Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок предоставление путевок участникам аварии на ЧАЭС в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Законом РСФСР от 15мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции Закона РФ от 18 июня 1992 г. № 3061-1 с дополнениями и изменениями, внесенными Федеральным законом РФ от 24 ноября 1995г. № 179-ФЗ, установлено, что лицам, подвергшимся воздействию радиации, предоставлено право на бесплатное санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний) или получение денежной компенсации. Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1996 г. № 504 утверждено Положение, в соответствии с которым гражданам, подвергшимся воздействию радиации, кроме путевок на санаторно-курортное лечение могут также предоставляться путевки в оздоровительные учреждения или выплачиваться компенсация. В Вооруженных Силах РФ порядок реализации данных льгот определен Инструкцией о порядке предоставления бесплатных путевок в санаторно-курортное или другое оздоровительное учреждение либо выплаты денежной компенсации лицам, подвергшимся воздействию радиации, утвержденной приказом Министра обороны РФ 1996 года № 266. Цель Инструкции — установить механизм реализации данной льготы в отношении военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил РФ и других лиц, имеющих на это право.
Отказ Пенсионного Фонда и позиция судов
Однако в Пенсионном Фонде ему отказали, т. к. формулировка причины инвалидности не указывает на право мужчины получать две пенсии.
Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 17 октября 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 февраля 2019 года, отказано в удовлетворении исковых требований Алексея Львовича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга о назначении заявителю второй пенсии как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ставшему инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы.
Суды исходили из того, что согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение пенсии по инвалидности и страховой пенсии по старости предоставляется гражданам, причиной инвалидности которых является военная травма; Алексей Львович же не относится к инвалидам вследствие военной травмы, а потому и не имеет права на получение одновременно двух пенсий.
Меры социальной поддержки и льготы чернобыльцам установлены статьями 14 – 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” (в дальнейшем по тексту – Закон Российской Федерации N 1244-I), в числе которых:
Гражданам, на которых распространяются законодательно установленные меры социальной поддержки в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС, а также их дети, родившиеся после 26 апреля 1986 года, подлежат обязательному медицинскому страхованию в рамках Программы государственных гарантий оказания российским гражданам бесплатной медицинской помощи и обязательному специальному медицинскому наблюдению (диспансеризации) в течение всей жизни.
- Правила оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и выплаты единовременной компенсации на оздоровление, предоставляемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
- Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности, независимо от степени утраты трудоспособности (без установления инвалидности);
- Правила сохранения среднего заработка на период обучения новым профессиям и трудоустройства гражданам, эвакуированным и переселенным (переселяемым), а также выехавшим в добровольном порядке на новое место жительства с территории отдельных зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
- Правила выплаты дополнительного пособия гражданам, постоянно проживающим на территории зоны радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и зарегистрированным в установленном порядке в качестве безработных;
- Правила выплаты пособия на погребение членам семей или лицам, взявшим на себя организацию похорон граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также умерших граждан из числа инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы.
Правила обращения лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненных к ним категорий граждан за предоставлением социальных услуг утверждены Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. N 862.
Информация о состоянии здоровья и об изменениях состояния здоровья граждан, указанных в пункте 1, абзацах втором – четвертом пункта 2, пунктах 3 – 7, 9 – 12 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации N 1244-I, а также потомков (в первом, во втором и в третьем поколении) граждан, указанных в пункте 1, абзацах втором – четвертом пункта 2, пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации N 1244-I, подлежит включению в Национальный радиационно-эпидемиологический регистр в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2013 г. N 625 “О порядке формирования и ведения Национального радиационно-эпидемиологического регистра”.
Действующая система мер социальной поддержки призвана обеспечить социальные гарантии указанным категориям граждан, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Ошибка: На льготы участникам ликвидации аварии на ЧАЭС претендует сотрудник медицинского учреждения. Он участвовал в оказании помощи пострадавшим от радиации в зоне отчуждения. По роду своей профессиональной деятельности врач работает с в условиях радиационного излучения.
Комментарий: Медицинскому персоналу, который ежедневно по роду своей деятельности сталкивается с радиационным излучением, не положены подобные льготы. Упомянутые лица получают льготы, положенные им по причине работы в опасных для здоровья условиях.
Ошибка: Гражданин, участвовавший в эвакуации людей из зоны отчуждения ЧАЭС, не претендует на льготы участникам ликвидации аварии на ЧАЭС. Причиной тому является тот факт, что он был направлен на работы в командировку.
Комментарий: Командированные и временно направленные на работу в зону отчуждения люди также имеют право на получение указанных льгот.
Ответы на распространенные вопросы
Вопрос №1: Как доказать в учреждениях, в которых оформляются льготы ликвидаторам аварии на ЧАЭС, что заявитель относится к льготной категории лиц?
Ответ: Всем, кто принимал участие в ликвидации аварии на ЧАЭС и ПО «Маяк» выдавалось соответствующее удостоверение. Если оно было утрачено, необходимо обратиться в уполномоченный орган за дубликатом.
Вопрос №2: Полагаются ли льготы участникам ликвидации аварии на ЧАЭС в отношении их детей?
Ответ: Да, дети ликвидаторов аварий также могут претендовать на ряд льгот. К таковым относятся зачисление в ДОУ без очереди, путевки в оздоровительный детский лагерь, компенсацию питания в учебных и лечебных учреждениях.
✅ Могут ли отказать в выдаче сертификата – что делать?
Имеются случаи отказа в улучшении жилищных условий чернобыльцев. Отказ в выдаче сертификата может произойти по вашей собственной вине или по вине государственного органа.
Причины отказа
- Отсутствие документов для включения в лист ожидания;
- Неправильная или неточная информация, предоставленная в заявлении;
- Получатель чернобыльской помощи не имеет права на получение HHC, например — Нет сертификата;
- Заявитель ранее получал государственную помощь — социальное жилье, гранты и т.д.
- В этом случае сертификат не выдается, только бесплатное жилье по договору социального найма в течение последних 5 лет;
- Ваучер на жилье не требуется, например, если у семьи достаточно жилья.
Причиной отказа обычно является отсутствие средств. Заявка на получение сертификата может быть отклонена по неубедительным основаниям, например, из-за малого размера документов, неразборчивых печатей, «просроченных» сертификатов и т.д. Наиболее эффективным способом реализации ваших прав является подача апелляции. Жаловаться властям бессмысленно. Отказы часто являются простым выполнением указаний вышестоящих инстанций. Поэтому жалоба не рассматривается или не отправляется стандартный ответ.
Административное исковое заявление подается в районный суд (городской суд) по месту жительства истца. Стоимость подачи жалобы составляет 300 рублей. Основные требования к заявлению и документам содержатся в статье 125-126 КАС РФ. Желательно, чтобы процедуру сопровождал человек с юридическим образованием или адвокат. При должной подготовке чернобылец может выиграть дело, заставив судебные органы включить истца в список тех, кто получит жилищный сертификат.
Чернобыльцы — настоящие герои, люди, которые рисковали своей жизнью ради спасения других. Они имеют право на получение пособий, на которые имеют право. Жилищный ваучер дает вам право на улучшение жилищных условий. Однако подача заявления на его получение может быть сопряжена с определенными трудностями. Быть отвергнутым властями — самая сложная часть процесса. Избежать произвола администрации, выбрать схему, рассчитать площадь, сумму погашения и ипотеку очень сложно без юриста. Мы предлагаем бесплатные консультации по жилищному праву. Юристы на нашем сайте объяснят непонятные моменты, подскажут, как стать ликвидатором аварии на Чернобыльской АЭС и что делать и куда жаловаться на незаконный отказ администрации. Консультация бесплатна — свяжитесь с нами!
На сколько повысят государстаенные пенсии Чернобыльцам в 2022 году
Всем без исключения жертвам аварии на ЧАЭС и ликвидаторам последствий катастрофы полагается ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) в дополнение к пенсионному пособию. Размер ЕДВ будет зависеть от статуса чернобыльца и выбранных льгот. Всего определено 6 категорий чернобыльцев:
- Люди, пострадавшие от высоких доз радиации и в связи с этим получившие заболевания.
- Инвалиды, чье здоровье пострадало из-за аварии на ЧАЭС.
- Переселенцы из зараженных радиацией зон Чернобыля.
- Граждане, чье постоянное место жительства находится вблизи зараженных территорий.
- Ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС.
- Лица, трудоустроенные на предприятиях в послеаварийной зоне ЧАЭС.
Налоговые льготы ликвидаторам аварии на чернобыльской АЭС и тем, кто пострадал от радиационного влияния, можно разделить на виды по типу налога:
- Земельный налог. Им предоставляется возможность снижения налоговой базы на сумму, которая налогом не облагается, то есть на 10 тыс. руб. Такой возможностью чернобыльцы наделяются только в отношении земли, которая им принадлежит или находится в бессрочном использовании или пожизненном владении наследуемого типа. На местах могут вводиться дополнительные «бонусы» — информацию о них нужно уточнять в местном фискальном органе.
- Транспортный налог. Определяется местными властями, на федеральном уровне – не предусмотрен. Например, в Москве чернобыльцы не платят налог на 1 ТС, которое зарегистрировано на них, если его мощность не более 200 лошадиных сил. Но к таким ТС не относятся моторизированные сани, снегоходы, воздушный и водный транспорт.
- Имущественный сбор. В 2019 году были введены новые льготы в отношении уплаты имущественного сбора. До этого момента чернобыльцы вообще не вносили в казну налог на имущество, но теперь они освобождаются от его уплаты только за один объект по выбору налогоплательщика.
- НДФЛ. Ст. 218 НК РФ предусмотрено предоставление налоговых вычетов в размере 500 или 3000 рублей в зависимости от чернобыльской категории.
Как оформить статус чернобыльца?
Статус чернобыльца подтверждает удостоверение. Оформить его можно в органах соцзащиты по месту проживания, обратившись туда с заявлением и предоставив следующую папку с бумагами:
- паспорт;
- свидетельство о рождении ребенка;
- справку, что на момент аварии чернобылец имел регистрацию в соответствующем населенном пункте;
- справку об инвалидности;
- подтверждение участия в ликвидации;
- бумаги, подтверждающие родство с чернобыльцем, пр.
В каждом конкретном случае – список документов может варьироваться, поэтому если есть возможность – лучше уточнить этот момент в соцзащите.
Подать документы на удостоверение чернобыльца можно несколькими способами:
- совершив визит в соцзащиту;
- лично в МФЦ;
- онлайн через сайт госуслуги.
Какой порядок предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска ликвидаторам аварии ЧАЭС
Чернобыльцам дополнительные отпуска предоставляйте, но не оплачивайте. Отпускные им должны выплатить органы социальной защиты населения по месту жительства за счет средств федерального бюджета (п. 2, 7 Правил оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска, утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 марта 2007 г. № 136). Для этого выдайте сотруднику-чернобыльцу справку о размере среднего заработка. Справку составьте в произвольной форме. В ней укажите:
Вопрос о предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска работнику, который в 1987 году в качестве военнослужащего принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, работал в 30-км. зоне отчуждения (соответствует категории граждан определенных п.3 ст. 13 Закона РФ от 15.08.1991 г. № 1244-1 «О соц.защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).Не могу понять процедуру предоставления: В соответствии «Правилами оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска. «, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03 марта 2007 года № 136, получатель подает по месту жительства в орган соц.защиты заявление об оплате дополнительного оплачиваемого отпуска и предоставлении единовременной компенсации на оздоровление, выплачиваемой одновременно с доп. оплачиваемым отпусков. То есть оплата доп. оплачиваемого отпуска осуществляется без участия работодателя (кроме выдачи ему справки о размере среднего заработка). А работодатель что предоставляет? Отпуск в 14 календарных дней без сохранения заработной платы? Может я, вообще, не правильно трактую эти нормативные документы? Подскажите, пожалуйста.С уважением, С.В. Батина
ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ БЕСПЛАТНЫХ ПУТЕВОК В САНАТОРНО-КУРОРТНОЕ ИЛИ ДРУГОЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИБО ВЫПЛАТЫ ДЕНЕЖНОЙ КОМПЕНСАЦИИ ЛИЦАМ, ПОДВЕРГШИМСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ
1. В соответствии с действующим законодательством право на ежегодное (один раз в году) бесплатное первоочередное обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение или получение денежной компенсации в размере средней стоимости путевки имеют:
а) военнослужащие, пенсионеры из числа военнослужащих, лица гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, либо ставшие инвалидами вследствие радиационных аварий и их последствий на Чернобыльской АЭС, других атомных объектах, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
б) ветераны подразделений особого риска, имеющие удостоверение, выданное Комитетом ветеранов особого риска в соответствии с подпунктами «а», «б», «в», «г» пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1.
2. Бесплатное первоочередное ежегодное обеспечение путевкой в санаторно-курортное (при наличии медицинских показаний с выдачей листка нетрудоспособности) или другое оздоровительное учреждение, а в случае невозможности предоставления путевки — выплата денежной компенсации в размере средней стоимости путевки производится военнослужащим, пенсионерам из числа военнослужащих, лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации:
а) принимавшим в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятым в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС, либо проводимых в 1988-1990 годах работах по объекту «Укрытие»;
б) ветеранам подразделений особого риска, имеющим удостоверение, выданное в соответствии с >подпунктом «д» пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1;
в) эвакуированным либо выехавшим добровольно в 1986 году из зоны отчуждения в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС;
г) младшему и среднему медицинскому персоналу, врачам и другим работникам лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившим сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 г. лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;
д) являющимся непосредственными участниками проводимых в 1957-1958 годах работ по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», либо проводимых в 1949-1956 годах защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча;
ж) проживавшим в 1949-1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, если они получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 5 сЗв (бэр).
3. Бесплатное санаторно-курортное лечение по медицинским показаниям или денежная компенсация в размере средней стоимости путевки предоставляются детям и подросткам в возрасте до 18 лет, страдающим болезнями вследствие радиационного воздействия или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения их родителей.
Кроме того, бесплатным ежегодным санаторно-курортным лечением по медицинским показаниям в санаторно-курортных учреждениях соответствующего профиля или бесплатным оздоровлением в оздоровительных лагерях (общего и санаторного типа) и других оздоровительных учреждениях пользуются также:
а) дети и подростки в возрасте до 18 лет, проживающие в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение, эвакуированные и переселенные из зон отчуждения, отселения, проживания с правом на отселение, включая тех, которые на день эвакуации находились во внутриутробном состоянии, дети первого и последующего поколений граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, а также лиц, принимавших в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, в 1988-1990 годах в работах по объекту «Укрытие», родившиеся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей;
б) дети и подростки в возрасте до 18 лет, постоянно проживающие на территории зоны с льготным социально — экономическим статусом.
Детям и подросткам, указанным в подпункте «а» настоящего пункта ежегодное оздоровление в оздоровительных лагерях (общего и санаторного типа) и других оздоровительных учреждениях предоставляется — бесплатно, а указанным в подпункте «б» — с оплатой 50% стоимости путевки.
Денежная компенсация за путевку на детей выплачивается лишь в случае невозможности их бесплатного оздоровления (в оздоровительных лагерях общего и санаторного типа) или других оздоровительных учреждениях. При этом на детей и подростков, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, денежная компенсация выплачивается в размере 100 процентов, а указанных в подпункте «б» — 50 процентов стоимости путевки.
4. Предоставление путевок в санаторно-курортное или другое оздоровительное учреждение либо выплата денежной компенсации лицам, указанным в пунктах 1 и 2 настоящей Инструкции, и их детям производится:
а) военнослужащим, лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации — по основному месту службы (учебы), работы;
б) пенсионерам Министерства обороны (в том числе и работающим независимо от места их работы) из числа:
офицеров, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более — через санаторно-отборочные комиссии военно — медицинских учреждений, а денежная компенсация выплачивается пенсионными органами Министерства обороны Российской Федерации;
офицеров (кроме указанных в абзаце втором подпункта «б» настоящего пункта), прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы или военнослужащих, проходивших военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин — в пенсионных органах Министерства обороны Российской Федерации;
в) лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации из числа работающих пенсионеров других министерств и ведомств — по месту получения пенсии.
Предоставление путевок на детей, указанных в пункте 3 настоящей Инструкции, или выплата денежной компенсации производится одному из родителей или лицу, его заменяющему.
По желанию пенсионеров из числа военнослужащих, а также лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации предоставление путевок в санаторно — курортное или другое оздоровительное учреждение им может производиться органами или учреждениями здравоохранения, где данные лица состоят на медицинском учете.
5. Для планирования обеспечения путевками в санаторно-курортное или другое оздоровительное учреждение лиц, указанных в пунктах 1, 2 и 3 настоящей Инструкции, в санаторно-отборочную комиссию представляются следующие документы:
- рапорт (заявление) на получение путевки;
- удостоверение установленного образца, дающее право на получение бесплатной путевки;
- справку о наличии медицинских показаний для получения путевки в санаторно-курортное или другое оздоровительное учреждение по форме согласно Приложению N 1 к настоящей Инструкции;
- справку на ребенка о нуждаемости его в санаторно — курортном лечении или оздоровлении;
- справку из учреждений здравоохранения, о неполучении путевки по линии этих органов (для лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и детей).
6. Путевки в санаторно — курортное учреждение (при наличии медицинских показаний) предоставляются военнослужащим с выдачей справки об освобождении их от исполнения служебных обязанностей, лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации — листка нетрудоспособности на весь срок путевки и дни проезда без вычета очередного и дополнительных отпусков.
7. Средняя стоимость путевки для выплаты денежной компенсации определяется ежеквартально региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации, исходя из действующих в соответствующих субъектах Российской Федерации цен на путевки в санаторно-курортные и другие оздоровительные учреждения.
Денежная компенсация в размере средней стоимости путевки начисляется лицам, указанным в пункте 1 настоящей Инструкции, — поквартально, а в пункте 2 — по истечении календарного года.
Лицам, указанным в пункте 1 настоящей Инструкции, путевка или справка на получение денежной компенсации выдается по их желанию.
Денежная компенсация выплачивается на основании удостоверения установленного образца, дающего право на получение бесплатной путевки, справки из санаторно-отборочной комиссии по форме согласно Приложению N 2 к настоящей Инструкции и справки из органов здравоохранения о неполучении путевки по линии этих органов (для лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и детей), а лицам, указанным в пункте 1 настоящей Инструкции, — на основании этих же документов и заявления.
Выплата денежной компенсации не производится в случаях:
- если не было представлено заявление (рапорт) на получение путевки со всеми необходимыми документами;
- при необоснованном отказе лица от предоставленной путевки в соответствии с медицинскими показаниями.
Кого ждут «сверхвыплаты» в 2022 году
Законодатель устанавливает ряд прав для лиц, пострадавших от радиации после катастрофы на Чернобыльской АЭС. Среди них:
- Право на возмещение вреда здоровью.
- Право на возмещение вреда имуществу.
- Право на возмещение вреда за риск, возникший в результате проживания в местности, которая подверглась заражению радиацией.
- Право на возмещение вреда за риск, возникший из-за работы на территории, подвергшейся радиоактивному заражению.
- Право на социальную поддержку.
Одним из важнейших факторов при принятии решения о необходимости социальной помощи гражданам является уровень радиоактивного излучения в той области, где они постоянно проживают или осуществляют трудовую деятельность.
Доза негативного излучения измеряется специалистами в зивертах. Так, согласно положениям ч. 2 ст. 6 закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1, допустимым признается показатель облучения, который не превышает 1 мЗв (миллизиверт).
Закон установил, что лица, находящиеся в зоне облучения, должны быть отселены от опасных населенных пунктов в рамках Единой государственной программы.
При этом гражданам оставили возможность самостоятельно выбирать место проживания согласно данным о радиационной обстановке и предельных дозах облучения на зараженной в результате катастрофы территории.
Вся зона, подвергшаяся негативному радиоактивному воздействию вследствие катастрофы, была разделена на 4 территории, в которые вошли:
- Область отчуждения. Это земли, расположенные вокруг здания АЭС, из которых было эвакуировано население. На данной территории прямо запрещено постоянное проживание населения. Законодатель ограничивает возможности природопользования и хозяйственной деятельности, производимой в данной области.
- Область отселения. Отселение жителей этой зоны на другие участки осуществляется до понижения риска радиационного ущерба. Лица, принявшие решение о выезде с загрязненной радиацией территории, могут рассчитывать на социальную поддержку и возмещение вреда.
- Зона, где проживают лица, имеющие право на отселение. В данной зоне ведется постоянный медицинский контроль состояния здоровья граждан. Здесь проводятся мероприятия по охране здоровья жителей, а также по снижению риска заболеваемости населения.
Граждане, которые выезжают с территории, где показатель излучения превышает допустимый уровень, имеют право на установленные российским законодательством льготы. - Зона, где проживают граждане, имеющие право на социально-экономические льготы. Эта территория с допустимым уровнем радиации.
Вдовы чернобыльцев и иные родственники, проживающие с ними, имеют право на оплату половины площади в государственных домах и в приватизированных квартирах. Одновременно с этим им полагается 50% оплаты коммунальных услуг или цены на топливо.
Нетрудоспособные вдовы и иные родственники умерших чернобыльцев-инвалидов, которые находились у них на иждивении, могут получать ежемесячную компенсацию.
Такие перечисления осуществляются в целях возмещения вреда здоровью. Сумма компенсационных выплат зависит от числа нетрудоспособных членов семьи и группы инвалидности умершего.