Как заключить прямые договоры с собственниками на вывоз ТКО?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как заключить прямые договоры с собственниками на вывоз ТКО?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Садоводческие товарищества, не заключившие договоры с легализованными перевозчиками твердых коммунальных отходов, Комитет госэконадзора наказывает рублем – более 2,8 млн штрафов получили СНТ с начала 2021 года.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Ивановской области

Прокуратура Юрьевецкого района информирует об ответственности за незаключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором.

В соответствии с основными понятиями, изложенными в ст. 1 Федерального закона от 24.06.

1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ), твердые коммунальные отходы (далее – ТКО) — это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Согласно требованиям ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156.

Частью 1 ст. 24.6 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.

Юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО (п. 6 статьи 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ).

Уклонение от заключения договора на вывоз ТКО будет иметь признаки состава административного правонарушения, закрепленного ч. 1 ст. 8.

2 КоАП РФ «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2.3 настоящего Кодекса», и влечет наложение административного штрафа:

  • — на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей;
  • — на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;
  • — на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • — на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Таким образом, в случае незаключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО юридическое лицо и (или) должностное лицо могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.

При наличии соответствующих оснований (повторное в течение года совершение нарушения, причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии и т.д.) влекут более строгие виды наказания, вплоть до уголовной ответственности.

Прямая ссылка на материал
Поделиться

В соответствии с основными понятиями, изложенными в ст. 1 Федерального закона от 24.06.

1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ), твердые коммунальные отходы (далее – ТКО) — это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Согласно требованиям ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156.

Частью 1 ст. 24.6 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.

Юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО (п. 6 статьи 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ).

Уклонение от заключения договора на вывоз ТКО будет иметь признаки состава административного правонарушения, закрепленного ч. 1 ст. 8.

2 КоАП РФ «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2.3 настоящего Кодекса», и влечет наложение административного штрафа:

  1. — на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей;
  2. — на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;
  3. — на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  4. — на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Читайте также:  Учет трудового стажа работающего пенсионера

Таким образом, в случае незаключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО юридическое лицо и (или) должностное лицо могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.

При наличии соответствующих оснований (повторное в течение года совершение нарушения, причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии и т.д.) влекут более строгие виды наказания, вплоть до уголовной ответственности.

Может ли кто-то вместо собственника заключить договор с УК по обращению с ТКО?

Екатерина М. Год назад переехала в новое жильё с отделкой (большинство соседних квартир в доме по сей день пустуют). На собрании собственников не присутствовала. Месяц назад получила квитанцию, где отдельной строкой прописана сумма за вывоз строительного мусора. Это законно? Ведь я купила квартиру с отделкой?

Ответ юриста «МСК»: Решение по выбору регоператора и вывозу строительных отходов принимается на общем собрании жильцов. Организатором является, как правило, УК. Если собственник был извещён о проведении собрания, но по какой-то причине не смог на нём присутствовать, а соседи большинством голосов приняли решение об установке контейнеров под строительные отходы, то он просто обязан подчиниться и оплатить услугу. Такое часто встречается, когда основная доля жилья в доме приходится на квартиры без отделки. По сути владельцы такого объекта всегда заинтересованы сделать двор и подъезды чище.

Конкретно в Вашей ситуации, Екатерина М, возможен другой вариант развития событий. Вы говорите, что большинство квартир пустуют, значит всё ещё находятся в собственности застройщика. Скорее всего решение за них принимал подрядчик. Он не будет работать себе в убыток. Это распространённая схема мошенничества, как и подлог бумаг УК в момент подписания акта приёма-передачи. Сделайте письменный запрос в УК о предоставлении протокола собрания, где утверждались тарифы на вывоз стройотходов. Если его не выдадут, то Вы вправе оспорить неправомерные действия УК в суде. Если Вы и другие собственники ничего не подписывали, то у УК нет доказательной базы.

Как уже говорилось, весь мелкий мусор, оставшийся от косметического ремонта разрешён к складированию в баки и подлежит вывозу оператором, как ТКО в составе действующего тарифа за коммунальные услуги. Исключение составляют КГО и мусор – следствие капремонта, сноса и замены стен, инженерных коммуникаций и пр.

Право выбора предоставлено региональным властям. Если плата определяется по числу жильцов, то учитываются все, в т.ч. и временные жильцы (если они живут дольше 5-ти дней подряд).

Читайте также:  Постановка на учет в ранние сроки беременности в 2023 году сумма Татарстан

А если в квартире никто не зарегистрирован, плата рассчитывается по числу собственников. Поэтому и выставляют квитанции за пустующую квартиру.

Но другой вопрос, если собственник фактически проживает в другом месте, где и платит за вывоз мусора. Правила № 354 позволяют освободиться от платы за вывоз ТКО за период временного отсутствия.

Для этого нужно обратиться к регоператору с документами, которые подтверждают проживание в другом месте (это может быть документ о регистрации по иному адресу, транспортные билеты, путевка в санаторий и т. д.).

Вот только здесь есть одна серьезная загвоздка: Правила № 354 предусматривают перерасчет платы за ТКО, если она начисляется по числу жильцов. Поэтому в тех регионах, где платят по общей площади жилья, отказывают в перерасчете (из-за отсутствия методики).

Правда, несмотря на это, в Московской области суд все же обязал регоператора сделать перерасчет. Истец доказал, что он не проживал на даче в зимний период (предъявил платежки об оплате вывоза мусора по своему постоянному месту жительства).

И суд признал, что гражданин не обязан оплачивать услугу, которой фактически не мог пользоваться, проживая в другом месте. Апелляционная инстанция оставила решение в силе (Мосгорсуд, определение по делу № 33-5339/2020).

Таким образом, есть возможность освободиться от платы за вывоз мусора в связи с неиспользованием жилого помещения. Но, к сожалению, добиться этого пока можно лишь в судебном порядке.

Заключение договора на вывоз и утилизацию ТБО с организацией

Заключение договора на вывоз твердых бытовых отходов с жителями или управляющей жильем организацией, ТСЖ является обязательным для обеих сторон. Детали оформления договора на вывоз ТБО с организацией и ИП, не управляющими жильем, устанавливаются нормативными актами субъектов РФ либо органами местной власти. Например:

  • п. 5.1.1 постановления администрации г. Королева МО от 06.2013 № 1034 обязывает собственников отходов — физических и юридических лиц заключить договор на вывоз и размещение отходов;
  • согласно п. 3.3 правил благоустройства, утв. решением думы городского округа Богданович от 03.2016 № 23, по условиям договора между оператором и организацией на размещение отходов их вывоз на полигон может производиться силами организации.

При заключении договора на вывоз ТБО обращается внимание:

  • на предмет договора;
  • срок исполнения услуги;
  • объем вывозимых отходов.

С кем именно заключается договор на вывоз ТБО?

Деятельность по утилизации мусора является лицензируемой, поэтому, заключая договор, не забудьте поинтересоваться наличием у исполнителя соответствующей лицензии.

Кроме того, следует помнить о том, что в российском законодательстве действует принцип свободы договора, по которому заказчик услуги вправе самостоятельно выбирать компанию, занимающуюся вывозом и утилизацией мусора. Требования местной администрации о заключении договоров только с определенной компанией (что практикуется в ряде населенных пунктов) на этом основании будут незаконными. Поэтому, хотя в большинстве городов вывозом мусора в первую очередь занимаются соответствующие МУП, организованные местной властью, никто не может запретить работу частных утилизирующих предприятий.

Обязательно ли заключать договор о вывозе мусора?

Собственники жилых помещений обязаны заключить договор на оказание услуги по обращению с ТКО. По этому договору региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы, обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание и захоронение в соответствии с законодательством, а собственник – оплачивать услуги регионального оператора, цена которых определена в пределах единого тарифа.

В случае отсутствия такого договора гражданин несет административную ответственность в виде штрафа от 1 тыс. до 2 тыс. руб. (ст. 8.2 КоАП РФ). Кроме того, органы власти субъектов РФ могут самостоятельно устанавливать административную ответственность. Например, согласно ст. 6.21 Кодекса Московской области об административных правонарушениях отсутствие договора на вывоз мусора влечет для гражданина штраф в размере 5 тыс. руб.

Региональный оператор вправе отказать в заключении договора на оказание услуги по обращению с ТКО?

Случаи отказа собственникам домов в заключении таких договоров известны. Так, например, в апреле 2019 г. Верховный Суд РФ рассмотрел жалобу гражданина М. о признании недействующим подп. «а» п. 148(5) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Речь идет о норме, согласно которой условия предоставления коммунальной услуги по обращению с мусором собственнику жилого дома по его выбору определяются либо в договоре на оказание этой услуги, заключенном собственником с региональным оператором, либо в договоре между собственником и организацией, которая в его интересах от своего имени заключает договор с региональным оператором.

Поводом для обращения гражданина М. в суд послужило то, что региональный оператор отказал ему в заключении договора, хотя Правила закрепляют право собственника на это.

Верховный Суд указал, что договор на оказание услуги по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора, т.е. он не вправе отказать в его заключении собственнику ТКО, места накопления которых находятся в зоне деятельности оператора. Суд удовлетворил требования собственника и признал оспариваемую норму недействующей, так как норма является неопределенной и вызывает неоднозначное толкование.

Читайте также:  ПФР и ФСС РФ объединяются. К чему готовиться работодателям

Теперь в случае отказа регионального оператора заключить договор об обращении с ТКО собственники могут сослаться на решение 2 Верховного Суда, тем самым доказать законность своих требований и настоять на их исполнении.

Почему так важно заключать договор с лицензированным подрядчиком?

Москва и Московская область уже давно в большинстве своем перешли на официальный договор с проверенными региональными операторами, но в регионах дела обстоят хуже.

Особенно «грешат» самовывозом отходов на несанкционированные свалки владельцы малого бизнеса.

Так, например, бизнесмен не заключает договор на вывоз отходов для салона красоты, которым он владеет, и вместо этого вывозит мусор либо незаконно, либо в контейнеры в соседних дворах, увеличивая нагрузку на точку сбора мусора.

Помните, отсутствие договора на вывоз твердых бытовых отходов несет за собой ответственность перед государством.

Также стоит подумать об ответственности перед окружающим миром: несанкционированные свалки и неправильная утилизация мусора создает условия для загрязнения почвы, воды и воздуха различными токсичными соединениями.

Что должно содержаться в договоре

Договор, заключенный на вывоз ТКО, должен содержать в себе следующие данные:

  • тип отходов. Это связано с тем, что обычные бытовые отходы и другие виды мусора (например, строительный) требуют различные формы контрактов;
  • реквизиты; а именно – ФИО, адрес и номер телефона для физических лиц. Или банковские реквизиты, юридический адрес, регистрационные данные компании, контактные сведения для юридических лиц;
  • адрес вывоза отходов; сведения о месте расположения мусорных баков;
  • объем контейнеров и вывезенного мусора в целом в течение месяца;
  • объем вывозимых отходов;
  • место предполагаемого накопления отходов;
  • порядок расторжения или отмены договора;
  • порядок решения возможных спорных вопросов;
  • график вывоза мусора. Стоит отметить, что периодичность, с которой будет осуществляться вывоз мусора, зависит главным образом от условий окружающей среды. Этот показатель рассчитывается исходя из допустимого времени хранения отходов: при температуре от -5 он составляет трое суток; при плюсовой температуре не более суток, что делает необходимым ежедневный вывоз мусора.

С какого момента у меня возникла обязанность платить за мусор?

Вопрос: Договор со мной не заключался, мне просто выставляют платежки и все! Я почему должен платить просто так? Без договора?

Ответ: Увы, обязанность внесения платежей за услугу обращения с ТКО не привязана к моменту заключения договора. Цитируемый нередко ГК РФ допускает урегулирование отношений иными Федеральными законами.

В этом случае речь идет про ч. 8 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». По нормам указанного закона, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.

Какие документы нужны для заключения договора

Для тех, кто не знает, какие документы нужны для заключения письменного договора на вывоз мусора с индивидуальными предпринимателями, а также юридическими лицами, представлен следующий список:

  • бумагу, подтверждающую полномочия представителей со стороны заказчика;
  • адрес, по которому будут располагаться необходимые для очистки от мусора контейнеры;
  • копия документа, подтверждающего регистрацию юридического лица;
  • банковские реквизиты, согласно которым будут перечисляться деньги;
  • ИНН;
  • КПП;
  • информация об общей численности работников предприятия, принадлежащих ему территорий и площади рабочих помещений.

Что представляет собой договор?

Договор на оказание услуги по обращению с мусором представляет собой утвержденную правительством типовую форму (Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами»). Заполнить эту форму несложно. В основном нужно выбрать текст из предложенных в ней вариантов. Сроки и порядок оплаты, права и обязанности сторон, ответственность сторон, порядок фиксации нарушений определены в типовом договоре, и согласовывать эти условия не требуется.

Указать нужно будет место накопления мусора. Также в договоре необходимо уточнить объем отходов. Это можно определить расчетным путем исходя из нормативов накопления мусора, которые установлены в вашем субъекте РФ в соответствии с утвержденными правительством правилам определения таких нормативов 1 . Кроме того, придется указать периодичность вывоза мусора. Для этого следует ориентироваться на срок хранения отходов. В населенных местах в дворовых сборниках в холодное время года (при температуре -5°C и ниже) такой срок должен составлять не более трех суток, в теплое время (при температуре выше +5°C) – не более одних суток, что означает ежедневный вывоз мусора (читайте об этом также в новости «Роспотребнадзор разъяснил, как часто должны вывозить собранный раздельно мусор»).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *