Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Жалоба в прокуратуру на судебных приставов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Деятельность приставов-исполнителей, а также порядок подачи жалобы и нюансы обжалования действий или бездействия, регламентируются ФЗ №229 «Об исполнительном производстве». Составить жалобу на пристава можно, если он превышает полномочия, предоставленные ему законом или, наоборот, уклоняется от выполнения своих обязательств.
Обжалование постановления судебных приставов в суд — образец 2022 года
Постановления судебного пристава выносятся с целью начала определённых действий, например, возбуждения производства, ареста имущества и так далее.
Однако, по мнению участников производства и третьих лиц, такие действия могут быть незаконными или необоснованными.
Обжалование постановления судебного пристава-исполнителя реализуется в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве», в частности, статьями 121–128.
Когда возможно оспаривание
На любое постановление сотрудника ФССП может быть подана жалоба. Обратиться за защитой своих прав может как непосредственный участник производства, так и третье лицо, которое считает, что его законные права нарушаются. Например, если арест накладывается на имущество, фактически находящееся у нового собственника, который считает, что его права нарушены.
На практике, основания обращения могут быть самими разными:
- пристав вынес постановление, которое прямо нарушает действующее законодательство;
- в постановлении имеются формальные ошибки или противоречия;
- исполнение постановления нарушает законные права и интересы третьего лица.
Жалоба на бездействие судебного пристава-исполнителя
Исполнительное производство всегда было результатом спора между должником и взыскателем, который не мог быть разрешен в суде. Поэтому вполне естественно, что работа правоприменителя вызывает ряд жалоб. Обычно, по мнению заявителя, мировой судья работает очень медленно или, наоборот, не очень быстро и законно, по мнению должника.
Обращения касаются постановления мирового судьи о возбуждении производства, взыскания принудительных долгов до истечения срока добровольного погашения, взыскания исполнительского сбора, отказа в предоставлении материалов и других действий, а также граждан. Однако наиболее часто жалобы на действия судебных приставов-исполнителей касаются жалоб на бездействие судебных приставов-исполнителей из-за необоснованного затягивания заключения должника, действий по аресту и изъятию активов (денежных средств) или, наоборот, необоснованного Затягивание судебного процесса.
Как подать электронное заявление?
В 2023 году вы сможете подать апелляцию прокурору против мирового судьи, даже не выходя из дома. Для этого выполните следующие действия
- Перейдите на сайт прокуратуры Российской Федерации.
- [На вкладке Федеральный регион выберите свой регион.
3. зайти на сайт прокуратуры.
4. нажмите на Вопрос и ответьте на вопрос/апелляцию.
6. сформулируйте обращение в контактной форме.
При составлении обращения учитывайте следующие оттенки
- К апелляции должен быть приложен документ, подтверждающий детали заявки (максимальный размер 3 МБ).
- Вложения должны быть в следующих форматах: GIF, JPG, PNG, BMP, EPS, TIF, TXT, RTF, ODF, PDF, DOC, DOCX, PPT, PPTX, XLS, XLSX, AVI, MOV, MP3, OGG, AVI WAV;
- Если к апелляции требуется приложить больше документов, апелляция должна быть подана в письменном виде.
Когда нужно подать заявление, чтобы его рассмотрели?
Претензия на судебного работника должна быть подана в соответствующее государственное учреждение в течение 10 дней. Началом отсчета срока считается дата получения информации о нарушении. По окончании обозначенного срока заявление не будет принята. Однако срок может быть продлен, если человек не подал заявление вовремя по уважительной причине.
Период рассмотрения жалобы на судебного исполнителя не должен превышать 10 дней. По истечении срока государственный орган должен сообщить результат в письменном виде. Официальное лицо, занимающееся рассмотрением заявления, может признать претензию обоснованной и пресечь допущенные нарушения исполнителя или отказать в выполнении просьб заявителя.
Заявка, поданная через Интернет, рассматривается 30 дней. В эти же сроки осуществляется и прокурорская проверка.
На какие действия вы вправе подать жалобу?
Наиболее частыми причинами недовольства граждан являются следующие действия:
- Невыполнение исполнительных действий по удовлетворению требований взыскателя в продолжительный период (промедление).
-
Совершение действий, которые прямо нарушают права и обязанности граждан.
-
Неполнота исполнительных действий, проводимых по конкретным исполнительным производствам.
-
Вымогательство и шантаж, требование взятки.
-
Наложение ареста на вещи первой необходимости, том числе единственного жилья.
Кроме того, в деятельности судебных приставов имеют место следующие факты нарушений исполнительного производства:
- Нарушение правил наложения ареста на имущество.
-
Не всегда выносится из регистрационных органов информация об имущественном положении должника.
-
Несвоевременная оценка и реализация имущества.
-
Необоснованное вынесение решений об окончании исполнительных производств на основании актов о невозможности взыскания, об отсутствии имущества.
-
Неэффективность розыска должника и его имущества.
-
Непроведение проверок наличия имущества по расположению должника.
Порядок обжалования действий судебного пристава-исполнителя в судебном порядке
10 февраля 2020 года, 18:12
Обжаловать действия судебного пристава-исполнителя в порядке подчиненности может должник, взыскатель или иное лицо, чьи права и интересы пристав нарушил. Для этого нужно подать письменную жалобу вышестоящему приставу. Как правило, это начальник отдела, где служит пристав, чьи действия обжалуются, либо главному судебному приставу субъекта РФ.
При этом важно успеть в срок: 10 дней со дня, когда пристав совершил действия, либо когда стало известно, что пристав их совершил — если пристав Вас не извещал о том, когда и где он будет совершать соответствующие действия. Таким днем может быть, к примеру, день ознакомления с материалами исполнительного производства.
Срок рассмотрения жалобы также составляет 10 дней со дня ее поступления. Все сроки исчисляются в рабочих днях. В случае если гражданин пропустили срок, вместе с жалобой подается ходатайство о его восстановлении. Если вышестоящий пристав признает причины пропуска уважительными, а срок, в который вы обратились, — разумным, то срок восстанавливается.
Кроме того, в защиту прав и законных интересов других лиц в суд с требованием об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, иных должностных лиц ФССП России могут обратиться лица — взыскатель и должник, а также лица, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием) в порядке административного судопроизводства, предусмотренного статье 40 КАС РФ.
Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц органов государственной власти может подаваться гражданином в суд по месту нахождения органа, в котором указанное лицо исполняет свои обязанности, либо в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом. Выбор подсудности при этом принадлежит административному истцу.
В случае обжалования гражданином деятельности судебного пристава-исполнителя. Такие административные иски могут быть предъявлены только по месту нахождения структурного подразделения, в котором судебный пристав-исполнитель исполняет свои обязанности Организации и физические лица, подавшие жалобы на действия судебного пристава-исполнителя, освобождены от уплаты госпошлины.
Так, при обращении в суд законодательством предусмотрен специальный, сокращенный по сравнению с общим, срок, в течение которого постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в судебном порядке, который составляет десять дней, исчисляемых с момента, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
При выявлении факта пропуска срока без уважительной причины на оспаривание постановления, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
Суд удовлетворяет требование о признании незаконным постановления, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя только при одновременном наличии следующих оснований, когда постановление, действие (бездействие) не соответствует нормативным правовым актам; постановление, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Если же совокупность названных обстоятельств отсутствует, суд отказывает в удовлетворении заявленного требования.
Состоявшееся итоговое судебное решение, которым признаны незаконными действия (бездействие) или постановление судебного пристава-исполнителя, во всяком случае подлежит обжалованию в суд вышестоящей инстанции через суд, рассмотревший дело в первой инстанции, в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Образец жалобы на судебного пристава в прокуратуру
Написать жалобу на действия или бездействие сотрудника службы судебных приставов несложно. Если вы уже отправляли жалобу в ФССП, образец заявления вам знаком. Жалоба в прокуратуру составляется по такому же принципу, изменится лишь название и адрес организации и ФИО должностного лица, на имя которого подается заявление
Обращение можно написать от руки или напечатать на листе белой бумаги формата А4. В правом верхнем углу нужно указать название прокуратуры, ваше ФИО и адрес проживания.
Посередине следует написать название заявления ‒ «Жалоба». Далее следует назвать причины обращения, должность и ФИО должностного лица, в отношении которого подается жалоба. Здесь желательно предоставить полную информацию об обстоятельствах и участниках дела.
Следующий абзац нужно начинать со слов «Прошу». Здесь вы должны указать свои требования, например:
- Отменить незаконное постановление;
- Провести проверку в отношении должностного лица;
- Принять определенные меры;
- Привлечь пристава к ответственности и т.д.
По протесту прокурора отменено незаконное постановление судебного пристава-исполнителя.
- Подробности
- Опубликовано: 02.12.2022 05:08
- Просмотров: 36
В ходе контроля за фактическим исполнением решения суда о возложении на ФБУ «Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей» обязанности осуществить поднятие, удаление или утилизацию фрагментов корпуса затонувшего судна в границах г. Николаевска-на-Амуре установлено, что судебным приставом-исполнителем отделения судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска ГУФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО принято постановление об окончании исполнительного производства в связи с фактическим исполнением решения суда.
При осмотре территории, где расположено затонувшее судно установлено, что решение суда фактически не исполнено, затонувшее судно до настоящего времени находится в границах г. Николаевска-на-Амуре. Исполнительное производство окончено незаконно.
По протесту заместителя Николаевского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора Майи Нефедьевой незаконное постановление об окончании исполнительного производства отменено, исполнительное производство возобновлено, продолжены исполнительные действия.
Настольная книга судебного пристава-исполнителя
7.6. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ПРИ ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА И ОТКАЗЕ В ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА ДОЗНАВАТЕЛЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ РФ
Костин Дмитрий Викторович, аспирант кафедры уголовного процесса и криминалистики. Место учебы: Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского.
Аннотация: В статье на основе анализа практики прокурорского надзора и производства дознания федеральной службой судебных приставов РФ рассматриваются вопросы внутрисистемной и внешнесистемной организации прокурорского надзора на стадии возбуждения уголовного дела, проводится теоретическое осмысление обозначенной проблематики, а также даются рекомендации практического характера.
Ключевые слова: прокурорский надзор, дознание, возбуждение уголовного дела, отказ в возбуждении уголовного дела, служба судебных приставов.
THE ORGANIZATION OF PROSECUTOR’S SUPERVISION
OVER THE INITIATION OF CRIMINAL CASE AND REFUSAL TO INITIATE CRIMINAL PROCEEDINGS BY THE
INTERROGATORS OF FEDERAL BAILIFFS SERVICE OF RUSSIA
Kostin Dmitry Victorovich, postgraduate student at criminal procedure and criminalistics chair. Place of study: Nizhny Novgorod State university named after N.I. Lobachevsky.
Annotation: Article based on the analysis of the practice of prosecutorial oversight and investigation of production of Federal Bailiffs Service of Russia, and in-system deals with the organization outer system Public Prosecutions at the stage of criminal proceedings, give a theoretical understanding of the problems indicated, and provides practical recommendations.
Keywords: public prosecutor’s supervision, investigation, initiation of criminal proceedings, a refusal to initiate criminal proceedings, Marshals Service.
Отечественными учёными-процессуалистами вплоть до 30-х гг. прошлого века возбуждение уголовного дела не рассматривалось как стадия уголовного процесса. В теории уголовного процесса того времени, да и в дальнейшем в работах многих авторов, возбуждение уголовного дела считалось либо частью предварительного расследования, либо назначением дела к слушанию, если не требовалось предварительного расследования преступления.1 Большинство ученых в области уголовного процесса вплоть до 1950-х гг. исходили из того, что уголовный процесс состоит вообще только из двух стадий: предварительного расследования и судебного рассмотрения дела. В частности, Ширман М. Л. указывал на то, что нет «… никакой необходимости в выделении отдельной стадии возбуж-
1 Строгович М. С. Курс советского уголовного процесса / М. С. Строгович. — М.: АН СССР, 1958. — С. 287.
дения уголовного дела…»2. Тадевосян В. С. утверждал, что такая деятельность осуществляется прокурором в порядке общего надзора.
Мысль о том, что возбуждение уголовного дела является самостоятельной стадией уголовного процесса, впервые высказал М. С. Строгович. В более поздних своих работах он стал обосновывать наличие признаков самостоятельности стадии возбуждения уголовного дела. В своем учебнике М. С. Строгович пишет, что «.возбуждение уголовного дела — начальная стадия уголовного процесса».4
В 1961 г. Жогин Н. В. и Фаткуллин Ф. Н. пришли к выводу, что «надо признать неправильным взгляд, согласно которому уголовный процесс начинается после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела и в силу этого акта. При таком подходе к вопросу все то, что делается при возбуждении дела, в том числе принятие соответствующего постановления, выносится за процесс и развивается как нечто ему предшествующее».5
Возбуждение уголовного дела с точки зрения теории уголовного процесса включает в себя приём и регистрацию сообщения о преступлении, проверку содержащейся в нём информации и принятие решения, предусмотренного ст. 145 УПК РФ.6 Возбуждение уголовного дела создаёт предпосылки для осуществления уголовного преследования, а также правовые основания для дальнейших процессуальных действий7.
В целях совершенствования организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, руководствуясь статьей 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:
1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур:
1.1. Обеспечить качественный и эффективный надзор за исполнением законов органами предварительного следствия независимо от их ведомственной принадлежности в соответствии с полномочиями, предусмотренными Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
1.2. Считать приоритетным направлением своей деятельности защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а равно защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения.
Взвешенно подходить к рассмотрению жалоб и заявлений участников уголовного судопроизводства, принимать в пределах имеющихся полномочий меры к восстановлению нарушенных прав, возмещению материального ущерба и компенсации морального вреда.
1.3. Систематически проверять законность действий и решений следственных органов в ходе досудебного производства при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. В этих целях не реже одного раза в месяц осуществлять выезды в поднадзорные следственные органы, где проводить сверку данных, содержащихся в книгах учета сообщений о преступлениях, регистрации обращений граждан, иных учетных и регистрационных документах, сводках органов внутренних дел, публикациях в СМИ. Кроме того, использовать сведения медицинских и иных учреждений и организаций, а также информацию, содержащуюся в обращениях граждан, поступивших в прокуратуру.
Во всех случаях обращать внимание на наличие в сообщениях данных, указывающих на признаки преступления. Пресекать необоснованное проведение процессуальных проверок по сообщениям, не содержащим признаков преступления, используя полномочия, предоставленные пунктом 3 части 2 статьи 37 УПК РФ.
Принимая решение об изъятии и передаче сообщения о преступлении из одного органа предварительного расследования в другой, строго соблюдать правила подследственности, предусмотренные статьей 151 УПК РФ.
При наличии данных, указывающих на особую значимость проверяемых фактов, сложность их исследования, а также на неоднократные существенные нарушения требований уголовно-процессуального закона, в соответствии с пунктом 12 части 2 статьи 37 УПК РФ изымать материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) для передачи в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации.
В случае нарушения по указанным материалам следователями Следственного комитета Российской Федерации конституционных прав участников уголовного судопроизводства учитывать, что положения пункта 12 части 2 статьи 37 УПК РФ не исключают возможность передачи этих материалов в уполномоченный орган предварительного расследования в соответствии с требованиями, установленными статьей 151 УПК РФ.
Выявляя нарушения порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, добиваться их устранения, а при обнаружении признаков должностного правонарушения принимать меры к привлечению виновных лиц к ответственности, в том числе уголовной.
По фактам укрытия преступлений от учета при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, выносить согласно пункту 2 части 2 статьи 37 УПК РФ мотивированные постановления о направлении в органы предварительного расследования соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании.
Полномочия прокурора на досудебной стадии уголовного судопроизводства
Осуществляя надзор за законностью возбуждения уголовного дела, прокурор обязан не реже одного раза в месяц проверять в органах дознания и предварительного следствия исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях (п. 1 ст. 211 УПК).
В случае неосновательного отказа в возбуждении дела прокурор отменяет постановление следователя или органа дознания и возбуждает уголовное дело. В этом случае он может поручить производство следствия или дознания другому лицу с целью обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования уголовного дела (ст.
29 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).
При обнаружении неосновательного возбуждения или отказа в возбуждении дела судьей или судом прокурор приносит протест на постановление судьи или определение суда в кассационном порядке (ст. 331 УПК), а после истечения кассационного срока в порядке надзора в соответствии со ст. 373 УПК.
29 апреля 1998 г. Конституционный Суд вынес постановление, в котором разъяснил, что постановление об отказе в возбуждении уголовного дела может быть обжаловано в суде 1. В стадии возбуждения уголовного дела прокурор осуществляет надзор за точным исполнением законов органами и лицами, уполномоченными возбуждать уголовные дела. В частности, он обязан надзирать за соблюдением этими лицами и органами требований ст. 109 УПК, решительно пресекать отказ под каким-либо предлогом в принятии заявлений или сообщений о преступлении, несвоевременную регистрацию таких заявлений и сообщений, а также случаи неосновательных предварительных проверок или применения не предусмотренных законом способов проверки. Прокурор также обязан осуществлять надзор за соблюдением требований ст.
В соответствии с ч.2 ст.116 УПК «Если дело возбуждено без законных поводов и оснований, прокурор своим постановлением отменяет постановление следователя или органа дознания, отказывая в возбуждении уголовного дела, либо прекращает дело, если по нему были произведены следственные действия».
— соблюдены ли требования закона о передаче в необходимых случаях материалов на разрешение в административном или дисциплинарном порядке;
Надзор за законностью возбуждения уголовных дел прокурор осуществляет также при рассмотрении поступающих к нему жалоб. Прокурор следит за тем, чтобы все поступившие сообщения о преступлениях были рассмотрены. В стадии возбуждения уголовного дела прокурор обязан надзирать за соблюдением указанными лицами и органами требований ст.109 УПК, решительно пресекать отказ под каким-либо предлогом в принятии заявлений и сообщений о преступлении, их несвоевременную регистрацию, а также случаи неосновательных предварительных проверок или применения не предусмотренных законом способов проверки. Причины отказа в возбуждении уголовного дела при угоне? С этой целью закон требует от следователя и органа дознания не позднее суток направлять прокурору копию постановления о возбуждении уголовного дела.- Достаточно ли полно исследованы обстоятельства, указанные в сообщении;
Однако и признаки деяния и последствия преступления не при всех обстоятельствах, и не в равной степени влияют на решение вопроса о возбуждении уголовного дела. В зависимости от того, какими данными располагает следователь, прокурор, суд об обстоятельствах совершенного преступления (человеческие жертвы, катастрофы, другие очевидные тяжкие последствия) или подлежащие уточнению, т. е. требующие дополнительной проверки, решается вопрос о возбуждении уголовного дела по факту совершенного преступления или проведения дополнительной (доследственной) проверки.
8. Прокурорский надзор за законностью и обоснованностью привлечения граждан к уголовной ответственности и реализации права обвиняемого (подозреваемого) на защиту
порядок предъявления обвинения, в соответствия с которым присутствие защитника является обязательным (при исключением случаев, предусмотренных ст. 46 УПК);В стадии возбуждения уголовного дела, как правило, отсутствует исчерпывающая информация обо всех признаках (обязательных, факультативных) состава преступления. Закон ставит перед следователем и прокурором двуединую задачу, – чтобы каждое лицо, совершившее преступление, было привлечено к ответственности и, чтобы ни один невиновный не был наказан (ст. 2 УПК).
В уголовно-процессуальном законе имеют место особенности при возбуждении уголовных дел частного обвинения в случае обращения потерпевшего или его представителя (законного представителя) с заявлением к мировому судье. В таком случае уголовное дело возбуждается путем подачи потерпевшим или его законным представителем в суд заявления, согласно ч.1 или 2 ст.318 УПК РФ (Возбуждение уголовного дела частного обвинения) о преступлениях, предусмотренных ч.1 ст.115 УК РФ (Умышленное причинение легкого вреда здоровью), ч.1 ст.116 УК РФ (Побои), ч.1 ст.128.1 УК РФ (Клевета).
Статистические данные прокуратуры Ярославской области за 9месяцев 2015года.
Потерпевший по данному уголовному делу, Сидоров И. И., не согласился с указанными обстоятельствами, ходатайствовал об отложении судебного разбирательства до решения им вопроса обжалования вышеназванного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Ивановой А. А. по указанным выше основаниям. Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела отменено прокурором района, уголовное дело рассмотрено с постановлением обвинительного приговора. Анализ норм ч.3, ч.4 ст.24 УПК РФ в совокупности с п.5 ч.1 ст. 27 УПК РФ указывают на невозможность привлечения лица к уголовной ответственности по той норме закона, по которой в возбуждении уголовного дела отказано. Списание недостачи при отказе в возбуждении уголовного дела? Например, в рамках дела частного обвинения Ивановой А. И. в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.115 УК РФ, из материала проверки усматривалось, что в возбуждении уголовного дела органом дознания отказано в связи с отсутствием в действиях Ивановой А. И. состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.115 УК РФ.
Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами
Из всех нарушений законности, допускаемых несовершеннолетними, наиболее опасными являются уголовные преступления. Правильная, четко организованная борьба с преступностью несовершеннолетних является одной из наиболее актуальных задач…
Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних
Важным участком работы прокурора является надзор за законностью в деятельности специальных учебно-воспитательных, лечебно-воспитательных учреждений, детских специальных приютов и иных учреждений…
Система органов прокуратуры и направления прокурорского надзора
Действия уполномоченного генерального прокурора выражаются в контроле следующих мероприятий со стороны исполнителей:
- Осуществление требуемых мер и правил использования и формирования документов;
- Контроль за учетом ходатайства в отношении тех или иных сотрудников в вопросах исполнительного производства;
- Правомерность наложения ареста на имущество;
- В полном ли объеме принимаются меры в розыске должников; Осуществление контроля над ведением документации.
Кто осуществляет надзор за судебными приставами?
При контроле активности исполнительных инстанций, наблюдение за исполнением законов осуществляется над такими мероприятиями:
- Предоставление безопасности госслужащих, которые являются участниками судебных слушаний и прений;
- Обеспечение безопасности самих судебных процессов;
- Качество подготовки помещений, необходимых для выполнения судебного производства;
- Контроль над доставкой на суд вещественных доказательств;
- Контроль над исполнением решений и приговоров судьи;
- Правомерность требования дачи свидетельских показаний в процессе разбирательств, граждан, уклоняющихся от явки;
- Правомерность использования специальных средств с целью силового воздействия;
- Контроль обоюдной работы приставов и сотрудников силовых структур в отношении лиц, находящихся под стражей;
- Контроль над соблюдением сроков в отношении выполнения предписаний исполнительных листов.
В числе главных задач надзора за судебными приставами числится:
- Выполнение исполнителями необходимых действий, соответствующих постановлениям и в рамках своих полномочий;
- Соответствие догмам решений, принятых приставами;
- Отстаивание законных прав и свобод людей и юридических лиц, в отношении которых приставы принимали какие-либо решения.
Объектами надзора прокуратуры выступают:
- Федеральная служба судебных приставов РФ и ее территориальные органы;
- Должностные лица, выполняющие обязанности, то есть судебные приставы.
Кроме них в число инстанций подвергающихся надзору входят:
- Руководящий состав органов и учреждений, обязанностями которых является приведение в исполнение наказаний и принудительных мероприятий;
- Администрации колоний, следственных изоляторов и прочих мест лишения или ограничения свободы.
Предметом контроля над исполнением законов является:
- Наблюдение за законностью и следованием положениям актов суда и постановлениям прочих государственных организаций;
- Контроль над соблюдением органами государственной власти положений законодательной базы;
- Контроль над соблюдением прав абсолютно всех граждан РФ.
Важно: приставы обязаны принимать адекватные решения в рамках законодательства. Полномочия прокурора.
Действия прокурора при выявлении нарушений.
В данный перечень входят такие действия:
- При необходимости получение доступа к любого вида материалам;
- Требование от руководящего состава исполнительных организаций отчетности в виде конкретной документации и аргументированных материалов;
- Если в ходе проверки возникают сложности, прокурор располагает правом задействовать в работе соответствующих сотрудников, перечень которых обозначен в ст. 21 Закона о прокуратуре;
- Вызов представителей организаций и граждан для выявления причин правонарушений;
- Осуществление проверок с целью контроля над правомерностью выполняемых действий;
- После ознакомления с предоставленным удостоверением, получатель обязан беспрепятственно обеспечить доступ к подконтрольным помещениям и территориям.
В частности к прокурорским полномочиям относятся:
- Принятие решений о возмещении ущерба гражданам и организациям, нанесенного в ходе неправомерных действий;
- Освобождение граждан со стен не судебных инстанций, задержание которых не соответствовало закону;
- Обращение в любого рода судебные инстанции и арбитражные суды с целью отстаивания законных интересов людей и организаций;
- Предъявление требований к необходимым инстанциям о привлечении правонарушителей к уголовной или административной ответственности.
Важно: данные полномочия предоставляют возможность контролировать деятельность всех подведомственных структур.
Важно: чтобы качественно организовать работу по наблюдению, следует знать на высоте законодательную базу и практику его применения, для этого сотрудники постоянно повышают квалификацию.
Что входит в надзор за исполнением законов, смотрите в этом видео:
Также с целью проведения качественных мероприятий:
- Сотрудники прокуратуры обеспечиваются нормативными актами, методическими пособиями и разработками;
- Перед проведением надзора собираются и анализируются информация и материалы;
- Разрабатывается план мероприятия;
- Для успешного прокурорского регулирования судебных исполнителей, работники прокуратуры должны располагать полной и достоверной информацией о случаях нарушений – сбор, обработка и хранение сведений в процессе расследования.
- В число организационных работ включаются проверки организаций или лиц на предмет выявления нарушений;
- Аналитические мероприятия;
- Сотрудничество с прочими отделами прокуратуры; ·
- Учет проделанной работы.
Важно: внедрение научных рекомендаций и передового опыта – основной элемент организации работы.
Назначение и объект надзора
Субъектом прокурорской проверки является комплекс мероприятий по реализации требований суда. Объектами контроля признаются действия территориальных организаций приставов и граждан, осуществляющих работу в них. Работники прокуратуры должны непрерывно контролировать следование СП Конституции РФ, нормам действующего федерального, регионального законодательства.
Базовыми задачами прокурорского надзора за исполнением законов службой судебных приставов являются:
- Анализ работы приставов на соответствие действующему постановлению суда, полномочиям, определенным законодательством.
- Оценка законности решений СП.
- Защита интересов субъектов исполнительного производства.
Формы защиты прав в исполнительном производстве
Под формой защиты прав в исполнительном производстве понимается деятельность различных органов, организаций, должностных лиц, иных лиц, направленная на защиту нарушенного права или охраняемого законом интереса в сфере исполнительного производства.
Действующее законодательство предусматривает различные варианты защиты нарушенного права или охраняемого законом интереса — от самозащиты (ст. 11 ГК) до судебной защиты (ст. 46 Конституции РФ). Д.М. Чечот отмечал, что многообразие форм защиты прав обусловлено объективными причинами, хотя в становлении системы форм, практике применения отдельных форм защиты играет большую роль и субъективный фактор, который определяется экономическими, политическими или идеологическими обстоятельствами. Ярким примером действия субъективных факторов являются несудебные формы защиты.
Возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя
Защита прав взыскателя, должника и других лиц при совершении исполнительных действий, осуществляемая по правилам гл. 17 ФЗИП, не исключает применения мер гражданской ответственности за вред, причиненный незаконными постановлениями, действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя (ст. 1069 ГК).
Возможность получить возмещение за вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя, предусмотрена рядом норм. В ст. 119 ФЗИП указано, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных им в результате совершения исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения. В ч. 3 ст. 19 ФЗСП закреплено, что ущерб, причиненный судебным приставом гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством РФ.
Учитывая, что ФССП, ее должностные лица не состоят со сторонами исполнительного производства и иными лицами в гражданско-правовых отношениях, можно считать, что речь идет об обязательствах вследствие причинения вреда (деликтная ответственность), которые регламентируются именно правилами гл. 59 ГК.
Статья 1069 ГК устанавливает, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Следовательно, лицо, считающее, что незаконными действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя был причинен вред, имеет право обратиться в суд с иском о возмещении вреда независимо от его статуса в исполнительном производстве.
Необходимо отметить, что потребовать возмещения вреда возможно как за незаконные действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя, оформленные в виде постановления, так и фактически совершенные, но не оформленные соответствующим постановлением, актом и т.д.
Длительное время в судебной практике существовала неоднозначность в вопросе о том, необходимо ли вначале оспорить в судебном порядке действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и получить решение о признании действий (бездействия) незаконными, и только затем обратиться в суд с иском о возмещении вреда, причиненного этими незаконными действиями (бездействием), или возможно установить факт незаконности действий (бездействия) судебного пристава в рамках дела о возмещении вреда.
Неопределенность в этом вопросе первоначально устранил Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в информационном письме от 31 мая 2011 г. N 145, в котором разъяснил, что тот факт, что ненормативный правовой акт не был признан в судебном порядке недействительным, а решение или действия (бездействие) государственного органа незаконными, сам по себе не является основанием для отказа в иске о возмещении вреда, причиненного таким актом, решением, действиями (бездействием), в названном случае суд оценивает законность соответствующего ненормативного акта, решения или действий (бездействия) государственного или муниципального органа (должностного лица) при рассмотрении иска о возмещении вреда (п. 4).
В настоящее время Верховный Суд РФ в п. 82 Постановления N 50 фактически воспроизвел данное положение, разъяснив: то обстоятельство, что действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя не были признаны незаконными в отдельном судебном производстве, не является основанием для отказа в иске о возмещении вреда, причиненного этими действиями (бездействием), и их законность суд оценивает при рассмотрении иска о возмещении вреда.
Таким образом, выбор варианта действий — два процесса или один — остается на усмотрение лица, которому был причинен вред незаконными действиями (бездействием) судебного пристава.
Так, в п. 1 Постановления N 50 отмечено, что требования об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и иных должностных лиц ФССП России рассматриваются в порядке, предусмотренном гл. 22 КАС, и в порядке, предусмотренном гл. 24 АПК. Вместе с тем, если от разрешения данных требований зависит определение гражданских прав и обязанностей сторон исполнительного производства, а также иных заинтересованных лиц, указанные требования рассматриваются в порядке искового производства.
Говоря об особенностях возбуждения дел о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) судебного пристава, прежде всего следует отметить, что такие дела рассматриваются по правилам искового производства судами общей юрисдикции и арбитражными судами.
По общему правилу по делам искового производства компетенция судов общей юрисдикции и арбитражных судов определяется по общим правилам ГПК и АПК с использованием двух критериев — характер спора и субъектный состав (ст. 27 АПК, ч. 3 ст. 22 ГПК). Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики, отвечая на вопрос N 3, разъяснил, что при определении компетенции по делам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями судебного пристава-исполнителя, необходимо руководствоваться еще одним критерием — каким судом или органом выдан исполнительный документ. Появление дополнительного критерия связано с тем, что по данному делу суд должен установить незаконность действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, а компетенция судов по этому требованию определяется по правилам ст. 128 ФЗИП.
Следовательно, разрешая вопрос о компетентном органе по делу о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя, в том случае, когда повлекшие причинение ущерба действия (бездействие) не оспаривались в отдельном производстве в порядке гл. 22 КАС и гл. 24 АПК, необходимо установить, относится ли к компетенции данного суда (арбитражного суда) проверка действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя по исполнительному производству, в ходе которого был причинен вред истцу.
Представляется, что аналогичные правила определения компетенции должны применяться и в тех случаях, когда заинтересованное лицо обжаловало действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя вышестоящему должностному лицу ФССП в порядке подчиненности, независимо от результата такого обжалования.
По правилам родовой подсудности исковое заявление в арбитражном процессе подается в арбитражный суд субъекта РФ, в гражданском процессе — в районный суд независимо от цены иска (ст. 34 АПК, ст. 24 ГПК). Представляется, что мировые судьи не вправе рассматривать данные дела, так как в предмет доказывания включается факт незаконности действий (бездействия) судебного пристава.
Территориальная подсудность определяется по месту нахождения ответчика (ст. 35 АПК, ст. 28 ГПК).
С исковым заявлением вправе обратиться как участник исполнительного производства, так и иное заинтересованное лицо, полагающее, что ему был причинен вред в результате совершенных исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения или в результате бездействия судебного пристава-исполнителя (ст. 4 АПК, ст. 3 ГПК).
Исковое заявление оформляется в соответствии со ст. ст. 125, 126 АПК, ст. ст. 131, 132 ГПК.
Требование о возмещении вреда носит имущественный характер, поэтому размер государственной пошлины зависит от цены иска (подп. 1 п. 1 ст. 333.19, подп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК).
Комментарии к статье 121 закона об исполнительном производстве N 229-ФЗ
В п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» содержатся следующие разъяснения:
Право оспаривания в суде постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя
Постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность (часть 1 статьи 218, статьи 360 КАС РФ, часть 1 статьи 198 АПК РФ, часть 1 статьи 121 Закона об исполнительном производстве).
Право оспаривания в суде постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России принадлежит в том числе органам и учреждениям, являющимся администраторами доходов соответствующего бюджета, на счета которых согласно исполнительному документу подлежат зачислению указанные в нем денежные средства (статья 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ).
Прокурор вправе оспорить в судебном порядке постановление, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России в случаях, предусмотренных законом (часть 1 статьи 45 ГПК РФ, часть 1 статьи 39 КАС РФ, часть 1 статьи 52 и часть 2 статьи 198 АПК РФ).
Кроме того, в защиту прав и законных интересов других лиц в суд с требованием об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, иных должностных лиц ФССП России могут обратиться лица, указанные в статье 46 ГПК РФ, статье 40 КАС РФ и статьях 53, 53.1 АПК РФ, если это предусмотрено федеральными законами.
Возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя
Защита прав взыскателя, должника и других лиц при совершении исполнительных действий осуществляется по правилам главы 17 Закона об исполнительном производстве, но не исключает применения мер гражданской ответственности за вред, причиненный незаконными постановлениями, действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя (статья 1069 ГК РФ).