Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Местное самоуправление в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Под органами местного самоуправления, чаще всего, понимают другие и выборные органы, которые наделены полномочиями для решения вопросов местного значения и которые не входят в систему органов государственной власти. Это такие органы муниципальных образований, местных саморегулируемых территориальных сообществ, которыми они образовываются и перед которыми в обязательном порядке несут ответственность за плохое исполнение своих полномочий и обязанностей.
В качестве вывода, сделанного по итогам рассмотрения №131-ФЗ о местном самоуправления, лучше всего привести наиболее важные и определяющие принципы формирования и осуществления прав россиян на МСУ, сформулированные в 131-ФЗ. Они выглядят следующим образом:
- местное самоуправление действует на всей территории страны;
- муниципальные образования создаются путем разделения и разграничения территории субъекта РФ между поселениями;
- органы местного самоуправления не выступают частью структуры государственной власти;
- право создавать и формировать органы местного самоуправления принадлежит исключительно гражданам России;
- в ведении органов муниципального самоуправления находятся вопросы, отнесенные №131-ФЗ к уровню местного значения;
- каждое МО формирует собственный бюджеты и контролирует его исполнение;
- государство гарантирует не только признание, но и защиту экономических интересов деятельности местного самоуправления в части имущества и собственности МО;
- недопустимость расходования средств муниципального бюджета по указанию органов или законодательных документов федерального и регионального уровня.
Кроме того, необходимо выделить принципы, с учетом которых органы МСУ осуществляют свою деятельность. Они заключаются в следующем:
- полная самостоятельность и автономность от любых органов федеральной и региональной власти в части решения вопросов, отнесенных №131-ФЗ к вопросам местному значению;
- работа органов МСУ путем сочетания механизмов прямого волеизъявления граждан РФ и представительной демократии;
- исполнение возложенных на орган местного самоуправления управленческих функций в рамках существующего муниципального бюджета, сформированного по правилам, установленным №131-ФЗ;
- ответственность как коллегиальных органов МСУ, так и отдельных должностных лиц, прежде всего, глав МО и местной администрации, перед гражданами, государством и отдельными юридическими лицами;
- возможность использования различных форм местного самоуправления, включая сходы, референдумы, формирование представительного органа и т.д.
Основные вопросы органа самоуправления
Представительный орган решает вопросы только ведения — это такие вопросы, которые не требуют проведения опросов общественного мнения, референдумов, публичных обсуждений, решаемых только при помощи представительных органов местного самоуправления и никаких других органов. Принимая во внимание Закон о местном самоуправлении 2003 года (35 статья), в редком ведении представительного органа местного самоуправления существуют такие вопросы как:
- утверждение устава муниципального образования и занесение в него дополнений и изменений;
- утверждается местный бюджет и отчет о его реализации;
- отмена, изменение и установление местных сборов и налогов в полном соответствии с российским законодательством по налогам и сборам;
- принимают планы и программы по развитию муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
- определение поочередности распоряжения и управления имуществом, которое находится в муниципальной собственности;
- определение поочередности принятия решений об создании, ликвидации и реорганизации муниципальных учреждений и предприятий, а также об принятии тарифов на определенные услуги муниципальных учреждений и предприятий;
- определение правил участия муниципального образования в проведении межмуниципального сотрудничества;
- определение правил организационного и материально-технического обеспечения работы органов местного самоуправления;
- контроль за выполнением должностными лицами местного самоуправления и органами местного самоуправления обязанностей по исполнению вопросов местного назначения,
- утверждение решений о определении главы муниципального образования в отставку.
Конституционные гарантии местного самоуправления
Осуществление местного самоуправления в Российской Федерации имеет конституционные гарантии. Они представляют собой правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления и являются важнейшим условием полного и эффективного выполнения им своих задач и функций.
Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 133) местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту. Защита прав местного самоуправления в судебном порядке осуществляется в ряде случаев, предусмотренных законодательством. Так, в суде рассматриваются дела об административных правонарушениях, ответственность за которые наступает при невыполнении решений органов местного самоуправления. На должностных лиц и граждан в судебном порядке может быть наложен штраф в размере от одного до пяти установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда в порядке административной ответственности за невыполнение решений представительного органа местного самоуправления и местной администрации, принятых в пределах их компетенции. Такого рода дела рассматриваются судьей единолично в семидневный срок. Постановление судьи может быть отменено или изменено председателем вышестоящего суда, а также самим судьей по протесту прокурора.
Что представляет собой местное самоуправление в России?
Органы местного самоуправления не входят в государственную систему власти. Они служат инструментом решения проблемных аспектов жизни социальной общности конкретной территории (ст. 130 Конституции России 1993 г.). Жители муниципальной территории принимают решение: как владеть, каким способом использовать, выбирают формы распоряжения административной собственностью. Продвижение в жизнь местного общества – основная задача органов местного самоуправления.
Под местным самоуправлением в системе права понимается деятельная инициативность населения, которая устремлена на достижение результатов в разрешении жизненных проблем местного социума, учитывая интересы граждан конкретной местности, нормы местного обычного права. Власть реализуется в пределах муниципального образования населением непосредственно путем проведения выборов, референдумов, а также через выборные органы власти муниципалитета. Основной российский закон предусматривает возможность образования местного самоуправления во всех территориальных единицах страны.
Несмотря на то, что местное самоуправление не считается государственной властью, некоторые функции государство все-таки ему передает, такое право позволяет:
- принимать решения о назначении пособий, пенсий (социальный отдел),
- решать вопросы попечительства, опеки, усыновления (народное образование),
- следить за порядком,
- издавать нормативные акты, постановления, решения, касающиеся граждан,
- распоряжаться собственностью муниципалитета,
- распоряжаться казной, использовать земли, угодья, леса, водоемы,
- принимать решение о сборах определенных видов налога.
То, какие проблемы решает система, напрямую зависит от ее полномочий, объема и статуса структурного подразделения. Принимающиеся документы действуют только на территории муниципалитета, касаются его населения, угодий. Полномочия органов местного самоуправления обосновываются законами РФ.
Исходя из того, на какой территории располагается представительный орган муниципального образования, и его бюджета, зависит, какие вопросы он решает. Возможности на самом деле широкие:
- принятие актов, устава, внесение изменений, дополнений,
- утверждение бюджета,
- определение налогов определенного уровня, их изменение, отмена,
- создание программ, реализация их с ведением полной отчетности,
- распоряжение имуществом, которое считается муниципальным,
- определять порядок создания, ликвидации, реорганизации учреждений, устанавливать тариф за их услуги,
- определять, как будут решаться организационные, материальные, технические вопросы, проблемы определенного уровня,
- представительный орган муниципального образования самостоятельно определяет сотрудничество с другими организациями межмуниципального уровня,
- выполняется контроль за работой структуры, исполнением обязанностей.
Рассмотрим, каковы принципы муниципальной власти:
- Постановления местного значения принимаются самостоятельно в пределах полномочий Конституции РФ.
- Муниципальные советы не подчиняются друг другу.
- Представитель органов муниципального совета имеет приоритет в системе органов местного самоуправления.
- Открытая работа органов.
- Гарантирован государством минимальный местный бюджет.
- Обеспечивается муниципальным властям поддержка и гарантии.
- Государство предоставляет гарантии удовлетворения установленных социальных стандартов для населения.
- Граждане имеют право выражать свое мнение в принятии решений.
Работа муниципальной власти и государственной власти — это взаимодействие в процессе работы для предоставления населению необходимых социальных правовых свобод и прав граждан.
Органы местного самоуправления как юридические лица
Понятие юридического лица используется для определения правового положения организаций, участвующих в гражданско-правовых отношениях, т.е. имущественных и связанных с ними неимущественных отношениях, основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. В ряду главных признаков юридического лица решающим является имущественная обособленность. Согласно ст. 48 ГК РФ, юридическое лицо имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество. Второй признак юридического лица — самостоятельная имущественная ответственность; третий — самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего имени; четвертый — организационное единство, т.е. обладание устойчивой структурой, единством воли, обеспечиваемым едиными руководящими органами.
В ст. 124 ГК РФ муниципальные образования определяются как субъекты гражданского права. Законодатель установил, что муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с физическими и юридическими лицами. К ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством. Согласно ст. 125 ГК РФ, от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления являются юридическими лицами. Они от имени муниципального образования и от своего имени приобретают и осуществляют имущественные и иные права и обязанности. Выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования. Органы местного самоуправления обретают статус юридического лица в организационно-правовой форме муниципального учреждения.
В соответствии с положениями ГК РФ о юридическом лице, органы местного самоуправления, как и любые другие юридические лица, приобретают и осуществляют гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей при заключении договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. В качестве юридических лиц органы местного самоуправления выступают на равных началах со своими контрагентами, что предполагает отсутствие со стороны этих органов местного самоуправления властного воздействия на контрагентов. Органы местного самоуправления могут быть истцами и ответчиками в суде, иметь печати, штампы, бланки со своей символикой, расчетный, валютный и другие счета в банковских учреждениях.
Следует иметь в виду, что, согласно ГК РФ, правовой режим органов муниципальных образований как юридических лиц приравнивается к общему режиму юридических лиц с определенными изъятиями. Так, к ним не могут применяться общие правила, регламентирующие создание и ликвидацию юридических лиц. В отличие от других юридических лиц, отвечающих по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом, в состав аналогичного имущества юридических лиц органов муниципальных образований не включается имущество, которое закреплено за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, допускается в случаях, предусмотренных законом (п. 1 ст. 126 ГК РФ).
Органы местного самоуправления не могут быть участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере. Они не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом.
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В свою очередь органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ (субъекта РФ) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать его, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Вместе с тем законодатель установил, что порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.
Органы местного самоуправления как субъекты гражданского права могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. При этом указанные органы определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования. Кроме того, органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.
Основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица. В случае отсутствия устава муниципального образования основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются:
- для представительного органа муниципального образования — протокол заседания представительного органа муниципального образования, содержащий решение о наделении этого представительного органа правами юридического лица;
- для иных органов местного самоуправления — решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.
Основаниями для государственной регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц являются решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа и утверждение положения о нем этим представительным органом муниципального образования.
Вместе с тем законодательно установлено, что в поселениях с численностью населения менее 1 тыс. человек, в которых глава муниципального образования независимо от способа его избрания одновременно может быть председателем представительного органа поселения и главой местной администрации, представительный орган муниципального образования может не наделяться правами юридического лица.
Модели организации местной власти
Первая модель предусматривает, что глава муниципального образования и представительный орган местного самоуправления избираются непосредственно населением. Глава выступает одновременно и высшим должностным лицом своего муниципального образования, его официальным представителем, и главой местной администрации. Работу представительного органа организует председатель, избираемый из числа депутатов.
Вторая модель предусматривает, что глава муниципального образования избирается непосредственно населением и соединяет в своем статусе полномочия высшего должностного лица муниципального образования и председателя представительного органа. Функции главы администрации исполняет иное лицо, замещающее свою должность по контракту. Здесь глава в определенном смысле противопоставляется исполнительному органу местной власти — он взаимодействует с администрацией как официальный представитель жителей и представительного органа. Положительная сторона такой модели заключается в ограничении концентрации всей местной власти в одних руках. В то же время в ней заложен возможный конфликт главы администрации (управляющего), непосредственно возглавляющего реализацию исполнительно-распорядительных функций по распоряжению средствами местного бюджета, объектами муниципальной собственности с главой муниципального образования, отделенного от этих важных полномочий.
Третья модель предусматривает, что глава муниципального образования избирается из состава представительного органа местного самоуправления и является его председателем. Местную администрацию возглавляет управляющий, нанимаемый по контракту на конкурсной основе. Это разновидность второй модели с тем отличием, что глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из своего состава. Глава муниципального образования, представляющего муниципальное образование в целом, подотчетен в первую очередь населению муниципального образования, а также представительному органу как его председатель.
Четвертая модель предусматривает, что представительный орган избирается непосредственно населением. Глава муниципального образования независимо от способа его избрания одновременно является председателем представительного органа муниципального образования и главой местной администрации. Глава муниципального образования выступает одновременно в трех лицах: как высшее должностное лицо своего муниципального образования; как глава местной администрации; как руководитель представительного органа, в состав которого он входит по должности, функциональная специализация представительных и исполнительных органов в данной модели осуществляется в том же виде, что и в предыдущих моделях. Расширение полномочий главы муниципального образования влечет расширение форм его подотчетности. Во всей полноте своих полномочий он подотчетен населению. Представительному органу он подотчетен как глава местной администрации и как его руководитель. Такая модель может иметь место в поселениях с численностью населения менее 1 тыс. человек.
Пятая модель принципиально отличается от других тем, что представительный орган муниципального образования в ней отсутствует. Его полномочия осуществляются сходом граждан. Такая модель предусмотрена для поселений, в которых численность жителей, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек.
Шестая модель предусматривает, что представительный орган муниципального образования формируется в ходе непрямых выборов. Этот вариант предусмотрен для муниципальных районов. Представительный орган может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений. Глава муниципального района входит в состав представительного органа, являясь его председателем.
Законопроектом предлагается единственный способ формирования представительного органа муниципального образования — муниципальные выборы.
Глава муниципального образования в соответствии с законом региона и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования. В последнем случае избрание главы муниципалитета осуществляется представительным органом из своего состава либо из числа кандидатов, представленных главой региона.
Усиливается ответственность глав муниципальных образований и глав местных администраций перед высшим должностным лицом региона.
Ответственность
Одним из оснований для удаления главы муниципального образования в отставку является систематическое недостижение показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления, которые закреплены указами президента страны. С соответствующей инициативой глава региона вправе обратиться в представительный орган муниципального образования.
Кроме того, губернатор получит право вынести предупреждение, объявить выговор главе муниципального образования, главе местной администрации за ненадлежащее исполнение или неисполнение переданных полномочий.
Заметим, что принцип разделения властей ст. 10 Конституции Российской Федерации закрепляется только по отношению к государственной власти, ни в одном федеральном правовом акте не подчеркивается обязательность его исполнения на уровне местного самоуправления. Это не случайно, ибо:
а) смысл принципа — в создании механизма сдержек и противовесов, недопущения концентрации власти у одного органа (лица) при принятии госуправленческих решений. На местном уровне такой механизм затрудняет работу и эффективность местного самоуправления, так как здесь большой удельный вес составляют оперативные решения;
б) в чистом виде выделить три ветви власти на местном уровне невозможно, судебная власть основана на своих особых подходах;
в) размеры территории и численности населения муниципального образования порой (в сельских районах, пригородных) диктуют нецелесообразность создания самостоятельных ветвей представительной и исполнительной власти;
г) мировая практика (зарубежная и отечественная) подтвердили возможность сосредоточения представительных и исполнительно-распорядительных функций у одного органа на местном уровне, хотя здесь недопустимо использование общих подходов к предотвращению возможного монополизма власти.
Органами местного самоуправления являются: представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования, исполнительный орган местного самоуправления.
Показатели хозяйственной деятельности Администрации Старорусского Муниципального района приведены в «Отчете Администрации Старорусского муниципального района о деятельности в 2018 году»[8].
Рассмотрим основные данные из этого отчета.
С начала года в консолидированный бюджет муниципального района поступило 1082,4 млн. рублей. Фактическое исполнение доходной части консолидированного бюджета муниципального района с учетом планового дефицита составило 93,6 процента к годовому плану.
План по собственным доходам выполнен на 103,2 процента: при годовом плане 361,2 млн. рублей в консолидированный бюджет фактически поступило 372,9 млн. рублей. Доля собственных доходов в общем объеме поступлений консолидированного бюджета составила 34 процента.
Основными источниками доходной части консолидированного бюджета района являются: налоги на доходы физических лиц и единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности – 57 и 10 процентов от собственных доходов соответственно; неналоговые доходы от продажи земли и имущества – 13 процентов, от аренды земельных участков и имущества, находящегося в муниципальной собственности – 7 процентов.
Из областного бюджета поступило 709,5 млн. рублей, в том числе: субвенции – 432,5 млн. рублей, дотации и субсидии – 277 млн. рублей.
Расходы консолидированного бюджета составили 1064,5 млн.рублей или 92 процента от плана. В структуре бюджетных средств, направленных на финансирование, основная доля приходится на социальную сферу: образование – 34 процента, социальная политика – 22 процента, здравоохранение – 10 процентов, культура, физическая культура и спорт – 6 процентов; жилищно-коммунальное хозяйство – 15 процентов; прочие расходы составили 13 процентов.
За январь-декабрь 2018 года размещено 249 муниципальных заказов. В структуре размещенных заказов 63 процента приходится на долю открытых аукционов в электронной форме, 36 процентов – запросы котировок и 1 процент – открытые конкурсы.
Сумма начальных цен размещенных муниципальных заказов составила 186,5 млн. рублей. Экономия бюджетных средств по итогам размещения муниципальных заказов составила 7,2 млн. рублей или 4% от начальной цены заказов.
В 2018 году объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по крупным и средним предприятиям обрабатывающих производств района составил 4,1 млрд. рублей или 143,3% к 2017 году.
Определяющее значение на достигнутый показатель оказали высокие темпы роста отгрузки продукции ОАО «123 Авиационный ремонтный завод». Предприятие является самым крупным работодателем и налогоплательщиком в Старорусском районе. В 2018 году отгружено продукции на 2,3 млрд.рублей, что в 2,2 раза больше чем 2017 году. Доля завода в общем объёме реализованной продукции обрабатывающих производств — 56 процентов. Рост объемов производства позволил организовать более 400 новых рабочих мест. Среднемесячная заработная плата на предприятии свыше 20 тыс.рублей, что значительно превышает уровень средней зарплаты по району и выше среднеобластной зарплаты 2017 года.
Данные, приведенные в табл.2 показывают, что высокие темпы реализации продукции достигнуты многими предприятиями.
В инвестиционной деятельности административный ресурс нацелен на сопровождение инвесторов и инвестиционных проектов для более быстрой их реализации и оказания содействия в разрешении различных проблем.
В 2018 году в инвестиционной стадии находилась реализация следующих проектов:
ОАО «123 АРЗ» — инвестиционные проекты, направленные на внедрение новых технологий, расширение технологических и производственных мощностей, повышение технического уровня и организации производства, отвечающего перспективам спроса и обеспечивающего высокий уровень качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Проекты по реконструкции кровли корпуса 123 РС (ремонт самолетов), аэродрома, взлетно-посадочной полосы; по приобретению нового высокотехнологичного оборудования (всего на 2,3 млрд. рублей, 105 рабочих мест);
ЗАО «Курорт Старая Русса» — проект «Ремонт административного корпуса»: создание современной зоны «ресепшн» с уютным лобби-баром; перевод части административно-управленческого персонала в кабинеты, оборудованные в цокольном этаже; увеличение количества номеров эконом класса. В планах также реализация инвестиционных проектов: строительство спального корпуса на 500 мест со столовой и строительство физкультурно-оздоровительного комплекса (детский бассейн с водной горкой, взрослый бассейн на 5 дорожек, тренажерный зал на 25 человек, 2 сауны, бар). На реализацию этих проектов планируется направить 600 млн.рублей за счет собственных и заемных средств;
Таблица 2
Темпы реализации продукции предприятий Старорусского района
№ |
Предприятия и другие производители |
Отгружено продукции |
|
В 2018 г., млн. руб. |
В % к 2017 году |
||
ОАО «Завод «Старорусприбор» |
377 |
133 |
|
МУП МТС «Старорусская» |
18 |
141 |
|
ООО «Лакто-Новгород» |
372 |
123 |
|
ООО «Фортуна» |
46 |
113 |
|
ОАО «Старорусск��й хлеб» |
62 |
101 |
|
ООО «Мясной двор» |
632 |
97 |
|
ООО «Дельта-Стикс» |
265 |
90 |
|
МУП «Старорусская типография» |
127 |
63 |
|
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
463,1 |
110,7 |
|
Добыча полезных ископаемых |
4,2 |
128 |
Система местного самоуправления в РФ выступает в качестве одной из основ федеративного, конституционного строя страны. Она признается и гарантируется Основным законом.
В качестве правовой основы системы выступают:
- Европейская хартия.
- Конституция РФ.
- Уставы МО.
- Международные договоры и общепризнанные нормы мирового права.
- Конституции или уставы, законы и прочие правовые акты субъектов РФ.
- ФЗ №131, регламентирующий общие принципы организации местной системы власти, прочие законы и нормативные акты, принимаемые в соответствии с ФЗ, Указы, Президента, правительственные постановления и прочие юридические документы.
- Решения, которые приняты на сходах и референдумах.
- Прочие юридические документы, изданные в рамках законодательства.
Таким образом, местное самоуправление сегодня отражает публично-властную форму и организацию деятельности народа, характеризует соответствующие структуры, которые формирует население для решения территориальных вопросов. В каждом МО функционирует свой комплекс, задачи и порядок реализации полномочий которого устанавливает Устав муниципалитета в рамках законодательства. Между тем такая относительная самостоятельность не исключает взаимодействия систем разных регионов между собой и с центральным аппаратом власти. Более того, действующие на территории страны административные комплексы участвуют в международных и внешнеэкономических отношениях. При общей характеристике организации местного самоуправления необходимо учитывать организационно-правовые институты и формы таких взаимодействий.
Глава 8. Местное самоуправление
Статья 130
1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Статья 131
1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Статья 132
1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Статья 133
Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Местное самоуправление в РФ
Местное самоуправление — это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения. Оно составляет одну из основ конституционного строя и является важной формой народовластия в РФ. В Конституции РФ особо оговаривается, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством представляет собой одну из важнейших гарантий его самостоятельности. Фактически государство признает местное самоуправление в качестве особого уровня управления, особой формы осуществления народом принадлежащей ему власти.
Населенная территория, на которой осуществляется местное самоуправление, именуется муниципальным образованием. Им может быть город, поселок, станица, район, сельский округ, часть поселения (например, городской район или территориально отдаленная часть города). Учредительным актом муниципального образования является устав, принимаемый представительным органом местного самоуправления или населением на местном референдуме.
В уставе указываются:
– границы и состав территории муниципального образования;
– вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования;
– формы осуществления местного самоуправления;
– структура и порядок формирования органов местного самоуправления, их наименование и полномочия, а также сроки осуществления полномочий органами и должностными лицами местного самоуправления;
– экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок управления муниципальной собственностью;
– условия и порядок организации муниципальной службы;
– взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти и другие вопросы.
Принятый устав муниципального образования подлежит обязательной регистрации в государственном органе субъекта РФ и вступает в силу после его официального опубликования.
Местное самоуправление осуществляется гражданами в самых разнообразных формах. Но основным звеном системы местного самоуправления являются органы местного самоуправления.
К ним относятся:
а) представительные органы местного самоуправления;
в) иные органы и должностные лица.
Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых населением муниципального образования. Его численный состав и срок полномочий депутатов определяются уставом муниципального образования или законом субъекта РФ о местном самоуправлении. В отличие от депутатов Государственной Думы РФ и депутатов законодательных органов субъектов РФ депутаты представительных органов местного самоуправления не обладают депутатской неприкосновенностью и осуществляют свою депутатскую деятельность без отрыва от основного места работы.