Оспаривание решения налоговой: как признать его недействительным

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оспаривание решения налоговой: как признать его недействительным». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

По итогам камеральной проверки сотрудники ФСС пришли к выводу, что организация не нарушала законодательство о страховых взносах. Никаких документов ревизоры составлять не будут. Законодательство этого не требует.

Как проходит камеральная проверка ФСС?

Камеральная проверка в отличие от выездной проводится по месту нахождения ФСС. Указанная процедура проводится на основании расчетов о начислении и уплате страховых взносов и документов, которые предоставлены страхователем.

Камеральная ревизия проводится должностными лицами ФСС, при этом какого-либо специального решения не требуется, чтобы проводить такое мероприятие.

Проверка проводится в течение 3-х месяцев со дня, когда страхователем предоставлен расчет:

  • если при разборе будут выявлены нарушения, ошибки, неточности, то страхователю будет предоставлена возможность предоставить пояснения или внести исправления.
  • если после рассмотрения пояснений и документов, лицо, проводящее процедуру, установит факт совершения правонарушения, тогда должен быть составлен акт.

В случае, когда по результатам проверки не выявлено никаких нарушений и все хорошо, тогда никакой акт не составляется и страхователь не извещается о результатах проверки.

ВЫХОД ЗА ПРЕДЕЛЫ ПРОВЕРКИ

Далее следует соотнести вынесенное решение с представленной на камеральную проверку отчетностью или с решением о назначении ВНП. Нередко налоговики доначисляют недоимку, пени и штрафы по тем налогам и за те периоды, которые не подлежали проверке в рамках проведенной камеральной или выездной налоговой проверки.

Из положений ст.ст. 88 и 89 НК РФ следует:

  • камеральной проверке подлежит тот налог и период, за которые представлена налоговая отчетность (п. 1 ст. 88 НК РФ);
  • выездной проверке подлежат налоги, указанные в решении о проведении ВНП, за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки («глубина» проверки), и указанный в решении о проведении налоговой проверки (п.п. 2, 4 ст. 89 НК РФ) .

ИСТРЕБОВАНИЕ ДОКУМЕНТОВ

1) истребование налоговиками документов у налогоплательщика после истечения сроков проведения налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля (п.2 ст. 88, п. 6 ст. 89 и п. 6 ст. 101 НК РФ, абз. 1, 2 п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57);

2) истребование налоговиками документов в рамках камеральной налоговой проверки без предусмотренных ст.88 НК РФ оснований, в частности:

  • в отсутствие выявленных ошибок, противоречий или несоответствий в налоговой декларации (расчете), сведениях и документах ;
  • в отсутствие применения налогоплательщиком льгот, что актуально при истребовании налоговиками документов, подтверждающих операции, которые:не являются объектом обложения НДС в силу п. 2 ст. 146 НК РФ, местом реализации которых не является РФ, или освобождаются от обложения НДС на основании ст.149 НК РФ, когда такое освобождение не имеет своей целью предоставление определенной категории лиц преимуществ по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции, а представляет собой специальные правила налогообложения соответствующих операций ;
  • для подтверждения применения ставки НДС 10 процентов ;
  • для подтверждения вычетов по НДС в отсутствие суммы налога к возмещению, противоречивости сведений в налоговой декларации и несоответствия со сведениями по тем же операциям у контрагента .

Причины возникновения налоговых споров

Конечно, введение досудебного порядка рассмотрения налоговых споров, принятого Федеральным законом от 02.07.2013 № 153-ФЗ, позволило сократить количество споров в суде, при том, что налоговые органы стали более качественно проверять доводы налогоплательщиков еще на стадии рассмотрения материалов проверки и на стадии досудебного обжалования. Это привело к тому, что до суда в большинстве случаев доходят только действительно сложные и неоднозначные моменты по исчислению налогов.

Но тем не менее налоговые споры являются наиболее распространёнными в арбитражной практике.

Основной причиной возникновения налоговых споров является несогласие с результатами проверок. Так, при проведении камеральных проверок наиболее часто предметом спора является отказ налогового органа в возмещении НДС.

При проведении выездных проверок — это споры, связанные с доначислениями и штрафными санкциями в результате занижения выручки, непринятия расходов в целях исчисления налога на прибыль, вычетов по НДС и т.д.

Также бывают локальные споры в случае, если налоговый орган отказывает в зачете или возврате излишне уплаченных вами налогов, или блокирует расчетный счет.

Во всех этих случаях можно смело начинать спорить.

Итак, организация получила решение налоговой инспекции и узнала, что у нее назначена выездная проверка, либо сдала декларацию и получила требование о предоставлении документов. Собственно, с этого момента и необходимо начинать подготовку аргументов по возможным спорам с налоговой инспекцией.

Любая проверка начинается с истребования документов. Поэтому хочется подробно остановиться на этом этапе, и рассказать о том, как исполнять требования о предоставлении документов, и что необходимо знать об истребовании документов.

Обжалование решений по налоговым проверкам

Уведомлять организацию о завершении камеральной проверки, если нарушений нет, проверяющие тоже не обязаны – в законодательстве нет такого требования.

Это следует из части 1 статьи 4.7 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, пункта 6 статьи 26.15 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ.

По итогам камеральной проверки проверяющие пришли к выводу, что организация нарушала законодательство о страховых взносах. Результаты мероприятия они зафиксируют в акте (ч. 1 ст. 4.7 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, п. 1 ст. 26.19 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

Как обжаловать решение налогового органа

Перечень документации, которую обязательно запросят органы ФСС при проведении проверки, законодательно не установлен. Сотрудники исполнительных органов ФСС в каждом случае определяют индивидуальный набор документов.

ВАЖНО! Запрашиваемые бланки следует представлять в форме копий, за исключением таких документов, как больничные листы – их потребуют предъявить в оригинале.

В этот список попадает учредительная и регистрационная документация, которая необходима для идентификации плательщика взносов и определения специфики его работы. Проверяющих может заинтересовать информация, содержащаяся в:

  • учетных регистрах;
  • расчетах по взносам;
  • книге учета доходов и расходов;
  • главной книге и журналах операций;
  • кассовых и банковских бланках;
  • актах выполненных работ или оказанных услуг;
  • авансовых отчетах;
  • кадровой документации.

Дополнительно могут попросить представить для анализа показателей финансовой деятельности отчетность и имеющиеся аудиторские заключения.

ВАЖНО! При отказе работодателя представить для проверки какие-либо из запрашиваемых документов на него может быть наложен штраф в размере 200 рублей за каждый такой бланк.

Из специальных бланков может понадобиться в процессе проверки такой набор документации:

  • оригиналы больничных листов, проверке которых уделяется максимум внимания;
  • пакеты документов, служившие основанием для расчета и выплаты различных пособий;
  • расчеты сумм страховых выплат;
  • документация, подтверждающая факт выплаты пособий.
Читайте также:  Замена водительского удостоверения в 2023 году: инструкция

Для выездных проверок характерно строгое соблюдение утвержденного плана мониторинга деятельности страхователей. Проверочные мероприятия осуществляются непосредственно на территории работодателя. В исключительных случаях при невозможности проверяемым предприятием обеспечить сотрудников исполнительных органов ФСС помещением на время их работы над документацией, проверка может быть проведена на базе фонда с условием подвоза всей необходимой документации.

Период проверки – не более 3 лет. Частота проверок – максимум 1 раз в 3 года.

СПРАВКА! Исключение по частоте проверочных мероприятий может быть сделано для случаев реорганизации или ликвидации предприятия – проверка назначается при наступлении одного из этих событий и не соотносится с датой предыдущего мониторинга.

Продолжительность – до 2 месяцев, а при мониторинге показателей деятельности обособленных подразделений – до 1 месяца.

Написать комментарий

      Акт налоговой проверки оформляется инспектором в 2-х случаях (п. 1 ст. 100 НК РФ):

      • если камеральная проверка выявила нарушения;
      • при любой выездной проверке (ВНП).

      Акт налоговой проверки содержит детали выявленных нарушений, производные из них выводы и предложения относительно размера недоимки, пени и штрафа. Акт — по сути только проект будущего решения, поэтому сам по себе он не влечет никаких взысканий и мер обеспечения (приостановка работы расчетного счета и др.).

      Сколько ждать актов? На этот вопрос отвечает НК:

      • по ВНП — два месяца со дня составления справки об окончании проверки;
      • по «камералке» — 10 рабочих дней, исчисляемых от даты отправки декларации или расчета.

      Однако судебная практика (п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71) указывает на то, что даже если указанные сроки (и остальные, связанные с оформлением и обжалованием итогов налоговой проверки) были нарушены, то не будет однозначной недействительности решения налогового органа. Поэтому надеяться на отмену решения налогового органа из-за затягивания процедурных сроков не стоит. Нужно готовиться возражать по существу предъявляемых претензий.

      Акт налоговой проверки должен быть вручен (направлен) соответствующему юрлицу или ИП не позднее 5 рабочих дней с той даты, когда он был составлен.

      К акту прикладываются документация и сведения от третьих лиц, которые были собраны в ходе проверки. В данном случае, речь идет о итогах «встречных» проверок, выписках банков, отчетности по налогам, протоколах допросов свидетелей и т.д. Однако зачастую налоговики избирательно подходят к отбору прилагаемых документов, могут «забыть» приложить те, которые «не работают» на обвинение. Настоятельно рекомендуем сразу после ознакомления с актом и приложениями письменно запросить у налоговой копии тех документов, которые упоминаются в акте, но не содержатся среди приложений. Не исключено, что в них есть значимые для спора с налоговым органом сведения, опровергающие или ставящие под сомнение выводы и утверждения инспектора.

      Более полную картину материалов налоговой проверки можно составить ознакомившись с материалами в инспекции (абз. 3 п. 2 ст. 101 НК РФ). Чтобы это сделать, нужно направить в инспекцию заявление. Материалы дадут для ознакомления в течение 2-х рабочих дней. Интересующие документы можно будет сфотографировать.

      Важно «держать в голове» месячный срок на отправку возражений по акту. Он начинает течь с момента вручения акта или с 6-го рабочего дня после отправки акта заказным письмом (п. 6 ст. 100 НК РФ). Однако, указанный срок не является пресекательным. Это значит, что представлять и дополнять возражения субъект хозяйствования вправе вплоть до дня рассмотрения материалов проверки.

      Установленной формы возражений в законодательстве нет. Главное, чтобы заявителя можно было идентифицировать. Для этого прописываются: название (Ф.И.О) субъекта хозяйство��ания, его ИНН и место нахождения (жительства). Документ нужно озаглавить «Возражения по акту от … № …» (дата и номер указываются присвоенные инспекцией).

      В содержательной части возражений требуется определенно выразить: с чем именно не согласен налогоплательщик. Это могут быть отдельные выводы и предложения акта налоговой проверки, а может быть акт в целом. В любом случае, заявителю нужно привести доказательства ошибочности выводов/предложений, включенных в акт. Для обоснования аргументов налогоплательщик может направить в инспекцию документы, подходящие для этой цели. Последнее особенно важно, если налоговый орган вменяет неуплату налогов из-за неполного установления всех обстоятельств спорной хозяйственной операции.

      Налогоплательщик самостоятельно определяет: как отправить возражения по акту проверки (нарочным или почтовым отправлением).

      Но если возражения сопровождаются документами, имеющими существенное значение для спора, их рекомендуется поименовать в описи, которая будет служить подтверждением того, что эти материалы были в распоряжении инспекции до того, как она приняла решение по акту проверки.

      Вместе с актом налоговой проверки или немного позднее налогоплательщик получит из налоговой инспекции информацию: когда и где будут рассматриваться материалы налоговой проверки. Дата назначается не позднее десяти рабочих дней после того, как пройдет месячный срок, данный субъекту хозяйствования, чтобы предоставить возражения на акт в письменной форме (п. 1 ст. 101 НК РФ).

      В ситуации, когда налогоплательщик не явился на рассмотрение, но был извещен в порядке, установленном законом (и этот факт может доказать инспектор), это не будет препятствовать вынести решение (абз. 4 п. 2 ст. 101 НК РФ). Но если случай характеризуется сложностью и неоднозначностью, руководство инспекции зачастую откладывает рассмотрение, исключая необеспечение налогоплательщику возможности возражать письменно или устно против выдвинутых обвинений.

      Принимать участие в рассмотрении материалов налоговой проверки можно 2-мя способами (абз. 2 п. 2 ст. 101 НК РФ):

      • личное присутствие;
      • отправка представителя, имеющего полномочия представлять интересы налогоплательщика.

      Рассмотрение материалов налоговой проверки осуществляет начальник инспекции или его заместитель (эти же лица итоговое решение по материалам). Но на деле само мероприятие практически всегда предполагает участие инспектора, который проводил налоговую проверку. Ему отводится роль докладчика об обстоятельствах обнаруженных им нарушений. Также присутствует сотрудник правового подразделения, составляющий обязательный для этой процедуры протокол (абз. 3 п. 4 ст. 101 НК РФ).

      Участвующему в рассмотрении акта налогоплательщику (его представителю) будет предложено высказать свою позицию относительно изложенных в акте выводов и соответствующие аргументы против них. Эту возможность следует использовать для того, чтобы по возможности кратко донести до руководства инспекции, что налогоплательщик принципиально не согласен с актом в целом или в конкретной части, указав, в чем выводы инспектора не соответствуют обстоятельствам дела или где инспектором допущено неправильное применение закона. Проявленный субъектом хозяйствования настрой на конструктивное взаимодействие в смысле всесторонней поддержки в установлении инспекцией значимых для дела фактов может склонить налоговый орган к тому, чтобы критически оценить собственные выводы хотя бы частично.

      Важно проследить, чтобы в протоколе отметили передачу письменных возражений, если это происходит в процессе рассмотрения материалов проверки.

      Выездная налоговая проверка: сроки и порядок проведения в 2021 году

      К заявлению обычно прилагаются документы, перечисленные в ст. 126 АПК РФ. Приведем наиболее важные из них:

      1. Копия оспариваемого решения налогового органа (ч. 2 ст. 199 АПК РФ).

      2. Копия решения вышестоящего налогового органа по жалобе налогоплательщика.

      Данный документ является доказательством того, что досудебный порядок обжалования соблюдался, поскольку выходить в суд с заявлением можно только после обжалования решения налоговиков в вышестоящем налоговом органе (п. 7 ч. 1 ст. 126, ч. 2 ст. 199 АПК РФ).

      Читайте также:  Замена взыскателя в исполнительном производстве по алиментам на опекуна

      Если же вышестоящий налоговый орган не вынес решения своевременно, то к заявлению можно приложить копию жалобы с отметкой вышестоящего налогового органа о ее принятии либо копию описи вложения в почтовое отправление и уведомления о его вручении, если жалоба направлялась по почте.

      3. Ходатайство о приостановлении действия оспариваемого решения налогового органа (ч. 3 ст. 199 АПК РФ, информационное письмо президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 83).

      Если заявление в суд подается в электронном виде, то все прилагаемые документы также представляются электронно (абз. 2 ч. 1 ст. 41, ч. 2 ст. 126 АПК РФ).

      Кроме того, все прилагаемые к заявлению документы вместе с самим заявлением должны быть направлены в налоговую службу и всем лицам, которые участвуют в деле. Направлять документы следует заказной почтой с уведомлением о вручении. Квитанции, свидетельствующие о почтовых отправлениях, прилагаются к исковому заявлению, подаваемому в арбитражный суд (п. 1 ч. 1 ст. 126 АПК РФ).

      Основные правила разрешения налоговых споров узнайте из этой публикации.

      Заявление в суд можно подать на бумаге или в электронной форме. Изложите в нем аргументы, подтверждающие вашу позицию. Поясните, почему вы считаете доводы налоговиков не соответствующими действительности и/или нормам законодательства.

      К заявлению приложите подтверждающие документы и иные бумаги из перечня, указанного в ст. 126 АПК (копии оспариваемого решения налогового органа, копии решения вышестоящего налогового органа по жалобе налогоплательщика и др.).

      О том, по какой форме подать возражения на акт проверки, читайте в материале «Пишем возражения на акт налоговой проверки — образец».

      Предприниматель может обжаловать решение налогового органа, если считает, что оно нарушает его права (ст. 137 НК РФ). Порядок его обжалования в вышестоящем налоговом органе или суде предусмотрен ст. 138 НК РФ.

      Но имейте в виду: сразу обратиться в суд будет нельзя. Документы, которые подписаны начальником или заместителем начальника налогового органа, прежде нужно обжаловать в вышестоящем налоговом органе; а документы, подписанные другими сотрудниками, инспектором или начальником отдела, – в том же налоговом органе, что вынес налоговый акт. И только в случае отказа в удовлетворении жалобы можно идти в суд.

      Прежде всего нужно подготовить исковое заявление. В нем необходимо указать:

      • наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
      • для организаций – наименование истца, местонахождение; для ИП – место госрегистрации, номер телефона и адрес электронной почты;
      • наименование органа или лица, принявшего оспариваемый акт, и вышестоящего налогового органа;
      • название, номер и дату принятия оспариваемого акта;
      • цену иска (если иск подлежит оценке);
      • какие права заявителя были нарушены;
      • ссылки на законы и нормативные правовые акты, которым не соответствует решение налогового органа;
      • требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) должностных лиц – незаконными.

      К иску нужно приложить:

      • копию свидетельства о регистрации организации;
      • обжалуемый акт;
      • документы, на которые вы ссылаетесь;
      • документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка, документы о направлении заявления в налоговые органы (ранее направленные жалобы/апелляционные жалобы в вышестоящие налоговые органы, принятые по ним решения);
      • доверенность представителя;
      • подтверждение уплаты госпошлины.

      Срок рассмотрения заявления – 3 месяца. Но он может быть продлен по решению председателя суда до 6 месяцев.

      Индивидуальные предприниматели и организации обжалуют решения налоговых органов в арбитражном суде по правилам Арбитражного процессуального кодекса РФ. Если суд отказался удовлетворить ваши требования, его решение можно обжаловать в суде апелляционной, а затем кассационной инстанции.

      Обжалование в вышестоящем налоговом органе или в суде решения инспекции, которое не устраивает налогоплательщика, предусмотрено ст. 138 НК РФ. Сразу обжаловать решение в суде нельзя. Положения НК РФ закрепляют обязательный досудебный порядок обжалования решения налогового органа и результатов проверки в вышестоящий налоговый орган (как правило, Управление ФНС по субъекту).

      Решения налоговой или ее должностных лиц можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе или в том же органе, который вынес налоговый акт.

      В том налоговом органе, который вынес налоговый акт, можно обжаловать документы, подписанные другими сотрудниками налогового органа, — например, инспектором или начальником отдела. В вышестоящем налоговом органе можно обжаловать любые документы, которые подписаны начальником или заместителем начальника налогового органа.

      Выделяют два вида обязательного обжалования:

      • апелляционная жалоба — подается до истечения месяца со дня получения налогоплательщиком решения по проверке;
      • жалоба — подается в течение одного года со дня вынесения обжалуемого документа, если оно не было обжаловано в апелляционном порядке.

      По общему правилу, вышестоящий орган рассматривает жалобу без участия представителя налогоплательщика.

      Как проходит камеральная проверка ФСС?

      Камеральная проверка в отличие от выездной проводится по месту нахождения ФСС. Указанная процедура проводится на основании расчетов о начислении и уплате страховых взносов и документов, которые предоставлены страхователем.

      Камеральная ревизия проводится должностными лицами ФСС, при этом какого-либо специального решения не требуется, чтобы проводить такое мероприятие.

      Проверка проводится в течение 3-х месяцев со дня, когда страхователем предоставлен расчет:

      • если при разборе будут выявлены нарушения, ошибки, неточности, то страхователю будет предоставлена возможность предоставить пояснения или внести исправления.
      • если после рассмотрения пояснений и документов, лицо, проводящее процедуру, установит факт совершения правонарушения, тогда должен быть составлен акт.

      В случае, когда по результатам проверки не выявлено никаких нарушений и все хорошо, тогда никакой акт не составляется и страхователь не извещается о результатах проверки.

      Что проверяется в ходе камеральной проверке:

      • порядок расчета показателей, например стажа;
      • включен ли в стаж период военной службы, получения образования;
      • расходы на оплату путевок работникам в санатории;
      • правильность начисления страховых взносов и т. д.

      Во время проверки уплаты страховых взносов в периоды временной нетрудоспособности параллельно контролируют правильность их расходования.

      Отдельной тщательной проверке подвергают листки нетрудоспособности. Инспектор ФСС уточняет:

      • кто заверил правильность расчета стажа;
      • даты отсутствия работника на рабочем месте по табелю и в больничном листе;
      • подписи, печати;
      • правильность указания наименования места работы;
      • исправления;
      • инициалы работника;
      • факт продление больничного.

      Основания для проведения выездной налоговой проверки

      Причины, по которым проводится выездная налоговая проверка, не установлены законом. Они формируются на практике, с учетом особенностей деятельности предприятий и организаций. Однако условно основания для назначения контрольных мероприятий можно разделить на две группы: практические и законные (решение руководителя ФНС России).

      Первая группа предусматривает такие ситуации, при которых показатели деятельности организации вызывают сомнения у налоговых органов.

      Относят к ним следующее:

      • Рентабельность и налоговая нагрузка не соответствует средним показателям в конкретной отрасли.

      Когда нагрузка ниже установленных критериев больше чем на 10%, компания попадает в зону риска. Чтобы не спровоцировать контрольные меры со стороны ФНС России, нужно следить за показателями, на которые ориентируется служба согласно Приложению № 3 к Приказу ФНС России № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года.

      • Некорректные суммы вычетов.

      Нередко размеры вычетов превышают общий размер уплаченного НДС. Именно этот факт привлекает налоговую службу. Когда показатель доходит до 89%, выездная проверка юридических лиц становится неизбежным мероприятием. При этом ориентироваться налогоплательщикам не на что, данных в публичном доступе нет. Единственный источник статистических сведений – газета «Учет. Налоги. Право».

      • Низкий уровень заработной платы.
      Читайте также:  Признание семьи или гражданина малоимущими в Уфе в 2022

      Если оплата труда в компании имеет показатель ниже среднего по отрасли на 10% и более, то это признак ведения бухгалтерии с нарушениями, уклонения от НДФЛ. Средние показатели зарплаты можно увидеть в публикуемых сведениях от Росстата.

      • Убыточность компании, длящаяся два года и более.

      Если предприятия не приносит прибыль или работает в «минус», то оно попадает под надзор ФНС России. Риск выездной налоговой поверки очень велик. Если убыточность сочетается с одним из критериев, представленных выше, то проведение контрольных мероприятий гарантировано.

      • Высокий темп роста расходов.

      Здесь сравнивается текущий и предыдущий период. Если расходы по росту превышают доходы, то проверки также не избежать.

      • Высокие налоговые риски.

      Здесь речь идет о попытках получить необоснованную налоговую выгоду. ФНС России в первую очередь проверяет этот аспект. Обстоятельства этого рассмотрены в Постановлении Пленума ВАС РФ № 53 от 12.10.2006 года.

      • Отсутствие ответов на запросы со стороны налоговой службы.

      Камеральные проверки предусматривают получение пояснений со стороны налогоплательщика, если выявлены какие-либо нарушения. Происходит этот процесс посредством официальной переписки, направления запроса по почте.

      Обжалование акта проверки ФСС

      Акты проверки ФСС могут быть обжалованы в вышестоящий орган либо в суд.

      При этом жалоба может быть подана одновременно как в вышестоящий орган страховщика, так и в суд.

      Жалоба в вышестоящий орган подается непосредственно в данный орган в письменной форме либо в форме электронного документа. Жалоба может быть подана в течение 3-х месяцев со дня, когда лицо узнало о нарушении своих прав, это будет считаться день получения акта. Решение по жалобе должно быть принято в течение 1 месяца и в течение 3-х рабочих дней о нем должно быть сообщено лицу.

      При обжаловании акта в суде необходимо подготовить и подать в суд заявление по правилам, установленным АПК РФ. Если заявление подается физлицами (не ИП), тогда оно подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции. В суд общей юрисдикции акт обжалуется по правилам КАС РФ. Срок для обжалования составляет 3 месяца.

      СОВЕТ: не смотря на то, что срок для обжалования составляет 3 месяца, не стоит до последнего ждать и не подавать жалобу. Поскольку жалобу можно подать сразу в вышестоящий орган и в суд, следует воспользоваться такой возможностью и подать жалобу, так сказать, в обе инстанции. Если же сроки позволяют, можно сначала подать в вышестоящий орган, а потом в суд.

      ПОЛЕЗНО: читайте подробнее про оспаривание штрафа ФСС по ссылке на сайте

      Составление акта камеральной проверки

      Требования к оформлению документа указаны в Приложении 20 к Приказу ФСС №2 от 11 января 2016г. В частности, при составлении бумаги требуется соблюдать следующие условия:

      • составляется в течение 10 суток после окончания камерального надзора. Форма указана в вышеприведенном Приложении;
      • пишется или печатается на бумаге на русском языке;
      • нельзя оставлять исправления, ошибки, поправки. Если подчистки все-таки остаются, то нужно заверить их подписями уполномоченных лиц.
      • в вводной рубрике бумаги нужно указать общую информацию о контроле, а также № и дата документа, Ф.И.О. и данные проверяющих лиц, указание на структуру, контролирующую перечисление взносов, название и данные предприятия, регистрационный номер, ИНН, код постановки на учет в ФНС, адрес организации, срок ревизии, список полученных и подвергнутых контролю документов;
      • в основном компоненте указывается информация по обнаруженным недоимкам и фактам несоблюдения норм законов о страховых выплатах;
      • резюмирующая рубрика содержит информацию по заключениям уполномоченных лиц о санкциях, которые следует наложить на компанию за допущенные нарушения, а также о суммах взносов, подлежащих перечислению, включая суммы недоимок и штрафов. Кроме того, сюда могут быть внесены рекомендации для устранения ошибок и привлечения к той или иной ответственности виновных лиц;
      • также содержится ссылка на полномочия организации о даче письменных возражений не позднее 15 суток с момента получения предписания;
      • бумага подписывается всеми компетентными лицами, а также представителями фирмы (если контроль осуществлялся в их присутствии);
      • распечатывается в 2 экземплярах, по одному для каждой из сторон: контролирующим органам и проверяемому предприятию;
      • приложения также заверяются подписью уполномоченных лиц;
      • акт под роспись отдается предприятию не позднее 5 суток с момента подписания должностными лицами. Документ можно отправить заказным письмом либо через интернет.

      Проведение повторных проверок

      Ревизоры ФСС при проверке страховых взносов выездного характера основываются на положениях ст. 35 ФЗ № 212-ФЗ. Статья определяет порядок оформления, сроки, возможность продления или приостановки мероприятия и другие нюансы. Особое внимание уделено возможности повторной проверки, проводимой в случаях:

      • Инициации мероприятия вышестоящим органом Фонда. Цель проверки – контроль над качеством действий ревизоров, в ходе которых могут быть выявлены недочеты с последующими доначислениями.
      • Подачи налогоплательщиком уточненного расчета, в результате которого уменьшена сумма к уплате в бюджет. Контролю подвергается период, по результату которого представлен уточненный расчет.

      Для проверок с включением в план отбираются предприятия, допустившие нарушения или имеющие солидные расходы социального характера.

      Права инспекторов Фонда при проверках

      В ходе мероприятия контроля ревизоры Фонда имеют право затребовать документы, подтверждающие данные, указанные в отчетности. Производится контроль точности начисления взносов и обоснованности произведения расходов. Проверке выездного контроля подлежат только документы, имеющие отношение к отчислениям и затратам социального характера по страховым случаям.

      Группировка документов Составляющие формы группировки
      Учредительного характера Устав, приказ о назначении руководителя
      Внутреннего распорядка по выплатам работникам Положения об оплате труда, о премировании
      Кадрового назначения Приказы, заявления, трудовые договоры, дополнительные соглашения, трудовые книжки и журналы учета к ним
      Расчетов по заработной плате Табели, приказы о премировании, ведомости по начислению и выплате заработной платы, авансовые отчеты
      Выплат социального характера Заявления, справки, листки нетрудоспособности, приказы, справки-расчеты, ведомости, кассовые документы, выписки банка, иные формы

      В дополнение к первичным документам учета представляются итоговые формы – своды, регистры, отчеты. Перечень документов не установлен законодательством и определяется внутренними документами Фондов. Запросы проверяющих на предоставление документов могут производиться до составления справки об окончании проверки.

      Рассмотрим пример проверки ТО ФСС предприятия ООО «Рассвет». В процессе контроля кассовых документов ревизор ФСС определил большое число выдач подотчетных сумм. По данным оборотной ведомости счета 71 был выявлен большой остаток сумм, не закрытых авансовым отчетом. При проверке РКО обнаружились суммы, выданные лицам, не относящимся к списку подотчетных лиц, срок выдачи которых значительно превысил месячный срок и попал в проверяемый период. Полученные данные позволили ревизору обозначить суммы как доход работников, включить в налогооблагаемую базу, начислить налог, пени и наложить штраф.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *