Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Контроль поступлений на карту физлиц с 1 июля 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Налоговики действительно проверяют операции по банковским картам физлиц не только в рамках официальных налоговых проверок, но и в рамках стандартного предпроверочного анализа. Для этого разработан специальный программный модуль, который анализирует доходы и расходы налогоплательщиков. Данный модуль сравнивает доходную и расходную часть операций по банковским картам и находит отклонения.
Могут ли налоговики самостоятельно инициировать налоговые проверки физлиц?
С 01.01.2021г, в случаях получения доходов от продажи либо дарения недвижимого имущества, налоговики могут самостоятельно инициировать налоговые проверки. В указанных случаях, при отсутствии представленной в срок налоговой декларации 3 НДФЛ, налоговый орган может провести проверку на основе имеющейся у него информации.
Так как все данные по таким сделкам есть в гос. реестре, а запросить банковские выписки по счетам сложностей не вызывает, то результатом такой проверки, как правило, становится доначисление налога, штрафа и пени. Во всех иных случаях, для начала налоговой проверки налоговикам нужна декларация, направленная налогоплательщиком. Без нее, казалось бы, проверку начать нельзя, даже если предпроверочный анализ показал явное наличие незадекларированных доходов у физлица. Но, есть обходные пути…
В каких случаях счета физлиц подпадают под налоговые проверки?
Федеральная налоговая служба с 17 марта 2021 года получила расширенный доступ к банковской тайне.
Эта новость стала топовой буквально за несколько часов. Хотя, большинство полномочий было дано налоговикам еще в 2016 году.
Подпункт 1.1 статьи 86 НК РФ действует с сентября 2016 года. По нему банки обязаны сообщать в налоговые органы об открытии или закрытии счетов обычными гражданами.
Причем, это требование было в НК РФ с 2014 года, но в других формулировках и в других статьях кодекса. Налоговики имеют доступ к счетам граждан уже более шести лет.
Существенное отличие новых полномочий состоит всего лишь в том, что раньше налоговики могли получать данные о счетах клиентов только в рамках проверок. Теперь банки обязаны предоставить и вне рамок налоговой проверки.
Что это меняет? Почти ничего. И до этого пояснения вряд ли банк отказал бы ИФНС в информации. Более того, у банков не было прав на выяснение причин, из-за которых ИФНС направила им запрос.
Что знала ФНС о физлицах и ИП раньше?
Налоговая служба могла лишь запрашивать информацию при проведении налоговой проверки. Например, если провела камеральную проверку декларации 3-НДФЛ.
Об открытии / закрытии счета физлицом, ИП или организацией банк также должен был извещать ФНС (в течение 3-х дней со дня открытия). С апреля 2020 года под передачу сведений попали также электронные кошельки, такие как Яндекс.Деньги, QIWI, WebMoney и PayPal.
Но вот просто так запросить информацию о движении средств по счетам в банке обычного физика налоговая не могла. А теперь может и для этого ей уже не нужно проводить проверку.
ФНС могла подать запрос о счетах, вкладах, остатках на них или операциях только при наличии мотивированного запроса. Надо было получить согласие вышестоящего налогового органа или запрос от коллег из за рубежа — от налоговой службы другой страны, с которой у России есть соглашение об обмене данными.
Сейчас основания для запроса в общем то все те же:
Информацию о физлице ФНС может также получить с согласия руководителя вышестоящего налогового органа, руководителя ФНС или его заместителя и на основании запроса от аналога ФНС иностранного государства, если это предусмотрено международными договорами.
При этом получить то же согласие начальства инспектору вряд ли будет трудно, так что фактически проверить могут любого клиента банка, в любое время.
Пытаться растягивать платежи и скрывать общую сумму сделки, или перечисления, или снятия наличных бессмысленно. Банк будет анализировать совокупность операций.
Пример: ИП выплачивает ежемесячно по договору 150 000 за аренду склада. Склад он арендует с 1 января 2021 года. В апреле он проведет четвертый платеж и сумма перечислений по договору составит в общем 600 000 рублей. Значит операции по расчетам за аренду по данному договору подлежат обязательному контролю.
В каких случаях налоговая проверит все счета гражданина
Материалы в основном покупали они, чеки предоставляли — я переводил по сберу за материалы им на карту. За работы отдавал наличкой под расписку. Теперь, собственно, вопрос — можно ли как-то сдать этих товарищей тем же налоговикам, но так, чтобы самому не светиться? Я не уверен, что они сдают декларации о доходах как самозанятые.
Вы воспользовались иностранной платёжной системой для денежных переводов – также включите эти сведения в годовой отчёт о движении средств, несмотря на то, что использование «электронного кошелька» не предполагает открытие специального счёта.
Осуществление налоговым органом мер взыскания задолженности в бесспорном порядке с физических лиц законом не допускается.
Подобные операции могут свидетельствовать о том, что владелец счета ведет теневой бизнес, получает нетрудовые доходы или обналичивает деньги. Такие трансакции могут заинтересовать оперативников УБЭП.
Обычно такие компании оформляются на людей, которые не имеют отношения к бизнесу и деньгам, а только дают свои паспорта и ставят подписи там, где нужно, а распоряжаются счетом другие люди. Чтобы они имели доступ к интернет-банку, могли снимать деньги и подписывать документы, номинальный директор оформляет доверенность и указывает нужных людей в карточке с подписью и печатью.
Нет такого, что все сведения о вас налоговая получит, только истоптав три пары железных башмаков. Закон позволяет государству знать о вас очень многое.
Получается с физическими лицами все просто, не заплатил налог, получил требование от налоговиков, все равно не заплатил, дальше суд, и жди судебных приставов.
Налоговые органы могут приостановить операции по банковским счетам как организаций и ИП, так и по банковским счетам физлиц. Получается, никто не застрахован?
Казалось бы, совершая подобную операцию, физлицо не делает ничего противозаконного. Но банк и налоговая обязаны проверить, не замешано ли такое физлицо в финансировании терроризма.
Плюс к этому расширение полномочий налоговиков направлено также на выявление не только работодателей, платящих своим сотрудникам «серые» зарплаты, но и лиц, которые получают деньги в конвертах.
Перевод в размере 600 тыс. рублей и больше привлечет внимание банковских служащих, которые проинформируют о нем работников Росфинмониторинга. Сотрудники этого ведомства проверят сделку на предмет легализации доходов, добытых преступным путем, или финансирования терроризма.
Не секрет, что многие физические лица подрабатывают частным образом. Кто-то сдает квартиру, кто-то дает уроки английского, кто-то выпекает и продает кексы. Это законно, если открыть ИП или декларировать свои доходы. Но многие «бизнесмены» забывают о такой мелочи или думают, что налоговая интересуется только большими торговыми оборотами.
Известно, что многие предприниматели регистрируют свой статус, чтобы, наконец, легализоваться. Но, при этом, многие не берут во внимание, что деятельность, которую они вели ранее может быть истолкована, как «незаконная предпринимательская деятельность». Поэтому вывод один!
Еще одна «хитрая» схема, которую пытаются использовать для получения имущественного вычета, заключается в оформлении фиктивной сделки купли-продажи недвижимости между родственниками. В таких случаях налоговых льгот не положено, но предприимчивые граждане рассчитывают на разные фамилии. Родство проверяется на раз — инспектору достаточно отправить запрос в отделение ЗАГС.
Сегодня мы поговорим о блокировке счетов налоговиками. И начнем с того, что разберемся, кому налоговики могут заблокировать банковский счет.
Кроме того, они должны по запросу инспекторов предоставлять оригиналы справок о наличии кредитных и депозитных счетов, об остатках на них и движении денежных средств.
Принимал непосредственное участие в трансформации агрегатора в пишущую редакцию, производящую собственный контент 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Участвовал в запуске тематических вертикалей на Рамблере.
Усилится ли контроль поступлений на карту физлиц с 1 июля 2020 года
С 1 июня 2020 года действительно вносились изменения в текст ст. 86 НК РФ, однако, изменения эти имеют отношение только к счетам в драгоценных металлах – с точки зрения налогового контроля, таковые были приравнены к денежным счетам.
В новых положениях говорится о том, что каждый банк России обязан предоставлять по первому требованию налоговой службы в течение 3 дней с момента получения запроса:
— справки о наличии счетов, вкладов и об остатках драгоценных металлов на счетах/депозитах;
— выписки по операциям на счетах юридических и физических лиц, включая ИП;
— справки об остатках и переводах электронных денежных средств.
Подобные запросы ФНС может делать в 2 случаях: если проводится камеральная проверка (ст. 88 НК РФ), и в случае истребования документов или сведений в согласии со ст. 93.1 НК РФ. Если на карте физлица будут обнаружены денежные средства, происхождения которых следует пояснить, гражданина вызовут на допрос. Если выяснится, что это доходы, и владелец счета уклоняется от уплаты налога, будет наложен штраф в размере 20% от суммы неуплаченного налога и доначислен НДФЛ 13%.
Хотя недавние изменения в налоговом законодательстве не относятся к контролю за денежными переводами на карты граждан, усиление контроля со стороны ФНС все же очевидно. Если на карту физического лица (в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя) регулярно поступают деньги неизвестного происхождения (особенно если суммы примерно одинаковые, и деньги приходят в один и тот же день), это обязательно привлечет внимание налоговой инспекции – они заподозрят «серые» доходы. В наше время достаточно много людей становится фрилансерами и самозанятыми гражданами, не желая уплачивать НДФЛ и взносы в ПФР.
Предпроверочный анализ показал возможное наличие незадекларированных доходов физлица. Как запустить налоговую проверку?
Официально, доначисление налога возможно лишь при выполнении определенных условий:
- В рамках камеральной проверки (ст. 88 НК РФ);
- Согласно ст. 93.1 НК РФ в рамках проверки конкретной сделки.
В случае с поступлениями на банковские карты физлиц-нет понимания конкретной сделки и нет декларации, поданной налогоплательщиком, чтобы начать ее «камералить». Как же быть? Как доначислить налог, если налогоплательщик не собирается декларировать свой доход? Если гора не идет к Магомеду, то Магомед идет к горе!
Вот методы, которые используют налоговики и о которых мне известно:
- Можно вызвать на допрос и во время беседы убедить налогоплательщика, чтобы тот направил декларацию за нужный период. Пусть с ошибками, хоть нулевую-главное чтобы это была декларация. Далее – начинается проверка!
- Найти кого-то из физиков, кто платит физлицу и попросить написать ЖАЛОБУ о том, что у него есть сомнения, что налогоплательщик отразил доходы. Как вы думаете, что может последовать за такой ЖАЛОБОЙ? Правильно-проверка. Формальности соблюдены, процесс запущен.
А что дальше? А дальше, как обычно: акт, возражения, решение, требование на уплату налога, пени, штраф и суд, в случае если налогоплательщик не согласен.
В любом случае, возможность предоставить свою версию происходящего у налогоплательщика будет. Налоговики обязательно запросят письменные пояснения в ходе проверки. Если есть информация, которую можно предоставить и таким образом исключить доначислений налога и санкций — это надо сделать. Если же действительно имеет место незадекларированный доход, то имеет смысл оплатить налог до момента вынесения акта проверки. Таким образом можно попробовать снизить штраф за несвоевременную оплату налога, что в данной ситуации будет нелишним.
Последняя инстанция – Конституционный суд.
Сложившаяся ситуация не могла устроить налоговых агентов, и они обращались в суд. Но суды принимали сторону налоговиков, указывая, например, что обстоятельств, объективно препятствовавших своевременному исполнению обязанности по перечислению удержанного НДФЛ в бюджет, налоговым агентом не приведено и судами не установлено, в связи с чем штраф за несвоевременный НДФЛ по ст. 123 НК РФ начислен правомерно (Определение ВС РФ от 19.12.2016 № 305-КГ16-17454 по делу № А40-189421/2015). И это несмотря на то, что налоговый агент в данном случае при отсутствии ошибок в представленных расчетах по НДФЛ самостоятельно погасил задолженность в бюджет по НДФЛ и уплатил пени.
Последней инстанцией в данном споре оставался Конституционный суд, в который и обратился налоговый агент (Постановление КС РФ от 06.02.2018 № 6-П). Он оспорил конституционность п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ.
Согласно НК РФ если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:
-
представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;
-
представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.
По мнению налогового агента (ОАО), положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ противоречат ст. 19, 46 и 55 Конституции РФ, поскольку позволяют освобождать налогового агента от налоговой ответственности (штрафа) за несвоевременное перечисление в бюджет удержанных им сумм НДФЛ лишь в том случае, если он представит уточненную налоговую отчетность. Поскольку же при изначально правильно составленной отчетности это условие исполнить нельзя, освобождением от налоговой ответственности за такую просрочку могут пользоваться лишь налоговые агенты, представившие недостоверную налоговую отчетность.
Кроме этого, ОАО указывало на то, что штраф по ст. 123 НК РФ не зависит от срока просрочки уплаты НДФЛ и факта самостоятельного устранения задолженности до окончания налогового периода с уплатой пеней в возмещение ущерба казне.
Пунктом 8 статьи 69 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что если сведений о наличии у должника имущества не имеется, то судебный пристав-исполнитель запрашивает эти сведения у налоговых органов, иных органов и организаций.
Взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении этих сведений.
Обратиться за получением указанных сведений взыскатель может в любой территориальный налоговый орган, в том числе в ИФНС (либо УФНС) по месту своего нахождения.
При обращении в налоговый орган с запросом о получении информации о счетах должника для подтверждения своих прав на получение указанной информации необходимо одновременно предъявить подлинник или заверенную в установленном порядке (нотариусом или судом, выдавшем взыскателю исполнительный лист) копию исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению.
Как будет происходить уплата налогов граждан за 2022 год
Если у гражданина нет обязанности по уплате НДФЛ, он должен уплатить за 2022 год только имущественные налоги — налог на имущество физлиц, транспортный и земельный налоги. Срок уплаты всех перечисленных налогов за 2022 год – не позднее 1 декабря 2023 года. При этом не позднее, чем за 30 дней до наступления срока платежа налоговая инспекция должна направить гражданину налоговое уведомление с указанием суммы налогов, подлежащих перечислению на ЕНС в качестве ЕНП (п. 2 ст. 52 НК РФ). Получив данное уведомление, гражданин должен перечислить необходимую сумму на свой ЕНС.
Списание денег с ЕНС граждан будет производиться последовательно, в следующей очередности (п. 8 ст. 45 НК РФ):
- недоимка по НДФЛ начиная с наиболее раннего момента ее возникновения;
- НДФЛ – с момента возникновения обязанности по его перечислению налоговым агентом;
- недоимка по иным налогам, сборам, страховым взносам начиная с наиболее раннего момента ее возникновения;
- иные налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы – с момента возникновения обязанности по их уплате и перечислению;
- пени;
- проценты;
- штрафы.
Риски и санкции в случае обнаружения незадекларированного дохода по НДФЛ.
В случае обнаружения незадекларированных доходов, к физическому лицу, помимо доначисления НДФЛ применяются дополнительные штрафы в размере 20% от неуплаченной суммы налога, а также пеня.
Известны случаи, когда регулярные поступления от физических лиц расценивались, как незаконная предпринимательская деятельность, возможна уголовная ответственность. Несмотря на то, что физические лица не являются предпринимателями, инспекции часто инициируют выездные проверки и доначисляют НДФЛ и НДС. Суды поддерживают проверяющих.
Апелляция по определению Санкт-Петербургского городского суда от 10.11.2014 № 33-17691/2014) указала, что физическое лицо, ведущее предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве ИП, при неисполнении обязанностей, возложенных на них НК, не вправе ссылаться на то, что оно не является ИП ( и ) и не является плательщиком НДС. Проанализировав договоры аренды, суд установил, что в договорах учтены возможные риски предпринимательской деятельности. Свидетели показали, что проверяемое лицо в течение длительного времени систематически получало прибыль от сдачи помещений в аренду. Таким образом, истец попал под статью о незаконной предпринимательской деятельности. К нему применили нормы права, применимые к ИП, являющимся плательщиками НДС. С налогоплательщика был взыскан НДС, НДФЛ, штрафы, пеня.
Аналогичное мнение содержится в определении Новосибирского областного суда от 14.10.2014 по другому делу – № 33-8775/2014 – по результатам выездной налоговой проверки физического лица инспекция доначислила НДФЛ, НДС, пеню и штрафы.
Виды камеральной проверки
Камеральная проверка может быть общей и углубленной.
Программа пересчитывает расчеты, сравнивает показатели, которые нужны для исчисления налоговой базы, с предыдущими отчетными периодами: проверяет, как они сопоставляются, выявляет ошибки и противоречия.
Если нет разрывов или неувязки между показателями, которые представил налогоплательщик, камеральная проверка на этом заканчивается.
Углубленная камеральная проверка проводится, если в отчетность закралась ошибка. К примеру, программа АИС вывела одну сумму налога, а налогоплательщик представил другую. В таком случае налоговый инспектор может:
При углубленной камеральной проверке налоговый инспектор отправляет в государственные органы запросы на информацию о налогоплательщике. Например, узнает в Росреестре, есть конкретная недвижимость в собственности ООО или нет.
Всю полученную информацию инспектор затем анализирует и решает, не нарушил ли налогоплательщик налоговое законодательство.
Если по результатам углубленной проверки налогоплательщик исправил недочеты и ошибки в документах или, например, уплатил недоимку по налогам, камеральная проверка автоматически завершается.
Выездная проверка — это когда налоговые инспекторы приезжают на место, где находится налогоплательщик: в цех, магазин, склад и т. д. Домой к ИП или физлицу они не приходят.
На выезд инспекторы собираются по решению руководителя ИФНС и только в определенных случаях. Подробнее об этом расскажу ниже.
По возмещению НДС камеральная проверка всегда проходит углубленно, ведь фирма запрашивает деньги из госбюджета, где важна каждая копейка.
Если инспектор убедится, что нарушений законодательства нет, он поручит казначейству перечислить деньги на расчетный счет организации — возместить НДС.
Когда может приехать налоговая
Инспекторы могут приехать в компанию в любое время по разным основаниям.
Плановая проверка. Общепризнанных плановых или внеплановых выездных проверок не существует. Налоговая не составляет сводный план проверок, как другие государственные органы, и не публикует его на своем сайте. То есть инспекторы не предупреждают о своем приходе.
Но внутренний план, по которому будет идти работа проверяющих в следующем году, налоговая составляет. Происходит это так.
В конце года управление ФНС составляет список налогоплательщиков по критериям риска совершения налоговых правонарушений — о них расскажем чуть ниже, — как претендентов на выездную проверку. Список составляют на основании данных АИС «Налог-3» — программы, в которой есть вся информация о налогоплательщиках, например, какие банковские счета у них открыты, какую выручку они получили, сколько налогов уплатили.
Положения об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы — АИС «Налог-3» PDF, 87,9 МБ
Этот список спускают в территориальные налоговые органы, и уже там в отделах предпроверочного анализа начинают проводить мониторинг компании, запрашивать у нее документы, изучать, как она ведет свою деятельность. Если предпроверочный анализ показал, что да, компания, скорее всего, утаивает налоги и есть перспектива их взыскания, налоговики начинают с ней работать.
ФНС не всегда имеет право запрашивать данные о счетах физлиц, не зарегистрированных как ИП
Данная операция может быть выполнена только с разрешения вышестоящих лиц и при проверках, говорит ФНС.
В одном из своих писем налоговая напомнила о следующем: любой счет, который открыл ИП, можно заблокировать и взыскать с него долги, и не важно для каких целей он был открыт, личных или для бизнеса.
Также налоговики писали, что «замораживать» личные счета индивидуальных предпринимателей тоже законно (письмо от 6 августа 2019 г. №КЧ-4-8/15606). Такая позиция согласуется с мнением Минфина.
Совсем другая ситуация, если лицо не является ИП. Если ФНС сделала запрос в банк о данных ИП и простых физлиц, то кредитное учреждение обязано дать эту информацию, а также о наличии средств на счете и операциях с ними. Такая норма закреплена п. 2 ст. 86 НК РФ.
Запрашивать сведения о счетах физлиц, которые не зарегистрированы как ИП, ФНС может не всегда, а только лишь в том случае, если в их отношении ведется налоговая проверка. Кроме того, это можно сделать, если проверка проводится в отношении организации или ИП (к примеру, это работодатель или заказчик физлица) и данные из банка по счету физлица смогут помочь налоговой узнать нужную информацию.
Также важно, что такой запрос на данные о счете физического лица, не являющегося ИП, должен быть одобрен руководством регионального УФНС либо иным лицом с подобными полномочиями.
В случае поступления таких запросов без разрешения вышестоящих лиц кредитное учреждение может подать жалобу на местных сотрудников налоговой. Аналогично можно поступить при попытке блокировки счета гражданина, не зарегистрированного как ИП.
Источник: письмо от 6 августа 2019 г. №ЕД-4-2/15531.