Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ОСАГО без диагностической карты — можно ли оформить в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как рассказали в РСА, пострадавший в ДТП получает выплату по ОСАГО вне зависимости от состояния транспортного средства его и виновника. По закону об ОСАГО страховая компания может предъявить регрессное требование к виновнику ДТП, автомобиль которого был неисправен, только если страховая компания докажет, что причиной ДТП явилась именно техническая неисправность автомобиля виновника аварии.
Смогут ли страховые компании предъявить регресс, если на машину нет техосмотра
«На практике такие случаи, когда причиной ДТП стала исключительно техническая неисправность автомобиля, крайне редки», — сказали в РСА.
После перевода техосмотра на добровольную основу страховщики при разборе ДТП будут ориентироваться на техническую исправность автомобилей. При этом, как подчеркнули в РСА, если на момент ДТП у виновника была действующая диагностическая карта, то по закону об ОСАГО, предъявить ему регресс по причине неисправности транспортного средства не получится.
Новое в законодательстве
Федеральный закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предписывал оформлять обязательное страхование гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств только при условии проведения технического осмотра. Данная норма до 22 августа 2021 года содержалась в пункте 3 статьи 16 данного Закона. Ранее страховые компании проверяли наличие действующей диагностической карты, которая свидетельствовала о прохождении технического осмотра автомобиля. Сейчас такого требования в законодательстве нет. Приобрести полис ОСАГО без этого документа можно уже с 22 августа 2021 года.
Но спасает ли это от прохождения самого техосмотра и нужно ли иметь действующую диагностическую карту?
Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 170-ФЗ от 01.07.2011 по-прежнему предусматривает обязанность прохождения технического осмотра автомобилей. Следовательно, диагностическая карта также остаётся обязательной.
Для тех, у кого не окажется действительной диагностической карты, Госдума России приготовила сюрприз. Подвох заключается в том, что в статью 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вводится новая часть — управление транспортным средством, в отношении которого не оформлена в установленном порядке диагностическая карта, подтверждающая допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Мера ответственности по этой статье предусматривает штраф в размере двух тысяч рублей. Причём выписывать его планируют с помощью камер наблюдения. Как сказано в примечании к данной статье, лицо не будет привлекаться к административной ответственности за второй и последующие случаи выявления такого правонарушения в течение двадцати четырёх часов с момента первого выявления нарушения. То есть из текста статьи явно следует, что если у тебя нет диагностической карты, то штраф будут выписывать ежедневно.
Вступает в силу такая статья с 1 марта 2022 года, так что ещё есть время подготовиться к данным нововведениям и пройти техосмотр.
Как получить бумажную диагностическую карту?
4. По запросу лица, представившего транспортное средство для проведения технического осмотра, оператором технического осмотра выдается диагностическая карта на бумажном носителе, которая заверяется подписью технического эксперта, проводившего техническое диагностирование, и печатью оператора технического осмотра. Плата за предоставление такой диагностической карты не взимается. В случае противоречия сведений диагностической карты, содержащихся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, и сведений диагностической карты на бумажном носителе приоритет имеют сведения, содержащиеся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра.
1. Чтобы получить традиционную бумажную диагностическую карту водителю достаточно попросить об этом представителя оператора технического осмотра.
2. Бумажная диагностическая карта выдается бесплатно.
3. Электронная диагностическая карта имеет приоритет над бумажной.
Тем не менее рекомендую Вам при прохождении техосмотра просить оформить и бумажную карту. Этот документ будет подтверждением того, что Вы действительно посещали пункт техосмотра и предоставляли автомобиль.
Например, если произойдет какой-то технический сбой в системе и информация не будет передана в ЕАИС ТО, то Вы сможете попросить оператора восстановить ее на основе имеющейся диагностической карты.
41. В случае утраты или порчи указанной в части 4 настоящей статьи диагностической карты по заявлению владельца транспортного средства или его представителя любым оператором технического осмотра выдается дубликат диагностической карты на бумажном носителе, за выдачу которого взимается плата в размере одной десятой предельного размера платы за проведение технического осмотра.
При желании автовладелец может получить дубликат бумажной диагностической карты. При этом:
- Оформление дубликата платное.
- Оформить дубликат можно у любого оператора технического осмотра (не обязательно там, где машина проходила осмотр).
- Для оформления нужно написать соответствующее заявление.
Подведем итоги статьи:
- По умолчанию диагностические карты оформляются в электронном виде, то есть информация вносится в базу данных (ЕАИС ТО).
- По желанию можно получить карту на бумажном носителе.
- Диагностическая карта должна быть создана в базе данных немедленно, то есть во время техосмотра.
- В случае технических неполадок оформление диагностической карты происходит в течение суток.
Почему решили продавать полис ОСАГО без диагностической карты?
Отвязать полис ОСАГО от техосмотра решили из-за возникновения риска столкнуться с транспортным коллапсом. Как показали проверки Российского союза автостраховщиков (РСА), не все пункты техосмотра имеют соответствующую производственно-техническую базу. Авторы инициативы утверждают, что на рынке наблюдается дефицит станций ТО и автовладельцам просто негде пройти проверку.
В Российском союзе автостраховщиков также отметили, что цель поправок — необходимость обеспечить доступность ОСАГО. Согласно закону, страховщики обязаны вне зависимости от каких-либо факторов осуществить продажу полиса. Таким образом, решение не привязывать покупку ОСАГО к диагностической карте упростит работу страховщиков и расширит возможности автомобилистов проходить проверку в удобное для них время.
Что нужно знать о техосмотре машины и диагностической карте
Техосмотр представляет собой набор действий, который производится в установленном порядке для освидетельствования техсостояния машины на его соответствие требованиям действующего законодательства. Данная процедура является обязательной, она осуществляется для допуска автотранспорта к участию в перемещении на дорогах. Требования к автотранспорту регулируются Правилами проведения техосмотра и Приложением №1.
В действующем законодательстве понятие «Талон техосмотра» не используется. Вместо него автомобилисты получают диагностическую карту (ДК). Её размер должен составлять формату А4. Она может быть выдана только аккредитованными центрами после техосмотра машины.
Диагностическая карта выполняется в качестве таблицы и составляется в 2-х экземплярах. В ней указываются сведения о техсостоянии машины. На базе этого составляется заключение: можно ли эксплуатировать автотранспорт либо нет. Документ также выдаётся в электронном виде, ему присваивается специальный идентификационный номер.
Один оригинал диагностической карты необходимо предоставить собственнику автомобиля, другой должен три года хранить выдавший его специалист. Электронный экземпляр необходимо направить в единую информационную автоматизированную систему, там его должны сберегать не меньше 5 лет. При порче либо потере документа следует обратиться в данную службу к техоператору, дубликат должен быть выдан в тот же день. Для получения оригинала либо дубликата карты не обязательно повторно оплачивать государственную пошлину.
Помните, техосмотр для получения ОСАГО проходить нужно. Но делать это следует исключительно в лицензированных организациях.
Требования для прохождения техосмотра в 2023 году
ТО обязаны проходить собственники всех машин, изготовленных свыше трёх лет назад. При расчёте нужно принять во внимание возраст авто. После приобретения нового автотранспорта важно указать год прохождения последующего ТО.
Сейчас государственная пошлина за техосмотр не взимается отдельно. Каждый центр, у которого имеется доступ к ЕАИСТО, выдаст собственнику авто полноценную диагностическую карту. С лета 2015 года прежние документы техосмотров уже не действуют. На данный момент актуальные только сертификаты ТО, оформленные в специальных лицензированных центрах.
Итак, обязателен ли техосмотр для ОСАГО? Для постоянного страхового сертификата – да. Без диагностической карты удастся оформить исключительно временную автогражданку на срок в 20 дней. Для постоянного документа требуется карта о пройденном техосмотре, исключением являются машины моложе трёх лет.
Что будет, если оформить фальшивый полис ОСАГО
Нами были рассмотрены все законные способы, можно ли получить полис ОСАГО или онлайн купить его без техосмотра. Теперь поговорим о незаконных схемах, конкретнее — об оформлении фальшивых страховок.
В сети можно встретить немало предложений купить ОСАГО онлайн по цене 1500–2000 рублей за полис. Для выдачи «липовых» документов используется несколько схем:
- за основу берётся выданный ранее в другом регионе страховой компанией бланк;
- используется «двойник» — то есть вносятся данные реального и действующего полиса, оформленного на другого автовладельца;
- страховка выдаётся от лица страховщика, ушедшего с рынка страхования «автогражданки».
Техосмотр и страховка являются обязательными элементами для каждого автовладельца. Без осмотра машины не получится приобрести полис ОСАГО для машины, выпущенной три года назад. Для прохождения технического осмотра выбираются только специализированные организации, оснащенные необходимым оборудованием. К особенностям процесса относится:
- процедура прохождения осмотра регулируется положениями ФЗ №170;
- вместо специальных талонов теперь выдается диагностическая карта;
- не требуется водителям возить с собой данную карту, так как автоинспекторы не имеют прав требовать данный документ от граждан;
- без диагностической карты невозможно приобрести страховку ОСАГО;
- сведения о пройденном ТО вносятся в специальную систему ЕАИСТО, по которой нужную информацию может узнать любой работник страховой компании или сотрудник ГИБДД.
Если человек задумывается о том, как сделать страховку и техосмотр, то важно заранее определиться с тем, где именно будет выполняться осмотр машины и покупаться страховой полис.
Как часто надо делать ТО?
По результатам осмотра выдается водителю диагностическая карта. Срок ее действия зависит от того, как давно был выпущен автомобиль. Не требуется проходить ТО для новых машин, причем процедура не выполняется в течение трех лет с момента выпуска авто. Через три года автовладельцу придется оформлять диагностическую карту. Срок ее действия может немного отличаться:
- документ действует в течение двух лет, если машина выпущена от трех до 7 лет назад;
- если возраст машины превышает 7 лет, то делать ТО придется ежегодно;
- каждый год выполняется процедура для грузовых автомобилей, масса которых превышает 3,5 тонны;
- ежегодно требуется ТО для машин, оснащенных специальными звуковыми или световыми сигналами, поэтому они используются работниками разных спецслужб;
- для машин, используемых для обучения новых водителей, требуется новая диагностическая карта каждый год независимо от года их выпуска.
Наиболее часто предпочитают граждане одновременно оформить страховку и техосмотр, что позволяет сначала получить диагностическую карту, а после приобрести полис ОСАГО.
Проверяют ли тех-карту при ДТП по ОСАГО и чем грозит просроченный техосмотр
Автострахование позволяет покрывать ущерб, нанесенный при аварии. Поэтому сотрудник страховой фирмы заключает договор страхования с подтверждением надлежащего технического состояния авто. После покупки полиса ОСАГО ездить с актом диагностики не обязательно.
Статья по теме: Особенности страхования ответственности ОСАГО
Автоинспектор при плановой проверке на дороге на основании ПДД п.2.1.1, не выясняет просрочен техосмотр или нет, если произошло дорожно-транспортное происшествие, а спрашивает наличие:
- ПТС;
- регистрационного свидетельства;
- полиса страхования;
- водительского удостоверения на право управления ТС.
Даже при ДТП сотрудники ДПС не вправе затребовать подтверждения прохождения техосмотра у автолюбителей. Это положение не касается водителей коммерческих автомобилей, которые должны возить полную комплектацию. При отсутствии действительной диагностики возникает административная ответственность на основании КоАП РФ ст. 12.1.
В момент расследования автодорожного происшествия, нужна ли диагностическая карта при ДТП? Специалисты правоохранительных органов проведут проверку всех участников на наличие у них страховки и технических осмотров, которые теперь выдают в электронном виде. Базы данных юридических ведомств подделать невозможно и любая фальсификация будет подтверждена.