Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое правопреемство в исполнительном производстве ?!». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Смерть гражданина является основанием для перехода прав и обязанностей умершего лица в порядке универсального правопреемства. При наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент.
Реорганизация организации
Процедура реорганизации юридических лиц регулируется частью первой Гражданского кодекса РФ, а также нормами федеральных законов, определяющих особенности правового положения отдельных юридических лиц.
Реорганизация юридического лица представляет собой способ прекращения существования юридического лица с переходом его прав и обязанностей (правопреемством) к другим лицам . Она может быть осуществлена в одной из следующих форм: слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования. При этом законодательство допускает реорганизацию юридического лица с одновременным сочетанием различных форм.
———————————
Гражданское право: Учебник: В 2 т. / С.С. Алексеев, О.Г. Алексеева, К.П. Беляев и др.; под ред. Б.М. Гонгало. М.: Статут, 2016. Т. 1.
При реорганизации организации правопреемство носит универсальный характер, т.е. все права и обязанности правопредшественника (правопредшественников) в полном объеме переходят к вновь образованным юридическим лицам (юридическому лицу) .
———————————
См., например, Постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2016 N 18АП-6707/2016 по делу N А07-30846/2015, от 26.10.2010 N 18АП-8858/2010 по делу N А07-7477/2010.
Документом, определяющим состав и объем перешедших к правопреемнику прав и обязанностей от реорганизованного юридического лица, является передаточный акт (ст. 59 ГК РФ). Он содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованной организации в отношении всех ее кредиторов и должников, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.
Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации организации, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.
Процедура реорганизации занимает определенный период времени и состоит из последовательных этапов (принятие решения о реорганизации, уведомление уполномоченного органа о начале реорганизации, публикация в средствах массовой информации данных о реорганизации и пр.), предусмотренных ст. 60 ГК РФ, главой V Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», после прохождения которых в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) вносится запись о завершении процедуры реорганизации.
Наличие в ЕГРЮЛ записи о нахождении юридического лица в процессе реорганизации свидетельствует о том, что переход прав и обязанностей еще не завершен и на данном этапе факт правопреемства не состоялся.
Юридическое лицо считается реорганизованным с момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. При этом для каждой из форм реорганизации законодательство определяет наступление такого момента определенными событиями.
В частности, реорганизация юридического лица считается завершенной:
- в форме преобразования, слияния — с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица;
- в форме разделения — с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц;
- в форме выделения — с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц;
- в форме присоединения — с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц.
Только после наступления указанных событий, внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи правовые последствия, связанные с правопреемством, считаются наступившими .
———————————
Сведения о правопреемстве для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных организаций, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации, содержатся в ЕГРЮЛ (подп. «ж» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
Таким образом, для правильного определения правопреемника стороны исполнительного производства судебному приставу-исполнителю необходимо:
- при реорганизации в форме разделения или выделения — получить передаточный акт, на основании которого определить, к какому из юридических лиц — правопреемников и в каком объеме перешли права и обязательства по исполнительному документу (указанный документ может быть получен в налоговом органе). Если же передаточный акт не позволяет определить правопреемника по обязательству юридического лица, реорганизованное юридическое лицо и созданные в результате реорганизации юридические лица несут солидарную ответственность по такому обязательству (п. 5 ст. 60 ГК РФ);
- при реорганизации в форме слияния, присоединения или преобразования — получить сведения из ЕГРЮЛ о юридическом лице — правопреемнике. Ввиду того что в результате названных форм реорганизации возможно образование только одного (единственного) правопреемника и вопрос о том, к кому и в каком объеме перешли права и обязательства по исполнительному документу, не возникает, судебная практика исходит из того, что сведений о правопреемнике, содержащихся в ЕГРЮЛ, достаточно для решения вопроса о замене стороны без представления передаточного акта.
Так, анализируя объем документов, подтверждающих правопреемство в ходе слияния организаций, Арбитражный суд Поволжского округа в Постановлениях от 11.08.2015 N Ф06-4695/2012, Ф06-26589/2015 по делу N А55-15009/2010 указал: при слиянии никакой неопределенности относительно субъекта не возникает ввиду его единичности; имущество лица как совокупность прав и обязательств, ему принадлежавших, переходит к правопреемнику как единое целое, причем в этой совокупности переходят все отдельные права и обязательства, принадлежавшие на момент правопреемства правопредшественнику, независимо от того, выявлены они к этому моменту или нет; указанные обстоятельства с учетом универсального правопреемства свидетельствуют об отсутствии препятствий для осуществления процессуального правопреемства при непредставлении передаточного акта.
Весьма спорным видится вопрос о необходимости замены стороны исполнительного производства в случае реорганизации государственных (муниципальных) органов, передачи полномочий между органами государственной власти (органами местного самоуправления) одного и того же уровня (в том числе при упразднении государственных органов). В нормативных актах, принимаемых по вопросам проведения указанных процедур, правопреемником упраздняемого (реорганизуемого) государственного органа определяется иной государственный орган.
Так, согласно п. 3 Указа Президента РФ от 02.02.2016 N 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере», которым упразднена Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), установлено, что Федеральное казначейство, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба являются правопреемниками упраздняемого Росфиннадзора, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Отказ в правопреемстве в исполнительном производстве
Поскольку вопрос о правопреемстве рассматривается судом, естественно по итогам его разрешения возможен отказ в правопреемстве. В этой связи, последующие действия и реакция на подобный судебный акт полностью зависят от основания – причин, по которым суд вынес отказ.
Отрицательное решение по правопреемству может быть принято в следующих ситуациях:
- Обращение подано не в уполномоченный суд
- Заявленное основание для правопреемства не предусмотрено законом. Среди примеров можно отметить дела по алиментам, где замена должника не допустима.
- Отсутствует подтверждение оснований для правопреемства.
В первом случае очевидно необходимо правильно определиться с судом, где должно быть рассмотрено дело о правопреемстве и попросту повторно подать заявление в такой суд.
Эффективность статьи в судебной практике
Положения ст. 52 ФЗ 229 «Об исполнительном производстве» эффективно применяются в следующих случаях положительной судебной практики:
- Если решением суда было установлено несколько процессуальных правопреемников. После вынесения судебного акта и вступления документа в юридическую силу пристав ФССП прекращает исполнительное производство и открывает два новых (Определение питерского горсуда № 33-5941/2014 от 23 апреля 2014 г. по делу № 2-97/2014).
- Если полномочия по распоряжению и управлению земельными участками, собственность государства на которые не разграничена, в силу закона перешли к правопреемнику (Определение российского Верховного Суда № 310-ЭС14-3833 от 06 июня 2016 г. по делу № А62-8016/2012).
Однако суд не всегда встает на сторону истца-правопреемника. Так, Верховный суд отказал ООО «Базар» в пересмотре судебных решений об отказе в закрытии исполнительного производства по делу о наложении обязательства на Судебную коллегию предоставить право проезда и перехода через занимаемый компанией земельный участок. Ведь в деле отсутствовали существенные доказательства по делу (Определение ВС РФ № 306-ЭС16-10318 от 02 сентября 2016 г. по делу № А65-34397/2009).
В итоге, как показала судебная практика применения положений ст. 52 ФЗ 229, суд встает на сторону как правопреемника-истца, так и ответчика-взыскателя денег.
Заявление о правопреемстве в исполнительном производстве
Подготовка и подача заявления о правопреемстве является первоначальным и обязательным условием замены какой-либо стороны по исполнительному производству. Автоматически наличие любого из законных оснований для выбытия и замены стороны в ходе производства в службе приставов не происходит. По этой причине подача данного заявления является необходимым для оформления правопреемства.
Каких-либо требований к подобного рода обращениям законом не установлены. Правила оформления документа схожи и не зависят от того, каким судом было вынесено решение (общей юрисдикции или арбитражным), по которому имеется исполнительное производство.
Принятие решения о правопреемстве относится к исключительной компетенции судов. В этой связи, прежде чем требовать произвести замену от пристава-исполнителя, первоначально следует получить с отметкой о вступлении в силу соответствующее судебное постановление.
Правомочным судом по решению вопроса о правопреемстве выступает тот орган, который выносил основное решение по делу. В самом заявлении следует указать конкретные основания для производства правопреемства и приложить необходимые доказательства, например, договор уступки прав. Положительным в данном случае является отсутствие обязанности оплачивать госпошлину при подаче заявления в суд.
Замена стороны взыскателя в исполнительном производстве
Как поменять взыскателя в исполнительном производстве? Такие процессуальные действия возможны как в отношении предприятий, так и применительно к гражданам.
В последнем случае одним из оснований является смерть взыскателя в исполнительном производстве.
Тогда в дело могут войти его наследники, вступившие в свои права по процедуре, обозначенной гражданским законодательством. Разумеется, что при этом должны быть готовы все документы о наследстве.
Существуют также и иные причины, по которым взыскатель может быть изменен на другое лицо.
Если говорить о предприятиях, то это может произойти вследствие реорганизации, при которой компания-кредитор меняет не только своё название, но и организационную форму.
Например, общество с ограниченной ответственностью реорганизуется в акционерное.
Еще одним поводом для замены взыскателя является переход к нему всех прав требований от предыдущего кредитора. При этом все документы об уступке долга должны быть оформлены в порядке, прописанном в ГПК РФ.
Заявление судебному приставу: порядок процесса подачи и хода исполнения
После подачи документации в отделение ФССП судебный исполнитель по делопроизводству назначается на протяжении 3-х дней. Он готовит 3 экземпляра постановления, которые отправляются истцу, ответчику и в судебный орган.
После этого ответчику дается 5 суток на добровольное исполнение обязательств. Если этого не происходит, то судебные исполнители начинают процедуру по аресту счетов и карт должника и описи имеющейся у него собственности.
Если после подачи документа прошло более 3-х суток, а исполнительное производство еще не начато, то заявителю следует обратиться к старшему приставу с жалобой на бездействие подчиненного.
Важно знать! У истца есть 3 года на возбуждение производства по ИЛ. Исключение составляют алиментные выплаты. В данном случае исполнительная документация может быть подана в отделение ФССП до совершеннолетия ребенка и спустя 3 года после, для изымания задолженности.
Замена должника в исполнительном производстве РФ
В числе причин, по которым возникает необходимость замены ответчика в исполнительном производстве, смерть, проведение реорганизационных мероприятий, подразумевающих переход обязанностей и прав, оформление договора цессии. Практика судебных разбирательств показывает, что для кредитора гораздо выгоднее согласиться на процедуру смены должника, чем инициировать новое дело и ожидать другой исполнительный документ. При этом законодатель разрешает производить замену обеих сторон процесса, то есть как должника, так и истца. Обратиться в суд с такой инициативой может представитель ликвидируемой организации и компании, которой принадлежат долги.
Запуск процедуры по смене участников процесса исполнительного производства начинается с подачи соответствующего заявления. Изучение заявки и приложенных к ней материалов ставит своей целью принять решение об удовлетворении либо отказе к принятию в производство. Рассмотрением таких инициатив занимаются суды и федеральные службы судебных приставов. Выбор конкретной инстанции зависит от каждого конкретного случая. В суды обращаются если для возбуждения дел основанием служит уже выданный исполнительный документ. К приставам обращаются в случаях, когда у заявителя на руках не судебный документ.
Услуги адвоката по уголовным делам
Решение уголовных вопросов является весьма ответственным и трудным занятием. Именно потому за ведение уголовных дел берутся лишь опытные и квалифицированные адвокаты. Если лицу грозит уголовное наказание, поиск юридически подкованного защитника становится задачей первостепенной важности.
Проволочки и затягивание с обращением за помощью чреваты потерей не только имущества и денег, но и лишением драгоценной свободы. В услуги адвоката по уголовным делам входит не только грамотное составление необходимой для судебной защиты документации, но и подготовка тактики защиты клиента.
Специалисты компании «Правовое решение» гарантируют своим клиентам необходимый уровень психологического комфорта и защиту на квалифицированном и достойном уровне.
Статья 49. Стороны исполнительного производства
1. Взыскателем и должником могут быть гражданин или организация, а также объединение граждан, не являющееся юридическим лицом. К указанному объединению применяются нормы настоящего Федерального закона, определяющие участие организаций в исполнительном производстве, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
2. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, взыскателем и должником могут быть Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
3. Взыскателем является гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ.
4. Должником является гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от совершения определенных действий.
5. В исполнительном производстве могут участвовать несколько взыскателей или должников (соучастников). Каждый из них участвует в исполнительном производстве самостоятельно. Соучастник может поручить представлять свои интересы в исполнительном производстве другому соучастнику с его согласия.
Статья 51. Участие в исполнительном производстве несовершеннолетних
1. Права и обязанности несовершеннолетнего в возрасте до четырнадцати лет осуществляет в исполнительном производстве его законный представитель.
2. Несовершеннолетний в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, являющийся по исполнительному документу взыскателем или должником, осуществляет свои права и исполняет обязанности в исполнительном производстве в присутствии или с согласия в письменной форме своего законного представителя или представителя органа опеки и попечительства.
3. Несовершеннолетний в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, являющийся по исполнительному документу взыскателем или должником, осуществляет свои права и исполняет обязанности в исполнительном производстве самостоятельно. Судебный пристав-исполнитель вправе в этом случае привлечь для участия в исполнительном производстве законного представителя несовершеннолетнего или представителя органа опеки и попечительства.
4. Несовершеннолетний, имеющий полную дееспособность, осуществляет свои права и исполняет обязанности в исполнительном производстве самостоятельно.
Лица, непосредственно исполняющие требования исполнительного документа
Понятие лиц, непосредственно исполняющих требования исполнительного документа.
В соответствии со ст. 7 ФЗИП в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами. Кроме того, требования исполнительных документов могут исполняться в случаях, предусмотренных федеральными законами, другими органами, организациями, должностными лицами и гражданами.
Говоря о правовом положении данных органов, следует отметить, что, во-первых, эти органы содействуют процессу исполнения в связи с возложенными на них обязанностями, во-вторых, такая обязанность возложена на них федеральным законом. Например, Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» определены компетенция, полномочия и обязанности государственных органов записи актов гражданского состояния, а Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» определена компетенция органов по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Следует различать правовое положение данных субъектов в зависимости от того, содействуют ли они процессу исполнения в силу своей компетенции либо исполняют решение суда, поскольку являются должниками в исполнительном производстве. Так, в случае разрешения спора между двумя гражданами о праве собственности на жилое помещение орган регистрации прав выступит в качестве органа, который зарегистрирует право собственности на недвижимое имущество в силу своей компетенции, т.е. на основании ст. 7 ФЗИП. Если же судом разрешено заявление гражданина либо организации на отказ органа регистрации прав зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество, возникшее, например, по свидетельству о праве на наследство либо договору купли-продажи, то в подобном случае при удовлетворении заявления судом такой орган регистрации прав выступит в качестве должника в исполнительном производстве, если в гражданском либо арбитражном процессе он занимал правовое положение ответчика либо органа, действия которого были предметом судебной проверки.
Однако правовые последствия неисполнения требований исполнительного документа как для организации, занимающей правовое положение на основании ст. 7 ФЗИП, так и для организации, выступающей в качестве должника, практически одинаковы. К ней могут применяться санкции, предусмотренные ФЗИП и другими федеральными законами.
Характеристика отдельных видов лиц, лиц, непосредственно исполняющих требования исполнительного документа. В качестве лиц, непосредственно исполняющих требования исполнительного документа, выступают следующие: Центральный банк России и его учреждения — при осуществлении операций по списанию с корреспондентских счетов банков на основании исполнительных документов; коммерческие банки — при осуществлении операций по списанию с расчетных и других счетов клиентов банков в соответствии с поступившими исполнительными документами; органы записи актов гражданского состояния — при исполнении решений, которые требуют регистрации в указанных органах (установление отцовства, признание актовой записи об отцовстве недействительной, при регистрации решения суда о расторжении брака, установлении судом факта государственной регистрации акта гражданского состояния и т.д.); органы опеки и попечительства в лице органов местного самоуправления, которые выполняют указанные функции на основании ст. 34 ГК, — по решениям о признании недееспособным, ограниченно дееспособным и другим; органы Росреестра — по решениям судов о признании права собственности, прекращении права собственности, об установлении факта принадлежности строения или земельного участка на праве собственности, об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного владения как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет и т.д.
Согласно ст. 8 ФЗИП исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем. В связи с этим возникает вопрос о соотношении ст. ст. 7 и 8 ФЗИП при совершении исполнительных действий в отношении банков и иных кредитных организаций. Полагаем, что ст. 7 ФЗИП распространяется на случаи участия банков в исполнительном производстве при реализации мер принудительного исполнения в отношении лиц, имеющих счета в банках.
Положения ст. 8 ФЗИП касаются исполнения исполнительных документов вне рамок принудительного исполнения, и применение ее возможно в двух ситуациях: во-первых, когда в банке или иной кредитной организации находится счет должника и, во-вторых, когда банк или иная кредитная организация указаны в качестве должников в исполнительном документе и им предлагается взыскателем без обращения в органы ФССП добровольно исполнить его требования.
Взыскатель в исполнительном производстве
Взыскателям нужно сосредоточиться на реальном взыскании денежных средств. Т.е. надо предпринять фактические действия, что бы гарантированно получить присужденную сумму или имущество. Ниже указан примерный перечень таких действий:
- возбуждение производства в срок и осуществление судебным приставом-исполнителем всех процессуальных действий по поиску денежных средств и имущества должника;
- самостоятельный поиск имущества должника законными методами;
- юридическое сопровождение действий судебного пристава-исполнителя, пресечения его бездействия;
- контроль за продажей имущества должника с торгов;
- обжалование результатов оценки имущества;
- юридическое сопровождение по пресечению действий связанных с уклонением должника от выплаты;
- возбуждение процедуры банкротства (самый эффективный способ из возможных).
Должник в исполнительном производстве
После вступления в законную силу решения суда о взыскании денежных средств, истец получает исполнительный лист, становится взыскателем и направляет его в службу судебных приставов, после чего возбуждается . Сторонами являются должник и взыскатель.
Должникам нужно сосредоточиться на уменьшении фактических негативных последствий от реального взыскания судебными приставами:
- избежать санкций судебного пристава-исполнителя за неисполнение судебного акта;
- не допустить должностных злоупотреблений со стороны судебного пристава-исполнителя;
- избежать ареста имущества;
- обжаловать и снять арест с имущества;
- контроль продажи имущества с торгов по цене не ниже рыночной;
- рассрочить выплаты, если нужной суммы нет в наличии;
- приостановить производство для осуществления других юридических и процессуальных действий (по обжалованию судебных актов, вступивших в законную силу, подачу новых исков и т.п.).
В какой суд подать заявление о замене стороны в исполнительном производстве
Если спор рассматривал арбитражный суд, обратитесь в суд, выдавший исполнительный лист. Наименование и адрес этого суда вы можете посмотреть в самом листе. Имейте в виду, что по общему правилу исполнительный лист выдает суд первой инстанции, даже если окончательное решение по делу принял суд вышестоящей инстанции (ч. 2 ст. 319 АПК РФ).
Если спор рассматривал суд общей юрисдикции, посмотрите, где находится подразделение ФССП России, возбудившее производство, и к району какого суда оно относится. Если это тот же суд, который выдал исполнительный лист, смело обращайтесь в него. Если исполнительный лист выдал другой суд, то определить подсудность непросто. Мы рекомендуем подать заявление в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав.
Однако есть риск, что ваше заявление вернут. Некоторые суды со ссылкой на п. 7 Постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 N 50 указывают, что заменять сторону производства должен суд, который выдал исполнительный лист. Если суд вернет заявление, проще и быстрее обратиться в суд, который указан в определении о возврате. Подавая новое заявление, не забудьте приложить копию этого определения. Если такой вариант вас не устраивает, обжалуйте возврат, однако учтите, что это может занять несколько месяцев (ч. 1 ст. 331, ч. 4 ст. 333, ст. 327.2 ГПК РФ).