Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Льготы и выплаты детям войны в 2023 году в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В отличие от некоторых других стран (например, Украины), в России на федеральном уровне до сих пор не закреплено законодательное определение «ребенок войны». По логике следует, что это все те, кто на момент окончания Великой Отечественной войны считался несовершеннолетним или был младше определенного возраста. В России же социальная защита всех, кто так или иначе относится к ВОВ, регулируется законом «О ветеранах».
Как оформляется статус и выплаты
Вероятно, статус «ребенок войны» (или просто льготы – в ряде регионов этот статус не выделяется, но льготы по возрасту есть) оформить проще, чем любую другую выплату для пожилого человека – в данном случае роль играет только возраст, поэтому достаточно паспорта.
Например, в Москве ЕДВ для детей войны назначается автоматически и выплачивается вместе с пенсией, но в отдельных регионах может потребоваться и специальное заявление. В любом случае, никак дополнительных документов собирать не нужно – статус предоставляется исключительно по возрасту.
А чтобы оформить выплату, потребуется минимум документов – паспорт, СНИЛС и реквизиты счета для выплаты. В Москве не нужно и это – там чиновники обещают оформить все автоматически, ведь данные о возрасте пенсионеров и так есть в системе.
ЕДВ инвалидам в 2023 году
Запланированное повышение ЕДВ на 12,4% с 1 февраля 2023 года коснется и всех категорий инвалидов. Выплаты по инвалидности будут установлены в следующих размерах:
- 4980,11 руб. — инвалидам 1 группы;
- 3556,58 руб. — детям-инвалидам и инвалидам 2 гр.;
- 2847,09 руб. — инвалидам 3 гр.
Для тех, кто сохранил право на НСУ, из указанных сумм будет удерживаться денежный эквивалент предоставляемых льгот. Каким в таком случае будет размер ЕДВ по инвалидности в 2023 г., можно определить по следующей таблице:
Размер ЕДВ по инвалидности с 01.02.2023 г. в зависимости от льгот, предоставляемых в натуральном виде | ||
---|---|---|
1 гр. | 2 гр. и дети-инвалиды | 3 гр. |
полный НСУ (лекарства + санаторий + проезд) | ||
3503,80 | 2080,27 | 1370,78 |
лекарства + санаторий | ||
3667,12 | 2243,59 | 1534,10 |
лекарства + проезд | ||
3679,71 | 2256,18 | 1546,69 |
лекарства | ||
3843,03 | 2419,50 | 1710,01 |
проезд + санаторий | ||
4640,88 | 3217,35 | 2507,86 |
санаторий | ||
4804,20 | 3380,67 | 2671,18 |
проезд | ||
4816,79 | 3393,26 | 2683,77 |
Какие граждане вправе получить льготы
Дети войны – кто относится к этой категории? Оформить статус вправе граждане, родившиеся в промежутке между 22.06.1928 и 03.09.1945 годами, постоянно проживавшие на территории бывшего СССР. Здесь не играет роли в какой именно республике жил гражданин, главное – наличие регистрации на территории современной РФ.
Предоставление льгот детям войны обусловлено тяжелым детством в довоенные и военные годы. В этот период, они могли быть подвергнуты пыткам, голоду, потерять близких родственников. Правительство стремится сделать старость данных категорий граждан более светлой, предоставив им особые виды льгот.
Важно!!! Во время Великой Отечественной Войны более 20 тыс. детей состояли в партизанских отрядах, были задействованы в роли диверсантов и разведчиков.
Не важно принимали ли дети войны участие в военных действия. Оформить статус смогут все желающие, родившиеся в указанный промежуток времени.
Кто такие «дети войны»
Под «Детьми войны» понимают граждан РФ и бывшего Советского Союза, которые были рождены в период с 23 июня 1923 года по 1945 год. Такая категория граждан напрямую не принимала участие в ВОВ, но они оказались в числе тех, кто пострадал от этой войны. В это время они были еще детьми и просто в силу возраста не могли воевать, но тяготы войны испытали на себе сполна. Некоторых из них заключали в лагерь смерти, другие голодали и столкнулись с проблемой по нехватке продуктов первой необходимости.
Сегодня этим людям уже исполнилось около 70-80 лет, своего детства они были лишены. В школу они ходить не могли, у них не было не только питания, но и одежды, игрушек. Им пришлось очень рано пойти работать, они практически с рождения служили на благо своей страны. В качестве благодарности государство может только обеспечить им достойную старость. С этой целью для них разработаны дополнительные льготы. Но пока они предоставляются лишь на региональном уровне, федеральным законодательством для «детей войны» никаких льгот не предусмотрено. В настоящее время на рассмотрении находится закон о включении социальных льгот для такой категории граждан. За образец при этом берется информация по льготам, которые предусмотрены региональным законодательством.
Нормативные акты по предоставлению льгот лицам, пострадавшим от боевых действий во время ВОВ существуют в 20 регионах РФ. Помимо этого в некоторых регионах предусматриваются специальные условия для детей войны. К ним относятся: Белгородская, Волгоградская, Ярославская, Самарская, Тульская области, а также Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округ.
Важно! Несмотря на то, что информация о льготах, выплатах и надбавках не является закрытой и находится в свободном доступе, многие даже не знают о то, что имеют на них право.
Особенности предоставления льгот детям войны
Даже в тех регионах, где предусмотрены льготы для детей войны, существует ряд правил для их предоставления, в частности:
- преференции носят заявительный характер, то есть предоставляются только по заявлению самого льготника либо лица, представляющего его интересы на законных основаниях;
- право на льготы подтверждается лишь после подачи соответствующего пакета документов;
- каждый обратившийся в органы социальной защиты при наличии у него нескольких оснований для получения одной и той же формы поддержки, должен выбрать лишь одно из них. В частности, это более всего касается материальных выплат. В таком случае выбирается то основание, которое предусматривает больший размер компенсации.
- Право на льготы не может быть передано кому-либо, кроме лица, подтвердившего наличие оснований для ее предоставления.
До этого речь шла о послаблениях федерального формата – перечне льгот, адресуемых абсолютно всем гражданам страны (с соответствующим статусом!). Однако уже в 2022 году на территории некоторых субъектов России действуют ряды законодательных норм, по регламентам которых дети войны могут получать различные вспомоществования. Такие правила закреплены, например, в Белгородской, Иркутской и Смоленской области, а также в Москве и Республике Удмуртия.
Набор региональных льгот зависит от многих различных факторов, но чаще всего в него входят:
- доплаты к пенсионным пособиям;
- выплаты на День Победы;
- скидка на оплату ЖКХ и некоторых налогов;
- выдача бесплатных путевок в санатории;
- безвозмездные стоматологические работы и протезирование;
- адресация лекарственных средств, медикаментов и препаратов;
- скидки на поездные и самолетные билеты.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Категория детей войны
К категории детей войны относятся граждане Российской Федерации, родившиеся в период с 22 июня 1928 года по 3 сентября 1945 года, постоянно проживавшие на территории Союза Советских Социалистических республик в годы Великой Отечественной войны. К данной категории не относятся лица, отбывавшие наказание в местах лишения свободы в этот период.
Статья 2. Государственная политика в сфере социальной защиты детей войны
Государственная политика в отношении детей войны предусматривает:
1. реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для детей войны;
2. выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в настоящем Федеральном законе, иных федеральных законах и нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации для детей войны;
3. информирование граждан посредством средств массовой информации о реальных событиях и испытаниях, выпавших на долю детей войны и о самоотверженном труде подростков в тылу в годы Великой Отечественной войны.
Статья 3. Организационные основы реализации функций органов государственной власти в сфере социальной защиты детей войны
1. Выработка и реализация государственной политики в сфере социальной защиты детей войны осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Статья 4. Расходные обязательства по социальной защите и социальной поддержке детей войны
1. Меры социальной поддержки, установленные подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
2. Меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии с подпунктами 2 -6 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
3. В дополнение к мерам социальной поддержки, установленным статьей 7 настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Дополнительные меры социальной поддержки, установленные в соответствии с настоящим пунктом, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Статья 5. Законодательство Российской Федерации о детях войны
1. Законодательство Российской Федерации о детях войны состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.
Статья 6. Сфера применения настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон распространяется на граждан Российской Федерации, а также на постоянно проживающих на территории Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к категории детей войны, указанных в статье 1 настоящего Федерального закона. Меры социальной поддержки иностранных граждан, относящихся к категории детей войны, указанным в статье 7 настоящего Федерального закона, временно проживающих или временно пребывающих на территории Российской Федерации, определяются международными договорами Российской Федерации.
Глава III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 9. Общественные объединения детей войны
1. В целях защиты прав и законных интересов детей войны в соответствии с законодательством Российской Федерации могут создаваться общественные объединения детей войны.
2. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления оказывают содействие деятельности общественных объединений детей войны.
3. Решения по вопросам социальной поддержки детей войны, деятельности общественных объединений детей войны принимаются федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при участии представителей соответствующих объединений детей войны.
Статья 10. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации о социальной защите детей войны
Должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации о социальной защите детей войны.
Статья 11. Судебная защита прав детей войны
Дети войны имеют право на обращение в суд за защитой прав, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки.
Статья 12. Документы, подтверждающие права дети войны
Реализация мер социальной поддержки детей войны осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для категории детей войны Правительством Российской Федерации.
Если в регионе, где проживает льготник, разработан правовой акт, который указывает на действие преференций, то гражданину потребуется совершить определенную последовательность действий. На начальной стадии человек собирает необходимую документацию. В том числе это акт, посредством которого удостоверяется личность, свидетельство, подтверждающее факт появления на свет. Последний документ предоставляется, когда нет паспорта или менялась дата рождения льготника.
Также предоставляются справки, указывающие на место проживания гражданина. Когда есть расхождения в документах относительно регистрации человека, то потребуется справка, указывающая на прописку льготника. Документально необходимо подтвердить состав семьи заявителя и предоставить реквизиты счетов, на которые в будущем будет поступать финансовая поддержка от государства.
ВНИМАНИЕ !!! Потребуется собрать документацию на жилое помещение, в котором проживает гражданин. В том числе, это может быть свидетельство, указывающее на наличие правомочий собственности на жилье или соглашение о социальном найме.
Следующий шаг представлен обращением в уполномоченный орган. Для этого человек приходит в территориальный орган социальной защиты. При обращении нужно сформировать заявление и передать нужные бумаги. Сотрудники компетентного органа знакомятся с документами и принимают к рассмотрению.
Далее проводятся проверочные мероприятия относительно представленных требований и выносится решение. Затем гражданину выдается справка, указывающая на рассматриваемый статус. Последний шаг – оформление преференций.
Чтобы получать какие-либо дополнительные преференции, необходимо обладать соответствующим статусом. На государственном уровне самого понятия «дети войны» не существует, поэтому те или иные нормы устанавливаются местными властями. За редким исключением, на данный статус имеют право граждане, родившиеся до 9 мая 45 года, которым на момент начала войны не исполнилось четырнадцати лет.
Почему местные депутаты утверждают именно такое возрастное ограничение? Дело в том, что с 14-ти в то время наступал трудоспособный возраст – подростки работали на предприятиях и в поле, выполняя взрослые обязанности. По логике депутатов и чиновников, такие люди на данный момент имеют льготы как ветераны труда, и в дополнительной защите в качестве детей войны не нуждаются.
Дополнительное пособие от регионов
В небольшом количестве регионов Российской Федерации действуют местные программы, по которым «детям войны» полагаются определенные льготы.
Здесь следует отметить, что обеспечение данных льготников производится по инициативе местных властей. Учитывая, что существует значительная региональная дифференциация по уровню доходов и возможностям местных бюджетов, нельзя не отметить, что уровень поддержки пожилых граждан, относящихся к данной категории, разный в каждом субъекте федерации.
Кроме мер, аналогичных тем, которые содержатся в проекте федерального закона, регионы предоставляют «своим» «детям войны» следующие компенсации:
- льготное лекарственное обеспечение;
- льготное медицинское обслуживание;
- бесплатное зубопротезирование;
- предоставление субсидий по оплате ЖКУ.
Законодательное регулирование
На федеральном уровне на сегодняшний день нет нормативно-правовых оснований для выплат лицам, родившимся с 1928 по 1945 год и не входящим в какую-либо льготную категорию.
Однако в 2014 году рядом депутатов нижней палаты Федерального Собрания была выдвинута законодательная инициатива, оформившаяся в проект федерального закона № 493165-6 «О детях войны». Он устанавливает данный статус, а также регулирует порядок его присвоения и определяет перечень мер социальной защиты.
Согласно статистике в случае принятия соответствующего закона статус «дети войны» получат более 17 миллионов граждан.
Данный законопроект не был принят Государственной Думой, равно как и не был отклонен. Эксперты считают, что неопределенность относительно будущего этой законодательной инициативы вызвана тем, что его реализация потребовала бы довольно внушительных бюджетных расходов, что в условиях кризиса, пришедшегося как раз на тот же период, было практически нереализуемо.
В нынешних условиях, связанных со стабилизацией экономической ситуации и достаточной наполняемостью бюджета, перспективы у данного законопроекта имеются. Так, эксперты оценивают придание ему статуса федерального закона уже в 2021 году.
Инициативная группа, работавшая над документом, предложила законодателю выделить в отдельную категорию граждан, бывших малолетними в годы ВОВ. К таковой планируется отнести россиян:
- родившихся в период с 22.06.1928 по 04.09.1945;
- проживавших в указанное время в пределах границ СССР;
- не отбывавших наказание в местах лишения свободы в этот период.
Для подтверждения статуса инициаторы предложили утвердить удостоверение единого образца. Таковое могут выдавать органы соцзащиты регионов на основании порядка, разработанного Минтрудсоцразвития РФ.
Методика, в случае принятия закона, не будет отличаться от соответствующей, разработанной для получения звания «Ветеран ВОВ».
Алгоритм присвоения статуса ребенка войны предположительно таков:
Претендент в инициативном порядке подает заявку и пакет документов в госорган. Подтвердить требуется:
- дату появления на свет свидетельством о рождении (при отсутствии можно получить дубликат в органе ЗАГС);
- проживание в пределах СССР в указанные сроки придется заказывать справку в архиве, в том числе и стран ближнего зарубежья;
- гражданство РФ доказывается паспортом.
Госорган проводит проверку документации и принимает решение.
Для сведения: в тексте законопроекта не указывается на конкретное министерство, в обязанности которого вменяется данная работа. Но по логике распределения обязанностей, им должно стать Минтрудсоцразвития РФ.
Как получить удостоверение льготника
Для получения дополнительных льгот гражданину потребуется удостоверение «дети войны». Кто относится к этой категории в вашем районе проживания, и существует ли она там вообще, нужно узнавать в местных социальных органах. Кстати, для получения названного удостоверения гражданину необходимо будет обратиться туда с паспортом.
При этом ему придется оформить заявление, ответ на которое приходит, как правило, в течение двух-трех недель. По истечении этого времени гражданин получает удостоверение «ребенка войны». Но повторимся, что пока что получить такой документ можно только в некоторых регионах России, где приняты местные законы о предоставлении льгот описанной категории граждан.
Оформление доплаты детьми войны
Перед тем, как оформить надбавку к пенсионному обеспечению, нужно узнать, в какой орган обращаться и изучить правила составления заявления. На начальном этапе гражданину потребуется посетить отделение соцзащиты и уточнить, предусмотрены ли льготы в регионе проживания.
Кроме того, сотрудники указанного органа сообщат, какие документы необходимо собрать при оформлении доплаты. Бумаги используются для подтверждения статуса ребенка войны.
На рассмотрение заявления отводится месяц. Затем сотрудники органов социальной защиты выносят мотивированное решение. Ответ направляется заявителю в форме письма.
Важно! В зависимости от того, где проживает пенсионер, могут меняться правила, согласно которым обращение происходит в отделение соцзащиты или в местную администрацию. В последнем случае подразумевается, что лицо живет в небольшом населенном пункте.
Интерес депутатов к представителям данной категории граждан не ослабевает. Так, 4 февраля 2020 года депутат Госдумы РФ Андрей Барышев внес в Госдуму законопроект об установлении «детям войны» (родившимся с 22.06.1928 года по 04.09.1945 года) ежемесячной доплаты к пенсиям в размере 1000 рублей. Будет ли принят в 2020 году закон о ежемесячной выплате детям войны 1000 рублей пока неизвестно, законопроект № 894010-7 пока направлен на рассмотрение в комитеты Государственной Думы. Правительство и Правовое управление пока своих заключений не дали, не назначен срок рассмотрения в первом чтении.
Однако пока позиция федеральных законодателей такова, что льготы «детям войны» устанавливаются только на региональном уровне. Скорее всего, законопроект будет в очередной раз отклонен.
Стоит отметить, что и в некоторых регионах депутат противятся принятию льгот для этой категории ветеранов. Например, в Свердловской области в конце 2019 года депутаты местного Заксобрания отклонили законопроект по области о введении льгот.