Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Суд со страховой компанией по ОСАГО судебная практика в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Второе дело — тоже «росгосстраховское». Компания отказалась выплатить страховое возмещение пострадавшему, когда тот представил результаты самостоятельно заказанной экспертизы ущерба. «Росгосстрах» посчитал, что такого права у хозяина машины уже не было, так как 4 июля 2016 года вступил в силу запрет на такие действия (ст. 12 закона об ОСАГО), а авария произошла 22 июля 2016 года.
Страховщик не может диктовать условия осмотра
Первое из этих пяти дел касается ситуаций, когда владелец имеет право не доставлять поврежденную машину в страховую компанию и заказать оценку ущерба самостоятельно.
Это актуальная проблема, считают эксперты. Мошенники зачастую приглашают представителя страховщика на осмотр в населенный пункт, расположенный в сотнях километрах от областного центра, заведомо зная, что никто туда не поедет, сказал «Интерфаксу» заместитель гендиректора СК «МАКС» Виктор Алексеев.
В случае, который рассмотрел ВС, хозяин автомобиля Mitsubishi Pajero, у которого в результате аварии разбилось в том числе и стекло, не поехал в офис страховой компании, несмотря на два вызова, проигнорировал и приглашение приехать для согласования осмотра, высланное уже после отправки претензии и проведения экспертизы. «Росгосстрах» на этом основании платить не стал.
Это неправомерно, решили судьи ВС. Если машина повреждена настолько, что эксплуатировать ее нельзя (даже если просто разбито стекло), то страховщик должен организовать осмотр на территории пострадавшего в течение пяти дней. Не должна страховая компания требовать и доставки аварийной машины на эвакуаторе, вводя ее владельца в дополнительный расход. В противном случае потерпевший при любых повреждениях машины признавался бы способным транспортировать его к страховщику, что противоречит закону об ОСАГО, отметил ВС в своем определении. А раз компания не удосужилась организовать осмотр, то потерпевший вправе самостоятельно обратиться за экспертизой, и страховщик должен будет признать ее результаты, резюмировали судьи.
Представители страховой индустрии опасаются, что это решение создаст им серьезные сложности. «Потерпевшего дважды приглашали на осмотр, после чего ему предложили приехать для согласования даты, времени и места осмотра — это вполне разумные действия», — сказал «Интерфаксу» начальник управления методологии урегулирования убытков Российского союза автостраховщиков (РСА) Андрей Маклецов. Теперь же автоюрист мог бы сослаться на решение ВС, указав, что раз суд вернул дело, то потерпевший, который игнорировал предложение страховщика, прав. «Данное решение мы не можем оценить как благоприятное для страховщиков», — отметил он.
Вопросы, касающиеся исковой давности по спорам, связанным с ОСАГО, оставлены судом практически без изменения, однако, судом внесен интересный абзац (пункт 5 Постановления № 58). Буквально он звучит так «Признание права на часть страхового возмещения не свидетельствует о признании права в целом, если иное не оговорено страховщиком».
То есть, говоря о прерывании срока исковой давности, суд допускает, что страховщик, признав право потерпевшего на получение части страхового возмещения, но не признав право на возмещение в целом, срок исковой давности не прервёт, если сама страховая не допустит обратное!
Таким образом, страховая компания может выплатить часть страхового возмещения и это не прервет течение срока исковой давности по страховому возмещению в целом… В удовлетворении иска о взыскании недоплаченной части возмещения, поданного за пределами 3х лет суд может отказать по мотиву пропуска срока исковой давности, несмотря на осуществленную выплату.
Суд отмечает, что изменение законодательства после заключения договора ОСАГО не изменяет его условия. Условия договора изменятся лишь, если принятый закон распространяет своё действие на тот период, в который заключен договор.
Судом также сделан акцент на вопросы заключения договора ОСАГО в электронном виде, а именно: если у страхователя (физическое или юридическое лицо), по каким-то причинам отсутствуют сведения о заключенном договоре, их можно запросить в Российском союзе автостраховщиков (далее – РСА). Но, даже если у РСА нет информации о заключении договора, это не говорит о том, что договор заключен не был. В таком случае, заключение договора ОСАГО можно подтвердить какими-то иными доказательствами. Какими именно, суд не уточняет.
Отмечено, что, если при заключении договора ОСАГО страхователь сообщил недостоверные сведения, то впоследствии страховая компания, выплатившая возмещение по этому договору, может обратиться с требованием к тому, кто предоставил эти неверные сведения.
Суд указал на право страхователя потребовать возврата части страховой премии, уплаченной при заключении договора ОСАГО, если авто был продан, а договор еще действует. В Постановлении № 2 такое пояснение отсутствовало, видимо потому, что правило возврата части премии вытекает из ст. 958 Гражданского Кодекса.
Пошаговая инструкция возмещения
Пока судебным органом не будет установлен истинный виновник аварии, ни о каких взысканиях ущерба речи не может идти. Протоколом только устанавливается факт допущенного лицом нарушения, а вину может признать только суд.
После судебных разбирательств, выносится постановление, в нем определена степень ответственности и меры, применяемые во исполнение решения суда к стороне ответчика по иску. Это может быть как натуральная компенсация денежных средств, так и полная оплата сервисных работ по восстановлению автомобиля.
В 2022 году судом дается 10 суток на подачу кассационной жалобы, если второй участник процесса не согласен с вынесенным решением. По истечении всех сроков на обжалование, решение вступает в законную силу, и только после этого можно начинать процедуру взыскания ущерба с виновника ДТП:
- Если ответчик в добровольном порядке не спешит выплачивать причитающуюся сумму ущерба, то истец обращается в суд за возбуждением принудительного исполнительного производства по компенсации денежных средств.
- Судебные приставы исполнители дают ответчику еще 10 суток на добровольное погашение долга, если этого не случается, то могут конфисковать часть личного имущества в счет покрытия долгов перед истцом. Но обычно выплаты компенсируются со всех видов заработка виновного лица в принудительном порядке.
- Средства перечисляются на банковский счет, предварительного оговоренного в заявлении о возбуждении исполнительного производства.
После исполнения судебного постановления о взыскании ущерба с виновника ДТП производство прекращается, и дело в отношении собственника виновного авто закрывается.
Откуда берется судебная практика
Ежедневно множество дел по гражданским делам, касающимся автострахования, решается судами по всей нашей стране и с разнообразными, часто противоречивыми результатами. Всех их невозможно свести в единую систему. Но по наиболее часто возникающим вопросам делается обобщение по решениям, которые признаются высшими судами наиболее правильными.
По ОСАГО оно закреплено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ №2 от 29.01.2015, а также в обзоре практики судом, утвержденной Президиумом 22 июня 2016 года. В них указаны все основные возникающие ранее вопросы. И суды сейчас в делах по «автогражданке» руководствуются и этим Постановлением.
Но не все ситуации освещены в указанных документах, поэтому необходимо интересоваться и результатами разбирательств дел в местных судах. Только так можно составить наиболее полное мнение о работе судебной системы по вопросам автострахования в настоящее время.
Возмещение ущерба при ДТП с виновника через суд
С причинившего вред требовать выплату можно, если:
- нет законных оснований взыскать ее со страховой, например, ТС, на котором совершено ДТП не застраховано;
- сумма ущерба больше максимума по «автогражданке»
- из-за вычета износа или расчета по Единой методике СК не покрыла ущерб полностью.
У виновника, который становится ответчиком есть три пути, чтобы минимизировать свои расходы:
- доказать, что он невиновен в данном ДТП;
- доказать, что требования, предъявленные к нему – незаконны;
- снизить взыскиваемую сумму.
Если ничего из вышеуказанного ему сделать не удалось, ему потребуется уплатить все расходы.
Когда нужно обращаться в суд
Сразу после столкновения автомобилей граждане должны оформить документы и зафиксировать все обстоятельства ДТП. Это необходимо для получения выплат по страховке ОСАГО. Программа обязательного страхования предусматривает следующие размеры максимальных выплат, на которые смогут рассчитывать пострадавшие:
- для возмещения повреждений, полученных автотранспортом – не более 400 тыс. руб.;
- для возмещения ущерба, причиненного иному имуществу – не более 400 тыс. руб.;
- для возмещения вреда здоровью и жизни потерпевшим – не более 500 тыс. руб.
Рассчитывать на быстрое получение всех причитающихся выплат можно только при правильном оформлении извещения о ДТП и иных документов, при соблюдении срока и правил обращения в страховую компанию. Однако даже выполнение всех требований и условий программы ОСАГО не может гарантировать получение компенсации, если страховщик будет нарушать свои обязательства.
Проблемы со своевременным и полным получением компенсации возникают практически у всех автовладельцев. Выделим наиболее распространенные ситуации, когда гражданам не избежать судебного разбирательства:
- если повреждения машины или вред здоровью не были признаны страховым случаем;
- если страховщик незаконно отказал в принятии документов о выплате возмещения по ОСАГО;
- если по итогам экспертизы машины был занижен характер и степень повреждений, а также размер ущерба;
- если нарушены сроки перечисления выплат или направления машины на восстановительно-ремонтные работы;
- если страховая компания оставила без ответа претензию гражданина, либо направила необоснованный отказ в ее удовлетворении.
Правила судебного разбирательства
При рассмотрении дела обязанность доказывания будет возложена на ответчика, так как разбирается вопрос о нарушении прав потребителя. Выделим ключевые нюансы, которые нужно учитывать в судебном процессе:
- страховая компания вправе представить свои возражения и пояснения относительно заявленных требований;
- в судебном порядке подлежит взысканию компенсация морального вреда – ее размер определит суд с учетом характера нравственных страданий истца;
- при удовлетворении иска в пользу автовладельца будут взысканы все расходы, связанные с обращением в страховую компанию и суд, в том числе затраты на независимого эксперта, за услуги юриста и т.д.
Как взыскать ущерб автомобилю, если у виновника ДТП нет страховки
Суть ОСАГО, если говорить вкратце, выглядит так: в случае аварии страховая фирма виновного водителя выплачивает пострадавшему денежные средства, необходимые для ремонта или восстановления автомобиля.
Если виновник ДТП не застрахован по ОСАГО, пострадавшему не будет выплачена денежная компенсация страховщиком, однако у него остаётся право требовать возмещения ущерба виновником.
Основания для этого определяет ГК РФ: лицо, нанёсшее ущерб, обязано полностью его возместить (ст. 1064).
Это требование распространяется и на те ситуации, когда автомобилист пренебрёг обязанностью застраховать свою гражданскую ответственность.
У пострадавшего есть несколько вариантов, как получить выплату страховки после ДТП, если у виновника нет полиса ОСАГО:
- получить всю сумму компенсации на месте аварии в случае согласия виновника на такой вариант, не требующий дальнейших разбирательств;
- составить досудебную претензию в случае согласия виновника оплатить расходы на покрытие причинённого вреда, но с отсрочкой – это обычно подтверждается распиской или соглашением сторон;
- подать в суд на виновника аварии.
Судебная практика страхового возмещения по КАСКО
КАСКО по праву считается одним из надежных видов страхования. При применении ее на практике зачастую возникают ситуации, толкование которых вызывает споры между участниками отношений по страхованию.
Самая первая проблема, с которой они сталкиваются это отказ в страховых выплатах по причине пропуска установленного срока. Страховщики настаивают и требуют незамедлительного направления к ним информации о наступлении страхового случая. Если сигнал поступит к ним спустя какое-то время, то обычно страховые компании утверждают о пропуске потерпевшими срока обращения.
Следует иметь в виду, что эти действия страховщика не соответствуют требованиям закона: у страхователя имеется три года для подачи ими соответствующего заявления.
Например, владелец автомобиля узнал об угоне своего автомобиля только после приезда из отпуска. Произошло это спустя некоторое время. При разбирательстве обстоятельств дела суд обязал страховую организацию произвести страховую выплату, поддержав в этой ситуации позицию истца.
При угоне автомобиля, застрахованного по КАСКО, страховщик требует обязательного представления ключей от угнанного автомобиля и полного пакета документов. При их отсутствии обычно страхователь получает отказ в возмещении ущерба. Данные действия страховщиков и принятые ими решения судами признаются незаконными.
Ни в одном законе нет положения о том, что страховая выплата производится по предъявлению только ключей от машины и документов.
Еще одним случаем отказа страховщиков в осуществлении выплат является то обстоятельство, что автомобилем, совершившим наезд, управлял не его собственник, имеющий страховой полис, а другое лицо. Судами подобные действия страховых компаний признаны неправомерными.
Обращаемся в страховую — пошаговая инструкция
Итак, что делать при наступлении страхового случая? На самом деле порядок действий прост:
1. Вам нужно собрать все документы по ДТП, заполнить извещение и написать заявление о страховой выплате.
Скачать бланки заявления о страховой выплате
2. Далее необходимо либо отвезти эти документы лично в страховую, но тогда требовать акт приёма документов (который Вам выдавать, собственно, не обязаны), снимать процесс сдачи документов по-одному на видео.
Но лучше отправить набор документов почтой заказным письмом обязательно с уведомлением о вручении, хранить чек отправки и уведомление. Далее при поступлении письма в страховую Вам придёт уведомление о вручении — его тоже нужно хранить, а также запомнить дату вручения — от неё начинается отсчёт срока возмещения.
Практика Московского городского суда
Проведение истцом экспертизы по собственной инициативе до обращения в страховую компанию не противоречит требованиям Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Если страховой компании было сообщено о дате проведения осмотра транспортного средства, то предусмотренная ст. 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» обязанность по представлению поврежденного транспортного средства на осмотр страховщику со стороны истца считается выполненной.
(Постановление Президиума Московского городского суда от 06.04.2012 по делу N 44г-28/12.)
Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца), как следует из положений п. 3 ст. 13 и ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», наступает в форме возмещения вреда, уплаты неустойки (пени) и компенсации морального вреда.
При разрешении требования по взысканию неустойки за ненадлежащее исполнение страховщиком обязанности по выплате страхового возмещения следует учитывать позицию п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17, согласно которой применению подлежит не положение п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей», а специальная норма, регулирующая спорные правоотношения, в частности п. 2 ст. 13 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств».
Возмещение судебных расходов регулируется нормами ГПК РФ (ст. ст. 88, 94, 98, 100), а не Закона РФ «О защите прав потребителей». Данные расходы, включая издержки, связанные с рассмотрением дела, не могут быть включены в сумму, из которой на основании указанного Закона производится исчисление штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.
(Апелляционное определение Московского городского суда от 24.12.2013 по делу N 11-42708.)
Во взыскании понесенных истцом расходов на проведение оценки причиненного ущерба не может быть отказано на том основании, что проведение оценки автомобиля не являлось необходимым.
Расходы на проведение независимой оценки являются объективно необходимыми для истца, отчет об оценке стоимости восстановительного ремонта служит основанием для формулировки исковых требований, определения цены иска, в связи с чем понесенные на его составление расходы в силу ст. 94 ГПК РФ признаются издержками, связанными с рассмотрением дела, которые подлежат взысканию с ответчика пропорционально удовлетворенным требованиям.
(Апелляционное определение Московского городского суда от 20.12.2013 по делу N 11-42459.)
Для возложения имущественной ответственности за причиненный вред на страховщика необходимо наличие таких обстоятельств, как причинение вреда имуществу потерпевшего, вина причинителя вреда, а также причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими неблагоприятными последствиями, при этом вина причинителя вреда презюмируется. Наличие административного материала также не является подтверждением страхового случая.
(Апелляционное определение Московского городского суда от 16.12.2013 по делу N 11-31444.)
Особенности споров по ОСАГО
Основная специфическая черта обязательного автострахования — наличие лимита страховой выплаты. По имущественному ущербу это 400 тысяч рублей, по ущербу жизни и здоровью — 500 тысяч рублей. Согласно закону, при недостаточности возмещения потерпевший вправе требовать недостающую сумму с причинителя вреда. И поскольку сумма в 400 тысяч рублей часто не покрывает стоимость ремонта нового импортного автомобиля, пострадавший оказывается в ситуации многостороннего спора: урегулировать вопрос с возмещением нужно и со страховой, и с виновником ДТП.
По закону об ОСАГО, для определения стоимости ремонта авто назначается независимая экспертиза, в которой расчет проводится исключительно по установленной единой методике. Эта же методика применяется при судебной экспертизе. В связи с этим, оспорить размер выплаты по ОСАГО сложно, однако на практике такие случаи есть.
Порядок действий после получения судебной повестки
Прежде всего необходимо максимально подробно восстановить историю о произошедшем ДТП, из-за которого собственно и был инициирован процесс. Более того, желательно найти все имеющиеся по тому случаю документы из ГИБДД (извещение, справка о ДТП, постановление и прочее). Во многих ситуациях это помогает найти какие-либо важные доказательства по делу, ведь если для обычного гражданина поход в суд – событие из ряда вон выходящее, то для страховщиков это не более чем рутина, таких процессов у них постоянно открыто несколько десятков. Поэтому вполне возможно, что с их стороны имела место неправильная трактовка событий ДТП или вовсе их умышленное искажение.
Нельзя забывать, что все страховые споры имеют свой срок исковой давности – 3 года. Одно из важных отличий суброгации от регресса заключается в том, что для суброгации эти три года начинают исчисляться непосредственного с того момента, как был зафиксирован страховой случай. При регрессе же таким событием является дата выплаты страховой компанией возмещения.
Некоторые граждане могут не обратить на дату особого внимания, но это очень важно, ведь зачастую страховщики подают иски именно к концу установленного срока, в расчете на то, что ответчик уже порядком забыл особенности давно произошедшего ДТП и не сможет должным образом отреагировать на предъявленные претензии. В силу этого, а также ранее упомянутой рутинности данных процессов для страховой, нередко с их стороны возникают небольшие просрочки, особенно если дело касается суброгации
В таком случае можно смело указывать суду на нарушение сроков исковой давности – такое дело не будет даже рассматриваться.
Чего точно не стоит делать при получении от страховой компании повестки в суд – игнорировать данное событие и не являться на судебные заседания. Ведь отсутствие ответчика может быть расценено судом как его согласие с требованиями истца.
Можно ли и как избежать выплаты?
Как уже было сказано выше, ситуации, когда полностью удается избежать взыскания выплаты износа по ОСАГО, случаются редко.
Самый распространённый аргумент, который принимают суды – требования потерпевшего не обоснованы, он не доказал факт ремонта авто новыми запчастями соответствующими документами об их покупке и о работах в автосервисе.
Ну или же во всем виноват страховщик, он не доплатил, и вообще не должен был платить, а должен был отремонтировать авто. Теперь вот об этом давайте немного подробнее!
Почему именно «удается убедить суд«, а не иначе?
Дело в том, что по закону потерпевший должен доказать не фактические расходы на произведенный ремонт, а фактический ущерб. Именно о фактическом ущербе и говорил Конституционный суд. А фактический ущерб – это то, сколько будет стоить восстановить поврежденное авто в то состояние, в котором оно было на момент ДТП, то есть отремонтировать.
Некоторые судьи путают понятия «фактический ущерб» и «фактические расходы» и поэтому выносят решения в пользу ответчиков. Но, даже если такое решение будет принято судом первой инстанции, не факт, что оно устоит в апелляции.
Доказывать, что во всем виноват страховщик, сложнее. Его в таком случае необходимо привлекать к делу третьим лицом. Делать экспертизу и доказывать, что он не доплатил потерпевшему. При этом выяснять, на каком основании вообще была произведена выплата, ведь сейчас установлен приоритет страхового возмещения в виде ремонта на СТО.
Хотя на этот счет, в законе для них предусмотрена лазейка. Если у страховщика нет договора со станциями, удовлетворяющими условиям по восстановительному ремонту, то он имеет право выплатить деньгами. При этом, даже если такие станции есть, страховой компании выгоднее нарушить порядок организации ремонта и выплатить деньгами, ведь СТОА ремонт оплачивается без учёта износа деталей, а потерпевшему по ОСАГО деньги выплачиваются с износом.
Что делать в случае предъявления регрессных требований
После получения уведомления об открытие судопроизводства по исковому заявлению страховой организации не спешите идти на мировое соглашение и выплачивать регресс по Европротоколу. Это можно сделать на любом этапе судебного разбирательства.
Для получения возмещения с виновника аварии, СК должна доказать:
- факт перечисления денег пострадавшей стороне;
- наличие законных оснований для взыскания в порядке регресса по ОСАГО.
Доказательства законных оснований для регрессных требований должны быть подтверждены документально. Например, если СК ссылается на скрытие виновного лица с места аварии, то у нее должно быть на руках вступившее в законную силу решение суда о привлечении автовладельца к ответственности за данное правонарушение.
Помимо страховки, компания вправе взыскать с лица, виноватого в ДТП:
- деньги, потраченные на проведение экспертиз;
- расходы на ведение страхового дела;
- госпошлину за подачу искового заявления.
Все эти расходы лягут на автовладельца при условии, что страховщик докажет свою правоту.