Лицензирование медицинской деятельности хотят изменить

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лицензирование медицинской деятельности хотят изменить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Наиболее существенным моментом является то, что новое Положение не изменяет состава лицензирующих органов. Так, у Росздравнадзора сохраняются полномочия в части оценки соблюдения любыми лицензиатами лицензионных требований, что обеспечивается через федеральный государственный контроль (надзор) в сфере обращения ЛС.

Новые требования к уровню образования руководителей медицинской организации

Минздрав РФ предлагает пересмотреть требования к образованию и стажу работы руководителей медицинской организации, заместителя руководителя медицинской организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности и руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности. Для этого формулировки уточнены и приведены в соответствие с действующими нормами Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и профессионального стандарта «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья», утверждённого приказом Минтруда России от 07.11.2017 № 768н.

Новое требование к медицинскому профильному образованию будет касаться только тех руководителей медицинский организаций и структурных подразделений, а также ИП, которые намерены осуществлять доврачебную помощь. Эта категория руководителей должны будут иметь высшее медицинское образование (уровень бакалавриата по направлению подготовки «Сестринское дело») или среднее медицинское образование, а также сертификат специалиста по специальности или свидетельство об аккредитации.

Новые дополнения в Перечень

Будут внесены изменения в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, в части актуализации работ (услуг):

  • по судебно-медицинской экспертизе – дополнение работами (услугами) по судебно-медицинской экспертизе и обследованию потерпевших, обвиняемых и других лиц и по материалам дела;
  • судебно-медицинской экспертизе и исследованию трупа и по материалам делам, исключение спектрографической и судебно-цитологической экспертиз;
  • по судебно-психиатрической экспертизе (комплексной) – для амбулаторной вводится уточнение «живых лиц и заочной, в том числе посмертной, по медицинским документам и иным материалам», для стационарной редакционно уточняется формулировка.

При этом наименования работ (услуг), касающихся медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством и медицинского освидетельствования на наличие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа иностранным гражданам и лицам без гражданства в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации, необходимо привести в соответствие с Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и пунктом 5.2.106 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 608.

Заявление о предоставлении лицензии

С 1 сентября 2023 года п. 8 Положения будет действовать в новой редакции.

Для получения лицензии ее соискатель представляет в лицензирующий орган заявление в форме электронного документа, заверенного электронной подписью в соответствии с п. 21 Положения, о предоставлении лицензии, в котором указываются сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», с использованием данных из федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» и единого реестра учета лицензий в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Также с указанной даты в новой редакции будет действовать и п. 9 Положения: подача заявления о предоставлении лицензии, заявления о внесении изменений в реестр лицензий осуществляется посредством использования федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в форме электронного документа.

Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра ’’Сколково»)

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории РФ медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково».

2. Лицензирование медицинской деятельности, осуществляемой на территории международного медицинского кластера иностранными юридическими лицами — участниками проекта международного медицинского кластера, осуществляется в соответствии с настоящим Положением с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

3. Лицензирование медицинской деятельности осуществляют следующие лицензирующие органы:

а) Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения в отношении:

  • медицинской деятельности, осуществляемой медицинскими и иными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, а также организациями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;
  • медицинской деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи;
  • медицинской деятельности, осуществляемой иными организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, в части лицензионного контроля (за исключением лицензиатов, представивших заявления о переоформлении лицензий), полномочий по приостановлению, возобновлению действия и аннулированию лицензий;

б) уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ (в части предоставления и переоформления лицензий, предоставления выписок из реестра лицензий, осуществления лицензионного контроля в отношении соискателей лицензий и лицензиатов, представивших заявления о переоформлении лицензий, прекращения действия лицензий, формирования и ведения реестров предоставленных органами государственной власти субъектов РФ лицензий, утверждения форм заявлений о предоставлении и переоформлении лицензий, утверждения форм уведомлений, выписок из указанных реестров лицензий и других используемых в процессе лицензирования документов, а также предоставления заинтересованным лицам информации по вопросам лицензирования, включая размещение этой информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») на официальных сайтах органов государственной власти субъектов РФ с указанием адресов электронной почты, по которым пользователями этой информации могут быть направлены запросы и получена запрашиваемая информация) в отношении:

  • медицинской деятельности, осуществляемой медицинскими и иными организациями, за исключением организаций, подведомственных
  • федеральным органам исполнительной власти, а также организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, а также за исключением медицинской деятельности, указанной в абзаце третьем подпункта «а» настоящего пункта;
  • медицинской деятельности, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, за исключением медицинской деятельности, указанной в абзаце третьем подпункта «а» настоящего пункта;
  • медицинской деятельности, осуществляемой иностранными юридическими лицами — участниками проекта международного медицинского кластера.

4. Медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Министерством здравоохранения РФ утверждается классификатор работ (услуг), предусмотренных приложением к настоящему Положению. Предметом указанного классификатора является соотнесение видов работ (услуг) с видами и условиями оказания медицинской помощи, установленными соответствующими порядками оказания медицинской помощи, положениями об организации оказания медицинской помощи по видам, правилами проведения лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных видов диагностических исследований, порядком использования вспомогательных репродуктивных технологий, порядками проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинского освидетельствования, порядками организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, утвержденными в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Классификатор утверждается исключительно в целях его применения при оформлении лицензий и не устанавливает обязательных требований.

Читайте также:  Кто оплачивает судебные расходы ненадлежащего ответчика

5. Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее — лицензия), являются:

а) наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих санитарным правилам, соответствие которым устанавливается в санитарно-эпидемиологическом заключении;

б) наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, медицинских изделий (оборудование, аппараты, приборы, инструменты), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»;

в) наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих образование, предусмотренное квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам, и пройденной аккредитации специалиста или сертификата специалиста по специальности, необходимой для выполнения заявленных соискателем лицензии работ (услуг);

г) наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудование, аппараты, приборы, инструменты) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию, либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности;

д) соответствие структуры и штатного расписания соискателя лицензии — юридического лица, входящего в государственную или муниципальную систему здравоохранения, общим требованиям, установленным для соответствующих медицинских организаций, в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»;

е) соответствие соискателя лицензии — юридического лица:

  • намеренного выполнять заявленные работы (услуги) по обращению донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, — требованиям, установленным статьями 15 и 16 Федерального закона «О донорстве крови и ее компонентов»;
  • намеренного выполнять заявленные работы (услуги) по трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, требованиям, установленным статьей 4 Закона РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека»;
  • намеренного осуществлять медико-социальную экспертизу, установленным статьей 60 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и статьей 8 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ»
  • требованиям, касающимся организационно-правовой формы юридического лица;

Требования к лицензиату

Получатель лицензии (лицензиат) должен выполнить ряд условий, необходимых для выдачи разрешения.

К их числу относят:

  • наличие у заявителя помещения, а также документов, подтверждающих факт его использования на законных основаниях (правоустанавливающие документы, договор аренды);
  • соответствующий кадровый состав. Квалификация каждого сотрудника обязательно должна подтверждаться документами об образовании;
  • наличие разрешения на использование во время ведения деятельности медицинского оборудования, врачебных инструментов;
  • опыт работы сотрудников должен быть как минимум 3 года;
  • проведение периодических проверок с целью повышения качества предоставляемых услуг;
  • соблюдение правил и инструкций во время работы с медицинскими приборами, препаратами;
  • наличие информации о радиационном состоянии используемой медтехники, а также специального оборудования. Сведения оформляются в виде таблицы;
  • контроль над проведением мероприятий, направленных на повышение квалификации персонала. Как правило, курсы повышения квалификации каждый сотрудник должен посетить один раз в пять лет.

Лицензионные требования для лицензиатов

Для лицензиатов одним из основных лицензионных требований является наличие производственного объекта или объектов (помещений, зданий, сооружений) и оборудования по месту осуществления фармацевтической деятельности, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и право пользования. Такое требование было и в настоящем Положении о лицензировании. Также как для соискателей лицензии, для лицензиатов есть возможность в целях получения лицензии заключить договор аутсорсинга с другим лицензиатом, который уже имеет лицензию на осуществление фармацевтической деятельности по оптовой торговле ЛС и соответственно имеет в собственности или аренде необходимое помещение и оборудование.

Аналогично, как и для соискателей лицензии, установлен срок действия договора о передаче работ (услуг) на аутсорсинг (в части хранения ЛС срок договора составляет от 12 месяцев). Исключением из числа лицензиатов, которые могут заключать договора аутсорсинга являются медицинские организации и их обособленные подразделения.

В случае расторжения договора о передаче работ (услуг) на аутсорсинг, лицензиат обязан направить в Росздравнадзор заявление о внесении изменений в реестр лицензий в части исключения производственного объекта или объектов из реестра лицензий.

В состав обязательных лицензионных требований включены отсылочные нормы к различным нормативно-правовым актам, которые должен соблюдать лицензиат. В действующим Положении также в отношении лицензиата, ведущего оптовую торговлю ЛС обязателен к исполнению ряд требований, который установлен различными нормативно-правовыми актами, регулирующих сферу обращения ЛС. В этой части произошли лишь незначительные изменения. Так, организации оптовой торговли должны в процессе осуществления своей деятельности придерживаться исполнения:

  • требований, установленных ст. 53 ФЗ-61 (правила продажи, передачи ЛС организациями оптовой торговли лекарственными средствами) и 54 ФЗ-61 (данное требование было и в предыдущем Положении, в новом положении добавили обязательность соблюдения части 7 статьи 67 ФЗ-61, которая связана с обязанностью осуществления мониторинга движения ЛП);
  • норм Правил надлежащей дистрибьюторской практики лекарственных препаратов для медицинского применения в рамках Евразийского экономического союза (добавили указание на ЕАЭС);
  • норм Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения (не претерпело изменений);
  • норм Правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения (не претерпело изменений);
  • знание установленных предельных размеров оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (из нового Положения данное требование исключено).

Для тех лицензиатов, которые осуществляют розничную торговлю, обязателен для исполнения также целый ряд лицензионных требований, предъявляемых в рамках различных законодательных актов, к которым относятся:

  • Правила надлежащей аптечной практики;
  • Правила надлежащей практики хранения, перевозки, отпуска лекарственных препаратов;
  • Правила отпуска наркотических средств и психотропных веществ, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества;
  • Правила регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств;
  • Правила ведения и хранения специальных журналов учета операций, требования части 6 статьи 55 ФЗ-61.

Отметим, что эти правила были и ранее в Положении о лицензировании. Новое положение дополнено обязательным исполнением части 7 статьи 67 ФЗ-61 и исключено требование об обязательном исполнении норм, регулирующих установленные предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на ЛП, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших ЛП.

Также, если лицензиатом является медицинская организация или обособленное подразделение медицинской организации – необходимо соблюдать правила отпуска ЛП в соответствии с требованиями части 7 статьи 67 ФЗ-61.

Таким образом, можно отметить, что основным изменением в этой части является исключение из перечня лицензионных требований соблюдение установленных предельных размеров оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на ЛП, включенные в перечень ЖНВЛП.

Что касается требований к образованию и стажу работы, то они аналогичны тем требованиям, которые предъявляются в этой части к соискателю лицензии.

Так, если лицензиат ИП, то ему достаточно иметь высшее или среднее фармацевтическое образование, а также сертификат специалиста или пройденной аккредитации специалиста. Требования к стажу работы не предъявляется. Что касается работников лицензиата, то предъявляемые к ним требования отображены в табличной форме, расположенной ниже.

Наличие у лицензиата работников, заключивших с ним трудовые договоры, деятельность которых непосредственно связана с оптовой торговлей ЛС, их хранением и (или) розничной торговлей ЛП, их отпуском, хранением и изготовлением, и��еющих
для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения ЛС для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения ЛС в обособленных подразделениях медицинских организаций
высшее или среднее фармацевтическое образование, а также сертификат специалиста или пройденную аккредитацию специалиста дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения при наличии права на осуществление медицинской деятельности
Требований к стажу не предъявляется
повышение квалификации специалистов с фармацевтическим образованием не реже одного раза в 5 лет

Порядок получения лицензии

Для начала определимся с органом, уполномоченным осуществлять лицензирование фармацевтической деятельности. Как мы уже указали в начале статьи, вводимые изменения не затронули эту сферу. Как и прежде, именно Росздравнадзор осуществляет лицензирование фармацевтической деятельности в части деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли. Деятельность Росздравнадзора в отношении лицензирования регламентируется ЛС ФЗ №323 и Постановлением Правительства РФ от 21.11.2011 № 957 «Об организации лицензирования отельных видов деятельности».

Территориальные органы Росздравнадзора осуществляют лицензирование фармацевтической деятельности в части деятельности, осуществляемой:

  • организациями, за исключением организаций оптовой торговли ЛС и аптечных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;
  • индивидуальными предпринимателями;
  • иностранными юридическими лицами.

Согласно п. 8 Нового Положения о лицензировании для получения лицензии соискатель лицензии направляет в электронной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются сведения, предусмотренные частью 1 статьи 13 Закона о лицензировании (ранее необходимо было прилагать еще опись вложения документов, сейчас такого требования нет).

Заявление на выдачу лицензии подается только в электронной форме через «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» посредством использования личного кабинета. Соискатель лицензии в автоматическом режиме информируется о сведениях, подлежащих представлению для целей получения лицензии.

При проведении проверки достоверности сведений, содержащихся в представленном соискателем лицензии (лицензиатом) заявлении о предоставлении лицензии (заявлении о внесении изменений в реестр лицензий), лицензирующий орган запрашивает необходимые сведения, находящиеся в распоряжении иных государственных и муниципальных органов (межведомственное взаимодействие осуществлялось и согласно норм предшествующего Положения).

Сроки рассмотрения заявления и принятия решения о выдаче или отказе в выдаче лицензии существенно сократились. Лицензирующий орган осуществляет оценку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении вместо 45 дней, в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии.

Также, сократилось время на размещения актуальных данных относительно лицензии в соответствующем реестре. Теперь такая информация размещается в режиме реального времени либо не позднее 5 минут с момента внесения изменений в реестр лицензий. В случае неработоспособности информационной системы актуальная информация из реестра лицензий размещается на официальных сайтах после восстановления работоспособности информационной системы, но не позднее 3 рабочих дней со дня внесения сведений в реестр лицензий.

В автоматизированном режиме будет осуществляться и формирования лицензионного дела соискателя лицензии в автоматизированной информационной системе Росздравнадзора. Ныне действующее Положение предусматривает проведение проверки в форме:

  1. оценки соответствия соискателя лицензии, лицензиата лицензионным требованиям, проводимой в соответствии со статьей 19.1 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  2. государственного контроля (надзора) за соблюдением лицензиатом лицензионных требований, осуществляемого в соответствии со ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  3. периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям, проводимого в соответствии со статьей 19.3 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Согласно пункту 18 нового Положения о лицензировании, оценка соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям будет осуществляться лицензирующим органом все также, в соответствии со статьей 19.1 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Оценка соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям будет проводится в форме выездной оценки. Использование средств дистанционного взаимодействия, в том числе видеосвязи, при проведении выездной оценки соответствия лицензионным требованиям будет осуществляться:

  • при заявлении соискателем лицензии работ и услуг по розничной торговле ЛП;
  • при заявлении лицензиатом нового адреса по виду работ и услуг по розничной торговле ЛП.

После того как проверка соответствия соискателя лицензии или лицензиата будет завершена, нормы п. 23 нового Положения о лицензировании обязывают Росздравнадзор в течение 5 рабочих дней со дня выдачи документа об окончании проверки лицензиата направлять в органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие лицензирование фармацевтической деятельности, заверенные копии приказов о приостановлении и возобновлении действия лицензий, назначении проверок лицензиатов, копии актов проверок лицензиатов, предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, протоколов об административных правонарушениях, постановлений о назначении административных наказаний и других документов, связанных с осуществлением федерального государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств, в отношении лицензиатов (за исключением лицензиатов, представивших заявления о внесении изменений в реестр лицензий), осуществляющих деятельность по обращению ЛС, для включения в лицензионные дела в бумажном или электронном виде.

Новое Положение о лицензировании также сохраняет право за соискателем лицензии на отзыв заявления о предоставлении лицензии до принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.

За предоставление лицензии и внесение в нее изменений уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены налоговым кодексом РФ. Согласно п.9 Постановления Правительства РФ от 12.03.2022 № 353 с 14.03.2022 по 31.12.2022 г. уплата госпошлины не требуется.

Каков порядок информирования о выдаче (переоформлении) лицензии?

Одним из новшеств Положения N 291 является требование о размещении лицензирующим органом в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в порядке, установленном Правительством РФ, сведений о ходе принятия им решения о предоставлении или переоформлении лицензии, проведении проверки соответствия соискателя лицензии и лицензиата лицензионным требованиям.

Кроме того, согласно п. 11 Положения N 291 информация, относящаяся к осуществлению медицинской деятельности, предусмотренная ч. 1 и 2 ст. 21 Закона о лицензировании, должна размещаться на официальном сайте лицензирующего органа в Интернете и (или) на информационных стендах в помещениях лицензирующего органа в течение 10 дней с момента:

  • официального опубликования нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемой деятельности;
  • принятия лицензирующим органом решения о предоставлении, переоформлении, приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии;
  • получения от ФНС сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации, прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
  • вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

В заключение отметим, что согласно ст. 9 Закона о лицензировании все лицензии, выдаваемые в соответствии с новым Законом, будут действовать бессрочно. Ранее лицензия на осуществление медицинской деятельности выдавалась на срок не менее пяти лет, а бессрочное действие лицензии Положением N 30 не было предусмотрено. Таким образом, законодатель провел мероприятия по совершенствованию процедуры лицензирования.

Для десяти сфер деятельности лицензии продлят автоматом еще на год

  • Полное сопровождение на всех этапах процедуры лицензирования, опыт получения лицензий от медицинского кабинета до многопрофильной клиники;
  • знание отраслевых норм и требований к помещениям, персоналу, медицинской технике помогает сэкономить время на получение лицензии;
  • индивидуальный подход к клиенту, при необходимости оказание дополнительных услуг (разработка документов и другие услуги);
  1. При оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по:
    • акушерскому делу;
    • анестезиологии и реаниматологии;
    • бактериологии;
    • вакцинации (проведению профилактических прививок);
    • гигиене в стоматологии;
    • гигиеническому воспитанию;
    • гистологии;
    • дезинфектологии;
    • лабораторному делу;
    • лабораторной диагностике;
    • лечебной физкультуре;
    • лечебному делу;
    • медико-социальной помощи;
    • медицинской оптике;
    • медицинской статистике;
    • медицинскому массажу;
    • наркологии;
    • неотложной медицинской помощи;
    • операционному делу;
    • общей практике;
    • организации сестринского дела;
    • паразитологии;
    • рентгенологии;
    • сестринскому делу;
    • сестринскому делу в косметологии;
    • сестринскому делу в педиатрии;
    • стоматологии;
    • стоматологии ортопедической;
    • стоматологии профилактической;
    • физиотерапии;
    • функциональной диагностике;
    • энтомологии;
    • эпидемиологии;
  2. При оказании первичной врачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по:
    • вакцинации (проведению профилактических прививок);
    • неотложной медицинской помощи;
    • общей врачебной практике (семейной медицине);
    • организации здравоохранения и общественному здоровью;
    • педиатрии;
    • терапии;
    • управлению сестринской деятельностью;
  3. При оказании первичной врачебной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара по:
    • клинической лабораторной диагностике;
    • неотложной медицинской помощи;
    • общей врачебной практике (семейной медицине);
    • организации здравоохранения и общественному здоровью;
    • педиатрии;
    • терапии;
    • управлению сестринской деятельностью;
  4. При оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по:
    • авиационной и космической медицине;
    • акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий);
    • акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий);
    • аллергологии и иммунологии;
    • анестезиологии и реаниматологии;
    • бактериологии;
    • вирусологии;
    • водолазной медицине;
    • гастроэнтерологии;
    • гематологии;
    • генетике;
    • гериатрии;
    • гигиеническому воспитанию;
    • гистологии;
    • дезинфектологии;
    • дерматовенерологии;
    • детской кардиологии;
    • детской онкологии;
    • детской урологии-андрологии;
    • детской хирургии;
    • детской эндокринологии;
    • диабетологии;
    • диетологии;
    • забору, криоконсервации и хранению половых клеток и тканей репродуктивных органов;
    • инфекционным болезням;
    • кардиологии;
    • клинической лабораторной диагностике;
    • клинической микологии;
    • клинической фармакологии;
    • колопроктологии;
    • косметологии;
    • лабораторной генетике;
    • лабораторной микологии;
    • лечебной физкультуре и спортивной медицине;
    • мануальной терапии;
    • медицинской генетике;
    • медицинской статистике;
    • медицинской реабилитации;
    • неврологии;
    • нейрохирургии;
    • неотложной медицинской помощи;
    • нефрологии;
    • онкологии;
    • организации здравоохранения и общественному здоровью;
    • ортодонтии;
    • оториноларингологии (за исключением кохлеарной имплантации);
    • офтальмологии;
    • паразитологии;
    • патологической анатомии;
    • пластической хирургии;
    • профпатологии;
    • психиатрии;
    • психиатрии-наркологии;
    • психотерапии;
    • пульмонологии;
    • радиологии;
    • ревматологии;
    • рентгенологии;
    • рефлексотерапии;
    • санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
    • сексологии;
    • сердечно-сосудистой хирургии;
    • стоматологии детской;
    • стоматологии общей практики;
    • стоматологии ортопедической;
    • стоматологии терапевтической;
    • стоматологии хирургической;
    • сурдологии-оториноларингологии;
    • токсикологии;
    • торакальной хирургии;
    • травматологии и ортопедии;
    • транспортировке половых клеток и (или) тканей репродуктивных органов;
    • ультразвуковой диагностике;
    • управлению сестринской деятельностью;
    • урологии;
    • физиотерапии;
    • фтизиатрии;
    • функциональной диагностике;
    • хирургии;
    • челюстно-лицевой хирургии;
    • эндокринологии;
    • эндоскопии;
    • энтомологии;
    • эпидемиологии;
    1. При оказании специализированной медицинской помощи в условиях дневного стационара по:
      • авиационной и космической медицине;
      • акушерскому делу;
      • акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий);
      • акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий);
      • аллергологии и иммунологии;
      • анестезиологии и реаниматологии;
      • бактериологии;
      • вирусологии;
      • водолазной медицине;
      • гастроэнтерологии;
      • гематологии;
      • генетике;
      • гериатрии;
      • гистологии;
      • дезинфектологии;
      • дерматовенерологии;
      • детской кардиологии;
      • детской онкологии;
      • детской урологии-андрологии;
      • детской хирургии;
      • детской эндокринологии;
      • диабетологии;
      • диетологии;
      • забору гемопоэтических стволовых клеток;
      • забору, криоконсервации и хранению половых клеток и тканей репродуктивных органов;
      • инфекционным болезням;
      • кардиологии;
      • клинической лабораторной диагностике;
      • клинической микологии;
      • клинической фармакологии;
      • колопроктологии;
      • лабораторной генетике;
      • лабораторной диагностике;
      • лабораторной микологии;
      • лабораторному делу;
      • лечебной физкультуре;
      • лечебной физкультуре и спортивной медицине;
      • мануальной терапии;
      • медицинской генетике;
      • медицинской оптике;
      • медицинской реабилитации;
      • медицинской статистике;
      • медицинскому массажу;
      • неврологии;
      • нейрохирургии;
      • неонатологии;
      • нефрологии;
      • общей практике;
      • онкологии;
      • операционному делу;
      • организации здравоохранения и общественному здоровью;
      • организации сестринского дела;
      • ортодонтии;
      • оториноларингологии (за исключением кохлеарной имплантации);
      • офтальмологии;
      • патологической анатомии;
      • паразитологии;
      • педиатрии;
      • психиатрии;
      • психиатрии-наркологии;
      • психотерапии;
      • пульмонологии;
      • радиологии;
      • радиотерапии;
      • ревматологии;
      • рентгенологии;
      • рентгенэндоваскулярной диагностике и лечению;
      • рефлексотерапии;
      • сексологии;
      • сердечно-сосудистой хирургии;
      • сестринскому делу;
      • сестринскому делу в педиатрии;
      • стоматологии детской;
      • стоматологии ортопедической;
      • стоматологии терапевтической;
      • стоматологии хирургической;
      • сурдологии-оториноларингологии;
      • терапии;
      • торакальной хирургии;
      • травматологии и ортопедии;
      • транспортировке половых клеток и (или) тканей репродуктивных органов;
      • трансфузиологии;
      • ультразвуковой диагностике;
      • управлению сестринской деятельностью;
      • урологии;
      • физиотерапии;
      • фтизиатрии;
      • функциональной диагностике;
      • хирургии;
      • хирургии (абдоминальной);
      • хирургии (комбустиологии);
      • челюстно-лицевой хирургии;
      • эндокринологии;
      • эндоскопии;
      • энтомологии;
      • эпидемиологии;
      1. При оказании скорой медицинской помощи вне медицинской организации по:
        • организации здравоохранения и общественному здоровью;
        • медицинской статистике;
        • скорой медицинской помощи;
        • управлению сестринской деятельностью;
      2. При оказании скорой специализированной медицинской помощи вне медицинской организации, в том числе выездными экстренными консультативными бригадами скорой медицинской помощи, по:
        • акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий);
        • анестезиологии и реаниматологии;
        • гематологии;
        • детской кардиологии;
        • детской онкологии;
        • детской урологии-андрологии;
        • детской хирургии;
        • детской эндокринологии;
        • инфекционным болезням;
        • кардиологии;
        • неврологии;
        • нейрохирургии;
        • неонатологии;
        • организации здравоохранения и общественному здоровью;
        • офтальмологии;
        • педиатрии;
        • психиатрии;
        • психиатрии-наркологии;
        • реаниматологии;
        • сердечно-сосудистой хирургии;
        • терапии;
        • токсикологии;
        • торакальной хирургии;
        • травматологии и ортопедии;
        • управлению сестринской деятельностью;
        • урологии;
        • хирургии;
        • хирургии (абдоминальной);
        • хирургии (комбустиологии);
        • челюстно-лицевой хирургии;
        • управлению сестринской деятельностью;
        • эндокринологии;
        • эндоскопии;
      3. При оказании скорой медицинской помощи в амбулаторных условиях по:
        • организации здравоохранения и общественному здоровью;
        • медицинской статистике;
        • скорой медицинской помощи;
        • управлению сестринской деятельностью;
      4. При оказании скорой специализированной медицинской помощи в амбулаторных условиях по:
        • акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий);
        • анестезиологии и реаниматологии;
        • инфекционным болезням;
        • кардиологии;
        • неврологии;
        • нейрохирургии;
        • организации здравоохранения и общественному здоровью;
        • педиатрии;
        • психиатрии;
        • психиатрии-наркологии;
        • реаниматологии;
        • терапии;
        • токсикологии;
        • травматологии и ортопедии;
        • управлению сестринской деятельностью;
      5. При оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в стационарных условиях (в условиях отделения экстренной медицинской помощи) по:
        • анестезиологии и реаниматологии;
        • дезинфектологии;
        • клинической лабораторной диагностике;
        • лабораторной диагностике;
        • лабораторному делу;
        • организации здравоохранения и общественному здоровью;
        • общей практике;
        • рентгенологии;
        • сестринскому делу;
        • скорой медицинской помощи;
        • ультразвуковой диагностике;
        • управление сестринской деятельностью;
        • эндоскопии.

      Старый/новый лицензионный контроль

      По каким-то причинам регулятор забыл о том, что 01 июля 2021 года в России вступает в силу новый Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» (далее — ФЗ № 248). Между тем, разработчики проекта решили сослаться на действующий ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Причем главным инструментом лицензионного контроля остаются проверки. При этом ФЗ № 248 предусматривает несколько видов контрольных мероприятий. К слову, положения о плановых и внеплановых контрольных мероприятиях по новому закону о контроле также распространяются на лицензионный контроль (ч. 3 ст.2 ФЗ № 248). Но даже если полагать, что контроль будет осуществляться только путем проведения проверок (как одного из вида контрольных мероприятий), то формулировка пункта 14 проекта должна была звучать следующим образом: «Оценка соблюдения обязательных требований в рамках лицензионного контроля осуществляется путем проведения контрольных мероприятий в виде проверок». В итоге, после принятия проекта, его придется снова приводить в соответствии с действующим законодательством, что, на наш взгляд, является совершенно бессмысленным мероприятием.

      Несколько уточнений по вопросу квалификации деятельности в качестве медицинской

      Иногда бывает тяжело с ходу определить, носит деятельность лечебный характер или нет.

      Так, не всегда включение услуги или работы в Перечень и ее соответствие остальным требованиям влечет необходимость в приобретении лицензии на медицинскую деятельность.

      К примеру, Минздрав в письме от 27.02.2018 № 27-3/3008543-81 пояснил, что услуги и работы в сфере дезинфектологии могут квалифицироваться как медицинская деятельность (а следовательно, требуют лицензии на медицинскую деятельность) в тех случаях, когда они оказываются в рамках первичной, медико-санитарной, специализированной медпомощи и помощи при санитарно-курортном лечении. Если же дезинфекционная деятельность не связана с оказанием медицинских услуг, то необходимость в получении специального разрешения на осуществление такого вида деятельности отсутствует.

      Зачем меняют Положение о лицензировании медицинской деятельности?

      На сегодня в вопросе о лицензировании мед. деятельности имеются противоречия в законодательстве. Они в свою очередь вызывают трудности в правоприменительной практике.

      Сегодня действует Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности».

      В медицинскую деятельность входят виды работ, которые перечислены в Приложении Положения (Постановление Правительства №291). При этом эти виды работ (услуг) должны выполнятся при следующих условиях:

      при оказании первичной медико-санитарной,

      при специализированной (в том числе высокотехнологичной),

      скорой (в том числе скорой специализированной),

      при паллиативной медицинской помощи,

      при оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении,

      при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи,

      при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

      Новые требования к уровню образования руководителей медицинской организации

      Минздрав РФ предлагает пересмотреть требования к образованию и стажу работы руководителей медицинской организации, заместителя руководителя медицинской организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности и руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности. Для этого формулировки уточнены и приведены в соответствие с действующими нормами Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и профессионального стандарта «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья», утверждённого приказом Минтруда России от 07.11.2017 № 768н.

      Новое требование к медицинскому профильному образованию будет касаться только тех руководителей медицинский организаций и структурных подразделений, а также ИП, которые намерены осуществлять доврачебную помощь. Эта категория руководителей должны будут иметь высшее медицинское образование (уровень бакалавриата по направлению подготовки «Сестринское дело») или среднее медицинское образование, а также сертификат специалиста по специальности или свидетельство об аккредитации.


      Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *