Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как правильно рисовать схему ДТП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если при составлении схемы ДТП в 2022 году было нарушено хотя бы одно правило, она признается недействительной. Такой документ не примут ни в автоинспекции, ни в страховой компании, следовательно, пострадавший не сможет получить денежную компенсацию за причиненный ущерб.
Распространенные ошибки
При фиксации дорожно-транспортного происшествия инспектором ГИБДД проблем обычно не возникает. Однако, когда водители, согласно Европротоколу, занимаются составлением схемы ДТП самостоятельно, то нередко случаются ошибки. Отметим наиболее типичные из них в 2022 году:
- Неправильно установлено место первого соприкосновения (удара) автомобилей, которое повлекло за собой дальнейшие последствия ДТП. Неточности связаны в большинстве случаев из-за недостаточной внимательности и реакции водителей.
- Противоречивое описание сигналов светофора в момент происшествия. В таких ситуациях обычно привлекают очевидцев в качестве свидетелей для того чтобы установить, кто из водителей прав.
- Скрытие водителями факторы совершения ими тех или иных маневров. Такое происходит исключительно из-за умысла. Искажение сведений производится для того чтобы отвести от себя вину и переложить её на другого участника ДТП. Типичный пример: водитель отказывается признавать, что совершал обгон или превышал скорость перед столкновением.
Выделим ещё несколько подводных камней, которые следует знать, дабы не получить отказ в страховой компании в 2022 году:
- Схему ДТП необходимо рисовать на отдельном листе формата А4 (если авария разбирается автоинспекторами), либо в 17 пункте Европротокола.
- При самостоятельном составлении чертеж должен быть изображен в бланке «извещение о ДТП».
- Транспортные средства необходимо обозначать в виде прямоугольников с обозначениями (А и В).
- В схеме обязательно должны быть отображен все совершаемые маневры, в особенности обгон и изменение полосы.
- Вносить показания свидетелей в протокол можно исключительно с их согласия (достаточно устной формы).
- Разрешается использовать типовые схемы ДТП (если они подходят). Скачать их можно на сайте любой страховой компании, например, Росгосстраха.
Правила составления: как правильно нарисовать
Сотрудники ГИБДД обычно составляют схему на специальной бумаге в клеточку либо листе формата А4. Страница подписывается. Для начертания используется синяя шариковая ручка. Извещение о ДТП (европротокол) имеет мало места для оформления схемы. Все обозначения нужно отразить четко, без помарок. Обязательные для соблюдения правила:
- описание – печатным шрифтом;
- в процессе составления участвуют оба водителя;
- под схемой ДТП должна присутствовать пара подписей – обоих водителей.
Допускается внесение исправлений – при заверении подписями участников. Желательно заранее обсудить со второй стороной порядок заполнения. Пошаговый алгоритм составления:
- определяется масштаб – наносятся контуры трассы, схематично отображается масштаб (мелкие детали прорисовывать не требуется);
- обрисовываются контуры транспортных средств – достаточно выполнить их в виде прямоугольника с фарами;
- указываются координаты транспортного средства – замеряется дистанция между ТС, колесами и краем дороги.
Хорошее решение: предварительно составить черновик, прояснить нюансы ДТП. Далее перенести на оригинал бланка.
Графические символы для схемы
При составлении графического изображения ДТП должны быть соблюдены важные требования к оформлению схемы и для правильного прочтения чертежа необходимо использовать специальные символы.
Автомобили изображаются в виде прямоугольников, у которых стрелочкой указывается направление движения.
Грузовой автомобиль изображают в виде двух прямоугольников, больший из которых изображает кузов транспортного средства. На кабине должна вычерчиваться стрелка, помогающая определить направление движения.
Мотоцикл выглядит в виде креста или средневекового меча с большим крестообразным эфесом.
Направление движения транспортных средств изображают пунктирной линией со стрелками.
Место аварии обозначают с помощью крестика.
Где составляют и заполняют?
В соответствии с нормами инструкции на месте аварии сотрудниками ГИБДД составляется протокол об административном правонарушении, где обязательным документом является схема ДТП. Но если повреждения незначительные, а участники сумели прийти к компромиссному решению, можно обойтись без привлечения служебных лиц.
При самостоятельном оформлении необходимо использовать Европротокол, хотя его составление не пользуется популярностью среди автовладельцев из-за отсутствия ключевых знаний относительно самой процедуры.
Зато данный вариант существенно экономит время: каждый водитель принимается заполнять бланк отдельно, не покидая место происшествия. Схема, раскрывающая обстоятельства ДТП, заполняется непосредственно в бланке извещения, состоящем двух десятков граф: в одних стоит от руки вписать информацию, в других – проставить галочки насчёт соответствующих пунктов.
При нехватке места на официальной форме в качестве основы лучше использовать чистый лист бумаги А4 (двойные листки в клеточку не допускаются, несмотря на их удобство в плане масштабирования).
В верхней части стоит разборчиво написать заглавие – «Схема ДТП», ниже – условно воспроизвести детали аварии. Изображение рисуется от руки и исключительно ручкой, иначе страховая компания откажется принимать его.
На дополнительной бумаге необходимо указать к чему она прилагается, кто её заполнял и обязательно подписать. А в самом бланке поставить галочку напротив пункта «с приложением».
Если зарисовка дорожно-транспортного происшествия не верна
На практике нередко возникает ситуация, когда участники ДТП, ознакомившись со схемой места происшествия, не соглашаются с ее формулировкой. В таком случае возникает необходимость в оспаривании данного документа согласно законодательству РФ.
Обычно участники аварии не согласны со схемой, если она составлялась без их ведома. Но даже личное присутствие заинтересованного лица при составлении схемы не всегда гарантирует её полноту и достоверность.
Опротестовать изображение можно, если:
- информация неполная (не зафиксированы следы, имеющие отношение к ДТП, нет дорожных условий, способствующих возникновению аварийной ситуации);
- схема недостоверна (специально или случайно искажена – ошибочно отображено место столкновения автомобилей или наезда на пешехода);
- рисунок оформлен с нарушением нормативов (обжалуется в установленном законом порядке).
Отдельным случаем, при котором схема ДТП считается недействительной и должна быть опровергнута – её фальсификация – умышленное искажение всех сведений или их части. Выбор способа оспаривания зависит от конкретной ситуации и исходит из оснований, по которым конкретный участник не согласен со схемой.
Обычно исправление схемы происходит путем:
- восполнения недостающих сведений (дополнительный осмотр места происшествия, которое проводится по ходатайству лица не согласного с первой версией документа);
- опровержения всех данных (приобщение к материалам дела новых доказательств в противовес исходным данным).
Как оформить мелкое ДТП самостоятельно?
Небольшое происшествие на дороге можно оформить самостоятельно. Однако, при этом следует внимательно оценить ситуацию, так как под нормы Европротокола подходят не все ДТП.
Оформление аварии самостоятельно возможно в таких случаях:
- в ДТП нет пострадавших, ущерб нанесен только автомобилю;
- виновник признал свою вину, и у участников нет других разногласий;
- оба участника происшествия имеют действующие полисы ОСАГО или Грин-карту.
Если все условия соблюдены, то можете приступить к оформлению неприятной ситуации на дороге для страховой компании.
Если у вас нет инструкции, то скачать и распечатать её можно с официального сайта ГИБДД. Если же вы полагаетесь на свою память, то наши рекомендации можно легко запомнить.
Действуем по плану:
- Вас ударили! Немедленно остановите автомобиль и включите аварийную сигнализацию. Выйдите из машины и обозначьте место происшествия аварийными знаками. Если ситуация произошла в темное время суток на плохо освещаемой дороге, не поленитесь и наденьте светоотражающий жилет.
- Если есть очевидцы вашей аварии, обязательно запишите их фамилии, адреса и телефоны. Возможно, другие водители остановятся помочь вам, поинтересуйтесь, не был ли у них в машине включен видеорегистратор.
- Проверьте наличие действующих полиса ОСАГО или Грин-карты у второго участника ДТП. Для оформления Европротокола второй участник должен быть согласен с обстоятельствами аварии.
- Ущерб, который на сегодняшний день покрывает ОСАГО по Европротоколу, в большинстве случаев составляет 100 тысяч рублей. Поэтому, оценивая повреждения автомобиля в большую сумму, вам нужно понимать, что для этого придется вызывать работников дорожного патруля.
- Участникам необходимо заполнить Извещение о ДТП, которое является доказательством произошедшего, а также составить схему происшествия в данном документе.
- Европротокол вместе с другими документами направляется в страховую компанию виновника для назначения выплаты компенсации. Однако, потерпевший может обратиться и за прямым возмещением ущерба к своему страховщику.
Где составляют и заполняют?
В соответствии с нормами инструкции на месте аварии сотрудниками ГИБДД составляется протокол об административном правонарушении, где обязательным документом является схема ДТП. Но если повреждения незначительные, а участники сумели прийти к компромиссному решению, можно обойтись без привлечения служебных лиц.
При самостоятельном оформлении необходимо использовать Европротокол, хотя его составление не пользуется популярностью среди автовладельцев из-за отсутствия ключевых знаний относительно самой процедуры.
Зато данный вариант существенно экономит время: каждый водитель принимается заполнять бланк отдельно, не покидая место происшествия. Схема, раскрывающая обстоятельства ДТП, заполняется непосредственно в бланке извещения, состоящем двух десятков граф: в одних стоит от руки вписать информацию, в других – проставить галочки насчёт соответствующих пунктов.
При нехватке места на официальной форме в качестве основы лучше использовать чистый лист бумаги А4 (двойные листки в клеточку не допускаются, несмотря на их удобство в плане масштабирования).
При дорожно-транспортном происшествии водители могут урегулировать конфликт без вызова инспектора. Для фиксации аварийной ситуации необходимо составить Европротокол. В документе каждый участник рисует графический план с детальным указанием обстоятельств инцидента.
Согласно ст. 11.1 ФЗ №40 самостоятельное заполнение специального бланка возможно при соблюдении следующих условий:
- участие не более двух транспортных средств;
- отсутствие пострадавших физических лиц;
- наличие действующего страхового полиса ОСАГО у каждого автовладельца:
- максимальный размер ущерба – 50 000 рублей для регионов России, 400 000 – для Москвы, Санкт-Петербурга.
Когда нельзя самостоятельно составлять схему?
Самостоятельное составление схемы ДТП в 2020 году допустимо, только если соблюдается следующий перечень условий:
- В результате дорожно-транспортного происшествия пострадали исключительно автомобили, при этом у каждого участника имеется полис ОСАГО.
- В аварии отсутствуют пострадавшие и погибшие. Какому-либо другому имуществу (например, дорожным знакам, витринам и т.д.).
При наличии пострадавших протокол составляется с обязательным присутствием понятых (статья 214 приказа МВД №185).
- Ущерб автомобилю составляет более 100 тысяч рублей, участники ДТП не смогли договориться, и у них есть разногласия относительно степени вины.
Если не выполняется хотя бы одно из представленных выше условий, то самостоятельно составить схему ДТП в 2020 году нельзя и оформление должно происходить в общем порядке (с привлечением инспекторов ГИБДД или аварийных комиссаров).
Выделим ещё несколько подводных камней, которые следует знать, дабы не получить отказ в страховой компании в 2020 году:
- Схему ДТП необходимо рисовать на отдельном листе формата А4 (если авария разбирается автоинспекторами), либо в 17 пункте Европротокола.
- При самостоятельном составлении чертеж должен быть изображен в бланке «извещение о ДТП».
- Транспортные средства необходимо обозначать в виде прямоугольников с обозначениями (А и В).
- В схеме обязательно должны быть отображен все совершаемые маневры, в особенности обгон и изменение полосы.
- Вносить показания свидетелей в протокол можно исключительно с их согласия (достаточно устной формы).
- Разрешается использовать типовые схемы ДТП (если они подходят). Скачать их можно на сайте любой страховой компании, например, Росгосстраха.
Кто должен рисовать схему ДТП?
В отношении того, кто должен или имеет право составлять СДТП однозначного ответа нет – тут все зависит от следующих факторов:
- Обстоятельств происшествия.
- Целей составления документа.
В зависимости от обстоятельств происшествия и целей применения документа, схему ДТП могут составлять как его участники, так и должностные лица. К подобным обстоятельствам относится тяжесть последствий аварии, ее классификация, сложность определения степени вины, уровень разногласий и др. Если же единственной целью составления схемы является получение возмещения от страховой компании (далее СК) по ОСАГО или КАСКО, то можно обойтись и без привлечения сотрудников ДПС.
Если обобщить, то СДТП может составляться в двух целях:
- Для ГИБДД.
- Для страховой компании.
При этом для каждого пункта имеются свои нюансы, которые водителю нужно знать.
Для облегчения графического отображения ДТП при его оформлении без участия сотрудников полиции был разработан пакет типовых схем, отражающих наиболее часто встречающиеся варианты ДТП. О целесообразности применения типовых схем на практике имеются разные суждения. В нашем же случае консультативную помощь опять оказал Михаил Андреевич:
– Михаил Андреевич, скажите, в вашей практике типовые схемы применяются?
– Они существуют, обновляются, но действовать по-настоящему, оказывая реальную практическую помощь, эти шаблоны не могут, несмотря на то, что они являются серьезным и фундаментальным трудом. Обычно каждое происшествие имеет лишком много индивидуальных нюансов, сильно затрудняющих графическую стандартизацию. Другое дело, что типовые схемы имеют ценный обучающий потенциал – ознакомиться с ними заранее полезно каждому водителю.
От себя добавлю, что типовые схемы не применяются при:
- Бесконтактных дорожно-транспортных происшествиях.
- ДТП, оформленных с нарушением п. 2.6 и пп. 2.6.1 ПДД РФ, а также и ст. 11.1 «Закона об ОСАГО».
- Неправильно заполненных 16-м или 17-м пунктах извещения или отсутствии в нем подписей участников ДТП о согласии.
- Нестандартных ситуациях.
Правила изображения схемы ДТП для страховой компании?
Схему можно изобразить на отдельном листе формата А4 (если ДТП фиксируется сотрудниками ГИБДД) либо в п. 17 европротокола. Если данная схема составляется водителями самостоятельно, ее следует изображать в бланке «Извещение о ДТП», который составлен из основного листа и вкладыша, куда должны копироваться данные, вносимые в основной лист. Обе бумаги имеют равную юридическую силу.
На лист наносится положение участка, на котором случилось столкновение, указываются названия улиц, номеров домов, которые расположены рядом, торговых центров и прочих возможных ориентиров, знаков, светофоров, разметок и т. п.
Сначала на бумагу схематично наносят положение автомобилей при столкновении и (обычно машины изображают в форме прямоугольников) обозначают их «А», «В» и т. д. Направления движения на рисунке ДТП изображаются стрелками. Место столкновения обозначено знаком «Х». Ниже приводится расшифровка всех имеющихся в схеме условных обозначений.
Сотрудники ГАИ имеют весомый опыт рассмотрения ДТП и составления схем, поэтому если их вызвать, проблемы при составлении такого документа обычно отсутствуют. Чаще всего сложности возникают при изображении схемы ДПТ самостоятельно. Как нарисовать схему ДТП и свести возможные проблемы к минимуму? Необходимо обратить внимание на следующие особенности составления:
- невозможность определить место первого удара, повлекшего дальнейшие повреждения, приведет к вызову сотрудников ГИБДД;
- противоречия, возникшие при описании сигналов светофоров, возможно ли уладить на месте;
- умышленное сокрытие одной из сторон информационных сведений по поводу маневра, который необходимо было совершить, приведет также к обращению за помощью к органам, контролирующим безопасность дорожного движения.
Когда формируется схема?
Данный документ желательно составлять сразу после возникновения происшествия, так как только при таких условиях можно запечатлеть все нюансы и предметы, имеющие отношение к аварии. Поэтому нередко именно водители принимают решение о самостоятельном составлении схемы ДТП. Это обусловлено тем, что ждать автоинспекторов приходится достаточно долго.
Водители после столкновения автомобилей могут принять одно из следующих решений:
- граждане предпочитают воспользоваться помощью работников ГИБДД, поэтому оставляют автомобили на дороге, после чего дожидаются автоинспекторов;
- самостоятельно составляется водителями схема, но это допускается исключительно при условии, что между участниками отсутствуют разногласия, а также виновник признает свою вину;
- водители фотографируют место аварии и составляют схему, после чего отправляются в отделение ГИБДД, где оформляется происшествие на основании имеющихся доказательств.
Если схема ДТП для страховой компании составляется самостоятельно вместе с европротоколом, то этот документ должен подписываться участниками происшествия и свидетелями, если они имеются.