Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое профстандарт педагога и что изменилось». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Законодательство предусматривает плановое повышение квалификации педагогического работника каждые 3 года. В таком случае считается педагогический стаж. Если за это время преподаватель по каким-либо причинам не работал по специальности, время с последних курсов не учитывается.
Кто отвечает за повышение квалификации педагогического работника
На этот вопрос можно ответить однозначно — работодатель. Согласно закону об образовании, эта обязанность ложится на того, кто ставит подпись под актом приема на работу. При любой форме собственности и внутреннего устройства, независимо от методов и способов преподавания. Руководитель учебного заведения отвечает за своевременное повышение квалификации работающих у него кадров.
Другое дело, что преподаватели сами вынуждены постоянно совершенствоваться, искать новые методики и подходы к ученикам, изучать смежные науки. В законе об образовании четко прописана обязанность каждого педагогического работника систематически повышать свой профессиональный уровень.
Дополнительно педагогическим работникам просто необходимо находиться в курсе последних событий в мире науки, культуры и спорта. Ведь даже во время изложения самого увлекательного материала слушателям необходима мимолетная разрядка.
Требования нового профстандарта к педагогу школы
Согласно утвержденным изменениям, учителям будут присваиваться либо пятый, либо шестой квалификационный уровень. Соответственно, А, В и С. Предпоследний — для обучающих начальные классы, последний — средние и старшие.
Внедрение нового профстандарта в школе
Закон предусматривает изменение квалификационных требований для учителей, однако порядок перехода со старых правил на измененные остается на усмотрение администрации. Так, введение в профстандарт педагога должна осуществлять специальная комиссия. В ее состав входят представители местной администрации (от образовательного учреждения) и профсоюзов.
Обязанностью комиссии является поэтапное приведение штата сотрудников в соответствие с новыми требованиями. Таким образом должен происходить переход на новый профстандарт педагога. Функции комиссии могут быть следующими:
- Проверка и сравнение текущих обязанностей и компетенций каждого сотрудника с положенными по новым нормам. Отражение результатов в специальном отчете (протоколе).
- Изучение организационной документации, включая трудовые договоры. Внесение изменений, если это необходимо. Например, новый профстандарт подразумевает профильное образование у педагога либо наличие диплома о переподготовке.
- Проверка коллектива на соответствие занимаемым должностям согласно последним изменениям в образовательном законодательстве. При необходимости переаттестация.
Формы получения дополнительного образования
Новичкам следует заранее узнать, как проходит повышение квалификации педагогов, потому что этот процесс доступен только трудоустроенным гражданам, которые трудятся на одном рабочем месте. Обычно занятия проводятся в традиционном формате:
- очно – наиболее затратный вариант, предполагающий личное посещение каждого занятия. Для этого нужны опытные педагоги, помещение, техническое оснащение. Обучающиеся получают возможность общения с профессионалами своей специальности, заводить знакомства и практическим путем прорабатывать различные ситуации. Данная форма обучения включает в себя стажировку педагогов в других образовательных учреждениях с целью сравнить условия и улучшить навыки;
- очно-заочно – такие варианты обучения намного выгоднее для руководителей учреждений и организаторов курсов, так как сочетают самостоятельную работу с последующим контролем профессионалами;
- дистанционно – выгодный формат для всех участников процесса, но требует максимальных усилий со стороны обучаемого, так как без самодисциплины и самоконтроля достичь высоких результатов не удастся. Однако есть и важное преимущество: все учебные пособия доступны пользователю круглосуточно, а занятия можно проводить в любое время, в том числе, без отрыва от основной работы.
Повышение квалификации педагогического работника. Когда, кому и зачем необходимо
Законодательство предусматривает плановое повышение квалификации педагогического работника каждые 3 года. В таком случае считается педагогический стаж. Если за это время преподаватель по каким-либо причинам не работал по специальности, время с последних курсов не учитывается.
При перерыве в преподавательской деятельности или в самом ее начале преподаватель обязан пройти курсы повышения квалификации для восстановления и приобретения навыков. Такие курсы для работников государственных учреждений бесплатны.
При внедрении в процесс обучения новых методов, разработок, экспериментальных способов обучения, программ или предметов. Не позднее чем за 6 месяцев до начала обучения проводится повышение квалификации для участвующих преподавателей.
Выпускник ВУЗа с более высоким уровнем аккредитации может преподавать профильные предметы своей специализации в заведении на 1—2 уровня ниже. При этом для приобретения навыков преподавания такому работнику также потребуется повышение квалификации.
На этот вопрос можно ответить однозначно — работодатель. Согласно закону об образовании, эта обязанность ложится на того, кто ставит подпись под актом приема на работу. При любой форме собственности и внутреннего устройства, независимо от методов и способов преподавания. Руководитель учебного заведения отвечает за своевременное повышение квалификации работающих у него кадров.
Другое дело, что преподаватели сами вынуждены постоянно совершенствоваться, искать новые методики и подходы к ученикам, изучать смежные науки. В законе об образовании четко прописана обязанность каждого педагогического работника систематически повышать свой профессиональный уровень.
Дополнительно педагогическим работникам просто необходимо находиться в курсе последних событий в мире науки, культуры и спорта. Ведь даже во время изложения самого увлекательного материала слушателям необходима мимолетная разрядка.
Курсы могут быть:
- краткосрочными — самые распространенные, именно их планово проходят все педагогические работники;
- длительными — нередко это получение второго высшего образования;
- тематическими — в случае внедрения новых методик и техник преподавания.
Самыми популярными для преподавателей стали курсы психологии и современных технологий.
Повышение квалификации — это право и обязанность, которую закон возложил на работодателя и самого работника. Владея современными методиками, можно не просто стать лучше, а превратиться в истинного педагога, которого вспомнят добрым словом через много лет.
Многопрофильный центр «Феникс» предлагает многочисленные программы повышения квалификации, в том числе для педагогических работников, направленные на совершенствование имеющихся компетенций или получение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности.
Как часто нужно проходить переподготовку воспитателю и учителю?
Для направления работников на повышение квалификации работодатель составляет план обучения на текущий год, где указывает основания и цели обучения персонала, а также фамилии направляемых на учебу. В соответствии с планом работодатель может заключить договор с образовательным учреждением повышения квалификации (п. 7 Типового положения). А с работником нужно заключить ученический договор — дополнительный к трудовому. Правила заключения ученического договора, обязательные условия, которые должны быть включены в него, и отношения между работником и работодателем в этой сфере регламентированы гл. 32 «Ученический договор» ТК РФ.
Чтобы направить работника на повышение квалификации, издают приказ, в котором обосновывают производственную необходимость обучения (истекает срок действия сертификата специалиста, произведено оснащение новой аппаратурой и т.п.) и указывают, что работник направлен на повышение квалификации по инициативе работодателя (или по своей собственной).
Если повышение квалификации производится с отрывом от производства, необходимо фиксировать этот период в табеле учета рабочего времени: ставится буквенный код «ПК» (цифровой «07»), а если работник направляется на обучение в другую местность — «ПМ» (цифровой «08»).
Аттестация учителей бывает двух видов:
- Обязательная, подтверждающая, что педагог оправданно занимает должность;
- Добровольная — установление степени квалификации.
Обязательное подтверждение проводится с периодичностью в пять лет и подразумевает оценивание трудовой деятельности. Учителя представляет к аттестации директор образовательного учреждения, в то время как для присвоения квалификации (первой или высшей) педагог самостоятельно заявляет о таком желании.
Повышение квалификации педагогических работников
Под повышением квалификации педагогических работников подразумевается целенаправленное непрерывное совершенствование их профессиональных компетенций и педагогического мастерства. Профессиональная компетентность педагогического работника является важнейшим фактором, влияющим на эффективность работы образовательной организации, что в итоге определяет качество образования обучающихся. При этом понятие «повышение квалификации» рассматривается и как процесс, и как результат образования.
Целью повышения квалификации являются:
- — обновление и углубление знаний в области теории и практики преподавания, управленческой и общекультурной деятельности на основе современных достижений науки и культуры, прогрессивных педагогических технологий и передового педагогического опыта;
- — освоение инновационных форм, методов, средств и технологий обучения, прогрессивного отечественного и зарубежного педагогического опыта;
- — моделирование инновационных образовательных процессов.
Вопрос 6. О поездке на курсы как командировке
Вправе ли директор оформить поездку педагога на курсы повышения квалификации как командировку?
Да, вправе, если педагог учится в другом городе. При этом нужно сохранить за ним место работы и среднюю зарплату. Также придется оплатить и командировочные расходы (ст. 187 ТК). Не предоставляйте учителю, который повышает квалификацию, учебный отпуск. В такой отпуск отправляйте только тех работников, которые получают высшее или среднее профессиональное образование (гл. 26 ТК).
Для руководителей предприятий действует уникальное предложение. Чем больше число обучающихся из одной организации, тем выше скидка на коллективную заявку.
О квалификации педагогических работников
Прежде всего, давайте обозначим нормативные документы, которые предъявляют какие-либо требования к квалификации работников вообще и педагогических работников в частности.
Поскольку квалификация — это непосредственная характеристика трудовых отношений, то разумеется, прежде всего открываем Трудовой Кодекс Российской Федерации. Он гласит, что трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются:
трудовым законодательством, состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;
иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
указами Президента Российской Федерации;
постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Главное во всем этом многообразии нормативных документов то, что содержащиеся в них нормы трудового права должны безусловно соответствовать настоящему Кодексу.
Все работодатели в трудовых отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера;
Важно:
Статья 12. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, во времени
Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.
Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
Это положение ТК РФ существенно для требований, предъявляемых к педагогическим работникам, начиная с введения в действие Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Закон предъявляет вполне конкретные требования к уровню квалификации педагогических работников, но эти требования распространяются только на работников, принимаемых на работу после 01.09.2013 года.
Если же эти требования не удовлетворяются работодатель не имеет права отстранить от работы, принятого ранее (до 01.09.2013 года) на работу сотрудника.
Казалось бы, в ТК РФ существует Статья 77. Общие основания прекращения трудового договора, в которой написано, что основаниями прекращения трудового договора являются:
— обстоятельства, не зависящие от воли сторон (статья 83 настоящего Кодекса), а Статья 83 «Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон» гласит, что трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам, не зависящим от воли сторон:
— возникновение установленных настоящим Кодексом, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.
Вроде бы получается, что при несоблюдении определенных со стороны 273-ФЗ требований к квалификации педагогического персонала, трудовой договор должен быть разорван по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, но дальше, в этой же статье написано, что:
Прекращение трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 8, 9, 10 или 13 части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.». Таким образом, на практике, все остается как есть.
Вернемся непосредственно к квалификации. Начиная с 01.07.2016 года в ТК РФ появятся следующие положения (привожу сокращенно)
РАЗДЕЛ IX. КВАЛИФ��КАЦИЯ РАБОТНИКА, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ,
ПОДГОТОВКА И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РАБОТНИКОВ
Глава 31. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта
Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
Статья 195.3. Порядок применения профессиональных стандартов
Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.
Статья 196. Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников
Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель.
Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Документы, которые подтверждают прохождение обучения
Документы, которые выданы образовательным учреждением, подтверждают факт того, что:
-
сотрудник прошел обучение и по результатам обучения работник предприятия получил определенную квалификацию;
-
сотруднику организации присвоен определенный разряд, класс или категория.
Согласно требованиям законодательства образовательные учреждения могут выдавать своим слушателям следующие документы:
-
Диплом, если сотрудник проходил обучение, длительность которого составила более тысячи часов;
-
Свидетельство о прохождении повышения квалификации, если обучение продолжалось более ста часов и менее тысячи часов;
-
Удостоверение, если сотрудник участвовал в семинаре или прошел краткосрочное обучение, длительность которого составила менее тысячи часов.
Курсы повышения квалификации
Это мероприятие по обучению обычно проводят в специально предназначенном для этого месте. Большим плюсом при прохождении таких курсов является то, что как только обучение будет закончено, увеличится не только ваше мастерство, оно будет подтверждено документально.
На подобных курсах занятия проходят в небольших группах, от 5 до 30 человек максимум. Также могут проходить индивидуальные занятия.
Выстраивают обучение по программам повышения квалификации, разработанным для того, чтобы увеличить и расширить круг знаний и умений, причем тех, которые у человека уже есть.
Отметим, что курсы повышения квалификации могут проходить только те работники, которые уже имеет диплом о среднем или высшем профессиональном образовании.
Выбор подходящего учебного центра стоит осуществлять, опираясь на следующие показатели:
-
состав преподавателей;
-
насколько долго центр осуществляет свою деятельность;
-
стоимость курсов;
-
отзывы тех, кто уже проходил обучение.
Форма обучения сотрудников организации
Повышение квалификации может проходить на базе предприятия (внутрикорпоративное) и за его пределами (внешнее).
Оба варианта имеют свои преимущества. В первом случае компания:
- сокращает затраты;
- получает возможность отслеживать уровень усвоения знаний сотрудниками в процессе обучения;
- улучшает коммуникативные навыки работников и повышает степень их взаимодействия.
В зависимости от длительности курсов и интенсивности учебной программы занятия могут проходить как с отрывом от производства, так и без него (сотрудники совмещают работу и учебу).
При повышении квалификации без отрыва от производства, суммарное время, затраченное сотрудниками в течение дня на учебу и работу, не должно превышать длительность рабочего дня.
По согласованию участников учебного процесса, допускается проведение занятий:
- днем;
- вечером;
- в выходные и праздники.
Также предварительно оговаривается система встреч:
- личное присутствие;
- посредством конференц-связи.
Методы внутрикорпоративного обучения:
- Инструктаж;
- Тьюторство;
- Ротация;
- Шэдуинг;
- Коучинг;
- Наставничество.
В тех случаях, когда предприятие не имеет ресурсов для проведения внутрифирменного обучения, повышение квалификации работников осуществляется на базе учебных центов или комбинатов. Согласно законодательству РФ, обучением могут заниматься как государственные организации, так и коммерческие. Главное условие – наличие соответствующей лицензии, подтверждающей право ведения просветительской деятельности, выданной Роспотребнадзором.
Местом проведения повышения квалификации могут служить:
- институты;
- академии;
- учебные комбинаты;
- профильные центры.
Выбирая учебное заведение для прохождения повышения квалификации, следует уделять пристальное внимание следующим аспектам:
- преподавательскому составу;
- отзывам, бывших студентов;
- стоимости обучения;
- сроку функционирования учебного комбината.
Куда направить сотрудника для повышения квалификации
Образовательными учреждениями, занимающимися повышением квалификации, являются следующие:
- Институты (региональные, отраслевые и так далее);
- Академии (кроме тех, где получают высшее образование);
- Школы и центры повышения квалификации.
Согласно условиям повышения квалификации персонала, все образовательные учреждения должны обладать соответствующей лицензией.
Но это требование не распространяется на:
- Единоразовые семинары, стажировки и лекции, после посещения которых никакие документы не выдаются;
- Если сотрудник обучался у специалиста, который обладает необходимой документацией.
Оформление прохождения обучения работодателем
Прохождение сотрудником повышения квалификации нужно оформить документально. Как это сделать правильно, поговорим сейчас.
Вначале нужно принять от сотрудника заявление о переосвидетельствовании его профессионального уровня на основании полученных им документов.
Как только заявление будет получено, создают квалификационную комиссию и проверяют знания сотрудника. После заключения, вынесенного комиссией, издается приказ о повышении категории конкретного сотрудника. Ознакомившись с приказом, сотрудник ставит свою подпись.
В течение 7 дней сотрудник кадровой службы вносит запись о присвоении разряда или категории в трудовую книжку работника. При этом ссылаются на полученный при прохождении обучения подтверждающий документ.
Также делается ксерокопия свидетельства или удостоверения, заверяется и хранится в личном деле работника.
В следующей части нашего материала стоит упомянуть и переподготовку специалистов. О сходстве и отличиях переподготовки от повышения квалификации мы уже обсуждали, а сейчас рассмотрим аспекты этого процесса подробнее.
Удостоверение – свидетельство – сертификат
По закону программа ДПО, к которому относится и повышение квалификации, может (но не должна) завершаться итоговой аттестацией – неважно, в каком формате она пройдет, учебное заведение вправе выбирать его самостоятельно, но главное – чтобы она вообще была. Только в этом случае слушателю курсов выдадут удостоверение о повышении квалификации.
Если программа не предусматривает итоговой аттестации, то учебное заведение может выдавать какие угодно документы собственного образца – свидетельства, сертификаты, да хоть почетные грамоты или памятные дипломы участника, но никак не удостоверения о повышении квалификации. В случае если выпускник курсов не справился с итоговой аттестацией или частично освоил программу и его отчислили, он может претендовать только на справку об обучении. В ней укажут промежуток времени, в течение которого слушатель посещал занятия. Факультативно перечислят изученные модули – это по желанию образовательной организации.
Что собой представляет удостоверение о повышении квалификации?
На сегодняшний день существует большое количество как государственных, так и частных, организаций, которые занимаются организацией дополнительного профессионального образования. При этом далеко не все из них предлагают удостоверение о повышении квалификации установленного образца. Поэтому можно сделать вывод, что форма выдаваемого документа – это один из важнейших критериев.
Удостоверение о повышении квалификации установленного образца – это государственный документ, бланк которого имеет водяные знаки, специальные волокна, видимые лишь под ультрафиолетовым излучением, гербовое изображение. Более подробно требования к оформлению данных документов прописаны в соответствующих нормативно-правовых актах, а также государственных стандартах.
Кроме того, удостоверение всегда носит именной характер, поэтому использование чужого документа является нарушением закона и влечет за собой уголовное наказание.