Что сейчас разрешено сотрудникам ДПС на дороге?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что сейчас разрешено сотрудникам ДПС на дороге?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Для проведения рейдов и проверок со стороны ГИБДД никакие новые основания не появились, инспекторы также руководствуются регламентом МВД и Законом о полиции, считает юрист Шебанова. По ее словам, в период действия режима все процедуры осмотра и досмотра транспорта должны проводиться более тщательно.

Где нужно остановить автомобиль?

Рассмотрим пункт 6.15 правил дорожного движения:

6.15. Водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки.

Если Вы получили сигнал регулировщика об остановке транспортного средства, то Вы должны остановить свой автомобиль именно там, где указал регулировщик. Даже если остановка в указанном месте запрещена правилами дорожного движения.

Тем не менее на практике у Вас остается небольшое пространство для маневра. Сотрудник ДПС только обозначает место, где водитель должен остановиться. Однако конкретное место (метр влево или метр вправо) Вы можете выбрать самостоятельно. Поэтому при остановке автомобиля постарайтесь сделать это таким образом, чтобы создать минимум неудобств другим водителям и не подвергать себя и свой автомобиль риску ДТП.

Новые причины остановки и проверки документов

А начнём мы, пожалуй, с одного из самых наболевших при общении водителей с ДПС вопросов – основания для требования об остановке транспортного средства и проверки документов.

Про возможность проверки водительских прав, свидетельства о регистрации и страховки ОСАГО на стационарных постах официальную трактовку убрали ещё в далёком 2017 году, когда ввели, собственно Приказ №664 с его регламентом. Это для справки для тех, кто не в курсе об изменениях законодательства в России.

В текущей редакции Административного регламента существуют свои причины для остановки автомобиля и другие – для проверки документов. Причём, основания последней процедуры ссылаются на первые. В новом же Приказе, можно сказать, что полномочия ГИБДД в этом плане расширили.

Но получилась своего рода абсурдная ситуация. Почему? А потому что одним из оснований для требования об остановке является проверка документов водителя. А причиной для последнего является – остановка машины.

То есть представьте себе диалог водителя и инспектора ДПС после того, как последний остановил первого:

— Предъявите ваши водительское удостоверение, регистрационный документ и полис ОСАГО! – требует сотрудник ГИБДД.
— А какая причина остановки? – вопрошает водитель.
— Проверка документов.
— Хорошо, а основания для проверки?
— Я вас остановил.

И такое общение в ГИБДД будет вполне в рамках закона. Вот официальная трактовка из нового Приказа:

77.Сотрудник вправе предъявить требование о передаче ему для проверки предусмотренных Правилами дорожного движения документов, в случаях:


остановки транспортного средства;

55.Остановка сотрудником транспортного средства производится, для выполнения возложенных на полицию обязанностей в случаях:


55.13. Необходимости проверки документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.

Какие еще ограничения могут вводить во время режима повышенной готовности

В свою очередь ведущий специалист Европейской юридической cлужбы Александр Спиридонов перечислил ряд ограничений для автовладельцев, которые возможны при введении режима повышенной готовности:

  • ограничение движения транспорта возле военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;
  • установка временных пунктов досмотра транспортных средств на критически важных участках дорог и досмотр транспортных средств.

Если взыскания штрафа за не остановку по требованию инспектора ГИБДД избежать не удалось, можно попытаться обжаловать его в вышестоящих инстанциях. Однако при составлении и подаче жалобы нужно учесть ряд нюансов:

  • Текст заявления на обжалование штрафа за не остановку по требованию инспектора ГИБДД лучше оформлять в официальном стиле с юридической терминологией и без сленговых выражений.
  • Ни в коем случае не проявлять эмоциональных и тем более нецензурных речевых оборотов.
  • Информацию лучше подавать в печатном виде – это более разборчиво, чем в письменном.
  • Нельзя предоставлять заведомо ложную информацию.

Как производится остановка?

Чтобы остановить автомобиль, сотрудник ГИБДД должен выделить его из потока жестом руки или жезла и указать место остановки. Игнорировать это требование запрещено, даже если инспектор указывает на место, где стоянка и остановка запрещены.

В обязанности инспектора входит:


  • незамедлительно подойти к автомобилю;
  • поздороваться и представиться, назвать причину остановки;
  • предъявить удостоверение по требованию водителя;
  • разъяснить суть совершенного водителем правонарушения, если оно послужило причиной остановки.

Инспектор имеет право потребовать предоставить водительское удостоверение, СТС и полис ОСАГО. У водителей, обязанных иметь путевой лист или документы на перевозимый груз, могут проверить и их. Также инспектор может проверить наличие аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки – эти предметы должен иметь в автомобиле каждый водитель.

В некоторых случаях сотрудник ГИБДД может потребовать водителя выйти из автомобиля:


  • водитель находится в нетрезвом состоянии или своим поведением угрожает безопасности инспектора или других лиц;
  • для устранения тех. неисправности или нарушения правил перевозки крупногабаритных грузов;
  • для автоосмотра, проверки номеров двигателя и рамы авто;
  • для заполнения документов.

Читайте также:  ТК РФ 2023 увольнение по собственному желанию без отработки

Нужно ли покидать автомобиль

Выходить или нет из машины при остановке ДПС — право водителя. Подойти обязан сам сотрудник ДПС. Ранее часто возникали трения с водителями, не желавшими покидать салон автомобиля, указывая на то, что они не должны этого делать по закону. Однако в Регламенте от 2017 года четко указано, что водитель теперь обязан выйти по требованию инспектора. Конечно, вы не должны покидать машину просто потому, что сотруднику так захотелось. Есть определенный спектр причин, описанных в Регламенте:

  • необходимость сверить номера агрегатов автомобиля с документами;
  • инспектор заподозрил у водителя признаки алкогольного или другого опьянения;
  • нужно поправить плохо закрепленный груз или, например, номерной знак;
  • от водителя требуется помощь пострадавшим в аварии или дача показаний в качестве понятого;
  • автовладелец проявляет агрессию по отношению к сотруднику ДПС;
  • необходимо провести досмотр транспортного средства, прицепа или самого водителя.

Никто не запрещает водителю самостоятельно покинуть автомобиль для общения с инспектором. В других странах, в частности в США, такое поведение может быть расценено полицейским как агрессия. Однако в России выйти навстречу сотруднику считается, скорее, хорошим тоном. Водитель показывает, что настроен доброжелательно и бояться ему нечего.

Сотрудник дорожной полиции может остановить вас по следующим причинам:

  • нарушение правил дорожного движения;
  • наличие данных о том, что водитель или пассажиры причастны к совершению какого-либо преступления;
  • если у инспектора есть ориентировка, что похожая машина находится в угоне или разыскивается;
  • чтобы попросить водителя и пассажиров дать показания по поводу ДТП, свидетелями которого они перед этим стали, или выступить в качестве понятых;
  • наименее приятная для автомобилиста причина — инспектору необходимо воспользоваться машиной, например, для погони за нарушителем;
  • на конкретном участке дороги необходимо временно перекрыть движение;
  • предоставить свободный проезд автомобилям специальных служб;
  • чтобы попросить оказать помощь ему или участникам аварии;
  • при проведении каких-либо плановых проверок и специальных мероприятий (акция «трезвый водитель», перевозка лиц, находящихся в розыске, и т. д.).

Иногда инспектор вынужден прекратить движение водителя для его же безопасности — если по ходу следования произошло обрушение дорожного полотна, на трассу упало дерево, произошло серьезное ДТП, перекрывшее движение, или другая чрезвычайная ситуация.

Обязанности сотрудника ГИБДД после остановки машины

Согласно новому регламенту, инспектор, остановив транспортное средство (независимо от причины остановки), обязан проделать ряд действий:

  • Подойти к автомобилю — не «вразвалочку», а без промедления.
  • Поздороваться с водителем и представиться, назвав свое Ф. И. О., специальное звание и должность.
  • «Отдать честь», приложив правую руку к головному убору.
  • Рассказать, зачем он остановил вас. Часто инспектор в ответ на недоуменный вопрос водителя отвечает: «А сами-то как думаете?» В этом случае стоит вежливо напомнить ему, что объяснять причину остановки — его обязанность, а не ваша.
  • Неотъемлемое право водителя при остановке ДПС — потребовать у сотрудника служебное удостоверение. Можно не только рассмотреть данные инспектора, но и зафиксировать их для себя.

После выполнения всех перечисленных действий инспектор может предложить автомобилисту предъявить документы.

В каких случаях необходимо предъявлять документы?

Как уже было сказано, из всех регулировщиков дорожного движения право требовать у водителей документы есть лишь у сотрудников дорожной полиции (ГИБДД, ДПС). Но какие же именно документы вправе требовать инспекторы ГИБДД? Таких документов всего пять видов (пункт 2.1.1 ПДД):

  1. Постоянно действующее или временное водительское удостоверение (с соответствующими типу транспортного средства открытыми категориями и подкатегориями);
  2. СТС, то есть Свидетельство о постановке транспортного средства на учет в ГИБДД (кроме мопедов и прицепов);
  3. Документы, позволяющие осуществлять перевозку пассажиров и грузов легковыми такси, а также путевой лист, лицензионная карточка и документы на груз. Если же перевозятся громоздкие, тяжеловесные или опасные грузы, то требуются и иные документы, предусмотренные законом;
  4. Справка об инвалидности (для водителей, на чьих автомобилях установлен специальный знак «Инвалид»);
  5. Страховой полис ОСАГО (если транспортное средство подлежит обязательному страхованию).

Получается, что обычный водитель обязан по требованию инспектора ГИБДД предъявлять лишь водительские права, СТС и полис ОСАГО. Остальные документы нужны лишь в особых случаях. Отдельно стоит сказать, что инспекторы ГИБДД сейчас не забирают у водителей водительские права за нарушение ПДД. Такое возможно только в том случае, если есть подозрения в подлинности этого документа. В иных случаях прав можно лишиться лишь после издания соответствующего судебного постановления.

Наказания за неостановку по требованию сотрудника ГИБДД

Отечественное законодательство за неостановку по требованию инспектора Госавтоинспекции предусматривает штраф.

Нарушитель обязан заплатить необходимую сумму в госказну в течение 2 месяцев.

В п.1.3 ст.32.2 КоАП РФ оговорен важный момент: если скрылся водитель при требовании остановиться и ему за это был выписан штраф, то оплатить можно половину от требуемой суммы при условии погашения задолженности в 20-дневный срок с даты вынесения постановления об административном наказании. При просрочке, наоборот, подлежащая внесению в госказну сумма увеличивается вдвое. Если судья придет к заключению, что автолюбитель намеренно укрывается от выплаты штрафа, к нему может быть применено более серьёзное наказание за неостановку по требованию сотрудника ДПС – до 50 часов принудительных работ или арест сроком до 15 суток.

Если остановил сотрудник дпс что делать

ДТП, АПН, преступления, очевидцами которого они являлись или являются; д) необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого; е) выполнение распорядительно-регулировочных действий; ж) необходимость использования ТС (абзац 5 пункта 4 настоящего Административного регламента); з) необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции; и) проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий ТС, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов; л) проверка документов на право пользования и управления ТС, документов на ТС и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

Читайте также:  Административное задержание понятие цели сроки административного задержания

Сотрудник ДПС не имеет права в таком случае вас задерживать более чем на 5 минут. Всем удачи на дорогах! P.S. Если те или иные причины, по которым ИДПС не может сделать то или иное, тут не описано, дабы не дать ответ ГИБДД, что бы Вас покрыть, помните и соблюдайте пункты! ВНИМАНИЕ, данная статья, написана, не для того, что бы Вы смело могли нарушать ПДД, а для того, что бы в случае Вашей оплошности, не внимательности или уловок ИДПС, было совершенно не значительно нарушение ПДД, были сэкономлены деньги в Вашем кармане и время, потраченное на оплату штрафа, МЫ ПРИЗЫВАЕМ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПДД, тогда и доказывать ничего не придется и штрафы платить, и жизнь себе спасете, правила ведь не просто так были написаны. Будьте внимательны на дорогах, Всем читателям спасибо и удачи.

Что делать, если сотрудники ДПС остановили и штрафуют без причины

4. Предъявить документы. Когда цель остановки ясна, водитель передает удостоверение и бумаги на автомобиль для проверки. Если инспектор намерен осмотреть машину или груз, придется выйти из машины. Бывают случаи, когда остановка намеренно затягивается. Тогда помогает требование немедленно составить протокол о задержании и четко описать в бумаге причины. Документ без аргументов — проблема для сотрудника ДПС, так как за самоуправство его накажет начальство. Поэтому разбирательство либо пойдет быстрее, либо водителя и вовсе отпустят с миром.

Даже если водитель раздосадован, грубить инспектору и тем более угрожать или оскорблять нельзя. За такие действия грозит уголовная ответственность. Проще и выгоднее вежливо и спокойно разговаривать. Кстати, и сотрудники полиции не имеют права повышать голос или грубить гражданам. За подобное поведение им грозит дисциплинарное взыскание.

Кто будет виноват в ДТП?

В России несколько лет назад усилили наказание за непредоставление преимущества автомобилям «Скорой помощи» – теперь, если из-за действия водителя пациенту будет причинен тяжелый вред здоровью, он рискует получить штраф в 80 тысяч рублей или до 2 лет тюрьмы. А если пациент умрет из-за этого – виновник может получить до 4 лет лишения свободы. Даже если до уголовной ответственности это не дотягивает – водителя за препятствование действиям медиков «Скорой» накажут штрафом в размере 4000-5000 рублей.

С одной стороны, это справедливо – если спецтранспорт имеет преимущество при езде с включенными сигналами, все обязаны уступать ему дорогу. С другой – ответственность несет и водитель самой «Скорой», который обязан убедиться в безопасности маневров.

Требуем назвать причины остановки автомобиля

Уважаемые автолюбители, наверняка большинство из вас не знает, что нельзя просто так взять, и остановить ваш автомобиль.

Сегодня хотелось бы рассмотреть все законные причины остановки транспортного средства сотрудниками ДПС в 2020 году в РФ. Согласно пункту 84 Приказа МВД России от 23.08.

2017 N 664 сотрудник ГИБДД может остановить ваше транспортное средство только на основании нижеприведенных причин.

Причины для остановки ТС сотрудниками ГАИ в 2020 году:

  • Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
  • Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.
  • Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
  • Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.
  • Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
  • Необходимость использования транспортного средства.
  • Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.
  • Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
  • Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
  • Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.
  • Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
  • Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
  • Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
  • Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Теперь сотрудники ГИБДД могут останавливать автомобиль для проверки документов не только на стационарном посту

Когда инспектор будет подавать вам жест для остановки, он обязан указать конкретное место, при этом данный участок дороги не должен запрещать остановку.

При подаче сигналов об остановке должно быть указано место остановки транспортного средства.

Пункт 86 Приказа МВД России от 23.08.2017 N 664

Не допускается останавливать транспортные средства на участках дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, административного правонарушения, осуществления распорядительно-регулировочных действий, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения, а также случаев обозначения места остановки патрульным автомобилем с включенными специальными световыми сигналами, другими средствами регулирования и организации дорожного движения.

В случае необходимости остановки транспортных средств в местах, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, сотрудником принимаются меры по обеспечению безопасности дорожного движения в данном месте.

Читайте также:  Можно ли вывезти ребенка за границу без разрешения отца в разводе на отдых

Пункт 88 Приказа МВД России от 23.08.2017 N 664

Юридическая консультация

Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!

В том случае, если ваш автомобиль потребовался сотруднику полиции, то он обязан вам сообщить цель и маршрут, при этом водителем остаетесь вы. Для погони за лицами, которые совершили какое-либо нарушение, инспектор обязан использовать свой служебный автомобиль.

При необходимости использования транспортного средства сотрудник сообщает об этом водителю с указанием цели использования, маршрута движения (за исключением случаев, когда транспортное средство необходимо для преследования лиц, совершивших преступления) и предлагает водителю предоставить ему транспортное средство, разъясняя, в случае отказа, ответственность за невыполнение данного требования, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Управление используемым транспортным средством осуществляется самим водителем при отсутствии оснований для его отстранения от управления транспортным средством

Сотрудник, воспользовавшийся транспортным средством, по просьбе водителя выдает ему справку или делает запись в путевом листе с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования подразделения Госавтоинспекции (подразделения ДПС).

Пункт 90 Приказа МВД России от 23.08.2017 N 664

Также может быть осуществлена принудительная остановка автомобиля. Для этого применяются следующие средства:

  • Специальные средства принудительной остановки в случае наступления опасности. Такими средствами являются дубинки, газовые баллончики, пистолеты, электрошокер и пр.
  • Специальные сигналы (светофоры, регулировщик) для ограничения или запрета движения.
  • Перекрытие движения при помощи патрульной машины с включенными световыми сигналами.
  • В том случае, если грозит реальная опасность (водитель совершил преступление или в целях самообороны), то автомобиль может быть остановлен при помощи огнестрельного оружия.

Пожалуй, это все основания остановки транспортного средства сотрудниками ДПС в 2020 году, но мне очень хотелось бы рассказать вам еще об одном нюансе. Ранее было популярно скрытое патрулирование, когда автомобиль используется без специальной окраски, но при этом водитель одет в штатную форму. Отныне все изменилось. Теперь скрытое патрулирование запрещено.

Преследование осуществляется на патрульном автомобиле с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами.

При этом требование об остановке подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем).

Стоит ли после остановки выходить навстречу инспектору?

Для начала дискуссионный вопрос. Часть автомобилистов, в основном старой закалки, считают: после остановки сотрудником ГАИ лучше выйти из машины, демонстрируя тем самым открытость и уважение к инспектору.

Однако многие действуют иначе, то есть остаются в салоне. Мотивов много: «еще чего, сам подойдет», «я не обязан, в правилах не сказано».

Но есть более весомые аргументы. Например, один из автомобилистов припомнил случай, когда он вышел из машины, а ему вменили то, что он якобы не был пристегнут ремнем безопасности.

— Когда я только начинал работать в ГАИ, водители обычно выходили из автомобилей, — вспоминает Юрий Краснов. — Это действительно был жест уважения к инспектору. Мне кажется, так сложилось исторически. Раньше сотрудники ДПС патрулировали улицы в пешем порядке. А когда надо было переместиться, то останавливали водителей и просили подвезти. Это называлось «ездить на палке». Сейчас такого уже нет… Как бы то ни было, когда сотрудники ДПС еще ходили пешком, автомобилисты обычно выходили из машин.

Несогласие с нарушением

В ГАИ работают люди, которые тоже могут ошибаться. Если водителю вменяют нарушение, которое он не совершал, то все грозит обернуться скандалом, задержанием, протоколом о неповиновении и т. д.

— В таких случаях не надо нервничать, кричать, выплескивать агрессию, — рекомендует ведущий «Разборов…». — Лучше подумать над тем, какие доказательства своей правоты вы можете представить и что написать в протоколе. Затем вас пригласят на разбор в ГАИ, где вы сможете изложить свою позицию руководителю подразделения.

Чаще же, по словам ведущего рубрики, бывало так, что водитель, несогласный с нарушением, обращался с жалобой уже после того, как подписал постановление. В этой ситуации оспаривать что-то довольно сложно.

Когда можно не останавливаться

В некоторых ситуациях водитель имеет право не останавливаться по требованию инспектора ГИБДД. Это допускается и не может быть наказуемо, если:

  • остановка создает угрозу ДТП и опасность для жизни и здоровья участников движения;
  • сотрудник ДПС одет не по форме, сигнал отдан не жезлом, а на автомобиле нет проблескового маяка;
  • сигнал об остановке подан на плохо освещенном участке дороги, и идентифицировать сотрудника Госавтоинспекции и автомобиля ДПС не представляется возможным;
  • инспектор не показал, к кому из водителей обращено его требование или не указал место остановки (просто поднял и опустил жезл).

Кроме того, можно не останавливаться в местах, где остановка запрещена по ПДД – на узких дорогах, перекрестках, велодорожках и пешеходных «зебрах» (ближе 5 метров), переездах, ж/д и трамвайных путях, остановках общественного транспорта (не ближе 15 м), в местах с плохой видимостью. Не нужно останавливаться, если при этом машина закроет собой видимость светофора, и в зоне действия знака «Остановка запрещена».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *