Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Является ли Служба по контракту трудовой деятельностью?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Многие из нас еще застали то время, когда военная служба считалась делом престижным. Военнослужащий и члены его семьи были всегда обеспечены жильем и материально. Тогда никто не вдавался в тонкости льгот для военных и их экономическую природу.В настоящее время среди военнослужащих довольных жизнью людей найдется немного. В поисках лучшей доли защитники отечества штудируют законодательство. Но даже среди старших офицеров и генералов бытуют порой мифические представления о своем статусе. Камень преткновения в части предоставляемых законом гарантий и льгот, на которые вправе претендовать военнослужащий, — это сущность правовых отношений, возникающих между служащим и военачальником, а именно: носят эти отношения трудовой характер или являются административными. Определение отношений как трудовых дает основания для распространения на военнослужащих гарантий и льгот, предоставляемых не только законами о военной службе, но и непосредственно Трудовым кодексом РФ, который во многом либеральнее. И наоборот, закрепление административного характера отношений приводит к существенному ограничению прав военнослужащих по сравнению с гражданскими лицами.
Контракт военнослужащего: расрпостраняется ли на него трудовой кодекс РФ?
Многие военные, проходящие службу по контракту, при разрешении возникающих разногласий с начальством часто сталкиваются с подобным вопросом. Это вызвано тем, что прямой оговорки законодательство не содержит, отсюда и широкие возможности для трактования закона в пользу той или иной стороны. Существуют различные способы и цели толкования, что порой умело используют военные юристы.
Чаще всего подобные вопросы в армии решают с логической точки зрения. Армейское начальство считает, что контракт о прохождении военной службы не является трудовым, поэтому гарантии Трудового кодекса на военнослужащих не распространяются. В таком случае контракт не что иное, как особый вид договора найма рабочей силы, урегулированный только административными отношениями. Этот специальный вид договора предусмотрен Федеральным законом О военной службе и воинской обязанности. Наличие административных отношений вытекает из сущности военной дисциплины, которая является основой военной службы. Если контракт о прохождении военной службы отнести к разновидности трудового договора, то это означало бы признание равных отношений между начальником и подчиненным, что, в свою очередь, лишило бы армию необходимой субординации в ее рядах.
На самом деле такая позиция соответствует только целям самой бюрократии (причем нисколько не угрожает обороноспособности государства), с логической точки зрения не достаточно обоснована и вступает в противоречие с результатами системного толкования закона, то есть исследованием нормы или закона путем сопоставления с текстами других нормативных актов с целью уяснения его смысла.
Могут ли работать военнослужащие, помимо службы
Очень часто военнослужащим приходится неофициально подрабатывать, чтобы содержать семью, платить за квартиру (если не возможен поднаем).
Главным руководящим документом в этом вопросе для военнослужащих является Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (действующую редакцию ФЗ «О статусе военнослужщих» от 27.05.1998 N 76-ФЗ с изм. от 17.05.2011 можно посмотреть здесь) который гласит :
1. Военнослужащие не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением
— и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы.
При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
2. Военнослужащие не вправе
— заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммерческими организациями, за исключением случаев, когда непосредственное участие в управлении указанными организациями входит в должностные обязанности военнослужащего,
— а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное положение.
3. Кроме того военнослужащие не вправе
— получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением обязанностей военной службы;
— получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением обязанностей военной службы, за исключением ценных подарков (в том числе именных) и денежных сумм, которыми военнослужащие награждаются в порядке поощрения в соответствии с общевоинскими уставами.
Т.е. военные не вправе совмещать службу с гражданской подработкой на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, установленном ТК РФ, в т.ч и по трудовым договорам (контрактам), а также по гражданско-правовым договорам.
Этот запрет также следует из юридическим выраженного требования ст. 37 ФЗ от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» о том, что военнослужащий обязан посвящать все свое служебное время исполнению обязанностей военной службы. А т. к. нахождение на военной службе является непрерывным для военнослужащего, начинаясь с моментом поступления и оканчиваясь моментом увольнения с нее, запрет на работу является исключительным и распространяется и на внеслужебное время.
Таким образом у военнослужащего желающего работать на гражданке не так много выходов и очень важно при этом избежать дисциплинарной и иной ответсвенности.
Комментарий к Статье 349 ТК РФ
Однако относительно Вооруженных Сил РФ специальных федеральных законов, определяющих подобные особенности, нет. Они содержатся в многочисленных нормативных правовых актах различной юридической силы, среди которых указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, постановления Минтруда России и приказы Министерства обороны РФ и так далее. Примером таких нормативных правовых актов Указ Президента РФ от 7 сентября 1992 г. N 1056 «О порядке увольнения работников при передислокации воинских частей и выплаты им пособий и компенсаций». В нем предоставляется право командирам воинских частей при передислокации в другую местность увольнять работников в порядке, предусмотренном для расторжения трудового договора в связи с ликвидацией работодателя. В такой ситуации трудовой договор может расторгаться со всеми работниками, включая беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, в соответствии со статьей 261 ТК. Увольняемому по этому основанию работнику выплачивается одновременно с выходным пособием средняя заработная плата за второй и третий месяц со дня увольнения.
Основания и порядок предоставления гражданскому персоналу Вооруженных Сил РФ и других военизированных формирований дополнительных выплат, гарантий и компенсаций регламентируют главным образом нормативные правовые акты Правительства РФ.
В их числе можно выделить:
— Постановление Правительства РФ от 15 августа 1994 г. N 961, в соответствии с которым главнокомандующему пограничными войсками предоставлено право устанавливать дополнительные денежные выплаты гражданскому персоналу пограничных войск. В целях этого Постановления Приказом Федеральной пограничной службы РФ от 12 ноября 2001 г. N 678 утверждена Инструкция о порядке выплаты гражданскому персоналу воинских частей и организаций пограничной службы единовременного денежного вознаграждения за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам года;
— Постановление Правительства РФ от 1 октября 1994 г. N 1122 «О мерах по обеспечению социальной защиты военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих военную службу или работающих на космодроме «Байконур» и в г. Ленинске, и членов их семей», которым предусмотрена выплата гражданскому персоналу:
а) должностных окладов (тарифных ставок) с повышением на 50%;
б) ежемесячной надбавки за обеспечение космических программ в размере 50% месячного должностного оклада (тарифной ставки) в соответствии с перечнем должностей (профессий), по которым устанавливается выплата такой надбавки;
в) ежемесячной надбавки за работу в районе экологического кризиса в размере 30% месячного должностного оклада (тарифной ставки);
— Постановление Правительства РФ от 1 октября 1998 г. N 1141 «Об установлении надбавки за работу в опасных для здоровья условиях труда некоторым категориям военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», которым введена 20-процентная надбавка к окладу (тарифной ставке) за работу в опасных для здоровья условиях труда гражданскому персоналу военно-медицинских и научно-исследовательских учреждений (подразделений) Вооруженных Сил РФ, осуществляющих диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также соответствующим категориям гражданского персонала, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека;
— Постановление Правительства РФ от 15 января 2000 г. N 38 «О дополнительных гарантиях и компенсациях гражданскому персоналу федеральных органов исполнительной власти, привлеченному к выполнению задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории субъектов Российской Федерации, расположенных в Северо-Кавказском регионе», которое установило, что гражданскому персоналу федеральных органов исполнительной власти, привлеченному к участию в выполнении задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона, за время этой работы начиная со 2 августа 1999 г.:
— выплачиваются должностные оклады (тарифные ставки) в полуторакратном размере;
— выплачиваются суточные в двукратном размере установленной нормы;
— предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью два календарных дня за каждый полный месяц указанной работы, но не более 14 календарных дней;
— сохраняется выплата процентных надбавок к заработной плате, установленных за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2000 г. N 424 «О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, сотрудникам уголовно-исполнительной системы и гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющим задачи на территории Северо-Кавказского региона» действие Постановления Правительства РФ от 15 января 2000 г. распространено на гражданский персонал федеральных органов исполнительной власти, где предусмотрена военная служба, гражданский персонал органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы.
Особые условия оплаты труда представителей гражданского персонала Вооруженных Сил РФ предусмотрены и актами федеральных органов по труду. Например, Постановление Минтруда России от 4 марта 1993 г. N 47 «О согласовании размеров увеличения тарифных ставок (окладов) работников бюджетной сферы по категориям гражданского персонала и видам деятельности, перечня надбавок, компенсационных доплат, повышений ставок и окладов, связанных с особенностями деятельности воинских частей, учреждений, военно-учебных (учебных) заведений, бюджетных предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации».
Как рассчитывается страховая пенсия
Формула расчёта будущей пенсии выглядит так: пенсия = заработанные в течение стажа баллы * установленная стоимость одного балла (на данный момент — 81,5) + обязательная сумма (которую устанавливает государство, каждый год она растёт).
Государство поощряет тех граждан, которые обращаются за пенсией не сразу же после своего 60-го или 55-го дня рождения, а позже. Чем позднее человек обратится в Пенсионный фонд, тем больше в итоге будет его пенсия (бонусные коэффициенты умножаются и на сумму набранных баллов, и на обязательную (фиксированную) сумму).
На сайте ПФ РФ можно узнать, сколько баллов заработал человек за год при определённой зарплате. Помимо этого, можно ещё задолго до наступления пенсионного возраста рассчитать размер будущей пенсии.
Оформляем прием на работу бывшего военного
И так, при приеме на работу бывший военный должен предоставить ряд документов в соответствии со ст. 65 ТК РФ. Причем если он не совмещал военную службу с педагогической или научной деятельностью и не работал до военной службы, то трудовой книжки и пенсионного свидетельства у него нет и работодателю придется их оформить.
Основными документами, предъявляемыми при трудоустройстве бывшего военного, являются документы воинского учета: военный билет, временное удостоверение или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
К сведению. Формы документов воинского учета, а также формы документов, по которым осуществляется первичный воинский учет в органах местного самоуправления, порядок их ведения и хранения установлены в приложении 9 к Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения осмотров конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 18.07.2014 N 495.
При предоставлении бывшим военным документов воинского учета работодателю следует убедиться, что тот действительно освобожден с военной службы. Только после этого можно заключать трудовой договор.
Если на момент приема на работу у военнослужащего нет документов воинского учета, а есть, например, только приказ воинской части об увольнении (который, в принципе, тоже является доказательством увольнения с военной службы), во избежание проблем рекомендуем не торопиться с оформлением трудового договора. Как вариант сначала можно заключить гражданско-правовой договор.
Если военный получает пенсию по выслуге лет, можно ли заключить с ним срочный трудовой договор?
В соответствии со ст. 59 ТК РФ допускается заключать срочный трудовой договор с лицами, которые являются пенсионерами по возрасту.
В пенсионном законодательстве РФ вместо термина «пенсия по возрасту» используется понятие «пенсия по старости» (пп. 1 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). Эти понятия тождественны (см. Определение КС РФ от 15.05.2007 N 378-О-П).
Таким образом, пенсионерами по возрасту, с которыми можно заключать срочные трудовые договоры, являются граждане, которым назначена пенсия по старости.
Что касается пенсии за выслугу лет, она является самостоятельным видом пенсии, назначаемым в рамках государственного пенсионного обеспечения бывшим военнослужащим, имеющим на момент увольнения соответствующую выслугу лет.
Вывод: заключить срочный трудовой договор с бывшим военнослужащим, получающим пенсию по выслуге лет, как с пенсионером по возрасту работодатель не может. Но срочный договор может заключаться на других основаниях, установленных ст. 59 ТК РФ.
Помимо документов, перечисленных в ст. 65 ТК РФ, бывший военный может представить документы, дающие ему право на дополнительные гарантии, например, удостоверение ветерана трудовых действий или чернобыльца.
Итак, в течение недели со дня приема на работу бывшего военнослужащего работодатель должен оформить ему трудовую книжку, если ее не было (п. 8 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 (далее — Правила)).
При этом в соответствии с п. 21 Правил запись о прохождении военной службы (противопожарной, в ОВД, ФСИН, налоговой полиции, ФСКН, таможенных органах) должна быть внесена в трудовую книжку. Поскольку образца такой записи нет, при ее оформлении необходимо руководствоваться общими требованиями по заполнению трудовых книжек. То есть до внесения записи о приеме на работу в разделе «Сведения о работе» нужно указать:
— в графе 1 — порядковый номер записи — 1;
— в графе 2 — дату внесения записи арабскими цифрами (число, месяц — двузначными, год — четырехзначными);
— в графе 3 — период и место службы;
— в графе 4 — наименование, дату и номер документа, представленного работником, на основании которого делается запись (например, военного билета).
После чего вносится запись о приеме на работу.
Приведем образец.
Комментарий к статье 11 ТК РФ
В комментируемой статье уточняется сфера действия трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права по кругу лиц, дано соотношение общих и специальных норм, единство и дифференциация правового регулирования трудовых отношений.
В ч. 1 комментируемой статьи указаны отношения, которые регулируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, т.е. речь идет об отношениях, определенных ст. 1 ТК. Соответственно, трудовое законодательство и названные акты распространяются на всех работников, вступивших в трудовые отношения с работодателем на основании трудового договора (ст. ст. 15, 16 ТК), а также на участников (стороны) отношений, непосредственно связанных с трудовыми. Часть 2 настоящей статьи определяет, что они применяются к другим отношениям при условии, что связаны с использованием личного труда, если в ТК или ином федеральном законе это предусмотрено. Так, на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной гражданской службе и муниципальной службе (ч. 7 коммент. статьи).
Согласно ч. 6 комментируемой статьи особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников устанавливаются только ТК. В разд. XII ТК содержатся главы, охватывающие особенности регулирования труда: женщин и лиц с семейными обязанностями (гл. 41), работников, не достигших 18 лет (гл. 42), руководителя организации (гл. 43), лиц, работающих по совместительству (гл. 44), и др.
В ч. 3 настоящей статьи установлено, что трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, обязательны для применения всеми работодателями, т.е. физическими либо юридическими лицами, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, при вступлении ими в трудовые отношения и непосредственно связанные с ними отношения (см. ч. ч. 3 — 5, 7 — 10 ст. 20 ТК).
Часть 4 комментируемой статьи предусматривает, что в спорных случаях о действии трудового законодательства суд принимает решение путем определения правовой природы спорного отношения. Если судом будет установлено, что реально имеет место трудовое отношение при наличии гражданско-правового договора, то в судебном порядке принимается решение о применении к таким отношениям трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, в пределах территории РФ распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранцами, лицами без гражданства либо с участием международных организаций и иностранных юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ. В Российской Федерации действуют межправительственное Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 г. и двусторонние соглашения.
Указанные акты действуют в соответствии с положениями Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 18.07.2011) , которым определяются условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях РФ наряду с гражданами России (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, ст. 4 указанного Федерального закона). Вместе с тем установлен запрет для иностранных граждан находиться на государственной или муниципальной службе либо быть членом экипажа военного корабля РФ или командиром воздушного судна гражданской авиации. Им запрещено замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ (в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 N 81-ФЗ (в ред. от 19.07.2011)) , быть принятыми на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации (ст. 14), федеральным законом может быть ограничен допуск иностранных граждан к замещению иных должностей или к занятию иной деятельностью. Кроме того, Федеральным законом от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (в ред. от 11.07.2011) установлено право указанных лиц на трудовую деятельность в Российской Федерации в разрешительном порядке.
——————————— СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 46 (ч. 1). Ст. 4437; 2004. N 35. Ст. 3607; N 45. Ст. 4377; 2006. N 30. Ст. 3286; N 31 (ч. 1). Ст. 3420; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 21; N 2. Ст. 361; N 49. Ст. 6071; N 50. Ст. 6241; 2008. N 19. Ст. 2094; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 19. Ст. 2283; N 23. Ст. 2760; N 26. Ст. 3125; N 52 (ч. 1). Ст. 6450; 2010. N 21. Ст. 2524; N 30. Ст. 4011; N 31. Ст. 4196; N 40. Ст. 4969; N 52 (ч. 1). Ст. 7000; 2011. N 1. Ст. 29, ст. 50; N 13. Ст. 1689; N 17. Ст. 2318, ст. 2321; N 27. Ст. 3880; N 30 (ч. 1). Ст. 4590. СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2207; 2001. N 22. Ст. 2125; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2004. N 15. Ст. 1519; N 45. Ст. 4377; 2005. N 52 (ч. 1). Ст. 5581; 2006. N 50. Ст. 5279; 2007. N 46. Ст. 5557; N 50. Ст. 6246; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 49. Ст. 5748; 2009. N 1. Ст. 30; N 29. Ст. 3625; 2010. N 27. Ст. 3425; N 48. Ст. 6246; 2011. N 23. Ст. 3253; N 25. Ст. 3534; N 30 (ч. 1). Ст. 4590, ст. 4596. СЗ РФ. 2006. N 30. Ст. 3285; 2007. N 49. Ст. 6071; 2008. N 30 (ч. 1). Ст. 3589; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 29. Ст. 3636; 2010. N 21. Ст. 2524; N 31. Ст. 4198; N 52 (ч. 1). Ст. 7000; 2011. N 13. Ст. 1689; N 27. Ст. 3880; N 29. Ст. 4291.
Комментируемая статья определяет сферу действия общих и специальных норм, закрепленных ТК и иными актами. Соотношение общих и специальных норм проявляется в распространении общих норм на всех работников, а специальных норм — на отдельные категории работников, особенности регулирования трудовых отношений которых связаны с характером и условиями труда или обусловлены иными факторами, указанными в ст. ст. 251, 252 ТК. Таким образом, в комментируемой статье выражено сочетание и соотношение единства и дифференциации правового регулирования труда (см. разд. XII ТК).
В последней части комментируемой статьи определены лица, не являющиеся работниками, вступившими в трудовые отношения, при этом если они не являются работодателями, то трудовое законодательство и указанные акты на них не распространяются. К ним отнесены: военнослужащие, при исполнении ими обязанностей военной службы; члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор согласно ст. 281 ТК); лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера; другие лица, если это установлено федеральным законом.
Порядок оформления пенсии военнослужащего
Согласно действующему законодательству, оформить военное пенсионное обеспечение может лицо, уволенное со службы и достигшее на день увольнения возраста 45 лет.
Человек должен прослужить не менее 12 лет при общем трудовом стаже 25 лет и более.
При этом некоторые военнослужащие считают, что, пока идет служба по контракту, трудовая книжка не нужна, так как ее заменяет военный билет или удостоверение. Это не так. Дело в том, что, конечно, военнослужащий не сотрудник по трудовому договору и все записи производятся у него военном билете, но существуют и иные виды службы, при которых трудовая книжка выдается, например в МВД. Поэтому, если вы ничего не знаете по вопросу о службе по контракту и записи в трудовую, вам стоит уточнить данный вопрос заранее, перед выходом на пенсию.
Армия и трудовой стаж
Согласно законодательству РФ срок нахождения в рядах армии входит в общий трудовой стаж и поэтому все годы, которые были отданы службе, будут учтены при расчете пенсионных выплат. Но здесь возникает еще один немаловажный вопрос: как доказать, что служба имела место быть? Для подтверждения данного факта существует два способа:
- Предоставить военный билет. Это поможет без проблем подтвердить период нахождения в рядах армии и добавить к своему трудовому стажу еще один год;
- Предоставить справку о прохождении лечения в военном учреждении. Это также является отличным способом добавить к трудовому периоду дополнительный срок.
Может ли военнослужащий работать по совместительству
Если рассматривать законодательные акты, то ответ на вопрос могут ли военнослужащие трудиться по совместительству будет однозначным: нет. Лица, являющиеся военнообязанными, осуществлять другую трудовую деятельность не вправе. Сама по себе военная служба направлена на сохранение госбезопасности нашей страны, для повышения обороноспособности, а также на выполнение иных особых задач. Специфика такой службы и дает ограничение на другую трудовую деятельность. Дело в том, что каждый военнослужащий закреплен за определенным местом службы. Там они обязаны постоянно находиться с целью выполнения своих прямых профессиональных обязанностей, а также обеспечения обороноспособности своей части. В том случае, если он отсутствует на своем рабочем месте и находится на другой работе по совместительству, выполнять приказ он уже не сможет. Права военнослужащих на трудовую деятельность определяются законом №76-ФЗ, в соответствии с которым, профзанятость таких лиц допускается только для несения военной службы. Любая другая работа, осуществляемая военными за вознаграждение, запрещена. Этот запрет подразумевает запрет на работу по совместительству в организациях, предприятиях или учреждения различного рода и заключением с ними трудовых договоров. Кроме того, согласно закона №53-ФЗ исполнять свои воинские обязанности военнослужащие обязаны на протяжении всего времени несения службы. Соответственно, даже в то время, когда они не заняты на службе, трудиться они в другом месте не должны.
Процедура заключения соглашения с военнослужащим
От того, является ли гражданин действующим военнослужащим-контрактником, зависит порядок заключения контракта на военную службу — первого или нового.
Заявление (рапорт) о желании заключить договор подается гражданином:
- не военнослужащим при поступлении на должности, замещаемые не офицерами (солдатами, матросами, сержантами и т. д.), — в пункты отбора на службу или воинские части;
- не военнослужащим при поступлении на офицерские должности — в военкомат по месту жительства;
- военнослужащим — в воинскую часть.
Указанные органы проводят отбор кандидатов.
Процедура, в соответствии с которой происходит заключение первого контракта с военнослужащим:
- Подача заявления (рапорта) в пункт отбора, военкомат или воинскую часть.
- Регистрация заявления, его принятие или возврат (при недостижении нужного возраста, наличии судимости, отбывания ранее наказания в колонии и т. д.).
- Рассмотрение заявления в течение месяца.
- Медицинское освидетельствование и заключение о категории годности к службе.
- Профессиональный психологический отбор (определяется уровень интеллектуального развития, психологическая готовность к службе, коммуникабельность и т. д.).
- Проверка уровня образования.
- Вывод о соответствии или несоответствии кандидата условиям службы.
При положительном решении кандидат получает от военкомата или пункта отбора предписание и отправляется в воинскую часть для заключения контракта.
Виды материального обеспечения служащих контрактного состава
На весь период действия договора с воинской частью гражданин РФ или иностранного государства обеспечивается:
- Денежным довольствием, предусматривающим надбавки за выслугу, профессиональную квалификацию, работу с документами секретного характера, особые условия службы, выполнения задач, связанных с риском для жизни, уровень физической подготовки. Также служащему полагается ежегодная выплата материальной помощи, равной одному окладу.
- Компенсацией проезда в обе стороны (выплачивается служащим по контракту в районах Крайнего Севера);
- Продовольственными, вещевыми продуктами;
- Жильем. Предоставляются кубриковые, малосемейные общежития, служебные квартиры. При отсутствии жилых фондов выполняются доплаты за съем жилья в черте гарнизона или ближайшего населенного пункта.
- Страховым полисом.
- Социальными гарантиями, необходимыми для получения образования.
- Подъемным пособием, если контрактник переезжает на новое место службы из своего региона.
- Выплатами за выполнение боевых задач в условиях чрезвычайной обстановки и вооруженных конфликтов.
- Медицинским обслуживанием – бесплатное лечение, стоматологические услуги в военных госпиталях, назначением необходимых фармацевтических препаратов.
Гражданину, решившему служить по контракту, стоит начать с посещения пункта отбора в своем регионе.
Контракт: плюсы и минусы
Российская контрактная армия — явление относительно новое. Чего же в нем больше – плюсов или минусов? Рассмотрим для начала положительные моменты.
Очень значимо то, что граждане призывного возраста имеют выбор: проходить добровольную или обязательную службу. Многими контрактниками служба признается выгодной, поскольку она позволяет получить стабильность, многочисленные привилегии, льготы, а также избежать безработицы. Наемники более свободны в службе и перемещении: если срочники имеют множество ограничений, то современная служба по контракту сравнима с обычной работой.
Теперь о минусах. По статистике, практически пятая часть заключивших контракт разрывают его в первые месяцы службы. Видимо, на это есть причины. Разрываются контракты и по инициативе противоположной стороны — в основном за излишнее употребление алкогольных напитков или в случае непрохождения испытательного срока. Огромным минусом любой военной службы, и контрактной в частности, является необходимость рисковать здоровьем и жизнью.
Далеко не все могут смириться и с присутствующим ограничением личного пространства и свободы: командировки, подчинение приказам, неустроенный быт в полевых условиях, необходимость ношения формы – этого никто не отменял. Несмотря на множество привилегий и надбавок, не все контрактники остаются довольны зарплатой, к тому же ее увеличение не поспевает за инфляцией.
***
Итак, служба по контракту в армии — новое перспективное направление, дающее массу преимуществ решившим на нее поступить. Но принимать решение нужно осознанно и после тщательного изучения всех плюсов и минусов этого безусловно благородного дела.
***
Больше полезной информации — в рубрике «Военнослужащие».
Длительность первого контракта и условия продления
Теперь что касается сроков службы в армии и ряда условий, которые предоставлены контрактнику для продления договора.
Итак, в качестве минимального срока контракта в армии выступают 3 года — это относится ко всем первым контрактам для претендентов на должность не выше сержанта или старшины. Если же максимально предусмотренное звание является офицерским — контракт на базе высшего образования — в качестве минимума выступают пять лет.
Остаться в армии можно при условии высокой исполнительности и отсутствия инцидентов. Таким образом, условия продления ничем не отличаются от тех, какие предоставляются военнослужащему при первичном договоре. Продлить контракт можно на срок от трех до десяти лет. Существуют также лица, подписавшие или продлившие контракт после поступления на службу в военное учебное учреждение, — срок контракта таковых составляет пять лет после получения диплома.
Вадим:
Я родом из Москвы, но после срочки решил остаться на Дальнем Востоке, в береговой охране. Нравится служить, тут я нашел свое призвание. Пошел учиться в военное училище, закончил с отличием. Недавно женился, должны скоро дать квартиру. Вижу много плюсов в контрактной службе. Это и хороший заработок, и уверенность в завтрашнем дне. Сергей:
Контрактник только внешне выглядит счастливым. Работа в армии тяжелая. Нужно быть и дисциплинированным, мобильным: в любой момент сорвут на учения. Лучше всего служить в таможенных органах. Я прошел службу по контракту, теперь хочется попробовать себя в другой области. Сейчас переквалифицируюсь, подучусь, и можно до пенсии поработать в более спокойном месте, чем ГРУ. Лариса:
Со школьной парты мечтала об армии. В Тамбове пошла в военкомат и попросилась на службу. Взяли в связисты. Прошла обучение, потом училась в военном учреждении. Сейчас уже в звании майора. Нисколько не пожалела о своем выборе. Женщинам советую не бояться идти служить. Вакансии для женщин есть во многих воинских частях.
Контрактной службе посвящает свою жизнь многие молодые люди, не только мужчины, но и женщины. Они не представляют себе жизни без армии, которая дает веру в завтрашний день, материальную поддержку.