Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Водный налог: база, ставки налога, налоговый период». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Форма декларации по ВН (KHД 1151072) и порядок ее заполнения введены Приказом ФНС РФ № 29н от 03.03.2005. Изменения и дополнения в нее не вводились, посему ее же следует подавать в 2022 г. Бланк декларации состоит из титульного листа и двух разделов, которые заполняются в зависимости от конкретных видов водопользования.
Виды использования водных объектов напрямую связаны с расчетом налоговой базы:
- Если имеет место изъятие воды из источников, основным показателем для исчисления налоговой базы будет объем изъятой воды за отчетный период, подтвержденный показаниями водомеров. Если таковых не имеется, объем можно определить через производительность и время работы тех. средств. В других случаях применяются стандартные нормы потребления.
- При обеспечении электроэнергией прилегающих территорий расчет производится через общее количество произведенной электроэнергии за отчетный период.
- Если речь идет о сплаве леса, налоговая база будет рассчитана по формуле:
V*S/1000, где V — объем древесины (в тысячах м3), S — протяженность сплава (км).
Для иных видов деятельности с использованием акватории при расчете налоговой базы потребуется значение ее площади.
Пример 1. Калькуляция ВН при заборе воды из подземных водных объектов (Невы) в пределах лимита
Организация, имеющая лицензию, осуществляет забор воды для нужд производства. Скважина находится в бассейне Невы. Измерительные средства для целей забора воды имеются. Допустим, лимит водопользования (за квартал) равен 32 тыс. руб., а организация за второй квартал произвела забор в пределах установленного лимита.
Исходя из приведенных данных, ВН к уплате калькулируют так: 32 000 * 348 руб. / 1000 куб. м. * 2,01 = 22 383,36 руб.
При расчете использованы показатели: 348 руб. (ставка при заборе воды из Невы), 2,01 (корректирующий множитель на 2022 г.), объем (32 тыс. руб.).
Получается, за 2 кварт. 2022 г. нужно заплатить ВН размером 22 383,36 руб. Бухгалтерия организации отображает соответствующие операции стандартными проводками: ДТ 20 КТ 68 (начисление ВН), а далее – ДТ 68 КТ 51 (перечисление ВН в бюджет).
Для водного налога ставки установлены ст. 333.12 НК РФ. Их размер зависит от ряда факторов: вида водозабора, региона водопользования, от того, производится ли забор воды для обеспечения ею населения. Кроме того, к налоговым ставкам применяются ежегодно повышающиеся коэффициенты – в п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ они определены вплоть до 2025 года. В 2021 г. действует коэффициент 1,52.
Помимо этого, к ставке водного налога с учетом ежегодного коэффициента могут применяться коэффициенты дополнительные:
- 5-кратный – при водозаборе сверх установленного лицензией лимита,
- 10-кратный – при добыче подземных вод с целью их продажи, кроме минеральных, термальных и промышленных,
- коэффициент 1,1 – если налогоплательщики не имеют измерительных средств для учета объема водозабора.
Если водные ресурсы применяются для снабжения водой населения, применяются льготные ставки. В 2021 г. 1 тыс. кубометров воды облагается налогом в размере 107 руб., в 2021 г. эта ставка составит уже 122 руб. за 1 тыс кубометров. Для водного налога НК предусматривает рост льготных ставок до 2025 года, после чего повышающий коэффициент придется применять и к ним.
Водный налог 2021: ставки
При эксплуатации водных акваторий необходимо учитывать детализацию по типу объектов – поверхностные воды или морские. К поверхностным объектам применяются дифференцированные ставки в зависимости от экономических субъектов, а для морских объектов установлена конкретизация по каждому источнику (ст. 333.12 НК РФ). Как для этих категорий начисляется водный налог (2018): ставки обозначенные в тысячах рублей, умножаются на каждый эксплуатируемый квадратный метр акватории на протяжении года (таблица 1).
Таблица 1
Экономический район | Налоговая ставка (тыс. рублей в год) за 1 кв. км используемой акватории |
Северный | 32,16 |
Северо-Западный | 33,96 |
Центральный | 30,84 |
Волго-Вятский | 29,04 |
Центрально-Черноземный | 30,12 |
Поволжский | 30,48 |
Северо-Кавказский | 34,44 |
Уральский | 32,04 |
Западно-Сибирский | 30,24 |
Восточно-Сибирский | 28,2 |
Дальневосточный | 31,32 |
Калининградская область | 30,84 |
Море | Налоговая ставка (тыс. рублей в год) за 1 кв. км используемой акватории |
Балтийское | 33,84 |
Белое | 27,72 |
Баренцево | 30,72 |
Азовское | 44,88 |
Черное | 49,8 |
Каспийское | 42,24 |
Карское | 15,72 |
Лаптевых | 15,12 |
Восточно-Сибирское | 15 |
Чукотское | 14,04 |
Берингово | 26,16 |
Тихий океан (в пределах территориального моря Российской Федерации) | 29,28 |
Охотское | 35,28 |
Японское | 38,52 |
Кто платит налог на воду?
Так раз использование подземных вод в коммерческих целях давным-давно платное, тогда что же получается, обременение водным налогом в 2020 г. – новостная утка?
Не совсем так, а точнее всего лишь, как обычно, стремление раздуть из мухи слона и сделать исключительную сенсацию за счет рассеивания паники.
Да, действительно, 1 января 2020 г. истек срок действия так называемой «водной амнистии», но что это значит на самом деле, мало кто понимает. Поясним.
217-ФЗ внес в список участков недр местного значения, участки, используемые для целей хозяйственно-бытового водоснабжения СНТ и ОНТ (не в коммерческих целях), а значит теперь за использование скважин общего пользования в СНТ и ОНТ, придется платить. Т.е. необходимо получить соответствующую лицензию, поставить счетчики, на основании которых будет производиться оплата потребляемой воды (подробнее читайте в нашей статье: «Лицензия на скважину в СНТ в 2020 году»).
Однако в принятом законе нет ни слова о скважинах и колодцах, расположенных на участках, находящихся в собственности или личном пользовании граждан.
Конечно, если на вашем участке находится скважина, с помощью которой вы добываете подземные воды для их последующих бутилирования и продажи, за такое использование недр придется заплатить. За использование же подземных вод для собственных нужд на территории личного участка по-прежнему платить не надо.
Коэффициенты, применяемые к ставкам
С 2015 года ко всем базовым ставкам (кроме относящихся к водоснабжению населения) применяется обязательный для всех плательщиков налога повышающий коэффициент, величина которого на каждый год из периода 2015–2025 установлена в определенном значении. Для 2020 года он равен 2,31.
Для ставок по водоснабжению населения коэффициенты не используются, но на период 2015–2025 годов предусмотрено планомерное ежегодное увеличение их конкретных рублевых значений. Для 2020 года действует ставка 162 руб. за 1 тыс. куб. м забранной воды(п. 3 ст. 333.12 НК РФ). Эта ставка применяется во всех субъектах РФ.
С 2026 года для всех видов забора воды (включая водоснабжение населения) будет действовать единый подход в отношении ежегодной корректировки величины ставки. Применяемый к ней коэффициент станет расчетным, зависящим от изменения уровня потребительских цен.
Помимо вышеописанного коэффициента, может возникать необходимость в использовании еще нескольких коэффициентов, применяемых к ставке, когда:
- превышен лимит отбора воды из объекта — он равен 5 и относится к ставке, действующей в части объема превышения;
- отсутствуют средства для измерения объемов забираемой воды — он равен 1,1;
- добытая вода перепродается — он равен 10.
Применение трех последних коэффициентов не отменяет обязательного ежегодного коэффициента. То есть, определяя конечное значение ставки, все коэффициенты, в применении которых есть необходимость, придется перемножить.
Основание и правовые основы
Водный налог – это федеральный прямой налог, правовые основы которого заложены в главе 25.2 Налогового кодекса РФ. Эта глава, а вместе с ней и сам водный налог, была введена в действие с 2005 года. До этого времени был другой налог – плата за пользование водными объектами, которая уплачивалась на основании Федерального закона от 6 мая 1998 г.
Право пользования такими объектами теперь приобретается на основании договора водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование, то есть в рамках договорных гражданских правоотношений. А за пользование водным объектом или его частью взимается плата неналогового характера – она так и называется – плата за пользование водными объектами. Статья 333.
8 Налогового кодекса также претерпела изменения в связи с этими новшествами – она дополнена пунктом, согласно которому не признаются плательщиками водного налога организации, осуществляющие водопользование на основании договоров или решений о предоставлении водных объектов в пользование, заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса РФ.
Можно сказать, что водный налог постепенно заменяется неналоговой платой за пользование водными объектами.
Водный налог для юридических лиц в 2021 году
Использование водной акватории и откачка из нее воды — это операции с водой, облагаемые ВН. При этом вы можете не платить налог, если:
- забираете воду для специфичных целей: ликвидации последствий аварий, нужд пожарной безопасности или для обеспечения работы судового оборудования;
- производите забор воды, содержащей полезные ископаемые или природные лечебные ресурсы;
- используете акваторию для определенных операций: орошения сельхозземель, поливки огородов, разовых посадок воздушных судов, стоянки плавсредств, проведения дноуглубительных работ, размещения и строительства гидротехнических сооружений и т. д.
Полный список не подлежащих обложению ВН операций приведен в п. 2 ст. 333.9 НК РФ.
Освобождение указанных видов водопользования от уплаты ВН позволяет налогоплательщикам на законных основаниях снизить налоговую нагрузку, то есть воспользоваться предусмотренным законодательством налоговым послаблением (льготой).
Ставки ВН для цели забора воды из водных объектов делятся:
- на общие (пп. 1–1.1 ст. 333.12 НК РФ);
- пониженные — они установлены в п. 3 ст. 333.12 НК РФ исключительно для расчета налога при заборе воды для снабжения населения.
Если вы забираете воду из источника одновременно для общепроизводственных нужд и для водоснабжения населения, можете воспользоваться пониженной ставкой ВН, при условии что разграничите воду по цели использования.
Такое разграничение должно быть:
- оформлено в отдельной лицензии на пользование недрами — с уточнением в ней цели использования добытых подземных вод («водоснабжение населения») и обязательным указанием разрешенного (предельно допустимого) объема забираемой воды;
- технологически обеспечено (установлены счетчики, организовано учетное документирование объемов переданной на разные нужды воды).
Какие ставки ВН должен применять налогоплательщик при невыполнении указанных условий по разграничению, расскажем далее.
Если указанные в предыдущем разделе условия не обеспечены, налогоплательщик права на применение пониженных ставок не имеет, и весь объем забираемой воды будет облагаться по общим ставкам. Такова позиция Минфина (см. письмо от 12.10.2016 № 03-06-05-02/59547). По мнению ведомства:
- применение пониженной ставки водного налога — это льгота;
- для ее применения требуется указание в лицензии цели использования подземных вод (для водоснабжения населения) с обязательным отражением ПДО (предельно-допустимого объема) забираемой воды.
Суды на этот счет рассуждают по-другому. К примеру, в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 28.05.2008 № Ф08-2818/2008 указано, что гл. 25.2 НК РФ не обязывает налогоплательщика (при водоснабжении населения) при отсутствии у него лицензии на водопользование уплачивать налог по общей ставке.
На необходимость ведения раздельного учета воды чиновники Минфина указали в письме от 09.09.2013 № 03-06-05-02/36943. И суды в этом вопросе с ними согласны: в постановлении 17-го арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016 № 17АП-10284/16 сказано, что фактические объемы переданной населению воды (в целях применения пониженной ставки ВН) нужно подтверждать документально.
В декларации по уплате водного налога имеется несколько специальных строк для отражения прав на использование льгот (все находятся во 2 разделе):
Номер строки |
Расшифровка |
-040- |
Для сведений о полученной лицензии на забор воды из водных объектов (серия, №, вид) |
-070- |
Для обозначения объема воды, добытой из недр природного объекта в целях, при которых уплачивать налог не требуется |
-080- |
Для обозначения целей добычи воды (код). Ставится «1», если вода необходима для водоснабжения населения. |
-110- -120- |
Для определения ставки по водному налогу за 1 куб. м. |
Показатели и суммы ставок водного налога прописаны в статье 333.12 НК РФ. Ставки по данному виду налога рассчитываются в рублях за одну тысячу кубовых метров воды. Если в процессе осуществления деятельности вода использовалась сверх обозначенных лимитов, размер налоговой ставки на превышение увеличивается в пять раз.
Статья 333.12. Налоговые ставки
Ставки, относящиеся к забору воды, установлены для разрешенных объемов отбора и дифференцированы по:
- виду объектов (поверхностные, подземные и морские);
- экономическому району (для поверхностных и подземных);
- принадлежности к конкретным крупным объектам (морю, реке, озеру).
Выражаются они в количестве рублей, соответствующих объему 1 000 куб. м воды, забранной из соответствующего водного источника.
Особое место среди ставок, связанных с забором воды, занимает ставка, установленная для отбора с целью водоснабжения населения. Она имеет то же выражение (число рублей за 1 000 куб. м отобранной воды), но не зависит от вида объекта и принадлежности к определенному региону или бассейну.
Ставки, применяемые при использовании акватории водного объекта (но не для лесосплава), разделены по принадлежности к видам этих объектов: поверхностным или морским. Для первых имеет место дополнительная детализация по экономическим районам, а для вторых — по конкретным объектам. Эти ставки выражены в тысячах рублей, причитающихся за использование в течение года 1 кв. км акватории.
Ставки, действующие при использовании для гидроэнергетики или лесосплава, дифференцированы по принадлежности к бассейну определенного водного объекта. Выражаются они в одинаковой оценке (в количестве рублей), но применительно к различным оцениваемым единицам:
- для первого вида использования — за 1 000 кВт/ч выработанной электроэнергии;
- для второго — за 1 000 куб. м сплавляемой древесины на каждые 100 км сплава.
Однако приведенные в таблицах ст. 333.12 НК РФ значения ставок следует относить к числу базовых, поскольку их требуется корректировать на коэффициенты, относящиеся к нескольким разным типам.
С 2015 года ко всем базовым ставкам (кроме относящихся к водоснабжению населения) применяется обязательный для всех плательщиков налога повышающий коэффициент, величина которого на каждый год из периода 2015–2025 установлена в определенном значении. Для 2020 года он равен 2,31.
Значения коэффициентов, относящихся к каждому году, входящему в период 2015–2025 годов, приведены в этом материале.
Для ставок по водоснабжению населения коэффициенты не используются, но на период 2015–2025 годов предусмотрено планомерное ежегодное увеличение их конкретных рублевых значений. Для 2020 года действует ставка 162 руб. за 1 тыс. куб. м забранной воды(п. 3 ст. 333.12 НК РФ). Эта ставка применяется во всех субъектах РФ.
С 2026 года для всех видов забора воды (включая водоснабжение населения) будет действовать единый подход в отношении ежегодной корректировки величины ставки. Применяемый к ней коэффициент станет расчетным, зависящим от изменения уровня потребительских цен.
Помимо вышеописанного коэффициента, может возникать необходимость в использовании еще нескольких коэффициентов, применяемых к ставке, когда:
- превышен лимит отбора воды из объекта — он равен 5 и относится к ставке, действующей в части объема превышения;
- отсутствуют средства для измерения объемов забираемой воды — он равен 1,1;
- добытая вода перепродается — он равен 10.
Применение трех последних коэффициентов не отменяет обязательного ежегодного коэффициента. То есть, определяя конечное значение ставки, все коэффициенты, в применении которых есть необходимость, придется перемножить.
О том, как такой расчет реализуется в конкретной ситуации, читайте в статье «Пример расчета водного налога (порядок исчисления, сроки)».
Ставки, применяемые при расчете водного налога, дифференцируются по характеру используемых объектов и принадлежности к определенным регионам или объектам. Они всегда выражены в рублях, но применяются к разным оцениваемым единицам в зависимости от вида подлежащего обложению налогом водопользования. К приведенным в таблицах п. 1 ст. 333.12 НК РФ значениям ставок с 2015 года обязательно применение повышающего коэффициента, величина которого ежегодно изменяется. Кроме того, действуют коэффициенты, необходимость использования которых зависит от определенных ситуаций, возникающих в процессе ведения деятельности.
- При расчете налога планируют использовать рыночную цену
- Как изменится стоимость права пользования землей в Ташкенте
- Как предлагают поддержать предпринимателей при переходе на МСФО
- Что планируется сделать в 2021 году
- Госконтроль предпринимательства. Как планируют это делать
- Что изменят в контроле автоперевозок
Водный налог следует перечислять в бюджет ежеквартально. Крайний срок для отправки рассчитанной суммы — 20-е число месяца, идущего за отчетным кварталом.
Как заполнить справку об «авансах» по налогу на воду за 2021 год
Любые организации с различной правовой формой и индивидуальные предприниматели, использующие в своей деятельности водные ресурсы, подлежащие лицензированию, обязаны сдавать декларацию по водному налогу. Данный вид налога – налог федерального значения, который регламентируется статьями 333.8-333.15 НК РФ.
ВАЖНО! Компании и ИП не признаются налогоплательщиками по данному виду налога если она заключили договора водопользования после введения Водного Кодекса Российской Федерации.
Форма декларации по ВН (KHД 1151072) и порядок ее заполнения введены Приказом ФНС РФ № 29н от 03.03.2005. Изменения и дополнения в нее не вводились, посему ее же следует подавать в 2020 г. Бланк декларации состоит из титульного листа и двух разделов, которые заполняются в зависимости от конкретных видов водопользования.
Согласно общим правилам подачи форму KHД 1151072 можно заполнить на бумажном носителе либо в электронном виде. При заполнении вручную надлежит использовать шариковую (перьевую) ручку черного либо синего цвета. В каждой ячейке прописывается по одной букве, цифре, запятой, точке, иному значению. Сумма ВН прописывается целым числом в рублях.
Подробнее требования к оформлению, заполнению KHД 1151072 изложены в Приложении 2 к Приказу ФНС № 29н. Последние изменения, которые вносились в настоящий порядок заполнения декларации, датированы 12.02.2007. Они же применяются и в 2020 г. Внесение правок допускается по правилам, описанным в данном приложении. Исправлять погрешности при помощи корректирующего и иного идентичного средства не разрешается.
Водный налог следует перечислять в бюджет ежеквартально. Крайний срок для отправки рассчитанной суммы — 20-е число месяца, идущего за отчетным кварталом.
Декларация подается в те же сроки:
IV квартал 2019 года — до 20 января включительно;
I квартал 2020 года — до 20 апреля включительно;
II квартал 2020 года — до 20 июля включительно;
III квартал 2020 года — до 20 октября включительно;
IV квартал 2020 года — до 20 января включительно.
Если день сдачи декларации и уплаты налога приходится на выходной день, можно исполнить обязательства в следующий ближайший рабочий день.
Налог уплачивается в ИФНС по месту фактического водопользования.
Кто платит налог, а кто нет?
Согласно закону, налог подлежит уплате, если организация или физическое лицо использует воду для коммерческих целей либо потребляет в сутки более 100 кубических метров воды. И в эту категорию плательщиков могут попасть садоводческие и огороднические хозяйства, у которых есть скважины для коллективного пользования всех членов дачного товарищества, а вода из них поступает на все участки. В этом случае необходимо оформить лицензию (заявление рассматривается 60 дней) и платить налог, установленный законом.
Сущность этого налога заключается в том, что он направлен на эффективное и рациональное использование водных объектов Российской Федерации, поскольку именно этот ресурс является крайне важным и ограниченным. Это вполне оправданно, ведь по некоторым данным лишь 20% питьевой воды в стране соответствует стандартам качества, а остальная часть обладает повышенным уровнем вредных веществ и примесей.
В рамках внедрения водного налога был разработан специальный механизм, который позволяет взимать плату за использование ресурсов для различных целей.
Отличительной особенностью этого сбора является то, что он даёт право пользоваться определённым объектом, но при этом не является платежом за сами водные ресурсы. Его распределение происходит следующим образом:
- 2/5 направляется в бюджет федерального уровня;
- 3/5 направляется в бюджет того субъекта, на чьей территории осуществляется использование источника.
Уплата налога за использование водных ресурсов обязательна в таких случаях:
- Если используется вода из объекта для производства электроэнергии;
- Если осуществляется забор воды из определенных объектов;
- Если используется акватория моря, речки или озера (исключением является лесосплав в кошелях и плотах);
- Если используется водное пространство с целью сплава древесины в кошелях и плотах.
Существует также целый ряд случаев, когда обложение не осуществляется. Всего выделяют 15 типов деятельности, которые не считаются объектами для удержания налоговых платежей:
- Использование водных ресурсов для экологических и санитарных попусков;
- Работы, связанные с использование путей для судоходства и сооружения гидротехнических строений (например, углубления дна и прочее);
- Использование воды для борьбы с пожарами, ликвидации последствий стихийных бедствий и аварий;
- Использование водного объекта для сооружения строений и коммуникаций, предназначенных для охраны вод и биологических ресурсов;
- Использование водного пространства для отслеживания состояния объектов и природных ресурсов, а также для осуществления топографических, поисковых и других работ.
Новое в водном налоге в 2021 (последние новости)
При определении налоговой базы производится индивидуальный расчет для всех объектов, при этом учитываются особенности их использования. В случае, когда водный объект облагается специальной налоговой ставкой, то она также принимается во внимание при определении базы.
Налоговая база – это количество воды, которое было выкачано из определенного объекта за какой-то промежуток времени. При этом объем определяется следующим образом:
- При наличии счетчиков – по его показаниям, которые фиксируются в специальных документах;
- При отсутствии счетчиков – исходя из особенностей оборудования, времени их применения и производительности.
Если предыдущие способы невозможно применить, то расчет объема воды осуществляется исходя из расчета потребностей и норм потребления.
В случае, когда используется акватория, налоговая база будет определяться иным путем, а именно площадью используемого водного объекта. Она в свою очередь указана в соответствующих документах, которые регламентируют использование конкретного пространства. Для электростанций, которые используют воду в производстве, база налога – объем выработанной электроэнергии.
Уровень ставок водного сбора был установлен еще в прошлом десятилетии, а в 2015 году было запланировано их изменение. Налоговый кодекс РФ говорит о том, что с этого и вплоть до 2025 года будет проводиться поэтапное их увеличение.
Для различных категорий населения, а также видов деятельности изменения ставок будут осуществляться по-разному. В целом, на сегодняшний день запланировано поднятие налога в 1,15 раз. Помимо этого будут введены специальные индексы:
- 10-кратное увеличение для тех, кто добывает подземную воду, а также занимается ее обработкой и продажей. Сюда не относятся работы с минеральной и водой промышленного использования.
- Повышение в 1,1 раз для населения, у которых в домах не установлены счетчики.
Порядок определения размера водного налога прописан в гл. 25.2 НК РФ. Водный налог должны платить пользователи следующих водных объектов: морей (и их отдельных частей, например, проливов, бухт, лиманов), рек, озер, болот, родников, гейзеров, ледников.
Водный налог был внедрен в экономическую практику страны в 2005 году. Поступления от него направляются в федеральный бюджет.
Чтобы использовать водные ресурсы государства, сначала нужно получить специальное разрешение:
- До 2007 года такие разрешения выдавались на основании постановления Правительства РФ от 03.04.1997 № 383.
- С 2007 года лицензии выдаются согласно положениям Водного кодекса РФ. Разрешительные документы, предоставленные до появления Водного кодекса, действительны до тех пор, пока не закончится срок их действия.
В 2015 году в статьи НК РФ, регулирующие водный налог, были внесены поправки — появились повышающие коэффициенты. Согласно внесенным поправкам к 2025 году налог вырастет в 4,5 раза, а по добыче минеральной воды дополнительный коэффициент увеличит его в 10 раз.
С каким коэффициентом рассчитывается водный налог в 2017 году, узнайте из сообщения «Водный налог 2017: что нового?».
Все водные объекты принадлежат государству. Оно не может продать озеро или море отдельной компании, но может передать его в пользование за плату. Согласно законам нашей страны гражданин может иметь в частной собственности только небольшой водный объект, который не имеет связи с крупными водными объектами. То есть нельзя купить озеро или участок реки, а вот пруд или использованный карьер, заполненный водой, можно.
Плательщиками водного налога являются юридические и физические лица (в том числе предприниматели), которые используют водные ресурсы и имеют лицензию на водопользование. Водный налог платится не только по ресурсам вод на поверхности, но и под землей (например, за добычу минеральной воды).
Однако водный налог платится не за любые действия с водными ресурсами, а только за специальное или особое использование воды. Специальное водопользование — такое, в ходе которого происходит изменение водного объекта или территории вокруг: постройка на озере пляжа или пристани, а на реке — ГЭС. Забор воды и сплав древесины тоже объекты обложения водным налогом.
Особое водопользование необходимо для обеспечения нужд госорганов, например, обороны или энергетики.
Водным налогом не облагается использование воды:
- для тушения пожаров;
- ликвидации стихийных бедствий;
- нужд сельского хозяйства.
Перечень прочих видов водопользования, не облагаемых налогом, приведен в НК РФ.
Помимо специального и особого, есть еще общее водопользование (когда жители страны купаются на море, ловят рыбу, сплавляются по рекам). В этом случае платить водный налог не нужно.
В 2007 году в РФ вступил в действие Водный кодекс, согласно которому нужно перечислять плату за пользование водным объектом по договору водопользования. Фирмы, заключившие данный договор после вступления в силу Водного кодекса, водный налог не платят.
Подробнее о том, кто должен платить налог и как определяется налоговая база, читайте в этой статье.
НК РФ не предоставляет никаких льгот по водному налогу. В 2014 году премьер-министр РФ предполагал освободить от уплаты нескольких налогов, в том числе водного, жителей Крыма, однако данная инициатива дальнейшей реализации не получила.
Когда можно применять пониженные ставки по водному налогу, узнайте из статьи «Существуют ли налоговые льготы по водному налогу?».
Налогоплате��ьщик сам считает сумму налога к уплате в бюджет. Чтобы рассчитать водный налог, нужно знать ставку налога и налоговую базу. Если у предприятия несколько водных объектов, общий размер налога определяется как сумма платежей за каждый объект.
Алгоритм определения налоговой базы зависит от вида водопользования и типа самого объекта:
- по гидроэлектростанциям нужно платить за количество произведенной гидроэлектроэнергии, то есть за каждую 1 000 киловатт-часов энергии;
- если вы используете акваторию, то платите за каждый квадратный километр водной глади (по данным договора использования воды и технической документации);
- при заборе воды вы заплатите за каждую 1 000 кубометров воды.
Ставки водного налога устанавливаются в зависимости от типа водного ресурса и экономического района. Например:
- для бассейна реки Волги в Уральском экономическом регионе ставка по забору воды равна 294 руб. за 1 000 кубометров;
- а для реки Оби в том же экономическом регионе — 282 руб. за 1 000 кубометров воды.
Кроме того, государство устанавливает лимиты водопользования, за превышение которых придется заплатить в 5-кратном размере. Дифференцированные ставки и установление лимитов позволяют контролировать промышленную нагрузку на водные ресурсы и стимулировать экономное природопользование.
Какие коэффициенты применяются к ставкам водного налога в 2018 году, узнайте здесь.
Чтобы разобраться со всеми тонкостями расчета водного налога, мы подготовили подробный пример исчисления налога по забору воды с учетом того, что рассматриваемая организация допустила сверхлимитное использование.
Водный налог рассчитывается ежеквартально по месту нахождения объекта налогообложения. Организация может не находится на той же территории, что и сам объект, поэтому для уплаты налога и сдачи декларации нужно зарегистрироваться в ИФНС, на чьей территории расположен водный ресурс.
ВАЖНО! Если налогоплательщик относится к крупнейшим, показатели которого, например, выручка или сумма уплаченных налогов за год, исчисляются миллиардами, то отчитываться по водному налогу он должен в ту ИФНС, где зарегистрирован как крупнейший. Иностранные компании и физлица, помимо отчетности в налоговую инспекцию по водному объекту, сдают копию декларации в ИНФС по месту органа, выдавшего «водную» лицензию.
Отчетность по водному налогу сдается каждый квартал. Для того чтобы вы могли правильно заполнить декларацию, мы подготовили статью-подсказку. Форму декларации можно увидеть и скачать в материале «Декларация по водному налогу 2017». Для проверки правильности заполнения воспользуйтесь контрольными соотношениями. О том, где их посмотреть, читайте в публикации «Опубликованы контрольные соотношения по водному налогу».
Сроки уплаты водного налога устанавливаются федеральным законодательством. Данный платеж налогоплательщик перечисляет ежеквартально в срок, указанный в ст. 333.14 НК РФ.
Государственные органы РФ регулируют использование водных ресурсов с помощью 2 нормативных документов: Налогового и Водного кодекса. Соответственно, предприятия вносят либо водный налог, либо плату за пользование водным объектом по договору водопользования.
За последние годы нормы, регулирующие водный налог, изменились незначительно (НК РФ дополнили рядом новых положений, в том числе установили коэффициенты, призванные корректировать сумму налога к уплате в соответствии с ростом потребительских цен и др.). Какие еще изменения внесут законодатели в водный налог, узнавайте первыми из материалов рубрики «Водный налог».
С 2021 года сильно ужесточатся меры для лицензирования скважин. Вместе с этим появится и налог на грунтовые воды. Нововведение потребовалось для того, чтобы урегулировать эксплуатацию природных ресурсов страны. По большей части, изменения в действующем законодательстве коснутся артезианских скважин, которыми пользуются собственники участков, принадлежащих садоводческим товариществам.
Несмотря на то, что такие источники и раньше подлежали лицензированию, контроль за обстановкой не осуществлялся. Без нового законопроекта запасы природной воды в скором времени начали бы истощаться и приходить в негодность.
Во время же обязательного лицензирования ответственные органы осуществляют работу, которая позволяет добывать жидкость безопасно и для людей, и для окружающей среды. Несмотря на то, что обязательным получение разрешения станет лишь в следующем году, оформить его рекомендуется в этом, поскольку сейчас процедура лицензирования сильно упрощена. К тому же, до конца 2021 года она не требует уплаты государственной пошлины.
Перед тем как говорить о том, кому придется платить налог на подземные воды с 2021 года, вспомним, как именно можно осуществлять забор жидкости из недр.
- Артезианская скважина. Как правило, такой метод применяют в садоводческих товариществах. В этом случае забор воды осуществляется на глубине 50 метров. Артезианский источник подлежит лицензированию.
- Колодцы “на песок”. Ресурс добывается на глубине всего 30 метров. Срок пользования такой скважины составляет 15 лет. Лицензия не требуется.
- Колодцы. Вода добывается из верхних слоев на глубине не более 5 метров. Срок эксплуатации такого источника значительно меньше. Способ не нуждается в лицензировании.
- Промышленные скважины. Эксплуатируются только для коммерческих целей. Забор жидкости осуществляется на глубине от 400 до 1000 метров. Подлежит обяза��ельному лицензированию.
Таким образом, лицензия необходима только в том случае, если забор природного ресурса осуществляется на большой глубине. То есть налог на воду с 2021 года предусмотрен при соблюдении следующих условий:
- источник подлежит обязательному получению лицензии;
- забор природного ресурса осуществляется в коммерческих целях;
- источник жидкости — часть центрального водоснабжения;
- скважина состоит на учете Госбаланса полезных ископаемых.
Резюмируя все вышесказанное, делаем вывод, что от налога на воду из скважины освобождаются физические лица, которые:
- осуществляют забор жидкости на глубине не более 30 метров;
- в сутки используют не более 100 кубометров природного ресурса;
- используют жидкость только для личных нужд;
- не пользуются ресурсами центрального водоснабжения.
До конца 2021 года все еще будет актуальной упрощенная схема оформления документации для получения лицензии на использование подземных вод. Так называемая “водная амнистия” дает возможность физическим лицам и владельцам водозаборов на территории СНТ лицензирования на более мягких условиях. Для вышеперечисленных граждан до окончания года отменены:
- уплата государственной пошлины, размер которой составляет 7500 рублей;
- необходимость в заказе геологоразведочных работ;
- необходимость проведения экспертизы подземной скважины.
Еще одно явное отличие упрощенной системы от стандартной — существенная экономия времени. Обычное получение разрешения может растянуться на полтора года. В то время как до конца 2021 это займет всего 6 месяцев.
Для получения лицензии физическому лицу потребуется обратиться в отдел лицензирования местного ответственного органа. Это может быть Департамент, Министерство области или иное.
Перед обращением необходимо подготовить пакет документов, в который будут входить:
- заявление на лицензирование;
- паспорт;
- свидетельство о собственности, аренде или о праве пользования земельным участком;
- ситуационный и генеральный планы земли;
- кадастровый план недвижимости;
- индивидуальный номер налогоплательщика;
- банковские реквизиты;
- проект зоны санитарной охраны — его требуется согласовать в Роспотребнадзоре;
- проект бурения скважины: для составления нужно обратиться к гидрологу, а для согласования — в Роснедр.
Вышеперечисленные пункты актуальны только для тех граждан, которые планируют создание новой скважины. Если она есть, достаточно просто ее зарегистрировать. Для этого представители Роспотребнадзора возьмут пробы жидкости на экспертизу и вынесут решение о ее пригодности для эксплуатации. Сразу после получения на руки результатов проверки можно регистрировать скважину в Государственном водном реестре.
В 2021 году вступит в силу «налог на воду»
Все организации и индивидуальные предприниматели, которые используют в своей деятельности водные объекты, подлежат лицензированию. Использование рек, озер, морей в личных целях — например, забор воды из водных объектов, использование последних для целей гидроэнергетики или сплава древесины — облагается определенной платой.
Не предусмотрен водный налог за забор минеральной воды из подземных источников, за заборы воды для тушения пожаров, за использование водных объектов для выращивания рыб, за использование воды для полива сельскохозяйственных угодий. Некоторые другие виды деятельности, прописанные в статье 333.9 НК РФ, также водных налогом для юридических лиц не облагаются.
Сроки уплаты водного налога для юридических лиц такие же, как и у других видов налогов. Расчет ведется по итогам квартала. Налог следует выплатить в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Сроки уплаты водного налога:
- За 1 квартал-не позднее 20 апреля
- За 2 квартал-не позднее 20 июля
- За 3 квартал-не позднее 20 октября
- За 4 квартал-не позднее 20 января
Отметим, что налог уплачивается по местонахождению используемого водного объекта. В том числе это касается и иностранных организаций.
Использование водной акватории и откачка из нее воды — это операции с водой, облагаемые ВН. При этом вы можете не платить налог, если:
- забираете воду для специфичных целей: ликвидации последствий аварий, нужд пожарной безопасности или для обеспечения работы судового оборудования;
- производите забор воды, содержащей полезные ископаемые или природные лечебные ресурсы;
- используете акваторию для определенных операций: орошения сельхозземель, поливки огородов, разовых посадок воздушных судов, стоянки плавсредств, проведения дноуглубительных работ, размещения и строительства гидротехнических сооружений и т. д.
Полный список не подлежащих обложению ВН операций приведен в п. 2 ст. 333.9 НК РФ.
Освобождение указанных видов водопользования от уплаты ВН позволяет налогоплательщикам на законных основаниях снизить налоговую нагрузку, то есть воспользоваться предусмотренным законодательством налоговым послаблением (льготой).
Ставки ВН для цели забора воды из водных объектов делятся:
- на общие (пп. 1–1.1 ст. 333.12 НК РФ);
- пониженные — они установлены в п. 3 ст. 333.12 НК РФ исключительно для расчета налога при заборе воды для снабжения населения.
Если вы забираете воду из источника одновременно для общепроизводственных нужд и для водоснабжения населения, можете воспользоваться пониженной ставкой ВН, при условии что разграничите воду по цели использования.
Такое разграничение должно быть:
- оформлено в отдельной лицензии на пользование недрами — с уточнением в ней цели использования добытых подземных вод («водоснабжение населения») и обязательным указанием разрешенного (предельно допустимого) объема забираемой воды;
- технологически обеспечено (установлены счетчики, организовано учетное документирование объемов переданной на разные нужды воды).
Какие ставки ВН должен применять налогоплательщик при невыполнении указанных условий по разграничению, расскажем далее.
Если указанные в предыдущем разделе условия не обеспечены, налогоплательщик права на применение пониженных ставок не имеет, и весь объем забираемой воды будет облагаться по общим ставкам. Такова позиция Минфина (см. письмо от 12.10.2016 № 03-06-05-02/59547). По мнению ведомства:
- применение пониженной ставки водного налога — это льгота;
- для ее применения требуется указание в лицензии цели использования подземных вод (для водоснабжения населения) с обязательным отражением ПДО (предельно-допустимого объема) забираемой воды.
Суды на этот счет рассуждают по-другому. К примеру, в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 28.05.2008 № Ф08-2818/2008 указано, что гл. 25.2 НК РФ не обязывает налогоплательщика (при водоснабжении населения) при отсутствии у него лицензии на водопользование уплачивать налог по общей ставке.
На необходимость ведения раздельного учета воды чиновники Минфина указали в письме от 09.09.2013 № 03-06-05-02/36943. И суды в этом вопросе с ними согласны: в постановлении 17-го арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016 № 17АП-10284/16 сказано, что фактические объемы переданной населению воды (в целях применения пониженной ставки ВН) нужно подтверждать документально.
Особенности водного налога
Водный имеет общефедеральный характер, поэтому налоговые ставки водного налога устанавливаются исключительно Налоговым кодексом РФ. Для водного налога ставки в 2018 году определяет статья 333.12 Налогового кодекса РФ.
Традиционно на 2018 год ставки водного налога установлены в зависимости от вида использования предприятием или ИП водных ресурсов (см. соответствующую таблицу ниже).
Указанная статья изложена в таком формате, что позволяет понять на будущее, какова будет динамика отчислений в бюджет водного налога.
Например, ставки водного налога на 2018 год надо в определенных случаях умножать на коэффициент 1,75:
- при сверхлимитном заборе воды;
- отсутствии измерительных приборов;
- добыче воды для продажи.
IV. Распределение ЕНП
Отраженные по единому налоговому счету суммы налоговый орган самостоятельно засчитывает в счет исполнения плательщиком обязанностей по уплате конкретных налогов, страховых взносов в следующей последовательности, установленной п. 8 ст. 45 НК РФ:
- недоимка – начиная с наиболее раннего момента ее выявления;
- налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы – с момента возникновения обязанности по их уплате;
- пени;
- проценты;
- штрафы.
Если на момент распределения суммы ЕНП недостаточно для покрытия всех налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов с совпадающими сроками их уплаты, распределение производится в соответствии с приведенной последовательностью пропорционально суммам налоговых обязательств (п. 10 ст. 45 НК РФ).
Приведенная схема уплаты и распределения применяется к большинству платежей, предусмотренных НК РФ, но есть и исключения (см. п. 1 ст. 58 НК РФ). Вне состава ЕНП уплачиваются и учитываются налоговыми органами:
- госпошлина (за исключением госпошлины, в отношении уплаты которой судом выдан исполнительный документ),
- авансовые платежи по НДФЛ, вносимые иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента.
Данные платежи не входят в совокупную обязанность и не учитываются на едином налоговом счете (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Могут уплачиваться не в составе ЕНП (на усмотрение плательщика):
- налог на профессиональный доход,
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.