Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Единый налоговый платеж: что нас ждет в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Безболезненное наращивание заимствований стало возможным благодаря консервативной бюджетной политике последних 20 лет, когда правительство ограничивало поступление рентных доходов в текущее потребление и формировало из них суверенные резервы. Исключительно низкий госдолг и низкая инфляция создают широкое пространство для бюджетного маневрирования в условиях кризиса.
Итоги 2019 – 2020 годов
Разработчики Основных направлений признают, что реализация бюджетной политики в 2019 и 2020 годах происходила в принципиально разных условиях.
В течение 2019 и начала 2020 годаключевой задачей единой экономической политики было содействие достижению национальных целей развитиястраны посредством обеспечения устойчивых темпов роста экономики и расширения потенциала сбалансированного развития.
В 2020 годуусловия реализации экономической политики принципиально изменились в связи с глобальной пандемией новой коронавирусной инфекции. Меры, направленные на сдерживание ее распространения, привели к беспрецедентному в послевоенной истории сокращению экономической активности в мире и вызвали глубокое падение на глобальных сырьевых и финансовых рынках. В связи с вышеуказанным экономическая политика в этот период ориентирована прежде всего на содействие борьбе с пандемией и ее последствиями посредством создания условий для быстрого восстановления экономики с минимальными потерями для потенциала развития.
Смягчение и консолидация
Однако очень важно не растратить преимущества здоровой финансовой системы последних лет. И здесь надо видеть ряд рисков.
Во-первых, сколь бы низким не был уровень долга, его наращивание предполагает и наращивание расходов на обслуживание. С учетом текущего уровня инфляции в России (низком, но все-таки существенно более высоком, чем в других развитых странах) стоимость долговых ресурсов у нас довольно высокая. По сравнению с 2019 годом обслуживание государственного и муниципального долга вырастает более чем вдвое — с 730,8 млрд до 1610,9 млрд руб. в 2023 году.
Во-вторых, современный кризис в основе своей имеет шок предложения, связанный с искусственной остановкой производства (из-за закрытия границ и локдаунов). Это принципиально отличает нынешнюю ситуацию от Великой депрессии или от кризиса 2008–2010 годов (Великой рецессии), в основе которых был шок спроса. И даже при схожести глубины падения шок предложения не лечится «вертолетными деньгами», поскольку есть высокий риск попадания в ловушку стагфляции. Сейчас это выглядит как экзотика, но игнорировать такой риск нельзя. Не говоря уже о том, что в России инфляционные ожидания до сих пор остаются достаточно высокими.
Именно поэтому в федеральный бюджет закладывается тренд на бюджетную консолидацию, ведущий к постепенному сокращению дефицита: с 4,4% ВВП в 2020 году до 2,4% ВВП в 2021 году и 1,0–1,1% ВВП в последующие два года. Бюджетная консолидация вполне оправданна, и сокращение расходов (до 1 трлн руб. ежегодно) не должно оказывать негативного влияния на экономику.
Разумеется, важен не только объем расходов, но и их эффективность — способность обеспечить экономический рост и рост благосостояния. Параметры федерального бюджета содержат некоторое возрастание (с 20,3% в 2019 году до 21,4% в 2023-м) доли расходов, которые принято относить к производительным, то есть повышающим совокупную факторную производительность. В частности, увеличивается доля средств, направляемых на развитие образования, здравоохранения, транспортной инфраструктуры.
Предусмотрено ежегодное наращивание финансирования мер по достижению установленных президентом национальных целей — с 2,2 трлн руб. в 2020 году до 2,8 трлн руб. в 2023-м. На нацпроекты в 2023 году пойдет около 12% бюджетных расходов (в 2019 году эта доля составляла около 9%).
По нашим оценкам, изменение структуры бюджета расширенного правительства в 2021 году по сравнению с 2019-м окажет положительное влияние на экономический рост в среднесрочной перспективе, ускорив его примерно на 0,2 п.п.
Еще в декабре 1880 года министр финансов России Александр Абаза, представляя Государственному совету очередной бюджет, предлагал пойти по пути экономии многих статей расходов, «кроме лишь таких, на которые не нужно жалеть денег, собственно, потому, что издержки на них ведут к подъему народного благосостояния; к таким расходам относятся издержки на училища и школы, на устройство судебной части и на пути сообщения». Как мы видим, бюджетные приоритеты, особенно в переломные и кризисные моменты истории, меняются не так уж сильно.
Структура налоговой системы
Итак, налоговая система состоит из трех уровней: федерального, регионального и местного. На каждом из них устанавливаются налоги и прочие обязательные платежи. Соответственно, все они подразделяются на федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Что это значит?
В первую очередь, правила применения того или иного налога устанавливаются на уровне, к которому он относится. Одни налоги, например, НДС или НДФЛ, взимаются по единым правилам на всей территории страны. Тогда как основные параметры региональных или местных налогов и сборов устанавливаются на уровне субъекта РФ или муниципального образования. Это относится, в частности, к налогам на имущество организаций и физических лиц.
Следует отметить, что регион либо муниципальное образование действуют строго в рамках Налогового кодекса. Это значит, что они не могут вести собственный налог, не регламентированный на федеральном уровне. Акты субъекта или муниципального образования устанавливают лишь определенные параметры применения того или иного налога — ставки, льготы, периоды и так далее.
Уровнем, к которому относится налог, обусловлена и территория действия правил его применения. Например, ставка регионального налога будет действовать на территории всего субъекта РФ, а ставка местного налога — на территории муниципального образования.
Особенности уплаты авансов через ЕНС: уведомление
Как было сказано, есть налоги с авансовой системой расчетов. Для распределения единого налогового платежа предусмотрена подача налогоплательщиком Уведомления об их исчисленных суммах.
Данное уведомление содержит всего 5 реквизитов – ИНН, КПП, КБК, ОКТМО и срок уплаты. Это в 2,5 раза меньше реквизитов, чем в платежке, которой в 2022 году перечисляют авансы по налогам.
Форму и электронный формат уведомления об исчисленных суммах налогов утвердит приказ ФНС России.
Представить уведомление можно:
- по ТКС;
- через ЛК;
- учетную систему налогоплательщика (ERP-система);
- на бумажном носителе.
В ЕНС уплата предусмотрена только на единый налоговый платёж – ЕНП. Поэтому переплаты на налогах не будет. Для распределения ЕНП в налоги с авансовой системой расчетов (УСН и др.) предусмотрена подача плательщиком указанного уведомления. Поэтому исключены случаи самовольного зачета ФНС «якобы переплаты» в счет недоимок по пеням, образуя недоимку уже по налогу УСН.
Как известно, недоимка возникает со следующего дня после срока уплаты. Следовательно, подача уведомления об исчисленных суммах налогов до срока уплаты, но ранее чем срок уплаты, не может привести к возникновению недоимки.
ИП и организации смогут продолжить уменьшать УСН страховыми взносами. Уплаченная сумма взносов будет определена в соответствии с установленными правилами распределения ЕНП. И ЕНП будет распределен во взносы на основании уведомления об исчисленных суммах налогов.
Федеральные, региональные и местные налоги в 2022 году
Действие местных налогов регулируется НК РФ и нормативными актами, составленными на уровне муниципального образования. К таким налогам относятся земельный налог и налог на имущество физлиц. А с 2015 года в состав этой группы введен торговый сбор (закон от 29.11.2014 № 382-ФЗ).
О порядке и сроках уплаты торгового сбора читайте в материалах рубрики «Торговый сбор».
Обратите внимание! С 2021 года сроки уплаты транспортного и земельного налога стали едины, т.к. регламентированы на федеральном уровне. Местными и региональными властями они больше не утверждаются. Подробности см. здесь.
Средства, направляемые на оплату налогов, поступают в местные бюджеты.
Отличия налога от сбора заключается в следующем:
- Сбор взимается в связи с желанием плательщика обладать определенным правом (лицензией или разрешением). Например, торговый сбор (взимается только в Москве, т.е. это местный сбор) за право использовать объкты для торговли.
- Сборы носят разовый характер, а налоги уплачиваются периодически.
- Целью взимания сбора является компенсация дополнительных расходов бюджета, связанных с оказанием конкретному плательщику конкретных публично-правовых услуг.
Распределения налогов и налоговых доходов между бюджетами в Российской Федерации
→ → Актуально на: 13 апреля 2017 г. Классификацию налогов по различным критериям мы рассматривали в и указывали, что налоги и сборы по уровню бюджетов бывают федеральными, региональными и местными.
Приведем закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов и сборов в нашем материале.
Виды налогов (федеральные, региональные и местные налоги) установлены . При этом в указывается, что помимо приведенных в федеральных налогов к ним также относятся . То, что налоги бывают федеральные, региональные и местные, определяет различия в порядке их введения в действие, применения и отмены.
К примеру, местные налоги, устанавливаемые НК РФ и правовыми актами муниципальных образований или законами городов федерального значения, обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований или городов федерального значения (). Например, торговый сбор введен лишь на территории г.
Москвы (, , ). А земельный налог действует на всей территории РФ, но органы власти муниципальных образований и городов федерального значения по земельному налогу устанавливают налоговые ставки в пределах предусмотренных НК РФ, налоговые льготы, а также порядок и сроки уплаты налога организациями ().
В отличие от местных налогов, федеральные налоги (за исключением спецрежимов) устанавливаются исключительно НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ (). Приведем в таблице федеральные, региональные и местные налоги, включая специальные налоговые режимы: Федеральные налоги и сборы, в т.ч.
Налог на прибыль — основной платёж для крупного и среднего бизнеса, а также части малых компаний, которые не перешли на специальные режимы.
Это прямой налог, который юридические лица уплачивают с того, что они заработали. Давайте рассмотрим нюансы определения базы для его расчёта, порядок уплаты и действующие в 2022 году ставки.Плательщиками налога являются:
- Иностранные компании, имеющие здесь представительства, получающие доходы, являющееся резидентами или фактически управляемые из РФ.
- Российские организации, применяющие .
Не платят налог на прибыль организаций:
- резиденты «Сколково».
- компании на , или ;
- организации из сферы игорного бизнеса;
Компании из двух первых групп платят другие налоги, а доходы участников «Сколково» вовсе освобождены от налогообложения.Для юридических лиц из России и иностранных компаний, имеющих здесь представительства, под налогооблагаемой прибылью понимается разница между доходами и расходами.
Прочие иностранные организации не учитывают свои затраты, то есть налогом облагается весь полученный ими в России доход.Формула расчёта налога стандартная: Налоговая база * Налоговая ставка.А вот базу по налогу на прибыль определить непросто.
Алгоритм такой:
- рассчитывается прибыль или убыток от внереализационных операций;
- рассчитывается прибыль либо убыток от реализации;
- итоговая база по налогу: прибыль (убыток) от реализации + прибыль (убыток) от внереализационных операций — убытки
— — Подробно порядок взимания НДФЛ рассматривается в гл.23 НК РФ.
Кроме того юридическая база по подоходному налогу включает в себя следующие нормативы: Отдельные нюансы начисления и уплаты НДФЛ разъясняются в Письмах ФНС РФ и Минфина.
Гл.23 НК РФ достаточно подробно разъясняет порядок по расчету подоходного налога и его уплате. С 2016 года установлено, что налоговые агенты обязаны выплачивать НДФЛ за своих сотрудников не позже дня, последующего за днем действительного получения дохода (зарплаты) и не позднее завершения месяца, в каком были выданы пособия, связанные с наступлением нетрудоспособности и отпускные.
Прежде перечисление следовало проводить день в день. Индивидуальные предприниматели и физические лица, у которых в текущем году имело место получение налогооблагаемого дохода, уплачивают НДФЛ в следующем за отчетным годом.
Оплата подоходного налога осуществляется по месту постановки на учет физического лица или налогового агента. Физлица самостоятельно вносят необходимые платежи, за наемных работников налоги платят работодатели. Обособленные подразделения, платят НДФЛ по месту своего нахождения.
Если российская компания имеет обособленные подразделения, находящиеся в пределах одного муниципального образования, он вправе встать на учет по месту нахождения любого подразделения и платить все налоги по одному месту учета.
Когда подразделения находятся на территории разных муниципальных образований, то налоги уплачиваются по отдельности по месту регистрации каждого отдельного филиала.
Основная часть уплаченного НДФЛ поступает в бюджеты субъектов РФ.
Какие ставки по налогу на прибыль в 2022 году? Как они распределяются? Поясним.
Основная ставка налога на прибыль с 01.01.2022 составляет 20%.
Распределение прибыли на федеральную и региональную части следующее:
- 3% – зачисляются в федеральный бюджет;
- 17% – зачисляются в бюджет субъекта РФ.
Виды доходов Ставка, налог по которой зачисляют в федеральный бюджет, % Ставка, налог по которой зачисляют в региональный бюджет, % Где закрепили ставку Доходы Исключение – перечисленные ниже, по которым применяют иные ставки 3 17 п.
1 ст. 284 НК Доходы в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, которые выпустили до 20 января 1997 года включительно 0 0 подп.
3 п. 4 ст. 284 НК Доходы в виде процентов по облигац��ям государственного валютного облигационного займа 1999 года, которые выпустили при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III 0 0 подп. 3 п. 4 ст. 284 НК Доходы в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, которые выпустили на срок не менее трех лет до 1 января 2007 года 9 0 подп.
2 п. 4 ст. 284 НК Доходы в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, которые выпустили до 1 января 2007 года 9 0 подп.
2 п. 4 ст. 284 НК Доходы учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, которые получили на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года
Для юридических лиц, которые не имеют права на поквартальную уплату, доступны 2 варианта расчёта ежемесячных платежей:
- исходя из прибыли за прошлый квартал с доплатой по итогам периода;
- исходя из фактической прибыли.
По умолчанию будет применяться первый способ. Чтобы исчислять авансовые платежи, исходя из фактической прибыли, нужно не позднее конца года подать в ИФНС уведомление в свободной форме.
Суть первого способа в следующем. В текущем квартале нужно уплатить столько аванса, сколько было начислено за предыдущий. Эта сумма делится на три части и уплачивается в каждом месяце квартала. Когда он закончится, следует рассчитать сумму налога, исходя из того, сколько было получено прибыли, и произвести доплату.
Приведём пример. Пусть начисление налога за IV квартал прошлого года составило 30 000 рублей. В январе, феврале и марте текущего года компания должна была уплатить по 10 000 рублей. При этом за I квартал она заработала 160 000 рублей. Налог к уплате составляет 160 000 х 20% = 32 000 рублей. Однако 30 000 из них уже уплачено, поэтому нужно доплатить только 2 000 рублей.
При способе уплаты, исходя из фактической прибыли, сумма аванса рассчитывается по окончании каждого месяца нарастающим итогом с начала года. То есть в феврале считается и платится налог за январь, в марте — за январь + февраль с учётом уплаченного ранее и так далее.
Например, налогооблагаемый доход организации составил:
- за январь — 90 000 рублей;
- за февраль — 150 000 рублей;
- за март — 120 000 рублей.
По итогам каждого месяца следует уплатить:
- в феврале за январь: 90 000 * 20% = 18 000 рублей;
- в марте за январь и февраль: (90 000 + 150 000) * 20% — 18 000 = 30 000 рублей;
- в апреле — за январь, февраль и март: (90 000 + 150 000 + 120 000) * 20% — (18 000 + 30 000) = 24 000 рублей.
Все, кто платит налог на прибыль организаций, подают в ИФНС декларацию. Периодичность подачи внутри отчётного года зависит от того, как производятся авансовые платежи:
- если ежемесячно, исходя из фактической прибыли, декларации нужно подавать до 28 числа следующего месяца (12 деклараций в год);
- если поквартально либо раз в месяц, но по данным за прошлый период, декларации нужно подавать по итогам I квартала, полугодия, 9 месяцев. Последний день представления — 28 числа месяца, следующего за окончанием квартала.
Годовую декларацию все должны подать до 28 марта года, следующего за отчётным. Уплата налога на прибыль, исчисленного по итогам года, производится также до этой даты. То есть налог на прибыль 2021 года нужно будет уплатить не позднее 28 марта 2022 года.
Проблемы распределения налогов между уровнями бюджетов Российской Федерации
Бюджеты субъектов РФ |
Местные бюджеты |
||
Бюджеты городских и сельских поселений |
Бюджеты муниципальных районов |
Бюджеты городских округов |
Бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения |
Поступление акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей, акцизов на алкогольную продукцию по дифференцированным нормативам отчислений, установленным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год |
Передача федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ по единым нормативам отчислений, установленным законом субъекта РФ (за исключением закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год или иного закона субъекта РФ на ограниченный срок действия) |
||
Передача налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в бюджет субъекта РФ по дополнительным нормативам отчислений, установленным законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год, в счет дотаций из региональных фондов финансовой поддержки поселений и (или) региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) |
|||
Передача федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, подлежащих зачислению в бюджет муниципального района, по единым нормативам отчислений, установленным решениями органов местного самоуправления муниципального района (за исключением решения о бюджете муниципального района на очередной финансовый год или иного решения на ограниченный срок действия) |
Федеральный бюджет на 2021 г. и плановый период 2022-2023 гг. Инфографика
Какие ставки по налогу на прибыль в 2021 году? Как они распределяются? Поясним.
Основная ставка налога на прибыль с 01.01.2021 составляет 20%.
Распределение прибыли на федеральную и региональную части следующее:
- 3% – зачисляются в федеральный бюджет;
- 17% – зачисляются в бюджет субъекта РФ.
Виды доходов Ставка, налог по которой зачисляют в федеральный бюджет, % Ставка, налог по которой зачисляют в региональный бюджет, % Где закрепили ставку Доходы Исключение – перечисленные ниже, по которым применяют иные ставки 3 17 п.
1 ст. 284 НК Доходы в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, которые выпустили до 20 января 1997 года включительно 0 0 подп.
3 п. 4 ст. 284 НК Доходы в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, которые выпустили при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III 0 0 подп. 3 п. 4 ст. 284 НК Доходы в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, которые выпустили на срок не менее трех лет до 1 января 2007 года 9 0 подп.
2 п. 4 ст. 284 НК Доходы в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, которые выпустили до 1 января 2007 года 9 0 подп.
2 п. 4 ст. 284 НК Доходы учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, которые получили на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года
Итак, все фискальные платежи можно разделить на три вида: федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Ключевое отличие между этими платежами — это уровень власти, который устанавливает основные нормы и правила применения налогообложения. То есть если полномочия по определению ставки, льготы, периода и принципов переданы властям субъекта России, то и платеж считается региональным.
Однако нужно отметить, что фискальные платежи регламентированы в Налоговом кодексе РФ. То есть НК РФ является правовой основой действующей налоговой системы государства. Это значит, что муниципальные органы управления, а также власти субъекта России не вправе вводить дополнительные (новые) обязательства. В их полномочия входит конкретизация порядка налогообложения по действующим фискальным сборам.
Второе отличие — это уровень бюджета (казны), в который зачисляется платеж. Так, налоги и сборы по уровню бюджетов бывают:
- федеральные — зачисляемые напрямую в казну Федерации (первый уровень);
- региональные — поступающие в казну субъекта (второй);
- местные — перечисляемые в бюджет муниципального образования (третий).
Третьим отличием является территориальный признак, то есть территория, на которой действуют основные принципы налогообложения. Не само обязательство, а именно порядок его применения.
Так, обязательства первого ранга применяются на территории всего государства. Принципы, правила и нормы, закрепленные в НК РФ, едины для исполнения для всей России.
Особенности обременений второго ранга устанавливаются для конкретного региона. Например, власти одной области вводят региональные налоговые льготы, снижают ставки, утверждают отчетные периоды и авансовые платежи, обязательные для жителей данного региона. Следовательно, в ином субъекте могут быть приняты иные нормы.
Для сборов третьего, местного, ранга алгоритм и особенности налогообложения действуют только на территории муниципального образования. Следовательно, в отличие от местных налогов, федеральные налоги и порядок их применения не может быть изменен на муниципальном или региональном уровнях. Далее приведем закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов.
Итак, мы определили, что налоги бывают федеральные, региональные и местные. Также установили их ключевые отличия. Теперь определим, какие фискальные платежи следует относить к конкретному виду. Для этого распределим все действующие платежи и сборы в таблицу.
Федеральные, региональные и местные налоги, таблица:
Вид обязательства |
Наименование |
Федеральные |
|
Региональные |
|
Местные |
|
Все налоговые обязательства разделены на три уровня в зависимости от того, в какой бюджет они зачисляются. Общие правила налогообложения регламентирует НК РФ, который является основной действующей фискальной системой России.
Для местных и региональных сборов характерные особенности применения налогообложения устанавливают власти соответствующего ранга. Однако отступить от общих норм, закрепленных в НК РФ, власти второго и третьего уровней не вправе.
Фискальные платежи формируют доходную часть бюджета, в который средства зачисляются напрямую. Для обязательств первого и второго уровней допустимо перераспределение между нижестоящими бюджетами. То есть предоставление средств в виде субсидий, субвенций и прочих трансфертов.
Распределение налогов между уровнями бюджетной системы
Расходы отечественного бюджета в 2020 году, как ожидается, составят 18,994 трлн. руб., что, примерно, равно 17,2% ВВП.
В конкретике цифр, на дотации регионам планируют потратить 2,154 трлн. руб. Еще 679,2 млрд. пустят на выравнивание бюджетного обеспечения, а 20 миллиардов, как и прежде, обязательно заложат в достижение максимального прироста налоговых поступлений.
Расходная часть оборонного бюджета в 2020 году зафиксирована на уровне 2,5 трлн. руб. Засекреченных статей оборонного бюджета и бюджета национальной безопасности запланировано более чем на 3 трлн. руб. (18,2% всех расходов).
В том числе на органы внутренних дел пустят 682,2 млрд., на СКР и органы прокуратуры – 121,7 млрд., на Росгвардию – 242,7 млрд., ФСБ и ФСО – 341,4 млрд., пограничники потребуют 144,4 млрд., а ФСИН – 204,2 млрд.
В 2020 году доходы федерального бюджета РФ увеличатся из-за повышения целого ряда налогов:
- НДС. Первое и главное изменение по сравнению с доходными статьями бюджетов минувших лет – это повышение уровня НДС с 18% до 20%. Данная мера позволит регулярно увеличивать поступления в федеральный бюджет: так, в 2020 году сумма дополнительных сборов составит 678 миллиардов рублей, а в 2021 – уже 728 миллиардов;
- Акцизы. Самое большое поднятие ставок ожидается на топливо. Причина этого – увеличение акцизов на подакцизные товары на 10%. Также вырастут акцизы на другие товары массового потребления: сигареты, алкоголь и прочее. Постепенное повышение акцизов (не более 2 раз в год) запланировано до 2020 года включительно, но возможны корректировки;
- ЕНВД. Ставка будет поднята с 1-го января 2020 года на 2,5%. Причиной подобного изменения станет коэффициент инфляции, который составит к январю составит 1,915.
Календарь бухгалтера Проверка контрагента Трудовой кодекс Налоговый кодекс. Автор PPT. Порядок распределения НДФЛ между бюджетами изменился. Президент одобрил поправки в бюджетное законодательство.
Руководство партии Региональные отделения. Одним из недостатков НДФЛ, является его недостаточно эффективное распределение между региональным и местными бюджетами. Так, согласно ст. При этом выбор способа передачи средств единые и или дополнительные нормативы отчислений остается за субъектом РФ. Из-за чего, распределение конкретных объёмов средств от НДФЛ в отдельные местные бюджеты, иногда происходит из принципа лояльности местной власти к региональной власти. Меньше всего средств от НДФЛ при этом поступает в сельские поселения посёлки и деревни , ставя их на грань вымирания.
Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца. Предлагается распределить между региональными и местными бюджетами доходы от налога на доходы физических лиц в равных долях. Соответствующий законопроект 1 внесен в Госдуму депутатом Александром Смирновым.
Бюджет России на 2021 год в цифрах – изучаем бухгалтерию государства
> > 25 сентября 2021 Федеральные налоги, а также региональные и местные налоги и сборы перечислены в Налоговом кодексе РФ. Классификацию налогов — федеральных, региональных и местных — с указанием номера регулирующей их нормы мы рассмотрим в данной статье. В соответствии со ст. 12 НК РФ федеральные налоги и сборы представляют собой такие обязательные платежи, перечисление которых должно осуществляться повсеместно на территории РФ.
При этом действие норм по федеральным налогам регулирует только НК РФ, который вводит и отменяет как сами налоги, так и отдельные положения по тому или иному федеральному налогу. Суммы федеральных налогов поступают в одноименный бюджет РФ.
О порядке применения КБК по различным налогам вам расскажут материалы этой . Региональные налоги, к которым относятся транспортный налог, налоги на игорный бизнес и имущество организаций, могут регулироваться как НК РФ, так и законами, которые издаются властями регионов страны, в отличие от федеральных налогов.
Законы субъектов определяют значение ставок, а также наличие тех или иных льгот, уточняют сроки оплат и представления деклараций.
Так, например, гл. 28 НК РФ, устанавливая ставки по транспортному налогу в п.
1 ст. 361 НК РФ, в п. 2 ст. 362 НК РФ указывает, что их значение может меняться субъектами в большую или меньшую сторону в 10 раз. А в законе города Москвы «О транспортном налоге» от 09.07.2008 № 33 уже закреплены окончательные требования по исчислению налога, в частности ставки, используемые для расчета транспортного налога.
Федеральный бюджет на 2021 г. и плановый период 2022-2023 гг. Инфографика
Государственный бюджет – это закон, согласно которому правительство РФ планирует доходы и расходы государства для выполнения обязательств перед страной. С одной стороны бюджет 2021 отвечает на вопрос, сколько средств пойдет на здравоохранение, оборону и другие приоритетные направления.
С другой – это финансовый прогноз уровня инфляции, курса национальной валюты, объема заработка государства на экспорте нефти, газа и других ресурсов, а также налоговых отчислений и прочих поступлений в казну. На основе прогноза формируется расходная часть основного финансового документа страны.
Непосредственной подготовкой закона занимается Министерство финансов, после чего его утверждает Правительство РФ. Далее документ вносится на рассмотрение в Госдуму, которая должна одобрить его в 3 чтениях.
Бюджет России на 2021 г. предполагает рост заработка в сравнении с тратами. Запланированы следующие цифры:
- доходы – 20,379 трлн. р.;
- расходы – 19,503 трлн. р.;
- профицит – 876 млрд. р.
Траты вырастут на 0,5% до 17,3% ВВП, размер которого в текущем году – 112,863 трлн. р. Указанная величина должна оказать должный эффект на экономическое развитие страны, несмотря на тенденции снижение роста мировой экономики.
Основные цифры непостоянные. Например, в 2021 г. Правительство вносило поправки в документ. Изначально закладывались следующие показатели (в трлн. р.): доходы — 19,969, расходы — 18,037, профицит — 1,932. Итоговые цифры оказались несколько другими. Доходы остались примерно на том же уровне — 19,970, расходы увеличились до 18,489, а профицит уменьшился до 1,481.
Профицит — это показатель, свидетельствующий о том, что доходы государства в течение года превышают траты. На уровне бюджета одной среднестатистической семьи профицит всегда выглядит положительно.
Но с бюджетом страны не все так однозначно. Большинство экономистов называют профицитом результат консервативной бюджетной политики, которая замедляет экономический рост.
Идеальный вариант, когда доходная и расходная части сбалансированы и находятся примерно на одном уровне.
Как и при дефиците, важно отношение показателя профицита к ВВП. В 2021 г. оно составит 0,8% ВВП, в 2021 г. – 0,5% и в 2022 г. – 0,2%. Дефицит бюджета России на 2021 г. не прогнозируется.
Инфляция зафиксирована на уровне 3%. По мнению экспертов, именно настолько подрастут цены. Такой низкий показатель позволит власти сэкономить на переоценке основных расходов на будущий год.
В бюджете России на 2021 год заложены важные аспекты в цифровых показателях:
- 42,4 у.е. – стоимость отсечения барреля нефти марки Юралс;
- 67-68 р. – прогноз курса доллара;
- 64,4 млрд. долл.– показатель уровня внешнего долга;
- 3,323 трлн. р. – секретная составляющая трат;
- свыше 50 р. – планируемая стоимость 1 л бензина;
- более 65-70% — закрытая часть трат на оборону;
- 12 130 р. – минимальная заработная плата;
- 40 тыс. р. – планируемый уровень средней зарплаты в РФ.
Объем финансирования работы Президента составит 42,7 млрд. Что касается администрации, то на ее планируется потратить 13,85 млрд. На финансирование Управления Делами Президента запланировано 9,1 млрд. Председатель правительства и аппарат Кабмина получат 7,278 млрд. Уровень оплаты труда премьера и его заместителей также увеличится. Ориентировочная сумма – 197 млн.
В данном направлении также запланирован рост финансирования. На выплату пенсий потратят 2,3 трлн. р. Остальные цифры следующие (в млрд. р.):
- материнский капитал – 316;
- пособие на детей до 3 лет – 150;
- повышение зарплат в бюджетной сфере – 100;
- выплаты опекунам инвалидам – 85;
- пособие за третьего и последующих детей – 46;
- реабилитация инвалидов – 33;
- социальные службы – 19;
- жилье для молодых семей – 5;
- обучение пенсионеров новым профессиям – 3.
Анализируя расходную часть закона, можно сделать вывод о том, что он более социальный, чем бюджеты последних нескольких лет. Расширен объем инвестиций на реализацию ключевых национальных проектов и развитие экономики. Вместе с тем увеличиваются траты на оборону, правоохранительную систему и госаппарат, что предполагает рост уровня доходов у военных и чиновников различных категорий.
Налогового Кодекса РФ, региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.
— налог на операции с ценными бумагами;— налог на рекламу;— сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний Утрачен статус налогов (сборов);— таможенная пошлина;— платежи за пользование природными ресурсами;— сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;
Другие КБК по основным налогам/взносам в 2021 году остались прежними.
Далее размещены таблицы с КБК на 2021 год по основным налогам и страховым взносам.
Федеральные, региональные и местные налоги: 3 уровня власти
Доходы для этой цели делятся на две группы: от реализации и внереализационные. Доходы от реализации организация получает следующим образом (статья 249 НК РФ):
- от продажи своих товаров, работ, услуг, имущественных прав;
- перепродавая ранее приобретенные товары.
Все прочие доходы считаются внереализационными. Это, например, доходы от долевого участия в других компаниях, от сдачи имущества в аренду, проценты по вкладам и другие.
Налогом облагается не вся прибыль — список исключений приводится в статье 251 НК РФ. Он исчерпывающий, то есть, если какого-то вида доходов в этой статье нет, значит, он облагается. Необлагаемых доходов довольно много, вот лишь некоторые:
- предоплата;
- имущество, которое получено в виде залога или задатка;
- кредитные и заёмные средства;
- всё, что передано в виде вклада в уставный или складочный капитал.
В лидерах – расходы на национальную оборону
Крупнейшей расходной статьей, как и прежде, является общегосударственная деятельность: на данные цели будет выделено 17 887,5 млн руб., что составляет более половины всех расходов бюджета. По сравнению с текущим годом в 2023 г. расходы по данной позиции вырастут на 15,4%.
Сюда входят выплаты на обслуживание государственного долга (4075,7 млн руб., +15,7%), межбюджетные трансферты местным бюджетам (7619,5 млн руб., +27,8%) и внебюджетным фондам (1934 млн руб., +11,3%), деятельность госорганов общего назначения (1050 млн руб., +19,5%), международная деятельность (348,6 млн руб., –0,6%), пополнение и поддержание государственного материального резерва (238,2 млн руб., –10,9%), финансирование фундаментальных и прикладных исследований (363,6 млн руб., +19,3%).
Сокращено финансирование, направляемое в резервный фонд Президента: если в 2022 г. на эти цели выделялось 1169,1 млн руб., то в 2023 г. – 664,1 млн руб. Ранее мы отмечали, что данный фонд все больше приобретает функции оперативного резерва. В соответствии с законодательством данные средства могут быть использованы для дополнительного повышения зарплаты государственным служащим и работникам бюджетных организаций, пенсионного обеспечения военнослужащих, финансирования расходов, связанных со строительством (реконструкцией) объектов, включенных в региональные инвестиционные программы, а также автомобильных дорог.
Резко возросли расходы на национальную оборону – с 1811,8 млн руб. в 2022 г. до 2772,3 млн руб. в 2023 г. (+53%), судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности – с 3114,2 млн руб. в 2022 г. до 2772,3 млн руб. и 4069,1 млн руб. в 2023 г. (+30,6%). Если в текущем году эти направления суммарно стоили бюджету 4955,2 млн руб. (16,2% расходов бюджета), то в следующем – 6868,4 млн руб. (18,8% расходов бюджета). Таким образом, по сравнению с 2022 г. финансирование, выделяемое по данным статьям бюджета, увеличено на 1913,2 млн руб.
В понятии обывателя бюджет обычно ассоциируется с неким хранилищем денег, находящимся в распоряжении государства, правительство которого периодически берёт оттуда средства, чтобы потратить на пенсии, социальные программы вроде материнского капитала, перечислить зарплаты бюджетникам. По факту бюджет государства – это финансовый документ, включающий комплекс смет всех потребностей страны. Кроме того, в нём указаны все источники поступлений, из которых планируется получить средства. Бюджет консолидирует денежные потоки государства, содержит информацию о планах правительства в сфере экономической деятельности, и в целом задаёт параметры экономической политики, решает вопросы финансового регулирования в масштабах всей экономики государства.