Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как вести воинский учёт в организации: пошаговая инструкция 2022». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если предприятие не ведет учет военнообязанных сотрудников и не передает данные в военные комиссариаты, ему грозят штрафы. В ст. 21.1 КоАП РФ установлены их размеры в зависимости от нарушения, формы собственности и направления деятельности предприятия.
Пошаговая инструкция по заполнению
Отчеты для военного комиссариата напоминают статистические:
- отчет по форме 18 содержит реквизиты организации и общие количественные сведения о военнообязанных;
- отчет по форме 6 в военкомат детализирует сотрудников, пребывающих в запасе, по категориям: руководители, специалисты, служащие, рабочие.
Прежде чем отчитываться по военнообязанным, проверьте, стоит ли ваша организация на воинском учете. Вот как написать письмо в организацию о предоставлении сведений о ведении военного учета (в территориальный комиссариат):
- Подготовить информацию на официальном бланке компании.
- Указать, кто назначен ответственным за воинский учет.
- Сослаться на приказ об организации ведения воинского учета.
Какие документы проверить у новых сотрудников
При приеме на работу нового работника работодателю нужно проверить наличие отметки в паспорте об отношении к воинской обязанности (страница 13 паспорта) и документов воинского учета. Какие это могут быть документы? Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (приписное свидетельство), военный билет. Заменить военный билет может справка или временное удостоверение, выданное взамен военного билета.
В военном билете должна стоять отметка о постановке на воинский учет по месту жительства. Такая отметка должна соответствовать сведениям в паспорте и анкете.
Во временном удостоверении следует проверить срок действия. Документ выдается сроком на один месяц. Срок может быть продлен, но в общей продолжительности не больше, чем на три месяца.
Если работник предоставляет приписное удостоверение, в нем должны быть указаны категория годности, отметка о постановке на учет в военкомате и дата отсрочки (не должна быть просрочена).
Призывным является возраст до 27 лет, а это значит, что военнообязанный гражданин после 27 лет имеет военный билет.
Если в документах воинского учета у принимаемого работника есть исправления или неточности, его нужно направить в военкомат для уточнения.
Отметки о постановке на воинский учет по месту жительства может не быть в следующих случаях:
- уже не положено по возрасту. В этом случае нужно направить работника в военкомат для проставления отметки о снятии с учета;
- есть какие-либо проблемы со здоровьем;
- гражданин недавно переехал на новое место жительства. Работодателю следует сообщить работнику, чтобы он встал на воинский учет по месту жительства.
Как заполнить форму № 6 за 2022 год
Отчет форма 6 в военкомат в 2022 году о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе, составляется в трех экземплярах, два из которых следует направить в военный комиссариат. Военкомат и другие ведомства новые формы бланков в этом году не утверждали. Заполнить бланк разрешено от руки или с помощью компьютера. Отчет о военнообязанных детализирует сотрудников по категориям: руководители, специалисты, служащие, рабочие. Их необходимо разделить по воинским званиям на пребывающих в запасе и тех, на кого есть бронь. Раз в год военкоматы обязывают проводить сверку данных в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719.
Короткий алгоритм, как заполнять отчет по военнообязанным на бланке из приложения № 6:
- Укажите реквизиты организации.
- Укажите отчетный год.
- Перечислите число военнообязанных работников с детализацией по званию и пребыванию в запасе.
Кто такие резервисты и забронированные
Разъясним основные понятия для новичков в воинском учете.
Резервист (или военнообязанный) — гражданин, который, в случае необходимости (мобилизации) будет призван на военную службу. Все военнообязанные делятся на две категории:
- Граждане, которые отслужили в Вооруженных силах РФ и уволились в запас (в резерв). Они имеют военный билет и могут быть призваны для выполнения воинского долга все время вплоть до достижения предельного возраста. Предельный возраст варьируется в зависимости от рода войск и звания резервиста. Подробная таблица возрастов и званий приведена в ст. 53 Закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности».
- Юноши допризывного и призывного возраста, подлежащие воинскому учету.
Забронированные граждане — это резервисты, работающие на должностях, которые будут необходимы предприятию-работодателю для выполнения задач в военное время. Чтобы не оставлять пустыми такие рабочие места, работодатель может оформить для военнообязанных работников на этих местах бронь от всеобщего призыва.
Какие сотрудники подлежат воинскому учету
Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 определяет категории граждан, которые подлежат воинскому учету:
- призывники в возрасте 18-27 лет;
- военнообязанные в запасе;
- лица, успешно завершившие обучение по программам военной подготовки в учебных заведениях с военной кафедрой;
- граждане, не прошедшие военную службу в связи с получением отсрочки или по иным основаниям;
- граждане, уволенные с военной службы, но оставшиеся на воинском учете в военкоматах;
- лица, прошедшие альтернативную гражданскую службу;
- женщины, получившие военно-учетную специальность (ВУС): фармацевты, фельдшеры, телеграфисты и т.д.
Не подлежат воинскому учету:
- лица, освобожденные от воинской обязанности, например — по состоянию здоровья;
- женщины, не имеющие ВУС;
- офицеры запаса ФСБ и СВР.
Любая организация обязана осуществлять воинский учет своих сотрудников. Законодательство не делает никаких исключений даже для тех компаний, в которых трудятся всего несколько работников. Если хотя бы один из сотрудников относится к одной из перечисленных выше категорий, то работодатель должен организовать полноценный воинский учет.
Как организовать и вести воинский учет транспортных средств
В мирное время военно-транспортная обязанность организаций заключается в текущем учете транспортных средств, которые в случае необходимости могут быть переданы Вооруженным Силам РФ.
Каждая организация должна отчитываться перед военным комиссариатом по его запросу о наличии и техническом состоянии тех транспортных средств, которые подходят под приказ № 151. На запрос военкомата следует отвечать, даже если у компании нет указанного транспорта. Отсутствие ответа военное ведомство может расценить как уклонение от исполнения требований закона, за что наступает административная ответственность.
В составе сведений о наличии и техническом состоянии транспорта необходимо указывать и данные о его фактическом местонахождении, так как это влияет на возможность исполнения военно-транспортной обязанности. Например, транспортное средство может быть сдано в аренду или направлено в филиал организации в другом регионе.
Обязательную периодическую отчетность по военно-транспортной обязанности закон не предусматривает. Поэтому, если запросов от военкомата по транспорту не было, то и предоставлять информацию не нужно.
Законодательство о воинском учете на предприятии
Осуществление воинского учёта является важным для государства обязательством, которое возникает у работодателя при регистрации предприятия в ЕГР. Обязанность проведения учёта и правильности сбора и подачи данных для комиссариатов регламентирована следующими нормативами:
- Федеральным законом «Об обороне».
- Постановлением Правительства РФ № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете».
- Трудовым Кодексом РФ, а именно статьёй 65.
- Методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях, которые утверждены Генштабом ВС РФ.
- Федеральным законом «О воинской обязанности и службе».
- Правилами ведения Единого государственного реестра юрлиц и предоставления содержащихся в нем сведений.
- КоАП РФ.
Организация воинского учёта. Полезная шпаргалка
Кроме карточки предприятия и отчетности по лицам в запасе, от организаций ежегодно требуют еще 2 вида отчетов:
- Списки работников мужского пола 15- и 16-летнего возраста в алфавитном порядке. Готовить и сдавать такие данные следует в военные комиссариаты до 15 сентября. Бланк отчета представлен в приложении № 11 к Методическим рекомендациям.
- По той же форме — списки работников мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году, составленные в алфавитном порядке. Сроки сдачи — до 1 ноября.
Обычно на предприятии обязанность по проведению учёта военнообязанных возлагается на кадровика. Исключением являются коллективы с численностью более 500 человек, так как в этом случае по закону положено иметь отдельную штатную единицу для проведения работы по воинскому учёту.
Отчеты в военкомат кадровика или профильного сотрудника имеют свою форму и порядок заполнения. Весь регламент прописан в нормативных актах. Их несколько:
- ФЗ № 61 «Об обороне» от 31.05.1996. где ст. 8 прописаны функции организаций и обязанности их должностных лиц в области обороны.
- ФЗ № 31 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» от 26.02.1997 в котором есть ст. 9 регламентирующая обязанности организации.
- Положение о воинском учете, утвержденное Постановлением Правительства РФ № 719 от 27.11.2006.
- Методические рекомендации, разработанные и утверждённые Генштабом ВС РФ 11.07.2017. Методичка является своего рода доступной инструкцией в организациях.
Для правильности осуществления отчётности по военнообязанным лицам и проведению учётной работы руководители и ответственные сотрудники должны изучить правовые документы и использовать их в своей работе.
Для системного и эффективного ведения военного учёта и составления отчётности перед вышестоящими организациями на предприятии должен быть издан приказ о воинском учёте и назначении ответственного лица за его проведение. Допускается издание одного распоряжения, в котором будут затронуты все вопросы, но также возможно издать два обособленных приказа.
Общая ответственность за работу с военнообязанными лицами всегда возлагается на руководителя, но, как правило, в организации есть исполнитель, который и занимается всей работой. Именно этот исполнитель и записывается в приказе, как лицо, ответственное за ведение воинского учёта.
Согласно законодательству, в зависимости от количественного состава работников предприятия, ответственным назначенцем может быть не один человек.
Поскольку работа, связанная с военным учётом регламентирована законодательными нормативами и ориентирована на реализацию государственных задач, то неподобающее и халатное отношение к выполнению требований карается по закону. Для этого предусмотрена административная ответственность.
Степень ответственности зависит от того, какое нарушение было допущено и в какой форме.
Виды наказания собраны в таблице:
Наименование нарушения |
Применяемая статья КоАП |
Размер штрафа, руб. |
Непредоставление данных о призывниках |
ст. 21.1 |
от 300 до 1000 |
Не оповещение сотрудника о вызове его в военкомат и необеспечение явки этого работника* |
ст. 21.2 |
от 500 до 1000 рублей |
отсутствие информации о лицах, которые не состоят на учете, хотя обязаны это сделать |
ст. 21.4 |
от 300 до 1000 рублей |
Несдача отчетности |
Квалифицируется по одной из вышеперечисленных статей |
от 300 до 1000 |
*поскольку согласно законодательству руководитель осуществляет не только организационно-правовое и кадровое обеспечение предприятия, но также финансовое обеспечение воинского учета, то с этой целью издаются приказы об освобождении лиц, состоящих на воинском учете, от работы с сохранением за ними места и выплаты среднего заработка при необходимости посещения военкомата по вызову.
Ответственность за непредоставление сведений предусмотрена только для организаций и их должностных лиц и работников. Рассмотрим, за что оштрафуют.
Состав нарушения | Штраф (рублей) | Основание | На кого возложена ответственность |
Непредоставление сведений о сотрудниках, подлежащих первоначальной постановке на учет | 1000–3000 | Ст. 21.1 КоАП РФ | Организация-работодатель |
Неоповещение работника о вызове в военкомат | 1000–3000 | Ст. 21.2 КоАП РФ | |
Необеспечение возможности своевременной явки в военкомат | 1000–3000 | Ст. 21.2 КоАП РФ | |
Непредоставление сведений о постоянно проживающих гражданах, обязанных состоять на воинском учете | 1000–3000 | Ст. 21.3 КоАП РФ | |
Несообщение о принятых или уволенных сотрудниках, обязанных состоять на воинском учете | 1000–5000 | Ст. 21.4 КоАП РФ | |
Неявка по вызову без уважительной причины в военкомат | 500–3000 | Ст. 21.5 КоАП РФ | Работник |
Неоповещение об изменении места жительства и семейного положения, образования, места работы и должности | 500–3000 | Ст. 21.5 КоАП РФ |
Перечень обязанностей для организаций по воинскому учету
- Проверка наличия документов воинского учета (приписное свидетельство, военный билет). Совершать это требуется при найме на работу нового сотрудника;
- Ведение воинского учета работников фирмы. С большей части требуется всего лишь заполнить специальный раздел личной карточки сотрудника;
- Проводить информирование работников организации об их обязательствах перед военкоматом. Уведомлять о полученных повестках, проводить разъяснительную работу;
- Оформить и выдать сотруднику направление для постановки на учет в военный комиссариат по месту жительства если работник не состоит на таковом учете;
- Докладывать в военкомат об обнаружении нарушений воинского учета: невыполнении сотрудниками обязанностей перед военным комиссариатом, выявлении неточностей в документах, либо их подделке;
- Своевременно предоставлять отчеты по воинскому учету;
- Дополнять при необходимости данные по воинскому учету. Вносить актуальную информацию в личные карточки военнообязанных и лиц призывного возраста.
Документы необходимые для ведения воинского учета
Согласно п. 39 Методических рекомендаций каждая организация, осуществляющая воинский учет, должна иметь следующие документы:
- Приказ “Об организации воинского учета граждан, в том числе, бронирования граждан, пребывающих в запасе”.
- План работы по ведению воинского учета граждан, бронированию граждан, пребывающих в запасе. Согласовывается с военным комиссариатом муниципального образования.
- Картотеку личных карточек формы N Т-2 и N Т-2 ГС (МС) на граждан из числа призывников, граждан, пребывающих в запасе.
- Журнал проверок осуществления воинского учета, бронирования граждан, пребывающих в запасе ВС РФ.
- Расписки в приеме от граждан документов воинского учета (форма расписки установлена Приложением N 14 к Методическим рекомендациям).
- Служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан, бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации.
- Другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и руководителями организаций.
- Справочную информацию по воинскому учету, мобилизационной подготовке, мобилизации.
Документы военнообязанных граждан, необходимые для заполнения карточек, ведения воинского учета:
- для призывников – удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу;
- для военнообязанных запаса – военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета).
В каком виде должны быть документы, как заполнять, можно узнать у сотрудников военкомата. Более того, имеется программа, с помощью которой отправляются отчеты в военный комиссариат, обновленная информация.
Новый ежемесячный расчёт по страховым взносам с 2023 года
Расчёт по страховым взносам (РСВ) станет ежемесячным и частично возьмёт на себя функции отчёта СЗВ-М, отменённого с 2023 года. С 2023 года изменится схема сдачи РСВ.
Страхователи ежемесячно будут отправлять в ФНС сведения о застрахованных лицах и суммы взносов, начисленных с доходов каждого физлица. Эта информация отражается в Разделе 3 РСВ — именно его следует сдавать по окончании каждого месяца.
По итогам кварталов страхователи будут сдавать полный отчёт РСВ со всеми разделами, подразделами и приложениями.
Срок сдачи нового РСВ перенесён с окончания месяца на 25-е число. Раздел 3 необходимо сдавать до 25-го числа по окончании месяца, а полную форму РСВ — до 25-го числа по окончании квартала.
Официальный сайт Администрации города Симферополя
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 №719 «Об утверждении Положения о воинском учете», постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе от 03.02.2015, указанием Первого заместителя Председателя Совета министров Республики Крым от 06.07.2015 №11908/01-43 всем предприятиям, учреждениям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, необходимо направить (лично или почтой на бумажных носителях информации) в городскую комиссию по бронированию граждан (вторник с 10:00 до 12:30, четверг с 14:30 до 17:00), пребывающих в запасе (ул. Горького, 15, кабинет №45, тел. 27-21-40) карточку учета организации (форма №18).
В соответствии с п.9.1 Методических рекомендаций по осуществлению бронирования граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в организациях Республики Крым, утвержденных Постановлением Территориальной комиссии Республики Крым по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе от 26.01.2016 № 2 организации, в которых осуществляется бронирование граждан, пребывающих в запасе (далее ГПЗ) и, расположенных на территории города Симферополя обязаны ежегодно, по состоянию на 31 декабря отчетного года до 15 ноября, предоставлять доклад о состоянии работы по бронированию ГПЗ в городскую комиссию.