Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафы по ККТ: обзор судебной практики». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Отсутствие онлайн-кассы на предприятии – серьезное правонарушение, которое сопровождается наложением санкций. Штраф за неприменение онлайн-кассы для ООО устанавливается в пределах 75−100 % от суммы расчета, но не менее 30 000 рублей. Размер взыскания не зависит от формы собственности и системы налогообложения. Если произойдет повторное нарушение, последует приостановка деятельности организации сроком до 90 дней (при совокупном объеме от 1000 000 рублей).
От чего зависит размер штрафов?
Законодательством предусмотрены так называемые вилки штрафов, имеющие минимальное и максимальное значения. Итоговая сумма санкций находится между этими цифрами и зависит от следующих факторов:
- Частота нарушений. При первой ошибке штраф за неприменение ККТ в 2022 году будет минимальный. Особенно, если предприниматель ранее не привлекался к ответственности или нарушенные нормы были введены недавно.
- Юридический статус компании. Согласно общепринятой международной практике, индивидуальные предприниматели несут меньшую ответственность, чем юрлица. Это связано с отсутствием у первых ресурсов на изучение всего законодательства и с небольшим масштабом последствий от их неверных действий.
- Масштабы последствий. Иногда и простой ИП своими преднамеренными неправомерными действиями может нанести государству убытки в миллионы рублей. Величина ущерба также учитывается налоговыми органами при определении суммы штрафа в 2022 году.
- Вид нарушения. В кассовом законодательстве много различных норм, по-разному влияющих на права потребителей и налогообложение. Некоторые нарушения предпринимателей являются чисто техническими и непреднамеренными, поэтому за них могут выписываться минимальные штрафы.
Оперативные проверки ККТ и мониторинг
Оперативные проверки – это разновидность налоговых проверок, целью которых является проверка правильности и полноты фиксации расчетов, совершаемых с применением ККТ.
В рамках оперативной проверки сможет проверяться период, не превышающий 3 календарных лет. Периодичность и число проверок ничем не ограничиваются. Очередная оперативная проверка сможет назначаться и проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки за тот же период.
Поводом для такой проверки может стать любое сообщение от граждан или компаний о нарушении порядка применения ККТ. К проверкам смогут привлекаться полицейские и сотрудники других правоохранительных и контролирующих ведомств.
Общий максимальный оперативной срок проверки составит 20 рабочих дней, но он может быть продлен до 40 рабочих дней. При этом налоговики смогут приостанавливать уже проводимые проверки (например, для истребования документов) на срок до 20 дней (будущая ст. 105.49 НК РФ).
При осуществлении оперативной проверки налоговики станут проверять факты фиксации расчетов, а также контролировать полноту учета выручки. В рамках оперативной проверки налоговики смогут проводить контрольную закупку и наблюдение. Контрольная закупка заключается в создании искусственной ситуации по приобретению какой-либо продукции и осуществлению расчета.
Наблюдение же состоит в визуальной фиксации осуществляемых продавцом действий по оформлению расчета. И закупка и наблюдение осуществляются без предварительного уведомления проверяемого лица. Если налоговики выявят признаки нарушения, проверка будет продолжена.
На этом этапе налоговики смогут осматривать территорию и помещения организации/ИП, допрашивать свидетелей, проводить осмотр, истребование документов и их выемку.
По фактам выявленных нарушений будет составляться акт проверки, протокол о налоговом правонарушении, а нарушитель – привлекаться к налоговой ответственности (будущая ст. 105.54 НК РФ).
В отличие от оперативной проверки, мониторинг заключается в сборе, обобщении, систематизации и оценке информации о применении компанией/ИП онлайн-касс, поступающей в ФНС из разных источников. Если в ходе мониторинга налоговики выявят какие-либо нарушения, они направят проверяемому субъекту предписание об их устранении.
Организация и ИП, получившие предписание, обязаны незамедлительно устранить все нарушения и проинформировать об этом ФНС. В противном случае налоговики назначат уже оперативную проверку (будущая ст. 105.52 НК РФ).
Какой штраф начисляют за отсутствие кассы
Если предприниматели или компании, обязанные фиксировать продажи через кассу, не выполняют это требование и продолжают утаивать выручку, ФНС вправе применить к ним штраф за неиспользование ККТ:
- для ИП и ДЛ — до половины от неучтенной прибыли, но не менее 10 тыс. руб.;
- для организаций — до 100 % от суммы неучтенных продаж, но не менее 30 тыс. руб.
При повторном правонарушении с неучтенной выручкой от 1 млн рублей предпринимателю грозят более жесткие санкции:
- для уполномоченных лиц — дисквалификация на срок до 2 лет;
- для ИП и предприятий — запрет на ведение деятельности до 3 месяцев.
Рассмотрим применение санкций на конкретном примере. Магазин косметики, зарегистрированный в статусе ООО, продает товары без ККМ. За весь период деятельности было продано косметики на сумму 500 000 руб. При выявлении нарушения инспектор ФНС может начислить для ООО штраф за работу без кассового аппарата на сумму до полумиллиона рублей. Если магазин не поставит кассу, при следующем нарушении деятельность могут приостановить на 90 дней. Штраф за отсутствие кассового аппарата для ИП составит не более 250 000 руб. Санкции применимы даже в том случае, если ККМ уже зарегистрирована в ФНС, но по каким-то причинам не используется в торговле.
ИП на спецрежимах указывают в чеках номенклатуру
Требование указывать наименование товара или услуги на чеке вступило в силу с 1 февраля 2021 г. и распространяется на ИП на ПСН, ИП на УСН, ИП на ЕСХН (ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ).
Согласно требованиям, на чеке должно быть указано название, количество и цена за единицу товара, работы или услуги, по размеру – не длиннее 128 символов. Прочитав его, покупатель должен понимать, какой именно продукт предлагает продавец. Поэтому варианты в виде кода или штрихкода недопустимы. Если есть похожие товары – например, сметана разной жирности и разных производителей – то отличия должны быть отражены в чеке.
На что ориентироваться при оформлении наименования для чека:
-
Если вы реализуете товар, то достаточно ориентироваться на полное наименование товара на этикетке от производителя.
-
Если вы производите товар или оказываете услуги, то вопрос с наименованием нужно решать самостоятельно. В этом вам помогут справочники: общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПЭД) и технический регламент таможенного союза. В этих справочниках есть названия групп товаров и услуг, которые помогут определиться, из каких слов должно состоять наименование.
Претензии со стороны контролирующих органов могут обуславливаться различными обстоятельствами. Помимо уже упомянутого технического несоответствия оборудования, рассматриваются также следующие правонарушения:
- Несоблюдение регламента первичной и повторной регистрации, включая ограничения по срокам. Влечет за собой предупреждение либо взыскание на сумму до 3 000 (для организаций — до 10 000 рублей).
- Непредставление или несвоевременное предоставление информации и документации, запрашиваемой представителями налоговой службы. Предусматривает аналогичные санкции.
- Продажа без чека — ответственность за неприменение ККТ в виде штрафа для ИП и должностных лиц доходит до двух, для юридических субъектов — до десяти тысяч руб. за каждый выявленный случай.
Стоит отметить, что сам по себе факт наказания не является основанием для освобождения виновника от обязательства по исправлению нарушений. В соответствии с законом срок давности для привлечения равен одному году — отправной датой для отсчета периода определяется день фактического совершения проступка, а при рассмотрении дел, связанных с длящимися правонарушениями — момент выявления контролирующими органами.
Штраф за неприменение ККТ
Ответственность за неприменение кассовых аппаратов установлена ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ. Согласно названной норме, неиспользование ККТ грозит наложением административного штрафа:
- на должностных лиц в сумме от ¼ до 1/2 величины расчета, произведенного без кассового аппарата. При этом размер штрафа не может быть менее 10 тыс. рублей. Указанная ответственность распространяется и на индивидуальных предпринимателей (ИП). Дело в том, что, согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ, ИП отвечают так же, как должностные лица, если кодексом не установлено иное;
- на юрлиц — от ¾ до одного размера суммы расчета без использования ККТ. Сумма штрафа при этом не может быть ниже 30 тыс. рублей.
Повторное неиспользование ККТ при условии, что сумма расчетов составляет в совокупности 1 млн рублей и более, наказывается согласно ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ:
- должностным лицам грозит дисквалификация от одного года до двух лет;
- ИП и юрлицам — приостановление деятельности до 90 суток.
А вот ответственность за аналогичные нарушения, допущенные некоммерческими компаниями и субъектами малого и среднего бизнеса, законодатель смягчил. Начиная с 19.12.2020 Законом от 08.12.2020 № 410-ФЗ для указанных категорий пользователей ККТ предусмотрена возможность замены штрафа предупреждением. Смягчить наказание можно и в тех случаях, когда предупреждение не прописано в особенной части КоАП РФ как мера ответственности за допущенное правонарушение. Аналогичный подход будет применяться и по региональным административным штрафам.
Поправки в КоАП РФ распространяются на нарушения, выявленные в ходе госконтроля, госнадзора или муниципального контроля.
Замена штрафа на предупреждение возможна лишь в случае, если работа без кассы произошла впервые, а также соблюдены условия, изложенные в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, а именно когда отсутствуют:
- угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, представителям флоры и фауны, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства;
- угроза ЧС природного и техногенного характера;
- имущественный ущерб.
Штрафы за нарушение применения ККТ
Кроме ответственности за неприменение ККТ, штрафы могут последовать за следующие виды правонарушений:
1. Использование техники, не соответствующей установленным требованиям, или применение ККТ с нарушением порядка ее регистрации, перерегистрации. За данный вид нарушения налагаются взыскания по ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ:
- для должностных лиц и ИП — предупреждение или штраф от 1 500 до 3 тыс. рублей;
- для юрлиц — предупреждение или штраф от 5 до 10 тыс. рублей.
2. Непредставление сведений и документов по запросам налоговиков либо их подача с нарушением сроков наказывается по ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ:
- для должностных лиц и ИП — предупреждение или штраф от 1 500 до 3 тыс. рублей;
- для юрлиц — предупреждение или штраф от 5 до 10 тыс. рублей.
3. Невыдача клиенту кассового чека грозит привлечением к ответственности по ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ:
- для должностных лиц и ИП — предупреждение или штраф 2 тыс. рублей;
- для юрлиц — предупреждение или штраф 10 тыс. рублей.
Причем согласно ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ, наложение санкций не освобождает пользователей ККТ от исполнения обязанностей, которые они нарушили.
Срок давности привлечения к ответственности за нарушения в области применения кассовой техники составляет один год. Его отсчет начинается от даты совершения нарушения. Если правонарушение длящееся — с момента его выявления проверяющим (ч. 1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ). Длящимся правонарушением считается продолжительное, систематическое нарушение правил использования ККТ. Данный вывод следует из пункта 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ».
В 2020 году Минфин подготовил три законопроекта:
- «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства о применении контрольно-кассовой техники»;
- «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»;
- «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федераци» — об утрате силы закона о ККТ.
Согласно законопроектам нормы, регулирующие порядок применения ККТ и устанавливающие штрафы за правонарушения, перенесут в НК РФ. Большинство норм при этом не поменяются. А вот закон о ККТ и соответствующие положения КоАП силу утратят. Пока документы проходят публичное обсуждение. Ведомство рассчитывает, что новые правила заработают уже с 2021 года.
Среди новшеств, предлагаемых законопроектами, появление нового вида налогового контроля — оперативного. В рамках оперативной проверки инспекторы будут контролировать правильность фиксации расчетов, включая полноту учета выручки. Проводить оперативный контроль будут в двух формах:
- оперативные проверки. Они будут назначаться по месту ведения деятельности с возможным привлечением ФСБ и проведением контрольных закупок, а также наблюдения за работой;
- мониторинг.
Для нарушителей, не фиксирующих расчеты, запланированы ограничения:
- заморозка операций по банковским счетам;
- ограничение доступа к интернет-ресурсам (инфосистемам и программам). Контролеры будут блокировать сайты, мобильные приложения, соцсети, блоги;
- приостановка деятельности для тех, кто торгует через стационарные торговые точки.
Две последние меры будут применяться только при определенных условиях и по отдельному решению руководства ФНС.
Кроме того, откорректируют размеры действующих штрафов, а также добавят новые.
Размеры действующих и планируемых санкций представлены в таблице:
Вид нарушения применения ККТ | Действующие санкции | Планируемые санкции |
Непредставление сведений и документов по запросу налоговиков (подача с нарушением сроков). Отреагировать необходимо не позднее трех рабочих дней с момента размещения запроса в кабинете ККТ (пп. 10 п. 9 приложения к Приказу ФНС РФ от 29.05.2017 № ММВ-7-20/483@)/19907@). |
Часть 5 ст. 14.5 КоАП РФ: — для должностных лиц и ИП — предупреждение или штраф от 1 500 до 3 тыс. рублей; — для юрлиц — предупреждение или штраф от 5 до 10 тыс. рублей |
Проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства о применении контрольно-кассовой техники»: — для ИП — предупреждение или штраф 3 тыс. рублей; — для юрлиц — предупреждение или штраф 10 тыс. рублей |
Неприменение ККТ (осуществление расчета без фиксации) |
Часть 2 ст. 14.5 КоАП РФ: — для должностных лиц — от 1/4 до 1/2 суммы расчета без применения ККТ, но не менее 10 тыс. рублей; — для юрлиц — от 3/4 до полной суммы расчета без применения ККТ, но не менее 30 тыс. рублей |
Проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства о применении контрольно-кассовой техники»: — для ИП — 1/2 от суммы расчета без фиксации, но не менее 10 тыс. рублей; — для юрлиц — сумма расчета без фиксации, но не менее 30 тыс. рублей |
Какой штраф, если нет кассового аппарата, соответствующего требованиям ФЗ № 54
Требования к контрольно-кассовой технике прописаны в ст.4 Закона. Приведем некоторые из них:
- наличие корпуса и заводского номера на нем;
- предусмотрена возможность установки ФН;
- передача данных на ФН и ОФД.
Штраф за прием наличных без кассового аппарата, соответствующего требованиям, определен в ч. 4 ст. 14.5 Кодекса. Поводов для наказания может быть несколько:
- используемая техника не удовлетворяет хотя бы одному пункту закона;
- нарушены установленные законодательством сроки, порядок постановки на учет, условия перерегистрации;
- не соблюдена кассовая дисциплина.
Среди типичных правонарушений можно выделить следующие:
- касса не фискализирована;
- зафиксированные в чеке суммы ниже реальных;
- ошибки в чеке: некорректный номер ФН, регистрационный № ККМ, номер, дата и время продажи, адрес выдачи документа и т. д.;
- не заключен договор с ОФД (чеки не отправляются в ФНС);
- отсутствует интернет, не налажен канал связи с ОФД, чеки не отправляются из-за сбоев кассового ПО и др.
Ответственность за неприменение ККТ:
- для сотрудников — от 1 500 до 3 000 р.;
- для юрлиц — предупреждение или взыскание от 5 000 до 10 000 р.
Какие штрафы грозят нарушителям закона?
За неприменение ККТ индивидуальных предпринимателей и должностных лиц могут оштрафовать на 25–50% от суммы покупки, но не меньше 10 тысяч рублей. К примеру, если продавец детских игрушек два месяца торгует без кассы и за это время он оформляет 170 чеков на сумму 350 000 рублей, то при выявлении нарушения налоговая оштрафует предпринимателя от 87 до 175 тысяч рублей.
Юрлица, которые не применяют онлайн-кассу, могут быть наказаны на 75% от суммы покупки, но не меньше 30 000 рублей. Если ФНС выявляет повторное нарушение и общая сумма непробитых чеков составляет от 1 миллиона рублей, то директора дисквалифицируют на 1–2 года, а деятельность бизнеса приостанавливается до 90 дней.
Некоторые предприниматели используют онлайн кассу, но не выдают чек. Напомню, что в таком случае санкции также предусмотрены. В небольших салонах красоты, например, бывает так, что администратор не выдает бумажный или электронный чек, тогда должностным лицам и индивидуальным предпринимателям выносят предупреждение или штрафуют на 2 000 рублей, штраф для юрлиц предусмотрен в размере 10 000 рублей.
Непробитие чека на онлайн-кассе приравнивается к неприменению ККТ. В этом случае с ИП и организаций взыскивают 30 000 рублей.
Наименование товара в чеке — обязательное условие. С прошлого года организации и индивидуальные предприниматели обязаны указывать в фискальном документе его номенклатуру, количество. Если в реквизитах нет наименования товара (работы или услуги) или в нём отображен неправильный режим налогообложения, ИП грозит штраф от 1500 до 3000 рублей, организациям — от 5000 до 10 000 рублей.
Важно не забывать, что неверно указанная номенклатура в чеке приравнивается к отсутствию наименования. Чтобы не нарваться на штраф, нужно заранее позаботиться о том, чтобы кассиру было удобно вбивать номенклатуру. Автоматизировать процесс можно с помощью кассовой программы — товар создается один раз, затем кассир выбирает его из списка для продажи или сканирует штрих-код товара сканером.
Кроме того, законодательством предусмотрен штраф за неправильную систему налогообложения в чеке. Для должностных лиц и ИП он составляет от 1500 до 3000 рублей, для юрлиц — от 5000 до 10 000 рублей.
Уже в июле 2021 года в полную силу вступили изменения в законе ФЗ-54. Если раньше переход на онлайн-кассы был доброволен, то с этого времени новые требования действуют на все предприятия в розничной торговле и сфере услуг. Начали действовать и установленные законом штрафы.
Штраф за неиспользование онлайн-ККТ в 2021 году начисляется в процентном соотношении от той суммы, которая не была проведена через кассу. Так, для ИП размер штрафа составляет от 25% до 50%, для организации – 75%-100%. При этом, если общая сумма операций составляет более 1 000 000 рублей, то происходит приостановка деятельности бизнеса на три месяца.
Основные штрафы, установленные законом 54-ФЗ, приведены в таблице:
Нарушение | Размер штрафа |
Отсутствие ККМ у юрлица | 75-100% от не проведённой суммы, но не менее 30 000 руб. для юридического лица; 25-50% от не проведенной суммы, но не менее 10 000 руб. для должностного лица |
Отсутствие ККМ у ИП | 25-50% от не проведенной суммы, но не менее 10 000 руб. |
Неправильное применение ККТ (нарушены условия применения, нет регистрации или перерегистрации, ККТ не числится в реестре ФНС и т. п.) | 5 000-10 000 руб. для организаций; 1 500-3 000 руб. для должностных лиц; 1 500-3 000 руб. для индивидуальных предпринимателей |
Непредставление покупателю чека, в том числе электронного | 10 000 руб. для организаций; 2 000 руб. для должностных лиц; 2 000 руб. для индивидуальных предпринимателей |
Почему предприниматели выбирают Лайтбокс Кассу, чтобы работать без штрафов?
1. Лайтбокс Касса отвечает всем требованиям 54-ФЗ и все модели онлайн-касс Лайтбокс обновляются бесплатно и автоматически под любые изменения закона.
2. Лайтбокс Касса сформирует и распечатает чек даже при отсутствии интернет-соединения, а при восстановлении сети, отправляет сохраненные данные в ОФД.
3. В Лайтбокс Кассе есть все необходимые кассовые реквизиты, даже для узких направлений деятельности. Например, признак расхода и возврат расхода в чеке для организаций, которые принимают товар и отдают за него деньги (ломбарды, пункты приема лома).
Признак маркировки в виде буквы М — при продаже маркированной продукции, при продаже табака код маркировки – тег 1162. Для тех кто работает по агентскому договору в чеке должен стоять признак агента.
4. Удобно настроена работа с номенклатурой. Есть все возможные способы создания и ведения базы товаров, быстрого занесения наименования товара в чек и даже товарный учет.
Штрафы за нарушение применения ККТ
Кроме ответственности за неприменение ККТ, штрафы могут последовать за следующие виды правонарушений:
1. Использование техники, не соответствующей установленным требованиям, или применение ККТ с нарушением порядка ее регистрации, перерегистрации. За данный вид нарушения налагаются взыскания по ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ:
- для должностных лиц и ИП — предупреждение или штраф от 1 500 до 3 тыс. рублей;
- для юрлиц — предупреждение или штраф от 5 до 10 тыс. рублей.
2. Непредставление сведений и документов по запросам налоговиков либо их подача с нарушением сроков наказывается по ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ:
- для должностных лиц и ИП — предупреждение или штраф от 1 500 до 3 тыс. рублей;
- для юрлиц — предупреждение или штраф от 5 до 10 тыс. рублей.
3. Невыдача клиенту кассового чека грозит привлечением к ответственности по ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ:
- для должностных лиц и ИП — предупреждение или штраф 2 тыс. рублей;
- для юрлиц — предупреждение или штраф 10 тыс. рублей.
Причем согласно ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ, наложение санкций не освобождает пользователей ККТ от исполнения обязанностей, которые они нарушили.
Срок давности привлечения к ответственности за нарушения в области применения кассовой техники составляет один год. Его отсчет начинается от даты совершения нарушения. Если правонарушение длящееся — с момента его выявления проверяющим (ч. 1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ). Длящимся правонарушением считается продолжительное, систематическое нарушение правил использования ККТ. Данный вывод следует из пункта 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ».
В 2020 году Минфин подготовил три законопроекта:
- «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства о применении контрольно-кассовой техники»;
- «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»;
- «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федераци» — об утрате силы закона о ККТ.
Согласно законопроектам нормы, регулирующие порядок применения ККТ и устанавливающие штрафы за правонарушения, перенесут в НК РФ. Большинство норм при этом не поменяются. А вот закон о ККТ и соответствующие положения КоАП силу утратят. Пока документы проходят публичное обсуждение. Ведомство рассчитывает, что новые правила заработают уже с 2021 года.
Среди новшеств, предлагаемых законопроектами, появление нового вида налогового контроля — оперативного. В рамках оперативной проверки инспекторы будут контролировать правильность фиксации расчетов, включая полноту учета выручки. Проводить оперативный контроль будут в двух формах:
- оперативные проверки. Они будут назначаться по месту ведения деятельности с возможным привлечением ФСБ и проведением контрольных закупок, а также наблюдения за работой;
- мониторинг.
Для нарушителей, не фиксирующих расчеты, запланированы ограничения:
- заморозка операций по банковским счетам;
- ограничение доступа к интернет-ресурсам (инфосистемам и программам). Контролеры будут блокировать сайты, мобильные приложения, соцсети, блоги;
- приостановка деятельности для тех, кто торгует через стационарные торговые точки.
Две последние меры будут применяться только при определенных условиях и по отдельному решению руководства ФНС.
Кроме того, откорректируют размеры действующих штрафов, а также добавят новые.
Размеры действующих и планируемых санкций представлены в таблице:
Вид нарушения применения ККТ | Действующие санкции | Планируемые санкции |
Непредставление сведений и документов по запросу налоговиков (подача с нарушением сроков). Отреагировать необходимо не позднее трех рабочих дней с момента размещения запроса в кабинете ККТ (пп. 10 п. 9 приложения к Приказу ФНС РФ от 29.05.2017 № ММВ-7-20/483@)/19907@). | Часть 5 ст. 14.5 КоАП РФ: — для должностных лиц и ИП — предупреждение или штраф от 1 500 до 3 тыс. рублей; — для юрлиц — предупреждение или штраф от 5 до 10 тыс. рублей |
Проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства о применении контрольно-кассовой техники»: — для ИП — предупреждение или штраф 3 тыс. рублей; — для юрлиц — предупреждение или штраф 10 тыс. рублей |
Неприменение ККТ (осуществление расчета без фиксации) | Часть 2 ст. 14.5 КоАП РФ: — для должностных лиц — от 1/4 до 1/2 суммы расчета без применения ККТ, но не менее 10 тыс. рублей; — для юрлиц — от 3/4 до полной суммы расчета без применения ККТ, но не менее 30 тыс. рублей |
Проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства о применении контрольно-кассовой техники»: — для ИП — 1/2 от суммы расчета без фиксации, но не менее 10 тыс. рублей; — для юрлиц — сумма расчета без фиксации, но не менее 30 тыс. рублей |
Право работать без онлайн-касс
Законопроект и его поправки обязывают использовать кассовую технику далеко не всех. Список ИП, которые могут работать без ККТ увеличился. В него вошли новые ИП и организации:
- оказывающие услуги по ремонту и покраске обуви;
- оказывающие услуги по ремонту одежды;
- изготавливающие изделия из металла и ключи;
- реализующие собственные изделия народного и художественного промысла;
- финансовые организации, работающие с ценными бумагами;
- кондукторы;
- организации, реализующие общественное питание в образовательных учреждениях;
- люди, разносящие еду и мелкие товары в вагонах поездов и электричек;
- предпринимателям, которые сдают в аренду собственные жилые помещения.
Когда могут выписать штраф ООО
Пробить и выдать покупателю чек продавец обязан при реализации товаров, исполнении работ и услуг. При этом потребитель может расплачиваться:
- наличными денежными средствами;
- посредством электронных платежей;
- с помощью банковской карты.