Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «НДФЛ у физического лица – цессионария по договору уступки права требования займа». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В случае наступления страхового риска при дорожно-транспортном происшествии застрахованное лицо вправе передать право на получение возмещения ущерба в денежной форме с помощью договора цессии.
Нововведения в законодательстве: запрет на переуступку
26 декабря 2017 года было выпущено постановление №58 Пленума ВС РФ . В нём рассматриваются различные спорные вопросы, которые могут возникнуть при в судебных разбирательствах, касающихся ОСАГО. После этого пошли слухи о запрете на переуступку прав требования.
Согласно указанному документу, передача права требования компенсации возможна. При этом из договора должно быть четко видно, какие именно права на какое конкретно возмещение передаются. Заключить договор цессии можно не раньше, чем наступил страховой случай (пункт 70 Постановления). Права переходят к новому кредитору ровно в том же объеме и на тех же условиях, что были применимы к владельцу авто.
По договору цессии можно передать только право на получение компенсации за вред, нанесенный автомобилю. Но не за моральный или причинённый жизни и здоровью ущерб. Не получится передать по соглашению и права на получение штрафов за просрочку страховщиком времени выплаты.
Продажа прав на требование со страховщика компенсации – удобный способ быстро и с минимальными усилиями получить деньги на ремонт машины, пусть и не в полном объёме. Но очень важно правильно заполнить документ и ответственно подойти к выбору нового кредитора. Иначе есть риск остаться вообще без возмещения.
Стоит ли переуступать права требования на выплаты от страховой?
Например, такое иногда предлагают автоюристы.
Согласно гражданскому законодательству, граждане свободны в заключении договора и побуждение к таким действиям не допускается. Заключая договор цессии, необходимо взвесить все преимущества и недостатки данного договора для Вас.
Преимуществами договора цессии являются: возможность ограничить себя от траты времени и денег на судебные разбирательства; быстрое получение денег; возможность не связываться со страховой компанией (например, по вопросам отказа в выплате, затягивания сроков выплаты и т. д).
Недостатки — получение только части суммы (обычно не очень большой); возможность столкнуться с мошенниками («чёрными» автоюристами); наличие в договоре цессии условий, ущемляющих Ваше положение, и т. д.
Сейчас процесс получения страхового возмещения стал существенно проще, и мы не рекомендуем заключать договор цессии (переуступки прав) с непроверенными людьми/компаниями.
В Российском союзе автостраховщиков мне дали такой ответ:
«Переуступка права требования по договору страхования за вознаграждение практически лишает страхователя реального понимания о размере возмещения за убыток от страховой компании.
Для автоюристов заключение договора уступки права требования (договора цессии) — это бизнес, на котором они зарабатывают, и, естественно, из той величины возмещения, которую страхователь полностью мог бы получить в свою пользу, автоюристы вычитают свой интерес.
Основные причины, по которым не рекомендуется заключать договор уступки прав требования с автоюристами, следующие:
- во-первых, с большой вероятностью, от страховой компании вы получили бы выплату в большем размере, а ещё лучше страховая компания отправит ваш автомобиль на ремонт, где его приведут в доаварийное состояние;
- во-вторых, недобросовестные автоюристы, как правило, используют схемы, которые позволяют им обратиться в суд с большим иском за счёт приписки (фальсификации) дополнительных повреждений. Если такой автоюрист обратится в суд и получит со страховщика штрафы, пени и неустойки, то 13% с этих выплат со страхователя потребует налоговая инспекция, и вами могут заинтересоваться правоохранительные органы, когда выяснят фальсификацию;
- в-третьих, ваши персональные данные недобросовестные автоюристы могут использовать и в других неизвестных вам схемах.
С 1 июня 2019 года в части автострахования работает институт финансового омбудсмена, обращение к которому обязательно в случае возникновения спора со страховщиком».
Налоговые последствия договора цессии
Логично будет предположить, что налогообложение после заключения договора цессии будет отличаться для всех сторон «конфликта». Следует также отметить, что в определенных ситуациях правила налогообложения будут зависимы от конкретного вида задолженности. Она может вестись как по обычному договору займа, так и вытекать из договора на продажу товаров, услуг или подрядных работ. Посмотрим же, как переуступка долга между юридическими лицами отражается на каждом из участников данной сделки.
Формально обязанность по уплате НДС возникает, так как передача имущественных прав является отдельным объектом налогообложения. Однако налоговая база в данной ситуации определяется согласно ст. 155 НК РФ, а в ней нет ни единого пункта, указывающего на процедуру расчёта налога при переуступке права требования. Соответственно, неуплата НДС будет совершенно законной, что и подтверждает современная судебная практика.
Какие налоги платятся при договоре цессии
Одним из самых распространенных неденежных способов расчетов является зачет взаимных требований. Для проведения взаимозачета ст. 410 ГК РФ установлено следующее:
1) требования сторон должны быть качественно сопоставимы;
2) сделка по зачету взаимных требований признается действительной при наступлении сроков погашения обязательств.
Как правило, оформляется взаимозачет в произвольной форме с указанием всех обязательных реквизитов, предусмотренных Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ. Акт сверки, составленный предварительно на основании всех документов о возникновении задолженности и ее величине, — неотъемлемая часть любого взаимозачета. Юридически данные расчеты являются способом прекращения обязательств, поэтому в бухгалтерском учете операции следует отражать по общим правилам.
———————————
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 27.10.2008 N 18АП-5720/2008 пришел к выводу о том, что данные расходы учитываются по мере реализации товаров и с погашением задолженности покупателя никак не связаны.
Как заполнить счет-фактуру
Оформление документа зависит от того, какая сторона сделки это производит.
Цедент выставляет цессионарию счет-фактуру при любом финансовом результате от продажи задолженности. Если задолженность продана с убытком или «по себестоимости», т.е. за сумму, равную номиналу, то облагаемая база (графа 5) и сумма налога (графа 8) будут равны 0.
Если же цедент получил прибыль, то в графе 5 нужно отразить ее сумму, которая и будет являться налоговой базой. НДС в графе 8 будет определен расчетным путем по ставке 20/120, которую следует указать в графе 7.
Исключение здесь делается только для ситуации, когда продается задолженность по кредиту или денежному займу. В этом случае счет-фактура не нужен вообще, т.к. для операций, освобожденных от НДС, его оформление не требуется (пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ).
У цессионария облагаемая база по НДС возникает при получении денег от должника. В этот момент он выставляет счет-фактуру в одном экземпляре. В строке «покупатель» нужно указать должника, в графе 5 — разницу между поступлениями от должника, и затратами на приобретение долга.
Определение суммы НДС в графе 8 производится расчетным путем, аналогично цеденту.
Что делать, если подписал цессию на ремонт авто?
-
Претензии и суды.
ФЗ об ОСАГО уже не применить, но вот закон «О защите прав потребителей» — вполне возможно. Вы заключаете возмездный договор для личных нужд, поэтому считаетесь потребителем. В ЗоЗПП предусмотрена ответственность на случай нарушения сроков выполнения работ, а также некачественного оказания услуг (статьи 29 и 30) — вплоть до расторжения договора, возмещения убытков и выплаты неустойки. Ещё в статье 33 ЗоЗПП есть правило: при наличии в договоре твёрдой сметы исполнитель в большинстве случаев не вправе требовать ее увеличения. -
Жалоба в ЦБ РФ.
К сожалению, пока мне не удалось найти информации о том, что ЦБ наказал какую-нибудь страховую за использование данной схемы или хотя бы заинтересовался вопросом. Формально проблема в том, что клиент вроде как сам подписал договор цессии. В любом случае можно попробовать написать жалобу в ЦБ. Если накопится критическая масса обращений по проблеме, есть шанс, что ее скорее начнут как-нибудь решать.
Как выгодно выбрать компанию
Выбрать фирму, которая выкупит ваше страховое дело, очень серьезное дело. Ведь слишком много мошенников в этой сфере появилось.
Изначально надо помнить об информации, которую надо собрать о фирмах и чем ее больше, тем лучше. Чем больше опыта в подобных делах имеет фирма, тем больше доверия ей.
Бесплатная консультация юриста по ДТП.
Отзывы о деятельности фирм также не помешают, ведь они могут быть как положительные, так и отрицательные.
Для того чтобы выбрать наиболее выгодное предложение, стоит рассмотреть несколько организаций и сравнить условия договора цессии. После выбора одной организации можно подписывать соглашение о передаче прав требования страхового возмещения.
Вышеуказанное позволяет сделать вывод, что сегодня очень многие компании занимаются выкупом страховых дел по ДТП.
Заключение договора цессии – это вполне законно и соответствует действующему законодательству РФ, поэтому стоит об этом всерьез задуматься, если автовладелец попал в дорожно-транспортное происшествие.
Но не стоит забывать, что к выбору компании, с которой будете заключать договор цессии, стоит подойти очень внимательно.
Посмотрите видео. Чем опасен выкуп долга страховой по ОСАГО?
Налоговые обстоятельства цедирования
Передача прав оказывает прямое влияние на налоговые обязательства всех сторон сделки:
- для должника с точки зрения налогов ничего не меняется, НДС не восстанавливается, как это поясняет пункт 3 ст. 170 Налогового кодекса РФ;
- цедент не уплачивает НДС как продавец, несмотря на то, что передаваемое имущественное право должно подвергаться налогообложению. В ст. 155 НК РФ нет прямых указаний на расчет НДС при переуступке долга.
- цессионарий, получивший право требовать долг, должен будет выплатить НДС только в том случае, если речь идет об операциях, облагаемых этим налогом (продажа товаров, плата за услуги, выполнение работ). Если прежний кредитор предоставит счет-фактуру, «вторичный» сможет предоставить НДС к вычету (ст.171-172 НК РФ).
Заключение договора цессии
Для уступки права требования по обязательствам третьих лиц заключается договор цессии. В соответствии с порядком, изложенным в статье 389 ГК РФ, переход прав возможен только при заключении соглашения в соответствующей письменной форме и обязательной государственной регистрации.
При заключении договора цессии в соответствии со статьей 385 ГК РФ прежний кредитор обязан передать новому кредитору документы, удостоверяющие само наличие обязательства третьего лица перед прежним кредитором.
Для уступки права требования не требуется разрешение должника, если иное не установлено условиями договора между страховой компанией и застрахованным лицом.
При заключении договора цессии необходимо обладать информацией по налоговой дисциплине должника, т.е. страховой компании. В том случае, если сторона, несущая обязательства, имеет задолженность перед государством по налогам и иным сборам в бюджетные и внебюджетные фонды, могут возникнуть проблемы передачи прав на реализацию требования по выплате. Об этом свидетельствует современная российская практика арбитражного разбирательства.
Что делать, если подписал цессию на ремонт авто?
- Претензии и суды. ФЗ об ОСАГО уже не применить, но вот закон «О защите прав потребителей» — вполне возможно. Вы заключаете возмездный договор для личных нужд, поэтому считаетесь потребителем. В ЗоЗПП предусмотрена ответственность на случай нарушения сроков выполнения работ, а также некачественного оказания услуг (статьи 29 и 30) — вплоть до расторжения договора, возмещения убытков и выплаты неустойки. Ещё в статье 33 ЗоЗПП есть правило: при наличии в договоре твёрдой сметы исполнитель в большинстве случаев не вправе требовать ее увеличения.
- Жалоба в ЦБ РФ. К сожалению, пока мне не удалось найти информации о том, что ЦБ наказал какую-нибудь страховую за использование данной схемы или хотя бы заинтересовался вопросом. Формально проблема в том, что клиент вроде как сам подписал договор цессии. В любом случае можно попробовать написать жалобу в ЦБ. Если накопится критическая масса обращений по проблеме, есть шанс, что ее скорее начнут как-нибудь решать.
Налоговые последствия у цедента-физлица
Закон не запрещает передавать право на получение страхового возмещения. А в договоре между Василием и владелицей машины указаны дата, место, виновник ДТП, и даже размер уже полученных от страховой компании денег. Еще один важный фактор: страховая заплатила часть суммы, значит, признала случай страховым.
Налоговую базу в таком случае нужно определять по правилам пункта 1 статьи 155 НК РФ. Там говорится, что облагаемая база — это превышение суммы дохода, полученного первоначальным кредитором, над размером денежного требования, права по которому уступлены.
Верховный суд счел, что вопрос о предпринимательском статусе Есенькиной вообще не имеет значения для этого дела. Подп. 4 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса, который запрещает уменьшать сумму налогооблагаемой базы при продаже жилья на сумму фактических расходов на его приобретение, если оно использовалось в предпринимательстве, касается только продажи самой недвижимости, а не прав требования.
Если же он продает долг, образовавшийся в результате поставки товаров (работ, услуг), то в теории возникает база по НДС. Дело в том, что передача имущественных прав — это отдельный объект обложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). А право требования долга как раз и является имущественным правом.
Верховный суд счел, что вопрос о предпринимательском статусе Есенькиной вообще не имеет значения для этого дела. Подп. 4 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса, который запрещает уменьшать сумму налогооблагаемой базы при продаже жилья на сумму фактических расходов на его приобретение, если оно использовалось в предпринимательстве, касается только продажи самой недвижимости, а не прав требования.
Второй значимый плюс – быстрое получение денег (2-3 дня) и возможность проведения скорого восстановления авто. Конечно, всю полагающуюся сумму претендент не получит, но учитывая то сколько времени и денег уходит на судебные разбирательства, страхователи соглашаются на такой вариант.
Правовые особенности договора цессии регулируются положениями ст. Для компаний-должников цессионарием может стать любое юридическое лицо. Цедент первоначальный кредитор , применяющий общую систему налогообложения ОСН. Это обусловлено положениями п.
Подводные камни договора цессии
Уже ни для кого не секрет, что на улицах городов России работают так называемые Аваркомы (аварийные комиссары — ред.). Некоторые из них работают «по старинке», оказывая помощь в составлении извещения о ДТП и в сборе документов, необходимых для обращения в страховую компанию, получая за это минимальную сумму, от 1000 до 1500 рублей.
А есть такие, которые пользуясь растерянностью и состоянием шока, попавшего в беду человека, оформляют с ним договор цессии (уступки права требования).
Вот о них-то и пойдет речь в моей статье. Сразу хочу оговориться, что я лично не испытываю никаких неприязненных отношений к этим людям, у каждого своя работа и каждый по-своему зарабатывает себе на хлеб с маслом. Цель моей статьи – обратить внимание автомобилистов на то, что у каждой медали есть две стороны. А теперь обо всем по порядку.
Аваркомы предлагают потерпевшему «выкупить» его долг страховой компании за определенную плату. Варианты различные, от предложения денежных средств на месте, до полного выкупа поврежденного автомобиля. За это потерпевший, который должен быть владельцем поврежденного автомобиля, подписывает с ними договор цессии, уступая право требования страхового возмещения у страховой компании, а также оформляют нотариальную доверенность на сотрудников компании Аваркомов, доверяя им не только представлять свои интересы в страховых компания, ГИБДД, на почте и в судах, а еще и получение денежных средств, страхового возмещения и присужденного имущества.
Но, многие даже не догадываются о том, что, подписывая такой договор, они уступают Аваркому не только свое страховое возмещение, а гораздо большее. Цель автоюристов максимально использовать «страховой случай» и по возможности отсудить у страховых компаний штрафы и неустойки, ради которых и придумана вся эта схема.
Вот тут-то и начинается все самое интересное. Человек получил возмещение за поврежденный автомобиль, его все устраивает, он оправился от шока и начинает ремонт авто, а может и вовсе избавился от него и перекрестился… Аварком же нацелен на получение дополнительных бонусов, штрафов и неустоек, от имени потерпевшего, конечно. Я не буду подробно расписывать, каким образом они этого добиваются, у всех подход разный, цель моей статьи уберечь автовладельцев от подписания такого вида договора, или же, если у них все же есть необходимость реализации поврежденного авто, или же нет никакого желания заниматься получением страховой выплаты, то быть максимально внимательным и осторожным.
Для того чтобы получить штрафные санкции, обладатель договора цессии убирает его в сейф, и нигде и никому не показывает. Заявление в страховую компанию и дальнейшее обращение в суд оформляются от имени автовладельцев, подписавших цессию (уступку права требования). Все бы было ничего, и Аваркомы бы работали так и дальше, но суды стали более внимательно рассматривать такие категории дел. Согласно разъяснениям пленума Верховного суда, административный материал, составленный сотрудниками полиции в отношении виновника, при рассмотрении гражданского дела в суде не имеет преюдициального значения. То есть, говоря простым языком, виновник, при грамотном подходе и привлечении специалистов к участию в деле, может стать также и потерпевшим. Пусть не на все сто процентов, пусть на пятьдесят, но это в корне меняет ситуацию.
Бывший потерпевший, который давно забыл про свое ДТП, через год или два, узнает от судебных приставов, что должен бывшему виновнику своего ДТП определенную сумму денег, а может быть, эту определенную сумму уже даже сняли у него со счета, и он узнает об этом от сотрудника банка.
Почему так может получиться? — спросите вы меня. И я вам отвечу, что в любом ДТП виноваты оба водителя, если только это не наезд на стоящее авто. Почему оба? Да потому что водитель, севший за руль своего автомобиля, как говорил мой инструктор из автошколы ДОСААФ, «уже виноват», потому что, управляя автомобилем, водитель управляет источником повышенной опасности и несет ответственность перед всеми, кому может причинить вред, а если, не дай Бог, будет наезд на пешехода, даже если будет установлена вина последнего, водитель все равно будет отвечать перед ним, согласно Гражданскому кодексу.
Но сейчас не об этом, а о том, что при грамотной защите в суде виновник ДТП может назначить автотехническую экспертизу и поставить перед экспертами вопрос о том, имел ли второй водитель, бывший потерпевший, техническую возможность предотвратить столкновение. И как правило, в большинстве случаев эксперты отвечают, что да, имел.
Как? — спросите вы. Да, очень просто. В правилах дорожного движения есть несколько пунктов, которые мы с вами, управляя автомобилем, можем нарушать постоянно, даже не предполагая и будучи очень ответственным и дисциплинарным водителем.
Первый и самый распространённый вид нарушения, это пункт 10.1 ПДД РФ, согласно которому, управляя автомобилем, водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности — видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований ПДД. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
Смоделируем ситуацию. Вы двигаетесь по дороге, вдруг перед вами внезапно, как вам показалось, появляется другой автомобиль, выехавший из двора, резко перестроившийся из другого ряда, да и просто, выехавший с полосы встречного движения. Правила предписывают вам, что можно только тормозить, крутить руль влево-вправо — запрещено. Соответственно, применив специальные познания, эксперт-автотехник вычисляет, имели ли вы техническую возможность в момент обнаружения этого автомобиля, возникшего перед вами, остановить свое транспортное средство в строгом соблюдении пункта ПДД. И очень часто оказывается, что имели. На дороге очень много «если» — если бы не было снега, то я бы успел затормозить; если бы я не слушал громкую музыку, а бы был внимательнее, мне бы хватило времени для остановки, если бы я вовремя сменил резину, то все было бы иначе… И вы сами, и без меня, это знаете.
Еще один волшебный пункт правил, который мы частенько нарушаем, даже не задумываясь об этом, пункт 9.10 ПДД РФ: «Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения»
. А ведь в городе при таком плотном движении транспорта так сложно это сделать, правда? Мы сами, того не замечая, постоянно «жмемся» к впереди идущему автомобилю, когда торопимся, не обращаем внимания, что по разметке три полосы для движения в одном направлении, и выстраиваемся и в пять, и шесть полос на оживленном перекрестке, правда ведь? С кем такого не было?
Поэтому-то и получается, что невиновный, согласно документам ГИБДД, становится виноватым в суде.
Но вернемся к бывшему потерпевшему, которому пришло «письмо счастья» от пристава или который вдруг внезапно лишился части своих сбережений.
Начиная разбираться, этот человек узнает, что когда-то в суде был процесс, на который он, получив судебное извещение, не пошел, так как сотрудник фирмы Аваркомов сообщил ему, что все нормально, у нас же с вами договор, и мы все сделаем, не переживайте. И человек не переживал, забыл про это.
Договор цессии по ОСАГО: что это, в каких случаях заключается
Для полноценного заключения договора важно собрать все нужные документы. В идеале понадобится не только оригинал, но и их копии. В пакет обязательных бумаг для оформления рецессии входят следующие:
- справка об аварии;
- протокол с места административного правонарушения;
- экспертиза;
- паспортные данные обеих сторон ДТП;
- права водителя, который на момент аварии управлял транспортным средством;
- свидетельство о регистрации ТС;
- действующий полис ОСАГО.
На основании этих документов составляется договор, а выплаты по нему автовладелец получает в течение 2-3 дней.
Внимательность при перепродаже долгов очень важна. Только так можно заключить договор без последующих проблем. Чтобы избежать подвоха, следует обращать внимания на специфические нюансы:
- не стоит заключать документ цессии в первые сутки после аварии;
- оценивать ущерб должны только специалисты;
- нельзя заключать документ по уступке прав, если организация обещает восстановить ущерб в полном объеме;
- лучше прибегать к услугам цессионариев после досудебных разбирательств со страховщиками;
- договор следует внимательно изучить до того, как ставить подпись.
Только так можно получить деньги на ремонт автомобиля быстро и без последующих проблем.
-
Страховая больше ни при чем.
Ненавязчиво посылая вас к посредникам, страховая компания полностью снимает с себя обязанности по урегулированию страхового случая. Она не делает вам денежную выплату, не выдаёт направление на ремонт и не контролирует сроки и качество ремонта. Все связанные с ремонтом спорные вопросы ФЗ об ОСАГО больше не регулирует. Вы не получите от страховой ни выплату, ни предусмотренные законом об ОСАГО неустойки и штрафы и не сможете предъявить ей претензии по качеству ремонта. -
Налоги.
Страховые выплаты по ОСАГО освобождены от НДФЛ на основании статьи 213 НК РФ. По доходам от договоров цессии такое не предусмотрено, то есть налог в данном случае придется платить на общих основаниях (см. письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 28.07.2015 №03-04-05/43362).