Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Технический отчет по обращению с отходами в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Эту экологическую отчетность необходимо сдавать организациям, которые эксплуатируют объекты III категории НВОС. Документация представляется в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”.
Календарь эколога 2022
Отчёт | Срок сдачи |
---|---|
I квартал | |
Журнал движения отходов по итогам календарного года, по состоянию на 1 января года, следующего за учётным. | До 10.01.2022 |
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 4 квартал 2020 года | До 10.01.2022 |
Сведения о выполнении условий пользования недрами | До 20.01.2022 |
Отчёт по форме 2-ТП (водхоз) | До 24.01.2022 |
Отчёт по форме 2-ТП (воздух) | До 24.01.2022 |
Отчёт по форме 2-ТП (отходы) | До 01.02.2022 |
Внесение платы за НВОС | До 01.03.2022 |
Предоставление декларации НВОС | До 10.03.2022 |
Отчёт по формам 6.1, 6.2, 6.3 – «Сведения, полученные в результате наблюдений за водными объектами» | До 15.03.2022 |
Отчёт по программе ПЭК | До 25.03.2022 |
Экологическая отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов — для объектов III категории | До 25.03.2022 |
Экологическая отчётность о выбросах вредных веществ в атмосферный воздух — для объектов III категории | 1 раз в год. Срок сдачи отчёта не определён законодательством. |
II квартал | |
Декларация о количестве выпущенных товаров | До 01.04.2022 |
Отчёт о выполнении нормативов утилизации | До 01.04.2022 |
Технический отчёт «О неизменности производственного процесса используемого сырья и об обращении с отходами» | До 01.04.2022 |
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 1 квартал 2022 г. | До 15.04.2022 |
Журнал движения отходов за 1 квартал (приказ №1028 от 08.12.2020г.) | До 25.04.2022 |
Расчёт и оплата экологического сбора | До 15.04.2022 |
Расчёт платы НВОС за 1 квартал 2022 года | До 20.04.2022 |
III квартал | |
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 2 квартал 2022 г. | До 15.07.2022 |
Журнал движения отходов за 2 квартал (приказ №1028 от 08.12.2020г.) | До 25.07.2022 |
Расчёт платы НВОС за 2 квартал 2022 года | До 20.07.2022 |
IV квартал | |
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 3 квартал 2022 года | До 17.10.2022 |
Журнал движения отходов за 3 квартал (приказ №1028 от 08.12.2020г.) | До 25.10.2022 |
Расчёт платы НВОС за 3 квартал 2022 года | До 21.10.2022 |
Как заполнить и сдать отчет по МСП 2020 года
Отчет МСП состоит из 3 разделов, в которых сгруппирована информация обо всех образовавшихся в компании, использованных и размещенных за истекший год отходах.
1 раздел. В нем указывается общая информация по отчитывающейся компании: ее наименование (полное и сокращенное), ИНН/КПП, ОГРН, юридический адрес, код ОКВЭД, контакты и почта, Ф.И.О. руководителя. При наличии указывают номер лицензии на сбор, использование, размещение отходов.
2 раздел. Здесь приводятся данные контрагентов, которым передаются отходы для переработки, последующей ликвидации, обеззараживания и захоронения. На каждого из них отводится отдельный лист с разделом 2, в который вносится наименование, ИНН и реквизиты лицензии, согласно которой контрагент ведет деятельность.
3 раздел. В нем приводится информация по самим отходам: код по ФККО (из «Федерального классификационного каталога отходов», утв. Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242), точное наименование, объем полученных и переданных отходов с указанием класса опасности (в тоннах). Указывают контрагента и номер договора с ним на передачу отходов. По каждому виду отхода заполняют отдельный лист.
На каждой странице формы указывают территориальный орган Росприроднадзора, в который подается отчет, число заполненных в отчете страниц и номер электронного идентификатора ( в бумажной версии отчета).
Сама форма составляется с помощью бесплатной программы «Модуль природопользователя». Скачать ее можно с сайта ]]>Росприроднадзора]]>, там же размещена инструкция по установке и использованию.
Порядок сдачи отчетности
Отчет сначала необходимо предоставить в электронном виде на веб-портал информационной системы Росприроднадзора (Модуль природопользователя). При правильной регистрации отчета на веб-портале отчёту будет присвоен идентификатор (идентификационный номер), который проставляется в шапке отчета на бумажном носителе на стр. 1, в строке «Электронный идентификатор отчета в информационной системе Росприроднадзора».
Важно:
Без этого номера отчет недействителен! Отчет МСП не подтвержденный бумажным носителем — считается не принятым!
Зафиксировать сдачу отчета на бумажном носителе можно двумя способами:
- Личное посещении Росприроднадзора.
- Отправить отчет по почте с описью вложения заказным письмом с уведомлением.
Отчетность должна быть прошита, скреплена печатью и подписью руководителя отчитывающегося субъекта малого и среднего предпринимательства (индивидуального предпринимателя). Страницы Отчетности должны быть пронумерованы сквозной нумерацией.
Технический отчет о неизменности производственного процесса: вопросы и ответы
В соответствии с п. 11 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 (в ред. от 22.12.2010; далее — Порядок), нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее — НООЛР) утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета. При этом не установлен конкретный срок представления технического отчета, а также последствия его непредставления.
Действующие на сегодняшний день нормативные правовые акты не содержат норм, которые бы приостанавливали, аннулировали, отменяли юридическое действие утвержденных в соответствии с Порядком НООЛР, в т.ч. в случае неподтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья. Отказ в принятии технического отчета также не предусмотрен законодательством.
В территориальных органах Росприроднадзора по-разному трактуют те или иные положения Порядка. В связи с этим у хозяйствующих субъектов возникает масса вопросов по представлению технических отчетов, а самое главное — о последствиях его непредставления[1]. В данной статье мы попробуем разобраться с вопросами по порядку.
Ответственность за отсутствие и сведения о разработке отчета.
Как говорилось ранее, сведения, содержащиеся в техническом отчете, могут пригодиться предприятию при расчете платы НВОС и составлении прочих отчетных форм организации. В масштабах государства они служат для ведения Федерального статистического учета. Также материалы отчета могут потребоваться предприятию при проведении внешних проверок контролирующими организациями. В случае обнаружения несвоевременности предоставления технического отчета, помимо штрафа, экологические платежи (плата НВОС) за размещение отходов быть увеличены в пять раз. С 1 января 2017 года эта цифра увеличена еще в 5 раз (в сумме в 25 раз!).
Также при отсутствии на предприятии технического отчета может наступить административная ответственность в виде штрафа размером до 200 тысяч рублей, что регламентируется «Кодексом об административных правонарушениях» №195-ФЗ от 20.12. 2001 года.
Разработать технический отчет может штатный эколог предприятия. При его отсутствии — специализированной коммерческой организацией, так как законодательством не установлено обязательное наличие лицензии для разработки природоохранных документов (закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» №99-ФЗ от 04.05.2011 года).
Статистическая отчетность об охране атмосферного воздуха – форма 2-ТП (воздух) сдается в Росприроднадзор до 22 января года, следующего за отчётным (соответственно – 22 января 2021 года для начавшейся отчетной кампании).
Приказ Росстата от 08.11.2018 N 661 “Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха” утвердил форму данной отчетности. Лица, обязанные подавать отчётность – лица, имеющие стационарные источники выброса, объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ по ОНВ превышают 10 тонн в год или 5 до 10 тонн в год включительно при наличии в составе выбросов веществ 1 и (или) 2 класса опасности. В случае если ОНВ, эксплуатируемые юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, находятся на территории разных субъектов Российской Федерации, то отчет по форме предоставляется отдельно по каждому субъекту.
В этом году изменений в порядке подачи данной отчётности пока не было. Форма предоставляется только при наличии наблюдаемого события, то есть выбросов загрязняющих веществ. Если по истечении срока действия разрешение на выброс не было переоформлено, форма заполняется исходя из фактического выброса. При представлении отчета 2-ТП (воздух) не имеет значения категория объекта и наличие разрешительных документов.
Экологическая отчетность 2021: ДВОС
В рамках экологической отчетности 2021 данная декларация, порядок ее подачи и форма не изменились. Согласно закону, подавать декларацию и вносить плату обязаны следующие категории лиц:
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду 1. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее – лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Срок подачи декларации – 10 марта, срок внесения платы – до 1 марта.
Заказать ДВОС
Согласно п. 1 статьи 4.2 Федерального закона №7-ФЗ юридическим лицам и ИП, которые осуществляют свою деятельность на объектах IV категории, плату за НВОС вносить не нужно. Тем природопользователям, объекты которых не имеют категории, на данный момент плату вносить приходится, так как уточнения к Критериям определения категории объекта все еще не внесены, и многие объекты оказываются в правовом вакууме. Стоит иметь в виду, что действующий приказ Минприроды № 1029 от 28.09.2015 г., определяющий критерии определения категории объектов, попал в «регуляторную гильотину» (Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 N 1496) и с 2021 года прекратит свое действие, соответственно, следует ожидать заменяющего его НПА.
За размещение ТКО на полигонах платят региональные операторы. Согласно закону, при размещении отходов производства и потребления на объектах размещения отходов, исключающих негативное воздействие на окружающую среду и определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами, плата за размещение отходов производства и потребления не взимается.
Срок действия проекта ПНООЛР в 2021 году
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые владеют объектами II категории, обязаны каждые 7 лет готовить и сдавать декларацию о воздействии на окружающую среду. Отдельный проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для сдачи отчетности не требуется, однако практически полностью должен быть включен в декларацию – на основании статьи 18 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объектах I категории нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании однократно разрабатываемого комплексного экологического разрешения. Пересмотр таких нормативов требуется в случае существенных изменений в хозяйственной деятельности предприятия.
Организации, осуществляющие деятельность на объектах III категории ежегодно представляют в уполномоченный орган отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании и размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.
Разработка проекта пноолр включает в себя определение нормативов образования отходов, соотнесение объема произведенной продукции (оказанных услуг, выполненных работ) с годовыми нормативами образования отходов для конкретного предприятия, определение нормативов предельного накопления отходов на территории организации и т.д.
Проект нормативов образования отходов не разрабатывается для объектов III и IV категорий.
Для объектов III категории предполагается отражать данные об отходах и фактических лимитах на размещение по аналогии с прежним отчетом субъектов малого и среднего предпринимательства (утратил силу).
Если на предприятии не определены нормативы образования отходов и лимитов на их размещение:
- нет декларации о воздействии на окружающую среду (для II категории)
- комплексного экологического разрешения (I категория)
- либо не был сдан отчет по объекту III категории
- расчет платы за размещение отходов производится с применением 25 кратного повышающего коэффициента. Иными словами, платеж увеличивается в 25 раз.
И так будет до момента утверждения в установленном порядке указанных документов. Такая санкция определена пунктами 12, 13 и 20 «Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду», утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 №255.
Если проект нормативов образования и лимитов размещения отходов разработан, повышающий коэффициент платы в отношении данного объекта не применяется, но при условии своевременной сдачи отчетной документации.
Административный штраф
Отсутствие ПНООЛР (КЭР или ДВОС) влечет за собой также наложение административного наказания в виде штрафа (ст.8.2. КоАП):
- на должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Следует отметить, что в случае отсутствия ДВОС или КЭР вас могут оштрафовать по иной статье. Кроме того, уплата штрафа не освобождает от устранения требований нарушения законодательства, то есть, нормативы определить вас все равно обяжут.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
МСП: состав отчетности и сопроводительное письмо
Отчетность о движении отходов МСП подается один раз в год. Порядком представления такой отчетности (утв. приказом Минприроды и экологии от 16.02.2010 № 30) установлен срок сдачи – до 15 января следующего года, но территориальные органы Росприроднадзора в своих регионах могут установить и другие сроки.
В состав отчета МСП входят:
- общие сведения об отчитывающейся организации или ИП (раздел 1),
- сведения об организациях, которым передаются отходы (раздел 2),
- показатели в тоннах, отражающие образование и движение отходов по видам (раздел 3),
- приложения.
Какие документы нужны для отчета МСП в качестве приложения? Все, которые подтверждают передачу или прием отходов отчитывающимся субъектом:
- копия лицензии на размещение и обезвреживание отходов I-IVкласса опасности отчитывающейся организации или ИП, если они принимают такие отходы,
- копия такой же лицензии, принадлежащей другим организациям или ИП, если в отчетном году им передавались отходы отчитывающимся субъектом,
- копии договоров на передачу, или прием отходов,
- копии актов приема-передачи отходов, в том числе и на передачу лома и отходов черных и цветных металлов.
Определив, какие документы прикладываются к отчету МСП, сделав их копии и заверив подписью и печатью, нужно прошить весь комплект отчетности (отчет МСП вместе с копиями документов), а затем проставить номера всех прошитых страниц сквозной нумерацией. Порядок представления не содержит указаний на то, чтобы прилагаемое к отчету МСП сопроводительное письмо сшивать с отчетностью. При этом, заверенные подписью и печатью копии документов должны прилагаться как к бумажному варианту отчета, так и в виде файлов при передаче электронного отчета, подписанного ЭЦП, через портал приема отчетности Росприроднадзора.
Разработка и координирование отчета
Разрабатывать Технический отчет полагается каждый год. Результатом обновления Акта об утверждении стандартов производственной активности является запись на заявлении об утверждении Технического отчета по обращению с отходами. Содержимое, последовательность заполнения, стандарты проектирования техно-отчета в 2018-ом году регулируются приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 № 703 «Методические рекомендации по разработке нормативов лимитов на дислокации продуктов производства».
Координирование технического отчета выполняется в Министерство по Московской области. При отсутствии документального подтверждения константности технологического процесса деятельность организаций и предприятий может быть лимитирована, поставлена на паузу либо прекращена окончательно в зависимости от Законодательства РФ. Ст. № 8.2. Кодекса РФ об административных нарушениях определяет виды повинностей, наступающие в случае отсутствия Технического отчета ПНООЛР.
Отчётность по отходам для МСП в 2020 году
Уже 9 лет прошло с тех пор, как была введена эта отчётность для субъектов малого и среднего бизнеса. Она сдавалась ежегодно в срок до 15 января и называлась “Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства”. Порядок и форма подачи отчета для субъектов МСП, эксплуатирующих объекты ОНВ, относящиеся к федеральному уровню экологического надзора в соответствии с постановлением № 903 от 28.08.15 г., регулировалась Приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 N 30. Для объектов регионального уровня надзора формы и порядок устанавливались местными органами власти. После вступления в силу изменений уже в прошлом году было непонятно, нужно ли сдавать эту отчётность за 2021 г. Посмотрим требования закона:
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.08.2019) “Об отходах производства и потребления”
Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами
[…]
3. Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.
4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
6. При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.
[…]
Данные положения вступили в силу 1 января 2021 года. До этого срока в статье 18 указывалось, что субъекты малого и среднего предпринимательства, у которых образуются отходы, представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании и о размещении отходов. В прошлом году большинство предприятий МСП все же сдали эту отчётность. При этом форма отчётности, которую должны сдавать предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, и которая указана в законе, так и не была установлена в течение 2019 года. Кроме того, согласно положениям Федерального закона № 219-ФЗ, предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, должны будут сдавать аналогичную отчетность в сфере воздействия на атмосферный воздух, форма которой на сегодня тоже не установлена.
В конце 2021 года несколько предприятий обратилось за разъяснениями к уполномоченным органам власти по поводу необходимости сдачи отчетности для МСП. Ответы, как всегда, отличаются неопределённостью. Один из ответов на запрос в Минприроды Московской области все же пояснил, что деление на субъекты МСП при рассмотрении вопросов по обращению с отходами больше не используется, применимо только деление в зависимости от категории объектов ОНВ. В соответствии с этим, отчётность такого рода должны предоставлять только предприятия, эксплуатирующие объекты ОНВ III категории. Таким образом, все прочие категории освобождены от этой отчетности, а для III категории не установлена ее форма. Вероятнее всего, отчеты будут принимать по формам и в порядке, по которым принималась отчётность МСП.