Применение полицией физической силы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Применение полицией физической силы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Применение сотрудниками физической силы и спецсредств регламентирует пятая глава «Закона о полиции» и третья «О войсках национальной гвардии Российской федерации». В них подробно описано, когда работники милиции могут применить силу, обозначена возможность использования спецсредств и запреты на это.

Когда разрешено использовать специльные средства

Применять специальные средства (наручники, дубинки, электрошокеры, газовые средства и т.д.) сотруднику полиции разрешено:

— для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;
— для пресечения преступления или административного правонарушения;
— для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
-для задержания лица, застигнутого при совершении преступления или пытающегося скрыться;
— для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;
— для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию, а также, в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;
— для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
— для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;
— для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения.

Статья 19. Общие условия и пределы применения народными дружинниками физической силы

1. Народные дружинники при участии в охране общественного порядка могут применять физическую силу для устранения опасности, непосредственно угрожающей им или иным лицам, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.

2. Перед применением физической силы народный дружинник обязан сообщить лицу, в отношении которого предполагается ее применение, что он является народным дружинником, предупредить о своем намерении и предоставить данному лицу возможность для прекращения действий, угрожающих жизни и здоровью народного дружинника или иных лиц.

3. Народный дружинник имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, если промедление в ее применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан или народного дружинника либо может повлечь иные тяжкие последствия.

4. Народный дружинник при применении физической силы действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяется физическая сила, характера и силы оказываемого ими сопротивления.

5. Народный дружинник обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, первую помощь, а также в случае необходимости принять меры по обеспечению оказания ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

6. О применении физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина, народный дружинник обязан незамедлительно уведомить командира народной дружины, который не позднее трех часов с момента ее применения информирует об этом соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

7. Народным дружинникам при участии в охране общественного порядка запрещается применять физическую силу для пресечения правонарушений, за исключением случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, а также в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения.

Комментарий к Ст. 20 федерального закона «О полиции» в РФ

Следует подчеркнуть, что конституционность положений статьи 13 Закона о милиции, в целом воспроизведенной статьей 22 Закона о полиции, оценивалась Конституционным Судом Российской Федерации, который признал, что указанные положения не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан .

———————————
См.: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 октября 2010 г. N 1400-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Бондаренко Константина Михайловича на нарушение его конституционных прав статьей 13 Закона Российской Федерации «О милиции».

Физической силой в соответствии с Законом о полиции следует считать не сопровождающиеся применением специальных средств и огнестрельного оружия действия сотрудника полиции, которые выражаются в его непосредственном физическом контакте с отдельными лицами либо имуществом, могут сопровождаться ограничением телесной неприкосновенности этих лиц, свободы их действий, передвижения или распоряжения какими-либо предметами, причинением боли, вреда здоровью или смерти, а также повреждением или временным изъятием принадлежащего кому-либо имущества в целях прекращения активного противоправного поведения этих лиц или в случае их противоправного бездействия самостоятельного исполнения сотрудником полиции своего законного требования.

Как устанавливает 18 статья ФЗ № 3, служащий подразделения ОВД вправе применить физическую силу в порядке и случаях, закрепленных законодательством. В состоянии необходимой обороны служащий при отсутствии у него оружия или спецсредств может использовать любой подручный предмет.

При применении силы особое значение имеют уголовно-правовые нормы. Однако на практике многие служащие руководствуются исключительно ФЗ № 3, а также локальными актами, изданными структурами МВД.

Читайте также:  Ответы на популярные вопросы о «дачной амнистии»

При пресечении преступлений служащие действуют в условиях, исключающих преступность поведения. Профессиональная деятельность полицейских далеко не всегда может быть спланирована, поскольку обстановка может измениться в любой момент. Следовательно, всегда существует вероятность возникновения нежелательных последствий.

Учитывая это, в уголовном законе должны закрепляться четкие пределы реализации служащими ОВД их полномочий. Эти рамки позволяют существенно минимизировать риск совершения полицейскими противоправных действий. Для этого, в свою очередь, необходимо привести в соответствие отдельные положения ФЗ № 3, локальные правовые документы, изданные структурами МВД, с уголовно-правовыми нормами.

Специальные средства: что к ним относится

Под специальными средствами (спецсредствами) понимаются технические предметы, устройства и вещества, а также служебные животные, официально состоящие у сотрудников полиции на вооружении. Исчерпывающий перечень данных средств и допустимый порядок их применения установлен в 2001 году постановлением правительства РФ.

Таким образом, специальными средствами полиции признаются:

1. Так называемые дубинки, значащиеся в перечне как «палки резиновые специальные».

2. Наручники (они же средства ограничения подвижности).

3. Электрошоковые и светозвуковые устройства.

4. Средства (или устройства) для принудительной остановки транспорта (далее — СПОТ).

5. Газовые средства и «химловушки» — маркирующие или окрашивающие устройства.

6. Комплект ССД – средства сковывания движения. Это уже не «браслеты», а сеть, которую набрасывают на задержанного при помощи спецустройства.

7. Водометы.

8. Служебные животные. Сюда входят не только обученные полицейские собаки, но и лошади.

«Подручные средства»: можно ли чем-то заменить оружие и (или) специальные средства?

В ситуации, когда у полицейского нет при себе оружия или спецсредства, статья 18 закона РФ «О полиции» предусматривает возможность заменить любыми подручными предметами состоящие на вооружении полиции огнестрельное оружие или специальные средства, но исключительно при крайней необходимости, или если сотрудник полиции производит задержание лица, совершившего преступление.

Полицейский вправе использовать огнестрельное оружие, не состоящее на вооружении, руководствуясь при этом основаниями и соблюдая порядок применения, установленный действующим законом.

Право на замену подручными средствами спецсредств касается только средств ограничения подвижности, то есть наручников. В этом случая используется предмет, пригодный для связывания, например веревка.

Преодоление противодействия

Предусмотренные в ФЗ № 3 права сотрудников полиции реализуются в целях исполнения обязанностей, на них возложенных. Так, служащий для пресечения противоправного поведения может выдвинуть гражданину определенные требования. Применение силы обуславливается в таких ситуациях бездействием лица. Оно выражается в неисполнении законных требований служащего. Необходимость применить силу возникает, к примеру, в случае отказа гражданина:

  • Обеспечить доступ к другим лицам, предметам или документам.
  • Проследовать в служебное помещение ОВД, остановиться или покинуть определенное место.
  • Обеспечить беспрепятственный доступ на территорию, объект, в транспортное средство и пр.

Вместе с тем нельзя считать оправданным применение силы в случае отказа субъекта от дачи объяснений, проведения ревизии деятельности предприятия и пр.

Ответственность сотрудника полиции

Как правило, решение о применении силы служащий принимает самостоятельно. Соответственно, он в полной мере отвечает за возможные последствия своих действий.

В случае превышения своих полномочий при применении силы служащий может быть привлечен к ответственности, предусмотренной в законодательстве. В зависимости от характера действий и тяжести последствий ему могут вменяться дисциплинарные, гражданско-правовые, материальные или уголовные санкции.

Противоправное применение силы служащим при исполнении им своих обязанностей квалифицируется как превышение полномочий только в тех случаях, когда его действия не были вызваны крайней необходимостью или необходимой обороной, и не было предпосылок для принудительного задержания преступника.

Кроме уголовного наказания, в отношении служащего может быть возбуждено исковое производство и предъявлены требования о компенсации имущественного и морального вреда гражданину, получившему телесные повреждения.

За нарушения предписаний, закрепленных в федеральном законе, локальных актах ОВД, служащий несет дисциплинарную ответственность. Самой строгой санкцией является увольнение из ОВД.

Применение огнестрельного оружия полицией допускается при наличии угрозы жизни или здоровью граждан, как мирных, так и находящихся в рядах ВС. При этом должно быть констатировано, что иными способами защиту указанных лиц осуществить невозможно.

Дежурный по полку капитан Королев».

О прибытии перечисленных лиц дежурный по полку немедленно докладывает командиру полка или лицу, его замещающему.

В том случае, когда прибывшего командира (начальника) встречает командир полка и докладывает ему, дежурный по полку только представляется.

В случае прибытия в полк генералов и адмиралов, не указанных в настоящей статье, а также старших офицеров не своей воинской части дежурный по полку только представляется им.

Например: «Товарищ генерал-майор. Дежурный по полку капитан Петров».

Затем он сопровождает их к командиру полка или лицу, его замещающему.

Другие военнослужащие не своей воинской части после выяснения их личности и цели прибытия при необходимости пропускаются в полк по разовым пропускам.

Помощник дежурного по полку

Применение стрелкового оружия правоохранительными органами

Порядок применения оружия полицией возможен лишь в таких случаях:

  • Для защиты гражданского населения, если происходит нападение, которое угрожает их жизням. Угрожающим жизни считается нападение, продолжением которого будет увечье или смерть;
  • Также закон о применении оружия разрешает его применение полицией при нападении на полицейского, когда есть явная угроза его жизни и здоровью или преступник пытается завладеть оружием полицейского.

Во всех данных случаях закон разрешает применение табельного оружия. Все остальные действия сотрудников полиции с оружием, например демонстрация, приведение в боевую готовность и даже удары огнестрельным оружием не считаются применением оружия по ст. 23 ФЗ РФ.

Закон «О полиции» говорит, что применение физической силы совместно с применением огнестрельного оружия возможно в следующих ситуациях:

  • При попытке угона преступником полицейского автомобиля или любой иной техники, которая состоит на вооружении органов ОВД. В этом случае правовые основы применения оружия предусматривают предварительный выстрел в воздух;
  • При отказе человека сдать оружие, радиоактивные или взрывчатые вещества, которые незаконно находятся у него. В данном случае сначала демонстрируется угроза применения оружия. Если человек начинает размахивать оружием или бросать в полицейских или гражданских лиц взрывчатыми или радиоактивными веществами, то закон допускает применение физической силы с использованием оружия;
  • При освобождении заложников закон разрешает применение физической силы и огнестрельного оружия только по отношению к лицам, которые могут причинить вред или убить заложников. Против лиц, которые не причиняют физического вреда заложникам, оружие не применяется (разрешено только применение физической силы);
  • При задержании преступника, который совершает тяжкое преступление против жизни, здоровья или имущества. Применение огнестрельного оружия в данном случае возможно, если преступник пытается скрыться и не реагирует на предупредительный выстрел. Перед использованием огнестрельного оружия полицейский обязан лично убедиться в факте незаконных действий нарушителя. Если сотрудник полиции действует исходя из показаний свидетелей, то разрешается только применение физической силы и спецсредств, так как подозреваемый может быть абсолютно непричастен к данному преступлению;
  • При отбитии вооружённого нападения на любые частные или государственные учреждения разрешается применение огнестрельного оружия;
  • Для пресечения побегов лиц, которые задержаны, помещены в тюрьму или конвоируются для перемещения в места отбывания наказания. При попытке сообщников заключённого помочь побегу также разрешается применение стрелкового оружия.
Читайте также:  Минимальная пенсия в России: размер и требования

Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности» позволяет использовать оружие сотрудникам охранных фирм и частным детективам только при соблюдении требований, указанных в данном законе.

Любой сотрудник частного охранного агентства при применении стрелкового оружия или специальных средств обязан:

  • Предупредить нарушителя о том, что он вынужден применить оружие, если нарушитель не выполнит его требований. При этом охранник обязан предоставить нарушителю достаточно времени для выполнения своих требований. Немедленное открытие огня возможно лишь в случаях, когда нарушитель может угрожать жизни окружающих или охранникам и промедление повлечёт за собой тяжёлые последствия;
  • Охранник обязан даже при использовании стрелкового оружия стараться причинить минимальный вред нападающему. По возможности нужно просто нейтрализовать преступника;
  • При причинении телесных повреждений или пулевых ранений охранник обязан оказать первую помощь и вызвать медиков. Обращение в ближайший отдел внутренних дел является обязательным условием;
  • При причинении тяжких повреждений или смерти нападающего, охранник обязан в кратчайший срок уведомить об этом прокурора.

Все представители охранных структур обязаны иметь документы, подтверждающие их квалификацию. Нужно помнить, что лишь охранники самого высокого (шестого) разряда имеют право пользоваться гражданским стрелковым оружием. Кроме разряда, охранники должны с периодичностью проходить проверки на знание основ применения оружия и специальных средств.

Статья 16 чётко указывает лишь на два случая, когда можно применять спецсредства или стрелковое оружие без предупреждения:

  • Если промедление повлечёт за собой опасность для жизни и здоровья охранника;
  • Если действия нарушителя могут повлечь за собой непоправимые последствия.

1. Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом.

2. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

3. Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.

4. Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.

5. Применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

6. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает контроль за законностью решений и действий должностных лиц полиции.

Обязанности сотрудников полиции после применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

обеспечение охраны места применения физической силы, специаль­ных средств и оружия, повлекших смерть, ранение граждан или значитель­ный материальный ущерб;

При всем многообразии правил, за соблюдением которых полиция осуществляет контроль (надзор), по характеру регулируемых отношений их можно свести в несколько основных групп:

правила, регулирующие общественное благоустройство (охрану от уничтожения или повреждения парковых, садовых насаждений, цвет­ников, газонов; складирование на улицах, тротуарах строительных мате­риалов, тары; уборку территории и т. п., а также правила охраны автомо­бильных дорог и дорожных сооружений);Наибольшее количество обязанностей сотрудников органов внут­ренних дел приходится на завершающий этап применения физической си­лы, специальных средств и огнестрельного оружия. Это те действия, кото­рые сотрудник полиции производит после применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия , среди них: 2) правила по обеспечению общественной безопасности, к примеру, при ведении строительных, дорожных и других работ, осуществлении дорожного движения, при приобретении определенных предметов и веществ, их хране­нии и использовании (оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и т. п.); 8. О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.8) световые и акустические специальные средства — в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

Причинение гражданину телесных повреждений сотрудником полиции

  • Причинение телесных повреждений сотрудником полиции
  • Что грозит гражданину за оскорбление сотрудника полиции?
  • При утрате каких-либо функций человеческого организма (потеря слуха, речи, зрения и др.), повреждении конечностей, сильных психических расстройствах, прерывании беременности и другом тяжком вреде здоровья предусмотрена статья 111. Может быть рассмотрена ст. 118 (нанесение тяжкого вред по неосторожности).
  • Систематические: запугивания, побои, пытки, другие действия насильственного характера отражены в статье 117.
  • К нарушившему закон полицейскому могут быть предъявлены обвинения по нескольким статьям УК РФ, это зависит от прокурора и его заинтересованности в деле.

При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба. 4.
Судом могут быть рассмотрены статья 113 (нанесения вреда в состоянии аффекта) или статья 114 (нанесение вреда во время задержания преступника), если не доказана их необоснованность.

  • Все услуги юристов в Москве Защита свидетелей Москва от 20000 руб.
Читайте также:  Какие выплаты положены при рождении 4-го ребенка в 2023 Ульяновской области

Нанесение телесных повреждений: статья за побои средней, легкой и тяжелой степени

Таким образом, законодатель разделил ответственность за побои с учетом конкретных обстоятельств. В то же время, избиение, не повлекшее последствий в виде расстройства здоровья и не подпадающее ни под один из перечисленных признаков, уголовной ответственности не влечет.

Уголовная ответственность за нанесение телесных повреждений максимально индивидуализирована.

Законодатель предусмотрительно учел практически все возможные детали, влияющие на смягчение или ужесточение наказания в той или иной конкретной ситуации, связанной с избиением.

В вашем случае преступление виновного будет квалифицировано по ч.1 ст.115 УК РФ, поскольку его действия стали причиной кратковременного расстройства вашего здоровья. Нанесение легких телесных повреждений сотруднику полиции при исполнении? Согласно Правилам определения тяжести вреда здоровью, кратковременным считается расстройство, которое потребовало лечения в течение 21 дня включительно. Ни в коем случае не отказывайтесь от прохождения освидетельствования при отсутствии синяков, так как правильно зафиксировать последствия побоев может только специалист: если не видны физические проявления избиения, он отметит в документе жалобы на головные боли, утомляемость, головокружение, боли во внутренних органах.

Такой акт освидетельствования тоже будет служить доказательством обвинения (см. куда обращаться, чтобы снять побои). Такое же наказание (до пяти лет) ждет того, кто применил насилие средней тяжести к ребенку, возраст которого не достиг 14 лет.

О наручниках: когда применяют, специфика работы с ними

Наручники – это самое частое специальное средство, которое применяют сотрудники правоохранительных органов к задержанным. Итак, когда сотрудник МВД имеет право применить наручники? Во всех случаях, когда задержанный оказывает какое-либо противодействие и мешает задержанию. Также сотрудник полиции должен применить наручники, если понимает, что преступник может скрыться. Еще это специальное средство используется в моменты перевозки задержанного, даже в случае административного правонарушения, опять же, если в этом есть необходимость. Например, задержанный пытается оказать воздействие на сотрудника полиции или применяет попытки к побегу.

В редких случаях у сотрудника полиции наручники могут отсутствовать – тогда он может связать руки задержанного при помощи любого подручного предмета.

Конституция РФ и ФЗ РФ как правовая основа применения спецсредств в работе ПО

Сотрудники полиции при использовании огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы обязаны руководствоваться рядом нормативно-правовых актов, основное место среди которых занимают Федеральный закон от 7 февраля 2011г. № 3-ФЗ «О полиции» и Уголовный кодекс Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О полиции» сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения

Случаи, в которых сотрудники органов внутренних дел вправе применить огнестрельное оружие, определены Федеральным Законом «О полиции»

В соответствии с ФЗ «О полиции» сотрудники полиции вправе применять оружие в следующих случаях:

1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;

3) для освобождения заложников;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;

5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;

6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и гражда

Конституция Российской Федерации, будучи основным законом страны, обладает высшей юридической силой среди нормативных правовых актов, регулирующих организация правоохранительных органов.

Систематический анализ статей основного закона (ст. 71, ст. 72) позволяет сделать вывод о том, что организация и деятельность правоохранительных органов находятся в исключительном ведении Российской Федерации и урегулированы в федеральных конституционных и федеральных законах и принятых в соответствие с ними подзаконных нормативных правовых актах.

Понятие «необходимая оборона» и «крайняя необходимость». Требования руководящих документов по проф. подготовке сотрудник ПО в условиях, связанных с применением физической силы и спецсредств

Статья 18. Федерального закона «О полиции» право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

В состоянии необходимой обороной, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *