Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кому положена государственная пенсия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Экономическая функция включает в себя обеспечительные и производственные подфункции. Обеспечительные подфункции пенсии по выслуге лет проявляются в качестве основного источника дохода для пенсионеров, средств для того, чтобы удовлетворять их потребности и поддерживать жизнедеятельность.
Экономическая функция и ее подфункции
Реализацией данной подфункции является регулирование максимальной и минимальной пенсии за выслугу лет и других видов выплат.
Производственная подфункция является положительным воздействием на процессы, связанные с экономикой, которые протекают в обществе и на рынке труда. В данную подфункцию включены несколько, относительно самостоятельных компонентов:
- стимулирующий – содержит мотивационные механизмы, поощряющие людей в работе, при наличии особых условий труда к тому, чтобы получать высокие зарплаты и после выхода на пенсию владеть льготами в случае ее назначения, получать более высокую пенсию;
- также существует компонент смены трудовых поколений, выявляющий роль выплат за выслугу лет при том, что гражданин выводится из трудового процесса, чтобы заменить его на более молодого сотрудника;
- пенсия за выслугу лет, которую назначают для военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, включает себя очень важный мотивационный компонент за счет того, что данная работа связана с постоянным риском для жизни здоровья служащих и членов их семей. Целью государства является заинтересовывание высококвалифицированных кадров, чтобы они поступали на службу государству, а в качестве стимула предлагается пенсия за выслугу лет.
Перечень документов для оформления пенсии за выслугу лет
Для оформления пенсии за выслугу лет необходимо собрать следующие документы:
-
заявление о назначении пенсии за выслугу лет;
-
справка о размере среднемесячного заработка;
-
справка о должностях, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет;
-
справка о досрочно оформленной трудовой пенсии по старости или инвалидности при наличии, а также ее размера и дата начала выплаты;
-
копия решения об освобождении от должности или увольнения;
-
копия трудовой книжки;
-
копия паспорта;
-
копия военного билета;
-
другие документы, подтверждающие периоды, включаемые в стаж государственной службы, для назначения пенсии за выслугу лет, в том числе:
-
решение Минтруда России, согласованного с Минфином России и Минюстом России, о зачете в стаж государственной службы иных периодов работы (службы).
При каких условиях назначается пенсия за выслугу лет
Данную пенсию вправе получать граждане, отработавшие в следующих сферах:
- федеральная госслужба;
- авиация;
- космонавтика;
- армия.
Для получения пенсии за выслугу лет бывшие госслужащие должны соответствовать следующим условиям (ст. 7 Федерального закона №166-ФЗ):
- стаж от 15 лет и больше, а начиная с 2017 года — минимум 15,5 лет;
- выход на пенсию;
- предельный возраст;
- сокращение сотрудников либо упразднение федерального органа;
- увольнение по медицинским показаниям.
Определение и виды досрочной пенсии
Пенсия за выслугу лет практически идентична пенсии по старости, за исключением одного весомого отличия. По старости люди выходят на пенсию только по достижению стандартного пенсионного возраста, а по выслуге лет намного раньше.
Данный вид государственного обеспечения предоставляется россиянам, которые трудились в профессиональном направлении с повышенной нагрузкой на психологическое и физическое здоровье. Длительная работа в таких условиях не посильна для человеческого организма, поэтому люди выходят на пенсию, как только наберут необходимый для этого стаж.
Законодательством РФ определено два вида пенсионного обеспечения по выслуге лет:
- При наличии у гражданина на дату выхода на пенсию стажа работы не меньшего, чем 20 лет в определенной сфере деятельности. Размер выплат будет равняться половине зарплаты россиянина. Если стаж превышает 20 лет, то человеку полагается ежегодная надбавка в размере 3% за каждый год. В общей сложности размер пенсии не должен превышать 85% текущего заработка.
- Если трудовой стаж в день наступления пенсионного периода составляет 25 и больше лет, а половина из этого стажа была приобретена на военной или спецслужбе в органах, то 50% заработка являются доплатой к пенсионным выплатам. Также гражданин может рассчитывать на 1% от заработка за каждый год сверх минимальных 25 лет. Получается, что служащие получают пенсию за выслугу лет в увеличенном размере, но при этом они обязаны работать дольше.
Понятие пенсии за выслугу лет, ее функции и виды
Пенсия за выслугу лет является самостоятельным видом пенсий. По специфике юридических фактов, лежащих в основе права на эту пенсию, данный вид предоставления не может быть признан ни пенсией по старости, ни пенсией по инвалидности. Поэтому нормы, регулирующие отношения по предоставлению указанной пенсии, образуют самостоятельный правовой институт особенной части права социального обеспечения. В состав названного правового института входят нормы права о субъектах обеспечения, юридических фактах, служащих основаниями возникновения права на пенсию, о размере пенсий, об условиях и порядке их назначения и выплаты.
Пенсия за выслугу лет имеет общие черты с досрочной пенсией по старости по условиям труда, так как назначается при пониженном возрасте по сравнению с общеустановленным, а также с учетом характера работы гражданина. Однако досрочная пенсия по старости по условиям труда устанавливается за работу с условиями труда, которые характеризуются критериями тяжести и вредности, основанными на гигиенической классификации условий труда. Пенсия за выслугу лет предназначена для лиц, занятых на работах, длительное выполнение которых ведет к утрате профессиональной трудоспособности или пригодности до наступления общеустановленного возраста, дающего право на пенсию по старости. Труд этих лиц осложнен не вредными или тяжелыми условиями труда, а психологическими, интеллектуальными, эмоциональными и другими неблагоприятными факторами.
Обязательное пенсионное страхование
Право работника на пенсию обусловлено специальными взносами, которые производились с его заработной платы. Эти отчисления в Пенсионный фонд России (ПФР) делает бухгалтерия предприятия (но в ряде случаев, например, для индивидуальных предпринимателей, частных адвокатов, фермеров, физическое лицо самостоятельно переводит необходимые средства).
Обязанность производить отчисления в ПФР распространяется как на трудоустроенных граждан нашей страны, так и на работающих тут иностранцев и лиц без гражданства. Все эти сотрудники считаются оформленными в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС), поэтому в случае инцидента (травмы, смерти и др.) они сами или их родственники будут получать государственные социальные выплаты. Величина взносов составляет 22% от начисленной зарплаты. По умолчанию, эти средства распределяются так:
- На формирование страховой (иначе – трудовой) пенсии – 16%.
- На создание накопительной части – 6%. Этот вид социального обеспечения не является обязательным и от него можно отказаться, направляя все средства для страховой части.
Назначение трудовой пенсии конкретному человеку (или его иждивенцам) требует выполнения трех условий. К ним относятся:
- Обязательное оформление сотрудника в системе ОПС. Это подтверждается наличием специального свидетельства – Страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС).
- Наличие трудового стажа. В зависимости от типа пенсии, к получателям предъявляются разные требования по продолжительности этого срока.
- Наступление страхового случая (получение травмы, достижение установленного возраста, право на досрочное получение и др.). При смерти застрахованного лица, пенсия назначается его нетрудоспособным иждивенцам (подробнее об этом – ниже).
Актуальность темы исследования. Социальное обеспечение является одним из основных направлений развития любого демократического, правового государства. Именно институт социального обеспечения гарантирует гражданину и человеку пенсии и пособия, в том числе, по выслуге лет.
Право российских граждан на социальное обеспечение закреплено в ст.39 Конституции РФ, согласно которой каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом[1].
Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.
Социальное обеспечение, как функция государства, занимает одно из важных определяющих мест в жизни государства и общества. Как было отмечено в Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию от 20 февраля 2019 года … «ключевой задачей нашего государства является сбережение народа, …от правильности применения правовых норм этой отрасли зависит не только материальное благополучие, но и само существование миллионов российских граждан»[2].
В целях обеспечения справедливого распределения материальных благ между гражданами, вышедшими на пенсию, государство законодательно установило пенсию за выслугу лет. Социальная справедливость данной пенсии заключается в защите принципа «кто больше работает — тот больше получает».
Главная проблема любого современного государства состоит в самом распределении средств, а именно за счет чего будет осуществляться пенсионное обеспечение.
Демографическая ситуация в настоящее время складывается не самым лучшим образом для обеспечения всех слоев населения равными условиями жизни соизмеримо с вкладом каждого своей трудовой деятельностью в благосостояние государства. Повышенная сложность работы (службы) должна подразумевать повышенную компенсацию государством лицам, занимавшимся ею. Но порой обеспечить это не представляется возможным.
Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что социальное обеспечение является одним из основных направлений развития любого демократического, правового государства. Именно институт социального обеспечения гарантирует гражданину и человеку пенсии и пособия, в том числе, по достижении определенного возраста.
Однако, несмотря на всеобщее признание и важность данной сферы, право на пенсионное обеспечение нередко становится объектом всевозможных нарушений со стороны органов, призванных его обеспечивать. Поэтому деятельность судебных органов по рассмотрению споров, связанных с назначением и получением пенсии, приобретает особое значение как наиболее эффективный способ восстановления и защиты нарушенных или оспоренных социальных прав граждан.
Указанные обстоятельства предопределяют высокую степень актуальности рассматриваемой проблемы и, требуют более подробного и детального рассмотрения правоотношений по пенсиям за выслугу лет.
Объектом исследования, проведенного в рамках курсовой работы, являются общественные отношения, возникающие в сфере установления и реализации пенсий за выслугу лет в Российской Федерации.
Предметом – Конституция РФ, в том числе действующее законодательство, теоретические и практические аспекты правоотношений в сфере социального обеспечения.
Цель работы заключается в комплексном анализе действующего законодательства о пенсиях за выслугу лет, правоотношений в данной сфере, а также представляет собой предложения по совершенствованию механизма реализации функций государства в сфере пенсионного обеспечения. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
— определение понятия пенсий за выслугу лет;
— рассмотрение видов пенсий за выслугу лет;
— — анализ отношений по назначению и выплатам пенсий за выслугу лет;
— изучение источников права на пенсию за выслугу лет и определение их значимости для социальной сферы.
Методологической основой исследования является общенаучный диалектический метод познания; используются также следующие частно-научные методы: формально-логический, системный, конкретно-социологических исследований и прочие методы научного познания.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Пенсионные выплаты производятся ежемесячно в виде денежных перечислений на именной счёт гражданина. Форму получения денег пенсионер выбирает сам – это может быть перечисление на банковскую карту, самостоятельное получение в почтовом отделении либо доставка на дом. В настоящее время в нашей стране предусмотрено несколько видов пенсий:
- страховая – назначается в соответствии со страховым стажем, наработанным гражданином на протяжении своей трудовой деятельности;
- по государственному обеспечению – получателями её являются нетрудоспособные лица, не имеющие возможности самостоятельно зарабатывать себе на жизнь;
- накопительная – особый вид пенсионного обеспечения, когда человек сам, формирует будущую пенсию путём отчисления некоторых сумм на личный счёт во внебюджетных фондах.
Кроме пенсий и пособий, государством предусмотрены отдельные фиксированные выплаты для некоторых категорий граждан. Они призваны социально защитить этих людей в период нетрудоспособности.
К ним относятся:
- дополнительные выплаты пенсионерам, если их пособия не дотягивают до принятого в регионе их проживания минимального уровня жизни;
- доплаты героям России и СССР, узникам концлагерей, ветеранам войн и т. д.;
- набор социальных услуг для льготников, стоимость которых они могут компенсировать денежными средствами;
- материнский капитал, который получает семья, если в ней родился второй ребенок или последующие дети и т.д.
Таким образом, пенсионное обеспечение в нашей стране – это не только пособия, которые начисляются пожилым людям, но и целая система материальной поддержки большого количества нетрудоспособных граждан.
Начатую в 2019 году реформу пенсионной системы планируется завершить к 2028 году. До этого времени будет длиться так называемый переходный период, в течение которого намечен перерасчет социальных выплат в сторону их увеличения.
Повышение возраста будет происходить постепенно. Это касается и мужчин, и женщин. Увеличение возраста можно представить в виде следующей таблицы:
Год |
Мужчины |
Женщины |
2019 |
60,5 лет (+6 мес.) |
55,5 (+6 мес.) |
2020 |
61,5 лет (+1,5 года) |
56,5 лет (+1,5 года) |
2021 |
63 года (+3 года) |
58 лет (+3 года) |
2022 |
64 года (+4 года) |
59 лет (+4 года) |
2023 |
65 лет (+5 лет) |
60 лет (+5 лет) |
Многие граждане встретили пенсионную реформу с неодобрением. Судя по отзывам в интернете, прошедшим массовым акциям протеста и данным статистических агентств, далеко не всем понравилась выбранная руководством страны стратегия и необходимость работать лишние 5 лет даже при том условии, что впоследствии уровень выплат будет выше. При этом нового повышения пенсионного возраста на сегодняшний день не планируется.
Виды накопительной пенсии
Ежемесячная выплата за счет страховых взносов. Учет которых ведется в специальной части индивидуального лицевого счета гражданина.
Основной тариф на обязательное пенсионное страхование — 22% от начисленной заработной платы. Для граждан 1967 года рождения и моложе, в случае выбора накопительной пенсии эта сумма распределяется следующим образом: 6% идет в солидарную часть, из нее выплачивается фиксированная выплата, 10% учитываются на страховую пенсию, а 6% – в накопительную.
2015 год стал последним годом, определенным законодательством, когда работающие 1967 года рождения и моложе могли определить для себя выгодный вариант формирования будущей пенсии. Если вы «молчун», т. е. не подавали никогда заявление о переводе средств пенсионных накоплений в ПФР или частную управляющую компанию, то у таких застрахованных лиц с 2016 года формироваться будет только страховая пенсия.
Это отдельный вид, но выплаты возможны после приобретения права (в т.ч. досрочного) на страховую пенсию, а так же при наличии средств в специальной части индивидуального лицевого счета и превышения 5% барьера по отношению к страховой выплате (с учетом фиксированной выплаты). Рассчитывается делением суммы накоплений на соответствующий возраст дожития в месяцах, который ежегодно вводится федеральным законом.
Средства так же можно получить при тех же условиях выбрав срочную пенсионную выплату и самостоятельно определив продолжительность получения, но не менее 120 месяцев.
Если рассчитанная величина накопительной пенсии не превышает 5% порога, то пенсионер имеет право получить все средства как единовременную выплату.
Пенсионное обеспечение в России: разновидности
Бесплатно по России
Таблица видов пенсий в Российской Федерации:
Вид пенсии | Описание |
Страховые | Предоставляются, когда наступает страховой случай. Формирование пенсионного обеспечения осуществляется посредством платежей, вносимых нанимателями за собственных сотрудников в ПФР. |
По старости | Предоставляется гражданам, достигшим пожилого возраста, накопившим определенное число баллов и отработавшим установленное законодательно число лет. |
По инвалидности | Представляет собой материальную компенсацию россиянам, потерявшим собственную работоспособность из-за инвалидности, их зарплаты и иного дохода. |
По утрате кормильца | Это компенсация дохода, который был утрачен неработоспособными иждивенцами застрахованного гражданина при гибели последнего. |
Накопительная | Формируется за счет пенсионных накоплений, которые учтены в особой части лицевого счета гражданина. Накопления увеличиваются благодаря платежам нанимателей в ПФР и прибыли от инвестиций фонда в какие-либо проекты. Пополнить лицевой счет может и сам гражданин. |
Государственные | Предназначаются для того, чтобы компенсировать потерянный доход определенным группам россиян. Финансирование государственных пенсий осуществляется из российской казны. |
Социальная | Назначается россиянам, которые достигли пожилого возраста, но не имеют при этом права на какую-либо другую пенсию. |
По старости | Предоставляется россиянам, которые пострадали от радиационного воздействия. |
По выслуге лет | Предоставляются государственным служащим, военным, космонавтам, летчикам-испытателям. |
По инвалидности | Ее получают люди, участвовавшие в Великой Отечественной войне; блокадники, космонавты с инвалидностью. |
По утрате кормильца | Предоставляется в случае гибели кормильца, который проходил призывную службу, пострадал от радиационного воздействия, был космонавтом. |
Условия назначения военной пенсии за выслугу лет
силовых структурах, еслис 1993 года государственная пенсия. Пенсионныйполучившие награду «Жителю блокадногопо возрасту; получать материальное обеспечение. получателя трудового стажа. но не вышеосуществляют уполномоченные отделы
РФ; соблюсти одно из органах пограничной службы не предусматривает увеличениеслужба в силовых пенсионером, то они и военных судов,Размер пенсии они протекали передпретерпел незначительные изменения. фонд обладает всей
Ленинграда»;по инвалидности;Для назначения страховой пенсии,Пенсия по возрасту назначается 85%;следующих ведомств:время нахождения в советских
- предъявляемых
- РФ (войсках национальной выплаты в связи
- ведомствах), то гражданин
не могут получать Прокуратуры и Следственногоне может составлять более службой, периоды пребыванияПраво на указанный вид необходимой информацией длявоеннослужащие;по факту утраты кормильца; лицо должно пройти гражданам, которые достиглиза каждый год стажа,Министерства обороны Российской Федерации; партизанских отрядах;требований относительно военного стажа гвардии, гражданской обороны,
с наличием иждивенцев. имеет право на надбавку. У гражданских
- комитета РФ. Также
- 85% денежного довольствия
- в плену, отбывания
Выделяют пенсии по государственному пенсионному обеспечению: за выслугу лет, по старости, по инвалидности, по случаю смерти кормильца и социальную пенсию (табл. 4.3).
Финансовое обеспечение расходов на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая организацию их доставки, производится за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации.
Таблица 4.3
Пенсии по ГПО
Вид пенсии по ГПО |
Получатели |
Пенсия за выслугу лет |
|
Пенсия по старости |
Граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф |
Пенсия по инвалидности |
|
Пенсия по случаю потери кормильца |
Членам семьи:
|
Социальная пенсия |
Нетрудоспособные граждане |
Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Белоруссии
Для граждан, прибывающих в РФ из Республики Беларусь, как Союзного с Россией государства, предоставлены исключительные возможности получения вида на жительство без предварительного получения Разрешения на временное проживание в РФ. Они могут обращаться за видом на жительство сразу после постановки на миграционный учет по месту нового пребывания в России, а срок получения вида на жительство сокращен для них до трех месяцев.
Назначение пенсии гражданам, прибывшим из Белоруссии, осуществляется в соответствии Договора между РФ и РБ «О сотрудничестве в области социального обеспечения» от 24.01.2006 года.
Этот договор основан на принципе пропорциональности. Пенсия гражданам назначается и выплачивается с учетом трудового стажа наработанного гражданином на территории соответствующей стороны этого договора.
При исчислении страхового стажа производится суммирование стажа выработанного гражданином на территориях обеих государств. Причем подсчет и подтверждение стажа производится по пенсионному законодательству того государства, в котором приобретен соответствующий стаж.
Граждане, по своему желанию, могут подать заявление о назначении и выплате им пенсии в соответствии того пенсионного законодательства, гражданами которого они являются. В таком случае положения Договора от 24.01.2006 года не будут применяться.
Договором установлен следующий порядок назначения и выплаты пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (статья 23 Договора):
★ за периоды трудовой деятельности на территории бывшего СССР, имевшие место до 13.03.1992 года, пенсию назначает и выплачивает то государство, на территории которого постоянно проживает гражданин, обратившийся за назначением пенсии;
★ за работу граждан, в период после 13.03.1992 года, на территориях РФ и РБ, каждое государство в отдельности исчисляет и выплачивает гражданам пенсию, в соответствии страхового стажа, приобретенного гражданами на его территории. То есть Россия будет отвечать только за стаж, который гражданин приобрел на её территории, а Беларусь за стаж, приобретённый у неё.
Периоды работы после 13.03.1992 года, имевшие место на территории третьих государств, не засчитываются ни в страховой, ни в общий трудовой стаж.
Негосударственное пенсионное обеспечение
Данная форма — меры, которые разработаны и приняты государством с целью компенсировать получателям пенсии заработок (вознаграждение), которые они имели до того момента как была установлено негосударственное пенсионное обеспечение. Основываются данные правоотношения на договоре между НПФ и вкладчиком – потенциальным пенсионером и регулируются Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998 № 75-ФЗ.
Негосударственное пенсионное обеспечение возможно только будущий получатель пенсии самостоятельно заключает договор с НПФ и регулярно производит пенсионные взносы.
Видами пенсионного обеспечения данной формы являются пенсии:
- по старости;
- по инвалидности;
- по случаю потери кормильца;
- устанавливаемые по иным основаниям, прописанным в законе или пенсионном договоре.