Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инкассовое поручение налогового органа на перечисление налога исполняется банком». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Вот отличия инкассового поручения и платежного требования: для осуществления платежа по платежному требованию должник его согласовывает или дает акцепт на оплату. Если он согласен оплатить требование-поручение, ставится подпись уполномоченного лица и печать и происходит оплата за счет денег на расчетном счете. Если не согласен, платежное требование возвращается кредитору со всеми документами. А исполнение ИП происходит без согласия плательщика.
Оформление инкассового поручения
Порядок исполнения и оформления инкассовых поручений регламентируются статьями 874-876 Гражданского кодекса. В частности, статья 875 предусматривает возможность оставить инкассовое поручение без удовлетворения в случае отсутствия какого-либо документа или их несоответствия «внешним признакам», которые детально регулируются главой 7 Положения № 383-П.
Одно из многочисленных требований данного нормативного акта: графа «Назначение платежа» должна содержать определенные сведения.
Невыполнение взыскателями, в частности, налоговой, этого правила является причиной даже для судебных споров. И судьи решают, должен ли банк исполнять поручение ИФНС, если инспекторы некорректно заполнили графу «Назначение платежа».
Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 29.03.2011 по делу № А56-34039/2010 суд поддержал решение банка вернуть поручение налоговиков без исполнения. Причина – сотрудник ИФНС не указал в поле «Назначение платежа» сведения о решении, на основании которого производится бесспорное взыскание налога.
Комментарий к Ст. 60 Налогового кодекса
1. Согласно пункту 1 комментируемой статьи, банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика, а также поручение налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации, за счет денежных средств (электронных денежных средств) налогоплательщика или налогового агента в очередности, установленной гражданским законодательством. Другие полномочия банков определяются в статьях 46, 60, 76, 86, 173 НК РФ.
Предъявление налогоплательщиком в банк платежного поручения на уплату является исполнением им своей налоговой обязанности. Пунктом 3 ст. 45 НК РФ установлено, что момент исполнения налоговой обязанности связан со следующими обстоятельствами:
— предъявлением в банк поручения на перечисление в бюджетную систему на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа (в том числе юридическим и физическим лицом);
— моментом отражения на лицевом счете государственного или муниципального учреждения, открытом в органе федерального казначейства, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему;
— днем внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему на соответствующий счет Федерального казначейства;
— днем вынесения налоговым органом решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога;
— днем удержания сумм налога налоговым агентом, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена на налогового агента;
— днем уплаты декларационного платежа в соответствии с Федеральным законом об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами (применения налоговой амнистии, например, в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 269-ФЗ «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами»).
Комментируемая статья конкретизирует обязанности банков, возникающие в связи с исполнением налоговой обязанности налогоплательщиком, которая, согласно пункту 4 ст. 58 НК РФ, может производиться в наличной и безналичной формах. В частности, предъявление налогоплательщиком в банк поручения на перечисление в бюджетную систему и бесспорное списание недоимки по налогу на основании инкассового поручения налогового органа соответствует безналичной форме расчетов. Уплата налога в кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи происходит в наличной форме, но последующее перечисление налога осуществляется опять в безналичной форме, то есть с участием банка, который обслуживает соответственно расчетный счет местной администрации или организации федеральной почтовой связи.
Определение банка установлено Федеральным законом от 2 декабря 1990 года N 395-1 «О банках и банковской деятельности». Согласно ст. 1 данного Закона, кредитная организация представляет собой юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации имеет право осуществлять банковские операции. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. Банк — такая кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Законами, на основе которых строится правовое регулирование отношений, связанных с денежными расчетами в Российской Федерации, помимо Федерального закона «О банках и банковской деятельности», являются Федеральный закон от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» и Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Ст. 3 Федерального закона «О национальной платежной системе» установлено понятие национальной платежной системы как совокупности операторов по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платежных агентов (субагентов), платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры (субъекты национальной платежной системы). Перевод денежных средств представляет собой действия оператора по переводу денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов по предоставлению получателю средств денежных средств плательщика.
Понятие платежного агента шире, чем понятие банка, агентами могут осуществляться операции также с электронными денежными средствами. В комментируемой статье НК РФ не упоминаются платежные агенты, она содержит нормы, распространяющиеся исключительно на обязанности и ответственность банков в связи с перечислением денежных средств в уплату налогов. Это связано с тем, что зачисление средств на счет по учету доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, открытый Федеральному казначейству в Банке России, может осуществляться исключительно с банковского счета.
В п. 1 ст. 60 НК РФ упоминается, что налогоплательщик может дать поручение на перечисление денежных средств и электронных денежных средств. Понятие электронных денежных средств также установлено Федеральным законом «О национальной платежной системе». Электронные денежные средства — это денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета, для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа. Не являются электронными денежными средствами денежные средства, полученные организациями, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами и осуществляющими учет информации о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность указанных организаций.
Организация безналичных расчетов, а также обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы в соответствии со ст. 82.1 — 82.3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» осуществляются Банком России. Банк России устанавливает правила, формы и стандарты безналичных расчетов.
Положение о платежной системе Банка России от 29 июня 2012 г. N 384-П устанавливает, что перевод денежных средств осуществляется в рамках следующих форм безналичных расчетов: расчетов платежными поручениями, расчетов инкассовыми поручениями и расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование).
Более широкий перечень форм безналичных расчетов установлен Положением о правилах осуществления перевода денежных средств Банка России 19 июня 2012 г. N 383-П, который включает в себя:
расчеты платежными поручениями;
расчеты по аккредитиву;
расчеты инкассовыми поручениями;
расчеты чеками;
расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование);
расчеты в форме перевода электронных денежных средств.
Из перечисленных форм для уплаты налога в настоящее время используются расчеты платежными поручениями и инкассовыми поручениями.
Банки в соответствии с Положением о правилах осуществления перевода денежных средств Банка России осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам и без открытия банковских счетов на основании распоряжений о переводе денежных средств, составляемых плательщиками, получателями средств, а также лицами, органами, имеющими право на основании закона предъявлять распоряжения к банковским счетам плательщиков, банками.
Неисполнение решения о взыскании налога, сбора, пени
Объектом данного налогового правонарушения являются отношения, складывающиеся при формировании финансовых ресурсов государства.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 135 НК РФ, отличается от объективной стороны правонарушения, предусмотренного п. 2 той же статьи.
В первом случае объективная сторона выражается в неправомерном неисполнении банком в установленный Кодексом срок решения налогового органа о взыскании налога или сбора, а также пени. Объективная сторона правонарушения, установленного п. 2 ст. 135 НК РФ, выражается в совершении банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, в отношении которых в соответствии со ст. 46 НК РФ в банке находится инкассовое поручение налогового органа.
Согласно ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.
Инкассовое поручение (распоряжение) на перечисление налога в соответствующий бюджет и (или) внебюджетный фонд направляется в банк, где открыты счета налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
Инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения (распоряжения), если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, поскольку это не нарушает порядка очередности платежей, установленных гражданским законодательством Российской Федерации.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента в день получения банком поручения (распоряжения) налогового органа на перечисление налога поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня со дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, и не позднее двух операционных дней со дня, следующего за днем каждого такого поступления на валютные счета, поскольку это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации.
Субъектом данного правонарушения является банк.
Субъективная сторона — это совершение данного правонарушения по неосторожности или умышленно.
Непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков
Объектом данного правонарушения является установленный порядок управления в сфере налоговых правоотношений.
Объективная сторона данного правонарушения заключается в непредставлении банками по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в срок.
Согласно п. 2 ст. 86 НК РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа. Следовательно, срок выдачи таких справок составляет пять дней. Данный срок начинает течь с момента получения банком соответствующего запроса налогового органа.
Необходимо отметить, что составы налоговых правонарушений, предусмотренных в п. 1 и 2 ст. 135.1 НК РФ, являются идентичными. Разница заключается лишь в том, что ч. 1 указанной статьи отсылает к п. 2 для определения признаков состава преступления. Однако таковые в п. 2 не указаны. Налицо пробел в законодательстве. Поэтому, по мнению ряда авторов, до внесения соответствующих изменений в указанную статью налоговые органы не вправе применять п. 2 ст. 135.1 НК РФ.
Субъектом данного правонарушения является банк.
Субъективная сторона — это совершение данного правонарушения по неосторожности или умышленно.
Выставление инкассо в банке
В пункте 7.7 ранее упомянутого Положения № 383-П говорится о том, что взыскатель средств может предъявить инкассовое поручение через свой банк, который должен перенаправить документ в банк плательщика не позднее, чем на следующий рабочий день.
Статья 875 ГК РФ предусматривает несколько вариантов исполнения поручения банком. Документы могут подлежать оплате по предъявлению или в другой указанный срок. Частичные платежи возможны, если такой порядок установлен «банковскими правилами» или «при наличии специального разрешения в инкассовом поручении». К слову, в пункте 4.4 Положения № 383-П оговаривается возможность частичного списания средств со счета должника.
Кроме того, на срок исполнения инкассового поручения влияет то, насколько корректно взыскатель оформил пакет документов. А когда речь заходит о ФНС , не последнюю роль играет «степень терпеливости» инспекторов, то есть в какой срок после просрочки с перечислением налогов они приняли решение прибегнуть к инкассо.
Пошаговые этапы заполнения
Документ формируется в 5-и экземплярах, при использовании законодательно установленной формы:
- 1-й – подписывается для сотрудников банка;
- 2-й предназначен для пересылки почтой при требовании объяснения факта неуплаты;
- 3-й для отправки оригинала коносамента;
- 4-й содержит подписи уполномоченных лиц и печати, он сохраняется вместе с прочими необходимыми документами в банке-ремитенте;
- 5-й отдается клиенту в день предоставления документации в банк.
Важно: в случае бесспорного поручения указывается ссылка на законодательные акты.
Также поручение содержит инструкции по подробному его применению и исчислению суммы:
- Период и подробности оплаты;
- Предъявление претензий в случае невыплаты суммы;
- Варианты использования частных платежей;
- Каким образом произойдет оплата комиссий;
- Особенности инкассаций процентов.
Как составить инкассовое поручение
Для инкассового поручения используется специальный бланк. Если взыскание денежных средств происходит в бесспорном порядке, то в качестве назначения платежа указывается ссылка на действующий закон. Если взыскание производится по исполнительному документу, то указывается ссылка на данный документ, а также номер дела, по которому было принять решение о принудительном взыскании долга.
Инкассовое поручение должно содержать в себе следующее:
- информацию о контрагентах;
- сведения о кредитных компаниях, между которыми происходит перевод денежных средств;
- сведения о расчетных счетах организаций;
- сумму сделки для перечисления;
- номер и дату документа.
Важно! При бесспорном взыскании со счета плательщика задолженности (например, по налогам), в инкассовом поручение указывается ссылка на соответствующий нормативный документ.
Составляется поручение в 4 экземплярах:
- Первый – для кредитной организации, на основании которого будет проводится списание денежных средств со счета компании.
- Второй – для банка получателя платежа. Если расчетные счета сторон контракта открыты в одном банке, то второй экземпляр инкассового будет являться мемориальным ордером при зачислении средств на счет продавца.
- Третий – это экземпляр владельца счета (покупателя), с которого производится выплата.
- Четвертый – заверяется подписью сотрудника банка и печатью, после чего передается на руки владельцу счета.
Что такое инкассовое поручение?
Инкассовое поручение – это документ, который предоставляется напрямую в банк должника, если есть бесспорное основание для взыскания денежных средств. Инкассо может быть выставлено как контрагентом
в соответствии с пунктами договора, так и
налоговыми органами
по закону.
Обязательное условие – это до выставления инкассо оповестить контрагента – должника о наличии просроченной задолженности. В таком уведомлении должен быть указан срок для исполнения обязанности по уплате суммы без принуждения. Если должник самостоятельно на протяжении указанного времени не внесет оплату, то в адрес его банка может быть выставлено инкассовое поручение с обязательным указанием в назначении платежа пункта договора или статьи определенного закона
.
Поручение налогоплательщика или поручение налогового органа исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается, за исключением операций по перечислению налога посредством осуществления трансграничного перевода денежных средств с использованием международных платежных карт, при осуществлении которого налогоплательщика обслуживает иностранный банк. (В редакции Федерального закона от 29.07.2018 № 232-ФЗ)
При предъявлении физическим лицом поручения на перечисление налога в обособленное подразделение банка, не имеющее корреспондентского счета (субсчета), срок, установленный абзацем первым настоящего пункта для исполнения банком поручения налогоплательщика, продлевается в установленном порядке на время доставки такого поручения организацией федеральной почтовой связи в обособленное подразделение банка, имеющее корреспондентский счет (субсчет), но не более чем на пять операционных дней.
(Пункт в редакции Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ)
Требование о перечислении налога в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящей статье — требование о перечислении налога) должно быть направлено в банк в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи не позднее трех месяцев со дня выявления не перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога и составления налоговым органом документа о выявлении не перечисленной банком в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога. (В редакции Федерального закона от 29.06.2012 № 97-ФЗ)
Требованием о перечислении налога признается уведомление банка о неперечисленной сумме налога, а также об обязанности перечислить эту сумму налога в установленный срок.
Форматы требования о перечислении налога, а также порядок направления этого требования в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. (В редакции Федерального закона от 29.06.2012 № 97-ФЗ)
(Пункт введен — Федеральный закон от 27.07.2010 № 229-ФЗ)
Правила оформления и составление инкассового поручения
Инкассовое поручение должно оформляться по определенной форме. В ней содержится
- информация о сторонах договора (наименование предприятий),
- сведения о банках, между которыми происходит непосредственная передача денежных средств,
- номера расчетных счетов организаций,
- сумма перечисления,
- номер и дата составления документа.
Если происходит бесспорное взымание средств со счета плательщика (например, при списывании долгов по налогам и пр. основаниям), то в инкассовом поручении должна быть указана еще и ссылка на норму закона.
Документ составляется в четырех экземплярах:
- первый остается у работников кредитного учреждения и на основании него производится списание средств со счета плательщика;
- второй экземпляр передается в банк-получатель денежных средств. В случаях, когда счета обеих организаций находятся в одном банке, вторая копия инкассового поручения получает статус мемориального ордера при зачислении средств на счет получателя платежа;
- третий экземпляр предназначен для самого владельца счета;
- четвертая копия заверяется сотрудником банка и печатью кредитного учреждения и передается на руки клиенту.
О том, как вести расчеты инкассовыми поручениями в 2019 году, говорит Гражданский кодекс РФ. Согласно статье 862 ГК РФ , а также Положению о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденному Банком России 19.06.2012 № 383-П, безналичные расчеты между экономическими субъектами и простыми гражданами могут осуществляться с использованием таких платежных форм, как платежное поручение, платежное требование, инкассовое поручение, а также расчеты по аккредитивам и чекам.
Каждый из способов безналичных взаиморасчетов между субъектами имеет ряд отличий. Расчеты по инкассо предусматривают бесспорный или даже принудительный способ изъятия денег со счета плательщика. Такой вид взаиморасчетов используется, если:
- этот способ расчета закреплен на законодательном уровне;
- списание производится в счет погашения задолженностей по исполнительным документам;
- в условиях договора поставки товара, оказания услуг, выполнения работ обозначен именно такой способ взаиморасчетов.
Его вправе выписать налоговые органы и представители внебюджетных фондов (ФСС, ПФР, ФОМС) при обнаружении пеней, недоимок и штрафов по обязательным платежам в бюджет. Судебные приставы наделены аналогичными полномочиями по взысканию денежных средств с расчетных счетов по исполнительным документам. Также изъять деньги по инкассо вправе контрагенты на основании заключенного договора, который предусматривает данный вариант расчетов.
Отличие от прочих платежных документов
Рассмотрим, чем отличается инкассовое поручение от других видов платежных документов.
Платежное поручение на перечисление средств заполняет и предъявляет банку к исполнению сам плательщик на добровольной основе.
Платежное требование составляет получатель платежа, но его предъявление еще не означает исполнения банком – для проведения оплаты нередко требуется согласие (акцепт) плательщика. В случае несогласия плательщика такой документ вернется получателю без исполнения. В определенных случаях возможно и безакцептное списание по платежному требованию (по решению суда, по основаниям, предусмотренным законом), в т.ч. если об этом договорились стороны договора.
Инкассовое поручение заполняет и предъявляет получатель средств, имея на то безусловное право. При этом согласия плательщика не требуется, деньги перечисляются со счета плательщика банком при выполнении всех требований, предъявляемых к документу.
Как составить инкассовое поручение
Для инкассового поручения используется специальный бланк. Если взыскание денежных средств происходит в бесспорном порядке, то в качестве назначения платежа указывается ссылка на действующий закон. Если взыскание производится по исполнительному документу, то указывается ссылка на данный документ, а также номер дела, по которому было принять решение о принудительном взыскании долга.
Инкассовое поручение должно содержать в себе следующее:
- информацию о контрагентах;
- сведения о кредитных компаниях, между которыми происходит перевод денежных средств;
- сведения о расчетных счетах организаций;
- сумму сделки для перечисления;
- номер и дату документа.
Важно! При бесспорном взыскании со счета плательщика задолженности (например, по налогам), в инкассовом поручение указывается ссылка на соответствующий нормативный документ.
Составляется поручение в 4 экземплярах:
- Первый – для кредитной организации, на основании которого будет проводится списание денежных средств со счета компании.
- Второй – для банка получателя платежа. Если расчетные счета сторон контракта открыты в одном банке, то второй экземпляр инкассового будет являться мемориальным ордером при зачислении средств на счет продавца.
- Третий – это экземпляр владельца счета (покупателя), с которого производится выплата.
- Четвертый – заверяется подписью сотрудника банка и печатью, после чего передается на руки владельцу счета.
Что такое инкассовое поручение
Инкассовое поручение – это документ, который позволяет без согласия плательщика списывать денежные средства с принадлежащих ему счетов. Таким образом, инкассовое — это расчетный документ, на основания которого происходит платеж без акцептирования владельца счета. Посмотрим, как выглядит инкассовое поручение.
Срочная новость от ЦБ РФ: банкам запретили принимать платежные поручения с такими словами в назначении платежа>>>. Подробности читайте в журнале «Российский налоговый курьер».
Инкассовое поручение очень напоминает обычное платежное поручение в банк. Оно оформляется на бланке формы 0401071 (приказ Минфина от 12.11.13 № 107н).