Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Утилизационный сбор в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Утилизационный сбор на транспортные средства был введен в целях обеспечения рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также максимального вовлечения отходов в гражданский оборот в качестве вторичного сырья указом Президента РБ № 64 от 4 февраля 2014 «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств». Оплату должны производить физические и юридические лица. Увеличение ставок происходило в 2016, 2017, 2018, 2019 годах. Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 647 от 16.11.2020, подписанного главой правительства, внесло изменения в перечень видов и категорий транспортных средств, облагаемых утилизационным сбором и размеры ставок.
Кто должен платить утильсбор
Импортеры, владельцы, покупатели при ввозе на территорию Республики Беларусь транспортных средств следующих категорий должны единоразово оплачивать утилизационный сбор:
- Легковые автомобили для личного пользования.
- Авто с электродвигателем.
- Машины повышенной проходимости.
- Автомобили с гибридной силовой установкой.
- Грузовые ТС, рефрижераторы, фургоны.
- Автобусы.
- Самосвалы.
Как рассчитать налог?
Размер утилизационного сбора для каждой единицы транспорта внутри страны рассчитывается индивидуально и зависит от типа авто, его возраста, объема двигателя и назначения. Например, при ввозе электромобиля возрастом до 3 лет нужно оплатить 544,5 рублей, старше 7 лет — 1225,1 рублей. Для авто с двигателями внутреннего сгорания сбор стартует от 1652,2 руб и может достигать десятков тысяч рублей – чем старше машина, чем мощнее ее двигатель, тем выше будет цена.
Отметим, что расчет утилизационного сбора для физических лиц и для юридических лиц не отличается. Ниже приводим актуальные ставки, утвержденные Советом Министров Республики Беларусь с 1 января 2021 года:
№ п/п | Транспортные средства (ТС) по видам и категориям согласно ТР/ТС 018/2011 | Ставки утилизационного сбора в зависимости от даты выпуска транспортного средства | ||
До 3х лет | От 3х до 7 лет | Старше 7 лет | ||
1 | ТС с электродвигателем: | |||
— М1 | 544,5 | 816,7 | 816,7 | |
— М2 (более 8 мест для сидения кроме места водителя, масса до 5 тонн), М3 (более 8 мест для сидения кроме места водителя, масса более 5 тонн) | 4900,5 | 8167,5 | 8167,5 | |
2 | ТС М1 с ДВС: | |||
— не более 1000 куб. см. | 1652,2 | 5771,7 | 8657,6 | |
— от 1000 до 2000 куб.см. | 6115,2 | 8995,1 | 13492,7 | |
— от 2000 до 3000 куб. см. | 9652,7 | 17554,7 | 26332,1 | |
— от 3000 до 3500 куб. см. | 8898,6 | 31036,5 | 46554,8 | |
более 3500 куб.см. | 15253,7 | 38125,9 | 57188,9 | |
3 | ТС М2, М3 с ДВС: | |||
— не более 2500 куб. см. | 4900,5 | 8167,5 | 12251,3 | |
— от 2500 до 5000 куб.см. | 9801,0 | 24502,5 | 36753,8 | |
— от 5000 до 10000 куб. см. | 13068,0 | 35937,0 | 53905,5 | |
более 10000 куб.см. | 16335,0 | 42471,0 | 63706,5 | |
4 | Все ТС категории N, т.е. не менее 4 колес, предназначены для перевозки грузов массой: | |||
— до 2,5 т. | 4083,7 | 7187,4 | 10781,1 | |
— от 2,5 до 3,5 т. | 6534,0 | 10209,4 | 15314,1 | |
— от 3,5 до 5 т. | 8167,5 | 13068,0 | 19602,0 | |
— от 5 до 8 т. | 8984,2 | 37243,8 | 55865,7 | |
— от 8 до 12 т. | 10944,4 | 56437,5 | 84656,3 | |
— от 12 до 20 т. | 12006,3 | 82165,0 | 123247,5 | |
— от 20 до 30 т. | 12600,0 | 86300,0 | 129450,0 | |
— от 30 до 50 т. | 23685,7 | 96376,5 | 144564,8 | |
5 | Самосвалы массой: | |||
— от 50 до 80 т. | 111078,0 | 253029,1 | 379543,7 | |
— от 80 до 350 т. | 204187,5 | 261360,0 | 392040,0 | |
— от 350 т. | 302197,5 | 326700,0 | 490050,0 | |
6 | Прицепы и полуприцепы массой свыше 10т. | — | 38640,0 | 57960,0 |
Какие ТС освобождаются от уплаты
Указом Президента № 402 от 4.10.2018 г. внесены изменения в Указ Президента от 4.02.2014 г. Новый Указ вступил в силу 10 января 2019 года.
В соответствии с ним, к ТС, которые не являются объектом обложения утилизационным сбором в 2019 году, относятся:
- произведенные (изготовленные) на территории Республики и отчуждаемые производителем (изготовителем) за пределы Беларуси;
- переоборудованные на территории Беларуси на базе ТС, ранее зарегистрированных на территории страны;
- переоборудованные на территории страны на базе ТС, ранее ввезенных и в отношении которых утилизационный сбор уже был уплачен;
- ТС, достроенные на территории Беларуси производителями, которые изготовили транспортное средство на территории Республики и осуществили его отчуждение либо используют его для собственных нужд, на базе шасси, в отношении которого утилизационный сбор бы уплачен ранее.
Также к ТС, освобождаемым от уплаты утилизационного сбора, будут относиться:
- ввозимые (ввезенные) и помещаемые (помещенные) под таможенную процедуру отказа в пользу государства;
- ввозимые (ввезенные) в Беларусь и обращенные в собственность государства;
- ввозимые (ввезенные) в Беларусь и находящиеся под таможенным контролем, на которые обращено взыскание в целях погашения неуплаченных таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней и (или) процентов, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы;
- предназначенные для применения в целях обеспечения национальной безопасности, обороны, правоохранительной деятельности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, приобретение которых осуществляется государственными органами системы обеспечения безопасности Беларуси, за исключением ТС, выпущенных в свободное обращение либо помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых утилизационный сбор был уплачен;
- задержанные органами таможни при проведении таможенного контроля и не востребованные в установленный законодательством период времени.
К ТС, для которых уплачивается утилизационный сбор, в 2019 году отнесены прицепы и полуприцепы категории 04, а также специальные и специализированные прицепы и полуприцепы данной категории, с даты выпуска которых прошло больше 3-х лет.
Под переоборудованием будет пониматься внесение в конструкцию транспортного средства изменений весовых, габаритных и иных параметров, не предусмотренных нормативно-технической документацией производителя (изготовителя), при котором юридическое лицо Республики Беларусь в установленном законодательством порядке присвоило транспортному средству идентификационный номер (VIN). Действие этой нормы распространяется на отношения, возникшие с 04.02.2016.
В каком размере необходимо уплатить утилизационный сбор?
Согласно постановлению № 647 установлены ставки утилизационного сбора для транспортных средств, с даты выпуска которых прошло:
- не более 3 лет;
- от 3 до 7 лет;
- свыше 7 лет.
Размеры ставок зависят от вида и категории транспортного средства, руб.:
Виды и категории транспортных средств |
Ставки утилизационного сбора для транспортных средств, с даты выпуска которых прошло |
||
не более 3 лет |
от 3 до 7 лет |
свыше 7 лет |
|
автомобиль, с объемом двигателя: |
|||
не более 1 тыс. куб. см |
1652,2 |
5771,7 |
8657,6 |
от 1 до 2 тыс. куб. см |
6115,2 |
8995,1 |
13492,7 |
от 2 до 3 тыс. куб. см |
9652,7 |
17554,7 |
26332,1 |
от 3 до 3,5 тыс. куб. см |
8898,6 |
31036,5 |
46554,8 |
свыше 3,5 тыс. куб. см |
15253,7 |
38125,9 |
57188,9 |
автомобиль с электродвигателем |
544,5 |
816,7 |
816,7 |
Какие предусмотрены льготы по уплате утилизационного сбора?
От утилизационного сбора освобождаются транспортные средства:
- ввозимые в Беларусь в качестве иностранной безвозмездной или международной технической помощи;
- ввозимые в Беларусь и предназначенные для официального пользования дипломатическими представительствами иностранных государств, международными организациями и межгосударственными образованиями, их представительствами и органами либо для личного пользования сотрудниками таких организаций, их представительств и органов и членами их семей, если они не проживают в Республике Беларусь постоянно и не являются ее гражданами;
- произведенные в Беларуси организациями, принявшими на себя в порядке и на условиях, определяемых Советом Министров РБ, обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, за исключением отчужденных за пределы страны и впоследствии ввозимых в Республику Беларусь;
- ввозимые в Беларусь и помещенные под таможенную процедуру отказа в пользу государства, за исключением транспортных средств, выпущенных в свободное обращение либо помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых утилизационный сбор был уплачен в установленном порядке;
- ввозимые в Беларусь и обращенные в собственность (доход) государства в соответствии с законодательством, за исключением транспортных средств, выпущенных в свободное обращение либо помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых утилизационный сбор был уплачен в установленном порядке;
- ввозимые в Республику Беларусь и находящиеся под таможенным контролем, на которые обращено взыскание в целях погашения неуплаченных таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней и/или процентов, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы;
- предназначенные для использования в целях обеспечения национальной безопасности, обороны, правоохранительной деятельности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, приобретение которых осуществляется соответствующими государственными органами, за исключением транспортных средств, выпущенных в свободное обращение либо помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых утилизационный сбор был уплачен в установленном порядке;
- задержанные таможенными органами при проведении таможенного контроля и не востребованные в сроки, установленные законодательством;
- в иных случаях, определяемых Президентом Республики Беларусь.
Включение сумм утильсбора в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)
Уплаченная сумма утилизационного сбора:
-
подлежит отнесению на увеличение стоимости транспортного средства при принятии этого транспортного средства плательщиком к бухгалтерскому учету в качестве ОС;
-
включается в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении, расходов, учитываемых ИП при исчислении подоходного налога с физических лиц при принятии к бухгалтерскому учету, в иных случаях;
-
включается в состав расходов, связанных с приобретением возмездно отчуждаемого имущества, при предоставлении физическому лицу, уплатившему утилизационный сбор, имущественного налогового вычета по подоходному налогу с физических лиц.
Есть ли категории граждан РБ, которые освобождаются от уплаты утильсбора?
Действительно, некоторые лица освобождены от обязанности уплачивать утилизационный сбор. К ним относятся работники дипломатических посольств и консульств, сотрудники подразделений международного значения и лица, имеющие статус беженцев.
На какие автомобили не распространяется действие утильсбора?
Сбор не взимается с:
- Машин, произведенных в РБ;
- Транспортных средств, зарегистрированных на территории Беларуси до 1 марта 2014 года (даже в случае их последующей продажи заграницу);
- Полуприцепов и прицепов полной массой 10 тонн и менее;
- Полуприцепов и прицепов полной массой свыше 10 тонн, с момента выпуска которых не более 3 лет;
- Мотоциклов;
- Грузовиков и тягачей экологического класса Евро-6 при соблюдения ряда условий.
Крупнейшие производители
Организации, которые признаются крупнейшими производителями, отчитываются перед налоговой инспекцией в особом порядке.
Начнем с того, что, в отличие от остальных плательщиков, крупнейшие производители самостоятельно:
– проставляют штампы об уплате утилизационного сбора в бланках ПТС и ПСМ. Форма штампа утверждена приказом ФНС от 09.07.2014 № ММВ-7-3/367;
– вносят сведения в электронный паспорт (если он оформляется).
После этого крупнейший производитель представляет в налоговую инспекцию:
– расчет утилизационного сбора в электронной форме по ТКС;
– копии одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии;
– копии паспортов, выданных на колесные транспортные средства (шасси) или прицепы к ним до модернизации. Эти документы нужны, если после модернизации на транспортные средства выдаются новые паспорта.
Срок подачи документов:
– для крупнейших производителей колесных транспортных средств – в течение двух рабочих дней после выдачи паспорта;
– для крупнейших производителей самоходных машин – не позднее последнего дня квартала, в котором был выдан паспорт.
Если на колесные транспортные средства (шасси) или прицепы к ним оформляют электронные паспорта, то в течение двух рабочих дней после оформления крупнейший производитель представляет:
– расчет утилизационного сбора в электронной форме по ТКС;
– уникальные номера электронных паспортов на базовые колесные транспортные средства, по которым утилизационный сбор был уплачен раньше и которые плательщик достроил, реконструировал и т. п. Эти сведения предоставляют, если на достроенные транспортные средства оформляют новые электронные паспорта.
Налоговая инспекция направит электронную квитанцию о приеме расчета или уведомление об отказе в приеме. Отказать в приеме могут по следующим причинам:
– расчет не соответствует формату, определенному ФНС;
– на расчете отсутствует электронная подпись либо она не соответствует требованиям законодательства;
– расчет направлен не по месту нахождения крупнейшего налогоплательщика.
Принятый расчет инспекторы проверят. Если выявят ошибки – направят об этом сообщение в электронной форме в течение 30 дней со дня сдачи расчета. Организация должна устранить все ошибки и повторно направить расчет в течение пяти дней с даты, когда получила сообщение о выявленных ошибках.
Такой порядок предусмотрен пунктами 19–23 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291, пунктами 21–24 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81.
Повышение утилизационного сбора в 2020 году
Последнее изменение коэффициентов для расчета утилизационного сбора действует с 1 января 2020 года. Данная статья написана с учетом нововведений.
Начиная с 1 января увеличились коэффициенты практически для всех транспортных средств. На практике это должно привести к тому, что вырастет розничная стоимость автомобилей.
В завершение хочу отметить, что утилизационный сбор для разных транспортных средств сильно различается.
Например, при ввозе нового легкового автомобиля физическим лицом придется заплатить 3 400 рублей. Эта сумма вполне приемлема.
Однако если тот же самый гражданин захочет ввезти для личных нужд пятилетний седельный тягач массой 15 тонн, то утилизационный сбор составит 3 469 500. Это огромная сумма, которая сравнима со стоимостью самого автомобиля.
Так что прежде чем приступать к самостоятельному ввозу автомобиля из-за границы, рекомендую просчитать возможные затраты на платежи в пользу государства.
Удачи на дорогах!
Последний случай. Владимир
В качестве примера возьмем один из последних прецедентов. Владимир решил вернуть сумму уплаченного утильсбора спустя три с половиной года после оформления документов на автомобиль. Как и множество других грузоперевозчиков, он поехал за машиной в Россию — там выгоднее и дешевле даже с учетом переплат при постановке на учет в РБ. «В 2015 году пригнал грузовой Renault из РФ, — вспоминает мужчина. — Процедура регистрации типичная, список документов — стандартный. И в этот перечень входила квитанция об уплате утильсбора. Для грузовиков сумма относительно немаленькая — приближалась к эквиваленту 4,5 тысячи долларов. При регистрации не уточняют обстоятельства (хотя стоило бы), а сразу требуют квитанцию. Все воспринимают такое положение дел как должное: надо — значит, надо. Даже подозрений по поводу того, что может быть иначе, не возникает».
Первый случай. Сергей
Сам tomy утверждает, что по его подсчетам с «неоправданной» уплатой утильсбора сталкивается до тысячи белорусов ежегодно. У большинства даже не возникает вопросов и сомнений. Сергей рассказал Onliner, как он наткнулся на правовую нестыковку: «Работаю грузоперевозчиком. Утильсбор особенно касается именно представителей моей профессии, потому как многие коллеги используют фургоны и микроавтобусы. По техрегламенту ТС эти машины подпадают под категорию N1 (предназначенные для перевозки грузов и имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 тонны (п. 3)). Сумма утильсбора в таком случае составляет аж 9281 белорусский рубль (для автомобилей старше трех лет). Оставим за скобками то, что за такие деньги микроавтобус можно не просто утилизировать, но и разложить на молекулы. Лучше сконцентрируемся на вопросе, как этих выплат избежать. Удивительно, но я оказался первым человеком за четыре года действия указа „Об утилизационном сборе“, который обратил внимание, что не все машины, ввозимые с территории ЕЭАС, подпадают под его уплату.
Физлицу при ввозе легковушки (неважно, из России или Казахстана) нужно будет заплатить 4.950.000 рублей за автомобиль не старше 3 лет, 7.425.000 — за авто старше 3 лет.
Для юрлиц за автомобиль младше 3 лет придется отдать 8.514.000 рублей (с объемом до 1 литра), 13.266.000 рублей (от 1 до 2 литров), 25.344.000 рублей (от 2 до 3 литров), 34.353.000 (от 3 до 3,5 литров).
Для авто старше трех лет цены выше. Например, 52,5 миллиона возьму за машину с мотором до 1 литра, 81,2 миллиона — от 1 до 2 литров, 160 миллионов — от двух до трех литров. А машины с мотором больше 3,5 литров — 346 миллионов рублей!
Это значит, что бэушные машины в автохаусах сильно подорожают — бремя уплаты утильсбора ляжет на дилеров. Например, самый популярный класс автомобилей — двухлетка объемом 1,6 литра подорожает на 620$. А 3,5-литровый «сарай» старше трех лет — на 16 тысяч долларов, пишет «КП».
Как он влияет на цены
Как уже стало понятно, утилизационный сбор даже на легковые автомобили может исчисляться сотнями тысяч рублей. С начала 2020 года выросли коэффициенты (мы в примерах учли именно актуальные значения), причем выросли значительно – какие-то на 46% (для авто с двигателями объемом до 1 литра), а какие-то – на 145% (более 3,5 литров).
Эксперты сразу оценили влияние повышения ставок на увеличение цен на автомобили – по их мнению, цены вырастут на 2-4%, но узнать точно получится только по итогу первых месяцев 2020 года.
Утильсбор был повышен для того, чтобы компенсировать очередное снижение ввозных пошлин – по требованию ВТО они были снижены с 17 до 15%, а повышение утилизационного сбора в итоге удержит заградительный тариф на уровне в 30%.
Но для тех, кто производит автомобили внутри страны, переживать, на первый взгляд, не стоит: для них Министерство промышленности и торговли поддерживает механизм промышленных субсидий – за то, что автомобили производятся внутри России, производителям компенсируют расходы на уплату утилизационного сбора.