Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Техосмотр по новым правилам — 2022 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По закону страховой полис необходимо иметь при себе во время управления транспортным средством. Если нет страховки на машину, но при этом она оформлена, это также является нарушением. Ответственность за езду без ОСАГО указана в части 2 статьи 12.3 КоАП. В соответствии с законодательством сотрудник ДПС имеет право оштрафовать нарушителя или ограничиться предупреждением.
Кто не сможет пройти техосмотр?
Законопроект предусматривает, что техосмотр не смогут пройти автомобили, которые попадали в серьезные дорожно-транспортные происшествия, то есть машины, которые имели серьезные повреждения. Наличие таких повреждений будут выявлять и анализировать эксперты. Также возникнут проблемы с техосмотром у владельцев, чьи автомобили не отвечают действующим экологическим стандартам «Евро-4», а также машины, возраст которых превышает 15 лет.
Запрет на прохождение технического осмотра также касается и автомобилей, в конструкцию которых были внесены значительные изменения. Кроме этого, невозможно будет пройти процедуру машинам, зарегистрированным за границей, или получившим прописку в Украине. Это касается, в частности, так называемых «евроблях» и битых авто, завезенных в Украину из США.
Техосмотр не обязателен, но…
Начнем с того, что с 30 декабря прошлого года процедура прохождения технического осмотра стала добровольной, но только для легковых автомобилей и мотоциклов, используемых в личных целях. Это указано в пунктах 7-9 ст. 15 Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Получать диагностическую карту для приобретения полиса ОСАГО больше не нужно, независимо от возраста машины. Для легковых автомобилей, которые принадлежат юридическим лицам или используются для работы, а также для грузовиков и автобусов техосмотр остался обязательным мероприятием. Его регулярность зависит от категории транспортного средства, вида его использования и возраста.
Автовладельцам-частникам придется проходить техосмотр и получать диагностическую карту только для проведения регистрационных действий с автомобилями старше четырех лет. Также диагностическая карта понадобится при выезде на машине за границу.
Если произошло ДТП из-за неисправного автомобиля. К кому применят регресс?
Полис ОСАГО в отношении потерпевших действует всегда. Однако если окажется, что застрахованный нарушил правила договора, страховщик имеет право применить к нему регресс — то есть взыскать всю сумму, которую получила потерпевшая сторона. До недавнего времени страховщики объясняли: если ДТП произошло с автомобилем без техосмотра из-за технической неисправности, например, нерабочих тормозов, такому виновнику аварии грозил регресс. Теперь же они предупредили: если авария произойдет из-за технических проблем, вероятность выставления регресса все-таки есть. Об этом, в частности, рассказал генеральный директор «Совкомбанк Страхование» Игорь Лаппи.
«Статистика говорит, что основные причины аварий — это нарушение ПДД, неожиданное изменение дорожных условий, человеческий фактор, — сказал Лаппи. — Аварии, которые происходят из-за технической неисправности автомобиля, встречаются крайне редко. Такая вероятность всего около 1%. Установить причинно-следственную связь между причиной ДТП и технической неисправностью нелегко. Но экспертиза дает нам довольно четкий ответ. Конечно, если связь будет установлена, регресс возможен, но маловероятен».
По словам Лаппи, связь между аварией и технической неисправностью чаще всего выявляют при очень серьезных ДТП. Однако в практике компании таких случаев не было.
«Как правило, виновник в таких случаях не способен самостоятельно справиться с причиненным ущербом, это всегда учитывается страховым сообществом. Если выясняется, что причиной ДТП была техническая неисправность автомобиля виновника, регресс все равно не применяют. Возместить ущерб такого размера обычному водителю крайне сложно. Он может применить процедуру банкротства, и страховщик все равно ничего не получит. Применительно к масштабным ДТП, это бессмысленно. Поэтому практика такая крайне редка», — объяснил эксперт.
Кроме того, как добавил Лаппи, когда ДТП произошло из-за технической неисправности, процесс взыскания в порядке регресса может иметь определенные трудности: необходимо доказать сам факт неисправности автомобиля. А также причинно-следственную связь между данной неисправностью и произошедшим ДТП.
«Это сложно и не всегда возможно, особенно, если автомобиль практически полностью уничтожен», — уточнил Лаппи.
Фотофиксация езды без страховки или техосмотра
Еще с 2015 года начали обсуждать создание электронной системы, позволяющей объединить несколько электронных баз (РСА – наличие полиса, ЦОДД – считывание номера и определение владельца и ГИБДД – выписывание штрафа). Но на практике реализация данного проекта откладывается уже несколько лет. Тестовую версию запустили только в 2019 году, и первые водители получали обычные уведомления, в которых констатировался факт отсутствия ОСАГО. Никаких штрафов выписано не было.
На данный момент система находится еще на подготовке к запуску, и первой испытывать нововведение будет Москва. Что же касается сроков ввода в эксплуатацию системы, то они еще не определены. Как показал тестовый запуск системы, для отслеживания случаев езды без ОСАГО нужно полностью сканировать все движущиеся авто под всеми камерами, затем исключать миллионы дублей, посылать миллионы запросов в РСА, сервера которой тоже не смогут выдержать такой поток запросов. Поэтому окончательный запуск системы отложен.
Езда без страховки и техосмотра: штраф в 2022 году
Президентом нашей страны подписан закон, отменяющий обязательный техосмотр для владельцев личных легковых машин и мотоциклов. Диагностическая карта требуется при постановке на учет в органах Госавтоинспекции только тем автомобилям, чей возраст составляет свыше 4 лет.
Инспекторы ГИБДД на дороге не будут проверять состояние транспортного средства, если водитель предъявит документ о техосмотре. Но обнаружение визуальной неисправности, которая может создать дорожно-транспортную ситуацию, не спасет водителя от ответственности.
Для коммерческого транспорта прохождение технического осмотра остается обязательным. Это касается, в том числе, тех, кто использует личное ТС для заработка, например, курьеров или развозчиков пиццы. Новый законопроект должен вступить в силу после 1 марта 2022 г., в нем и будут прописаны поправки об отмене штрафов.
Когда можно ездить без страховки, не нарушая закон
Все исключения, когда водителю не подвергается штрафу за отсутствие ОСАГО, перечислены в положениях ФЗ №40. Ниже приведён список техники, на которую не требуется оформлять обязательной страховки:
- ТС, максимальная скорость которых, согласно техпаспорту, не превышает 20 км/ч.
- Мототехника, имеющая объём мотора меньше 50 кв.см, и развивающая скорость менее 50 км/ч.
- Гусеничная техника – сельскохозяйственная, строительная, дорожная.
- Автоприцепы с полной эксплуатационной массой менее 750 кг.
- Гужевые повозки – сани и колёсные телеги.
- Недавно приобретенные автомобили, с момента покупки которых не прошло 10 суток.
При управлении транспортными средствами, не вошедшими в список, шофёр обязан иметь на руках действующий страховой полис. Он предъявляется для проверки инспектору ДПС вместе с другой документацией, указанной в пункте №2.1 ПДД. Полис, срок действия которого закончился, автоматически утрачивает свою юридическую силу. Чтобы не быть оштрафованным, водителю стоит заранее позаботиться о продлении договора.
Кто должен проходить ТО
На основании ч. 1 ст. 17 ФЗ № 196 от 10 декабря 1995 года «О безопасности… » (далее — ФЗ № 196), ТС подлежат техосмотру, если они:
- находятся в эксплуатации на территории РФ;
- должны проходить ТО вследствие положений законодательства.
Косвенные сведения, кто же все-таки обязан иметь диагностическую карту, можно получить из ст. 12.1. Кодекса.
Ч. 2 указанной статьи устанавливает ответственность для водителей, не имеющих диагностической карты, при управлении след. категориями ТС:
- такси, автобусы, грузовые ТС, специально оснащенные для транспортировки граждан, с числом сидячих мест более 8-ми;
- ТС, перевозящие опасные грузы.
Штрафные санкции за техосмотр
От штрафа за отсутствующий техосмотр освобождаются любые категории ТС, кроме указанных в ч. 2 ст. 12.1. Кодекса. То есть любой водитель, осуществляющий управление авто категории «A», «B», «M», имеет право абсолютно на законных основаниях ездить без ТО.
Другое дело, что без ТО не оформят страховой полис ОСАГО, за отсутствие которого ответственность предусмотрена в ст. 12.37. Кодекса. Поэтому, по сути, штраф за отсутствие ОСАГО можно приравнять к штрафу за отсутствие ТО.
А вот за отсутствие диагностической карты у водителя автобуса, легкового такси, грузовика, если число сидячих мест более 8, а также ТС, перевозящего опасные грузы, установлена административная ответственность.
Помимо водителей, ответственность несут также должностные и юридические лица, ответственные за выпуск на линию не прошедших технического осмотра ТС. Наказания для таковых установлены в ч. 1 ст. 12.31. Кодекса.
Когда проводится техосмотр?
Все правила проведения данного процесса приводятся в ФЗ №170. В этом нормативном акте содержится информация о том, когда требуется проходить техосмотр, а также как правильно составляется диагностическая карта ответственным специалистом.
Два раза в год процедура выполняется владельцами следующих транспортных средств:
- машин, используемых в качестве такси;
- автобусов, предназначенных для перевозки людей;
- грузовых автомобилей, предназначенных для транспортировки людей;
- специализированных машин, применяемых во время перевозки опасных грузов.
Для остальных автомобилей срок прохождения техосмотра определяется в зависимости от года их выпуска. Для этого учитываются параметры:
- в течение первых трех лет после выпуска машины не требуется проходить техосмотр;
- если возраст машины находится в пределах от 3 до 7 лет, то диагностическая карта получается раз в два года;
- если авто старше 7 лет, то ТО осуществляется ежегодно.
Если автомобиль оборудован разными специализированными световыми или звуковыми сигналами, то приходится проходить технический осмотр каждый год. Это же относится к машинам, применяемым для обучения водителей.
В результате ТО выдается водителю специальная диагностическая карта, содержащая сведения о состоянии авто. Без нее невозможно купить страховой полис ОСАГО на машину старше трех лет.
Штраф за езду без страховки ОСАГО в 2021 году — изменения в КоАП
Бывают ситуации, когда собственник дает свой автомобиль другому водителю. Несет ли ответственность севший за руль водитель, не являющийся собственником авто? Да. Ещё и собственник получит штраф в размере 1000 рублей, если документа ОСАГО в автомобиле не окажется.
Но решение проблемы есть: собственнику можно заключить договор безвозмездного пользования транспортом. Тогда вы сможете избежать штрафных санкций.
Никто не застрахован от такой беды, как ДТП. Случится это может с каждым, но что ожидает тех водителей, которые игнорируют закон, и осуществляют управление авто без ОСАГО?
Стоит отметить, что сумма за нарушение, которую выставят водителям, многократно нарушающим закон и попавшим в ДТП, будет увеличена. К тому же весь ущерб ляжет на ваши плечи, даже если виновником аварии будете не вы. Также есть огромная вероятность, что водителя будет ждать лишение прав, сроком на три года.
Давайте поговорим о том, какой штраф за вождение без страховки существует в разных странах. Ниже мы привели несколько развитых государств, где наказание является довольно внушительным.
США
В США можно отказаться от автострахования, вот только платить все равно придется. Для этого необходимо доказать свою платежеспособность, после чего властям выплачивается 500 долларов. Если водитель США будет осуществлять езду без страховки там, где она предусмотрена, вместо штрафа ему может грозить тюремное заключение.
Если в момент остановки водителя для проверки документов у него нет при себе страхового полиса (вне зависимости от причин), но в принципе полис существует, то возможны 2 варианта развития событий:
- Водитель может убедить инспектора обойтись предупреждением. В таком случае ему будет устно вынесено предупреждение без составления протокола. Инспектор может проверить наличие полиса по его номеру в собственной базе (по собственному желанию).
- Инспектор составляет протокол, и выписывает водителю штраф в размере 500 рублей.
Что же касается электронных полисов (еОСАГО), то лучше всего иметь при себе распечатанную версию. В такой ситуации к водителю не будет никаких претензий. При этом водитель может предъявить полис на телефоне или планшете, что тоже служит доказательством его наличия.
Обратим внимание! Оформление электронного ОСАГО – это неплохой вариант упростить процедуру оформления и получения документа. При наличии такой страховки водитель не обязан носить ее с собой, а только должен предоставить данные, по которым инспектор сможет найти ее в своей базе.
Если инспектор обнаружил в полисе ошибку – собственнику ТС грозит штраф 500 р. Следовательно, необходимо внимательно проверять документ перед подписанием, во избежание неприятной ситуации. В дальнейшем можно будет обратиться с жалобой в страховую, но всегда работает негласное правило, что все документы перед подписанием нужно внимательно проверять.
Штраф за отсутствие страховки ОСАГО в 2021 году
Таксисту можно избежать штрафов, если следовать основным правовым требованиям:
- использовать специальные обозначения, которые определяют легковые такси;
- иметь лицензию и следить за сроком её действия;
- располагать в машине всю необходимую информацию;
- предоставлять клиентам финансовые документы;
- регулярно проверять машину на техническую исправность.
Также рекомендуется соблюдать общие требования, которые касаются всех водителей. Например, касающиеся наличие полиса ОСАГО или соблюдения ПДД в целом.
Штрафные санкции для таксистов в 2021 году предъявляются к нарушителям, которые имеют соответствующий статус, так и не имеют, но фактически занимаются такой деятельностью. При этом водителям следует обратить внимание на некоторые практические нюансы:
- штраф выписывается, если гражданин занимается такой деятельностью в отсутствие разрешения;
- на автомобиль должна быть нанесена как цветографическая схема, так и установлен специальный фонарь;
- к таксистам предъявляются общие требования, касающиеся безопасности и технического состояния машины.
Документ, который обязательно должен быть у водителя, называется именно «разрешение», а лицензией он именуется неправильно.
Существует отдельная категория правонарушений, которая включает в себя случаи, когда водитель управляет автомобилем, не будучи вписанным в полис. За такое нарушение владельцу авто придется заплатить государству 500 рублей.
Тем не менее, есть способ избежать ответственности. Для этого автовладелец должен от руки написать доверенность. Она имеет определенную юридическую силу и не нуждается в нотариальном заверении. Необходимо лишь указать следующую информацию:
- паспортные данные владельца и лица, на которое оформляется доверенность;
- подтверждение, что данное лицо имеет право находиться за рулем автомобиля и управлять им;
- регистрационные данные транспортного средства;
- дата выдачи доверенности (срок пользования не может превышать 10 дней).
Такая простая для заполнения бумага убережет владельца от лишних расходов и законно предоставит не вписанному в страховой полис лицу право управления автомобилем.
К счастью для водителей, правительство Российской Федерации не стало удовлетворять инициативу депутата Сергея Вострецова, который предложил увеличить штраф за отсутствие полиса обязательного страхования в 6 раз (до 5 тысяч рублей).
В обоснование законопроекта член Госдумы привел аргумент, который заключается в том, что штраф в размере восьмисот рублей не удержит недобросовестных водителей от правонарушения. По его мнению, автовладельцам легче и дешевле оплатить штрафную квитанцию, чем оформлять полис ОСАГО. Российский союз автостраховщиков поддержал данное мнение.
Однако документ был признан недостаточно обоснованным, так как депутат не предоставил статистических данных и анализа нарушений по этому делу. Инициатива была отклонена, размер выплат остается прежним. Источник заявил, что механическое увеличение размера выплат не может являться эффективной мерой в борьбе с неправомерным поведением граждан.
Бывают ситуации, когда собственник дает свой автомобиль другому водителю. Несет ли ответственность севший за руль водитель, не являющийся собственником авто? Да. Ещё и собственник получит штраф в размере 1000 рублей, если документа ОСАГО в автомобиле не окажется.
Но решение проблемы есть: собственнику можно заключить договор безвозмездного пользования транспортом. Тогда вы сможете избежать штрафных санкций.
Никто не застрахован от такой беды, как ДТП. Случится это может с каждым, но что ожидает тех водителей, которые игнорируют закон, и осуществляют управление авто без ОСАГО?
Стоит отметить, что сумма за нарушение, которую выставят водителям, многократно нарушающим закон и попавшим в ДТП, будет увеличена. К тому же весь ущерб ляжет на ваши плечи, даже если виновником аварии будете не вы. Также есть огромная вероятность, что водителя будет ждать лишение прав, сроком на три года.
Давайте поговорим о том, какой штраф за вождение без страховки существует в разных странах. Ниже мы привели несколько развитых государств, где наказание является довольно внушительным.
США
В США можно отказаться от автострахования, вот только платить все равно придется. Для этого необходимо доказать свою платежеспособность, после чего властям выплачивается 500 долларов. Если водитель США будет осуществлять езду без страховки там, где она предусмотрена, вместо штрафа ему может грозить тюремное заключение.
В течение прошлого года Госдума рассматривала многочисленные поправки и дополнения, которые планируется внести в новую редакцию закона о такси. Часть инициатив была отменена, а часть – добавлена дополнительна. Рассмотрим последние поправки, которые обсуждаются сейчас депутатами – они могут вступить в силу в течение 2021 года.
- Изменения для такси с 1 января 2021 года — 17/12/2020
- Правила перевозки пассажиров с 1 января 2021 года — 20/11/2020
Работа водителем в такси достаточно ответственная, поэтому на законодательном уровне устанавливаются требования как к персоналу, так и к автомобилям. Это позволяет сократить число аварий и повысить качество обслуживания клиентов.
Если говорить о критериях для транспортных средств, используемых для пассажирских перевозок такси, то они выглядят следующим образом:
- На��ичие цветографической схемы. Это является обязательным условием, а за ее отсутствие таксопарку или водителю грозит штраф – все зависит от того, кого правоохранительные органы признают виновным в правонарушении. Схема должна располагаться в нижней части кузова и представлять собой контрастные квадраты, нарисованные в шахматном порядке.
- Наличие фонаря (шашечки) оранжевого или желтого цвета. Она должна располагаться на крыше автомобиля. Чаще всего шашечки крепят на магнитную ленту, чтобы их можно было без труда снимать, когда транспортное средство не эксплуатируется именно для перевозок в такси. По бокам фонаря можно размещать рекламу, обычно там указывается номер диспетчерской службы, по которому клиенты могут вызывать такси.
- Соответствие цветовой гамме. Допустимые цвета региональными властями устанавливаются самостоятельно. Чаще всего среди них фигурируют желтые, серые, белые и черные оттенки. Если цвет не соответствует, лицензию на использование автомобиля в такси не выдадут.
- Обязательна установка таксометра. Это счетчик, позволяющий рассчитывать стоимость каждой поездки на основании пройденного расстояния, времени и тарифа таксопарка. Если компания использует фиксированную оплату, таксометр не требуется.
Таким образом, автомобиль должен быть оснащен цветографической схемой, фонарем и таксометром: только после этого собственник сможет получить лицензию на использование в такси.
Не стоит забывать, что требования устанавливаются и к водителям:
- Обязательно наличие водительского удостоверения категории В.
- Потребуется оформление лицензии. За езду без нее предусмотрен штраф.
- Перед началом каждого рейса водители должны проходить медосмотр и получать путевые листы. Они обычно заполняются диспетчерами или иными ответственными лицами.
В такси могут работать водители, имеющие стаж не менее трех лет. Некоторые компании могут устанавливать отдельные требования, и все они в обязательном порядке указываются в договоре.
Движение по «выделенке» строго запрещено для всех автомобилистов, кроме транспорта, для которого она оборудована, однако некоторые водители все же ездят по ней, дабы объезжать пробки.
Согласно ПДД, таксисты могут ездить по выделенной полосе, и штрафовать за это их не будут. Остальным водителям придется заплатить 1 500 руб., потому как движение транспортных средств, не предназначенных для перевозок пассажиров, запрещено – она только для таксистов и общественного транспорта.
Как и в случае со страхованием, для всех водителей вне зависимости от цели использования автомобилей действуют одни и те же правила перевозки детей, согласно которым каждый ребенок определенной комплекции и возрастной категории должен перевозиться на специальном удерживающем устройстве.
Пренебрегая данным правилом, таксисты рискуют быть оштрафованными на 3 000 руб. Если же нарушение совершено по вине организации, размер штрафа может быть весьма большим – до 100 000 руб.
Если инспектор обнаружил в полисе ошибку – собственнику ТС грозит штраф 500 р. Следовательно, необходимо внимательно проверять документ перед подписанием, во избежание неприятной ситуации. В дальнейшем можно будет обратиться с жалобой в страховую, но всегда работает негласное правило, что все документы перед подписанием нужно внимательно проверять.
Если полис оформлен только на конкретный период (например, на 6 месяцев), то использование автомобиля в остальные периоды (другие полгода) является прямым нарушением и сопровождается штрафом в 500 р. – по факту в данный момент у водителя отсутствует страховка. Такая ситуация чаще всего бывает у лиц старшего поколения, оформляющих страховку только во время дачного сезона, чтобы сэкономить на ОСАГО. Следовательно, нужно быть внимательным и не нарушать установленного порядка.
Если на автомобиль оформлена страховка, но на момент остановки инспектором ГИБДД за рулем окажется водитель, не вписанный в полис, тогда он получит штраф в размере 500 рублей. По отношению к собственнику ТС тоже могут составить протокол – даже в случае его отсутствия в автомобиле на момент остановки. В дальнейшем протокол будет отправлен по адресу проживания.
Если же за руль сядет человек без прав вовсе, то штраф составит уже от 5 до 15 тыс. р., а собственнику транспортного средства в этом случае грозит штраф 3 тыс. р.
Поскольку езда без страховки – нарушение закона, никаких льгот в привычном понимании тут быть не может. Но чтобы стимулировать автовладельцев к скорейшему исполнению своих обязательств по выписанным штрафам, они получают скидку в размере 50%, если оплачивают штраф в течение 20 дней после составления протокола. Такой вид поощрения позволил увеличить число своевременно погашенных штрафов более чем в 2 раза. Подобное стимулирование будет действовать еще как минимум 3 года.
При отсутствии полиса ОСАГО инспектор ГИБДД не сможет изъять ТС и отправить его на штрафстоянку, равно как и снять госномера. В любой из указанных ситуаций это будет превышением полномочий, что грозит служебным разбирательством и может быть обжаловано в суде.
А отсутствие полиса у водителя при себе – не основание привлекать водителя к ответственности, как за его полное отсутствие. Водителю важно знать свои права и внимательно читать, что инспектор пишет в протоколе.
Еще с 2015 года начали обсуждать создание электронной системы, позволяющей объединить несколько электронных баз (РСА – наличие полиса, ЦОДД – считывание номера и определение владельца и ГИБДД – выписывание штрафа). Но на практике реализация данного проекта откладывается уже несколько лет. Тестовую версию запустили только в 2019 году, и первые водители получали обычные уведомления, в которых констатировался факт отсутствия ОСАГО. Никаких штрафов выписано не было.
На данный момент система находится еще на подготовке к запуску, и первой испытывать нововведение будет Москва. Что же касается сроков ввода в эксплуатацию системы, то они еще не определены. Хотя, по некоторым слухам, внедрение состоится в 2021 году. Но достоверных подтверждений нет, а начало работы системы, по словам представителей Госавтоинспекции, будет заблаговременно анонсировано в СМИ.
Итак, если у вас есть полис ОСАГО, но вы его забыли дома, у вас на выбор два варианта.
- Инспектор может проверить наличие ОСАГО по базе РСА. Сотрудник имеет право принять решение самостоятельно — тратить ли ему время на поиск информации о полисе, ждать доставку забытого документа или назначить штраф.
- Так же вы можете самостоятельно сообщить инспектору данные для проверки полиса ОСАГО — номер и серию. Инспектор проверит по базе полис.
Если же инспектор не захочет самостоятельно проверять по базе действующий у вас полис или нет, а номера и серии его вы не знаете, он вправе назначить вам предупреждение или штраф в размере 500 рублей.
Одним из самых масштабных проектов 2021 года является введение в действие нового Кодекса об Административных Правонарушениях. Проект документа был разработан еще в 2015 году. В настоящее время рассматривается Государственной Думой.
В соответствии с проектом нового Кодекса увеличение штрафов в области обязательного автострахования не предусмотрено.
Какой штраф за отсутствие страховки на автомобиль в России предусмотрен законодательством в 2021 году?
Штрафные санкции могут быть наложены в следующих случаях:
- водитель при эксплуатации автотранспортного средства не имеет при себе автогражданки. Поскольку полис обязательного автострахования относится к числу документов, которые должны находиться у водителя, то элементарная забывчивость может повернуться наложением административного штрафа;
- полис автогражданки отсутствует вследствие неисполнения закона «Об ОСАГО», то есть документ не был приобретен ни в одной страховой компании;
- в страховой полис не вписан водитель, который в момент задержания транспортного средства управлял им;
- застрахованный по всем правилам автомобиль эксплуатируется не в период, установленный страховым договором. Каждый водитель имеет право застраховать принадлежащее ему автотранспортное средство на определенный период, отличный от 1 года. Минимальный период автострахования составляет три месяца;
Сокращение периода использования автомобиля влечет за собой снижение стоимости полиса, и одновременно с этим невозможность эксплуатации автотранспорта в иной временной отрезок.
- страховой полис просрочен. Данное правонарушение приравнивается к управлению автомобилем без полиса обязательного автострахования.
Индивидуальные предприниматели в области обязательного автострахования полностью приравнены к физическим лицам.
В связи с этим лица, зарегистрированные в качестве ИП, уплачивают штрафы в случае административного нарушения в размерах ив сроки, указанные выше.
О составлении заявления о прямом возмещении убытков по ОСАГО читайте здесь.
Юридическое лицо так же не несет ответственности за правонарушения, связанные с обязательным автострахованием. Вся ответственность возлагается на водителя.
Однако в следующих ситуациях водитель, подвергшийся административному наказанию, имеет право взыскать сумма уплаченного штрафа с организации:
- компания в нужное время не оформила автогражданку на эксплуатируемое автотранспортное средство, и принудил водителя совершить поездку на автомобиле;
- автотранспортное средство использовалось в период, не предусмотренный автостраховкой, по необходимости организации.
В перечисленных ситуациях штраф возлагается и оплачивается лично водителем. Однако водитель имеет право взыскать с юридического лица затраченные для оплаты штрафа денежные средства.
Для этого необходимо подать исковое заявление в суд и привести доказательства виновности ответственного лица.
В случае положительного исхода (более 90% ситуаций) с юридического лица так же будут взысканы денежные средства для оплаты судебной пошлины и иных судебных издержек, а так же моральный ущерб.
В 2022 году будут актуальными штрафы за отсутствие страховки, принятые в сентябре 2018.
Изменения в законодательстве о ПДД вызваны введением автоматической фиксации. Камеры видеонаблюдения начали осуществлять проверку ТС по номерам на предмет наличия страховки. Установлена взаимосвязь баз РСА и ГИБДД.
Итак, проверять наличие ОСАГО теперь уполномочены патрульные ДПС и камеры. Пока система фотофиксация на этапе внедрения, сотрудники ГАИ будут контролировать и проверять показания автоматики.
Законом определены виды штрафов за отсутствие страховки по причинам:
- неоформление документа;
- езда на чужой машине водителя, не вписанного в страховку;
- отсутствие бумажного варианта электронного полиса;
- фальшивый бланк;
- вождение вне срока действия ОСАГО;
- непредъявление действующей страховки;
- просроченный страховой полис.
Внимание! В 2022 водитель будет оштрафован за непредъявление распечатки электронного ОСАГО!
Если кроме ОСАГО у шофера отсутствует карта диагностики и выясняется факт непрохождения процедуры ТО, размер взыскания возрастет в разы. Однако несмотря на вид нарушения, снять с машины госномер и забрать авто на штрафстоянку, ГИБДД не вправе.
Можно ли ездить без ОСАГО?
По закону делать этого нельзя. Пункт 2 статьи 19 ФЗ «О безопасности дорожного движения» прямо указывает на запрет эксплуатации ТС без полиса ОСАГО (за исключение отдельных случаев, о которых поговорим ниже).
Прежде чем перейти к наказаниям за нарушения, рассмотрим типичные ситуации, на последствиях и будет сделан акцент:
- ОСАГО не приобреталось вообще (или срок его действия закончился).
- Полис забыт дома.
Если в первом случае все понятно, то второй требует пояснений. Полис ОСАГО может быть предоставлен инспектору ДПС в виде (ст.2.1.11 ПДД):
- Оригинала.
- Распечатанного документа.
- На электронном носителе.
При этом два завершающих пункта возможны только при заключении договора онлайн.
Если полис приобретался непосредственно в офисе страховой компании, единственно возможный вариант – предъявление оригинала.
Сколько раз в день могут оштрафовать, если нет страховки на машину?
Многие источники предоставляют по этому поводу ложную информацию. Ссылаясь на п.5 ст.4.1 КоАП о невозможности двойной ответственности за одно и то же административное правонарушение, указывают на отсутствие права у ДПС выписать новое постановление за отсутствие страховки ОСАГО на автомобиль, если одно уже было оформлено ранее в этот же день.
К сожалению, это не соответствует действительности. Управление ТС без ОСАГО запрещено, и наличие выписанного штрафа не является аналогом оформления страховки – полиса как не было на момент составления постановления, так не будет и после этого.
Более того, достаточно автомобилю сдвинуться хоть на миллиметр после оформления штрафа, как это будет уже другое место, а значит и новое нарушение, и новые основания штрафа. Количество постановлений об отсутствии ОСАГО в день не ограничено законодательно.
Регрессное требование
В некоторых случаях страховая компания имеет право потребовать от клиента возмещение страховой выплаты. Это значит, что виновник ДТП обязан возместить страховой компании средства, которые она потратила на выплату потерпевшим. Регрессное требование регулируется статьей 1081 ГК РФ и распространяется, в том числе, и на страховщиков.
Применяться оно может, если виновник:
- причинил вред жизни или здоровью потерпевшего вследствие умысла;
- вел машину в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного) или не выполнил требование о прохождении медицинского освидетельствования для проверки на это состояние или употребил алкоголь, наркотические или психотропные вещества после ДТП, к которому он причастен;
- не имел права на управление машиной, за рулем которой находился в момент ДТП;
- скрылся с места ДТП;
- не включен в договор ОСАГО как водитель, допущенный к управлению машиной, за рулем которой находился в момент ДТП;
- использовал ТС в период, не предусмотренный договором обязательного страхования (если договор заключен с условием использования ТС в период, предусмотренный договором обязательного страхования);
- до истечения 15 календарных дней (за исключением праздников) со дня аварии оформил документы о ДТП в упрощенном порядке, начал ремонт или утилизировал машину, и (или) не представил ее по требованию страховщика для осмотра и (или) независимой технической экспертизы;
- при покупке полиса ОСАГО предоставил страховой компании недостоверные сведения, что привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии;
- ездил с диагностической картой, срок действия которой на момент ДТП истек. (Этот пункт относится только к определенным типам ТС: легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов);
- причинил вред, управляя машиной с прицепом, но не упомянул о нем при заключении договора ОСАГО (действует для водителей всех автомобилей, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям).