Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Миграционный учет кто может быть принимающей стороной». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Мать, которая не оформила временную регистрацию своему ребенку, не может находиться с ним на территории Российской Федерации. Регистрация ребенка происходит по аналогичным правилам, с теми же сроками. Таким образом, все дети иностранных граждан должны встать на учет не позднее указанного срока со дня въезда в страну.
Что требуется от принимающей стороны
Приглашающая сторона и принимающая – понятия разные. Первая оформляет пригласительный документ (это может быть, как гражданин РФ, так и организация), вторая – предоставляет право на временное проживание на принадлежащей ей жилплощади, а также право на осуществление коммерческой деятельности либо каких-либо работ. Функции принимающей стороны на себя могут возложить зарегистрированные на территории РФ и имеющие место для проживания лица, наниматели, предприятия, представляющие госструктуру лица, а также уполномоченные организациями (иностранными, в том числе) лица.
Если лицо с иностранным гражданством имеет на территории РФ жилую недвижимость, зарегистрировать свое проживание в ее отношении он может самостоятельно, предъявив для этой цели фиксирующее право на жилье документы.
Заполнение бланка, отправляемого после оформления в отделение МВД, следует осуществлять на русском языке.
Документы для постановки на учет
Чтобы встать на миграционный учет иностранец обязан предоставить пакет документов. В него входит:
- копия всех страниц заграничного паспорта;
- отдельная копия визы;
- оригинал и копия миграционной карты;
- копия договора аренды или свидетельство о собственности арендодателя на площадь, где проживает иностранное лицо..
Граждане стран, входящих в Европейско-Азиатское экономическое сотрудничество дополнительно предоставляют:
- копию трудового договора;
- копии документов, подтверждающих родство с иностранцем и членами его семьи;
- пакет документов, необходимых для постановки на миграционный учет согласно ст.17 закона №109-ФЗ от 18 июля 2006 г.
Нарушение миграционного учета: штрафы
Если иностранный подданный въехал на территорию РФ без:
- регистрации по реальному адресу своего нахождения;
- уведомления о своем прибытии соответствующих органов власти;
- отрывного корешка бланка регистрации и уведомления (включая его потерю),
то он является нарушителем миграционного порядка. При этом ответственность несут обе стороны (прибывшая и принимающая): 1.Иностранный гражданин наказывается штрафом в размере от 2000 до 5000 рублей. В случае повторного нарушения лицо больше не имеет права пересекать границу РФ. 2.Принимающая сторона так же штрафуется:
- физические лица – от 2000 до 4000 рублей.;
- должностные лица – от 40 000 до 50 000 рублей;
- юридические лица – от 400 000 до 500 000 рублей
В каких помещениях допускается встать на миграционный учет
По общему правилу лицо с иностранным гражданством или без гражданства вовсе подлежит регистрации по месту жительства в том жилом помещении, право пользования которым он имеет. При этом не имеет значения, в собственности ли находится недвижимость, в аренде, собственно пользовании (безвозмездном) или на ином основании предоставлена лицу.
Однако если говорить о регистрации по месту фактического нахождения данного лица, то закон упоминает несколько видов помещений, где эта процедура может быть реализована. В их числе:
- любое жилое помещение (комната в общежитии, квартира, жилой дом и т.п.);
- отели и тому подобные организации, которые предоставляют возможность проживать на ее территории (например, санаторий);
- лечебное учреждение, в котором такое лицо находится на стационарном медицинском лечении;
- ночлежки и аналогичные организации социальной помощи населения;
- помещения предприятий, не имеющие адреса (при условии, что лицо на этом предприятии осуществляет трудовую или иную приносящую доход деятельность, которая не запрещена российским законодательством).
Куда обращаться для постановки на миграционный учет
Оказание государственной услуги и принятие соответствующих решений непосредственно осуществляется главным управлением по вопросам миграции министерства внутренних дел РФ в лице его территориальных подразделений. Однако подать документы в процессе реализации данной процедуры можно несколькими способами:
- при непосредственном личном визите в миграционный пункт;
- посредством почтового отправления (желательно делать это заказным письмом с уведомлением и описью вложения, хотя закон таких требований не предъявляет);
- через любой многофункциональный центр;
- в электронной форме с использованием электронной цифровой подписи.
На какой период времени допускается зарегистрироваться по месту пребывания
Данный срок не определяется конкретным отрезком времени, а зависит от ряда обстоятельств. В общем виде он определяется уведомлением, но не может превышать определенного срока в зависимости от статуса приезжего:
- срока действия визы – в отношении тех, кому такое разрешение необходимо получать;
- 90 календарных дней – для лиц, которые имеют возможность безвизово посетить Россию;
- срок действия разрешения на временное пребывание – для лиц, имеющих такое разрешение;
- последний день срока действия ВНЖ – в отношении обладателей вида на жительство.
Инструкция по временной регистрации иностранца
Алгоритм постановки иностранца на миграционный учёт в границах РФ состоит из нескольких шагов и выглядит так:
- Гражданин покидает родную страну и въезжает в Россию. На границе ему выдают миграционную карточку, которая понадобится для дальнейшей процедуры;
- Принимающее лицо оформляет заявление о приезде иностранца и подаёт его в госструктуру удобным способом;
- При проверке сотрудник изучает документы иностранца, после чего ставит на бланке печать и вручает его отрывную часть принимающему лицу;
- Часть бланка вручается иностранцу, после чего он может 90 дней официально находиться в РФ. По окончании срока регистрация продлевается, если нет – иностранец покидает территорию РФ.
Документы для оформления и продления миграционного учета
- Паспорт иностранного гражданина.
- Миграционная карта (за исключением граждан Беларуси).
- Копия визы (только для граждан с визовым въездом).
- Документы принимающей стороны – паспорт гражданина РФ, свидетельство о праве собственности на жилое помещение (в случае, если граждан РФ оформляется учет не по адресу своей регистрации), учредительные документы (в случае, если учет оформляется на адрес компании), вид на жительство, либо документы, подтверждающие статус ВКС (в случае, если принимающей стороной является иностранный гражданин).
- Заполненный бланк уведомления о прибытии в место пребывания.
Уточненные правила уведомления об иностранцах
20 марта вступили в силу поправки в Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства от 15.01.2007 № 9. Изменения подготовлены МВД после того, как были уточнены обязанности физических и юридических лиц, выступающих принимающей стороной для иностранных граждан.
Специалисты, ведущие учет иностранных граждан в организации, должны принимать во внимание следующие изменения:
- появился перечень документов, которые иностранные граждане — выходцы из государств — членов Евразийского экономического союза (члены их семей) предъявляют принимающей стороне для постановки их на учет по месту пребывания. Среди документов:
- документ, удостоверяющий личность;
- миграционная карта;
- трудовой или гражданско-правовой договор, заключенный с работодателем или заказчиком работ (услуг) на территории Российской Федерации;
- документы, подтверждающие родственные отношения (для членов семьи трудящегося государства — члена ЕАЭС);
- разрешено при заполнении бланка уведомления о прибытии использовать аббревиатуры и сокращения слов;
- к уведомлению о прибытии прилагают копии всех вышеперечисленных документов, но удостоверение личности копировать полностью уже нужно, поскольку требуются сведения о самом иностранце и совершенных им ранее поездках;
- если работодатель ставит на учет по месту пребывания иностранного гражданина в возрасте до 1 года, рожденного на территории РФ и не выезжавшего за пределы страны, миграционную карту не потребуют (ее нет). В то же время родители должны предоставить принимающей стороне документ, удостоверяющий личность иностранного ребенка и признаваемый Российской Федерацией в таком качестве. Его получают в дипломатическом представительстве или консульстве;
- в самом уведомлении дополнительно указывают реквизиты документа, подтверждающего право пользования помещением, предоставляемым для проживания иностранцу;
- для снятия с учета принимающая сторона должна уведомить об убытии иностранного гражданина. На это дается 7 рабочих дней. Способы передачи информации — стандартные: непосредственно в МВД, через МФЦ либо по почте.
Напомним, что 08.07.2018 вступил в силу Федеральный закон от 27.06.2018 № 163-ФЗ, который уточнил некоторые нормы закона о миграционном учете иностранных граждан. В частности, местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ теперь считается:
«жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в случае осуществления в этой организации трудовой или иной не запрещенной деятельности».
В соответствии с действующей редакцией ст. 21 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», временно пребывающих иностранцев ставит на учет принимающая сторона (у самого иностранца такой обязанности нет). Место временного пребывания будет:
- по адресу жилого помещения, в котором иностранный гражданин фактически проживает. В данном случае речь идет о ситуации, когда он проживает в чужой квартире. Даже если ее арендует работодатель, обязанность по постановке на учет возникает у собственника жилья;
- по адресу гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, туристской базы, кемпинга или иного помещения, в которых он фактически проживает. Этот пункт разъясняет правила постановки на учет временно пребывающих иностранцев, которые находятся на территории РФ на отдыхе либо в командировке, то есть цель поездки — деловая или отдых, но не работа. Если иностранец приехал работать и проживает в гостинице, то администрация является принимающей стороной и обязана поставить его на учет;
- по адресу медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме в том числе лицам без определенного места жительства, в которой он находится в связи с получением услуг этого предприятия. Больницы ставят на учет временно пребывающих иностранцев, приехавших с целью получить медицинские услуги (лечиться);
- по адресу учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором гражданин содержится;
- по адресу организации, в которой работник осуществляет трудовую или иную, не запрещенную законодательством РФ, деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении без собственных адресных данных, которое предприятие предоставило работникам для временного проживания. То есть принимающей стороной считается работодатель, поэтому он и обязан уведомлять о прибытии иностранца.
Правила проверок соблюдения правил миграционного учета
Миграционным контролем больше 2 лет занимаются территориальные исполнительные органы в сфере миграции, организованные в МВД. На сайте ведомства к концу декабря всегда появляются списки юридических лиц, в отношении которых планируется проверка в следующем году. Однако до сих пор компании, которые нанимают иностранную рабочую силу, проверялись по внутренним регламентам, и в каждом регионе такие документы отличались. В 2018 году на основании Постановления Правительства РФ от 13.02.2017 № 177 МВД начало разработку единого списка контрольных вопросов, так называемых чек-листов.
Соответствующий Приказ МВД № 42 от 29.01.2019 вступил в силу 11 марта. С этой даты чек-листы обязательны для инспекторов.
Что касается самого проверочного листа, то у него следующая структура:
- в начале содержится информация о государственном органе и ответственных лицах, проводящих проверку, и об организации, на территории которой эта проверка проходит;
- затем идет сам список из 10 вопросов, которые изучают контролеры. Например, такие:
- имеются ли у организации разрешения на привлечение и использование иностранных граждан;
- подает ли работодатель уведомления в территориальный орган МВД России о заключении (расторжении) договоров со всеми иностранными гражданами;
- прекращаются ли договоры в случае аннулирования разрешения на работу, если отсутствуют основания для продления указанного срока либо если иностранный гражданин не предпринял действий, требуемых для продления.
Порядок и правила пребывания
Закон предусматривает, что после истечения семи дней въезжающий обязан уведомить о своём местонахождении на территории РФ и получить соответствующие документы в местном миграционном отделении. Постановка на учет — неукоснительное правило для всех иностранных подданных и путешественников из СНГ.
Для граждан некоторых стран порядок устанавливает определённые сроки пребывания на территории РФ. Беларусь, Армения, Казахстан – 30 суток, для Таджикистана — 15 суток, а для Украины — 3 месяца.
Зарегистрировать своё пребывание и встать на учет должен каждый иностранный подданный, если он будет пребывать в РФ более чем 7 суток. Если он покидает страну раньше, то оформление регистрации в ФМС не представляет необходимости и закон не нарушается. Семидневный период включает в себя тот день, когда приезжий пересекает границу, независимо от того, сколько ему ещё добираться до пункта назначения.
Продление миграционного учета.
Поскольку продление миграционного учета требует наличия оснований, каждый иностранец должен знать, в каком случае ему будет доступна эта процедура. Среди оснований, наличии которых позволит продление миграционного учета иностранных граждан, находятся:
1 | Вынужденная задержка на территории страны, связанная с чрезвычайными обстоятельствами или введенными правительством ограничениями на выезд. Законность нахождения на территории державы будет продлено вплоть до окончания карантина или других действующих ограничений. |
2 | Беременность или роды, уход за близким родственником, находящимся на стационарном лечении, а также оформление наследства или гражданства. Продление законного нахождения регламентируется основаниями, которые послужили причиной к таким действиям. |
3 | Уважительная причина, такая как принятие обращения на оформлению ВНЖ продлевает законность нахождения в державе на срок рассмотрения обращения, который занимает четыре месяца. |
Обязанности принимающей стороны
К основным обязанностям, которые ложатся на принимающую сторону, относятся:
- Своевременная регистрация иностранца в органах миграционного учета, правильное заполнение бланка на каждого прибывшего иммигранта.
- Передача отрывной части уведомления с отметкой о приеме приглашенной стороне.
- Контроль за соблюдением прочих правил миграционного учета: изменение основных данных в базе данных (например, при смене фамилии), действия во избежание превышения срока разрешенного проживания в России, т. е. возможное содействие в продлении или снятии с учета.
Продление миграционного учета на срок действия разрешения на работу (виза) или патента на работу (без визы), на 1 год для граждан ЕАЭС
Срок разрешенного временного пребывания безвизовых иностранцев в РФ без оформления дополнительных документов составляет 90 суток, но иностранные граждане, заключившие трудовой договор и получившие патент на работу, должны оформить продление миграционного учета на срок действия заранее оплаченных чеков по патенту, но не более чем на 1 год с даты выдачи патента.
Срок разрешенного временного пребывания визовых иностранцев в РФ без оформления дополнительных документов ограничен сроком, указанным в визе. Однако если иностранный гражданин въехал по рабочей визе и получил разрешение на работу, то он должен продлить визу и свой миграционный учет на срок действия разрешения на работу.
Срок разрешенного временного пребывания граждан ЕАЭС (Белоруссии, Киргизии, Армении, Казахстана) в России составляет 90 суток. Для них предусмотрен упрощенный порядок трудоустройства — им не требуется оформлять дополнительных разрешительных документов. Поэтому после заключения трудового договора работодатель иностранного гражданина из ЕАЭС должен просто продлить ему миграционный учет на срок действия договора, но не более, чем на 1 год с даты въезда.
Постановка на миграционный учет иностранцев в России
По закону человек не может быть лишен каких-либо прав на основании отсутствия регистрации. Однако сопроводительные подзаконные акты ограничивают доступ к социальным благам (трудоустройство, медицина, образование) для мигрантов, которые не стали в положенные сроки на миграционный учет. Кроме того, это карается также материально (в виде штрафов) и физически (путем административного выдворения).
В соответствии с законодательными нормами каждый иностранный гражданин, как и россиянин, обязан уведомить государственные органы о своем фактическом месте пребывания, или, говоря простыми словами, оформить временную прописку.
Постановка на учет осуществляется исключительно в целях информирования. Об уведомительном характере регистрации говорится практически во всех нормативных актах, при этом неважно, на каких основаниях (в визовом или безвизовом порядке) и в каких целях (работа, учеба, прохождение лечения, командировка, визит к родственникам и под.) мигрант приехал в Российскую Федерацию.
Стать на регистрационный учет можно разными способами – от личного посещения государственных органов до использования онлайн-ресурсов.