Отработка после колледжа в Беларуси сколько

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отработка после колледжа в Беларуси сколько». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

После вуза нужно отрабатывать два года. Исключение составляют выпускники ВА РБ, УГЗ МЧС РБ, Академии МВД РБ, МИ МВД РБ, целевиков и те, кто учился в педагогическом классе и поступил в вуз по собеседованию, — им придётся работать по распределению 5 лет.

Сколько длится отработка?

Если ты окончил бакалавриат на бюджете и в год выпуска поступил на дневное бюджетное отделение магистратуры, твоя отработка откладывается на время обучения. Ты должен отработать положенный срок, указанный в договоре на обучение. Если бакалавр-бюджетник поступает в магистратуру на платное, то он обязан отработать распределение после I ступени высшего образования параллельно с учёбой.

Выпускник аспирантуры (бюджет) также отрабатывает тот срок, что указан в договоре. Получать образование в магистратуре, аспирантуре могут и целевики, но по окончании той или иной ступени всё равно придётся отработать пять лет. После получения профессионально-технического образования нужно отработать один год, среднего специального — два.

У молодого человека в апреле выпуск из колледжа, а потом нужно год отработать по распределению. Но в июле его могут призвать в армию. Зачтется ли служба в армии в срок отработки по распределению?

Эту ситуацию Татьяна Короткевич прокомментировала так: «Да, служба в армии засчитывается в срок отработки. Причем, когда молодой человек будет уволен со срочной службы, у него будет несколько вариантов. Он сможет вернуться на свое место работы, доработать положенный срок отработки, если он пожелает. Может срок службы в армии не засчитывать и таким образом продлить себе период, когда он еще молодой специалист».

Также он может получить право самостоятельно трудоустроиться, обратившись в учреждение образования, добавила представитель Минобразования.

Что делать, если я пришел (пришла) по месту своего распределения, а меня отказываются брать?

Такие случаи действительно бывают.

Например, по распределению за выпускником закрепили место еще в ноябре 2018-го, а выходить на работу он должен первого августа 2019-го – и за это время в организации может произойти все что угодно. Вполне может случиться, что отрабатывать человеку будет уже негде.

К тому же периодически в университет приходят фиктивные заявки: у организаций есть указание прислать их на энное количество специалистов, а столько им просто не нужно.

Если так произошло с вами, то обязательно нужно сделать два шага: попросить в организации официальное письмо с мотивированным отказом и пойти с ним в университет, чтобы написать заявление на перераспределение.

«Забить» на эти действия никак нельзя: в нашей практике бывали случаи, когда выпускники получали устный отказ и со спокойной душой пускали все на самотек. А потом им приходилось выплачивать государству деньги. Вы должны доказать, что объявились на месте работы, но брать вас там отказались.

Другой вопрос, что многие часто пугаются, когда работодатель отказывается что-то писать и объяснять. В таком случае вам любым образом нужно зафиксировать тот факт, что в организацию вы все-таки приходили: банально сделать фото в здании.

У нас даже был случай, когда девочка вызвала на предприятие милицию, чтобы получить доказательства того, что на работу она все же пришла.

Даже если официального объяснения вы не получили, все равно направляйтесь в университет и пишите заявление на перераспределение.

К слову, у нанимателя есть административная ответственность за необоснованный отказ в приеме молодого специалиста – но я никогда не слышала о том, чтобы она реально к кому-то применялась.

После того как вы сделали предыдущие шаги, университет принимает одно из двух решений: начинает искать вам новую заявку или дает справку о свободном трудоустройстве. Проблема в том, что законодательством не установлен срок, в течение которого это решение должно быть принято. Поэтому поиск нового места работы для выпускника порой сильно затягивается.

Сейчас появилось указание ужесточить меры, усилить контроль за распределением и делать все возможное, чтобы статистика не падала ниже тех самых 99%, – так что стараются найти всем.

Хотя раньше это был идеальный способ «откосить» от распределения: взять заявку у ООО «Ромашка», которое абсолютно точно даст тебе отказ, и надеяться на то, что перераспределением никто не захочет заниматься, а ты получишь свободный диплом. Я думаю, теперь надеяться на эту схему не стоит.

Если мой муж уже трудоустроен в одном городе, могут ли меня распределить в другой? И работает ли это наоборот?

По закону муж и жена равнозначны, поэтому разницы между такими ситуациями не будет.

Но, увы, однозначного ответа на этот вопрос нет: в законодательстве по этому поводу есть формулировка «по желанию и при наличии возможностей». И фразу «наличие возможностей» в каждом университете расшифровывают по-разному.

Раньше, если муж работал в городе А, а жена училась в городе Б и хотела распределиться по месту работы супруга, а там такой возможности не было, ей могли выдать свободный диплом.

Сейчас все сложнее, и точных указаний нет.

К примеру, если ваш супруг трудоустроен в Минске, то Колодищи вполне подходят под условие «распределить по месту работы или жительства мужа».

К сожалению, даже Министерство образования не дает на этот счет однозначного толкования. Поэтому, если вы очень хотите распределиться по месту работы мужа или жены, могу порекомендовать только заранее найти там место распределения и принести в университет свою заявку.

Возможно ли такое, чтобы из морга пропал труп?

Не совсем.

Абитуриенты, у которых есть на руках договор о целевой подготовке, поступают на бюджетные места, которые предназначены именно для «целевиков». Существуют специальные нормы, сколько этих мест может быть.

— На уровне высшего образования для целевой подготовки может отводиться до 40 процентов всех мест. Например, если у нас всего 50 бюджетных мест, то до 20 из них могут быть предназначены «целевикам».

При этом есть исключения, добавляет Сергей Касперович. Например, на медицинских вузовских специальностях «целевики» могут занимать до 50 процентов бюджетных мест, на сельскохозяйственных — до 60 процентов.

В ссузах ситуация немного другая. «Целевики» могут занимать до 30 процентов бюджетных мест, исключения — медицинские и сельскохозяйственные специальности (до 60 процентов).

Да, каждый абитуриент из любого города или деревни Беларуси может заключить договор на целевую подготовку. Но в этом случае важно ориентироваться на будущего работодателя.

— Если мы говорим о профтехобразовании, то в нем нет никаких ограничений по месту нахождения работодателя. А вот со средним специальным и высшим образованием есть ограничения, — рассказывает Сергей Касперович. — Заказчик может находиться либо в сельском населенном пункте, либо в городах с населением до 20 тысяч человек, либо в зонах загрязнения, пострадавших от Чернобыльской АЭС.

Сейчас это работает так. Но в проекте новой редакции Кодекса об образовании, который подготовлен министерством, это ограничение исключили.

— Мы видим, что есть ситуации, когда заказчиками на целевую подготовку желают выступить организации, расположенные в крупных городах, в том числе в Минске. И есть сферы, в которых это оправдано. Поэтому мы считаем целесообразным исключить эти ограничения и ожидаем, что изменение будет принято нашим парламентом.

Теоретически да.

— В рамках действующего законодательства целевую подготовку может заказать предприятие любой формы собственности. Учитывается только место нахождения организации.

Как откупится от 2-х годовой отработки в колледже в Белоруссии. Гродно.

— Это как гадание на кофейной гуще, — говорит Кристина. Потому что могут быть разные варианты.
Если в университет поступило достаточное количество заявок от заказчиков кадров, вам предложат выбрать из списка. Толочин, Хойники, Кобрин — в Беларуси есть много городов с красивыми названиями, где ждут молодую кровь.
Если заявок мало, а студентов, которых нужно распределить, много, вам либо предложат искать заявку самостоятельно, либо могут дать справку о свободном трудоустройстве. Универсальной схемы нет. Как повезет. Например, в прошлом году экс-вице-премьер Беларуси Василий Жарко заявлял, что распределение должно быть стопроцентным. Все вузы взялись выполнять это поручение, поэтому второй вариант в 2018-м практически не срабатывал.

Лучше, конечно, поднапрячься и принести заявку на себя от того работодателя, у которого вы хотели бы работать. Что делать, если ее нет и вас таки распределили в Чечерск? Кристина Рихтер советует пойти в деканат и обжаловать решение комиссии.
— Но только если для этого есть обоснование. «Я не хочу ехать» к обоснованию не относится.
Также за студентом всегда сохраняется возможность перераспределиться. Как это сделать? Об этом ниже.

Хорошие новости: есть. Что для этого нужно?
Шаг первый — получить письменное подтверждение от работодателя, к которому вас изначально распределяли, что он отказывается принимать вас на работу. Шаг второй — найти новое место для распределения. Шаг третий — получить на эту рокировку согласие вуза (для этого нужно написать заявление).
Но вообще, для начала лучше внимательно изучить статью 85 Кодекса об образовании (Перераспределение выпускников).

Есть две железобетонные ситуации, в которых вас точно освободят от распределения и дадут справку о том, что вы свободный человек, который может работать, где хочет, или не работать совсем.
Первая — если попадаете в список тех, кого освобождают от выплаты средств, затраченных на обучение. Вторая — если вы уже возместили государству эти средства.
Еще один случай (менее надежный) — когда университет не может предоставить вам место работы по специальности и присвоенной квалификации.

Читайте также:  Инструкция по смене юридического адреса ООО в 2023 году

В данном случае проще перечислить все группы. Это:
— дети-сироты, дети, которые остались без попечения родителей, а также студенты в возрасте 18−23 лет, потерявшие последнего из родителей во время учебы;
— дети-инвалиды до 18 лет, а также люди с инвалидностью 1-й и 2-й группы, которым невозможно предоставить работу по месту их жительства с учетом состояния здоровья;
— студенты, у которых есть родители, муж-жена или дети с инвалидностью 1-й и 2-й группы (при условии, что по их месту жительства нет работы);
— беременные женщины, а также папы с ребенком в возрасте до трех лет, которым нельзя предоставить новое место работы по месту жительства;
— студенты в браке, у которых муж или жена работают в какой-то местности, и из этой местности нет заявок от работодателей;
— выпускники, у которых есть проблемы со здоровьем, а значит — медицинские противопоказания к работе по полученной специальности;
— студенты, которые пострадали от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Если вы попадаете в одну из этих категорий, вы можете не выплачивать деньги при отказе от распределения и получить справку о свободном трудоустройстве.

Увольнение молодого специалиста по собственному желанию

В процессе отработки у вас могут появиться обстоятельства, по которым можно претендовать на перераспределение.

К примеру, кто-то из ваших близких родственников стал инвалидом первой группы или вы вступили в брак, а кто-то из супругов остался жить или работать в другом городе. В таких случаях согласие нанимателя на перераспределение не требуется: нужно просто собрать все подтверждающие документы и написать заявление в университете.

Тут важно заранее подыскать себе новое место и принести оттуда заявку. Если ее нет, то это практически нереальный случай – университет вряд ли станет что-то искать, если у выпускника уже есть работа. Такова сложившаяся практика.

Другой вариант перераспределения: когда веских обстоятельств у вас нет, сменить место отработки можно только переводом от одного нанимателя к другому.

Сначала нужно получить согласие у организации, из которой вы уходите, потом у той, в которую приходите, а потом у университета. И это довольно сложная схема, потому что если кто-то из этих трех инстанций не согласен, то, увы, перераспределиться не удастся.

Особенно сложно приходится медицинским работникам, которым в дополнение ко всему нужно получить еще согласие комитетов и Министерства здравоохранения.

Такие случаи действительно бывают.

Например, по распределению за выпускником закрепили место еще в ноябре 2018-го, а выходить на работу он должен первого августа 2019-го – и за это время в организации может произойти все что угодно. Вполне может случиться, что отрабатывать человеку будет уже негде.

К тому же периодически в университет приходят фиктивные заявки: у организаций есть указание прислать их на энное количество специалистов, а столько им просто не нужно.

Если так произошло с вами, то обязательно нужно сделать два шага: попросить в организации официальное письмо с мотивированным отказом и пойти с ним в университет, чтобы написать заявление на перераспределение.

«Забить» на эти действия никак нельзя: в нашей практике бывали случаи, когда выпускники получали устный отказ и со спокойной душой пускали все на самотек. А потом им приходилось выплачивать государству деньги. Вы должны доказать, что объявились на месте работы, но брать вас там отказались.

Другой вопрос, что многие часто пугаются, когда работодатель отказывается что-то писать и объяснять. В таком случае вам любым образом нужно зафиксировать тот факт, что в организацию вы все-таки приходили: банально сделать фото в здании.

У нас даже был случай, когда девочка вызвала на предприятие милицию, чтобы получить доказательства того, что на работу она все же пришла.

Даже если официального объяснения вы не получили, все равно направляйтесь в университет и пишите заявление на перераспределение.

К слову, у нанимателя есть административная ответственность за необоснованный отказ в приеме молодого специалиста – но я никогда не слышала о том, чтобы она реально к кому-то применялась.

После того как вы сделали предыдущие шаги, университет принимает одно из двух решений: начинает искать вам новую заявку или дает справку о свободном трудоустройстве. Проблема в том, что законодательством не установлен срок, в течение которого это решение должно быть принято. Поэтому поиск нового места работы для выпускника порой сильно затягивается.

Сейчас появилось указание ужесточить меры, усилить контроль за распределением и делать все возможное, чтобы статистика не падала ниже тех самых 99%, – так что стараются найти всем.

Хотя раньше это был идеальный способ «откосить» от распределения: взять заявку у ООО «Ромашка», которое абсолютно точно даст тебе отказ, и надеяться на то, что перераспределением никто не захочет заниматься, а ты получишь свободный диплом. Я думаю, теперь надеяться на эту схему не стоит.

Приказ о приеме на работу составляется на основе контракта и заявления работника.

Если вам предлагают должность бухгалтера, а вы пришли работать юристом – разумеется, писать такое заявление и подписывать приказ с контрактом не стоит. Нужно письменно попросить нанимателя трудоустроить вас по той должности, на которую вы рассчитывали, а в случае официального отказа обращаться с ним в университет.

Но зачастую выпускники сами соглашаются работать не по своей профессии. А это чревато последствиями: если вдруг выяснится, что на протяжении какого-то времени человек работал не по специальности, он автоматически должен выплатить деньги за свое обучение – и тут не будут разбираться, виноваты вы или работодатель.

Если вы решили отказаться от отработки, у вас есть два пути.

Первый – добровольный отказ, который нужно оформить до начала отработки. Вы приходите в университет, пишете заявление, просите рассчитать свою сумму и получаете полгода на ее добровольное погашение.

Если в этот срок частично или полностью деньги вы не выплатили, вам напишут претензию – по сути, это письмо с требованием заплатить. С этого момента должен пройти один месяц, когда вы все еще можете заплатить без суда.

Если не делаете этого снова – начинается суд, но после его решения у вас есть еще один месяц на добровольное погашение.

Если и после всех этих сроков сумма не выплачена, начинается принудительное исполнение через судебных исполнителей.

Но по факту если у выпускника нет работы, взять у него нечего, а какие-то меры ограничения его не страшат, то можно попробовать жить и не тужить (смеется). Если работа у вас все-таки появится, то определенный процент от зарплаты будет уходить на оплату этой суммы. И так будет продолжаться, пока вы не погасите ее полностью.

Конечно, такой вариант не нужно рассматривать как руководство к действию, потому что сумма будет увеличена на судебные издержки и процент от взыскания судебным исполнителям.

К тому же вам вполне могут наложить меры ограничений – запретить выезд за границу и управлять автомобилем, например. В общем, ничего позитивного в этой процедуре нет.

Второй вариант – недобровольный, когда первого августа вы просто не приходите на работу и все пускаете на самотек. Примерно через месяц придет претензия, потом у вас все равно будет 6 месяцев на добровольное возмещение, а после этого срока – суд и исполнительное производство.

Как рассчитывается сумма? Расчет всегда индивидуальный, и при нем учитываются цифры и коэффициенты, которые есть только в бухгалтерии учреждения образования, а это закрытая информация.

Достоверно сказать, какой выйдет ваша сумма, невозможно: мало того, что во всех учреждениях образования выплаты совершенно разные, они могут отличаться даже у выпускников одной группы, если кто-то из них пользовался возможностями университета больше.

Вот что известно точно: в сумму не включается стипендия и материальная помощь. А еще она никак не связана с той, что указана в договоре на обучение: выплата будет от двух до пяти раз выше. Так что если ваш идеальный план был отучиться и заплатить, то проще было пойти сразу на платное. К слову, если вы отработали только часть времени, то можете выплатить оставшиеся средства – сумма будет высчитываться пропорционально.

Если речь про обычное распределение, то деньги выплачиваются учреждению образования. В варианте с целевым направлением в редких случаях они могут идти нанимателю.

Кстати, для примера могу назвать сумму одного из минских колледжей – это 2926 рублей за среднее специальное образование. Надо понимать, что выплата после вуза будет куда больше.

По закону муж и жена равнозначны, поэтому разницы между такими ситуациями не будет.

Но, увы, однозначного ответа на этот вопрос нет: в законодательстве по этому поводу есть формулировка «по желанию и при наличии возможностей». И фразу «наличие возможностей» в каждом университете расшифровывают по-разному.

Раньше, если муж работал в городе А, а жена училась в городе Б и хотела распределиться по месту работы супруга, а там такой возможности не было, ей могли выдать свободный диплом.

Сейчас все сложнее, и точных указаний нет.

К примеру, если ваш супруг трудоустроен в Минске, то Колодищи вполне подходят под условие «распределить по месту работы или жительства мужа».

Девочки,БЕЛАРУСЬ. Отработка после учебы.

Не совсем.

Абитуриенты, у которых есть на руках договор о целевой подготовке, поступают на бюджетные места, которые предназначены именно для «целевиков». Существуют специальные нормы, сколько этих мест может быть.

— На уровне высшего образования для целевой подготовки может отводиться до 40 процентов всех мест. Например, если у нас всего 50 бюджетных мест, то до 20 из них могут быть предназначены «целевикам».

При этом есть исключения, добавляет Сергей Касперович. Например, на медицинских вузовских специальностях «целевики» могут занимать до 50 процентов бюджетных мест, на сельскохозяйственных — до 60 процентов.

Читайте также:  Как снизить транспортный налог на автомобиль в 2022 году

В ссузах ситуация немного другая. «Целевики» могут занимать до 30 процентов бюджетных мест, исключения — медицинские и сельскохозяйственные специальности (до 60 процентов).

Да, каждый абитуриент из любого города или деревни Беларуси может заключить договор на целевую подготовку. Но в этом случае важно ориентироваться на будущего работодателя.

— Если мы говорим о профтехобразовании, то в нем нет никаких ограничений по месту нахождения работодателя. А вот со средним специальным и высшим образованием есть ограничения, — рассказывает Сергей Касперович. — Заказчик может находиться либо в сельском населенном пункте, либо в городах с населением до 20 тысяч человек, либо в зонах загрязнения, пострадавших от Чернобыльской АЭС.

Сейчас это работает так. Но в проекте новой редакции Кодекса об образовании, который подготовлен министерством, это ограничение исключили.

— Мы видим, что есть ситуации, когда заказчиками на целевую подготовку желают выступить организации, расположенные в крупных городах, в том числе в Минске. И есть сферы, в которых это оправдано. Поэтому мы считаем целесообразным исключить эти ограничения и ожидаем, что изменение будет принято нашим парламентом.

Теоретически да.

— В рамках действующего законодательства целевую подготовку может заказать предприятие любой формы собственности. Учитывается только место нахождения организации.

— Важно, чтобы абитуриент четко понимал, чего он хочет. Если он берет «целевое» на любую специальность, лишь бы поступить, потому что, с его точки зрения, так легче, все усложняется. Он может ходить по любым организациям и просить заключить договор. Но это в корне неправильная установка, которая загоняет абитуриента в рамки.

По словам Сергея Касперовича, идея целевой подготовки как раз состоит в том, что в этом процессе первичен заказчик.

— Именно он должен понимать, есть ли у него потребность в конкретных специалистах через 3, 4, 5 лет. А дальше он просто персонализирует своего будущего сотрудника.

Тут вариантов несколько.

  • Заказчики кадров (они же ваши потенциальные будущие работодатели) могут прийти в школу и рассказать, как у них классно работать и почему с ними стоит заключить такой договор.
  • Информацию о целевом направлении печатают в районных газетах (вдруг вы их читаете).
  • Ищите через знакомых или родственников.

— Трудовые династии были всегда. Если на сельхозпредприятии работают родители будущего выпускника школы, то первым логичным шагом для предприятия было бы начать поиск среди своих сотрудников.

Сам абитуриент тоже может попытаться найти своего будущего работодателя и заключить с ним договор. Для этого ему нужно обосновать, почему в будущем он хочет прийти и работать у него.

— Примерно в феврале министерства и ведомства получают предложения на целевую подготовку от своих подчиненных организаций, — описывает, как это работает изнутри, Сергей Касперович. — Они начинают информировать учреждения образования об этих цифрах. В Министерстве образования приказ о целевой подготовке издается в мае. Но организации и абитуриенты должны искать друг друга весь выпускной класс. По-хорошему — до середины учебного года.

Нет, еще, в принципе, не поздно, успокаивает Сергей Касперович. Заключить договор можно и в июле, главное — чтобы за этим стояло желание не поступить любой ценой, а работать по своей специальности у конкретного работодателя.

— Заказчики заключают договоры с конкретными людьми. Но мы всегда настаиваем на том, чтобы на «целевых местах» тоже складывался конкурс. Поэтому иногда заказчики заключают больше договоров, чтобы поступил самый сильный абитуриент. Здесь велика роль именно заказчика. Он сам должен основательно подбирать людей, потому что это его будущие работники. Они должны быть мотивированы к учебе, чтобы их не отчислили — и в результате заказчики не пожалели о напрасно потраченных деньгах.

Целевая подготовка — так это называется в законодательстве об образовании — существовала еще в Советском Союзе и в 1990-х годах перекочевала в белорусское профессиональное образование. Фактически она решает три задачи:

  • персонализация обучения;
  • создание для абитуриентов дополнительной опции выбора при поступлении;
  • и самая важная — возможность для работодателя персонализировать заказ кадров, а также «закрепить их на местах».

— Это значит, что определенная организация или предприятие заказывает не абстрактного выпускника, как это в целом происходит при существующей системе подготовки кадров, а вполне конкретного. Еще на стадии заключения договора заказчик знакомится с молодым человеком или девушкой и понимает: вот этот человек придет к нему работать через несколько лет, — поясняет Касперович.

Плохие новости для тех, кому страшно представить себя работающим на одном месте несколько лет.

Срок отработки для тех, кто заключил договор на целевую подготовку, зависит от уровня образования. Если выпускник учился в профессионально-техническом учреждении, то отработка продлится год. После колледжа нужно отработать три года, после университета — пять лет.

— Процедура в данном случае называется не распределением, а направлением на работу, — уточняет Сергей Касперович.

Не совсем.

Абитуриенты, у которых есть на руках договор о целевой подготовке, поступают на бюджетные места, которые предназначены именно для «целевиков». Существуют специальные нормы, сколько этих мест может быть.

— На уровне высшего образования для целевой подготовки может отводиться до 40 процентов всех мест. Например, если у нас всего 50 бюджетных мест, то до 20 из них могут быть предназначены «целевикам».

Да, каждый абитуриент из любого города или деревни Беларуси может заключить договор на целевую подготовку. Но в этом случае важно ориентироваться на будущего работодателя.

— Если мы говорим о профтехобразовании, то в нем нет никаких ограничений по месту нахождения работодателя. А вот со средним специальным и высшим образованием есть ограничения, — рассказывает Сергей Касперович. — Заказчик может находиться либо в сельском населенном пункте, либо в городах с населением до 20 тысяч человек, либо в зонах загрязнения, пострадавших от Чернобыльской АЭС.

— Важно, чтобы абитуриент четко понимал, чего он хочет. Если он берет «целевое» на любую специальность, лишь бы поступить, потому что, с его точки зрения, так легче, все усложняется. Он может ходить по любым организациям и просить заключить договор. Но это в корне неправильная установка, которая загоняет абитуриента в рамки.

По словам Сергея Касперовича, идея целевой подготовки как раз состоит в том, что в этом процессе первичен заказчик.

— Именно он должен понимать, есть ли у него потребность в конкретных специалистах через 3, 4, 5 лет. А дальше он просто персонализирует своего будущего сотрудника.

Тут вариантов несколько.

  • Заказчики кадров (они же ваши потенциальные будущие работодатели) могут прийти в школу и рассказать, как у них классно работать и почему с ними стоит заключить такой договор.
  • Информацию о целевом направлении печатают в районных газетах (вдруг вы их читаете).

— Примерно в феврале министерства и ведомства получают предложения на целевую подготовку от своих подчиненных организаций, — описывает, как это работает изнутри, Сергей Касперович. — Они начинают информировать учреждения образования об этих цифрах. В Министерстве образования приказ о целевой подготовке издается в мае. Но организации и абитуриенты должны искать друг друга весь выпускной класс. По-хорошему — до середины учебного года.

Сергей после окончания автотракторного факультета БНТУ решил продолжить образование и поступил в магистратуру. Распределение в таком случае лишь ненадолго переносится — после окончания магистратуры выпускник обязан отработать два года. Сергея, тогда уже магистра технических наук, университет отправил работать инженером на Минский завод колесных тягачей.

— Нам показали список заводов, которые прислали заявки, и мы должны были выбирать из них. Заявки, которые мы приносили сами, не одобряли. У меня к тому моменту уже была работа и провести два года своей жизни на заводе, если честно, не хотелось. Поэтому, идя на распределение, уже знал, что буду «откупаться», — рассказывает Сергей.

Систему распределения распространят на «платников»

Отсутствие свободы выбора, необязательность декларированных льгот, несоответствие практической работы полученной специальности, низкие зарплаты и отсутствие перспектив — вот малый перечень претензий противников распределения.

Главный козырь сторонников — государство предоставляет молодому специалисту гарантированное рабочее место. С запросами от предприятий и учреждений можно познакомиться заранее, можно отправиться на практику еще во время учебы, принести в вуз персональный запрос, если работодателя нашел сам (комиссия по распределению, впрочем, вправе этот запрос и отклонить).

Вице-премьер Василий Жарко в конце января поставил задачу: в нынешнем году распределение должно быть стопроцентным, то есть обязательным и для тех, кто платил в годы студенчества за учебу.

Министр образования Игорь Карпенко в средине июня сообщил, что более тысячи «платников» из нынешнего выпуска (примерно 1/30 часть) уже попросили распределения.

Место: Гродненский государственный университет имени Янки Купалы.

Факт: В структуре университета 4 колледжа, после которых можно ускоренно получить диплом по более чем 30 специальностям.

Понятие «университет» сегодня заметно расширилось. Вот и в составе гродненского вуза оказались сразу четыре колледжа — гуманитарный и технологический, а также Волковысский и Лидский. Но связи со среднеспециальным образованием на этом не заканчиваются: выпускников всевозможных ссузов набирают на сокращенную форму всех специальностей, где возможна интеграция и есть родство. В основном речь о заочном. Срок обучения — от 3,5 до 5 лет. Исключение — «Народное творчество (хоровая музыка)», где сокращенная программа в три года рассчитана на дневное отделение.

Ситуация примерно следующая: по деньгам вузу, конечно, выгоднее, чтобы поступивший проучился полный срок, а вот по качеству студенты сокращенной формы совсем на другом уровне — это ребята, которые работают и все услышанное в аудитории преломляют через практические действия. Проректор по учебной работе Юрий Белых полностью поддерживает тезис, что качество заочного образования сегодня можно удержать только так: «Мы начали развивать такие формы одними из первых, опыт уже более 10 лет, и везде, где это было возможно, схема колледж — университет реализована эффективно. Может быть, это и есть ответ на ключевой вопрос высшего образования: как снабдить студента практическими навыками?»

Читайте также:  Генетическая экспертиза по установлению двоюродного родства

Правда, у таких студентов есть свои сложности. Среди них — фундаментальные науки, скажем, математика, физика. Ведь в отличие от вчерашних школьников, сдавших при поступлении ЦТ, последние несколько лет они ориентировались преимущественно на практику. Но, замечают преподаватели, это дело поправимое: когда такому студенту рассказываешь о производной в контексте именно производства, а не просто математики, — все становится на свои места.

Место: Белорусский государственный технологический университет.

Факт: Филиалами вуза стали 5 колледжей, после которых можно по ускоренной программе получить высшее образование по семи специальностям, в новом учебном году прибавится еще четыре специальности.

Проректор по учебной работе Сергей Касперович объясняет подход: «Наши преподаватели вместе с преподавателями колледжей составляют учебные пособия, задействованы в аттестационной комиссии». Для выпускников профильных ссузов здесь предлагают только заочную сокращенную форму — 4 года. Почему? Дело в том, что в противном случае после колледжей специалисты должны или отрабатывать, или поступить на очный бюджет. В придачу такие кадры очень востребованы на рынке труда, и отвлекать их на очную форму, считают в БГТУ, нецелесообразно. Естественно, большинство, не раздумывая, выбирает заочный вариант. Кстати, на некоторые «сокращенные» специальности здесь охотно набирают выпускников и других колледжей, например, на технологию деревообрабатывающего производства — из 8 ссузов. В итоге обучение ускоряется опять–таки за счет спецдисциплин, которые теперь уже студенты вуза знают на практике. А вот над учебниками по высшей математике, физике, химии приходится покорпеть. И тут, увы, справляются не все.

Кстати, Сергей Касперович считает, что у выпускников колледжей, которые пришли за высшим образованием, заметно больше мотивации. Они знают подводные камни своей специальности. А опыт БГТУ сейчас готовятся применить на практике их коллеги из другого ведущего вуза страны — Белорусского национального технического университета.

31-летний Денис Никифоров — знаменитость не только районного масштаба. Школу в агрогородке Осиновка, где работает директором Никифоров, знают и в стране, и в Европе: школа привлекла 32 тысячи долларов инвестиций, реализуя совместные с Программой развития ООН и Евросоюзом проекты.

«Мы стали локомотивом инициатив», — улыбается Денис Владимирович, подробно рассказывая, как в рамках одной из программ провели аудит затрат, переоснастили подсобные школьные помещения энергосберегающими лампочками, переоборудовали кухню и поменяли капающие краны на однорычажные, учили сельское население экономии — на школьном примере.

Сейчас школа занята еще и развитием экологического земледелия и предпринимательской инициативы на селе.

Image caption Эти солнечные батареи с автоматизированной системой полива директор закупил для школьных теплиц

Необходимое пояснение: Осиновка хоть и в статусе агрогородка, но обыкновенная старая деревня. Большая по белорусским меркам — около 400 жителей. Двухэтажная кирпичная школа вмещает и детский сад, а потому официально учреждение называется длинно и по-чиновничьи мудрено. В школе 50 учеников (в Осиновку приезжают еще из 4 окрестных деревень), в детсаду 6 воспитанников. Директор оснастил школу WiFi, но пароль — признается — меняет едва ли не каждое утро, чтобы дети не отвлекались во время уроков.

Денис родился и учился в Могилеве — крупном областном центре на юге Беларуси, а в Чаусский район (пострадавший от Чернобыльской аварии) попросился вслед за женой-однокурсницей. По распределению молодые супруги (историки-археологи, согласно диплому) работали в школах разных деревень, но по истечении двух положенных лет отработки обосновались в райцентре Чаусы.

В Осиновку, за 15 км от Чаусов, Денис Никифоров уже шесть лет приезжает каждое утро.

«Если не любить место, где работаешь, не любить дело, которым занимаешься, — ничего не получится. А я так не могу. Если я что-то делаю, это должно быть лучше, чем у всех. Я здесь себя чувствую комфортно, чувствую поддержку своего коллектива, поддержку местных жителей и местных властей», — говорит Никифоров.

«Любой мегаполис, любой крупный город не может существовать без села. Кто-то должен здесь, на селе, быть. И кто, если не мы? » — добавляет он.

Двое молодых педагогов, распределенных в Осиновку, остались работать в школе под руководством Никифорова и по истечению обязательного срока.

Сколько и в каких профессиональных сферах остается вообще, доподлинно не известно — в ответственном за распределение выпускников министерстве образования сообщили, что такая статистика не ведется.

Распределение: как найти работу мечты или «обойти» два года отработки

Допускается любое использование публикаций сайта, при условии размещения прямой активной ссылки на источник. Эта ссылка должна быть размещена в первом абзаце перепечатанного материала в виде фразы: «Сообщает Деловой Гомель (здесь размещается гиперссылка на страницу-источник)».

Молодой специалист в РБ – это выпускник государственного учреждения образования, который:

  • Учился в ПТУЗе, ССУЗе или ВУЗе на дневной форме обучения
  • Учился за счёт средств государственного бюджета хотя бы половину срока или учился на платном отделении за счёт ИП
  • Получил направление на работу по перераспределению

Если студент обучался за счёт собственных средств, по желанию он так же может участвовать в перераспределении, получить статус молодого специалиста и пользоваться всеми гарантиями и компенсациями, предусмотренными законодательством. Для этого необходимо обратиться к руководству колледжа или университета. При наличии свободных мест выпускнику выдадут направление на работу в одну из организаций.

В конце каждого учебного года собирается специальная комиссия, которая занимается перераспределением будущих специалистов. При выборе места работы учитываются:

  • Средний балл
  • Научные работы
  • Участие в жизни учебного заведения
  • Организации, в которых студент проходил практику
  • Показания по здоровью
  • Семейное положение и место проживания семьи
  • Рекомендации преподавателей
  • Желание самого учащегося

После того, как комиссия вынесет своё решение, выпускник получает официальное свидетельство о перераспределении. Статус молодого специалиста начинает действовать с конца августа, так что у выпускника есть возможность отдохнуть. Учителя получают 45 дней отпуска, выпускники остальных специальностей – 30.

Сроки отработки после окончания учёбы различаются:

  • 1 год – отрабатывают выпускники профессионально-технических учреждений
  • 2 года – отрабатывают выпускники средне-специальных и высших учреждений

Также учащиеся могут пройти конкурсный отбор на «целевиков» — молодых специалистов, которые проходили целевую подготовку. Суть её в том, что учреждение образования заключает соглашение с любым государственным или частным предприятием Беларуси. Согласно этому соглашению, организация высылает заявку, в которой указывает какой специалист ей необходим. Для обучения по данной специальности студентов отбирают по академической успеваемости, а оплата поступает за счёт бюджетных средств. По окончанию обучения выпускник должен пройти отработку именно в той организации, из которой поступила заявка.

Выпускники, получившие работу по целевому направлению, отрабатывают:

  • 5 лет – после ВУЗа
  • 3 года – после колледжа
  • 2 года – после ПТУ

В эти сроки засчитывается отпуск по уходу за ребёнком до 3 лет и прохождение воинской службы в Вооружённых силах и иных видах войск.

Если студент решил продолжить платное обучение в магистратуре, то он всё равно должен отработать положенный срок после окончания учёбы или выплатить компенсацию за отработку. Если студент окончил магистратуру за счёт средств государства, тогда он снова попадает под перераспределение.

Наниматель принимает молодого специалиста на работу на основании трудового договора и обеспечивает надлежащие условия труда. Трудоустроить выпускника должны по специальности, что указана в направлении. Если работодатель предложит другую должность, специалист в праве отказаться и перераспределиться на другое место.

В Беларуси молодой специалист — это не просто статус, но преимущество, которое даёт некоторые гарантии:

  1. Получение постоянного места работы
  2. Своевременная оплата труда
  3. Дополнительные дни отпуска
  4. Невозможность увольнения
  5. Невозможность перевода на должность, не связанную со специальностью
  6. Выплата денежной помощи
  7. Доплаты, которые сохраняются в течение года после отработки (если специалист остаётся работать)
  8. Повышение ставки (при определённых условиях)
  9. Помощь с жильём

В 2020 году в РБ молодые специалисты могут рассчитывать на денежную поддержку государства, которая выплачивается в разных формах:

  • Оплата переезда. Молодой специалист, который получил место работы в другом населённом пункте, может получить денежную компенсацию от государства в связи с переездом. Оплачивается проезд работника и всех членов его семьи, расходы на перевозку имущества железнодорожным, морским или воздушным транспортом не более 500 кг на самого специалиста и 150 кг на каждого члена семьи.
  • Подъёмные. Наниматель выплачивает подъёмные в течение первого месяца отработки с момента заключения договора. Сумма выплаты зависит от успеваемости молодого специалиста и размера стипендии за последний семестр.
  • Социальная стипендия. Если молодой специалист обучался на платной основе, ему выплачивается социальная стипендия. Для выпускников профессионально-технических учреждений сумма рассчитывается согласно окладу или тарифной ставке, соответствующей его специальности.
  • Единовременная выплата. Тем, кто проходит отработку в зонах радиационных загрязнений и пострадавших после аварии на ЧАЭС, положена разовая выплата в размере 300 базовых величин. Компенсация начисляется при заключении трудового договора сроком не менее 5 лет.
  • Повышение оклада. Определённым категориям мо��одых специалистов положено повышение заработной платы. Доплату в 10% от тарифной ставки получают выпускники с дипломом отличия, в 20% — работники в сельской местности, в 50% — одарённые молодые специалисты. На ежемесячные доплаты в размере одной тарифной ставки первого разряда могут рассчитывать педагоги с высшим и средним образованием. Дополнительные бонусы и надбавки организации могут устанавливать на своё усмотрение.

После вуза нужно отрабатывать два года. Исключение составляют выпускники , , , , и те, кто учился в педагогическом классе и поступил в вуз по собеседованию, — им придётся работать по распределению 5 лет.

Если ты окончил на бюджете и в год выпуска поступил на дневное бюджетное отделение , твоя отработка откладывается на время обучения. Ты должен отработать положенный срок, указанный в договоре на обучение. Если бакалавр-бюджетник поступает в магистратуру на платное, то он обязан отработать распределение после I ступени высшего образования параллельно с учёбой.

Выпускник аспирантуры (бюджет) также отрабатывает тот срок, что указан в договоре.

Получать образование в магистратуре, аспирантуре могут и , но по окончании той или иной ступени всё равно придётся отработать пять лет.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *