Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Принудительное изъятие земельного участка как метод борьбы с нерадивыми собственниками». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Инициатором процедуры по изъятию земли в данном случае могут быть федеральные органы либо представители местного самоуправления. Закон предусматривает ряд случаев, когда изъятие земельного надела может быть проведено в ускоренном режиме, не прибегая к судебным разбирательствам.
Когда могут изъять земельный участок
Решение об изъятии земельного участка принимается органами власти федерального, регионального или районного значения. Порядок проведения процедуры регулируется ст. 279 ГК РФ и ст. 49, 56.2 Земельного кодекса РФ.
Решение об отчуждении земельного надела государственными органами или муниципалитетом должно быть представлено в письменной форме правообладателю не позднее, чем за 12 месяцев до процедуры изъятия. Изъятие земельного участка государством или муниципалитетом является процедурой не безвозмездной и предусматривает возмещение правообладателю ущерба в качестве компенсации в размере рыночной стоимости участка. Кроме того, владелец недвижимости имеет право на возмещение упущенной коммерческой выгоды. Размер компенсации устанавливается в судебном порядке с учетом рыночной стоимости, оценочной стоимости земли, размера понесенных убытков, которые будет нести правообладатель после отчуждения имущества, размера упущенной выгоды.
Причин, на самом деле, может быть масса.
- Умер собственник, а наследников не осталось, некому передать имущество;
- Сложности с продажей участка и, как следствие, переезд в мегаполис в поисках лучшей жизни и повышения комфорта;
- Умер собственник, но наследники попросту не захотели принимать по наследству маленький домик и участок
- Умер собственник, но наследники по тем или иным причинам пропустили срок и т.д.
В народе бесхозные участки с разрушенными домами называют «заброшками». А в законе под бесхозяйной вещью понимается вещь, у которой нет собственника, он неизвестен либо от которой собственник отказался (пункт 1 статьи 225 Гражданского кодекса РФ). В целом заброшенным зданием можно считать всякое здание, у которого нет собственника, или если о нем нет никакой информации.
Процедура отчуждения земельного участка в принудительном порядке представляет собой законную юридическую процедуру, которая проводится после проведения проверки уполномоченным государственным органом по земельному контролю земельных наделов, являющихся частной собственностью граждан. В случае выявления нарушений в области использования земельного участка его правообладателю выдается на руки предписание с требованием в определенные сроки устранить нарушения и уплатить штраф, размер которого установлен законом. По истечении выделенного срока контролирующий орган проводит повторную проверку земельного надела и в случае неисполнения требования предписания на владельца участка подается судебный иск. Вынесение положительного судебного решения предполагает изъятие недвижимого имущества у правообладателя и выставление его на публичные торги с целью реализации. Сумма, полученная от продажи земельного участка, передается бывшему владельцу за минусом расходов на подготовку и проведение аукциона.
За что могут отнять участок или выписать штраф: разъяснения Росреестра
Лицо, владеющее ЗУ, лишается данных прав в ситуации, когда на протяжении трехлетнего периода территория не использовалась им по назначению, для которого регистрировалась либо при использовании были допущены грубые нарушения правил установленных относительно землепользования.
Земельные наделы подвержены обследованию административного характера, которые проводятся представителями государственного кадастра.
В таком случае инспектированию подлежит:
- состояние ЗУ по факту;
- формы относительно их использования;
- степень и наличие ущерба, который причинен наделу.
Если в ходе проверки выявляются нарушения, то собственник привлекается к административной или иной ответственности. Также рассматривается в качестве решения проблемы смена собственника в принудительном порядке. Проводится это с помощью продажи участка.
В качестве одного вида принудительного конфискования ЗУ выступает реквизиция. Процедура проводится органами исполнительной власти при возникновении ситуаций, носящих чрезвычайный характер. Целью в таком случае выступает защита жизни, здоровья и благополучия отдельных лиц, общества и целого государства.
Стоит отметить, что рассматриваемый процесс имеет возмездный характер. Это значит, что собственник получает денежную компенсацию за изъятое у него имущество. Подтверждается это специальным документом. Размер компенсационных выплат зависит от того, что определено при оценке имущества в соответствии с законодательными актами.
Садоводческое товарищество понимается как некоммерческая организация, в которой участвуют граждане, объединившиеся на добровольных началах. За счет функционирования СНТ не получает какой – либо прибыли. В товариществах действуют уставы, которые они разрабатывают самостоятельно. Налогообложение предусматривается исходя из учета общей площади товарищества.
СНТ не имеет правомочий относительно конфискации наделов. В законодательстве предусматриваются основания для изъятия, которые могут связываться только с правонарушением совершенным владельцев участка:
- когда лицо использует участок вопреки его назначению;
- отчуждение территории производится органами муниципалитета в интересах общества.
То, что человек не внес сумму, которая требуется для оплаты различных взносов и благоустройства СНТ – не является основанием для изъятия.
Если складывается ситуация, когда человек на протяжении длительного времени не используется свой надел – товарищество не имеет полномочий по изъятию таких земель. Это связано с тем, что в законодательстве отсутствует такое основание для изъятия участка.
Правомочия по выставлению земли на публичные торги обладает местная администрация. Это происходит, когда участок по факту заброшен, имеется задолженность по уплате членских взносов, оплате водоснабжения и электроэнергии.
Постановление об изъятии надела у собственника выносится органом государственной или муниципальной власти. После того, как надел изъят права собственности относительно него утрачиваются. Если участок находился в аренде, то договор расторгается.
Когда производится изъятие участка у собственника с целью строительства на нем дороги, то последнему выплачивается возмещение. В его сумму включается стоимость, действующая на рынке, право собственности, которое прекращается. Либо это может быть рыночная стоимость иных правомочий, которые прекращаются. Также возмещают убытки, которые причинены таким изъятием и упущенная выгода.
Когда совместно с участком изымаются расположенные на нем строения, то они также подлежат оценке и выплачивается их рыночная стоимость. Если собственник участка выразил согласие, то взамен возмещения ему могут выдать иной разнозначный объект недвижимости вместо того, что изъят с целью строительства.
Законодатель указывает на то, что допускается изъятие надела в принудительном порядке, когда заранее проведено равноценное возмещение. Срок, в течение которого орган государства, произведет возмещение, определяется в соответствии с заключенным соглашением. Если производится принудительное изъятие – условия определяются судом.
Правомочия собственника находятся под защитой государства. Если совершаются посягательства, то они пресекаются уполномоченными на то органами власти. Изначально собственнику потребуется доказать, что он является добросовестным владельцем. Это может быть ситуация, когда участок приобретен у лица, которое не имело прав его отчуждать, например, залог земельного участка. При этом покупатель не знал и не мог знать об этом запрете.
Если приобретатель добросовестный, то закрепление его прав происходит в момент регистрации, однако исключениями являются случаи, прописанные в законе, когда реальный собственник может требовать возврата.
Человек в единственном случае может требовать возвращения надела – когда он выбыл из обладания против его воли. Примером служит, продажа по поддельной документации. В этом случае судебный орган удовлетворит иск в возврате надела в собственность реального владельца.
Данная проблема является актуальной на сегодняшний день для тех, чьи наделы расположены рядом с лесной зоной. Данная разновидность перевода предусмотрена в законодательстве. При этом имеет значение категория лесов. Если это резервный или эксплуатационный, то перевод осуществляется без ограничений.
Когда речь идет о защитном лесе, то перевод требуется создания охраняемой природной территории. Для действенной борьбы с данным явлением требуется слаженная работа органов государства, функционирующих в этом направлении.
Согласно законодательству допускается изъятие земельных наделов у собственников, при этом необходимо соблюсти установленную процедуру. Проводить изъятие могут специально на то уполномоченные органы.
- эксплуатация ЗУ по целевому назначению, причём её способы должны исключать нанесение вреда окружающей среде и самой земле как природному объекту
- сохранение межевых, геодезических и других знаков на участках, которые уничтожаются из-за земельного правонарушения:
- знаки выкопаны, повалены, подрублены и т.д.
- охрана лесных, водных объектов пожарная охрана окружающей среды
- своевременное освоение земельных участков
- применение мер по снижению риска загрязнения земель и почв, их истощения, деградации, порчи, уничтожения
- рекультивация земель с нарушенной структурой
В обязанности владельцев входит также неукоснительное выполнение требований градостроительных регламентов территориальных зон, строительных, экологических, санитарно-гигиенических нормативов и противопожарных правил.
Собственники ЗУ не должны препятствовать обслуживанию и ремонту находящихся на них линейных объектов (газопроводы, нефтепроводы, ЛЭП и т.д.).
- сохранение, воспроизводство плодородия почв земель с/х назначения
- защита земель от природных явлений, вызывающих деградацию земель:
- водная и ветровая эрозии
- сели
- подтопление
- заболачивание
- вторичное засоление
- иссушение
- уплотнение
- загрязнение химическими, радиоактивными, другими веществами и микроорганизмами, отходами производства и потребления
- другие
- защита с/х угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями и по сохранению достигнутого уровня мелиорации
- рекультивация нарушенных земель, восстановление их плодородия, вовлечение в оборот
Рекультивации необходима в случаях, когда деятельность на земельных участках привела к ухудшению качества земель, к их загрязнению и нарушению почвенного слоя. Собственники участков должны выполнить мероприятия по предотвращению деградации земель и восстановлению их плодородия:
- привести участок в состояние, пригодное для эксплуатации по его целевому назначению
- устранить последствия загрязнения почв
- восстановить плодородный слой почвы
- посадить защитные лесные насаждения
При нарушении или снятиии почвенного слоя в ходе строительных работ использовать его для улучшения малопродуктивных земель.
Рекультивации подлежат земли, нарушенные при выполнении следующих работ:
- разработка месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом
- добыча торфа
- прокладка трубопроводов
- работы, нарушающие почвенный покров:
- строительные
- мелиоративные
- лесозаготовительные
- геологоразведочные
- испытательные
- эксплуатационные
- проектно-изыскательские
- ликвидация объектов:
- промышленных
- военных
- гражданских
- иных объектов и сооружений
- складирование и захоронение промышленных, бытовых и других отходов
- строительство, эксплуатация и консервация подземных объектов и коммуникаций:
- шахтные выработки
- хранилища
- метрополитен
- канализационные сооружения
- др.
- ликвидация последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы
- войсковые учения за пределами полигонов
Земля может быть подвергнута консервации, если при рекультивации невозможно устранить последствия:
- деградации
- ухудшения экологической обстановки
- нарушения почвенного слоя
Убытки землевладельцев возмещаются за счёт лиц, работы которых вызвавали необходимость её проведения.
Речь в данном случае идёт не о том, когда правообладатель участка решает вопрос об изменении целевого назначения своего надела, подав заявление в орган местного самоуправления, как того требуют правила землепользования и застройки, установленные в муниципальном образовании.
Если это делается из-за незнания, без соблюдения требований градостроительных регламентов, то такая «самодеятельнось» признаётся земельным правонарушением.
Любой земельный надел имеет целевое назначение:
- сельскохозяйственное
- блокированная жилая застройка
- многоквартирное жилищное строительство
- т.д.
Эксплуатация участка по в соответствии с назначением – обязанность собственника.
Сведения о назначении участка указываются:
- в выписке из ЕГРН
- в правоустанавливающих документах
- на публичной кадастровой карте
Нарушение установленного назначения и градостроительных регламентов, случившееся даже по причине неосведомлённости, не освободит от грядущей ответственности.
Придётся устранить нарушения, снести постройки или изменить целевое назначение участка, уложившись в срок, отведённый или администрацией, или Росреестром. В противном случае, не исключено «прощание» с недвижимостью решению суда.
Без хозяина: как поступить с «ничьей» землей
Сама процедура изъятия земель будет выглядеть следующим образом:
- Законом о принудительном изъятии земли установлено, что реализация земельного участка, изъятого в принудительном порядке, осуществляется в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, возможна только с публичных торгов по правилам, которые определены Гражданским кодексом РФ, но в случае, если торги признаны несостоявшимися, земельный участок может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене торгов.
- Денежные средства, полученные в процессе реализации земельного участка, выплачиваются бывшему собственнику за вычетом расходов, которые были произведены на подготовку и проведение публичных торгов.
- Большую роль при разрешении вопросов, связанных с распределением земельных участков сельскохозяйственного назначения, закон отводит органам местного самоуправления.
«Установлен порядок, определяющий право сельхозорганизации или крестьянского (фермерского) хозяйства, использующего земельный участок, обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка или договора аренды в течение трех месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности по цене не более 15 процентов от кадастровой стоимости земельного участка (для купли-продажи), — пояснил Николай Степанов, партнер юридической фирмы «Муранов, Черняков и партнеры». — Торги за право заключения договора купли продажи или аренды не проводятся, что может существенно увеличить количество сделок с земельными участками сельскохозяйственного назначения. Более того, муниципальный орган обязан в течение двух недель с момента госрегистрации права на земельный участок, выделенный в счет земельных долей, опубликовать в средствах массовой информации и разместить на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о возможности приобретения такого земельного участка«.
Изъятие — многокомпонентная упорядоченная процедура. После принятия решения об отъеме участка из частных владений, должен соблюдаться порядок действий. В ином случае собственник может по своей инициативе направить заявление в орган судебной защиты. Владельцу земли нужно помнить, избежать изъятия не удастся при всем желании, поэтому разжигать конфликт с органами власти не стоит. Но отстаивать свои права при попытке их нарушить необходимо обязательно. Неосведомленность и попустительство в вопросах собственности недопустимы, так как есть риск остаться без денег и земли.
Чье вмешательство во владение частной собственностью законно? Конституция в статье 35 констатирует, что частная собственность охраняется законом, и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. В этом случае речь идет не о лишении имущества, а о выкупе. Процедура не является конфискацией и ей не тождественна. Это два разных по целям и средствам действия.
Земля может быть изъята для нужд муниципалитета или органов федеральной власти. От целей и субъекта изъятия начать процедуру имеет право государство или муниципалитет. Для каждого случая существует перечень оснований и схема действий. Но если собственник и орган власти не достигнут соглашения, спор между ними решат судебные органы. Суд в любом случае признает действия государственного или муниципального органа законными, собственник на основании судебного приказа будет вынужден передать свою землю в их распоряжение. Исключением являются случаи, когда орган власти формально отнесся к процедурам, предшествующим изъятию.
При изъятии земли государство и муниципалитет руководствуются статьей 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Нормы статьи подробно регламентируют основания и условия изъятия земель из частной собственности.
Для выкупа земли с целью строительства или реконструкции объектов федерального или регионального значения необходимо:
- чтобы объекты строительства были предусмотрены документами территориального планирования;
- были утверждены проектами планировки территории.
Пунктом 2 статьи 56.3 предусмотрен перечень иных оснований для изъятия:
- если принято решение о создании или увеличении площади особо охраняемой территории;
- для выполнения международных обязательств;
- для разработки недр;
- признании жилого помещения аварийным.
Далее содержатся условия, которые должны быть соблюдены при изъятии:
- принимать решение об изъятии земли для строительства или реконструкции объектов можно не позже чем в течение трех лет после утверждения документации;
- решения об изъятии должны быть приняты компетентными органами.
Кроме оснований, указанных в статье 56.3 ЗК РФ, закон предусматривает изъятие земли в связи с неиспользованием участка по назначению. Так, если владелец имеет участок для ведения ЛПХ, а складирует там химические отходы или просто забросил свои владения, государство землю заберет.
Изъятие земли — формализованная процедура, свободная форма не допускается. Собственник должен помнить об этом и быть готовым защищать свои права при несоблюдении властью своих обязанностей.
В 2022 году изъятие включает несколько этапов:
- вынесение на рассмотрение вопроса об изъятии территории для конкретных нужд;
- поиск правообладателей;
- вынесение постановления компетентной комиссией;
- уведомление собственника;
- подготовка соглашения;
- отчуждение земли и р��гистрация перехода права.
Оценка стоимости земли производится компетентным органом. Если землевладелец не согласен с суммой компенсации, он может привлечь независимую оценочную комиссию.
Изъятие земельного участка в рамках законодательства происходит в несколько этапов. Каждый из них обязателен к исполнению. При любом нарушении собственник вправе обратиться в суд для восстановления нарушенных прав. Описать порядок поэтапно можно следующим образом:
- Инициализация процесса изъятия. Запустить его могут власти любого уровня. Собственнику отправляется уведомительное письмо о дате проверки целевого назначения земли. Также могут проводиться и внеплановые проверки.
- Поиск собственника.
- Принятие решения о конфискации. На основании инициативы уполномоченные органы принимают решение об изъятии земли. В постановлении указывается причина конфискации, собственник, у которого участок изымается, а также реквизиты этого надела: площадь, кадастровый номер и иные, дающие возможность инициировать конкретную территорию.
- Письменное уведомление собственника о том, что участок будет экспроприирован по основаниям. Параллельно с этим исполнительными органами в СМИ публикуется информация с данными по изымаемому имуществу.
- Разрабатывается соглашение. Только, достигнув всех договоренностей, составляется документ, где указываются все особенности проведения процедуры с указанием сроков. Здесь же прописывается условие замены утраченного имущества.
- Земельный участок отчуждается и производится переход прав на него. Если конфискация происходит не в результате судебного решения, по которому произойдет возмещение средств пострадавшему лицу, то хозяин земли вправе затребовать компенсацию. Расчет ее происходит по рыночной оценке, действующей на конкретной территории. Вместо денежной компенсации правообладателю, утратившему имущество, может быть предложена замена, равная по площади или цене.
У владельца имущества после уведомления имеется 3 месяца на принятие решения. За это время он может согласиться с условиями изъятия, размером компенсации или заменой на аналогичный участок. В противном случае — обратиться в судебные органы с иском о нарушенных правах. Как показывает практика, государственные органы власти имеют все законные основания для конфискации земельного участка и суд принимает решение в пользу государства.
Земельный и Гражданский кодексы содержат положения относительно порядка изъятия ЗУ. Процесс при нарушении порядка землепользования выглядит так:
- органы государственной или муниципальной власти принимают решение относительно совершенного правонарушения;
- когда имеется согласие собственника, выраженное в письменной форме – надел выставляется на торги;
- после того, как участок реализован – денежные средства, за исключением тех, что были затрачены на проведение торгов, передаются лицу, имеющему право владельца на надел;
- если человеком не принимается решение, которое вынесено властными органами, то они подают иск относительно продажи надела.
Основания для конфискации земельного участка
Земельный участок может быть конфискован лишь по решению суда на основании юридического факта — совершения преступления.
Однако, как говорилось ранее, собственник земли может утратить свое право на нее и по другим основаниям. Но здесь уже применим термин «изъятие».
Перечислим возможные виды изъятий:
- За совершение преступления — конфискация по результатам уголовного производства.
- При чрезвычайной ситуации, эпидемии и иных непредвиденных происшествиях — реквизиция.
- В целях удовлетворения потребностей государства и муниципальных образований — выкуп.
- По причине ненадлежащего использования (приносящего урон земле либо нецелевого) — изъятие участка.
- Взыскание по обязательствам.
В последнем случае земли можно лишиться при нарушении своих гражданско-правовых обязательств. Например, если гражданин не выплачивает кредит по договору ипотеки, когда залогом выступает участок.
Заключение недействительной сделки приведет к тем же последствиям.
Изъятие земли по причине ненадлежащего использования
Каждый земельный участок имеет свое назначение. На одних наделах строят дома, на других выращивают пшеницу. И государство ведет незримый мониторинг деятельности на ваших законных сотках.
Если собственник 3 года не использовал землю по назначению, либо использовал в целях, для которых его участок не был предназначен, надел могут изъять. Это правило касается земельных участков для ведения сельского хозяйства, жилищного и иного строительства.
Изъятие предусмотрено при использовании земли, которое приводит к существенному снижению плодородия почвы или причиняет вред окружающей среде (ст. 285 ГК РФ).
Несогласный с изъятием собственник вправе оспорить такое решение в судебном порядке.
Важно: в ст. 284 ГК РФ сказано, что в трехлетний срок не включается время, необходимое для освоения земли, а также период стихийных бедствий, из-за которых использование участка было невозможным. Это может стать аргументом в пользу хозяина земли в суде.
Одна из разновидностей принудительного порядка аннулирования правомочий на земельное имущество. Она производится в чрезвычайных ситуациях и преследует защиту жизни и здоровья граждан, социума и страны.
Реквизиция производится на платной основе. Владельцу выплачивается компенсация за отнятый объект, что удостоверяется соответствующей документацией (ст.51 ЗК РФ).
Статья 51. Реквизиция земельного участка
1. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции
2. Реквизицией не является изъятие земельных участков, осуществляемое в порядке изъятия для государственных или муниципальных нужд на условиях и в порядке, которые установлены главой VII.1 настоящего Кодекса.
3. В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка, устанавливаемая в соответствии со статьей 66 настоящего Кодекса, или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок.
4. Собственник земельного участка, у которого реквизирован земельный участок, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми осуществлена реквизиция, требовать возврата ему реквизированного земельного участка в судебном порядке.
5. В случае наступления обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, при отсутствии необходимости реквизиции земельного участка он может быть временно, на период действия этих обстоятельств, занят для использования в целях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, с возмещением собственнику земельного участка убытков, причиненных в связи с временным ограничением его прав.
6. Оценка, в соответствии с которой собственнику земельного участка компенсируются стоимость реквизированного земельного участка, убытки, причиненные в связи с его реквизицией или временным ограничением его прав, может быть оспорена собственником земельного участка в судебном порядке.
Величина выплаты определяется правилами оценки имущества. Она представляет собой временную меру и, с исчезновением причин, хозяину возвращается собственность и возмещается ущерб. Если возврат невозможен, землевладельцу выплачивают реальную цену участка и сумму утраченной выплаты или при желании предоставляется равноценное землевладение в другом месте (ст.66 ЗК РФ).
Статья 66. Оценка земли
1. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
2. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с
законодательствомРоссийской Федерации об оценочной деятельности.Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
3. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Порядок действий при реквизиции:
- Готовится документ об отчуждении государственной службой.
- Устанавливаются величина компенсации и порядок её выплаты.
- При отсутствии согласия с возмещением постановление оспаривается в судебном порядке.
Основания для изъятия земли
Согласно тексту статьи № 49 ЗК РФ, земельный надел может быть изъят у собственника в пользу государства или муниципалитета, но лишь при исключительной необходимости в этом, а также при наличии следующих оснований:
- Выполнение соглашений международного уровня РФ.
- При строительстве, реконструкции объектов, имеющих важное государственное значение (федеральное и региональное), либо объектов муниципальной значимости. Но при условии всякого отсутствия иных вариантов ведения застройки, работ по реконструкции таких объектов, как:
- объект атомной энергетики;
- объект энергетической системы;
- оборонный объект;
- транспортный объект;
- линейный объект;
- трассы федеральные, муниципальные и региональные.
- При наличии иных оснований, которые прописаны в ФЗ РФ:
Ст. № 15 |
ФЗ от 01.12.2007 № 310 – ФЗ «Об организации и проведении зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году» |
П.10, ст. № 32 |
Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004г. № 188 — ФЗ |
П.9,10, ст. № 95 |
Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001г. № 136 — ФЗ |
Ст. № 25.2 |
Закон от 21.02. 1992г. от 21 февраля № 2395 – 1 «О недрах» |
Порядок изъятия земли
Согласно статье № 279 ГК РФ, изъять землю для нужд государственного уровня можно лишь в порядке, который регламентирует ЗК РФ.
Но, при этом статья № 282 ГК РФ вводит весьма важное уточнение о том, что если собственник земли не заключает добровольный договор об изъятии (даже по причине своего нежелания отдавать землю), тогда данная земля изымается в принудительном порядке.
Данное требование является прямым противоречием статье № 8 Конституции РФ, так как нарушает принцип равнозначной защиты любой собственности в России.
Дело в том, что ни частное, ни юридическое лицо не могут подать судебный иск по поводу изъятия своей земли.
При изъятии участка собственник получает денежное возмещение (ст. № 281 ГК РФ). При этом заключается соглашение об изъятии земли для муниципальных нужд и государственных с указанием сроков, суммы возмещения и прочих условий.
Изъятие земли происходит в три этапа:
- Сначала осуществляется предупреждение землевладельца.
- Затем со стороны органов местного самоуправления, принимаются меры по изъятию надела.
- Далее происходит продажа земли: когда владелец, соглашаясь на продажу, осведомляет о своём решении местное самоуправление.
Ответственность за нецелевое использование земли
Каждый владелец земельного участка должен помнить, что использование данного вида имущества не по целевому назначению, равно как и неиспользование его вовсе, является грубым нарушением земельного законодательства РФ, влекущим за собой административное наказание в виде штрафов, размер которых определяется с учетом кадастровой стоимости надела (если речь идет о землях сельхозназначения), а также, в зависимости от вида и сложности нарушения, наличия или отсутствия кадастровой стоимости, и непосредственно категории земельного участка (сельскохозяйственное производство; огородничество или садоводство; строительство (дачные постройки, обустройство фермерского хозяйства, возведение индивидуального жилого строения (ИЖС), ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ)).
Как правило, большинство нарушений в области использования земельных участков касаются положений по видам целевого назначения. К примеру, земля, приобретенная под статусом «ведение сельского хозяйства» не может быть использована под (ИЖС). И в случае обнаружения органами самоуправления данного факта нарушения, на владельца земельного участка выписывается штраф и выдается предписание с требованиями об устранении нарушения в определенные сроки. Если собственник не предпринял никаких действий для ликвидации нарушения, контролирующие органы вправе подать на него в суд с требованием об изъятии данного земельного участка.
Комментарий к статье 50 Земельного Кодекса РФ
Конфискация земельных участков применяется только по отношению к собственникам таких участков и только как санкция за такое серьезное правонарушение, каковым считается преступление.
Статья 243 ГК РФ предусматривает возможность применения конфискации имущества как санкции и за иные, кроме преступлений, правонарушения, но ЗК РФ сужает применение этой статьи в отношении земельных участков, однозначно говоря только об уголовных преступлениях. Далее, в упомянутой статье ГК РФ, говорится о том, что конфискация может быть произведена в случаях, установленных законом, и в административном порядке. ЗК РФ такой возможности не предусматривает, и соответственно конфискация земельного участка может быть произведена только по решению суда.
Надо отметить, что Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ конфискация имущества была исключена из перечня видов наказаний, которые могут применяться к лицу, признанному виновным в совершении преступления. Однако затем Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ разд. VI УК РФ дополнен гл. 15.1 «Конфискация имущества». Конфискация имущества относится теперь, таким образом, к иным мерам уголовно-правового характера и представляет собой принудительное безвозмездное обращение имущества по решению суда в собственность государства.
Нормами этой главы предусмотрена конфискация денег, ценностей и иного имущества: полученных в результате совершения преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 105, ч. 2 ст. 111, ч. 2 ст. 126, ст. ст. 127.1, 127.2, 146, 147, 164, ч. ч. 3 и 4 ст. 184, ст. ст. 186 — 189, ч. ч. 3 и 4 ст. 204, ст. ст. 205, 205.1, 205.2, 206, 208 — 210, 212, 222, 227, 228.1, 229, 231, 232, 234, 240 — 242.1, 275 — 279, 281, 282.1, 282.2, 285, 290, 355, ч. 3 ст. 359 УК РФ, и любых доходов от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу; используемых или предназначенных для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации).
Уведомление собственника об изъятии
Согласно п. 2 ст. 63 ЗК РФ исполнительный субъект государственной власти должен отправить собственнику участка, землевладельцу, землепользователю или арендатору письменное уведомление как минимум за год о планах изъять землю. Лишение земли раньше указанной даты возможно только с согласия собственника, пользователя или арендатора земли.
Такое правило вытекает из ст. 279 ГК РФ и дает владельцу надела достаточно времени на решение всех хозяйственных вопросов, связанных с земельным наделом.
В соответствии со ст. 280 ГК РФ после получения извещения об изымании его собственник, землепользователь и арендатор и далее сохраняет за собой права пользования. Он имеет право возводить на этом участке новые здания или проводить реконструкцию старых сооружений.
Порядок принудительного изъятия земельного участка
Изъятие земельного участка в рамках законодательства происходит в несколько этапов. Каждый из них обязателен к исполнению. При любом нарушении собственник вправе обратиться в суд для восстановления нарушенных прав. Описать порядок поэтапно можно следующим образом:
- Инициализация процесса изъятия. Запустить его могут власти любого уровня. Собственнику отправляется уведомительное письмо о дате проверки целевого назначения земли. Также могут проводиться и внеплановые проверки.
- Поиск собственника.
- Принятие решения о конфискации. На основании инициативы уполномоченные органы принимают решение об изъятии земли. В постановлении указывается причина конфискации, собственник, у которого участок изымается, а также реквизиты этого надела: площадь, кадастровый номер и иные, дающие возможность инициировать конкретную территорию.
- Письменное уведомление собственника о том, что участок будет экспроприирован по основаниям. Параллельно с этим исполнительными органами в СМИ публикуется информация с данными по изымаемому имуществу.
- Разрабатывается соглашение. Только, достигнув всех договоренностей, составляется документ, где указываются все особенности проведения процедуры с указанием сроков. Здесь же прописывается условие замены утраченного имущества.
- Земельный участок отчуждается и производится переход прав на него. Если конфискация происходит не в результате судебного решения, по которому произойдет возмещение средств пострадавшему лицу, то хозяин земли вправе затребовать компенсацию. Расчет ее происходит по рыночной оценке, действующей на конкретной территории. Вместо денежной компенсации правообладателю, утратившему имущество, может быть предложена замена, равная по площади или цене.
У владельца имущества после уведомления имеется 3 месяца на принятие решения. За это время он может согласиться с условиями изъятия, размером компенсации или заменой на аналогичный участок. В противном случае — обратиться в судебные органы с иском о нарушенных правах. Как показывает практика, государственные органы власти имеют все законные основания для конфискации земельного участка и суд принимает решение в пользу государства.
Если земля не была зарегистрирована, владельцу дается всего 2 месяца на доказательство своих прав относительно надела. Он обязан передать в администрацию правоустанавливающие документы и заявление. Иначе земля будет признана бесхозной и передана муниципалитету.
Что касается компенсации за утраченное имущество, то она складывается из нескольких составляющих:
- рыночной оценки самого участка;
- недвижимых объектов, расположенных в границах надела. Тут следует отметить, что компенсация за них возможна только в том случае, если разрешенное использование земли предполагает размещение на них таких объектов;
- упущенной выгоды, которая могла быть получена собственником в связи с использованием земли, опять же в соответствии с разрешением;
- иных сумм убытков.
В каком порядке возмещаются убытки, причиненные изъятием земельного участка?
Земельный участок может быть изъят для размещения государственных или муниципальных объектов (ст. 49 ЗК РФ).
В соответствии со ст. 64 ЗК РФ изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа, .для государственных или муниципальных нужд осуществляется после:
1) предоставления по желанию лиц, у которых изымаются, в том числе выкупаются, земельные участки, равноценных земельных участков;
2) возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках;
3) возмещения в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды.
Лица, у которых изымается участок, не позднее, чем за один год до предстоящего изъятия, в том числе путем выкупа, должны быть уведомлены об этом исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков.
Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков до истечения года со дня получения уведомления допускается только с согласия собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков. Также только с согласия собственника допускается изъятие части земельного участка.
Понесенные расходы на осуществление застройки земельных участков зданиями капитального типа и проведение других мероприятий, существенно повышающих стоимость земли, после уведомления о предстоящем изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков, возмещению не подлежат.
Кроме того, собственникам земельных участков при их изъятии для государственных или муниципальных нужд должна быть возмещена рыночная стоимость земельного участка, если ему не предоставлен бесплатно в собственность равноценный земельный участок.
В названном выше Положении, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 1993 г., устанавливается порядок возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, причиняемых изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением их прав или ухудшением качества земель, а также потерь сельскохозяйственного производства, вызванных изъятием или ограничением использования, ухудшением качества сельскохозяйственных угодий. Эти правила распространяются на земли всех категорий, за исключением земель, для которых установлен иной порядок возмещения.
Следует учитывать, что данное Положение не распространяется на принудительный выкуп земельных участков у собственников в части возмещения убытков и упущенной выгоды и не устанавливает порядок возмещения ущерба в связи с утратой значения сельскохозяйственных угодий при их предоставлении для Несельскохозяйственных нужд (например, природоохранного, оздоровительного, рекреационного).
Если земельные участки изымаются для несельскохозяйственных нужд, размеры убытков и потерь устанавливаются на стадии предварительного согласования места размещения объекта и уточняются на стадии изъятия и предоставления участков.
Подготавливаемый в процессе изъятия землеустроительный проект формирования землепользования несельскохозяйственного назначения должен включать следующие сведения:
- о размещении земельного участка и объектов строительства;
- о площади земельного участка, составе предоставляемых и включаемых в санитарную (охранную) или защитную зону земельных угодий и их кадастровой оценке;
- о площади, составе и кадастровой оценке угодий, предназначенных для размещения объектов, вносимых с отводимых земель или с земель санитарной (охранной) или защитной зоны;
- об условиях и сроках восстановления нарушенного производства;
- об условиях и сроках снятия, хранения (консервации) и использования нарушаемого плодородного слоя почвы;
- об условиях и сроках проведения рекультивации земель;
- о размере убытков, включая упущенную выгоду;
- о размере потерь;
- о размере земельного налога с предоставляемых земель до изъятия и предполагаемом размере земельного налога после их изъятия;
- об условиях и сроках изъятия, занятия и использования предоставляемых земель.
В Положении специально устанавливается, что данный землеустроительный проект подлежит обязательной государственной экологической экспертизе.
Если земельные участки не изымаются, однако права владельцев ограничиваются, или если ухудшается качество земель в результате стороннего влияния, землеустроительный проект, устанавливающий размеры убытков и потерь, должен включать следующие разделы:
- площадь, состав и кадастровая оценка угодий, на которые распространяется ограничение прав пользователей земли или ухудшение качественного состояния их земель;
- влияние ограничения прав пользователей земли или ухудшения качественного состояния их земель на продуктивность земельных угодий и доходность производства;
- меры по сокращению или устранению дальнейшего влияния ограничения прав пользователей земли или ухудшения качества земель на продуктивность земельных угодий и доходность производства;
- условия и сроки восстановления нарушенного производства;
- размер убытков, включая упущенную выгоду;
- размер потерь;
- размер земельного налога, взимаемого до и после ограничения прав пользователей земли или ухудшения качества их земель.
В случае временного изъятия земельных участков (обычно на срок до трех лет) убытки и потери возмещаются при предоставлении земель в пользование и уточняются после освобождения этих участков.
Судебная практика определения выкупной цены земельного участка, подлежащего изъятию
Прежде чем начать процесс определения стоимости возмещения за изъятый участок в пользу муниципалитета, необходимо определить вид разрешенного землепользования до момента начала процедуры изъятия земли. Стоимость земель различного целевого назначения разная, поэтому определяется размер компенсации или размер выкупа в каждом случае индивидуально.
Проблема судов состояла в том, что после начала процедуры изъятия земельного надела принудительно в пользу государства у собственника, могли быть внести изменения в кадастровый реестр в отношении категории земли и разрешенного вида землепользования с момента регистрации решения муниципалитета об изъятии земельного участка. Изменения могли вноситься с целью подготовки земельных участков для дальнейшего применения в муниципальных или государственных целях.
Решения судов опирались на данные о видах разрешенного землепользования, которые были присвоены участкам земли до момента начала процедуры изъятия в пользу государственных структур.