Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто подлежит обязательному аудиту в 2021 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.
Установлено, какие аудиторские организации вправе обслуживать общественно значимые организации
Ранее такого реестра не было, но аудиторские организации были обязаны уведомлять о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита отчетности «общественно значимых организаций» Федеральное казначейство.
Это касается аудита отчетности за 2023 год и далее. Сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям оказывают только такие аудиторские организации начиная с 1 января 2023 года.
Новой редакцией Закона об аудиторской деятельности определены:
- условия внесения сведений в этот реестр;
- орган, уполномоченный вести реестр, – Федеральное казначейство;
- порядок внесения сведений в реестр;
- публичный характер реестра;
- основания для отказа во внесении сведений в реестр;
- основания для исключения сведений из реестра;
- условия завершения аудита отчетности, проводимого аудиторской организацией, сведения о которой исключены из реестра.
Ответственность за неисполнение обязанностей, вытекающих из аудита
Аудиторское заключение, полученное в результате обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, необходимо предоставлять в ФНС вместе с бухгалтерской отчетностью, или в срок, не позднее 10 рабочих дней с даты, следующей за датой аудиторского заключения, но не позже 31 декабря года, который идет за годом, по которому составляется бухгалтерская отчетность (ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Форма предоставления аудиторского заключения: электронная. Таким образом, аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год может быть отправлено в ФНС до 31 декабря 2021 года включительно, но затягивать с проведением аудита нецелесообразно.
Для организаций, подлежащих обязательному аудиту, будет полезно не просто провести аудит и получить аудиторское заключение до конца календарного года. Оптимально, заказать аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности заранее, таким образом, чтобы можно было успеть скорректировать отчетность по результатам проведения аудита (по нашему опыту это требуется достаточно часто), и подать в налоговый орган уточненную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Законодательством установлен запрет на исправление утвержденной собственниками бухгалтерской (финансовой) отчетности. Исходя из этого, обязательный аудит нужен до того, как состоится годовое собрание собственников (акционеров). Напомним, для ООО срок проведения общего собрания до 30 апреля, а для АО — до 30 июня.
За не проведение обязательного аудита отдельного штрафа нет.
Если у компании имеется обязанность по предоставлению аудиторского заключения, но аудиторское заключение не было предоставлено, или было предоставлено позже установленных сроков, то виновные будут привлечены к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ с установлением штрафов:
- для организаций — от 3000 до 5000 руб.;
- для должностных лиц — от 300 до 500 руб.
В случае, если проверка контролирующих органов выявит, что обязательный аудит не был проведен, то может быть составлен протокол об административном правонарушении (ст. 15.11 КоАП РФ). В этой ситуации ответственность руководителя компании будет уже ощутимее:
- если в первый раз обнаружили, что аудит не был проведен — от 5 000 до 10 000 руб.;
- если повторно — от 10 000 до 20 000 руб. либо дисквалификация от 1 года до 2 лет.
При не предоставлении аудиторского заключения во время подготовки к общему собранию тем лицам, которые имеют на это право (п. 3 ст. 52 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), ответственность наступит по ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ:
- от 2000 до 4000 руб. для граждан;
- от 20 000 до 30 000 тысяч руб. или 1 год дисквалификации — для должностных лиц;
- от 500 000 до 700 000 руб. — для юридических лиц.
Так же может быть наложен штраф за не размещение аудиторского заключения на федеральном ресурсе — от 5 000 до 10 000 руб. на должностное лицо, а за несвоевременное размещение — 5 000 руб. (ст. 14.25 КоАП РФ), а при повторном нарушении этот штраф увеличивается до 50 000 руб.
Вето на услуги частных аудиторов
Изменения в аудите напрямую затрагивают деятельность частных аудиторов. С 2023 года такие аудиторы не смогут проводить обязательный аудит, в том числе для общественно значимых организаций.
Ранее такой запрет отсутствовал. Учреждения, которые ежегодно обязаны проходить обязательную проверку, могли привлекать к работе как аудиторские компании, так и частных аудиторов, ведущих профессиональную деятельность. Теперь такое право у них отсутствует.
Другое ограничение – невозможность предоставлять любые виды услуг для общественно значимых организаций, в том числе работающих на финансовом рынке. Например, ранее частные аудиторы могли работать как в сфере обязательного, так и инициативного аудита. Теперь будет так:
- индивидуальный аудитор не может взаимодействовать с общественно значимыми организациями абсолютно никак: он не может оказывать услуги по проверке, анализу, ревизии и т.п.;
- индивидуальный специалист может оказывать только сопутствующие аудиторские услуги компаниям, не отнесенных к разряду общественно значимых.
Получается ситуация, что с 2023 года почти все частные специалисты подобного профиля должны быть трудоустроены на какой-то аудиторской фирме. Иначе спектр услуг, которые они могут оказывать, резко уменьшится. Следовательно, целесообразность индивидуальной работы также под вопросом.
Запомните:
- запрет на применение услуг частного аудитора в отношении обязательного аудита применим к финансовой отчетности по итогам 2021 года;
- вето на применение услуг индивидуального специалиста в вопросах сопутствующих услуг вступает в силу только с 2023 года.
Проверка не осуществлялась, что будет
Игнорирование законодательства влечет за собой наложение штрафных санкций. Оштрафовать могут как саму организацию, так и ее руководителя. Надзорные органы могут выписать оба штрафа.
В случае обязательного аудита нарушением считается:
- Непредставление информации в органы статистики. В налоговую инспекцию представлять заключение не нужно. Штраф на руководителя составит от 300 до 500 рублей. Компания заплатит 3 000 – 5 000 рублей;
- Отсутствие или не своевременное внесение сведений в государственный реестр о деятельности организаций. На предприятие могут быть наложены санкции в размере от 5 000 до 50 000 рублей;
- Нарушение сроков хранения результатов аудита. Выездная налоговая проверка может запросить документы по аудиту за прошедшие 5 лет. Именно такой срок установлен для хранения аудиторских заключений по закону. Если документов нет, организацию оштрафуют на 5 000 – 10 000 рублей.
Обязательный аудит текущего года
Аудиторская проверка в 2022 году является необходимой процедурой и основным способом подтверждения работы организации в соответствии с законом. Аудиторское исследование организации проводят прежде всего, чтобы не допустить конфликтные ситуации с контролирующими организациями, а также, чтобы завоевать доверие клиентов и инвесторов. Компания ООО «Аудит Эксперт» ниже приводит случаи обязательного аудита 2022 г. — критерии для проведения проверки.
При этом новая форма аудиторского заключения будет содержать оценку финансовой отчетности компании, будет давать расширенную информацию для бухгалтерии, для внешних и внутренних заинтересованных пользователей: совета директоров, акционеров, и других, то есть для более широкого круга лиц, принимающих решение о развития бизнеса.
Ответственность за непроведение обязательного аудита в 2022 году
Чтобы исправить все недочеты, найденные при аудите, проводимом за целый год, нужно потратить немало сил и иметь много терпения. При выявлении ошибок при поэтапном аудите они будут четко указаны, финансовый сотрудник с легкостью исправит готовый документ. Очень важно подать отчет в налоговый орган надзора, который не предусматривает каких-либо недочетов или ошибок.
Законодательством страны разрешается проводить проверку финансовой отчетности на протяжении всего года тем компаниям, которые подлежат обязательному аудиту. Но несмотря на имеющееся разрешение, некоторые организации подтверждают финансовую отчетность до того, как нужно будет представлять данные о статистике для проверки в органы контроля или до начала ежегодного собрания акционеров компании.
Новое и изменения в аудите с 2022 и 2023 года
Для руководителей аудита общественно значимых организаций на финансовом рынке введены повышенные требования (ранее не устанавливались):
- при назначении;
- к обязательному ежегодному повышению квалификации.
Ряд требований к руководителю аудита общественно значимой организации применяются начиная с аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2023 год.
Формы взаимодействия:
- запрос информации;
- предоставление информации по запросу и в инициативном порядке.
Цели использования информации, полученной в результате взаимодействия:
- для проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- оказания иной аудиторской услуги;
- банковского надзора;
- контроля и надзора в сфере финансовых рынков и в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах Банком России.
Установлено, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводят только аудиторские организации, хотя ранее допускалось его проведение по отчетности отдельных видов организаций индивидуальным аудитором.
Это означает, что индивидуальные аудиторы не могут проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности никаких организаций. Кроме того, они не вправе оказывать аудиторские услуги, включая инициативный аудит и сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям, включая общественно значимые организации на финансовом рынке (ранее такой запрет отсутствовал).
Однако Закон об аудиторской деятельности не запрещает индивидуальным аудиторам проводить инициативный аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги организациям, отличным от общественно значимых.
Новые правила работы аудиторов с 1 января 2022 года
Изменения в аудите напрямую затрагивают деятельность частных аудиторов. С 2023 года такие аудиторы не смогут проводить обязательный аудит, в том числе для общественно значимых организаций.
Ранее такой запрет отсутствовал. Учреждения, которые ежегодно обязаны проходить обязательную проверку, могли привлекать к работе как аудиторские компании, так и частных аудиторов, ведущих профессиональную деятельность. Теперь такое право у них отсутствует.
Другое ограничение – невозможность предоставлять любые виды услуг для общественно значимых организаций, в том числе работающих на финансовом рынке. Например, ранее частные аудиторы могли работать как в сфере обязательного, так и инициативного аудита. Теперь будет так:
- индивидуальный аудитор не может взаимодействовать с общественно значимыми организациями абсолютно никак: он не может оказывать услуги по проверке, анализу, ревизии и т.п.;
- индивидуальный специалист может оказывать только сопутствующие аудиторские услуги компаниям, не отнесенных к разряду общественно значимых.
Получается ситуация, что с 2023 года почти все частные специалисты подобного профиля должны быть трудоустроены на какой-то аудиторской фирме. Иначе спектр услуг, которые они могут оказывать, резко уменьшится. Следовательно, целесообразность индивидуальной работы также под вопросом.
Запомните:
- запрет на применение услуг частного аудитора в отношении обязательного аудита применим к финансовой отчетности по итогам 2021 года;
- вето на применение услуг индивидуального специалиста в вопросах сопутствующих услуг вступает в силу только с 2023 года.
Изменения в аудите, которые будут актуальны для 2023 года, затронули и перечень обязанностей аудиторской фирмы. В законе появился ряд новых функций, которые нужно выполнять.
И вот основные из них:
- Ведение официального сайта. Ранее ни в одном нормативном акте не было прямой обязанности по ведению сайта. Сейчас такая обязанность появилась. Конечно, сейчас трудно найти фирму, которая не имеет своего интернет ресурса. Но задача не просто создать и предоставить данные, задача именно на регулярной основе «вести» сайт.
- Раскрытие официальных данных о деятельности аудиторской фирмы. Несмотря на то, что обязанность закреплена впервые в акте, последние года организациям настоятельно рекомендовали это делать. Сейчас же это не право, а обязанность. Какой список данных должен быть представлен пользователю и в какие сроки, пока обсуждается. Это находится в компетенции Минфина и Центробанка (для тех, кто сотрудничает с компаниями на финансовом рынке).
- Предоставление данных клиенту о тому, что фирма входит в Реестр аудиторских организаций (о реестрах было сказано ранее). При этом такое информирование проводится только по запросу. Если клиент не требуют, то сведения можно не предоставлять. Интересно то, что такое требование распространяется в теории не на всех субъектов, а только тех, кто сотрудничает с общественно значимыми организациями.
- Передача данных в Федеральное казначейство в электронном формате. Аудиторская компания обязана по требованию предоставлять в казначейство документы не в бумажном, а в электронном формате. Полного списка таких бумаг нет, их орган контроля может потребовать по запросу.
- Предоставление документов по факту аудита и других сопутствующих бумаг в Центробанк в электронном виде. Функция аналогична предыдущей. Банк России может запросить документы по аудируемому лица (работающему на финансовом рынке) и аудиторская фирма обязана их предоставить в цифровом формате.
- Активное взаимодействие с Банком России. Ранее такой прямой обязанности не было. Теперь на законодательном уровне она закреплена. Цель – усилить контроль над участниками финансового рынка.
Эксперты сходятся во мнении, что утверждённые обязанности и регламенты до 2023 года еще могут быть детализированы. Поскольку пока возникает ряд вопросов и по поводу взаимодействия, и по поводу алгоритмов работы. И, конечно, большинство из них будет решаться путем проб и ошибок.
Особое внимание стоит обратить, например, на активизацию обмена информацией между аудиторской компанией и Банком России.
Новый закон устанавливает новую обязанность – предоставлять сведения о субъекте проверки в Банк России по запросу. Но тогда возникает вопрос о соблюдении коммерческой тайны.
Например, в Законе об аудиторской деятельности четко указана необходимость соблюдения коммерческой тайны. Это не просто обязанность, это залог деловой репутации аудитора. Проверяющая фирма не имеет права передавать сведения о субъекте проверки третьим лицам. Это касается как полученных сведений, так и проверяемых документов.
С обязанностями аудиторской фирмы понятно. Но новые изменения в аудите затронули права и обязанности лица, которое подлежит проверки. В частности, был утвержден перечень действий, которые аудируемое лицо не может осуществлять. Среди них:
- влиять на формирование списка вопросов, которые необходимо решить по результатам проверки;
- скрывать данные, документы, ограничивать доступ аудиторов к источникам информации, необходимых для выяснения достоверности данных;
- мешать работе проверяющих.
Ранее такие действия также предписывали на правовом уровне. Но их формулировки были более сухими и не такими содержательными. В новом же законе список расширили и детализировали.
Что касается новых прав, то теперь любой объект проверки может запросить у компании сведения о включении ее в Реестр компаний, ведущих аудиторскую деятельность.
В качестве нововведения появилась такая категория как электронный конкурс. Ранее немного другая формулировка указывалась в законе – открытый конкурс. При этом конкурсные основы актуальны только для обязательного аудита. Инициативный аудит, конечно, проводится без конкурса.
Конкурс по выборе аудиторской организации проводят один раз в пять лет.
Какие еще изменения в аудите вступят в силу с принятием нового закона:
- сама формулировка предмета аудита расширена. В перечень включена как консолидированная финансовая отчетность, о которой раньше речь вообще в законе не шла, так и о финансовой отчетности, формирующейся на основании актов Центробанка;
- обязательный аудит теперь должны проводить не только те предприятия, ЦБ которых допущены к торгам, но также и те, которые являются эмитентами ЦБ и раскрывают сведения о своей работе на основании ФЗ «О ценных бумагах»;
Если организация не представит в налоговый орган вместе с бухотчетностью аудиторское заключение или представит его с опозданием, в неполном объеме или в искаженном виде, то она будет оштрафована. Согласно статье 19.7 КоАП РФ, размер штрафа составит:
- для должностного лица организации – от 300 до 500 руб.;
- для юрлица – от 3 000 до 5 000 руб.
Непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц «стоит» дороже.
Если не внести данные в Реестр или внести их с ошибками, то должностных лиц организации оштрафуют на сумму от 5000 до 10 000 рублей (п. 7 ст. 14.25 КоАП РФ). А несвоевременное представление сведений в Реестр влечет предупреждение должностных лиц или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5 000 рублей (п. 6 ст. 14.25 КоАП РФ).
Напомним, ранее налоговики часто штрафовали компании по ст. 126 НК РФ за несдачу в составе обязательной отчетности аудиторских заключений.
Такие штрафы компаниям удавалось оспаривать в судебном порядке (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.07.2016 № А55-24924/2015). Суды сходились во мнении, что непредставление в составе отчетности аудиторских заключений не образует состава правонарушения по вышеуказанной статье.
Теперь оспорить в суде штраф за непредставление вместе с бухотчетностью аудиторского заключения не удастся, поскольку и эта обязанность, и штраф прямо предусмотрены в законодательстве. Равным образом не получится оспорить и штраф/предупреждение за неразмещение данных о проведении обязательного аудита в Едином реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц.
- Критерии обязательного аудита, действующие в 2021 году.
- Описание изменения порога дохода, при котором необходимо проведение обязательного аудита
- Кому в 2021 нужен обязательный аудит.
- Кто продолжит проходить обязательную аудиторскую проверку, несмотря на изменения
- Каким НКО можно не проводить обязательный аудит
- Ответственность за неисполнение обязанностей, вытекающих из аудита
- Выгода от получения аудита
- Почему Umbrella Group
Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности представляет собой независимую проверку порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, других аспектов финансово- хозяйственной деятельности компании и включает: подготовку к аудиту, его непосредственное проведение, оформление и передачу заключения заказчику.
Законодательством установлены требования к экспертам — аудиторское заключение может выдать только аудиторская организация — член СРО (член Ассоциации «Содружество» (СРО ААС)), которая работает по Международным стандартам аудита. (ст.3 Федерального Закона № 307-ФЗ от 30.12.2008 «Об аудиторской деятельности» с последующими изменениями (далее — Закон № 307-ФЗ)).
В нормативных правовых актах установлено правило проводить аудиторскую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности в обязательном порядке. Но распространяется оно не на все организации, а только на те, которые соответствуют заданным критериям.
Рассмотрим характеристики, которым должна соответствовать организация, чтобы аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности стал для нее обязательным.
Новая редакция ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ включает общую норму, согласно которой обязательный аудит проводится в случаях, установленных этим и другими федеральными законами.
То есть бухгалтерская отчетность компании подлежит обязательному аудиту при наличии любого основания, предусмотренного законодательством РФ, даже если в Законе № 307-ФЗ такая организация не названа среди лиц, обязанных проводить аудит.
Например, субъект малого предпринимательства, созданный в организационно-правовой форме акционерного общества, обязан проводить аудит в силу Федерального закона № 208-ФЗ « Об акционерных обществах».
Аналогичным образом складывается ситуация с банками. В новой редакции ст. 5 Закона № 307-ФЗ банки не указаны, но это не значит, что их освободили от данной обязанности. Согласно ст. 42 Федерального закона № 395-1 «О банках и банковской деятельности» годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность кредитной организации, подлежат обязательному аудиту.
Что касается страховых организаций, норма о том, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
Обязательный аудит для застройщиков, так же предусмот��ен специальным законом (ст. 3 Закона № 214-ФЗ).
Федеральным законом № 476-ФЗ освобождены от обязанности проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности:
- субъекты малого предпринимательства, за исключением субъектов, определенных федеральными законами;
- фонды, поступление в которые имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, не превышает 3 млн. руб.;
- организации потребительской кооперации, осуществляющие деятельность в соответствии с Законом РФ № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».
Вывод: аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности приобретает статус обязанности, если соблюдается любой критерий его проведения, поименованный в законодательстве РФ, или в случаях, прямо указанных в ст. 5 Закона № 307-ФЗ.
Если Вы затрудняетесь определить, нужно ли проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, можете обратиться к нашим экспертам. Мы проанализируем документы и сведения о вашей организации, поможем избежать нарушений закона и штрафов.
Рассматриваемые изменения в Закон № 307 – ФЗ начали действовать с 01.01.2021.
Сроки и периодичность налоговой проверки, стоимость финансового аудита производственного предприятия, чем является эта услуга?
Практически каждая компания, которая работает с деньгами, имеет финансовые отчеты и документации, которые отправляются в соответствующие органы в конце года.
То есть каждая компания имеет бухгалтерию, которая отвечает за правильность всех денежных оборотов, после чего составляется отчет.
Есть такое понятие как обязательный ежегодный аудит – это процедура, которая должна проходить постоянно по законодательству. Это аудиторская проверка правильности ведения отчетности финансов, то есть бухгалтерии.
Можно заказать аудиты недорого, которые помогут вам проверить финансовую отчетность. После процедуры аудита вы получаете документы, которые вмещают в себя аудиторское заключение, а также и рекомендации по тому, как усовершенствовать и наладить систему внутреннего аудита.
Что изучает аудиторская проверка
Аудиторская проверка изучает несколько документов, которые предоставляет компания, а именно: первичные документы, документы, в которых указаны все данные после проведенного бухгалтерского и налогового отчета, также должны быть данные учета.
Объем документов при изучении может быть разным, в зависимости от того, что именно требуется от проверки. Например, так как ежегодный аудит должен проходить обязательно по закону, то для изучения берется минимальное количество документов. Максимальный же объем проверяется в том случае, если это заказал сам клиент. Обычно профессиональные компании проверяют все для правильности отчета.
Критерии обязательного аудита
Обязательный аудит проводится предприятием каждый год. В качестве проверяющих выступают независимые аудиторские фирмы, имеющие соответствующую лицензию. Результатом проверки, является заключение проверяющего о правильности отражения фактов хозяйственной и финансовой деятельности. Не все компании должны проходить обязательный аудит. Так, ежегодно должны проверяться:
- акционерные общества;
- кредитные учреждения;
- страховые фирмы;
- НПФ;
- инвестиционные фонды;
- компании, чьи ценные бумаги участвуют в торгах на бирже и другие.
Проходить обязательную проверку должны и другие предприятия, если их деятельность превышает установленные финансовые показатели. Критерии обязательного аудита в 2018 году:
- выручка более 400 млн. рублей, без учета НДС;
- активы предприятия на конец года превышают 60 млн. рублей.
Обязательный аудит: шаг за шагом
Сегодня большинство собственников бизнеса хорошо знакомы с аудитом, заранее его планируют, тщательно выбирают аудиторскую компанию.
Обязательный аудит за 2017 год: критерии
Критерий | Условие |
Выручка от продажи продукции (выполнения работы, оказания услуг) за 2016 год | превышает 400 миллионов рублей |
Сумма активов организации на 31.12.2016 по данным бухгалтерского баланса | превышает 60 миллионов рублей |
Организационно-правовая форма | — акционерное общество; — фонды и прочее. |
Ответственность за уклонение от проведения обязательного аудита
За не предоставление аудиторского заключения в налоговый орган ответственность не установлена (ст. 14 Закона № 402-ФЗ; подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ), тем не менее, налоговый орган, установив при проверке отсутствие у проверяемого лица аудиторского заключения, вправе составить протокол об административном правонарушении.
Таким образом, отсутствие аудиторского заключения является нарушением требований законодательства о порядке подготовки и проведения общих собраний акционеров, участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью и владельцев инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ и влечет за собой наложение штрафа:
2) постановлениями ЦБ РФ от 27.02.2022 N 59-01-05-77-ЮЛ-16-4667/3110-1, N 59-01-05-77-ЮЛ-16-4668/3110-1 ЗАО «МТО» привлечено к ответственности по ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ, назначен штраф в размере 500 000 руб. Решениями судов нескольких инстанций наложенный штраф оставлен в силе.
Учитывая, что размер административных санкций не обеспечивает должным образом исполнение обязанности по обязательному прохождению аудиторской проверки в 2022 году Минфином РФ подготовлен Проект Федерального закона «О внесении изменений в КоАП РФ (в части установления ответственности за непредставление годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в государственный информационный ресурс)».
Ответственность за отсутствие обязательного аудита — это штрафные санкции, которые применяются к организациям, перечисленным в законе «Об аудиторской деятельности». Для них независимая проверка бухгалтерии обязательна. О том, какие штрафные санкции за отсутствие аудиторского заключения существуют, расскажем далее.
Подлежит ли обязательному аудиту ОАО, являющееся малым предприятием или микропредприятием
Таким образом, организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту, должны представить в органы статистики аудиторское заключение о годовой отчетности за 2014 год в установленные ч. 2 ст. 18 Закона № 402-ФЗ сроки, но не позднее 31 декабря 2015 года. За неисполнение данного требования организация может быть привлечена к ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ (на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей).
Пунктом 3 ст. 21 ранее действовавшего (по 31.12.2010) Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» предусматривалась ответственность организации или индивидуального предпринимателя, подлежащих обязательному аудиту, за его непроведение в виде взыскания штрафа в размере от 500 до 1000 минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Однако с 01.07.2002 данное положение признано утратившим силу (ст. 2 Федерального закона от 30.12.2001 № 196-ФЗ).
Малое предприятие: какие критерии для его определения действуют в 2022 году
О критериях малых предприятий в 2018 году мы рассказывали в нашей консультации. А подлежат ли субъекты малого предпринимательства обязательному аудиту и существуют ли особенности аудита малого бизнеса?
Учитывая, что малые предприятия (кроме ИП), не освобождены от ведения бухгалтерского учета, составляют они и бухгалтерскую отчетность. А потому важно обеспечить достоверность сведений о финансовом положении малого предприятия, его финансовых результатах и движении денежных средств. Аудит как на раз направлен на то, чтобы представить пользователям квалифицированное мнение о достоверности составленной отчетности.
Конечно, малое предприятие всегда может провести аудит на добровольных началах. Однако в некоторых случаях заказывать аудит своей финансовой отчетности малые предприятия обязаны. Ведь сам по себе статус малого предприятия не является основанием для освобождения от аудита.
Критерии обязательного аудита в 2018 году мы приводили здесь.
Чтобы малые предприятия в 2018 году подлежали обязательному аудиту, достаточно, например, чтобы объем выручки за 2017 год превысил 400 млн. рублей или сумма активов бухгалтерского баланса на 31.12.2017 оказалась выше 60 млн. рублей.
Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ не предусматривает какие-либо особенности аудита в отношении малых предприятий. В то же время, такие особенности могут содержаться в стандартах аудиторской деятельности саморегулируемой организации, членом которой является аудиторская компания, или даже в правилах самой аудиторской компании. Ведь некоторые особенности аудита малых предприятий при проведении проверки стоит учитывать. Так, для малого предприятия может быть особенно характерно, например:
- ограничение или отсутствие разделения полномочий сотрудников, которые отвечают за ведение бухучета и подготовку отчетности;
- преобладающее влияние владельца или руководителя на все стороны деятельности малого предприятия.
Принятие во внимание таких особенностей может повлиять на планирование аудита малого предприятия, порядок оценки системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, получение аудиторских доказательств.
Несмотря на то, что с 01.01.2017 аудиторская деятельность в РФ ведется в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА), при планировании аудита субъекта малого предпринимательства можно обратиться также к Правилу (стандарту) аудиторской деятельности «Особенности аудита малых экономических субъектов» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11.07.2000 Протокол № 1).
Что касается МСА, то особенности аудита малых предприятий часто включаются в качестве отдельных подразделов в стандарты.
Например, в МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» особенности малых организаций рассматриваются с точки зрения планирования общей стратегии аудита, руководства, контроля, обзорной проверки и документации.
В частности, указывается, что при аудите малых организаций весь аудит может проводиться очень небольшой аудиторской группой. Во многих случаях аудит проводится руководителем задания совместно лишь с одним членом аудиторской группы (или вообще без членов аудиторской группы). В условиях небольшой аудиторской группы проще координировать совместную работу ее членов и организовать информационное взаимодействие между ними.
В МСА 230 «Аудиторская документация» в качестве особенностей малых организаций, в частности, указывается, что аудиторская документация по аудиту малой организации обычно не так обширна, как при аудите крупной организации.
А, например, в МСА 570 «Непрерывность деятельности» отмечается, в частности, что размер организации может влиять на ее способность противостоять воздействию неблагоприятных факторов. Малые организации могут оперативно принимать меры и использовать открывающиеся возможности, однако они могут испытывать нехватку ресурсов, необходимых для продолжения деятельности.
Помимо основных критериев обязательного аудита, перечисленных выше, существуют условия, при которых организация обязана проводить аудит в силу требований федеральных законов.
Так, напрмер, обязательный аудит проводится в отношении бухгалтерской отчетности:
Начиная с отчетности за 2022 год бухгалтерская отчетность представляется только в ИФНС (за некоторым исключением). Причем по общему правилу отчетность нужно будет сдавать в электронном виде (отчетность за 2022 год субъекты малого предпринимательства могут представить на бумаге). Организациям, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение нужно подавать либо вместе с бухгалтерской отчетностью, либо не позднее 10 рабочих дней, следующих за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря (ч.5 ст.18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (в ред., действ. с 01.01.2020).
Обязательный аудит — это комплекс проверочных мероприятий, проводимый:
- ежегодно;
- независимыми аудиторами;
- для выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- в отношении попадающего под законодательно установленные критерии хозяйствующего субъекта.
Это следует из п. 3 ст. 1, п. 2 ст. 5 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ.
Основные критерии обязательного аудита перечислены в п. 1 ст. 5 закона № 307-ФЗ и в табличной форме могут быть представлены так:
Критерии обязательного аудита
Ссылка на подпункт п. 1 ст. 5 закона № 307-ФЗ
Организационно-правов��я форма (ОПФ)
Акционерное общество (АО)
ЦБ (ценные бумаги) организации допущены к организованным торгам
Организация является БКИ (бюро кредитных историй), профучастником рынка ЦБ, НПФ (негосударственным ПФ) или иным фондом и др.
Отдельных требований именно для аудита ООО законом не предусмотрено. Необходимо учитывать общие критерии (п. 1 ст. 5 № 307-ФЗ).
Суммовые и организационно-правовые критерии обязательного аудита в 2022 году для ООО
- Сумма выручки за год, предшествующий отчетному >400 млн руб.;
- Сумма активов по бухбалансу на конец года, предшествующий отчетному >60 млн руб.;
- Ценные бумаги ООО допущены к организованным торгам;
- Организация является кредитной/страховой/клиринговой, бюро кредитных историй, профучастником рынка ценных бумаг, обществом взаимного страхования, организатором торговли, НПФ, АИФ, управляющей компанией АИФ, ПИФ или НПФ (исключение – внебюджетные фонды);
- Организация сдает или публикует консолидированную финансовую отчетность.
Если организация в форме ООО соответствует хотя бы одному из данных критериев, необходимо проведение аудита.
Чиновники планируют изменить в 2022 году критерии проведения аудита. Проект закона подготовлен ко второму чтению (№ 273179-7). Планируется:
- увеличитьобъем выручки за каждый из предшествовавших отчетному году двух последовательных лет до 600 млн руб.
- поднять суммуактивов бухбаланса по состоянию на конец каждого из двух предшествовавших отчетному году последовательных лет – до 200 млн руб.
- Ввести критерий по численности работников – не более 100 человек за каждый из двух предшествовавших отчетному году последовательных лет.
При принятии решения о проведении проверки отчетности обществу надо не только учитывать требования, перечисленные выше, но и законы, регулирующие сферу деятельности. Несмотря на то что критерии обязательного аудита изложены в отдельной статье закона (мы перечислили их выше), последний подпункт п. 1 ст. 5 закона № 307-ФЗ говорит о наличии дополнительных критериев, устанавливаемых отдельными законами (см. таблицу).
Какие ООО обязаны проводить аудит
Перечень случаев обязательного аудита отчетности ежегодно обновляет и публикует Минфин России. В 2022 году список приведен в информации ведомства от 16.01.19 № ИС-аудит-27.
Согласно изменениям в перечне, общее количество случаев обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018 год составило 73 (в 2017-2018 гг. – 71). Актуальный перечень включает следующие новые случаи обязательного аудита:
- объединение туроператоров в сфере выездного туризма;
- АО “Почта России”.
Перечень приведен выше (можно скачать бесплатно).
Минфин письмом от 19.01.18 № 07-04-09/2694 опубликовал Рекомендации аудиторам. Из раздела II документа следует, что аудиторы не будут делать замечаний, если в учетной политике компания не стала переписывать способы из-за поправок в ПБУ 1/2008.
С 6 августа 2017 года компании должны по-новому выбирать способы учета. Правила поменялись для случаев, когда в стандарте нет способов. Тогда их нужно разработать самим. При этом нужно учитывать последовательно:
- МСФО;
- федеральные и (или) отраслевые стандарты по аналогичным вопросам;
- рекомендации по бухучету.
В первую очередь следует придерживаться международных правил, если в отечественных стандартах способов нет. К примеру, в ситуации с лизингом нужно брать за основу правила, которые прописаны в МСФО (приложение 1 к приказу Минфина от 11.06.16 № 111н).
По мнению ведомства, компании и раньше должны были разрабатывать свои способы с учетом международных стандартов. Поэтому обновленное ПБУ 1/2008 не добавило обязанности читать международные стандарты. Она была и раньше.
Изменения в правила составления учетной политики вступили в силу 6 августа 2017 года. При этом не прописали специальных сроков для применения новой редакции ПБУ 1/2008. В таком случае учетную политику надо скорректировать. А изменения способов учета отразить ретроспективно (п. 14, 15 ПБУ 1/2008).
Многие компании до сих пор применяют способы из старых инструкций отраслевых ведомств и министерств. Есть риск, что проверка по новому алгоритму покажет, что способы применять нельзя. Тогда нужно выбрать правильно и пересчитать весь год.
Минфин рекомендовал аудиторам не считать нарушением, если компания не стала менять способы учета, которые приняла до вступления в силу приказа от 28.04.17 № 69н. Те способы, которые компании разработали по правилам до корректировок в ПБУ 1/2008, отменять не нужно.
В Минфине считают редкостью ситуации, когда отечественные способы противоречат международным. Аудиторы не должны считать нарушением, что в компании действовали собственные способы, принятые раньше августа 2017 года.
Не исключено, что аудиторы решат, что вообще не нужно проверять в политике способы учета, если они не записаны в федеральных стандартах.
- Кто подлежит обязательному аудиту по закону № 307-ФЗ
- Обязательный аудит для компаний по другим Федеральным законам
- Изменение критериев обязательного аудита в 2021 году
- Этапы проведения
- Представление аудиторского заключения в ГИР БО
- Размещение сведений об обязательном аудите на Федресурсе
- Куда сдавать аудиторское заключение
- Особенности раскрытия информации акционерными обществами
- Стандарты МСА в проведении обязательного аудита
- Штраф за непроведение обязательного аудита или за непредставление вовремя аудиторского заключения
- Как выбрать надежную аудиторскую ком��анию
- Ответы на часто задаваемые вопросы
Обязательный аудит проходят предприятия, подходящие по определенным критериям. По итогам его проведения выдается свидетельство о безошибочной бухгалтерской и налоговой отчетности. Как пройти все этапы аудита вы узнаете в нашей статье.
Размещение на Федресурсе — обязательная процедура. Однако, в отличии от ГИБ РО, это неполная публикация. Указывается только основная часть сведений:
- кто проводил аудит;
- какая отчетность была проверена и период;
- заключение аудитора и основания;
- иные сведения, которые предусмотрены пунктом 6 статьи 5 закона об аудиторской деятельности.
Чтобы разместить необходимые сведения, руководителю организации требуется получить электронную цифровую подпись. Использование специального программного обеспечения возможно на сайте Федресурса совершенно бесплатно. При этом публикация данных будет платной. Если руководитель не имеет ЭЦП, допускается привлечение нотариуса, который воспользуется своей электронной цифровой подписью и самостоятельно публикует сообщение.