Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Светоотражающий жилет для водителей в 2023 году: обязателен ли?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Новый пункт 2.3.4 ПДД гласит, что если произошло ДТП или вынужденная остановка за пределами населенного пункта в темное время суток или при ограниченной видимости, то при выходе из машины водитель обязан надевать куртку или жилетку со светоотражающими полосами. На пассажиров данное требование пока не распространяется.
Какие требования выдвигаются к одежде со светоотражающими элементами?
Новая поправка Правил дорожного движения ссылается на пункт 4.2 ГОСТа 12.4.281-2014 «Система стандартов безопасности труда», который регламентирует требования, предъявляемые к одежде для дорожных рабочих. Теперь их применяют и для шоферов:
К светоотражающей одежде относятся куртки, жилеты, накидки;
- Одежда должна иметь рукава и обхватывать торс;
- Светоотражающий элемент должен быть шириной как минимум 5 см;
- На одежде должны присутствовать две горизонтальные полосы: нижняя должна располагаться на расстоянии 5 см от нижней границы одежды, верхняя – на 5 см выше первой;
- Две вертикальные полосы также обязательны. Они должны идти перпендикулярно, начинаясь на передней части верхней горизонтальной линии, и заканчиваясь на этом же уровне сзади.
- Допускается применять жилеты в четырех цветовых решениях: желтый, красный, салатовый, оранжевый. Полоски шьются серого цвета.
- Разрешается использовать одежду с одной горизонтальной полосой;
- Материал, из которого изготавливается сигнальная экипировка – флуоресцентный полиэстер. После стирки такая ткань не садится и не теряет цвета.
Правила не регламентируют, где именно хранить жилет. В бардачке, под сиденьем или в багажнике – каждый решает сам.
Неоднозначность текста пункта 2.3.4
Думаю, внимательный читатель уже приметил, что текст пункта 2.3.4 вносит в правила некоторую неопределенность. Обратимся к пункту 1.2 правил дорожного движения:
«Водитель» — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.
«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
Обратите внимание, пока человек находится за рулем автомобиля он является водителем. Однако если он находится вне транспортного средства, он автоматически становится пешеходом.
Однако в новом пункте 2.3.4 говорится о том, что водитель автомобиля может находиться в том числе и на проезжей части дороги. В данном случае имеет место противоречие. Чтобы его исключить законодателям придется внести дополнения в пункт 1.2 ПДД, однако рассматриваемое постановление этого не предусматривает.
Неоднозначность текста пункта 2.3.4
Думаю, внимательный читатель уже приметил, что текст пункта 2.3.4 вносит в правила некоторую неопределенность. Обратимся к пункту 1.2 правил дорожного движения:
«Водитель» — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.
«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
Обратите внимание, пока человек находится за рулем автомобиля он является водителем. Однако если он находится вне транспортного средства, он автоматически становится пешеходом.
Однако в новом пункте 2.3.4 говорится о том, что водитель автомобиля может находиться в том числе и на проезжей части дороги. В данном случае имеет место противоречие. Чтобы его исключить законодателям придется внести дополнения в пункт 1.2 ПДД, однако рассматриваемое постановление этого не предусматривает.
Нужен ли жилет для водителя в 2022 году?
Травматичность движения на российских магистралях ежегодно увеличивается, поэтому жилеты светоотражающие были введены не просто так. В условиях ограниченной видимости, значительно повышается вероятность наезда на человека. Водитель, выходящий на автомобильную дорогу без накидки со световозвращающими элементами, рискует своей жизнью.
Сигнальный жилет со светоотражающими полосками может предотвратить несчастье и спасти владельцу авто жизнь, ведь он виден на расстоянии до 300 метров. Без жилета шансы на спасение близки к нулю. Времени на реагирование в такой ситуации будет крайне мало – нескольких секунд не хватит, чтобы избежать трагедии. Если возникает вопрос, нужны ли жилеты для российских водителей в 2022 году, ответ на него очевиден.
Перспектива определения штрафа за отсутствие сигнального жилета
Итак, в текущем 2022 году, как таковой штраф за отсутствие светоотражающей экипировки у водителя для выхода из кабины автомобиля при ограниченной, недостаточной и плохой видимости в местах для остановки ТС не предназначенных – нет. Но все автомобилисты прекрасно понимают, что его появление – не за горами.
Эти изменения, как и многие другие, наши власти внесли, ориентируясь на Европу, где уже давно светоотражательный жилет вошел в обязательный набор водителя, наряду со знаком аварийной остановки, огнетушителем и другими атрибутами. За отсутствие предусмотрены санкции, их строгость зависит от конкретного государства. У нас пока их нет, но наверняка будет – важно какой штраф.
Для определения штрафа и его размеров для водителей Российской Федерации должны быть внесены соответствующие коррективы и в КоАП. А сейчас нормы закреплены только в ПДД. Поэтому пока, если автомобилист выйдет из кабины в условиях недостаточной видимости на загородных автомагистралях без светоотражающего жилета он не может быть оштрафован. Но, во избежание проблем с сотрудниками ГИБДД и в целях удовлетворения дальнейших действий властей, лучше приобрести сигнальную экипировку, тем более что ее стоимость в специализированных магазинах не велика. Цена может варьироваться от 100 до 300 рублей.
Засветились! Водителей обязали носить светоотражающие жилеты
Список обязательных автомобильных аксессуаров из аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки пополнили светоотражающей одеждой. Теперь водитель, выходя из машины ночью за городом обязан набросить на плечи специальный жилет. Да не какой-нибудь, а сделанный по определённому ГОСТу.
Логика законодателей понятна. Тормозной путь легкового автомобиля, движущегося со скоростью 60 км/ч составляет около 40 метров. Это при том, что он незамедлительно нажал на тормоза при виде препятствия. При этом видимость пешехода в тёмное время суток даже в ярко-жёлтой одежде достигает всего 37 метров… Спасётся лишь человек, гуляющий в белых одеяниях, которого видно аж за 55 метров. И то, если водитель не промедлит ни секунды.
Другое дело – светоотражающие элементы. Их видно минимум за 130 метров, а если эти элементы идут вкупе с жилетом из флуоресцентного полиэстера ярких цветов (жёлтого, оранжевого или красного), то водитель обратит на вас внимание за 150 метров, тем самым увеличив шансы пешехода остаться целым и невредимым. Так что считайте жилет небольшим неудобством для собственной безопасности.
Каким должен быть жилет?
Как мы уже замечали ранее, светоотражающая одежда должна соответствовать ГОСТ 12.4.281-2014. В другом случае по закону будет считаться, что её как будто бы нет. Этим стандартам следуют в основном для изготовления спецформы для дорожных работников, но теперь их распространили и на жилеты для водителей.
Кстати, это не обязательно должен быть жилет. Допускается использование жилета-накидки или куртки. Главное требование – на них должны присутствовать светоотражающие полоски, нанесенные с учётом определённых требований.
Светоотражающих полосок должно быть минимум три – две вертикальные, проходящие через плечи, и одна (допускается две) горизонтальная на 5 см выше нижнего края жилетки. А сами полоски должны быть шириной не менее 5 см.
Стоимость жилетов для водителей колеблется в районе 300 рублей. Согласитесь, не великая плата за сохранность собственной жизни?
Когда нужно надевать светоотражающую одежду?
Ездить в сияющей спецовке водителю, конечно, не потребуется. Новый пункт Правил дорожного движения гласит, что жилеты со светоотражающими полосками нужно надевать выходя из машины исключительно за городом ночью или когда из-за погодных условий (туман, ливень или снегопад) на улице не видно ни зги. И не важно, меняете ли вы колесо или выбежали посмотреть, что случилось с машиной из-за аварии, а может кто-то из пассажиров просто почувствовал себя плохо. В любом случае выходить из машины вам положено только в светоотражающей одежде.
В городе жилет вам не потребуется, но лучше всегда держать его про запас в салоне автомобиля. Всякое же бывает.
Кстати, пешеходов ещё три года назад обязали (п. 4.1. ПДД) ходить по обочине или краю проезжей части в тёмное время суток за городом со светоотражающими элементами на одежде. По данным ГИБДД, это значительно (на 10%) уменьшило количество наездов на людей, а значит подобная мера безопасности и в случае со снующими вокруг машины водителями будет не лишней.
Пример Запада
Стоит отметить, что за границей уже давно действуют подобные требования, и штрафы за нахождение на проезжей части или обочине пешеходов без светоотражающих элементов довольно высокие. В частности, в Португалии вам выпишут квитанцию на 600 евро (а это, между прочем, больше 40 тысяч рублей), а в Австрии штрафные санкции превышают 2000 евро (и составляют около 150 тысяч рублей). Тут уж волей-неволей задумаешься о целесообразности возить с собой в автомобиле спецодежду.
Требования к материалу для светоотражающих жилетов
Согласно требованиям действующего ГОСТ материал (флуоресцентная ткань) для данного снаряжения должен обладать соответствующими характеристиками яркости, в зависимости от конкретной расцветки:
- Желтая – не ниже 0,76 кд/кв.м.
- Оранжевая – не ниже 0,4 кд/м.кв.
- Красная – не ниже 0,25 кд/м.кв.
Рекомендуется, чтобы реальный коэффициенты яркости материала были несколько выше указанных.
Помимо этого, ГОСТ требует, чтобы материал светоотражающей экипировки (жилета или безрукавки) был устойчив к воздействию:
- Солнечной радиации, включая видимый спектр и УФ-излучение,
- Трения,
- Атмосферных осадков,
- Человеческого пота,
- Стирки и чистящих средств.
Штраф за нахождение рядом с машиной ночью за городом
Нарушением ПДД считается не отсутствие светоотражающего жилета в машине, а факт нахождения водителя без него на дороге или обочине в темноте за городом. При этом специального положения об ответственности в КоАП не внесено. Но это не всегда может избавить водителя от наказания. Законодательные неточности уже позволили сотрудникам ГИБДД налагать штрафы по другим статьям КоАП РФ.
Например, на сайтах некоторых региональных Госавтоинспекций (например, Тульской области) появилось предупреждение, что нахождение вне пределов ТС фактически превращает водителя в пешехода. А последние, согласно п. 4.1 ПДД, обязаны вне городов и деревень иметь при себе светоотражающие элементы и обеспечивать их видимость участникам движения. За неисполнение грозит ответственность — устный выговор или штраф в 500 руб. по ст. 12.29 КоАП, ч. 1.
Подобное наказание для вышедшего из машины пассажира ТС вполне законно. Однако Апелляционная коллегия ВС РФ установила, что водитель обязан соблюдать ПДД даже за пределами своего транспортного средства. Это прописано в Определении № АПЛ18-387 от 22.10.2018 г. Выйдя из машины, водитель все равно остается водителем. А штраф по ст. 12.29 ч. 1 КоАП РФ предусмотрен только для пассажиров и пешеходов.
Езда без жилета в авто может обернуться штрафом по ст. 12.27 КоАП, ч. 1, если водитель ночью за городом попадет в ДТП. ПДД диктуют порядок действий участников аварии. Нужно остановиться, включить аварийные сигналы, пометить место происшествия знаком, помочь раненым и т. д.
Новый пункт 2.3.4 фактически добавляет в список надевание одежды со светоотражающим рисунком. За неисполнение предусмотрен штраф в 1000 руб. Оспорить взыскание достаточно сложно.
Новые требования к светоотражающей одежде
Новый закон о светоотражающих жилетах для водителей в части требований непосредственно к одежде ссылается на ГОСТ 12.4.281-2014 (пункт 4.2), которым установлены стандарты одежды повышенной видимости. Они применяются в основном к одежде дорожных рабочих, теперь их распространили и на светоотражающие жилеты для водителей. Закон, кстати, допускает использование не только жилетов, но также курток и жилетов-накидок.
Данные изделия должны иметь 1 или 2 горизонтальные полосы светоотражающего материала, находящиеся на расстоянии 5 см друг от друга. Полоски идут вокруг торса и соединяются с верхней полосой на торсе спереди и сзади через плечи (у этого требования есть исключения). Нижний край горизонтальной полосы должен находиться на расстоянии не менее 5 см от низа куртки, жилета или короткой куртки.
Правила ПДД о светоотражающих жилетах для автомобилистов
Постановление Правительства РФ под номером 1524 было опубликовано в российской прессе 20 декабря 2021 года и вступило в силу с 18 марта 2021 года. Именно с этого дня отсутствие светоотражающего жилета в автомобиле считается правонарушением. Инициатором такого новшества стала ГИБДД.
ГИБДД Российской Федерации располагает специальным аналитическим отделом, проводящим мониторинг ситуации на российских дорогах. В его задачи входит отслеживание основных причин, приводящих к ДТП, особенно с гибелью людей. Сотрудники отдела сопоставляют актуальное положение дел с тем, что можно было наблюдать год или несколько лет назад. В их задачу входит разработка рекомендаций не только для своих коллег из автодорожной инспекции, но и для российских законодателей.
Постановление Правительства РФ N 1524
В других странах специалисты отмечают снижение числа ДТП. Положительные результаты использования флюоресцентных материалов, полученные в Европе, послужили поводом для внесения изменений в ПДД. Под колесами машины рискуют оказаться не только водители, которые решили выйти из автомобиля. Опасность подстерегает и пешеходов, которые передвигаются по краю дороги в ночное время.
Автомобилисты обязаны надевать светоотражающие жилеты, если произошла поломка машины. Необходимо выставить знак аварийной остановки. При этом водитель должен надеть спецодежду, чтобы повысить свою видимость для других участников движения.
Сотрудники ГИБДД могут наложить штраф за отсутствие светоотражающего жилета в автомобиле в размере 1000 руб.
Правомерен ли штраф, если жилета нет?
На сегодняшний день штрафных санкций не предусмотрено. Сложилась интересная ситуация – закон есть, а последствий для нарушителей нет. Получается, по факту соблюдение нововведений зависит только от сознательности водителя.
Штрафные санкции законны в одном случае – если не исполняются правила части 1 статьи 12.27 КоАП РФ. Она гласит, что в случае ДТП участник аварии, произошедшей вне населенных пунктов при плохой видимости или в темноте, обязан надеть жилет. За несоблюдение правила полагается штраф в размере 1000 рублей.
Однако известны неоднократные случаи, когда сотрудники ГИБДД превышают свои полномочия. Как только стемнеет, они останавливают машину и требуют у водителя предъявить жилет. При этом напирают на то, что если человек вышел из автомобиля, он автоматически приобретает статус пешехода. А для пешеходов, оказавшихся на трассе в темноте без жилета, предусмотрен штраф 500 рублей.
Если происходит такая ситуация, надо снять происходящее на видео и написать заявление на инспектора, который выписывает штраф.
Самый странный штраф: зачем придумали жилеты для водителей :
С 18 марта в России водители обязаны надевать светоотражающие жилеты в темное время суток и в условиях недостаточной видимости. Это касается вынужденных остановок на загородных трассах при поломках или ДТП.
Нововведение должно повысить безопасность автомобилистов, особенно в условиях вторичных аварий, когда люди, выходящие на дорогу, попадают под колеса других автомобилей.
Что изменилось в ПДД
Постановление правительства № 1524 вводит новый пункт правил 2.3.4, согласно которому водители в случае вынужденной остановки транспортного средства или дорожно-транспортного происшествия вне населенных пунктов в темное время суток и в условиях ограниченной видимости должны быть одетым в куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала.
Под условиями недостаточной видимости ПДД понимают видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и других осадков, а также в сумерки. Темное время суток документ определяет, как промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.
Касается ли это пешеходов
Обязанность пешеходов носить светоотражающие жилеты была введена летом 2015 г., когда в пункте 4.
1 ПДД появилось требование об их использовании при движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости.
Вне населенных пунктов пешеходы обязаны носить такую одежду, а в городах ношение носит рекомендательный характер. В соответствии со статьей 12.29 КоАП РФ штраф за отсутствие светоотражающих элементов для пешеходов составляет 500 рублей.