Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Казначейское сопровождение целевых субсидий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 2022 года бухгалтеры проводят операции по-новому. К примеру, на подстатье КОСГУ 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» следует отражать выбытие денежных средств при недостаче, хищении, отзыве лицензии у банка. Провести операцию необходимо в день признания требования о возмещении ущерба или в день поступления денег в счет погашения долга.
Условия субсидирования
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетными и автономными учреждениями осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) физическим и юридическим лицам.
Показатели государственного (муниципального) задания используются:
- при составлении проектов бюджетов для планирования субсидий на оказание государственных (муниципальных) услуг;
- для определения объема субсидий на выполнение государственного задания бюджетным и автономным учреждениям.
Код КОСГУ для медицинских расходных материалов
Какой код КОСГУ применять для медицинских расходных материалов, учитываемых на счете 105.36, – 341/441 или 346/446?
Порядком применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (в ред. от 30.11.2018), далее — Порядок №209н, а также методическими рекомендациями по применению КОСГУ, доведенными письмом Минфина России от 29.06.2018 № 02-05-10/45153, предусмотрена детализация статей 340, 440 КОСГУ подстатьями по видам материальных запасов.
Согласно пункту 11.4 Порядка № 209н:
«11.4.1. На подстатью 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» КОСГУ относятся расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях.»
«11.4.6. На подстатью 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» КОСГУ относятся расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) прочих объектов, относящихся к материальным запасам, в том числе:
- запасных и (или) составных частей для машин, оборудования, оргтехники, вычислительной техники, систем телекоммуникаций и локальных вычислительных сетей, систем передачи и отображения информации, защиты информации, информационно-вычислительных систем, средств связи и тому подобное;
- спецоборудования для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- кухонного инвентаря;
- кормов, средств ухода, дрессировки, экипировки животных;
- материальных запасов в составе имущества казны, в том числе входящих в государственный материальный резерв;
- бланочной продукции (за исключением бланков строгой отчетности);
- другие аналогичные расходы.»
КОСГУ для продукции, товаров
По каким подстатьям статей 340, 440 КОСГУ отражать поступление и выбытие товаров и продукции, например, являющихся для покупателей основными средствами?
В нормативных документах, методических рекомендациях по применению КОСГУ и письмах Минфина России в настоящий момент данный вопрос не разъяснен.
Есть две позиции:
- для продавца вся реализуемая продукция и товары – это товар, поэтому их следует отражать по подстатье КОСГУ 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)»;
- подстатья КОСГУ определяется по виду материального запаса.
Что изменили в 2022 году
С 01.01.2022 по КОСГУ 250 бюджетники разделяют операции текущего и капитального характера. Операции текущего характера учитывают по подстатьям 251, 252, 253. Операции капитального характера поводят по новым кодам:
- 254 — перечисление средств в другие бюджеты;
- 255 — перечисление средств наднациональным организациям, правительствам иностранных государств;
- 256 — перечисление средств международным государствам.
Субсидии на иные цели и на цели осуществления капитальных вложений.
Доходы, получаемые бюджетными учреждениями в виде субсидии на иные цели; доходы, получаемые бюджетными учреждениями в виде субсидий на цели осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности РФ, государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства учреждений; доходы, получаемые бюджетными учреждениями в виде пожертвования от юридических и физических лиц, грантов и иных аналогичных поступлений учитываются на счете О 205 80 ООО «Расчеты по прочим доходам».
Доход по субсидии на иные цели начисляется в сумме подтвержденных отчетом расходов, финансовым источником обеспечения которых являлись указанная субсидия, на основании справки (форма 0504833), оформленной согласно отчету по субсидии на иные цели по дебету счета 5 205 81 560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам» и кредиту счета 5 401 10 180 «Прочие доходы» (и. 93, 150 Инструкции № 174н).
Понятие целевого финансирования
Целевое финансирование – выделение средств под реализацию строго определённых целей с возможностью контролирования расходов. Это может быть:
- проведение научно-исследовательских изысканий;
- капитальное строительство;
- организация мероприятий;
- развитие нового направления деятельности и пр.
По источникам поступления денежных средств различают финансирование:
за счёт бюджета (государственное):
- субсидии – например, на компенсацию расходов ЖКХ;
- трансферты – на возведение объектов капитального строительства;
- гранты – на проведение научно-исследовательских работ.
за счёт средств негосударственных организаций:
- стипендии;
- гранты;
- инвестиции.
Пунктом 1 ст. 170 НК РФ установлено, что суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав), не включаются в расходы при исчислении налога на прибыль организаций, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст.170 НК РФ.
В п. 2 ст. 170 НК РФ содержится исчерпывающий перечень операций, при которых суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг). Операции, связанные с оплатой товаров (работ, услуг) за счет средств федерального бюджета, в указанном перечне не поименованы.
Таким образом, при оплате товаров (работ, услуг) за счет средств федерального бюджета суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), не могут быть учтены покупателем в составе расходов для целей налогообложения прибыли организаций (Письмо Минфина РФ от 19.03.2012 № 03-03-06/4/20).
Согласно пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случаях: при получении налогоплательщиком в соответствии с законодательством РФ субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также при возмещении затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету.
Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с настоящим подпунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.
Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий.
При получении налогоплательщиком частичной компенсации затрат на приобретение товаров (работ, услуг) за счет субсидий, выделенных из федерального бюджета, восстановление налога на добавленную стоимость производится в части полученных субсидий (Письмо Минфина РФ от 19.01.2012 г. № 03-07-11/15).
Разница в учете грантов в бюджете, НКО и коммерческой структуре
Имеется ряд различий при оформлении поступлений в виде грантов, признания учете и документообороте.
Условие | Коммерческая организация | Бюджетное учреждение | НКО |
Назначение гранта | Согласно установленному перечню направлений проектов | Учитывается в рамках разрешенной уставом и учредителем деятельности | Должно соответствовать целям, указанным в Уставе, учредительном договоре |
Форма сметы | Составляется по статьям | В статьях сметы указывается КБК | Статьи сметы должны соответствовать уставной деятельности |
План счетов | Коммерческий | Бюджетный | Коммерческий |
Период расходования средств | 1 год в соответствии с расходами, по истечении 2 года разница облагается налогом | 1 год, по окончании которого разница поступает в доход бюджета. По распоряжению учредителя остаток может быть предоставлен в следующем голу | Соответствует коммерческому
учету |
Операции с целевыми субсидиями капитального характера
Бюджетные (автономные) учреждения отражают операции с данными субсидиями в следующем порядке*(2):
1. Дебет КДБ1 5 205 62 561 Кредит КДБ1 5 401 40 162 — начисление доходов будущих периодов по целевым субсидиям капитального характера в сумме Соглашения. 2. Дебет КБК2 5 201 11 510 (увеличение счета 17, код аналитики 150, КОСГУ 162) Кредит КДБ1 5 205 62 661 — отражено получение субсидии капитального характера. 3. Дебет КДБ1 5 401 40 162 Кредит КДБ1 5 401 10 162 — признание доходов в виде целевой субсидии капитального характера доходами текущего года на основании информации о достижении условий предоставления субсидии (Извещения, Отчета, иного документа, предусмотренного Соглашением). 4. Дебет КДБ1 5 401 40 162 Кредит КДБ1 5 205 62 661 — уменьшение доходов будущих периодов по целевой субсидии капитального характера на основании измененного Соглашения и (или) дополнительного Соглашения. 5. Формирование по завершении года расчетов по субсидии капитального характера на основании Извещения, Отчета о выполнении условий Соглашения (операции отражаются последним днем отчетного года, если учредителем не предусмотрено иное): 5.1. Дебет КДБ1 5 401 40 162 Кредит КБК3 5 303 05 731 — закрытие расчетов в сумме неиспользованных остатков целевых субсидий капитального характера, подлежащих возврату в очередном году в бюджет. 5.2. Дебет КДБ1 5 401 40 162 Кредит КДБ1 5 205 62 661 — закрытие расчетов в сумме неиспользованного финансового обеспечения субсидии, если ее перечисление учреждению не осуществлялось. 5.3. Дебет КДБ1 5 401 40 162 Кредит КДБ4 5 303 05 731 — формирование расчетов по неиспользованному остатку при наличии принятых за счет него и неисполненных обязательств (необходимости подтверждения потребности в данных средствах). При подтверждении потребности отражается запись: Дебет КДБ4 5 303 05 831 Кредит КДБ1 5 401 40 162 5.4. Если расчеты с учредителем по субсидии «закрыты» полностью, но у учреждения осталась кредиторская задолженность, принятая за счет средств субсидии (принятые и неисполненные денежные обязательства), то дополнительно записей отражать не нужно. Остаток средств на лицевом счете в очередном году будет направлен на погашение принятого денежного обязательства. 5.5. Если за счет целевой субсидии капитального характера был выплачен аванс, не подтвержденный документами контрагента за отчетный год, то разница между показателями Дт 5 205 62 000 и Кт 5 401 40 162 равна данному авансу. В случае принятия решения о возврате (не подтверждения целевого характера принятых денежных обязательств) в очередном финансовом году отражается указанная в п. 5.1 операция. 6. Дебет КБК3 5 303 05 831 Кредит КБК2 5 201 11 510 (увеличение счета 18, код аналитики 610, КОСГУ 610) — возврат неиспользованного остатка целевой субсидии капитального характера прошлых лет.
Еще по теме: Годовой отчет о закупках у СМП и СОНО по N 44-ФЗ
Операции с субсидиями на осуществление капитальных вложений
Бюджетные (автономные) учреждения отражают операции с данными субсидиями в следующем порядке*(2):
1. Дебет КДБ1 6 205 62 561 Кредит КДБ1 6 401 40 162 — начисление доходов будущих периодов по предоставлению субсидии на осуществление капитальных вложений в сумме Соглашения. 2. Дебет КБК2 6 201 11 510 (увеличение счета 17, код аналитики 150, КОСГУ 162) Кредит КДБ1 6 205 62 661 — отражено получение субсидии капитального характера. 3. Дебет КДБ1 6 401 40 162 Кредит КДБ1 6 401 10 162 — признание доходов в виде субсидии на осуществление капитальных вложений доходами текущего года на основании информации о достижении условий предоставления субсидии (Извещения, Отчета, иного документа, предусмотренного Соглашением). 4. Дебет КДБ1 6 401 40 162 Кредит КДБ1 6 205 62 661 — уменьшение доходов будущих периодов по субсидии на осуществление капитальных вложений на основании измененного Соглашения и (или) дополнительного Соглашения. 5. Формирование по завершении года расчетов по субсидии на осуществление капитальных вложений на основании Извещения, Отчета о выполнении условий Соглашения (операции отражаются последним днем отчетного года, если учредителем не предусмотрено иное): 5.1. Дебет КДБ1 6 401 40 162 Кредит КБК3 6 303 05 731 — закрытие расчетов в сумме неиспользованных остатков субсидии на осуществление капитальных вложений, подлежащих возврату в очередном году в бюджет. 5.2. Дебет КДБ1 6 401 40 162 Кредит КДБ1 6 205 62 661 — закрытие расчетов в сумме неиспользованного финансового обеспечения субсидии, если ее перечисление учреждению не осуществлялось. 5.3. Дебет КДБ1 6 401 40 162 Кредит КДБ4 6 303 05 731 — формирование расчетов по неиспользованному остатку при наличии принятых за счет него и неисполненных обязательств (необходимости подтверждения потребности в данных средствах). При подтверждении потребности отражается запись: Дебет КДБ4 6 303 05 831 Кредит КДБ1 6 401 40 162. 5.4. Если расчеты с учредителем по субсидии «закрыты» полностью, но у учреждения осталась кредиторская задолженность, принятая за счет средств субсидии (принятые и неисполненные денежные обязательства), то дополнительно записей отражать не нужно. Остаток средств на лицевом счете в очередном году будет направлен на погашение принятого денежного обязательства. 5.5. Если за счет субсидии на осуществление капитальных вложений был выплачен аванс, не подтвержденный документами контрагента за отчетный год, то разница между показателями Дт 6 205 62 000 и Кт 6 401 40 162 равна данному авансу. В случае принятия решения о возврате (не подтверждения целевого характера принятых денежных обязательств) в очередном финансовом году отражается указанная в п. 5.1 операция. 6. Дебет КБК3 6 303 05 831 Кредит КБК2 6 201 11 510 (увеличение счета 18, код аналитики 610, КОСГУ 610) — возврат неиспользованного остатка субсидии на осуществление капитальных вложений прошлых лет.
Еще по теме: Как учреждения госсектора должны учитывать расходы на создание интернет-сайтов?
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Такой способ отражения субсидирования относится к первой отмеченной разновидности – погашению государственной задолженности. С ее помощью держава компенсирует целевые траты, которые уже были совершены ранее, а значит, нет сомнений в соблюдении условий субсидирования.
Согласно п. 10 ПБУ 13/2000, ее нужно отражать такой проводкой:
- дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», кредит 91.1 «Прочие доходы» – отражение бюджетной задолженности по государственному дотированию;
- дебет 51 «Расчетные счета», кредит 76 – поступили средства по субсидии в компенсацию расходов, возникших в прошлые периоды.
Капитальными признаются расходы на приобретение, строительство, создание основных средств (внеоборотных активов). Особенность бухучета в том, что такое имущество подвержено ежемесячной амортизации, которую необходимо регулярно списывать. Если на капитальные затраты предназначается субсидия, то отражать эти средства следует в таком порядке:
- дебет 86 «Целевое финансирование», кредит 98.2 «Доходы будущих периодов» – средства на капитальное приобретение (строительство, создание…) внеоборотного актива, полученные за счет субсидии;
- дебет 20 «Основное производство» (23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.), кредит 02 «Амортизация основных средств» – начислена амортизация по основным активам, приобретенных в счет дотационных средств.
Если приобретенный на субсидию актив не подлежит амортизации, то это целевое финансирование следует учесть как доход будущих периодов, а потом отражать в составе «прочих доходов» по мере признания затрат.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Четкого регламента по отнесению средств по субсидии в разряд «прочих доходов» в законодательстве нет. Организация может сама закрепить его в своей документальной политике.
Если государство предоставило средство не на приобретение актива, а на реализацию программы, то расходы будут не единовременными, а более-менее регулярными: организации нужно будет постоянно платить заработную плату, покупать сырье, расходники и т.п. Отражать эти затраты в бухучете следует в тот период, когда они признаются. Приведем пример признания бюджетных средств, затраченных на приобретение материалов:
- дебет 10 «Материалы», кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – приобретены материалы у поставщика;
- дебет 86 «Целевое финансирование», кредит 98.2 «Доходы будущих периодов» – сумма субсидии, направленная на покупку материалов, признана расходом будущих периодов;
- дебет 20 (23, 25,26 и др.), кредит 86 – списаны использованные материалы;
- дебет 98.2, кредит 91.1 «Прочие доходы» – в момент списания материалов сумма на их приобретение учтена в составе прочих доходов.
Для выплаты вознаграждения за труд из дотационных средств проводки будут такими:
- дебет 86 «Целевое финансирование», кредит 98.2 «Доходы будущих периодов» – к будущим расходам отнесена сумма на выплату зарплаты, предоставленная субсидией;
- дебет 20 (23, 25, 26 и др.), кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (69 «Расчеты по соцстраху и обеспечению», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» и др.) – начисление выплат для сотрудников;
- дебет 98.2, кредит 91.1 – сумма из субсидии, затраченная на выплату зарплаты, учтена в составе прочих доходов.
Вернуть средства в бюджет организация обязана тогда, когда больше не сможет обеспечивать условий предоставления дотации. В бухучете это найдет свое отражение в зависимости от:
- времени получения основного транша;
- способа отражения этого получения.
- Если средства нужно вернуть в том же году, когда они были получены (финансирование на текущие расходы), то придется сторнировать проводки, имеющие отношение к субсидии, естественно, кроме той, что говорит о ее поступлении. Вернуть средства нужно с помощью проводки:
- дебет 76, кредит 51 (08,10 и др.) – возврат средств по субсидии, полученной ранее.
- Если субсидия была получена в предыдущем отчетном году, возврат производится немного сложнее. Капитальные расходы, субсидию по которым надо возвратить, отражаются так:
- дебет 86, кредит 76 – отражение задолженности, связанной с возвращением субсидии;
- дебет 91.1, кредит 86 – восстановление начисленной амортизации (по средствам субсидии);
- дебет 98.2, кредит 86 – восстановление полной суммы субсидии.
Если помощь давалась на текущие расходы, вернуть ее нужно таким образом:
- дебет 86, кредит 76 – отражение задолженности по целевому финансированию;
- дебет 91.2, кредит 86 – восстановление средств субсидии в сумме понесенных текущих расходов.
Как отразить поступление субсидий в учете
Проведение закупок в организациях бюджетного сектора невозможно без распределения затрат по действующим кодификаторам. При составлении плана-графика учреждения необходимо руководствоваться бюджетной сметой, которая включает КОСГУ и составляется по статьям затрат.
К примеру, в Приказе № 209н приведена расшифровка, что входит в КОСГУ 346, — увеличение стоимости прочих материальных запасов:
- запчасти для ремонта машин и оборудования;
- спецоборудование для НИОКР;
- семена, удобрения, посадочные материалы;
- реактивы, химическая посуда, радиодетали;
- материальные запасы специального назначения и др.
Заказчик не вправе запланировать закупок больше, чем доведено до учреждения лимитов и ассигнований. Распределение средств в закупочной документации производится в строгом соответствии с ПФХД или сметой, то есть в разрезе кодов КОСГУ и КВР.
Корректировка структуры КБК изменила принципы отражения кодов в закупочной документации. Теперь операции классифицируются только по КВР. Но не забывайте про КОСГУ: исключение кода из структуры КБК не отменило его значимости. Это связано с тем, что коды КВР и КОСГУ неразрывно связаны между собой.
Невозможно определить правильный код вида расхода по операции, не установив правильный КОСГУ. Если допустить ошибку и неверно определить кодификаторы, то учреждение не сможет осуществить закупки необходимого оборудования, работ или услуг. За нарушение правил составления закупочной и плановой документации предусмотрена административная ответственность.
С изменением структуры КБК порядок взаимодействия КВР и КОСГУ тоже скорректирован. Чтобы определить верный код бюджетной классификации, необходимо:
- Выбрать правильный КОСГУ для совершаемой операции.
- Определить КВР, который соответствует КОСГУ.
- Проверить данные увязки КВР и КОСГУ по актуальной таблице соответствий.
- Внести проверенный КВР в плановую и отчетную документацию.
Таблица соответствия КВР и КОСГУ введена в действие еще в 2016 году, но позиции документа систематически обновляются. Чиновники утвердили новую таблицу соответствия для работы.
Для справки: в таблицу включена только группировка по КВР 200, которая чаще всего используется в закупочной деятельности. Остальные виды расходов КОСГУ по 209н найдете в единой таблице.
Целевые субсидии: учитываем по-новому
02.03.2022 Пунктом 1 предусмотрено предоставление бюджетным (автономным) учреждениям из бюджетов субсидий на выполнение госзадания, а также на иные цели.
Порядок учета последних с 2022 года принципиально изменился. Какие новшества необходимо учитывать при отражении в бухгалтерском учете операций по поступлению и возврату целевых субсидий, расскажем далее.
Перечень целевых субсидий, предоставляемых федеральным бюджетным (автономным) учреждениям, подведомственным Минспорту, а также порядок определения их объема и условий предоставления установлены (далее – ). Согласно данному порядку субсидии предоставляются в целях: – ежемесячной компенсационной выплаты по оплате жилых помещений, коммунальных услуг (отопления и освещения) работникам;– компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей;– выплаты стипендий обучающимся (студентам, интернам, ординаторам, курсантам, адъюнктам, аспирантам и докторантам);– выплаты денежного вознаграждения (премии) российским спортсменам по итогам выступлений на спортивных мероприятиях, тренерам и специалистам в области физической культуры и спорта, входящим в составы спортивных сборных команд РФ, обеспечившим подготовку спортсменов – победителей и призеров спортивных мероприятий в соответствии с решениями Правительства РФ;– осуществления мероприятий