Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ПБУ по учетной политике в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Учетная политика – это внутренний документ организации или индивидуального предпринимателя, которым регламентируется порядок организации бухгалтерского и налогового учета. Требования к разработке бухгалтерской учетной политики приводятся в статье 8 закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ и в ПБУ 1/2008, утвержденном приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н.
1. Учетная политика организации для бухгалтерского учета на 2023 год.
- Основные требования к учетной политике: что обязательно должно отражаться в учетной политике и почему: документооборот, методики, порядок учета и отражения документов.
- ФСБУ 5/2019 «Запасы»: отражение в учетной политике упрощенных процедур для субъектов малого предпринимательства; выбор учетных методик при формировании материально – производственных запасов; выбор методики формирования готовой продукции и незавершенного производства.
- ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения«: отражение упрощенных процедур формирования капитальных вложений для субъектов малого предпринимательства.
-
ФСБУ 6/2020 «Основные средства»: выбор учетных методик при отражении в учете основных средств, отражение упрощенных процедур для субъектов МСП.
– Переклассификация основных средств в активы для продажи, что учесть в учетной политике.
– Оценочные резервы, оценочные обязательства, условные обязательства; что нужно учитывать при их создании в учетной политике; Методики формирования оценочных обязательств.
– Рекомендации БМЦ по вопросам бухгалтерского учета учитываем при разработке и составлении учетной политики организации. - ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»: выбор варианта расчета чистой прибыли (изменения в ПБУ 18/02 с 2020 года).
- ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»: выбор учетных методик для арендатора, арендодателя.
- ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете»: отражение в учетной политике элементов документооборота.
- ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы» выбор учетных методик, переходные положения, основания для применения с 2023 года.
2. Учетная политика для целей налогообложения.
-
При исчислении налога на добавленную стоимость:
– Выбор методики раздельного учета при осуществлении операций, облагаемых и необлагаемых НДС. Особенности ведения раздельного учета при осуществлении операций, местом реализации которых, не является территория РФ.
– Учетная политика при реализации товаров на экспорт, каковы особенности при реализации сырьевых или несырьевых товаров.
– Методика раздельного учета НДС при получении субсидий.
– Другие особенности, требующие отражения в учетной политике. -
При исчислении налога на прибыль:
– Выбор прямых и косвенных расходов, почему важно подходить к вопросу выбора обоснованно, позиция Конституционного суда 2019 года.
– Определение порядка расчета незавершенного производства.
– Оптимизация налога на прибыль: выбор резервов, амортизационной премии, повышающих коэффициентов.
– Методика расчета доли налога на прибыль по обособленному подразделению.
Правила ведения бухгалтерского учета: что это и для чего они нужны
ПБУ или положения по бухгалтерскому учету (иногда неофициально именуемые правилами ведения бухучета) — это нормативные акты, в которых установлен порядок составления бухгалтерской отчетности и ведения бухучета в том или ином направлении хозяйственной деятельности фирмы. ПБУ могут регламентировать особенности учета различных активов, пассивов, отдельных фактов хозяйственной деятельности.
На какие стандарты опираться при ведении бухучета, узнайте здесь.
ПБУ по бухучету издаются в общем случае Минфином РФ, для кредитных организаций — Банком России. Соблюдать нормы, установленные ПБУ, необходимо всем организациям, если в том или ином положении прямо не указаны исключения. Например, в п. 3 ПБУ 8/2010 говорится о том, что правила, закрепленные в соответствующем источнике, могут не применяться организациями, которые применяют упрощенные схемы ведения бухучета. К таковым относятся, в частности, субъекты малого бизнеса, НКО и другие субъекты (информация Минфина от 29.06.2016 № ПЗ-3/2016).
В 2021 году в РФ применяются 24 различных ПБУ, определяющих правила бухгалтерского учета. Рассмотрим их подробнее.
Новые ПБУ в 2021–2023 годах
Министерством финансов ведется глобальная разработка федеральных стандартов бухучета на 2021–2023 годы. Согласно приказу Минфина от 05.06.2019 № 83н будут разработаны новые ПБУ и внесены поправки в уже изданные положения. План разработки и внедрения новшеств приведен в таблице ниже.
№ п/п | Название проекта ПБУ | Предполагаемый срок вступления в силу для обязательного применения |
Разработка новых федеральных стандартов | ||
1.1 | Запасы | 2021 |
1.2 | Нематериальные активы | 2021 |
1.3 | ОС | 2021 |
1.4 | Незавершенные капвложения | 2021 |
1.5 | Документы и документооборот | 2021 |
1.6 | Некоммерческая деятельность | 2021 |
1.7 | Бухгалтерская отчетность | 2021 |
1.8 | Доходы | 2022 |
1.9 | Участие в зависимых организациях и совместная деятельность | 2022 |
1.10 | Финансовые инструменты | 2022 |
1.11 | Долговые затраты | 2022 |
1.12 | Расходы | 2023 |
Внесение изменений в текущие ПБУ | ||
2.1 | ПБУ 16/02 | 2020 |
2.2 | ПБУ 1/2009 | 2021 |
На стандарты ПБУ 1/2008 существенно повлиял приказ Минфина от 28.04.17 № 69н. Изменения коснулись следующих положений:
- Каждая организация имеет право выбирать вариант ведения бухучета (п. 5.1). Исключение составляют дочерние учреждения, принимающие стандарты учета материнской компании.
- УП должна быть рационализирована с учетом особенностей ведения хозяйственной деятельности и масштабов организации (п. 6).
- Бухучет должен вестись по нормам ФСБУ (п. 5, 5.1, 6).
- Разрабатывая способ контроля, учреждение должно руководствоваться требованиями законодательства о бухучете, общероссийских и отраслевых стандартов (п. 7.1).
- Предприятие имеет право отклониться от принятых норм, если сформированная на основании ПБУ 1/2008 УП влечет искажение отчетных данных.
Когда можно отойти от правил
Последние изменения ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» допускают, что в исключительных случаях организация вправе не соблюдать положения п. 7 и 7.1 данного ПБУ. Речь идёт о ситуации, когда формирование учетной политики, согласно им, влечёт искаженное отражение в отчётности:
- экономического положения компании;
- финансовых итогов ее деятельности;
- движения ее денег.
Чтобы отойти от этих правил, должен быть налицо ряд признаков:
- Установлены причины, которые мешают отражению в учёте и отчётности объективной информации.
- Есть другой вариант ведения учета, который снимет проблему.
- Такой вариант исключает возникновение новых обстоятельств, которые приведут к искажению отчётности.
- Компания надлежащим образом раскрыла информацию о том, что отступила от правил и применяет альтернативный способ ведения бухучета.
Последний признак подразумевает раскрытие (новый п. 20.2 ПБУ 1/2008):
- названия ФСБУ, который определяет отторгнутый компаний способ ведения учета (его краткая характеристика);
- почему применение пунктов 7 и 7.1 ПБУ 1/2008 влечёт искажение отчетности (назвать причины);
- сути другого способа ведения учета, который применен, и пояснения, как он ликвидирует недостоверность представления об экономическом положении компании, ее финансовых успехах и движении денег;
- значения всех показателей отчетности, которые были изменены по причине отступления от пунктов 7 и 7.1 ПБУ 1/2008, как если бы этого не было, и размер корректировки каждого показателя.
1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений) (далее организации). Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут формировать учетную политику в соответствии с настоящим Положением либо исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности.
2. Для целей настоящего Положения под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.
3. Настоящее Положение распространяется:
- в части формирования учетной политики — на все организации;
- в части раскрытия учетной политики — на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.
ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»
С 1 января 2022 года необходимо применять ФСБУ 25/2018. Некоторые компании уже начали применять его в добровольном порядке.
Арендатор больше не будет делить аренду на операционную и финансовую, а учитывать в дебете активного счета начнет не само имущество, а право пользования активом (ППА), на которое и будет начисляться амортизация. По кредиту для равновесия указывается обязательство по аренде, которое постепенно погашается.
Будущие платежи по обязательствам нужно будет дисконтировать независимо от срока аренды. Ставка дисконта определяется арендатором самостоятельно.
Арендодатели оставят разделение аренды на финансовую и операционную — от этого будут зависеть проводки. При этому случаи, которые относятся к финансовой аренде, прописали в стандарте. Все доходы от финансовой аренды арендодатель признает как проценты по новому виду актива — «инвестициям в аренду». Для операционной аренды нужно по-прежнему учитывать периодические поступления.
Сложнее всего будет разобраться с тем, как применять новые правила.
Новые ПБУ в 2019–2021 годах
Министерством финансов начата глобальная разработка федеральных стандартов бухучета на 2019–2020 годы. Согласно приказу Минфина «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухучета. » от от 18.04.2018 N 83н будут разработаны новые ПБУ и внесены поправки в уже изданные положения. План разработки и внедрения новшеств приведен в таблице ниже.
Разработка федеральных стандартов бухгалтерского учета
N п/п | Рабочее наименование проекта стандарта | Предполагаемая дата вступления стандарта в силу для обязательного применения |
1.1 | Запасы | 2019 |
1.2 | Нематериальные активы | 2020 |
1.3 | Аренда | 2022 |
1.4 | Основные средства | 2020 |
1.5 | Незавершенные капитальные вложения | 2020 |
1.6 | Дебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты) | 2020 |
1.7 | Документы и документооборот в бухгалтерском учете | 2020 |
1.8 | Доходы | 2022 |
1.9 | Некоммерческая деятельность | 2021 |
1.10 | Бухгалтерская отчетность | 2021 |
1.11 | Участие в зависимых организациях и совместная деятельность | 2021 |
1.12 | Расходы | 2022 |
1.13 | Финансовые инструменты | 2022 |
1.14 | Добыча полезных ископаемых | 2022 |
Требования к оформлению учетной политики предприятия
Ни законы, ни другие нормативно-правовые акты не устанавливают жестких требований к оформлению учетной политики. В пункте 8 ПБУ 1/2008 сказано лишь о том, что необходимо составить организационно-распорядительный документ: приказ, распоряжение, стандарт и проч.
На практике подавляющее большинство юрлиц поступают следующим образом: издают приказ об утверждении учетной политики за подписью директора. При налоговых проверках инспекторы обычно запрашивают этот документ. Если он отсутствует, некоторые хозяйственные операции могут признать неверно оформленными, что повлечет доначисление налогов, а также, возможно, начисление пеней и штрафов.
СПРАВКА
Приказ разрешено составить в свободной форме. Главное, поставить номер, дату и подпись. А также перечислить лиц, которые отвечают за соблюдение УП.
Что касается самой политики, то ее можно изложить в тексте приказа, либо оформить в виде приложения. Чаще всего составляют две политики: отдельно налоговую и отдельно бухгалтерскую. В каждой из них оформляют несколько разделов: «основные средства», «распределение на прямые и косвенные расходы», «создание резервов» и т.д. Допустимы и любые другие варианты, если они отвечают нуждам компании.
Независимость учетной политики относительна
В п. 2 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — 402-ФЗ) определено, что экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухучете, федеральными и отраслевыми стандартами. В то же время в п. 14 ст. 21 Закона № 402-ФЗ установлено, что материнская компания вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению дочерними обществами.
Поэтому в п. 5 ПБУ 1/2008 добавлен п. 5.1 с указанием на то, что организация выбирает способы ведения бухучета независимо от выбора способов ведения бухгалтерского учета другими организациями. При этом дочерняя компания формирует свою учетную политику исходя из стандартов головной компании.
Ранее в ПБУ 1/2008 такого положения не было.
Финансовую отчетность приравняли к бухгалтерской
На первый взгляд кажется, что новая редакция пункта 7 ПБУ 1/2008 облегчит работу бухгалтерам компаний, составляющих отчетность в соответствии с Федеральным законом «О консолидированной финансовой отчетности». Теперь этим экономическим субъектам разрешено не применять способ ведения бухгалтерского учета, установленный ПБУ, когда такой способ приводит к несоответствию учетной политики требованиям Международных стандартов финансовой отчетности. Иными словами, соответствующие компании получили право формировать «бухгалтерскую» учетную политику непосредственно «под МСФО». В результате финансовая отчетность отдельно взятой компании, не создающей группу (ч. 5 ст. 2 Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности»), одновременно может считаться бухгалтерской — отвечающей требованиям Федерального закона «О бухгалтерском учете». При этом отступления от ПБУ (а правильнее сказать — от ФСБУ) необходимо раскрыть (п. 20.1 ПБУ 1/2008).
Отметим, что в Законе неизменно фигурирует составной термин – «бухгалтерская (финансовая) отчетность». А вот теперь созданы условия для формирования единой – «бухгалтерско-финансовой» — отчетности. Тем самым необходимость в трансформации «российской» бухгалтерской отчетности отпадет. Казалось бы, налицо «плюс». Но стоить лишь задуматься, как обнаруживается существенный «минус» такого подхода.
Проблема в том, что российская система налогообложения ориентирована на применение ПБУ, традиционно опирающихся на оценки фактов по исторической стоимости. На основании пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета. Аналогичным образом действуют налоговые агенты и плательщики страховых взносов (п. 4 ст. 54, п. 1 ст. 421 НК РФ). Очевидно, что в результате перехода на МСФО плательщикам налога на прибыль придется вести самостоятельные регистры налогового учета (ст. 313 НК РФ). А налоговые инспекторы столкнутся с несоответствием показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций – например, в отношении размера доходов.
Справочно
Финансовая отчетность организации, не имеющей ни дочерних организаций, ни ассоциированных организаций и не являющейся участником совместных предприятий, не является отдельной финансовой отчетностью (п. 7 МСФО (IAS) 27).
Вообще говоря, ведение бухгалтерского учета по МСФО противоречит действующему налоговому законодательству. Оно изначально ориентировано на соответствие ПБУ, причем сближение бухгалтерского и налогового учета провозглашалось «дорожной картой» налоговой политики (п. 7 Бюджетного послания Президента РФ Федеральному собранию от 13.06.2013 «О бюджетной политике в 2014 — 2016 годах»). По мнению автора, проблема заслуживает как публичного обсуждения, так и официальных разъяснений. До конца года в ней необходимо разобраться.
Упразднена пояснительная записка
Мы уже усвоили, что ПБУ подлежат применению в части, но противоречащей Федеральному закону «О бухгалтерском учете» (Информация Минфина России № ПЗ-10/2012). На законодательном уровне в составе бухгалтерской отчетности наличие такого документа, как пояснительная записка, не предусмотрено. Но ранее в пунктах 24 и 25 ПБУ 1/2008 она упоминалась. Наконец-то это несоответствие устранено.
Справочно
Когда организация отступает от того или иного требования какого-либо МСФО, она должна раскрыть: характер отступления, включая порядок учета, который требовался бы при применении этого МСФО; причину, по которой в данных обстоятельствах данный порядок мог бы вводить в заблуждение до такой степени, что это противоречило бы самой цели подготовки финансовой отчетности; принятый порядок учета (п. 20 МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности»).
Итак, составление отчетной формы, озаглавленной как «Пояснительная записка», не требуется. Годовая бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним (ч. 1 ст. 14 Закона). Письмом ФНС России от 20.06. 2013 № ЕД-4-3/11174@ (со ссылкой на приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций») разъяснено, что в состав приложений входят отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и иные приложения (пояснения).
1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений) (далее — организации).
(в ред. Приказа Минфина РФ от 25.10.2010 N 132н)
Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут формировать учетную политику в соответствии с настоящим Положением либо исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности.
2. Для целей настоящего Положения под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.
3. Настоящее Положение распространяется:
- в части формирования учетной политики — на все организации;
- в части раскрытия учетной политики — на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.
С 1 января 2021 г. вводится в действие ФСБУ «Запасы».
Согласно данному стандарту в состав НФА войдут материальные запасы и незавершенное производство (п.7 Стандарта «Запасы»).
Незавершенное производство до этого стандарта учитывалось, как известно, на счете 109 (п.137 Инструкции 157н).
Согласно данному стандарту (п.7 Стандарта «Запасы») запасы должны соответствовать критериям актива — принадлежать, приносить выгоду и контролироваться
.
При подготовке к внедрению этого стандарта обратите также внимание на Методические рекомендации по его применению — письмо Минфина РФ от 1 августа 2021 г. № 02-07-07/ 58075.
Если в учреждении есть биологическая продукция (полученная от биологических активов), то это будет регулировать стандарт «Запасы».
Биологические активы регулируются другим стандартом.
С нового года необходимо выделить 4 группы матзапасов :
- материалы;
- готовая и биологическая продукция;
- товары;
- иные матзапасы.
Согласно п.117 Инструкции №157н их 9 групп.
Перечень ПБУ о бухгалтерском учете в 2020-2021 годах
Правила бухучета, применяемые в РФ в 2020-2021 годах, представлены следующим перечнем:
- ПБУ 7/98 — устанавливает порядок отражения в бухучете событий после отчетной даты;
- ПБУ 4/99— устанавливает методические основы бухгалтерской отчетности юрлиц;
- ПБУ 9/99 — устанавливает порядок отражения доходов в бухучете организаций;
- ПБУ 10/99 — фиксирует порядок отражения расходов в бухучете юрлиц;
О ПБУ 9/99 и 10/99 читайте здесь.
- ПБУ 13/2000 — регламентирует отражение в бухучете сведений о государственной помощи коммерческим фирмам;
- ПБУ 5/01— регламентирует отражение МПЗ в бухучете;
С 2021 года вместо ПБУ 5/01 нужно будет применять ФСБУ 5/2019. Какие нюансы следует учесть, применяя новый стандарт, узнайте в Обзоре от КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и бесплатно изучите материал.