Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое СКЗИ, и какие они бывают». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Существует несколько видов тахокарт: ЕСТР и СКЗИ. Первый тип – европейский образец, который используется за пределами России. Второй необходим для функционирования устройств, в основе работы которых заложена система криптографической защиты информации.
Какие еще карты нужны для получения информации с тахографа?
-
Карта предприятия – выдается владельцу организации или ИП. Она предназначена для того чтобы считывать сведения или закрывать доступ к данным тахографа.Она выдается сроком на 5 (ЕСТР) или 3 года (СКЗИ). Получать данные с устройства с её помощью рекомендуется раз в 56 дней.
Какие данные представлены на КП?
-
Название организации;
-
ФИО руководителя;
-
Время, когда была открыта карта;
-
Срок окончания действия КП;
-
Название органа, выдавшего её;
-
Непосредственный номер карты;
-
Личная подпись владельца;
Как получить данную карту?
Следует собрать и предоставить следующие виды документов:
-
Ксерокопия свидетельства оформления ООО, ЮЛ или ИП.
-
Копия паспорта.
-
Согласие на обработку своих личных данных.
-
Карта мастерской предназначена устанавливать оборудование, изменять настройки и выгружать информацию. Она оформляется на техников, сотрудников специальных авто-мастерских, которые имеют доступ к тахографам. Срок её действия – 1 год.
-
Её подлинность можно проверить в специальном реестре. Карта выдаётся в одном экземпляре. Её защита осуществляется специальным личным кодом, который может знать только её владелец.
-
Карта контролера предназначена для того чтобы контролировать работу автомобиля и водителя ТС. Она выдаётся сроком на 5 лет инспекторам, которые занимаются проверкой её данных. Исключительно её наличие может дать возможность посмотреть информацию, которая содержится на устройстве. С 2015 года такими картами располагают сотрудники ГИБДД, чтобы иметь возможность осуществлять контроль за происходящим на дороге.
Между картами СКЗИ и ЕСТР существуют определенные отличия:
- Шифры и водяные обозначения. СКЗИ содержит сведения на родном языке, а карты ЕСТР изготовлены с использованием, как английского и русского языка.
- Установленный подход к изготовлению документов. СКЗИ — это карты, начинающиеся с цифры 0, и, напротив, с буквенного обозначения начинается название карт ЕСТР.
- Тип кодировки применяется разный, в связи с этим их никак нельзя использовать вместо друг друга.
- Применение пин-кода.
- Разница по стоимости очевидна, так как ЕСТР почти в два раза дороже.
- Транспорт, задействованный при осуществлении перевозок грузов оборудованный приборами тахографами не должен покидать территорию России, даже если это страны таможенного союза. Дело в том, что криптографическая информация находится под контролем ФСБ.
Как использовать карту водителя СКЗИ
Карту водителя СКЗИ нужно вставить в Слот тахографа перед тем как завести мотор автомобиля. В тахографе имеются два слота для карт водителя СКЗИ. Левый для первого водителя, правый для второго водителя. Если в тахограф вставлена карта водителя СКЗИ, тахограф автоматически фиксирует все нарушения во время поездки и во время отдыха водителя. Ежедневное распечатывание регистрационных листов с тахографа обязательно для водителя. Если происходит проверка автомобиля, водитель обязан предоставить свою карту СКЗИ, а также регистрационные листы за последний месяц. Если водитель потерял свою карту СКЗИ, он может восстановить карту водителя в течении 15 дней.
Отличие карты водителя СКЗИ от ЕСТР
ЕСТР – это единая система технического регулирования, которая также представляет собой блок для записи информации и используется в паре с картой с одноименным названием. ЕСТР являются своеобразным аналогом СКЗИ, но применяются в европейских приборах тахографического контроля.
Тахокарты формата ЕСТР используются только для международных перевозок. Кроме этого, у такого пластика есть различия в нанесении шрифта и водяных знаков.
Важно! На карточке российского формата надписи только на русском языке, а на европейском дополнительно дублируются на английском.
Также есть разница в серийных номерах: на ЕСТР он начинается с латинской аббревиатуры RUD, а на карта водителя для тахографа СКЗИ в виде нулей. Для карт, используемых за рубежом, не требуется введение пин-кода при открытии очередной смены.
Кроме этого, отличия есть в стоимости оформления: российские карточки обходятся дешевле международных. Связано это с тем, что карточки выдают под контролем различных ведомств. СКЗИ тахокарты можно оформить в частных фирмах и мастерских, которые самостоятельно устанавливают цену, с учетом затрат на производство. На осуществление деятельности у них имеется официальная лицензия, которая получена в ФСБ. Пластик формата ЕСТР можно получить только в территориальном подразделении ФБУ «Росавтотранс».
Можно ли ездить на автомобиле с тахографом , но без карточки пока ее изготовят?
Нет. Эксплуатация тахографа без карты водителя запрещена. Но законодательством предусмотрены случаи, когда водителю можно продолжать рейс без карты водителя для тахографа.
Наиболее часто задаваемые вопросы по карте водителя СКЗИ
Водители транспортных средств обязаны:
1) перед началом движения транспортного средства (в начале смены, рабочего дня) вставить карту водителя в левый слот тахографа и ввести PIN-код карты (при экипаже второй водитель вставляет карту водителя в правый слот тахографа и вводит PIN-код своей карты после идентификации карты первого водителя);
2) осуществить по запросу тахографа ручной ввод данных о своей деятельности с указанием названия места, в котором начинается период времени управления транспортным средством, или проигнорировать данный запрос тахографа (при игнорировании указанного запроса тахографа вид деятельности водителя (второго водителя — в случае экипажа) и место, в котором начинается период времени управления транспортным средством, определяются и регистрируются автоматически);
3) изъять карту водителя из слота тахографа при завершении периода времени управления транспортным средством после запроса тахографа о завершении соответствующего периода времени управления транспортным средством и о подтверждении или вводе названия места, в котором завершился период времени управления транспортным средством;
4) по требованию представителей контрольных органов предоставлять доступ к тахографу и карте водителя, а также осуществлять по их требованию вывод на печать информации в виде соответствующих распечаток;
5) осуществлять вывод на печать информации;
6) не использовать загрязненную либо поврежденную карту водителя;
7) не извлекать карту во время движения транспортного средства;
8) не использовать карту водителя по истечении срока ее действия;
9) обеспечить эксплуатацию тахографа в соответствии с настоящими Правилами использования тахографов, установленных на транспортных средствах, и руководством по эксплуатации организации-изготовителя тахографа.
Водителям запрещается:
1) осуществление перевозки с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации;
2) использование тахографа, срок эксплуатации которого закончился;
3) использование тахографа с блоком СКЗИ тахографа, у которого закончился срок эксплуатации;
4) использование тахографа, не включенного в перечень моделей тахографов;
5) блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой тахографом информации;
6) уничтожение данных, хранящихся в тахографе и на карте водителя, а также распечаток тахографа;
7) использование тахографа, не имеющего нанесенного в соответствии с описанием типа средства измерения для данного тахографа знака утверждения типа средства измерения и знака поверки и (или) оформленного свидетельства о поверке, и (или) записи в паспорте (формуляре) тахографа, заверенной подписью поверителя и знаком поверки, с не истекшим сроком действия.
Что такое карта водителя?
По сути, это пластиковый носитель определенного формата со встроенным электронным чипом — на нем записаны персональные водительские данные. Благодаря этому при установке в бортовой самописец происходит идентификация и аутентификация человека за рулем. Таким образом, чип-карта представляет собой уникальный идентификатор, при помощи которого регистратор опознает лицо водителя. При отправке в рейс наличие тахокарты так же важно, как и водительское удостоверение. Если у водителя ее нет, то самое время получить этот идентификатор.
Смарт-карта хранит сведения о продолжительности управления автомобилем, соблюдении скорости и других параметрах движения. |
Владельцы коммерческого автотранспорта, занимающиеся грузовыми и пассажирскими перевозками, в обязательном порядке должны оснастить каждый автомобиль тахографом. Приказ Минтранса России №440 от 28.10.2020 указывает, что устройство необходимо установить на:
В приказе есть и длинный перечень исключений (не обязаны устанавливать прибор, например, троллейбусы, автокраны, машины скорой помощи и другие специализированные транспортные средства).
Тахограф (или самописец) представляет собой устройство, которое устанавливается в салоне автотранспортного средства и фиксирует такие показатели движения, как скорость, пройденное расстояние, время движения автомобиля в автоматическом режиме, пробег, время, которое водитель тратит на труд и на отдых. Эти приборы помогают проанализировать качество работы шофера и разрешить спорные ситуации, которые возникают в случае дорожно-транспортного происшествия.
В соответствии с приказом Минтранса РФ №440 от 28.10.2020 в России ТС оснащаются тахографами с блоком СКЗИ (программа криптографической защиты данных), для международных маршрутов используются ЕСТР (а водители используют карточки СКЗИ И ЕСТР). В законах и подзаконных актах нет определения, что такое карта водителя СКЗИ, понять это можно из названия, рекомендованный образец внешнего вида утвержден вышеуказанным приказом. Это пластиковый прямоугольник с микрочипом, вставляемый в тахограф для идентификации водителя перед каждым использованием ТС. Без карты самописец не эксплуатируется.
Что такое карточка водителя
Водители, работающие в транспортных компаниях, сталкиваясь с необходимостью взаимодействовать с этим прибором, нередко не знают, для чего нужна карта тахографа и что это. Определенным категориям автоработников ее необходимо оформлять и получать в обязательном порядке (в зависимости от того, на каких ТС они работают).
Карточка водителя для тахографа обеспечивает идентификацию и аутентификацию с применением шифровальных средств. Она содержит в себе полную информацию о манере вождения, соблюдении норм трудового распорядка, скоростном режиме, соблюдаемом шофером, и времени, которое он потратил на поездку.
Информация с карточки является неоспоримым доказательством в суде, так как является персональной. В соответствии с «Требованиями к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства», утвержденными Приказом Минтранса РФ №440 от 28.10.2020, срок ее эксплуатации составляет три года, после чего она подлежит замене. Получить новую необходимо и тогда, когда действующая утеряна или украдена, пластик поврежден, появился дефект и она работает со сбоями, либо изменились персональные данные владельца. В случае увольнения с места работы тахокарту возвращают в бюро по выдаче.
Как пользоваться картой
Чтобы правильно использовать смарт-карту, не нарушив действующих требований закона (в настоящее время – приказ Минтранса РФ от 28.10.2020 № 440), водитель должен выполнить следующие рекомендации.
- Готовясь к рейсу, необходимо поместить личную карту в приемный слот тахографа.
- Для отечественных систем криптозащиты СКЗИ потребуется ввести ПИН-код, чтобы разблокировать функции прибора.
- Некоторые модели трекеров потребуют ввести дополнительную информацию о задании на рейс, запланированном маршруте и т. д. Нужно будет указать запрошенные данные.
- Во время нахождения водителя за рулем карточка должна оставаться в устройстве. В ее память заносятся закодированные сведения о движении автомобиля, его маршруте и скорости, другие показатели с установленных периферийных датчиков.
Согласие на обработку личных данных.
Данным заявлением подтверждаю свое согласие на обработку, в том числе с использованием средств автоматизации (сбор, запись, накопление, хранение, изменение, использование, передачу, обезличивание, удаление, уничтожение), моих персональных данных, указанных в заявлении.
Целью обработки персональных данных является выдача, замена или обновление карты водителя.
Организация, выдающая карты вправе передавать персональные данные, указанные в заявлении, третьему лицу, являющемуся организацией-изготовителем карт тахографа, учтенному ФБУ «Росавтотранс» в перечне сведений о моделях карт тахографа. Целью передачи персональных данных организации-изготовителю карт тахографа является выпуск карты водителя.
Организация, выдающая карты вправе передавать персональные данные, указанные в заявлении, третьему лицу- ФБУ «Росавтотранс». Целью передачи персональных данных в ФБУ «Росавтотранс» является учет в перечне сведений о каждом экземпляре переданных, активизированных, утилизированных организациями-изготовителями и мастерскими карт тахографа.
Организация-изготовитель карт тахографа вправе передавать персональные данные, указанные в заявлении, третьему лицу, являющемуся в установленном порядке аккредитованным удостоверяющим центром. Целью передачи персональных данных удостоверяющему центру является выпуск квалифицированного сертификата карты тахографа.
С правилами пользования ИПФШ.467444.001ПП «Программно-аппаратные шифровальные (криптографические) средства защиты информации «Карта тахографа «Диамант» ознакомлен.
Отличия карты водителя СКЗИ от ЕСТР
Водителю, который выполняет не только внутрироссийские, но и международные рейсы, недостаточно знать, что такое карта водителя СКЗИ, как расшифровывается эта аббревиатура и как оформлять такой чип. Для выезда за рубеж используются ТС, оборудованные тахографами европейского образца (стандарт ЕСТР). Для таких приборов нужны соответствующие карты, которые отличаются по принципу шифрования информации, а также по внешнему оформлению:
Отличается и стоимость оформления: цифровой ключ ЕСТР будет дороже (примерно 4400 рублей).
Чтобы управлять грузовиками, автобусами или микроавтобусами, оснащенными бортовыми самописцами и выполняющими рейсы внутри РФ, недостаточно действующего водительского удостоверения. Нужна еще и личная карта водителя СКЗИ, которую следует оформлять по всем правилам и не забывать заказывать перевыпуск раз в 3 года.
Как и где можно получить карту для тахографа
Главная Тахограф Где и как получить карту для тахографа
Время чтения: 7 минут
Как известно, начиная с 2010 года российские компании, занимающиеся пассажирскими и грузовыми перевозками, обязаны оснащать свои транспортные средства тахографами.
В связи с этим у работников транспортных организаций появилась необходимость в оформлении карты водителя, которая дает возможность его идентифицировать.
Ниже предоставлена информация о том, где и как получают карту водителя для тахографа.
В настоящее время выдачей, заменой и обновлением карт тахографа занимаются специализированные организации, получившие лицензию ФСБ на оказание подобных услуг.
Полный перечень таких компаний можно найти на сайте ФБУ Агентства автомобильного транспорта «Росавтотранс» во вкладке «Тахографический контроль РФ».
Поиск производится по региональному признаку, при этом отражается название, адрес, номер телефона и электронная почта выбранного учреждения.
С информацией о том, где взять водительскую карточку можно ознакомится в Приказе Минтранса РФ от 21.05.2012 года № 145. Вкратце схема оформления карты водителя физ. лицом имеет следующий вид:
- Вначале надо заполнить заявление на выдачу карты (бланк можно скачать на сайте «Росавтотранс»),
- далее следует собрать пакет необходимых бумаг,
- затем сделать фото установленного образца,
- явиться в офис организации, занимающейся изготовлением таких карт, и предоставить все документы,
- внести денежные средства за услугу,
- дождаться окончания процесса изготовления документа,
- получить на руки готовую карту водителя.
Назначение чип-карты для тахографа
Индивидуальная карта водителя — это электронный ключ, необходимый для корректной работы с установленным на автомобиле тахографом. Внешне представляет собой пластиковую карточку стандартного размера со встроенным чипом и отпечатанной информацией о владельце карты.
Основное назначение электронной смарт карты – идентификация лица, которое управляет автомобилем. Перед началом вождения водитель вставляет электронный ключ в гнездо тахографа и активирует ее, вводя pin-код. При этом фамилия и инициалы водителя высвечиваются на экране тахографа, что подтверждает исправность карты и корректную работу устройства.
Управление автомобилем, оснащённым тахографом, без индивидуальной тахокарты, запрещено. Также не допускается:
- Эксплуатация тахографа с применением неисправной либо просроченной карты.
- Использование электронного ключа, принадлежащего третьему лицу.
Карта СКЗИ для водителей: общая информация
Карта СКЗИ (Средства Криптографической Защиты Информации) для водителей — это электронный носитель, который используется для идентификации и аутентификации водителя при работе с автомобильными системами и сервисами.
Карта СКЗИ представляет собой пластиковую карту, на которой хранятся данные водителя, такие как его личная информация, права вождения, квалификационные категории и другие релевантные данные. Карта также содержит электронные ключи и сертификаты, необходимые для безопасного взаимодействия водителя с системами автомобилей и внутренними системами организации.
Преимущества использования карты СКЗИ для водителей:
- Безопасность: Карта СКЗИ обеспечивает высокий уровень безопасности при работе водителя с автомобильными системами. Криптографические методы и алгоритмы, используемые на карте, защищают информацию от несанкционированного доступа и подделки.
- Удобство: Карта СКЗИ является компактным и переносимым устройством, которое водитель всегда может иметь с собой. Карта может использоваться для различных целей, таких как доступ к автомобильному салону, регистрация рабочего времени, совершение дистанционного контроля за вождением и других задач.
- Автоматизация: Использование карт СКЗИ позволяет автоматизировать процессы и операции, связанные с управлением водителями и их доступом к автомобилям и информационным системам. Это упрощает работу персонала, сокращает время на выполнение задач и повышает эффективность всей организации.
- Соответствие законодательству: В некоторых странах использование карт СКЗИ для водителей является обязательным требованием в соответствии с законодательством. Это гарантирует соблюдение правил и норм безопасности водителей и дает организациям законную возможность контролировать деятельность своих водителей.
Карта СКЗИ для водителей — это надежный инструмент для обеспечения безопасности автомобильных систем и эффективного управления водителями. Она повышает уровень безопасности, удобство и автоматизацию процессов, а также обеспечивает соблюдение соответствующих требований законодательства.
Принципы работы карты СКЗИ
Карта СКЗИ (средства криптографической защиты информации) для водителей основана на использовании криптографических принципов и алгоритмов для обеспечения безопасности данных и аутентификации пользователей. Ключевые принципы, лежащие в основе работы карты СКЗИ, включают:
- Аутентификация: карта СКЗИ выполняет процесс проверки подлинности водителя и автомобиля, используя уникальные идентификаторы и алгоритмы шифрования.
- Шифрование данных: карта СКЗИ обеспечивает защиту личной информации и данных автомобиля путем использования криптографических алгоритмов
- Защита от несанкционированного доступа: карта СКЗИ использует методы контроля доступа, такие как пароль или PIN-код, для предотвращения несанкционированного доступа к информации и функциям автомобиля.
- Хранение данных: карта СКЗИ обеспечивает безопасное хранение ключей и другой конфиденциальной информации, чтобы предотвратить утечку или несанкционированный доступ к ним.
Для обеспечения надежной работы карты СКЗИ, она должна соответствовать стандартам и требованиям безопасности, а также быть защищена от физического и программного вмешательства. Карта СКЗИ обычно имеет микропроцессор, который выполняет алгоритмы шифрования и аутентификации, а также защищает хранимые данные.
Преимущества использования карты СКЗИ для водителей включают повышение безопасности, защиту конфиденциальности данных, предотвращение несанкционированного доступа и возможность использования расширенных функций и сервисов автомобиля.
В современном мире защита личных данных является одной из важнейших задач. В рамках карт СКЗИ для водителей применяются определенные принципы, которые позволяют обеспечить максимальную безопасность и конфиденциальность информации.
Одним из основных принципов защиты личных данных является шифрование. В процессе работы с картой СКЗИ, все данные, передаваемые или хранящиеся на ней, шифруются с использованием сложных алгоритмов. Это позволяет предотвратить несанкционированный доступ к информации и защитить ее от утечек.
Еще одним важным принципом защиты личных данных является идентификация и аутентификация пользователей. Карта СКЗИ для водителей предоставляет возможность установить сильные пароли и использовать дополнительные методы идентификации, такие как отпечаток пальца или распознавание голоса. Это позволяет гарантировать, что информация доступна только авторизованным лицам.
Кроме того, карта СКЗИ для водителей поддерживает возможность контроля доступа к информации. Это означает, что определенные данные могут быть доступны только определенным пользователям или группам пользователей, что увеличивает уровень безопасности и защищает личные данные от несанкционированного использования или распространения.
Также важным аспектом защиты личных данных является аудит и мониторинг. Карта СКЗИ для водителей обеспечивает возможность записи и анализа логов, что позволяет отслеживать доступ к информации, выявлять возможные нарушения безопасности и предотвращать их.
В заключение, использование карт СКЗИ для водителей является эффективным инструментом защиты личных данных. Они обеспечивают шифрование и конфиденциальность информации, идентификацию и аутентификацию пользователей, контроль доступа и возможность аудита и мониторинга. В результате, личные данные водителей сохраняются в безопасности и защищены от несанкционированного доступа.