Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тест по истории Абсолютизм в Европе 7 класс». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Развитый абсолютизм – политическая форма государства, характеризующаяся неограниченной властью монарха, опирающейся на централизованную систему бюрократического управления, регулярную армию, единую систему налогов, подчиненную государственному аппарату церковь, постоянные органы суда, полиции, контроля. Разумеется, ни одного из перечисленных элементов абсолютизма в России XVII в. не было.
НАЧАЛО ФОРМИРОВАНИЯ АБСОЛЮТИЗМА
В отличие от Западной Европы он оформлялся на базе феодальной системы и имел многие особенности:
- падала роль Земских Соборов (с 20-х годов), 1653г. – последний;
- падение значения Боярской Думы, выделение из нее более узких и работоспособных органов;
- усиливалось влияние приказной системы (стержень госаппарата). Складывалась стихийно и хаотично. Осложнялась постоянным ростом территорий и недостатком финансирования;
- формировалась бюрократия:
|
|
Переход от феодальной раздробленности к абсолютизму
В эпоху Средневековья все государства Европы были охвачены феодальной раздробленностью. Вместо некогда сильных, единых государств, каждая из стран разделилась на десятки и даже сотни мелких феодальных владений. Монархи практически утратили свою власть над народом, а каждый из феодалов превратился во всесильного властителя над своими владениями.
Множество бедствий пережила Европа из-за феодальной раздробленности:
- Англия, Франция, Ирландия и другие государства непрерывно подвергались нападениям викингов;
- местные феодалы постоянно враждовали друг с другом, вели междоусобные войны, которые уносили сотни и тысячи жизней местного населения;
- экономика большинства стран Европы пришла в упадок, так как между феодальными владениями практически прекратилась торговля, отсутствовали хозяйственные связи.
Начало формирования абсолютизма
На континенте, однако, события развивались в пользу монархий, а не институтов представительной власти. 17 и 18 вв. были свидетелями параллельных и взаимно влиявших друг на друга политических систем Франции, Австрии, Пруссии и России – т.н. просвещенного деспотизма. Добросердечие некоторых государей может быть оспорено, однако несомненно, что они пользовались неограниченной властью. Просвещенные деспоты привлекали на свою сторону способных людей, заинтересованных в проведении реформ и нуждавшихся в инструменте власти, благодаря которому они могли достигать своих целей. Поучительно, что противодействие таким правительствам, особенно во Франции и России, опиралось на интересы феодальной знати, а не только средних слоев, защищавших идеи демократии.
Схожим образом сформировался абсолютизм и в Англии. Средневековый феодализм не давал государству эффективно использовать собственные ресурсы и возможности. Становление абсолютизма в Англии осложнилось конфликтом с парламентом. Это собрание депутатов имело длительную историю.
Династия Стюартов в XVII веке попыталась умалить значение парламента. Из-за этого в 1640-1660 гг. страну сотрясала гражданская война. Против короля выступила буржуазия и большая часть крестьянства. На стороне монархии были дворяне (бароны и другие крупные землевладельцы). Английский король Карл I потерпел поражение и в итоге был казнен в 1649 году.
Российский век абсолютизма начался во время правления Петра Великого. Однако предпосылки этого явления прослеживались еще при его отце — царе Алексее Михайловиче. Когда династия Романовых пришла к власти, важную роль в государственной жизни играла боярская дума и земские соборы. Именно эти институты помогли восстановить страну после Смуты.
Алексей инициировал процесс отказа от прежней системы. Изменения отразились в главном документе его эпохи – Соборном уложении. Благодаря этому своду законов титул российских правителей получил дополнение «самодержец». Формулировка была изменена не случайно. Именно Алексей Михайлович перестал созывать Земские соборы. Последний раз это произошло в 1653 году, когда было принято решение о воссоединении России и левобережной Украины после успешной войны с Польшей.
При сыне Алексея Петре Великом власть монарха еще более укрепилась. Старые боярские роды были репрессированы после тех событий, когда московская аристократия попыталась свергнуть царя и посадить на трон его старшую сестру Софью. В то же время из-за начавшейся Северной войны на Балтике Петр начал великие реформы, которые охватывали все стороны деятельности государства.
Для того чтобы сделать их эффективнее, самодержец полностью сосредоточил власть в своих руках. Он учредил коллегии, ввел табель о рангах, с нуля создал тяжелую промышленность на Урале, сделал Россию более европейской страной. Все эти перемены были бы ему не по зубам, если ему противостояли консервативные бояре. Аристократы были поставлены на место и на время превратились в обычных чиновников, делавших свой маленький вклад в успехи России во внешней и внутренней политике. Борьба царя с консерватизмом элиты иногда приобретала анекдотические формы – чего стоит только эпизод с отрезанием бород и запретом старых кафтанов!
Петр пришел к абсолютизму, потому что эта система давала ему необходимые полномочия для всестороннего реформирования страны. Он также сделал церковь частью государственной машины, учредив Синод и отменив патриаршество, благодаря чему лишил духовенство возможности заявить о себе как об альтернативном источнике власти в России.
Основные признаки абсолютизма
Главными чертами, отличающими абсолютизм от прочих форм правления, принято считать:
- Сосредоточение всех властных полномочий в руках монарха.
- Построение строгой вертикальной иерархии в структуре государственной власти.
- Передача власти носит наследственный характер.
- Власть правителя де-факто не ограничивается никакими законами и государственными органами.
В качестве номинальных органов власти при абсолютизме могут сохраняться некие признаки демократии – представительные институты власти, кодексы законов, – но они фактически не выполняют своих прямых функций. В современном мире имеется ряд государств, по форме своего правления очень близких к абсолютной монархии:
- Некоторые монархии Ближнего востока – Саудовская Аравия, Катар, Бахрейн, ОАЭ, Оман и т.д.
- Теократическая монархия Ватикан.
- Бруней.
- Свазиленд.
Монопольный контроль.
Современный абсолютизм стремится не только к централизации власти, но и к монопольному контролю над институтами общества. Для него характерны попытки вовлечь в свою орбиту все институты, способные оказать сопротивление либо полезные в плане защиты государства. В этом ему помогают современная технология и системы коммуникации. Установленный таким образом контроль является как негативным, так и позитивным: во-первых, подавляется оппозиция; во-вторых, существующие институты вместе с репутацией, которой они пользуются, начинают служить режиму. Современный абсолютизм способен не только на расширение сферы контроля, но и на повышение степени его интенсивности.
В этом смысле поучителен опыт контроля над средствами массовой информации, накопленный нацистами и советским режимом. В то время как абсолютизм старого типа стремился сохранить свое господство, препятствуя распространению знаний, современный абсолютизм считает более эффективным использование грамотности и системы народного образования как инструментов контроля. Средствами внушения становятся радио, кино и телевидение.
Аналогичный характер имеет обычная абсолютистская политика в отношении религии. В этой сфере возможны по крайней мере три способа контроля: 1) нейтрализация влияния существующих религиозных организаций; 2) захват религиозных организаций и внедрение в них «своих» людей, после чего они начинают служить государству; 3) отвлечение религиозного чувства на другие цели. Примеры этих подходов дает история нацистской Германии, ими изобилует и история СССР.
Наличие многочисленных детских и юношеских организаций в странах, где господствует абсолютизм, является еще одним свидетельством как монополизации государством всех сторон жизни, так и используемых при этом способов и приемов. В таких случаях не только ослабляются возможности потенциально враждебных ассоциаций, сами эти организации становятся форпостами режима.
Излишне напоминать, что контроль распространяется также на сферу экономики. Неважно, какую цель преследует режим – защитить или ликвидировать частную собственность. Собственные потребности вынуждают его войти в самое тесное соприкосновение с существующим хозяйственным механизмом. Стремление к контролю над экономикой усиливается склонностью абсолютизма к экспансии. Поэтому все формы абсолютизма в 20 в. в какой-то мере были социалистическими по своему характеру, хотя и не всегда стремились к установлению государственной собственности на средства производства, предпочитая установление контроля над экономической деятельностью. Контроль может принимать различные формы. Особого упоминания заслуживает превращение профсоюзов в придаток государства. Монополизация не обходит стороной те формы организованной деятельности, которые должны быть или полностью подавлены, или поставлены под государственный контроль.
Тест с ответами по истории “Абсолютизм в Европе” 7 класс
Развитый абсолютизм – политическая форма государства, характеризующаяся неограниченной властью монарха, опирающейся на централизованную систему бюрократического управления, регулярную армию, единую систему налогов, подчиненную государственному аппарату церковь, постоянные органы суда, полиции, контроля. Разумеется, ни одного из перечисленных элементов абсолютизма в России XVII в. не было.
Сенат поднес это звание Петру I. Оно со временем было признано зарубежными державами и перешло к его преемникам.
Эпоха Петра Великого в истории, личность этого выдающегося государственного деятеля, полководца, дипломата пользуются неизменным вниманием в отечественной и зарубежной историографии. Еще до революции сложились часто диаметрально противоположные взгляды о роли деятельности Петра I в истории России.
В итоге на протяжении второй половины XVII столетия в России взаимодействуют элементы двух систем. Подчас это взаимодействие приводит порой к компромиссу или непримиримым противоречиям, приводящим к слому традиционного уклада власти и становлению новых порядков.
Наиболее существенные изменения в государственной власти второй половине XVII в. происходили в период правления Алексея Михайловича и Федора Алексеевича. Хотя политика этих царей была различной, она способствовала развитию абсолютистских тенденций.
Одновременно была проведена реорганизация местного самоуправления. В 1713 – 1714 гг. были созданы губернии (сначала – 8, затем – 11) и трёхзвенная система местного управления (уезд-провинция – губерния). В 1717 – 1718 гг. появились магистраты (органы городского самоуправления).
Абсолютные монархи поощряли развитие культуры и науки и одновременно стремились к контролю над ними. К эпохе А. восходит гос. институционализация культуры и науки (создание королевских академий, науч. обществ).
Вторая половина XVII века характеризуется усилением абсолютистских тенденций, власть царя становилась менее деспотической по форме, но более сильной и неограниченной по существу.
Начало формирования абсолютизма во II половине XVII в.
Годы правления Екатерины II (1762-1796) пришлись еще и на время возникновения буржуазии в Европе. Это были люди, достигшие успеха на капиталистическом поприще. Предприниматели требовали реформ и гражданских свобод. Особенно заметным напряжение оказалось во Франции. Монархия Бурбонов, как и Российская империя, была островком абсолютизма, где все важные решения принимались только правителем.
В то же время Франция стала родиной таких великих мыслителей и философов как Вольтер, Монтескье, Дидро и т. д. Эти писатели и ораторы стали основоположниками идей Эпохи Просвещения. В их основе лежало свободомыслие и рационализм. В Европе стал модным либерализм. Об идее гражданских правах знала и Екатерина 2. По происхождению она являлась немкой, благодаря чему была ближе к Европе, чем все ее предшественники на российском престоле. Позже сочетание либеральных и консервативных идей Екатерины было названо «просвещенным абсолютизмом».
Хотя и можно считать, что решение в пользу общего интереса всегда будет представлять общую волю, из этого не обязательно следует, что точка зрения правительства на то, что является общим интересом, должна с необходимостью представлять общую волю. Это серьезно ослабляет позицию Руссо, считавшего, что с помощью понятия общей воли ему удалось преодолеть противоречие между свободой и властью. Однако именно этот аспект концепции Руссо оказал наибольшее влияние на развитие теории абсолютизма. Принимая решение стать императором, Наполеон мог считать, что выполняет волю французов. Гегель использовал идеи Руссо, доказывая, что исторически обусловленная воля немецкого народа была лучше всего представлена наследственным правителем, понимающим требования всеобщего «мирового духа». Поскольку для Гегеля национальное государство – носитель мирового духа, его воля является наиболее глубоким выражением воли его граждан, а его желания – выражением их желаний. Таким образом, между ними нет настоящего противоречия, и гражданин в действительности свободен, когда вынужден исполнять волю государства. Некоторые аспекты этой идеи нашли отражение в работах оксфордских идеалистов Т.Грина (1836–1882), Ф.Брэдли (1846–1924) и Б.Бозанкета (1848–1923), рассуждавших об «идеальной» природе человека и роли государства как института, с помощью которого осуществляется эта природа. Некоторые мыслители отмечали применение (или извращение) этих идей в фашизме. В 20 в. диктаторы часто присягали на верность идее «освобождения» человека.
А1. Абсолютную монархию характеризует выражение
1) «Право превыше всего»
2) «Король — первый среди равных»
3) «Один король, один закон, одна вера»
4) «Вассал моего вассала — не мой вассал»
А2. Абсолютизм во Франции достиг расцвета в годы правления
1) Фердинанда и Изабеллы
2) Генриха VIII Тюдора
3) Якова I Стюарта
4) Людовика XIV
A3. Основная черта абсолютизма
1) отсутствие системы сбора налогов
2) отмена единой системы мер и весов
3) проведение единой экономической политики
4) усиление значения выборных органов власти
А4. Последствием установления абсолютизма является
1) рост самостоятельности церкви
2) ослабление обороноспособности страны
3) формирование национальных государств
4) замедление экономического развития страны
В1. Установите соответствие между фактом и страной. Одному элементу первого столбика соответствует один элемент второго.
Тест по истории »Абсолютизм в Европе»
Английский философ Томас Гоббс (1588–1679) иногда представлялся теоретиком абсолютной власти. На самом деле он в основном сосредоточен на изучении отношений между человеком и властью, тем самым выводя идею неотъемлемых прав, которые будут лежать в основе декларации прав человека и гражданина .
Согласно Бруно Латуру (род. 1947), противоположностью релятивизма является не республиканский универсализм , а абсолютизм.
- Архитектуры барокко на связи между абсолютизмом и архитектуры XVII — го и XVIII — го века
- Авторитаризм
- Причина государства
- Конституция
- Политика
- Общество старого режима
- « Власть отдавать и нарушать закон »
Схожим образом сформировался абсолютизм и в Англии. Средневековый феодализм не давал государству эффективно использовать собственные ресурсы и возможности. Становление абсолютизма в Англии осложнилось конфликтом с парламентом. Это собрание депутатов имело длительную историю.
Династия Стюартов в XVII веке попыталась умалить значение парламента. Из-за этого в 1640-1660 гг. страну сотрясала гражданская война. Против короля выступила буржуазия и большая часть крестьянства. На стороне монархии были дворяне (бароны и другие крупные землевладельцы). Английский король Карл I потерпел поражение и в итоге был казнен в 1649 году.
Российский век абсолютизма начался во время правления Петра Великого. Однако предпосылки этого явления прослеживались еще при его отце — царе Алексее Михайловиче. Когда династия Романовых пришла к власти, важную роль в государственной жизни играла боярская дума и земские соборы. Именно эти институты помогли восстановить страну после Смуты.
Тест по теме: Абсолютизм в Европе и повседневная жизнь в 16-17 веках
Благодаря распространению политики абсолютизма в Англии и во Франции формируются централизованные национальные государства.
Централизованное государство – это страна, в которой существует сильная центральная власть (в этом случае короля), объединяющая вокруг себя все государственные территории.
Признаки централизованного государства:
- Формирование единого языка и единой культуры у всего народонаселения.
- Оформление у государства четкой границы, отделяющей территории данной страны от других стран.
- Преобладание на территории страны одной коренной национальности – народности, испокон веков проживающей на данной территории, объединенной общей историей, культурой с данным государством.
- Распространение на территориях всего государства единой религии.
Постепенно, по мере возвышения роли монархов Англии и Франции, в обществе уменьшалась власть церковных организаций. Без угрызений совести короли обеих стран присваивали себе церковное имущество, подчиняли своей власти церкви.
Самым ярким примером абсолютной власти монарха стал французский король – Людовик XIV, живший с 1638 по 1715 годы, которого в народе прозвали Король-Солнце.
Целью своей жизни Людовик считал отвоевание власти у феодалов, которые на тот момент времени представляли серьезную угрозу для французской короны. Чтобы обезопасить себя от заговоров знати Людовик 14 придумал специальный дворцовый этикет, занимавший все свободное время придворных короля.
Тест по истории Абсолютизм в Европе 7 класс
Выступления купцов в Уложенной комиссии 1767-1768 гг. проходили, как лаконично сформулировал С. М. Соловьев, под лозунгом: дайте нам рабов!
Лицензия на право ведения образовательной деятельности №5251 от 25.08.2017 г.
Резко усилилась царская власть, что было оформлено принятием Петром Великим титула императора (1721 г.). Император стал главой исполнительной власти, источником законодательной власти, высшей судебной инстанцией и верховным главнокомандующим.
Постепенно, по мере возвышения роли монархов Англии и Франции, в обществе уменьшалась власть церковных организаций. Без угрызений совести короли обеих стран присваивали себе церковное имущество, подчиняли своей власти церкви.
Прочтите отрывок из исторического источника — трактата епископа Боссюэта (1627-1704) «Политика, основанная на Священном Писании» и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
А. не устраивал и «ультрамонтанскую оппозицию»: мысль о том, что король получает власть не непосредственно от Бога, а из рук народа, руководимого мудрыми пастырями,– важнейший тезис кардинала Р. Беллармина. Трагич. опыт гражд. войн породил представление о том, что верность религии вторична по отношению к обществ. порядку.
Установите соотеветствие между реформой и целью её проведения. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Однако после прихода к власти царевны Софьи (1682 г.), которая опиралась на стрельцов, по их требованию «полки нового строя» были распущены, т.к. стрельцы видели в них опасных конкурентов, и Петру I пришлось начинать создание регулярной армии с нуля.
Не избежали формирования абсолютной монархии и европейские страны – Англия, Франция, Испания и другие. У одних он ассоциируется с произволом и бесправием, их оппоненты говорят о порядке и стабильности.
Однако после прихода к власти царевны Софьи (1682 г.), которая опиралась на стрельцов, по их требованию «полки нового строя» были распущены, т.к. стрельцы видели в них опасных конкурентов, и Петру I пришлось начинать создание регулярной армии с нуля.
Пора их расцвета относится к десятилетиям, когда царская власть после потрясения начала столетия нуждалась в активной поддержке сил, на которые она опиралась, — широких кругов дворянства и верхушки купечества. На обсуждение Земских соборов выносились вопросы, связанные как с внешнеполитическими акциями правительства, так и внутренней жизни страны.
Надо повиноваться государям как самой справедливости, без этого не может быть никакого порядка, ни успеха в делах. Только Бог может судить их приговоры и их самих… Поэтому всякий, не желающий повиноваться государю, не отсылается в другое судилище, но осуждается беспощадно на смерть как враг народного спокойствия и человеческого общества.
Теория божественного права на власть родилась в последней четверти шестнадцатого века в среде религиозных войн во Франции. В Европе гадание царя ставило, что представителем Бога был царь, а тот, кто был против царя, не повиновался Богу..
Теоретические постулаты самодержавия подкреплялись Уложением 1649 г., две главы которого были посвящены соблюдению престижа царской власти и определению мер наказания за все помыслы и действия, наносившие урон как «государевой чести», так и царскому двору. Строго наказывалось любое бесчестье, даже словом, если оно наносилось кому-либо в резиденции царя.
Тематический тест по всеобщей истории для 7 класса. Тест 3. Абсолютизм в Европе. Усиление королевской власти в XVI-XVII вв.
Борьба за власть в стране после смерти Ивана Грозного. «Смутное» время на Руси, его причины и сущность.
В случае повторения в третий раз продавец и мастер будут арестованы и прикованы на два часа на позорную цепь вместе с образчиками конфискованного у них товара».
Поэтому история России ХVII века изобилует фактами экспансии и присоединения новых территорий, в том числе Сибири.
По мнению автора, такое положение вещей связано с естественным порядком управления одними и подчинения другими. Екатерина II была убеждена, что абсолютная власть не лишает людей свободы, а направляет их деятельность на реализацию благих целей.
Признаки централизованного государства:
- Формирование единого языка и единой культуры у всего народонаселения.
- Оформление у государства четкой границы, отделяющей территории данной страны от других стран.
- Преобладание на территории страны одной коренной национальности – народности, испокон веков проживающей на данной территории, объединенной общей историей, культурой с данным государством.
- Распространение на территориях всего государства единой религии.
В 1610 г. Генрих был убит католическим фанатиком. Королем стал его 9-летний сын Людовик XIII. Слабостью правительства воспользовались вельможи, которые спровоцировали беспорядки в ране.
Подданные обязаны государю безусловным повиновением. В одном только случае исключается повиновение, которое обязаны оказывать государю, это — когда он приказывает противное Богу».
Причиной складывания наций послужила необходимость внутреннего единства в государствах Европы. Складывание национальной идеи стало основой формирования наций.
Ученые по-разному оценивают причины зарождения абсолютизма. В советское время его считали результатом обострения классовой борьбы между крестьянами и дворянством, а также буржуазией и дворянством.
Другое обоснование А. было связано с понятием блага гос-ва, которым руководствуется монарх, вследствие чего он должен быть независим от к.-л. другой земной власти. Влияние абсолютного монарха на жизнь Церкви усилилось в результате Реформации, поскольку принцип cujus regio, ejus religio («чья власть, того и религия») расширил его прерогативы в церк. сфере не только в протест., но и в катол. гос-вах. Не избежали формирования абсолютной монархии и европейские страны – Англия, Франция, Испания и другие. У одних он ассоциируется с произволом и бесправием, их оппоненты говорят о порядке и стабильности.
По мнению автора, такое положение вещей связано с естественным порядком управления одними и подчинения другими. Екатерина II была убеждена, что абсолютная власть не лишает людей свободы, а направляет их деятельность на реализацию благих целей.
Тест с ответами по истории “Абсолютизм в Европе” 7 класс
Формирование абсолютизма в России происходило весьма интересно. Некоторые исследователи считают, что принятая в 1993 году конституция наделила президента полномочиями, которые можно сравнить с властью абсолютного монарха, и называют сложившуюся форму правления демократическим самодержавием. Назовите основные черты абсолютизма, и вы убедитесь, что подобные мысли небезосновательны. Хотя, возможно, здесь имеет место некоторое преувеличение.
Установление крепостного права, окончательно оформившегося в 1649 году, стало переломным моментом, благодаря которому победила абсолютистская тенденция. После того как оно окончательно юридически закрепилось, дворянство оказалось целиком зависимым от центральной власти, которую представлял монарх. Ей одной было по силам обеспечить господство дворян над крестьянами, удержать в повиновении последних.
Но в обмен на это дворянство вынуждено было отказаться от претензий на личное участие в управлении государством и признало себя слугой монарха. Такова была плата за услуги со стороны власти. Дворяне получили постоянные доходы и власть над крестьянами в обмен на отказ от притязаний в государственном управлении. Поэтому неудивительно, что практически сразу вслед за юридическим оформлением крепостного права прекратились созывы Земских Соборов. В полном составе последний из них состоялся в 1653 году.
Таким образом, выбор был сделан, и ради экономических интересов дворяне пожертвовали политическими. Победила абсолютистская тенденция. Оформление крепостного права привело еще к одному важному последствию: поскольку отсутствовали условия для развития (например, исчез рынок свободной рабочей силы), формирование буржуазных отношений резко затормозилось. Буржуазия в стране длительное время поэтому не складывалась в отдельный общественный класс, а, следовательно, социальная опора у абсолютизма могла быть лишь дворянской.
Другой яркой особенностью абсолютной монархии в государстве было отношение к закону и праву. Выбор в соотношении неправовых и правовых средств был сделан однозначно в пользу первых. Личный произвол монарха и его близкого окружения стал главным методом управления. Это началось еще со времен царствования Ивана Грозного, и в 17 веке, после того как произошел окончательный переход к абсолютной монархии, мало что изменилось.
Нельзя сказать, что в этом Россия так уж сильно отличалась от западных стран (назовите черты абсолютизма, и вы в этом убедитесь). Людовик XIV во Франции (его считают классическим абсолютным монархом) также применял волюнтаризм и произвол.
Но при всех противоречиях абсолютизм в Западной Европе все же пошел по пути активного вовлечения правовых средств при регулировании различных общественных отношений. Между законом и личным произволом постепенно стало смещаться соотношение в пользу первого. Этому способствовал ряд факторов, важнейшим из которых было осознание царями того, что управлять страной намного легче, когда правовыми нормами регулируется как можно больше сфер.
Кроме того, применение при управлении государством волюнтаризма подразумевает наличие у монарха высоких личностных качеств: интеллектуального уровня, энергичности, силы воли, целеустремленности. Однако большинство правителей того времени мало чем по своим качествам напоминало Петра I, Фридриха II или Людовика XIV. То есть они не могли успешно применять личный произвол в управлении страной.
Пройдя по пути все большего применения закона в качестве основного инструмента управления государством, абсолютизм Западной Европы вступил на путь затяжного кризиса, а затем и вовсе прекратил свое существование. Ведь по своей сути он предполагал неограниченную юридически власть государя, а применение юридических средств управления вело к возникновению идеи (которую сформулировали деятели Просвещения) о верховенстве закона и права, а не воли царя.
Различной была судьба абсолютизма. Поскольку основная задача этой формы государства — сохранить существовавшие устои феодального строя, она неизбежно утрачивала прогрессивные черты абсолютизма и являлась тормозом для развития капиталистических отношений.
В ходе первых буржуазных революций 17-18 веков абсолютная монархия была сметена во Франции и Англии. В странах с более медленным капиталистическим развитием наблюдалась трансформация феодально-абсолютистской в буржуазно-помещичью монархию. Полуабсолютистский строй в Германии, например, просуществовал до Ноябрьской буржуазно-демократической революции 1918 г. Абсолютизму в России положила конец Февральская революция 1917 г.
Начало формирования абсолютизма нашло выражение в
абсолютизм
абсолютная монархия (от лат. absolutus — неограниченный, независимый, безусловный) — форма правления и гос. устройства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. А. — последняя стадия развития феод, государства. Возник в период угасания феодализма и зарождения капиталистич. отношений, т.е. в период Позднего Средневековья. Складывался в странах Зап. Европы с конца XV в., достиг апогея в период Нового времени, в XVII в.
Признаки а.:
1) сосредоточение всей власти в руках монарха, прекращение деятельности сословно-представительных учреждений;
2) наличие разветвленного бюрократич. аппарата, благодаря которому монарх управляет страной;
3) наличие постоянной армии. Монарх опирается не на поддержку вассалов, а на постоянное войско;
4) утрата сеньорами суд. и адм. власти, их политику осуществляет государство. Государство достигает высшей степени централизации, поскольку законодательство, налоговая и внешняя политика являются прерогативой центр, власти.
5) Иногда королев, власть подчиняет себе церковь.
Социальной основой а. являлось прежде всего дворянство, хотя возник а. в результате компромисса между дворянством и буржуазией. Так, в интересах буржуазии а. вел торговые войны, проводил политику меркантилизма и протекционизма, использовал методы внешнеэкономич. принуждения.
А. сложился в ряде стран Зап. Европы: во Франции, в Англии, Испании. Наиболее законченную форму он приобрел во Франции, где встречаются все характерные особенности а. Основы а. во Франции были заложены при Людовике XI (первый король абсолютистского типа), его преемниках Карле VIII, Людовике XII, Франциске I.
В период расцвета (во Франции и в Англии) а. сыграл прогрессивную роль в развитии экономики, завершении полит, централизации. Был ликвидирован в большинстве стран Европы в ходе буржуазных революций.
Лит.: Ардашев П.Н. Абсолютная монархия на Западе. СПб., 1902; Сказкин СД. Проблемы абсолютизма в Западной Европе // Из истории средневек. Европы. М., 1957.
абсолютизм
(от лат. absolutus — независимый, ничем не обусловленный) — гос. строй, основанный на неограниченной власти монарха.
К ранним формам А. относят вост. деспотии — напр., власть египетских фараонов, ассирийских, персидских царей, визант. императоров и др. Однако в узком смысле А. — гос. строй, пришедший в ряде европ. государств позднего Средневековья и Нового времени на смену сословной монархии. Абсолютный монарх рассматривался как главный источник законодательной и исполнительной власти, имеющий право по собственной воле устанавливать налоги и распоряжаться гос. финансами. Абсолютистское гос-во имело развитую бюрократию, постоянную армию и полицию, в то время как традиционные для эпохи Средневековья сословные учреждения утратили прежнее значение. Становление абсолютных монархий в западноевроп. странах происходило в конце XV–XVI вв. (Франция, Англия, Испания и др.). Некоторые теоретики (напр. Боссюэ) обосновывали А. рел. доводами, утверждая, что полноту власти король получает от Бога. Другое обоснование А. было связано с понятием блага гос-ва, которым руководствуется монарх, вследствие чего он должен быть независим от к.-л. другой земной власти. Влияние абсолютного монарха на жизнь Церкви усилилось в результате Реформации, поскольку принцип cujus regio, ejus religio («чья власть, того и религия») расширил его прерогативы в церк. сфере не только в протест., но и в катол. гос-вах.
В XVIII в., в эпоху Просвещения, монархия в ряде европ. стран (Австрия, Пруссия и др.) приобрела форму т.н. «просвещенного А.». В условиях разложения старого общественно-полит. строя «просвещенный» правитель стремился приспособить об-во к новым условиям, переустраивая его на «разумных началах» путем проведения сверху необходимых реформ в социально-экономической (ликвидация феодальных пережитков, поощрение торговли и промышленности) и правовой областях (кодификация права на основе новых законодательных принципов). При этом усиливалась регламентация и унификация, гос-во вмешивалось в различные сферы обществ. жизни, в т.ч. в жизнь Церкви (ограничение самостоятельности Католической Церкви в Австрии, сопровождавшееся частичным изъятием церк. имущества и закрытием ряда монастырей; секуляризация в Испании, Франции и Португалии и т.д.).
В России формирование осн. элементов абсолютной монархии (самодержавия) происходило на протяжении XVI–XVII вв. Важным этапом стало правление Ивана IV Грозного, путем террора уничтожавшего всякую оппозицию своей единоличной власти. Несмотря на некоторое ослабление самодержавного принципа после его смерти, развитие А. продолжалось и в течение XVII в. Закрепление А. в качестве главенствующего принципа гос. управления произошло в ходе реформ Петра I, превративших Россию в самодержавную империю. В правление Екатерины II рус. самодержавие приобрело ряд черт «просвещенного А.». Подобно западным, абсолютные монархи в России также вмешивались в дела Церкви (ликвидация патриаршества Петром I, секуляризация монастырского землевладения Екатериной II). Рус. самодержавие просуществовало до нач. XX в., после революции 1905–07 медленно эволюционируя в сторону парламентской монархии. Большинство абсолютистских систем правления в Зап. и Центр. Европе пали или трансформировались в конституционные монархии в результате буржуазных революций XVII–XIX вв.
Лит-ра: Ардашев П.Н. Абсолютная монархия на Западе. СПб., 1902; Кареев Н.Н. Западноевропейская абсолютная монархия XVI– XVIII вв. СПб., 1908; Медушевский А.Н. Утверждение абсолютизма в России. М., 1994; Beloff M. Age of Absolutism, 1660–1815. NY., 1954; Allen J.W. A History of Political Thought in the Sixteenth Century. NY., 1957; Ducherdt H. Das Zeitalter des Absolutismus. MЯ., 1989.
В. Ковалёв
абсолютизм
понятие, характеризующее форму государственного правления и способ организации политической власти в стране с монархическим режимом. Абсолютизм означает сосредоточение всей полноты власти в руках одного лица — монарха. Абсолютизм связан с чрезвычайно высокой степенью централизации государственного управления. Для характеристики этой формы правления употребляется и понятие «абсолютной монархии». Абсолютизм допускает в отличие от деспотических, тоталитарных режимов наличие латентных (скрытых) ограничений власти: экономических (существует известный плюрализм собственности), социальных (наличие многообразной социальной структуры и особенно наследственной аристократии), политических (абсолютизм способен к политической динамике, т.е. к расширенному политическому воспроизводству), идеологических (абсолютизм не видит в существовании идеологического многообразия смертельной для себя угрозы). Концепцию абсолютизма монархического разрабатывали Р.Филмер, Ф.Бэкон; идею абсолютизма государственного — Т.Гоббс, Ж.Боден. Понятие абсолютизма следует отличать от понятий авторитаризма и автократии. Идеалом выступал » просвещенный абсолютизм».
Доманов В.Г.
абсолютизм
♦ (ENG absolutism)
утверждение к.-л. элемента, текста, личности, идеологии или реальности в кач-ве высшего по отношению ко всему остальному. Также — понимание абсолютной или первичной реальности как существующей независимо и безусловно.
Что такое абсолютизм.
Аллегорическое изображение абсолютизма
Абсолютизмом называется форма правления, при которой власть принадлежит только монарху. Абсолютизм пришел на смену сословно-представительной монархии, при которой правитель, принимая решения, учитывал мнения сословий, а также знати. В период становления абсолютизма в широких слоях общества возросла заинтересованность в усилении верховной власти. Дворянство видело в ней источник доходов, предпринимательские круги — гаранта стабильности и процветания. Усиление буржуазии привело к ее соперничеству с дворянством. Это соперничество позволило монархам ряда стран править, не считаясь с сословиями. Страной классического абсолютизма стала Франция.