Крупнейший налогоплательщик: критерии и проверки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Крупнейший налогоплательщик: критерии и проверки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Крупнейшими налогоплательщиками могут признаваться не только коммерческие организации, но и некоммерческие. Во внимание могут приниматься показатели за три последних года. Оценка производится в соответствии с объемом полученных доходов, показателями прибылей, которые отражены в данных отчетности. Показатели ФЭД для федерального и регионального уровня являются неодинаковыми, соответственно, ограничения по ним различны.

Постановка на учет организаций, имеющих статус «Крупнейший налогоплательщик»

Организации, причисленные к крупнейшим налогоплательщикам, должны встать на учет в зависимости от федерального (регионального) уровня в межрегиональную (межрайонную) инспекцию ФНС РФ.

Эти налоговые структуры контролируют выполнение крупнейшими налогоплательщиками налогового законодательства без непосредственного участия.

При постановке на учет организации в качестве крупнейшего налогоплательщика осуществляются следующие действия:

§ присваивается новый код причины постановки на учет (КПП), первые четыре знака которого – код налогового органа, осуществившего постановку организации в качестве КН (то есть межрегиональной (межрайонной) ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам), пятый и шестой знаки – значение 50 (признак отнесения организации к КН). ИНН, присвоенный в налоговом органе по месту нахождения организации, не изменяется;

§ вносятся сведения в ЕГРЮЛ о постановке на учет в качестве КН;

§ организации выдается (направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении) уведомление по форме 9-КНУ, утвержденной приказом ФНС РФ от 26.04.2005 № САЭ-3-09/178@. В уведомлении фиксируются ИНН, код причины постановки на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика и код ОКАТО.

Таким образом, организация связи узнает о том, что она поставлена на учет в качестве КН, из полученного уведомления.

ФНС в своем письме от 14.02.2018 № АС-4-2/2865@ подчеркнула: организация получает статус крупнейшего налогоплательщика с момента постановки на учет в соответствующей инспекции — межрегиональной или межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам.

Организации регионального уровня

Для таких компаний показатели не разделяются в зависимости от вида деятельности.

Для получения статуса крупнейшего регионального налогоплательщика необходимо выполнение всех перечисленных условий:

  • суммарный объем полученных доходов за год (по данным, отраженным в форме № 2 «Отчет о финансовых результатах» годовой бухгалтерской отчетности в строках с кодами показателей 2110, 2310, 2320, 2340) должен находиться в пределах от 2 до 20 млрд. руб. включительно;

  • среднесписочная численность персонала должна быть свыше 50 человек;

  • активы должны быть в пределах от 100 млн. руб. до 20 млрд. руб. включительно либо суммарный объем начисленных федеральных налогов и сборов согласно данным налоговой отчетности должен быть в пределах от 75 млн. руб. до 1 млрд. руб.

Очень интимные отношения

Для налоговиков показатель налоговой нагрузки является скорее статистическим инструментом, а не реальным ориентиром в работе. Специалисты ФБК в аналитической оценке налоговой нагрузки в российской экономике 2015 года указывали, что она «так до сих пор и не стала важнейшим механизмом обеспечения эффективности налоговой политики через установление оптимального налогового бремени». Директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев тем не менее уверен, что государство «не может совсем уж игнорировать очень значительно различающиеся показатели по налоговой нагрузке» — поэтому ФНС России использует показатель при планировании своих камеральных проверок.

Сами участники рейтинга отнеслись к идее публикации индивидуальных показателей весьма чувствительно. Комментировать их никто не захотел. Неофициально же представители финансовых департаментов нескольких компаний сообщили РБК, что нагрузка на их бизнес слишком высока, однако они оставят свое мнение при себе, чтобы не привлекать ненужного внимания налоговиков. «Общение с налоговиками — очень интимный процесс, поэтому любая публичность может отразиться негативно на дальнейших отношениях с государством», — пояснила нежелание давать комментарии представитель одной из металлургических компаний.

Что же касается лидеров рейтинга — нефтяников, то их консолидированное мнение, пожалуй, выразил год назад глава «Роснефти» Игорь Сечин в интервью «Вести 24»: «Снижать надо налоги. Нам НДПИ подняли в два раза, экспортные пошлины обещали снизить — не снизили, а цены упали при этом. Надо просто объективно относиться к этим процессам ко всем и не допускать провалов в инвестиционных процессах. Если начнутся интервалы по инвестициям, к сожалению, это может привести потом к тяжелым последствиям, к необходимости восстанавливать добычу, восстанавливать переработку».

Читайте также:  Получите консультацию прямо сейчас!

Но заменить нефтяников налоговикам некем: мода на предпринимательство давно прошла, и количество субъектов малого бизнеса снижается, налоговая база не растет, а социальные расходы уменьшать нельзя — даже несмотря на объявленную трехлетку бюджетной экономии.

Для государства между тем потребительский подход к экономическим субъектам несет только краткосрочную выгоду. «Возможности взять больше налогов есть всегда. Будут ли при этом отрицательные последствия — зависит от того, в каком состоянии находится экономика в целом и та или иная компания в отдельности», — отмечает Игорь Николаев.

В ФНС от комментариев и каких-либо оценок рейтинга воздержались.

Администрирование физических лиц с большими доходами

Сопровождением физических лиц с крупными доходами занимается специальное подразделение №10, которое было создано 1 февраля 2021 года. Причиной появления нового департамента в ФНС является увеличение нагрузки на работников фискального ведомства, которая заметно выросла после значительных изменений в налоговой сфере РФ. Речь идет о принятии законодательства о КИК, утверждения критериев налогового резидентства, роста объема получаемых данных для анализа.

Администрирование граждан с крупными доходами предусматривает работу с большим количеством информации, наличие знаний международного налогового законодательства. В связи с этим, подразделение №10 ФНС было укомплектовано экспертами, которые должны обеспечить качественное выполнение норм фискального законодательства.

На новый департамент возложены следующие функциональные обязанности:

  • расчет налогов и направление налоговых уведомлений для физических лиц с доходами более 500 млн. рублей;
  • рассмотрение запросов касательно налогообложения любыми налогами.

Взаимозависимость компаний и наличие лицензии для деятельности

Предприятие может быть введено в число крупнейших налогоплательщиков в ситуации, когда взаимоотношения с ним отражаются на функционировании юридической компании, показатели работы которой отвечают критериям КН. Подобного рода контакты представляют собой взаимозависимость компаний (ст. 105 НК РФ).

Администрирование налоговых сумм взаимозависимого предприятия осуществляется на уровне (региональном, федеральном), на котором ведется контроль субъекта, чье функционирование характеризуется соответствующими критериальными показателями.

Хозяйствующие субъекты, получившие государственное разрешение, т.е. лицензию, на занятие некоторыми видами деятельности, подлежат федеральному уровню контроля. При этом не принимается в расчет соответствие/несоответствие оцениваемым параметрам КН (величине налоговой выплаты или полученной выручки, размерам имеющихся активов или штатного состава, факту взаимозависимости).

К подобного рода вариантам деятельности отнесены (Приказ ФНС РФ №ММВ-7-2/274, 24.04.2012):

Тенденция по переводу налогоплательщиков не достигших суммовых показателей 10 млрд. рублей в инспекции по крупнейшим налогоплательщикам

В последнее время появилась тенденция к переводу организаций в межрайонные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, несмотря на то, что у них суммовые показатели меньше 10 миллиардов рублей.

Администрирование налогоплательщиков, относящихся к категории крупнейших, происходит по особым условиям, при этом контроль за их деятельности со стороны ФНС ведется с большим вниманием, чем за деятельностью иных компаний.

Большая часть межрегиональных и межрайонных инспекций ФНС по крупнейшим налогоплательщикам расположены в Москве, часть межрайонных инспекций ФНС по крупнейшим налогоплательщикам расположены в таких городах, как Санкт-Петербург, Новосибирск, Казань, Екатеринбург, Кемерово.

Принцип отраслевого администрирования, а не территориального, порождает такую ситуацию, когда налогоплательщик, место нахождения которого Сибирь или Урал, вынужден состоять на учете в межрегиональной или межрайонной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам, находящейся в Москве и, соответственно, отчитываться, направлять корреспонденцию и своих представителей в другой город.

Администрирование в рамках отраслевой специализации позволяет обеспечить предметное изучение сотрудниками инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам особенностей осуществления предпринимательской деятельности в определенной отрасли.

Данное обстоятельство, в свою очередь, гарантирует более пристальный контроль в отношении крупнейших налогоплательщиков.

При этом большое внимание в работе отраслевых инспекций уделяется аналитической работе — сравнение аналогичных налогоплательщиков в сопоставимых условиях, выборки и построение гипотезы о потенциальных нарушениях, пополнение системы налоговых рисков.

Изменения, направленные на совершенствование уровня налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков, с точки зрения эффективности работы Службы, себя оправдала.

Высокая доля поступлений в бюджет Российской Федерации от крупнейших налогоплательщиков, изменения в структуре межрегиональных и межрайонных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и изменения нормативных актов, регулирующих администрирование крупнейшими налогоплательщиками, свидетельствует о том, что реформа системы администрирования крупнейших налогоплательщиков продолжит развитие и в будущем.

Также, в работе с крупными налогоплательщиками ФНС России делает ставку прежде всего на налоговый мониторинг – форма налогового контроля, предполагающая не только комфортное взаимодействие между инспекцией и налогоплательщиком (в формате онлайн), но и нацеленная на возможность выявлять налоговые риски на самой ранней стадии.

Реестры неблагонадежных руководителей

Проявлением должной осмотрительности ФНС сочтет и проверку руководителя компании-контрагента. Налоговики на этот счет имеют две базы данных — базу сведений о физических лицах, являющихся руководителями или учредителями (участниками) нескольких юридических лиц и федеральный Реестр дисквалифицированных лиц.

По открытым данным, почти 20% лиц с признаком множественного участия в деятельности юридических лиц проживают в столице. База данных позволяет получить информацию как по отдельному физлицу, так и весь список лиц. Сведения электронного сервиса о физических лицах, являющихся руководителями или учредителями (участниками) нескольких юридических лиц ФНС пополняет регулярно — в еженедельном режиме.

Читайте также:  Возврат имущества из чужого незаконного владения

По данным на лето 2021 года в России около 11 тысяч физлиц лишены права управлять предприятиями, то есть в отношении них вступили в силу постановления о дисквалификации.

Получить информацию о том, не является ли руководитель фирмы, с которой вы хотите вступить в деловые отношения, дисквалифицирован, можно несколькими способами. Первый – воспользоваться сервисом ФНС на официальном сайте налоговой. Запрос о предоставлении информации из Реестра дисквалифицированных лиц может быть отправлен и в электронном виде через официальный сайт ФНС России.

На основании запроса ФНС в течение пяти рабочих дней должна подготовить документ. Это может быть справка об отсутствии записи в реестре либо выписка из реестра.

Способы получения информации о налоговом органе организации

Номер свидетельства состоит из 10–12 чисел, в каждом из которых закодированы данные о налогоплательщике. Чтобы определить фискальный орган, нужно знать первые 4 числа номера ИНН:

  • первые 2 числа — это код субъекта страны;
  • оставшаяся пара чисел — код отделения налоговой.

ИНН присваивается фискальной службой, которая выдает свидетельство первоначально. В дальнейшем налогоплательщик может сменить место регистрации в случае переезда в иной субъект, город. В этом случае направлять отчетность придется в фискальную службу по месту новой регистрации.

Узнать код фискального органа по мету последней регистрации можно следующими способами:

  • посредством сервиса innproverka через строку поиска, позволяющего осуществлять поиск ФНС контрагента по ИНН;
  • через сайт ФНС;
  • через программное обеспечение СОУН;
  • позвонив в Единый контакт-центр ФНС;
  • лично посетив фискальную службу.

«Федеральные» изменения

Приказом ФНС РФ сохранена особая категория налогоплательщиков (организации оборонно-промышленного комплекса) с отличными от общеустановленных критериев финансово-экономической деятельности. Однако для признания стратегических предприятий в качестве крупнейших налогоплательщиков предприятие должно соответствовать всем установленным критериям. Как отмечено в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 27.07.2012 г. №Ф03-3038/2012. «…при разрешении вопроса об отнесении организации к крупнейшим налогоплательщикам, налоговый орган должен исходить из оценки совокупности обстоятельств, характеризующих деятельность конкретного налогоплательщика, и влияющих на возможное отнесение организации к категории крупнейших налогоплательщиков». То есть если у налогоплательщика отсутствовали экспортные поставки при соблюдении остальных критериев, то предприятию оборонно-промышленного комплекса нельзя присваивать статус крупнейшего налогоплательщика.

«Региональные» изменения

Приказом ФНС РФ уточнены финансово-экономические показатели и на региональном уровне:

Наименование показателя

Региональный уровень

Было (в ред. Приказа ФНС РФ от 27.06.2012 г. №ММВ-7-2/428@)

Стало (в ред. Приказа ФНС РФ от 19.09.2014 г. №ММВ-7-2/483)

Суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов согласно данным налоговой отчетности.

Свыше 75 миллионов рублей до 1 миллиарда рублей

Суммарный объем полученных доходов (форма «Отчет о прибылях и убытках», коды строк 2110 «Выручка», 2310 «Доходы от участия в других организациях», 2320 «Проценты к получению»,2340 «Прочие доходы»).

От 1 миллиарда рублей до 20 миллиардов рублей

От 2 миллиарда рублей до 20 миллиарда рублей

Суммарная величина внеоборотных и оборотных активов (форма «Бухгалтерский баланс»).

Свыше 100 миллионов рублей до 20 миллиардов рублей

Среднесписочная численность работников.

Критерий отсутствовал

Превышает 50 человек

Наличие разрешения (лицензии)

Хозяйствующие субъекты, получившие от государственных органов специальные документы на ведение отдельных видов деятельности, контролируются Федеральной налоговой службой по крупнейшим налогоплательщикам. В данном случае во внимание не принимается несоответствие (соответствие) прочим критериям отнесения предприятия к КН (величина доходов, размер налогов, взаимозависимость или штатная численность).

Среди видов деятельности, наличие лицензии на которые обеспечивает хозяйствующему субъекту получение статуса КН, следует отнести:

  1. Банковское обслуживание.
  2. Пенсионное обеспечение (речь в данном случае о НПФ).
  3. Пенсионное и другие виды страхования, перестрахование.
  4. Услуги брокерских компаний.
  5. Профессиональное участие в деятельности фондового рынка.

Специфика налоговой нагрузки

Для контролирующих органов величина налоговых отчислений является в большей степени статистическим инструментом, а не ориентиром в деятельности. Как отмечают аналитики, этот показатель так и не стал ключевым механизмом обеспечения эффективной реализации государственной фискальной политики. Между тем отдельные эксперты уверены, что власть не может не видеть существенно различающиеся величины налоговой нагрузки. Именно поэтому контролирующие органы используют показатели при планировании камеральных проверок.

Надо сказать, что сами предприятия очень чувствительно относятся к обнародованию размера их налоговой нагрузки. От официальных комментариев большинство из них отказывается. Неофициально представители некоторых экономических гигантов говорят о слишком высоком налоговом бремени, однако высказываться открыто об этом они не рискуют, т. к. этим могут существенно навредить отношениям с ФНС.

Если говорить о лидерах – предприятиях нефтегазового сектора, то общее мнение о нагрузке на предприятия выразил, пожалуй, Игорь Сечин, глава «Роснефти». В своем интервью в программе «Вести 24» он говорил о необходимости снижать налоги. Сечин указывал на то, что величину отчислений для нефтегазового сектора государство увеличило вдвое, однако цены на сырье при этом существенно снизились.

Однако заменить сегодня предприятия нефтегазового сектора некем: уже давно прошла «мода на предпринимательство», число субъектов среднего и малого бизнеса неуклонно уменьшается, налоговая база не увеличивается. При этом сокращать социальные расходы никак нельзя сегодня. Вот и возлагается налоговое бремя на крупнейших плательщиков, в первую очередь на компании нефтегазового сектора.

Читайте также:  Защита прав и законных интересов граждан признанных недееспособными

Постановка на учет и последствия

Организации, которые получили данный статус, обязуются встать на учет, исходя из уровня и масштаба деятельности. Налоговые структуры, в свою очередь, осуществляют контроль исполнения нормативов налогового законодательства без принятия непосредственного участия. В процессе постановки на учет эти государственные инстанции выполняют следующие действия:

  • присваивание нового кода причины, по которой произошла постановка на учет (первые 4 цифры – кодовое обозначение налоговой службы, 5 и 6 знаки – признак присвоения статуса);
  • внесение данных в ЕГРЮЛ;
  • выдача уведомления в соответствии с формой 9-НКУ (идентификационный номер налогоплательщика, код причины, ОКАТО).

Обязанности юридических лиц — крупнейших налогоплательщиков

Крупнейший налогоплательщик – зарегистрированное в РФ юридическое лицо, отвечающее критериям, обозначенным в приказе ФНС РФ №ММВ-7-2/ от 24.04.2012.

Сервис позволит разгрузить банки и сократить бумажную волокиту — заемщикам не придется подавать документы в разные организации, поскольку их кредитный профиль будет доступен в рамках единой платформы, говорит старший юрист Deloitte Legal в СНГ Павел Баранов.

При достижении суммы выплат работнику в течение года размера предельной величины взносы на случай временной нетрудоспособности перестают начисляться, а на обязательное пенсионное страхование начисляются по страховому тарифу 10 %.

Среди «наиболее востребованных» ФНС выделяет такие направления, как применение блокчейн-платформы для новых госпрограмм поддержки бизнеса, безбумажное предоставление услуг клиентам банков в рамках расчетно-кассового обслуживания и кредитования, а также «формирование досье клиента и профилирование его рисков».

Теперь купоны от любых облигаций, независимо когда они были приобретены, облагаются 13% НДФЛ для резидентов и 30% для нерезидентов.

Налогоплательщик должен самостоятельно составить расчёт налоговой базы в соответствии со cт. 315 НК РФ.

Некоторые организации могут не платить налог. Например, если используют спецрежимы УСН и ЕСХН или являются плательщиками налога на игорный бизнес. Участники проекта «Инновационный также могут не платить налог на прибыль.

Согласно закону, в 2021 году фиксированные размеры страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование сохранятся на уровне 2021 года. Таким образом, величина взносов на обязательное пенсионное страхование в 2021 году составит 32 448 руб., а взносов на обязательное медицинское страхование — 8 426 руб.

Признаки, по которым субъект относят к рассматриваемой категории, устанавливаются ФНС. Эти критерии периодически корректируются в зависимости от складывающейся экономической ситуации в стране. Любопытно, что при наличии вышеперечисленных критериев, регистрация юридического лица в качестве плательщика ЕНВД не является препятствием для отнесения к группе крупнейших налогоплательщиков и постановки на учет в ИФНС в данном качестве, хотя в критериях, утвержденных приказом ФНС №ММ-3-06/ от 16.05.

ИНФОРМАЦИЯ О НАЛОГОВОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

Федеральная Налоговая Служба (ФНС) России рассчитывает и начисляет налоги всем физическим лицам, состоящим на налоговом учете. Налог начисляется на движимое (например автомобиль или мотоцикл) и недвижимое (например дачный участок или дом в деревне) имущество, а так же облагаются налогом доходы населения. В зависимости от региона, объекта налогообложения, собственника, применяются различные увеличивающие и понижающие коэффициенты, влияющие на итоговую сумму налога. Налоговый период составляет 1 год, с января по декабрь. Осенью каждого года налоговая служба производит подсчет за полный предыдущий год и выставляет задолженности населению. Например, осенью 2018 года инспекция рассчитала налоги за полный 2017 год. Осенью 2019 будет произведен расчет за 2018 год. И так далее. Добропорядочным гражданам предлагается уплатить налоги до первых чисел декабря текущего года. В 2018 году этой датой было 3 декабря. Все неоплаченные в срок налоги облагаются штрафными санкциями, называющимися пенями. Пени начисляются на сумму налога. Налоговая служба ожидает погашения платежей некоторое время, а затем передает дела в суд и оттуда приставам, которые взимают налоги, пени и свой исполнительский сбор в принудительном порядке. Поэтому, не следует затягивать с оплатой. Итак, после начисления налогов, инспекция уведомляет физическое лицо о произведенном расчете. Рассмотрим внимательнее налоговое уведомление:

Обязанности юридических лиц

О любых изменениях в своей организационной структуре налогоплательщики представляют информацию в представительства налоговых органов в регионе нахождения.

Срок в один месяц предоставляется для уведомления налоговых органов, если налогоплательщик начинает участвовать в российских или иностранных организациях (кроме хозяйственных обществ и ООО).

Такой же срок дается в случаях создания юридическим лицом, имеющим регистрацию РФ, обособленных подразделений в пределах страны (не филиалов или представительств). Это касается и вновь возникших изменений тех сведений о созданных подразделениях, которые были предоставлены ранее.

Срок в три дня предоставляется юридическим лицам на уведомление о закрытии тех обособленных структур, через которые велась деятельность организации в пределах РФ. Это норма распространяется на филиалы, представительства, иные формы обособленных подразделений.

Документы для скачивания (бесплатно)

  • Форма № С-09-2
  • Форма № С-09-3-1
  • Форма № С-09-3-2
  • Форма № С-09-6


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *