотрев стандартные регламенты, стоит уделить внимание ситуациям, когда продолжительность хозяйственной деятельности правового субъекта фактически отличается от установленного периода по датам. Подобные расхождения обуславливаются тем, что учреждение или ликвидация крайне редко привязаны к началу или числу месяца — в законодательстве нет подобных требований. Чтобы лучше разобраться в возможных вариантах, и понять, когда следует предоставлять отчетность, представим их в виде сводных таблиц.
Если общий порядок определяет продолжительностью налогового периода календарный год:
При регистрации предприятия |
|
Дата |
Первый временной интервал |
1 января — 30 ноября |
Со дня создания и до 31 декабря включительно |
1.12 — 31.12 |
Оставшийся промежуток + следующие 12 месяцев |
При реорганизации или ликвидации |
|
Обстоятельства |
Сроки |
Прекращение деятельности субъекта, работавшего на начало года |
С 1 января до даты регистрации записи в реестре |
Создание и расформирование в течение 12 календарных месяцев |
Период фактического существования |
Учреждение в декабре и внесение изменений в статус на следующий год |
Чтобы рассчитать индексы-дефляторы на 2022 год (на официальном сайте Минэкономразвития представлены базовые и консервативные значения), используйте формулу: отношение объема номинального ВВП и объема реального ВВП, умноженное на 100.
Дефляцию по ВВП рассчитывают следующим образом: стоимость корзины ВВП в текущих ценах / стоимость корзины ВВП в ценах базового года × 100 %.
В формуле при исчислении коэффициента используются данные обо всех товарах, работах и услугах, производимых в стране. Рассчитанное значение дефлятора отражает реальную динамику уровня цен в экономике. При исчислении принимается во внимание движение цен с учетом изменения производственной структуры страны, фактических объемов выпуска ТРУ в физическом выражении и других показателей, зафиксированных в отчетном периоде.
Согласно методическим рекомендациям правительства РФ, дефлятор ВВП исчисляют по формуле Пааше, которая отражает реальное количество реализованного товара в расчетном периоде.
Затраты и внереализационные расходы
1. В настоящее время для организаций (за исключением банков) порядок создания резервов предстоящих расходов законодательством не установлен. Хотя на практике организации часто создают резерв предстоящих расходов оплаты отпусков (компенсаций за неиспользуемые отпуска), действующая редакция подп. 2 п. 2 ст. 170 НК не позволяет им (за исключением банков) учитывать указанный резерв при налогообложении прибыли, т.к. порядок создания такого резерва законодательством не установлен.
Проектом предлагается предоставить право учитывать при налогообложении прибыли отчисления в резерв предстоящих отпусков, формируемый в бухгалтерском учете в порядке, определенном законодательством или учетной политикой.
2. Планируется изменить состав расходов на рекламу, включаемых в затраты для целей налогообложения. Листовки, флаеры и другая печатная продукция наряду с брошюрой и каталогом являются полиграфическим материалом, выпускаемым в рекламных целях. Расходы на изготовление данной продукции целесообразно включать в качестве рекламных в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в полном объеме.
3. В состав затрат по производству и реализации с января 2023 г. будут включаться суммы премий, бонусов, вознаграждений, предоставленных при выполнении покупателем условий (в т.ч. объема покупок или заказов), определенных договором. Сегодня они включаются в состав внереализационных расходов.
На практике выявлены ситуации, когда организации предоставляли существенные бонусы при реализации товаров, облагаемых по пониженной ставке или освобождаемых от налогообложения, и, пользуясь действующим законодательством, всю сумму такого вознаграждения учитывали в составе внереализационных расходов, формирующих налоговую базу для исчисления налога на прибыль по ставке 18%, не уменьшая прибыль, облагаемую по пониженной ставке или освобождаемую от налогообложения.
4. В состав внереализационных расходов предлагается включить расходы на проведение идеологической работы.
5. Согласно предлагаемой редакции п. 83 ст. 1 проекта в составе затрат при налогообложении не будут учитываться суммы превышения стоимости, по которой приобретено денежное требование, над размером денежного обязательства должника по этому денежному требованию.
6. В НК переносятся положения Указа от 27.09.2021 № 367 «О добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии». В состав затрат по производству и реализации будут включаться суммы страховых взносов за счет средств работодателя по договорам добровольного страхования дополнительной накопительной пенсии работников.
Единый налоговый счет
С 1 января 2023 года каждому налогоплательщику (организации) будет открыт единый налоговый счет. Он предназначен:
-
для поступления денежных средств, признаваемых единым налоговым платежом;
-
для выполнения обязательств организации перед бюджетом.
На едином налоговом счете будет формироваться сальдо – разница между внесенным ЕНП и совокупной обязанностью налогоплательщика. Сальдо может быть:
-
положительным (ЕНП больше совокупной обязанности);
-
отрицательным (ЕНП меньше совокупной обязанности). Это тревожный знак, который говорит о задолженности организации перед бюджетом;
-
нулевым (ЕНП равен совокупной обязанности).
Ставки налога на имущество физических лиц в 2022 году
Налоговая ставка — это процент от кадастровой стоимости объекта недвижимости, определяемой Росреестром (налоговая база). Ставка за жилые помещения, доли недвижимости, гаражи и машино-места стандартно составляет 0,1% от кадастровой стоимости.
Налог на офисные помещения, помещения в торговых центрах и любую недвижимость дороже 300 млн рублей рассчитывается по ставке 2%. На все другие объекты — 0,5%. Сумма налога и все расчетные данные, включая кадастровую стоимость, указываются в налоговом уведомлении.
Недвижимость
Ставка, %
Жилая недвижимость с кадастровой стоимостью до 300 млн рублей
0,1
Незавершенное строительство под жилье
0,1
Гаражи и место на парковке
0,1
Хозяйственные объекты до 50 кв. м — сараи или кладовки — на дачных участках
0,1
Офисные и торговые помещения
2
Любые объекты недвижимости дороже 300 млн рублей
2
Все остальное
0,5
Это базовые ставки. Налог на имущество относится к местным налогам, то есть он собирается в пользу муниципальных бюджетов. Поэтому муниципалитеты и власти городов федерального значения могут установить свои ставки — как уменьшить их до нуля, так и увеличить, но не более чем в три раза. В Москве, например, ставка дополнительно дифференцируется в зависимости от кадастровой стоимости жилья — от 0,1% до 0,3%. Чем дороже жилье, тем больше налог.